АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ю.В. Бурковская1, И.В.Тюрина
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Рассмотрены подходы к разработке, утверждению и применению профессиональных стандартов.
Ключевые слова: профессиональная стандартизация, квалификационные требования, классификатор профессий
В России давно сложилась ситуация, при которой профессиональные знания, навыки, которые получают студенты в ВУЗах, нередко не имеют прикладного характера, а обладают исключительно теоретической направленностью, и выпускники не обладают набором необходимых практических навыков, умений. Дипломированный специалист без опыта работы фактически специалистом не является, он не имеет достаточной квалификации для того, чтобы непосредственно приступить к профессиональной деятельности и приложению полученных знаний на практике. Сегодня существует качественный разрыв между спросом и предложением на рынке труда и как результат диплом, свидетельство или иной документ об образовании не имеет практической значимости.
По оценкам федеральной службы по труду и занятости менее 40% выпускников ВУЗов трудоустраиваются по полученной в ВУЗе специальности. Принятое Правительством России Постановление о плане разработки профессиональных стандартов должно существенно изменить положение дел [1].
Во-первых, проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться работодателями,
1 Бурковская Юлия Валерьевна — ассистент кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы; 127473, Москва, ул. Достоевского, д. 2, стр. 2; тел.: 8 (495) 688-72-54; e-mail: [email protected].
их объединениями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций. Именно бизнес (потребитель) должен выдвигать своеобразный заказ на виды и качество трудовых ресурсов, необходимых на рынке труда. Очевидны и выгоды от данного процесса для каждой из сторон: бизнес получает квалифицированные кадры, в которых испытывает дефицит, без необходимости вложений собственных сил и средств на их обучение; повышаются качество и ценность образования; у работников появляется возможность профессионально расти; на замену рынку дипломов приходит рынок квалификаций и компетенций. Например, на рынке труда частной охраны сложилась полностью противоположная ситуация. МВД России взяло на себя не только оценку уровня подготовки кадров (квалификационный экзамен, периодическая проверка), но и сделало для себя возможным лишать человека права на труд (лишение личной карточки охранника), без обязательного участия профсоюзных органов и работодателей [2].
Во-вторых, утверждены правила, устанавливающие порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Установлено, в частности, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтруда Рос-
сии методическими рекомендациями, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций. До сих пор единого понятия профессиональных стандартов и порядка их разработки и принятия не выработано ни в законодательстве, ни в иных нормативных правовых актах. При этом профессиональные стандарты можно определить как нормативно-правовые акты, перечисляющие минимально необходимые и достаточные требования к квалификации и компетенции работника по конкретной должности (профессии), позволяющие ему выполнять свои трудовые функции с приемлемым качеством [2].
До настоящего времени такими нормативно-правовыми актами остаются квалификационные справочники (единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих), принимаемые Правительством России, которые носят рекомендательный характер и обязательны только в случаях, если в соответствии с федеральным законом по определенным должностям, профессиям и специальностям предоставляются компенсации и льготы (ст. 57 Трудового кодекса (ТК) РФ).
В-третьих, установлены источники финансирования разработки проектов профессиональных стандартов как за счет бюджета, так и за счет собственных средств, порядок рассмотрения проекта и подготовки к утверждению. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с перечнем групп занятий (профессий), утверждаемым Минтруда России с учетом приоритетных направлений развития экономики [3].
Активная работа по разработке и внедрению профессиональных стандартов деятельности в различных областях ведется Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Однако РСПП, выступающий в качестве общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» является некоммерческой организацией, образованной на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), ре-
гиональными (межрегиональными) объединениями работодателей и работодателями [4].
Нормативные акты, принятые в рамках данного общественного объединения, распространяются только на его членов. Поэтому принятые в соответствии с разработанным Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) порядком, профессиональные стандарты не являются обязательными для исполнения, т.к. их правовой статус не закреплен нормативным актом органа исполнительной власти, позволяющего его закрепить на федеральном уровне.
Другим направлением является установление квалификационных требований к работникам учреждений, принимаемых на уровне министерств и ведомств органов исполнительной власти РФ. По сути квалификационные требования (к профессиональным знаниям и навыкам) представляют собой профессиональный стандарт, который устанавливает требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей работниками органов исполнительной власти. В данном случае квалификационные требования утверждаются нормативным актом органа исполнительной власти и утверждаются приказом соответствующего органа. В случае такого рода закрепления нормативно-правового статуса квалификационных требований, они распространяются на профессиональную деятельность государственных служащих, т.е. имеют ограниченную сферу применения [4].
В 2009 г. по решению Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям создана Межведомственная рабочая группа по разработке профессиональных стандартов (квалификационных требований) к должностям работников высокотехнологичных отраслей экономики.
Та ситуация, в которой оказались все начинания по разработке профессиональных стандартов, потребовала поиска новых путей реализации решений в области разработки профессиональных стандартов. Отмена существующей системы квалификационных справочников не решит тех проблем, которые сегодня накопились в вопросах разработки профессиональных стандартов. Кроме того, некоторыми специалистами высказывается мнение о том, что необходимо разработать и утвердить параллельно с действующими справоч-
никами нормативный документ, регулирующий вопросы разработки профессиональных стандартов. Однако существование двух параллельных документов, выполняющих одинаковую функцию, не только не решит проблемы, но и усугубит ее, внесет дополнительную неопределенность. Первым и самым существенным доводом в несостоятельности такого подхода является то, что в настоящее время квалификационные справочники являются одним из немногих реально-действующих механизмов регулирования трудовых отношений.
Механизм разработки и применения квалификационных справочников полностью интегрирован в систему трудового законодательства и имеет достаточно обширную нормативную базу. Кроме того, квалификационные справочники и сегодня являются основой для принятия кадровых решений и регулирования трудовых отношений во многих российских компаниях и в особенности в бюджетном секторе экономики.
Важным аргументом в пользу существования справочников является широкий охват профессиональной структуры. Так, в настоящее время квалификационные справочники содержат характеристики по 5,5 тыс. профессий рабочих и 2 тыс. должностей служащих [5].
С учетом всех существующих недостатков и преимуществ действующих квалификационных справочников Минздравсоцразвития России рассматривает вопрос об интеграции профессиональных стандартов в действующие квалификационные справочники. Тем более что, как показал анализ существующей нормативной базы, никаких правовых препятствий для этого не существует. Реализация профессиональных стандартов в формате, свойственном западной модели профессионального стандарта, может практически без всяких затруднений вписаться в квалификационную характеристику.
Говоря о разработке системы профессиональной стандартизации в России, нельзя не коснуться вопроса структуры и содержания профессионального стандарта. Следует сказать, что в зарубежной практике не существует единого «макета» профессионального стандарта, но анализ зарубежного опыта позволяет выделить общую направленность формирования структуры профессионального стандарта и его основные структурные элементы [6].
Следует отметить, что современная отечественная практика разработки профессиональных стандартов преимущественно опирается на макет профессионального стандарта, предложенного НАРК РСПП. Во многом макет, разработанный этой организацией, опирается на зарубежный опыт. В итоге документ получается весьма громоздким и весьма не удобным в практическом применении.
В настоящее время утвержден макет профессионального стандарта [6]. При этом необходимо отметить, что структурирование информации в профессиональном стандарте основано на компетентном подходе, который предусматривает формирование требований к знаниям, умениям и навыкам работника, позволяющих ему качественно выполнять конкретную трудовую функцию в рамках соответствующей области профессиональной деятельности.
Отличительной особенностью этого подхода является то, что квалификационные характеристики разрабатываются на группу профессий или должностей в определенной области профессиональной деятельности и содержат перечень их возможных наименований. Это является безусловным преимуществом, так как позволяет более свободно ориентироваться в существующих наименованиях должностей и профессий.
Разработка профессиональных стандартов проводится в несколько этапов. Приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н утверждены Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта [7].
Структурой профессионального стандарта предусмотрено, что профессиональная деятельность расчленяется на структурные элементы — трудовые функции, а требования к навыкам, умениям и знаниям работника устанавливаются по каждой из них.
Сами навыки и умения в профессиональном стандарте указываются в форме критериев качественного выполнения трудовых функций. Именно задание критериев в качестве «норматива» профессиональной деятельности позволяет обеспечить через их отражение в стандартах необходимое качество рабочей силы.
Структура профессионального стандарта также содержит раздел, устанавливающий требования к квалификации, который формируется путем разнесения трудовых функций по квали-
фикационным уровням. Основным критерием, положенным в основу подобного распределения трудовых функций, выступает их сложность.
Важным и ответственным этапом работы по разработке профессиональных стандартов является их содержательное наполнение. Поэтому направленность на качество и эффективность выполнения трудовых функций предлагается обеспечить посредством применения функционального анализа, эффективно зарекомендовавшего себя в зарубежной практике разработки профессиональных стандартов. Применение функционального анализа ориентирует на обеспечение согласованности всех трудовых функций и критериев их качественного выполнения на достижение главной цели. Задача введения государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям, ставилась еще в 1996 г., о чем свидетельствует Программа социальных реформ в РФ на период 1996—2000 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 г. № 222 [8]. О необходимости реформирования сферы развития кадрового потенциала ранее говорилось во многих документах [9—13]. Кроме того, было ряд генеральных соглашений между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002—2004 гг., на 2005—2007 гг., на 2011—2013 гг., также предусматривающих разработку систем профессиональных стандартов, их дальнейшее совершенствование и сближение со стандартами Европейского союза.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [14] также закрепляет положение о том, что создание национальной системы квалификаций, системы профессиональных стандартов, а также системы оценки профессиональных качеств работника сможет обеспечить достойное развитие гибкого эффективного рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность [15].
Несмотря на все эти усилия, которые прилагались долгие годы к созданию профессиональных стандартов, в России разработка профессиональных стандартов стоит пока лишь на на-
чальном этапе. Профессиональные стандарты разрабатываются, но на практике не применяются. В настоящее время Минюстом России зарегистрировано порядка 200 профессиональных стандартов. В ТК РФ появится отдельная статья 195.2, описывающая применение работодателями профессиональных стандартов. Они будут обязательными для государственных и муниципальных учреждений и организаций и для государственных внебюджетных фондов с 1 января 2016 г. [16].
Отсутствие непрерывного процесса воспроизводства новой рабочей силы, соответствующей требованиям рынка труда замедляет развитие отраслей экономики. Поэтому необходимость создания и внедрения в практику новых, более эффективных и надежных подходов и методов действия и регулирования в данной сфере очевидна. Одним из таких методов, способных разрешить назревшую проблему, является создание эффективной системы профессиональных стандартов на территории нашей страны.
Профессиональные стандарты могут сделать существенный вклад в формирование качественных образовательных программ и программ профессионального обучения, способны стать основой для создания систем сертификации и аттестации различных категорий персонала, для разработки и реализации программ развития человеческих ресурсов, а также для создания и внедрения согласованных программ подготовки и переподготовки кадров.
В перспективе развития профессиональных стандартов, согласно изменениям в статье 195.1 ТК РФ по готовящемуся законопроекту, профессиональные стандарты подлежат обязательному применению организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления [17].
После внедрения системы профессиональных стандартов инспекторы по труду получат право предъявлять требования о соответствии квалификации работников этим профессиональным стандартам. Согласно статье 57 ТК РФ должность (профессия), указанная в трудовом договоре, должна соответствовать классификаторам профессий и должностей и (или) профессио-
нальным стандартам в случае установления льгот, гарантий и ограничений. Работодателю следует обратить внимание не только на порядок установления льгот, но и на ограничения, к которым могут быть отнесены и минимальные требования к уровню образования, прописанные в профессиональных стандартах [18]. Кроме этого, после внедрения профессиональных стандартов и утверждения квалификационных уровней, законодательно определится минимальная заработная плата для всех уровней квалификации.
Освоение системы профессиональных стандартов потребует от руководителей организаций определенных усилий. Понадобится изменения локальных нормативных актов организации — устава, должностных инструкций, трудовых договоров, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, положений об оплате труда, о стимулирующих выплатах и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Плана разработки профессиональных стандартов на 2012—2015 гг.» от 29.11.2012 №2204—р. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_138446/ (дата обращения 10.06.2015).
2. Шмелькова Л.В. Нормативные правовые основания разработки профессиональных стандартов // Дополнительное образование в стране и мире. 2013. № 4. С. 25—29.
3. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил разработки, применения и утверждения профессиональных стандартов» от 22.01.2013 № 23. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 169051 (дата обращения: 10.06.2015).
4. Положение о профессиональном стандарте, утвержденное Распоряжением президента Российского союза промышленников и предпринимателей № РП-46 от 28.06.2007 г. URL: http://old.nark-rspp.ru (дата обращения: 10.06.2015).
5. Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93 (ОКЗ) (Постановление Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 № 298). URL: www.consultant.ru (дата обращения: 10.06.2015).
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/ 70366850/#ixzz3oSAFugP8 (дата обращения: 01.06.2015).
7. Методика разработки профессиональных стандартов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ payment/12 (дата обращения 10.06.2015).
8. Постановление Правительства РФ от 26.02.1997 № 222 «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13604/ (дата обращения: 10.06.2015).
9. Постановление Правительства РФ от 31.03.1997 № 360 «Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах». URL: http://base.garant.ru/1561337/ (дата обращения: 10.06.2015).
10. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р «О Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002— 2004 гг.)». URL: http://base.garant.ru/183546/ (дата обращения: 10.06.2015).
11. Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2003 №1163-р «Об утверждении Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003—2005 гг.)». URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP ; n=261800 (дата обращения: 10.06.2015).
12. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2003 № 568-р «О Концепции действий на рынке труда на 2003—2005 годы». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_42143/ (дата обращения: 10.06.2015).
13. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006—2010 годы» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/189041/ #ixzz3oSFz1gd4 (дата обращения: 22.06.2015).
14. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями)» URL: http://base. garant.ru/194365/#ixzz3oci8us8K (дата обращения: 22.06.2015).
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?base=law&n=90601&req=doc (дата обращения: 10.06.2015).
16. Приказ Министерства Труда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_146970/ (дата обращения: 10.06.2015).
17. Трудовой кодекс Российской Федерации. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ a34b5e8f410e69b5651 fbd899dbc2975b631 f3d2 / (дата обращения: 10.06.2015).
18. Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А. и др. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации. М.: Федеральный институт развития образования. 2008. 14 с.