УДК 398.8
ИСТОРИЯ СОБИРАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНО-ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ЗАУРАЛЬЯ (XIX-XXI вв.)
© Лилия Васильевна ДЁМИНА
Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, г. Тюмень, Российская Федерация, кандидат искусствоведения, доцент кафедры оркестрового дирижирования и народных инструментов, директор института музыки, театра и хореографии, e-mail: ldemina@yandex.ru
В современных условиях проведение работы по изучению, сохранению и практическому освоению западносибирской традиционной культуры невозможно без фольклорно-этнографических материалов, собранных в XVIII-XIX вв. специалистами-словесниками и энтузиастами из числа местной интеллигенции. Постепенно на протяжении второй половины ХХ - начала XXI в. с осознанием специфики традиционной культуры региона появляются обобщенные научно-теоретические работы, которые вносят огромный вклад в развитие региональной культуры.
Ключевые слова: традиционная культура региона; культурное наследие; народно-песенная культура; специфика традиционной культуры региона.
В контексте всех процессов модернизации, этнизации и глобализации современного общества остаются актуальными вопросы сохранения, развития и восстановления региональной традиционной народной культуры, ее глубокому пониманию с помощью изучения обобщенных трудов научно-теоретического характера и этнографических материалов, собранных и записанных исследователями в XIX-XXI вв.
Собирание и изучение западносибирского фольклорно-этнографического материала началось более двух веков назад и имеет свою историю. Начальному периоду собирания материала на территории ЗападноСибирского Зауралья (примерно с начала
XIX в.), проводимому специалистами-словесниками и энтузиастами из числа местной интеллигенции, присущ в целом стихийный и любительский характер. В основном, записи представляли полное этнографическое описание явлений народной культуры, обрядов, обычаев местного населения, куда песня входила как их составляющий элемент. Внимание уделялось лишь записи текстов, напевы же песен записывались на слух и практически не включались в публикации. К сожалению, многие авторы записей западносибирского фольклора сегодня забыты и книги их не переиздавались.
Первыми исследователями народной культуры русского населения стали ссыль-
ные интеллигенты, именно «политическая ссылка дала <...> первоклассных исследователей и фольклористов» [1, с. 219]. Пораженные одаренностью и высокими моральными качествами сибиряков, декабристы отмечали их нравственное и физическое здоровье «. мужчины все на одну стать, но должно отдать справедливость, что чрезвычайно предупредительны и вежливы. Пьяных не встречал...» [2, с. 209]. Декабристы первыми заявили о типе сибиряка, противопоставляя его крепостному крестьянину европейской части России. Знаменитый историк Сибири П. Словцов в первой половине XIX в. писал о «безголосой» Сибири, а в своих записях и публикациях описывал праздники, обряды, поразившие его своим разнообразием в одной и той же деревне, на одной и той же улице, даже в соседних домах, и поверья сибиряков. Описание «вечерок», «посиделок», молодежных «игрищ» с главной темой выбора пары, повсеместно сопровождающих календарные и «престольные» праздники представлено в этнографических очерках Н.А. Абрамова [3].
Долгое время бытовало убеждение, что на сибирской почве поэзия не приживается. И лишь во второй половине XIX в. активизировался общественный интерес к традиционной культуре русского населения ЗападноСибирского Зауралья, и жизнь русских людей стали описывать исследователи, живущие на сибирской территории достаточно продолжительное время и имеющие возможность изучать эту жизнь в процессе личного наблюдения (Ф.К. Зобнин, П.А. Городцов, М.Н. Костюрина, И.Я. Неклепаев, НО. Осипов, Н.Л. Скалозубов, З.Т. Плотников, И. Шамаев, С. Швецов) [4]. Их научные изыскания публиковались в журнале «Живая старина», сибирских газетах и журналах: «Тобольские ведомости», «Сибирский листок», «Сибирская жизнь» (Тобольск); «Сибирский наблюдатель» (Томск), «Сибирские записки» (Петербург).
Тобольский краевед М.Н. Костюрина в 1894 г. писала: «В сибирской деревне так же, как и в деревнях России, песни поются при каждом удобном случае, в хороводах, на «вечерках», на свадьбах, в праздники и будни <...>. Деревенских песен в Сибири великое множество, и можно только жалеть, что записываются они редко и еще реже попадают
в печать...» [5, с. 1-2]. Ее записи свидетельствовали о живучести сибирской песенной традиции, однако М.Н. Костюрина в своих теоретических взглядах не смогла понять исторической перспективы и процессов изменения народно-песенного творчества. П.А. Городцов оставил несколько очерков по результатам наблюдения и изучения обрядов Тавдинского края Тюменском уезда, составив описание сибирского крестьянского календаря, и очерки о жизни сказителя и знахаря Л.А. Заякина.
Самые ранние описания свадебного обряда и публикации текстов сибирского свадебного фольклора появляются в изданиях второй половины XIX в. Статьи М.Н. Костю-риной, Н.О. Осипова, З.Т. Плотникова в журнале «Ежегодник Тобольского Губернского музея» позволяют частично познакомиться с обрядами жизненного цикла, записанными на территории Западно-Сибирского Зауралья в прошлом столетии. Проблематика исследовательских работ в основном связана с собиранием образцов устного творчества, накоплением этнографических сведений об их бытовании и исполнении. Источники позволяют лишь предположительно говорить о некоторых моментах обрядов, тем более о песенных жанрах, поскольку песни обычно публиковались без напевов. Целостное изображение всей свадебной жизни крестьяни-на-старожила со специфическими особенностями и характерным чертами, текстами свадебных песен описал И.С. Шамаев в работе «Общий тип деревенской свадьбы в Тюка-линском уезде» [4, с. 355-394]. Их труды раскрывали психологию человека традиционной культуры, показывая гармоническую целостность и поэтическую одухотворенность народного быта сибиряков.
Большинство работ конца XIX - начала XX вв., посвященных изучению русского населения Западной Сибири, содержат фактический материал «краеведческого» характера, фольклорные и путевые заметки, диалектологические материалы, собран большой фактический материал, однако авторам не удалось в полной мере осмыслить процесс складывания сибирской этнокультурной специфики. Собранный фольклорно-этнографический материал не был представлен должным образом в обобщенных научно-теоре-
тических работах и не выходил за рамки западносибирского региона.
Научное осмысление русской традиционной культуры Западно-Сибирского Зауралья в XX в. нашло отражение в исследованиях этнографов, фольклористов, этномузыко-ведов. Применен историко-этнографический подход к изучению традиционной культуры русского населения, уделялось внимание локальным особенностям русского фольклора исследуемой территории, изучался празднично-обрядовый комплекс русского населения. О разнообразии устного поэтического творчества, активном бытовании его жанров на территории Западно-Сибирского Зауралья утверждают исследования В.Н. Евсеева, И.С. Карабулатовой, С.Ж. Макашевой,
Д.М. Мухамадиевой, З.Я. Селицкой [6]. Качественное отличие изучения фольклора этого времени заключается в использовании для записи фольклорно-этнографического материала аудио- и видеоаппаратуры, в комплектации фольклорных фоноархивов, позже -реконструкции аудио-фондов путем перевода их в цифровую форму. Одним из важнейших принципов собирательской деятельности оставалась точность фиксации записи. Так, песенный материал записывался непосредственно с голоса исполнителя, при этом собиратели старались точно сохранить все интонационные оттенки рассказчика или песенника.
В 1960-1975 гг. в старожильческих русских поселениях Вагайского района Тюменской области под руководством В. Л. Козловой записывались жанры русского материнского и детского фольклора, что нашло отражение в пособии «Детский потешный и игровой фольклор» [7].
Организованное и систематизированное собирание, изучение и исследование западносибирского фольклора началось в 80-е гг. прошлого столетия, когда стали активно формироваться фольклорно-этнографические экспедиции в южные районы Тюменской области под руководством А.В. Бердникова, Л.В. Деминой, В.А. Духонина, В.Н. Евсеева,
З.Я. Селицкой. Накопленный материал постоянно обрабатывался, систематизировался, проводился его анализ по методикам современной фольклористики, что в значительной степени позволило определить характер традиционной культуры региона, выявить осо-
бенности бытования и черт стиля музыкальных образцов отдельных жанровых групп. Наиболее многочисленную группу публикаций западносибирского фольклора составляют репертуарные издания [8-10]. Песенные образцы выполнены с учетом современных принципов фиксации песен и нотировки фонограмм, представляя научный интерес для фольклористов, искусствоведов, культурологов, этномузыковедов.
К числу научных публикаций принадлежит издание «Свадебный обряд славян Тюменской области», где рассмотрены локальные варианты свадебных обрядов ЗападноСибирского Зауралья [11]. Впервые предпринято комплексное исследование свадебного обряда, принадлежащего «вторичнорегиональной» фольклорной системе, что дало возможность сформулировать положение об историко-генетических связях двух типов западносибирского ритуала - старожильческого и новопоселенческого - с моделями севернорусского и южнорусского действа. Исследована музыкальная сторона старожильческой и новопоселенческой западносибирской свадьбы как одна из ведущих символических языков (субкодов) ритуала, координирующаяся с другими его субкодами - темпоральным, локативным, акциональным, персонажным, предметным, вербальным.
Представлен обширный корпус свадебных причитаний и песен (свыше 200), записанных в фольклорно-этнографических экспедициях в старожильческих и новопоселенческих деревнях, выделены их структурные признаки (ритмические и мелодические типы, виды многоголосия), а также манера зву-коизвлечения, артикуляция, исполнительские приемы, специфические для старожильческой и новопоселенческой песенных культур региона.
В монографии «Колыбельная песня Тюмени» раскрыты особенности колыбельной песни как составной части культуры детства основных народов, проживающих в регионе. Сравнительно-сопоставительный анализ позволяет вывести универсальные черты культуры детства, важные для сохранения любого этноса на многонациональной территории. В издании даны тексты и ноты колыбельных песен, заговоры и обереги, знакомящие женщин с особым миром региональной народной культуры [12].
Особую ценность собирательской деятельности представляют материалы фольклористов исполнительского направления, имеющего целенаправленный характер. В непосредственном общении с носителями фольклорной традиции руководители творческих коллективов осваивают механизмы воспроизведения и передачи традиции из «рук в руки», пытаются сохранить в активной форме практику народного музицирования, разыгрывания. Собиратели-исполнители, как правило, связаны с отдельной локальной традицией, тщательно выясняя все обстоятельства бытования фольклорных образцов. Их экспедиционная деятельность, главным образом, к носителям традиции, к хорошо спетым ансамблям и мастерам фольклорного пения, способствует созданию архивов фольклорных записей, записи аудиокассет, выходу в свет материалов в виде сборников и статей. В научной работе следует сегодня признать необходимость использования всех любительских, студенческих записей, наряду с профессионально записанными материалами.
Ценные публикации материалов западносибирского фольклора и посвященные ему исследования далеко не исчерпывают всех проблем и аспектов в его изучении. Главная проблема состоит в том, что при обилии наблюдений, касающихся отдельных сторон западносибирского обрядового фольклора, как целостное действо он не рассматривался. До сих пор не были исследованы локальные варианты традиционного фольклора и не выявлена типология ритуалов, бытующих на территории Западно-Сибирского Зауралья, а также не подчеркнуты их европейско-русские и региональные черты.
Однако бесспорно ценные публикации материалов западносибирского фольклора и посвященные ему исследования далеко не исчерпывают всех проблем и аспектов в его изучении. Главная проблема состоит в том, что в настоящее время происходит резкое угасание фольклорных традиций в регионе, невелико количество фольклористов, изучающих песенную культуру, поэтому приходится констатировать факты «упущенных возможностей в отношении многих жанров фольклора» западносибирской традиции. До сих пор не полностью исследованы локальные варианты обрядового фольклора, бытующих на территории западносибирского
Зауралья, а также не подчеркнуты их европейско-русские и региональные черты. Основной проблемой, встающей перед исследователями при обращении к источникам по обрядовому фольклору, стала проблема комплексности изучения обрядового материала.
К настоящему времени в современной фольклористике сложилось два метода публикации обрядового фольклора. Первый опирается на издание обрядовых фольклорных текстов вне их связи с обрядовым контекстом, второй же предполагает включение публикуемых текстов обрядовых песен в контекст подробного описания самого обряда. Существование столь различных методов объясняется несходством взглядов на обряд как на целостное действо. В одних случаях исследователи различают в обряде лишь отдельные произведения, несущие в себе драматургическую функцию, в других - трактуют эти произведения как элементы драматургического целого.
Для сторонников первого метода характерны издания, в которых публикуются поэтические тексты календарных и свадебных песен, расположенные по хронологическому или жанровому принципу без подробного этнографического комментирования. Приме -ром работ этого направления может служить книга Ю.Г. Круглова «Русские обрядовые песни», где тексты песен, приведенные без напевов и указания этнографического контекста исполнения, сгруппированы по жанрам [13].
Современные фольклористы и этнографы видят главную задачу в фиксации как можно большего количества местных версий свадебного обряда, на основе которых возможны дальнейшие научные обобщения. Признавая возможность самостоятельной фиксации обрядовой поэзии, авторы Д.М. Балашова, Ю.И. Марченко, Н.И. Калмыкова, Т.И. Калужникова, В.А. Липатов отмечают, что такой способ публикации препятствует всестороннему целостному изучению свадебного обряда как этнографического явления.
Среди работ, посвященных изучению свадебного ритуала как сложного фольклорно-этнографического текста, можно выделить публикации Б.Б. Ефименковой, в которых намечены основные аспекты и методы анализа данного явления. Исследователем впервые осуществлена типология свадебных
обрядов восточных славян, выработаны методологические подходы к рассмотрению драматургии действа и его музыкального кода [14, с. 8-15].
В основу публикаций традиционно русской свадебной поэзии Сибири во второй половине ХХ в. были положены два принципа классификации песен: обрядово-тематический и жанрово-тематический. Фольклорные тексты в таких сборниках даны в комплексе с локальным этнографическим материалом, а комментарии к текстам и справочный раздел содержат сведения о формах бытования, собирателях, исполнителях, географическом распространении песен, их публикациях. Одним из наиболее фундаментальных собраний сибирского свадебного фольклора является сборник В.Г. Захарченко и М.Н. Мельникова «Свадьба Обско-Иртышского междуречья» [15]. Этнографические описания обряда и музыкально-поэтические тексты свадебного фольклора Новосибирской области систематизированы авторами соответственно разным группам местного населения, от которых они были зафиксированы (старожилы и новопоселенцы - русские, украинцы, белорусы).
Изучению календарных обрядов посвящены многочисленные работы, где ведущим научным методом постепенно выделился типологический подход, сочетающийся с этнографическим, ареалогическим, сравнительным методами и генетической интерпретацией фактов (Земцовский, Можейко, Квитка). Ряд исследователей Западной Сибири работали над проблемами собирания, изучения и трансформации календарной праздничнообрядовой культуры русского населения Среднего Прииртышья во второй половине XX в. (Жигунова, Золотова, Новоселова, Леонова, Любимова). Опубликованные материалы показывают замену магических и символических элементов празднично-обрядовой культуры на игровую и развлекательную, традиционного коллективного пения - определенного вида техникой (магнитофонами, музыкальными центрами), полную утрату традиционной танцевальной культуры. Появление новых праздников, порожденных реальностью и лишенных сакральности, приводит к их свободному развитию в рамках празднично-обрядовой культуры.
Поскольку в настоящее время отсутствуют публикации планомерно собранных и систематизированных фольклорно-этнографических, музыкальных материалов западносибирской традиции, необходимым направлением стало собирание и последующая расшифровка образцов музыкального фольклора, а также составление описаний ритуалов. Сегодня одной из задач остается каталогизация материала и описание оформленных коллекций. Материалами исследования фольклора в настоящее время служат записи и расшифровки музыкального фольклора, этнографические описания обрядов, сделанные автором на территории Западно-Сибирского Зауралья. Привлекаются также опубликованные фольклорные материалы, этнографические архивные записи, нотные публикации сибирского фольклора.
К сожалению, обобщающие научные труды, рассматривающие уникальность и самобытность региональной русской культуры исследуемого региона, пока отсутствуют.
Трудности исследования русской культуры заключаются в недостаточной изученности и незначительном количестве материалов отдельных групп русского населения Западно-Сибирского Зауралья: старожилов
(Н.А. Балюк, М.А. Жигунова, Л.В. Иванова, В.И. Семенова, С.В. Туров), новопоселенцев (Л.И. Васеха, Л.Ф. Карелина, И.С. Карабула-това), старообрядцев (Ю.М. Беспалова,
Н.В. Грузинцева, А.Л. Емельянов, Л.Н. Суслова, В.Я. Темплинг), сибирских казаков (Г.С. Зайцев, А.П. Ярков). Необходимо более углубленное изучение групп русского населения, проживающего на территории Западно-Сибирского Зауралья.
В научной литературе целостное исследование русской народной песенной культуры Западно-Сибирского Зауралья в культурологическом измерении отсутствует. Проблема исследования состоит в рассмотрении и участии русской народной песенной культуры исследуемого региона в контексте современного социокультурного процесса. Кроме того, необходимо изучение и понимание современных механизмов сохранения, развития, возрождения народно-песенной культуры во всем ее многообразии и различных формах, обусловленных интеграционными процессами в поликультурном регионе, осознание традиционной культуры регио-
на культурно-образовательным институтом современной личности, разработке модели непрерывного многоуровнего образования.
Фольклорный материал юга Тюменской области уникален и неповторим, он представляет собой ценность с точки зрения воссоздания полноты картины общероссийской традиции народного музыкального искусства. Ценным представляется выявление возникшей специфики «вторичной» производной музыкальной культуры Западно-
Сибирского Зауралья.
1. Азадовский М.К. История русской фольклористики: в 2 т. М., 1963. Т. 2.
2. Басаргин Н.В. Воспоминания, рассказы, статьи. Иркутск, 1988.
3. Абрамов Н.А. Город Ялуторовск с его округом // Тобольские губернские ведомости. 1864. № 27.
4. Обряды, обычаи, поверья: сборник статей / сост. Ю.Л. Мандрика. Тюмень, 1997.
5. Костюрина М.Н. Крестьянская свадьба в подгородных деревнях г. Тобольска // Ежегодник Тобольского губернского музея. Тобольск, 1898. Вып. 9.
6. Живое слово. Фольклор юга Тюменской области в школе / под ред. В.Н. Евсеева; авт.:
В.Н. Евсеев, И.С. Карабулатова, С.Ж. Макашева, Л.В. Демина, З.Я. Селицкая, Д.М. Му-хамадиева, Г.К. Чаукерова. Тюмень, 2008.
7. Козлова В.Л. Традиционная одежда русских сибиряков (конец XVIII в.). Тюмень, 1986.
8. Демина Л.В. Песенная жемчужина Исетского района. Тюмень, 1996.
9. Демина Л.В. Россияночка: песни д. Ермаки Викуловского района Тюменской области. Тюмень, 1995.
10. Демина Л.В. Русские народные песни Тюменской области. Тюмень, 1991.
11. Демина Л.В. Свадебный обряд славян Тюменской области. Тюмень, 2005.
12. Демина Л.В., Карабулатова И.С. Колыбельная песня Тюмени: монография. Тюмень, 2004.
13. Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни. М., 1978.
14. Ефименкова Б.Б. К типологии свадебных ри-
туалов восточных славян // Музыка русской свадьбы (проблемы регионального исследования): тезисы докладов научно-практи-
ческой конференции. М., 1987.
15. Захарченко В.Г., Мельников М.Н. Свадьба Обско-Иртышского междуречья. М., 1983.
Поступила в редакцию 12.09.2011 г.
UDC 398.8
HISTORY OF COLLECTING AND STUDYING OF FOLK-SONG’S CULTURE ON TERRITORY OF WEST-SIBERIAN TRANS-URALS (19-21 CENTURIES)
Lilia Vasilyevna DEMINA, Tyumen State Academy of Culture, Arts and Social Technologies, Tyumen, Russian Federation, Candidate of Arts, Associate Professor of Orchestra Conducting and Public Instruments Department, Director of Music, Theater and Choreography Institute, e-mail: ldemina@yandex.ru
In modern conditions work carrying out on researching, preservation and practical development of the West Siberian traditional culture is impossible to be done without the folkloric-ethnographic materials collected by language-experts and enthusiasts from local intelligence in 18-19 centuries. The generalized scientific-theoretical works with comprehension of specificity of traditional culture of region and which bring the huge contribution to development of regional culture appear gradually throughout the second half 20 - beginning of 21 centuries.
Key words: traditional culture of region; cultural heritage; folk-song’s culture; specificity of traditional culture of region.