УДК 316, 74:37
Демина Лилия Васильевна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры вокального искусства Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий ldemina@yandex.ru
СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Demina Liliya Vasilevna
PhD in Arts,
associate professor of the chair of vocal art, Tyumen State Academy of Culture, Arts and Social Technologies ldemina@yandex.ru
PRESERVATION OF TRADITIONAL FOLK CULTURE IN CONTEMPORARY SOCIETY
Аннотация:
В Западно-Сибирском Зауралье в контексте всех процессов модернизации и глобализации современного общества остаются актуальными вопросы сохранения и развития традиционной народной культуры региона, ее популяризации среди широких слоев населения, к использованию творческого потенциала, заложенного в традиционной культуре, в работе с детьми и молодежью.
Ключевые слова:
традиционная народная культура региона, механизмы самосохранения, культурно-воспитательный, культурное наследие, русские старожилы.
The summary:
In the West Siberian Zauralye, in the context of all the processes of modernization and globalization of contemporary society there are still current issues of conservation and development of traditional folk culture of the region, its popularization among the general population to use the creative potential inherent in the traditional culture, in the work with children and youth.
Keywords:
traditional folk culture, mechanisms of preservation, cultural and educational, cultural heritage, russian «old-timer».
Наиболее устойчивой и жизнеспособной частью культуры является традиция, противопоставляемая новациям, с одной стороны, и обогащенная ими, с другой. При взаимодействии традиции и новации множественные традиции не отмирают, а постепенно видоизменяются, принимая вид новаций [1]. Традиционная культура представляет собой сферу концентрации опред меченного коллективного опыта прошлого и рождения инноваций, обеспечивающих адаптацию традиционных культурных норм к изменяющимся условиям существования этноса. Благодаря инновационным элементам происходят изменения в традиции. По замечанию Э.С. Маркаряна, «любая инновация, если она принимается коллективом, стереотипизируется и превращается в традицию», благодаря чему происходит «постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образование новых», в чем исследователь видит адаптивное свойство традиционных систем и основу их жизнеспособности [2]. Общественный быт сибиряков, включающий в себя общественную активность людей в разных проявлениях, в том числе и участие в праздниках, ярмарочных развлечениях, посещении учреждений досуга и культуры, включает в себя традиционные элементы, постоянно сопровождающиеся инновациями.
Традиционная народная культура является не только основой для духовного единства народа, но и культурно-образовательным институтом современной личности. Она сохраняет уникальное свойство в условиях современной жизни - в традиционной культуре нет творцов и потребителей. Творческий потенциал, заложенный в традиционной культуре, используется в современном обществе в работе с детьми и молодежью. Именно традиционная культура может стать средством адаптации человека к противоречивой жизни современного общества, где давно назрела необходимость создания досугового пространства для передачи социально-культурного опыта, построенного по принципам традиционного (места встречи поколений). Речь идет не о создании, например, новых фольклорных коллективов, ориентированных на сценическое воплощение фольклора, а о создании межвозрастных объединений, где фольклор становится средством коммуникации и самореализации, где создается фольклорная среда для совместного проведения праздников. Несмотря на то, что традиционные формы культуры в современном мире глубоко трансформированы, тем не менее, народное творчество остается вдохновителем современных исканий во всех областях культуры.
В рамках традиционной культуры русского народа как духовной целостности складывается ряд своеобразных региональных традиций, на существование которых обращают внимание собиратели и исследователи [3]. Одна из региональных традиций позднего формирования сложи-
лась в Западно-Сибирском Зауралье (юг Тюменской области) в результате «вторичной» локализации и взаимной адаптации разнородных элементов коренных систем европейской России.
Результаты исследований показывают сосуществование на территории региона старожильческой и новопоселенческой народных традиций, представляющих творчество различных социальных слоев населения, пришедших на эти земли в разное время и из разных регионов. Носителями традиционной культуры региона являются представители двух различных по своим историко-культурным корням групп местного населения - старожилы (выходцы Поморья, Архангельской, Вологодской губерний, частично Вятской и Пермской губерний) и новопоселенцы (уроженцы западнорусских и южнорусских губерний России, Украины и Белоруссии).
Изучение и сохранение региональных традиций в регионе, поиск новых способов трансляции традиционной культуры в современном обществе является актуальным в области культуры и образования. В данном направлении в Тюменской области разработан и осуществляется проект «Региональный фольклор в школах юга Тюменской области» (коллектив авторов - В.Н. Евсеев, Л.В. Демина, С.Ж. Макашева, З.Я. Селицкая, Д.М. Мухамадиева). Изучена жанровая система фольклора юга Тюменской области, подготовлен учебно-методические комплексы для школ области: хрестоматия по региональному фольклору «Живое слово: фольклор юга Тюменской области», учебные пособия и методические рекомендации по чтению и изучению фольклора в общеобразовательных школах области, Ой-диски с исполнением музыкальных и поэтических жанров фольклора (старожильческой и новопоселенческой традиций). В рамках проекта ежегодно и поэтапно организовывались семинары по проблемам изучения тюменского фольклора в школах, международные научно-практические конференции «Культура и образование как фактор развития региона» (2008-2010 гг.).
В процессе выполнения проекта применялось системное описание бытования словесных и музыкальных жанров славян, проживающих на территории Тюменской области, сравнительно-сопоставительный анализ фольклорных текстов и практическое задание - анкетирование среди учителей. В результате исследования выполнено описание системы активных жанров фольклора, бытующих в регионе, выделен активный жанровый состав словесного фольклора в плане его адаптации к возрастным особенностям учащихся и образовательным стандартам, изучения в школах юга Тюменской области.
Проведено анкетирование (анкеты, устные опросы учителей и преподавателей вузов), позволяющее определить состояние преподавания регионального фольклора в школах г. Тюмени (шк. № 57, 69), г. Заводоуковска (шк. № 2), г. Ишима (шк. 1, 5, 7, 31), Заводоуковского района (шк. С. Падун, Туманово). Из заполненных анкет, предложенных учителям начальных классов, общеобразовательных предметов «Литература», «Литературное чтение», ясно, что 72 % не используют паспортиризированные фольклорные тексты, не привлекают региональный фольклор в качестве учебного материала на уроках по литературе и литературному чтению в начальной школе, на занятиях факультативов и кружков, исследовательской работе учащихся. Из опросов школьных учителей и преподавателей вузов выявились проблемы: отсутствие доступных учителям школ учебного и дидактического материала по региональному фольклору, сборников текстов, программ и методических рекомендаций; небольшое количество часов, выделенное на чтение и изучение фольклора по предмету «Литература»; систематически не проводятся методические семинары по региональному фольклору, по проблемам локальных фольклорных традиций. После подготовки и публикаций материалы проекта апробируются в учебно-методическом процессе по чтению и изучению регионального фольклора, «фолькло-ризма» произведений тюменских писателей в общеобразовательных школах гг. Тюмень, Тобольск, Ишим, Заводоуковск, Ялуторовск.
Выполнение проекта «Региональный фольклор в школах юга Тюменской области» помогает реализовать национально-региональный компонент программ по литературе в общеобразовательных школах и решать ряд образовательных и педагогических задач: нравственное воспитание, знакомство учащихся с народной культурой своего региона, с национальными традициями в их региональном проявлении, со спецификой устного народного творчества на примере региональных вариантов народных произведений.
В применении к изучению регионального фольклора учтены принципы, лежащие в основе динамики человеческой культуры: принцип наследования (трансляции) культуры с передачей нравственного, житейского опыта, творческих способностей от поколения к поколению («дети-взрослые», «молодые-пожилые»); принцип последовательности, учитывающий возрастные особенности школьников и следующий принципу идти от простого содержания к сложному: в младшем школьном возрасте изучение жанров детского фольклора (эмоциональнодеятельностное отношение к миру), в старшем возрасте - сложных обрядово-фольклорных комплексов с применением исследовательских приемов (рациональные способы познания, на-
правленные на постижение причинно-следственных связей, умение за фактом увидеть закономерности развивающегося явления искусства и действительности); принцип социализации личности, проявляющийся в работе школьника с региональным фольклором; с одной стороны, традиционная народная культура демонстрирует базовые ценности, с другой, социализирует его в повседневной действительности в системе обрядов и нравственных законах; фольклор как коллективное творчество погружает школьника в фольклорную среду, выполняющую воспитательную, нравственную и развивающую роль, органично погружает детей в местные традиции: коллективные, семейные; принцип самоопределения построен на выборе школьника определенных интересов.
Изучение регионального фольклора предполагает непрерывный сравнительный анализ, что поможет учителю развивать не только образное, но и рациональное мышление школьника. Соблюдение данных принципов позволит реализовать единство обучения, воспитания и развития при освоении народной культуры в ее региональных проявлениях.
В целях сохранения и развития традиционной народной культуры Тюменской области, ее пропаганды создан фольклорно-этнографический центр «Росстань» на базе МОУ ССШ «Лира» № 73 с углубленным изучением предметов искусств, где основными направлениями являются:
- научно-исследовательское - организовано 49 фольклорно-этнографических экспедиций в 26 районов Тюменской области с 1986-2008 гг. (руководитель Л. В. Демина), собрано более 10 000 тыс. единиц фольклорных образцов, создан каталог фольклорно-этнографического материала старожилов и новопоселенцев региона; изданы и составлены учебно-методические пособия с нотным материалом, представляющие ценность для руководителей фольклорных ансамблей, народных хоров;
- учебно-методическое - созданы фольклорные классы, работающие по стандартным и авторским программам (1 -9 классы), отделение фольклора в прилегающей школе искусств. Основной акцент приходится на изучение славянского фольклора, определяется роль русской культуры, происходит сравнение разных культурных традиций с выявлением их различных и сходных элементов, что становится содержанием курсов в старших классах. Организация фольклорных ансамблей разных возрастов («Росстань», «Полетье», «Верея», «Росток», «Дид-Ладо», «Клюква») формирует у учащихся навыки народной манеры исполнения на материале песен Западно-Сибирского Зауралья (старожильческая, новопоселенческая песенные манеры) и других регионов России, прививает навыки сценической культуры, умение работать со зрителями (формирующие задачи); знакомят учащихся с основными обрядовыми (календарными, семейно-бытовыми) комплексами, уделяя внимание особенностям обрядовой культуры старожилов и новопоселенцев региона; создают условия для саморазвития и самовыражения личности; прививают детям бережное отношение к культурным традициям своего и других народов, заселяющих регион (воспитывающие задачи). Знакомство с традиционной культурой народов, проживающих вместе на одной территории, проходит на занятиях курса «Культура народов Сибири», воспитывая уважение к иным культурным традициям. В школе с помощью фольклорных классов создана фольклорно-этнографическая среда: классный музей народного быта «Из бабушкиных сундуков», тематический кабинет «Русская изба», существует преемственность культурных традиций в проведении народных массовых праздников совместно со взрослыми. Воспитывается понимание у учащихся, что окружающие их люди (преподаватели, родители) и они сами являются носителями фольклорной традиции в разном объеме ее содержания.
- просветительское - организация областных фольклорных праздников на базе школы и выездные мероприятия в регионе. Особый интерес представляют современные народные календарные праздники с ориентацией на традицию данной местности: а) Рождество Христово в д. Осиновка Викуловского района (новопоселенцы XIX в. Могилевской губернии) - сохранение обрядового действия выноса иконы и перенос ее по расстеленной соломе из одного дома в другой, украшение иконы цветами, платками, подношение даров (деньги, сладости), а также сегодня добавилось участие батюшки с церковным песнопением; в с. Новоберезовка Арома-шевского района (переселенцы гомельской губернии) - ходьба с рождественской звездой по улицам деревни, исполнение рождественских песен («Небо и земля ныне торжествуют», «Ново радость стала, как на небе пала»), изготовление обрядовой еды; б) Масленица в с. Архангельское Исетского района (старожилы, родом из Архангельской губернии) - сохранились обряды разжигания костров по главной улице села, катание на лошадях, срывание ленточек всадниками со столбов; в) праздник Красная горка в д. Стрехнино Ишимского района (старожилы «чалдоны») - хороводные гулянья по улицам села; г) праздник Троицы в с. Бердюжье (старожилы) отмечается шествием с березками по улицам села, гуляние в роще, украшение троицкой березки, бросание венков в озеро, качание на качелях, появление русалок; д) Ивана Купала в Нижне-тавдинском районе Тюменской области сохранил обряды обливания водой, купание в реке.
Сценарии праздников представляют собой сочетание традиционных обрядов и современных элементов театрализованного праздника; обязательными сегодня становятся концертные выступления фольклорных ансамблей с песнями, бытующими в районе. В содержание праздника, с одной стороны, входит оформление праздника, определяемое временем года, местом проведения, климатическими условиями; и с другой - вовлечение зрителей в атмосферу праздника с помощью игр, конкурсов, аттракционов, а также различных действий рассказчиков, музыкантов, артистов. Сопоставляя традиционную и современную модели народных праздников, можно заметить десакрализацию и превращение праздников в массовое зрелище, постепенно изменяется форма вследствие подмены атрибутивных компонентов обряда на современные; изменяется содержание, рождается новая поэтико-мифологическая подоплека обряда, новая символика; трансформируются одновременно и форма, и содержание, и временные каноны, что ведет, по сути, к рождению нового явления. Современная модель традиционных календарных и семейно-бытовых праздников становится вторичной;
- концертная деятельность ансамблей центра и школы; участие в международных, всероссийских, региональных конкурсах и фестивалях.
Для центра «Росстань» остается важным осмысление и передача из поколения в поколение традиционной народной культуры; развитие молодежного фольклорного движения в области (во всех направлениях); соединение усилий этнографов, филологов, музыкантов; привлечение интереса к традиционной культуре профессионалов и любителей народного творчества. Создание единого методического фонда по фольклору Тюменской области на базе центра «Росстань» помогает активизировать совместную работу филологов, педагогов, музыковедов и этнографов в едином русле социокультурной деятельности. Накопленные и систематизированные фольклорно-этнографические материалы, наблюдения и обобщения, касающиеся закономерностей традиционной западносибирской культуры, имеют не только узколокальное, но и общенаучное значение.
При поддержке Правительства Тюменской области осуществляется комплексная программа, направленная на пропаганду традиционной культуры славянских народов, проживающих на территории региона: Дни национальных культур, предусматривающие смотр работы организаций по развитию национальных культур, концерты, выставки народного творчества, национальной кухни, национальной литературы в городах и районах области; областные национальные фестивали - детского самодеятельного творчества «Радуга», фестиваль культур «Мост дружбы», предусматривающие смотр работы национальных общественных объединений области по развитию творчества, укрепление творческих связей между самодеятельными коллективами области; казачий фестиваль «Благовест», включающий в себя концертные программы казачьих художественных коллективов, выставки предметов казачьего быта, знаков отличия и воинской доблести, показ традиционных казачьих обрядов. Казачий фестиваль «Благовест» остается составной частью мероприятий по сохранению, изучению и дальнейшему развитию сибирской казачьей культуры, а также реализации в различных современных культурных формах казачьих традиций региона. Постепенно усиливается «научная составляющая», так в рамках Дней славянской письменности и культуры ежегодно Тюменское областное общество русской культуры проводит научно-практической конференции, посвященной комплексу славянского и христианского присутствия в Западной Сибири, взаимодействию с языками и культурами других народов региона.
В условиях глобализации традиционная культура часто подвергается нападкам как консервативная и несоответствующая духу времени, но именно в ней концентрируются базовые ценности народа. Традиционный опыт поколений, понимание сущности традиций, а значит, культурных норм, поведенческих стереотипов, знаний и опыта, обычаев и привычек, воспитания, религиозных верований сегодня нужны для преобразований как в общественной, так и частной жизни. И верное их толкование, правильное понимание дает нам путь и надежды в обустройстве современного общества.
Проблема изучения факторов сохранения традиционной культуры относится к числу комплексных и является предметом исследования в культурологии, социологии, этнографии, лингвистике, фольклористике, этнопедагогике и других науках.
Ссылки:
1. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.
2. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2. С. 78-96.
3. Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика: сб. статей. М., 1986. Вып. 3. С. 11-47.
4. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
References (transliterated):
1. Narody Rossii. Entsiklopediya. M., 1994.
2. Markaryan E.S. Uzlove problemy teorii kul'turnoy traditsii // Sovetskaya etnografiya. 1981. No. 2. P. 78-96.
3. Shchurov V.M. O regional'nyh traditsiyah v russkom narodnom muzykal'nom tvorchestve // Muzykal'naya fol'kloristika: sb. statey. M., 1986. Issue 3. P. 11-47.
4. Yudin E.G. Sistemniy podhod i printsip deyatel'nosti. M., 1978.