УДК 378.147
В. А. Голкина, С. И. Моднов
Обеспечение качества подготовки обучающихся в системе технического профессионального образования
В статье рассматриваются традиционные и перспективные формы обеспечения качества профессионального образования. Особое внимание уделяется профессиональным стандартам как элементу современной системы внешней оценки качества подготовки высококвалифицированных рабочих, служащих и специалистов. Авторами предлагается процедура проектирования основных профессиональных образовательных программ на основе требований ФГОС и профессиональных стандартов.
Ключевые слова: оценка качества образования, профессиональная подготовка, профессиональный стандарт, образовательная программа, квалификационные требования, компетенции.
V. A. Golkina, S. I. Modnov
Ensuring the quality of workers, employees, engineers and technicians in the vocational education
The article deals with traditional and advanced ways to ensure the quality of vocational education. Special attention is paid to professional standards, as an element of a modern system of external evaluation of the quality of the training of highly qualified workers, office employees and professionals. The authors propose a procedure of designing the basic professional educational programs based on the requirements of the State educational standards and professional standards.
Keywords: quality assessment of education, training, professional standards, educational program, qualifications and competence.
В настоящее время развитие ряда отраслей машиностроительного комплекса России происходит по инновационному сценарию, предполагающему ускоренное техническое и технологическое перевооружение существующих предприятий с целью организации широкомасштабного выпуска конкурентоспособной, востребованной рынком и государством продукции [1-3]. В подобных условиях требования к квалификации рабочих и служащих со стороны работодателей непрерывно повышаются, обостряется необходимость развития кадрового потенциала предприятий высокотехнологичных отраслей в рамках различных форм интеграции с учреждениями системы профессионального образования различных уровней. Работодатели участвуют в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования. При этом они не только включаются в формирование отдельных образовательных программ, но и ста-
новятся активными разработчиками систем независимой оценки качества образования.
Однако профессиональное образование в силу присущей ему инертности до сих пор остается недостаточно ориентированным на текущие и, особенно, на перспективные потребности рынка труда. В качестве основной заинтересованной стороны, устанавливающей требования к качеству подготовки рабочих и инженерно-технических кадров, образовательные учреждения рассматривают государство. При этом они ориентируются, прежде всего, на выполнение лицензионных и аккредита-ционных требований, а также положений федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по соответствующим видам образования. Основными формами обеспечения качества профессионального образования остаются процедуры внешней государственной оценки и создаваемые в образовательных учреждениях системы внутренней гарантии качества образовательной деятельности (табл. 1).
© Голкина В. А., Моднов С. И., 2013
Таблица 1
Традиционные формы обеспечения качества профессионального образования_
Внешние Внутренние
Лицензирование образовательной деятельности Лицензионный контроль Итоговая государственная аттестация Разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента качества Разработка и внедрение систем гарантии качества в соответствии с моделями TQM Самооценка деятельности
Государственная аккредитация Государственный контроль качества Государственный мониторинг
Введение ФГОС нового поколения, устанавливающих требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), их структуре и условиям реализации, позволяет гармонизировать требования государства с запросами работодателей и обучающихся. В итоге обеспечивается соответствие качества подготовки выпускников потребностям рынка труда. Следует также отметить, что в системе профессионального образования происходит формирование нормативно-правовой базы для развития партнерских отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, а также создания системы внешней независимой оценки качества профессионального образования [1, 4-7].
Перспективными формами обеспечения качества профессионального образования становятся:
- общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- оценка деятельности этих организаций (формирование рейтингов образовательных учреждений);
- профессионально-общественная аккредитация образовательных программ;
- сертификация профессиональных квалификаций.
Профессиональная аккредитация предполагает оценку образовательных программ по следующим критериям:
- подтвержденное использование и учет требований работодателей при определении содержания программы и ее образовательных результатов;
- соответствие программы требованиям профессиональных стандартов (если таковые имеются);
- наличие необходимых условий (кадрового обеспечения, инфраструктуры, информационно-методического обеспечения, партнерских связей и пр.) для реализации образовательной програм-
мы и достижения ее результатов;
- использование современных образовательных технологий и их инструментов, включая методы оценки достижений обучающихся;
- инновационность образовательной программы.
Одним из основных элементов системы внешней оценки качества подготовки выпускников образовательных учреждений становятся профессиональные стандарты, включающие описание должностных обязанностей и профессиональных компетенций для наиболее востребованных профессий в соответствующей области деятельности. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [8] к уровням профессионального образования относятся среднее и высшее профессиональное образование. В законе выделен вид образования «профессиональное обучение» и три его подвида: профессиональное обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих; профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих; профессиональное обучение по программам повышения квалификации рабочих и служащих. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, ведущих образовательную деятельность, а также в форме самообразования. Профессиональное обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих может осуществляться в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, а также в пределах образовательной программы среднего профессионального образования. Согласно нормам № 273-ФЗ при формировании ФГОС профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов (статья 11). Программы профессионального обучения разрабатываются и утверждаются также на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) по профессиям
рабочих и должностям служащих (статья 73).
Существует потребность в создании единой методологии разработки и адекватных механизмах внедрения в практику профессиональных стандартов как одного из элементов национальной системы квалификаций. Эту работу ведут отраслевые министерства и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) [9-11]. В настоящее время сформирована организационная и нормативная основа для разработки и использования профессиональных стандартов:
- учреждено Национальное агентство развития квалификаций (НАРК), обеспечивающее организационную, информационную и методическую поддержку данной деятельности;
- создана комиссия РСПП по профессиональным стандартам, осуществляющая рассмотрение, экспертизу и утверждение проектов профессиональных стандартов;
- разработаны «Положение о профессиональном стандарте», «Макет профессионального стандарта», «Порядок экспертизы проектов профессиональных стандартов»;
- нормативные документы представлены на утверждение Комиссии РСПП по профессиональным стандартам1;
- утвержден план разработки профессиональных стандартов на 2012-2105 годы [10];
- одобрен законопроект Минтруда о профессиональных стандартах;
- подготовлены и утверждены данным министерством порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также методические рекомендации по разработке отраслевых рамок квалификаций.
К настоящему времени Комиссией по профессиональным стандартам РСПП утверждено более 50 стандартов, в том числе профессиональные стандарты в следующих областях профессиональной деятельности:
- «Эксплуатация и обслуживание авиационной техники», «Проектирование и конструирование авиационной техники», «Прочностные расчеты авиационных конструкций», «Проектирование и конструирование механических конструкций, систем и агрегатов летательных аппаратов», «Разработка комплексов бортового оборудования авиационных летательных аппаратов»;
- «Информационная безопасность», «Информационные системы в экономике»;
- «Управление организацией».
Вышеперечисленные документы устанавливают требования к профессиональным компетенциям в зависимости от достигнутого работником квалификационного уровня.
Департаментом условий и охраны труда Минтруда подготовлен «Профессиональный стандарт специалиста по охране труда: Компетентность. Образование и подготовка. Сертификация». В план разработки профессиональных стандартов на 2013-2015 годы включены 800 стандартов по различным группам занятий (профессий).
Лидерами в разработке профессиональных стандартов в высокотехнологичных секторах промышленности являются авиационная и атомная промышленность, автомобилестроение, сфера информационных технологий. В 2011 году ведущими автопроизводителями России (ОАО «АВТОВАЗ», «Группа Газ», ОАО «Соллерс», ОАО «КАМАЗ», ООО «ФОЛЬКСВАГЕН ГРУП РУС») были обследованы различные предприятия и организации отрасли и разработаны следующие документы: «Отраслевая квалификационная рамка отрасли «Автомобилестроение», «Профессионально-квалификационная структура автомобилестроения».
Основными пользователями профессиональных стандартов являются руководители и специалисты подразделений по управлению персоналом промышленных организаций, специалисты в области сертификации персонала, специалисты по разработке федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ, а также психологи и профессиональные консультанты, оказывающие населению услуги в области профессионального самоопределения и построения карьеры. На основе профессиональных стандартов на предприятиях могут быть сформированы модели компетенций персонала для последующего их использования в процедурах подбора, оценки, обучения и развития персонала.
Очевидным является преимущество использования профессиональных стандартов в системе профессионального образования. Использование данных стандартов при формировании и реализации образовательных программ в
профессиональном образовании, а также при последующей оценке результатов их освоения выпускниками позволяет образовательным учреждениям учитывать требования работодателей к компетентности выпускников. Наиболее существенным является использование профессиональных стандартов при формировании вариативной части образовательных программ
и определении дополнительных профессиональных компетенций, которые необходимо сформировать у обучающихся. Полный цикл проектирования основной профессиональной образовательной программы на основе требований ФГОС и профессиональных стандартов приведен в табл. 2.
Таблица 2
Процедура проектирования основной профессиональной образовательной программы
Этап
Содержание этапа
Результат
1. Определение основных образовательных результатов ОПОП
1. Анализ требований ФГОС
- характеристика профессиональной деятельности выпускника;
- требования к результатам освоения ОПОП (компетенции).
2. Анализ требований профессионального(ых) стандар-та(ов)
- перечень должностных обязанностей (задач), трудовых функций;
- перечень основных умений, навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей, трудовых функций;
- перечень профессиональных компетенций._
1. Определены общие и профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности выпускника
2. Выявлены дополнительные компетенции, требуемые квалификационной характеристикой профессий рабочих и должностей служащих (в профессиональном стандарте)
3. Сформирована целостная модель компетенций
4. Определены цели образовательной программы, сформулированы образовательные результаты
2. Определение требований к структуре, содержанию и условиям реализации ОПОП
1. Анализ требований ФГОС
- требования к структуре ОПОП;
- требования к условиям реализации ОПОП.
2. Анализ требований профессионального стандарта
- характеристика профессиональной деятельности;
- условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность.
1. Установлены требования к структуре ОПОП:
- соотношение обязательной и вариативной части;
- циклы дисциплин, модули и разделы (в том числе практики и итоговая государственная аттестация).
2. Установлены требования к условиям реализации ОПОП:
- организация учебного процесса и кадровое обеспечение;
- информационное и учебно-методическое обеспечение;
- материальная база._
3. Разработка ОПОП и учебно-методических комплексов (УМК)
1. Формирование совокупности знаний, умений и практических навыков, обеспечивающих получение конечных образовательных результатов программы (компетенций, сформулированных на первом этапе)
2. Формирование взаимосвязанной структуры учебных дисциплин; профессиональных модулей; междисциплинарных курсов; практик
3. Выбор образовательных технологий и организационных форм учебной деятельности
4. Определение требований и методов оценки качества освоения образовательной программы
5. Оформление комплекта документов, определяющих структуру, содержание и условия реализации ОПОП
Разработан комплект документов, определяющих ОПОП:
- учебный план;
- рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
- программы практик;
- календарные учебные графики;
- методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательной технологии и достижение запланированных образовательных результатов;
- другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся.
4. Верификация, валидация и внесение изменений в ОПОП и УМК
1. Внутренний мониторинг ОПОП
- идентификация степени соответствия фактических результатов изначально запланированным;
- текущий контроль, промежуточная и итоговая государственная аттестация обучающихся;
- оценка показателей реализации ОПОП, в т. ч. ресурсного обеспечения программы;
- корректировка ОПОП.
2. Внешний мониторинг ОПОП
- представление ОПОП на внешнюю экспертизу (лицензирование, аккредитация, экспертная оценка работодателями);_
Основная профессиональная образовательная программа, находящаяся в управляемом состоянии, успешно прошедшая внутреннюю и внешнюю независимую оценки.
- получение отзывов и результатов оценки качества со стороны всех заинтересованных сторон (государства, работодателей, обучающихся).
3. Представление ОПОП на независимую профессиональную аккредитацию._
Таким образом, предложенный авторами принцип проектирования ОПОП позволяет адаптировать программы под требования рынка труда, обеспечить соответствие квалификации выпускников требованиям работодателей и создать основу для повышения качества подготовки рабочих и инженерно-технических кадров в системе профессионального образования.
В настоящее время в Ярославской области инициирован проект по разработке ОПОП с участием работодателей на основе ФГОС и профессиональных стандартов и созданию системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения. В состав рабочей группы включены руководители и специалисты департамента образования Ярославской области, ГУ ЯО ЦО и ККО, Экономического совета ЯО, НП «Ярославия», ОАО «Автодизель», ГОУ НПО ЯО «Химико-технологический лицей», ГОУ СПО ЯО «Ярославский техникум теплоэнергетики и строительства», ГОУ НПО ЯО «Профессиональный лицей № 2». В рамках проекта подготовлены проекты профессиональных стандартов и образовательных программ для таких востребованных профессий, как литейщик, сварщик, слесарь, токарь и фрезеровщик. Активно разрабатывается нормативно-правовая основа для внедрения процедур общественно-профессиональной аккредитации с участием работодателей.
Таким образом, перспективной формой обеспечения качества профессионального образования становится разработка ОПОП с учетом требований профессиональных стандартов и их независимая оценка в аккредитационных центрах. В работе центров могут участвовать представители образовательных учреждений, объединений работодателей, государственных, общественных и профессиональных органов, организаций, союзов, сфера деятельности или сфера интересов которых связаны с образованием.
Библиографический список
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11. 2008 г.) [Текст].
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 2227-р от 08.12. 2011 г.) [Текст].
3. Постановление Правительства РФ № 2539-Р от 27.12.2012 г. «Об утверждении государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Текст].
4. Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» № 307-ФЗ от 01.12.2007 [Текст].
5. Постановление Правительства РФ № 1015 от
24.12.2008 г. «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [Текст].
6. Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (утв. министром образования и науки РФ и президентом РСПП № АФ-318/02 от 31.07.2009 г.) [Текст].
7. Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (утв. министром образования и науки Российской Федерации и президентом РСПП № АФ-317/03 от 31.07. 2009 г.) [Текст].
8. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. [Текст].
9. Приказ Минздравсоцразвития России № 874 от
06.11.2009 г. «О Межведомственной рабочей группе по разработке профессиональных стандартов (квалификационных требований) к должностям работников высокотехнологичных отраслей экономики» [Текст].
10. Распоряжение Правительства РФ от 29.11. 2012 № 2204-р «Об утверждении плана разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг.» [Текст].
11. Приказ Минтруда России № 565 от 30.11. 2012 г. «Об утверждении плана-графика подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах» [Текст].
Bibliograficheskij spisok
1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2020 g. (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii № 1662-r ot 17.11. 2008 g.).
2. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2020 goda (utv. rasporyazheniem
РгауНе^а К^уБко] РеаегагБи № 2227-г й 08.12. 2011 е.).
3. РоБ1аиоу1еп1е РгауИе1'Б1уа № № 2539-Я о! 27.12.2012 е. «ОЬ utverzhdenii gosudarstveппoj рго-Егатту «Razvitie promysh1eппosti i povysheпie ее копкигейоБроБоЬпоБй».
4. Federa1'пyj 2акоп «О vnesenii izmeпeпij V о!-de1'пye zakonodate1'nye akty ЯоББг|8ко] Fede-ratsii V tse1yakh predostav1eпiya oЬ"edineпiyam ra-Ьotodate1ej prava uchastvovat' V razraЬotke i rea-1izatsii ЕоБи-darstveпnoj po1itiki v оЫэяИ professiona1'nogo оЬга-zovaniya» № 307^ о! 01.12.2007.
5. Postanov1eпie Pravite1'stva RF № 1015 о!
24.12.2008 Е.
6. «ОЬ utverzhdenii Pravi1 uchastiya oЬ"edineпij ra-Ьotodate1ej v razrabotke i rea1izatsii gosudarst-veпnoj po1itiki v oЬ1asti professiona1'nogo oЬrazovaпiya».
7. Po1ozhenie о formirovaпii sistemy nezavisimoj о!БепЫ kachestva professiona1'nogo oЬrazovaпiya (utv. ministrom oЬrazovaniya i nauki ЯР i prezi-dentom RSPP № АР-318/02 о! 31.07.2009&).
8. Po1ozheпie оЬ otsenke i sertifikatsii kva1ifika-tsii vypuskпikov oЬrazovate1'nykh uchrezhdeпij profession-a1'nogo oЬrazovaniya, drugikh katego-rij grazhdan, proshedshikh professiona1'noe оЬ^Лете v raz1ichnykh formakh (utv. ministrom oЬra-zovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii i prezi-dentom RSPP № АР-317/03 О! 31.07. 2009Е.).
9. Federa1'nyj Zakon «ОЬ oЬrazovaпii v Rossij-skoj Federatsii» № 273-FZ О! 29.12.2012 Е.
10. Prikaz Miпzdravsotsrazvitiya Rossii № 874 О!
06.11.2009 Е. «О Mezhvedomstvennoj raЬochej grup-pe po razraЬotke professiona1'nykh standartov (^вШ-katsionnykh treЬovaпij) k do1zhnostyam raЬotпikov vy-sokotekhno1ogichnykh otras1ej ehko-nomiki».
11. Rasporyazhenie Pravite1'stva RF О! 29.11. 2012 № 2204-Г «ОЬ utverzhdeпii p1ana pro-fessiona1'nykh standartov пя 2012-2015 ЕЕ.»
12. Prikaz Mintruda Rossii № 565 о! 30.11. 2012 Е. «ОЬ utverzhdeпii p1ana-grafika podgotovki pro-fessiona1'nykh standartov v 2013-2014 godakh».
1 Перечисленные документы доступны на сайте НАРК (http://www.nark-rspp.ru)