Таврический научный обозреватель www.tavr.science
№ 4(9) — апрель 2016
УДК: 371.78
Камакина О. Ю.
к.пс.н., ст. преподаватель, Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского
СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья посвящена осмыслению проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья школьников в образовательной организации. Проанализированы факторы, влияющие на качество психологического благополучия школьников, а также возможности профилактической деятельности.
Ключевые слова: психологическое здоровье, школьники, образовательная организация, профилактика.
Современное детство имеет ряд особенностей, влияющих на формирование психических нарушений школьников: неконтролируемые информационные потоки, повышенный уровень ожиданий родителей, педагогов, разбалансированный режим труда и отдыха, психоэмоциональные перегрузки.
По данным исследований НИИ психиатрии Российской Федерации, распространенность основных форм психических заболеваний (неврозы, психопатии, девиантное поведение) в детском возрасте составляет 15%, а в подростковом — 20-25%. Специалистами образования отмечается рост количества школьников с нервно-психическими расстройствами, пограничными состояниями, поведенческими нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой, познавательной, мотивационной сфер личности обучающихся. Профилактика психических нарушений в образовательном учреждении является актуальной в интересах сохранения психологического здоровья школьников.
Психологическое здоровье — это динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности [5].
Факторы, влияющие на качество психологического благополучия школьников, разнообразны:
• уровень информированности (наличие заблуждений, мифологии, своевременное обращение за психологической поддержкой),
• наличие комплекса личностных особенностей (стремление к впечатлениям, низкая стрессоустойчивость, тревожность, неуверенность, низкий самоконтроль и др.),
• особенности семейной ситуации (семейное неблагополучие, отстраненность родителей от жизни детей, несостоятельность родителей в оказании психологической помощи),
• особенности социокультурной ситуации (мода на рискованный образ жизни, наличие социальных групп с негативной направленностью, развитие социальных сетей, сообществ).
Профилактика психических нарушений у школьников может осуществляться по следующим направлениям:
• для обучающихся: создание и реализация модульных образовательных программ, направленных на профилактику или коррекцию психологических нарушений; предложение элективных курсов в старших классах или использование возможностей внеурочной деятельности для младших школьников, индивидуальное консультирование как в школах,
Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
№ 4(9) — апрель 2016
так и в других учреждениях, оказывающих психологическую поддержку, создание специальных индивидуальных и групповых программ сопровождения;
• для родителей: ориентация на ресурсы семьи для оптимального удовлетворения потребностей ребенка, просвещение с целью понимания, принятия и профилактирования рисков возраста, знания тревожных поведенческих маркеров, расширение возможности получения своевременной поддержки;
• для специалистов образования: формирование компетентности в сфере понимания тревожных поведенческих маркеров обучающихся, принятие зоны ответственности за психологическое благополучие школьников, обучение правильному реагированию в разных ситуациях, знание регламента процедур (ПМПК, общения с родителями (законными представителями) по проблеме ребенка, с учреждениями других ведомств и др.).
Таким образом, организация эффективного сопровождения процессов развития, обучения, воспитания, социализации детей, создание особой культуры поддержки и помощи школьнику, сохранение психологического здоровья детей является важной задачей для образовательных организаций.
Литература
1. Карпова Е.В. Возрастная психология [Текст] / Е.В. Карпова. -Ярославль, 2015. —
200 с.
2. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг[Текст] / Н.В. Клюева. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 160 с.
3. Никифоров Г.С. Психология здоровья [Текст] / Г.С. Никифоров. — СПб.: Речь, 2002. — 606 с.
4. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 280 с.
5. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов [Текст] / И.А. Фурманов. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 351 с.
6. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2003 — 176 с.