Научная статья на тему 'Сохранение психологического здоровья школьников в образовательной организации'

Сохранение психологического здоровья школьников в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1776
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ШКОЛЬНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камакина О. Ю.

Статья посвящена осмыслению проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья школьников в образовательной организации. Проанализированы факторы, влияющие на качество психологического благополучия школьников, а также возможности профилактической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение психологического здоровья школьников в образовательной организации»

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

№ 4(9) — апрель 2016

УДК: 371.78

Камакина О. Ю.

к.пс.н., ст. преподаватель, Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского

СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена осмыслению проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья школьников в образовательной организации. Проанализированы факторы, влияющие на качество психологического благополучия школьников, а также возможности профилактической деятельности.

Ключевые слова: психологическое здоровье, школьники, образовательная организация, профилактика.

Современное детство имеет ряд особенностей, влияющих на формирование психических нарушений школьников: неконтролируемые информационные потоки, повышенный уровень ожиданий родителей, педагогов, разбалансированный режим труда и отдыха, психоэмоциональные перегрузки.

По данным исследований НИИ психиатрии Российской Федерации, распространенность основных форм психических заболеваний (неврозы, психопатии, девиантное поведение) в детском возрасте составляет 15%, а в подростковом — 20-25%. Специалистами образования отмечается рост количества школьников с нервно-психическими расстройствами, пограничными состояниями, поведенческими нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой, познавательной, мотивационной сфер личности обучающихся. Профилактика психических нарушений в образовательном учреждении является актуальной в интересах сохранения психологического здоровья школьников.

Психологическое здоровье — это динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности [5].

Факторы, влияющие на качество психологического благополучия школьников, разнообразны:

• уровень информированности (наличие заблуждений, мифологии, своевременное обращение за психологической поддержкой),

• наличие комплекса личностных особенностей (стремление к впечатлениям, низкая стрессоустойчивость, тревожность, неуверенность, низкий самоконтроль и др.),

• особенности семейной ситуации (семейное неблагополучие, отстраненность родителей от жизни детей, несостоятельность родителей в оказании психологической помощи),

• особенности социокультурной ситуации (мода на рискованный образ жизни, наличие социальных групп с негативной направленностью, развитие социальных сетей, сообществ).

Профилактика психических нарушений у школьников может осуществляться по следующим направлениям:

• для обучающихся: создание и реализация модульных образовательных программ, направленных на профилактику или коррекцию психологических нарушений; предложение элективных курсов в старших классах или использование возможностей внеурочной деятельности для младших школьников, индивидуальное консультирование как в школах,

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

№ 4(9) — апрель 2016

так и в других учреждениях, оказывающих психологическую поддержку, создание специальных индивидуальных и групповых программ сопровождения;

• для родителей: ориентация на ресурсы семьи для оптимального удовлетворения потребностей ребенка, просвещение с целью понимания, принятия и профилактирования рисков возраста, знания тревожных поведенческих маркеров, расширение возможности получения своевременной поддержки;

• для специалистов образования: формирование компетентности в сфере понимания тревожных поведенческих маркеров обучающихся, принятие зоны ответственности за психологическое благополучие школьников, обучение правильному реагированию в разных ситуациях, знание регламента процедур (ПМПК, общения с родителями (законными представителями) по проблеме ребенка, с учреждениями других ведомств и др.).

Таким образом, организация эффективного сопровождения процессов развития, обучения, воспитания, социализации детей, создание особой культуры поддержки и помощи школьнику, сохранение психологического здоровья детей является важной задачей для образовательных организаций.

Литература

1. Карпова Е.В. Возрастная психология [Текст] / Е.В. Карпова. -Ярославль, 2015. —

200 с.

2. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг[Текст] / Н.В. Клюева. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 160 с.

3. Никифоров Г.С. Психология здоровья [Текст] / Г.С. Никифоров. — СПб.: Речь, 2002. — 606 с.

4. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 280 с.

5. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов [Текст] / И.А. Фурманов. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 351 с.

6. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2003 — 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.