УДК 371
Драганова Оксана Александровна
кандидат психологических наук Институт развития образования, г. Липецк
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В статье уделено внимание одному из приоритетных направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса - сохранению и укреплению, но в большей степени, формированию психологического здоровья обучающихся. Проведённое исследование позволило выявить детей группы риска относительно психологического здоровья. Разработанная тренинговая программа по формированию психологического здоровья предназначена для школьников основного и среднего общего образования. Психологический тренинг как форма активного обучения способствует формированию эмоциональных и поведенческих составляющих психологического здоровья у обучающихся основных ступеней образовательной системы. По итогам тренинговых занятий у учеников наблюдается уменьшение эмоциогенных инвертированных реакций, достоверное увеличение показателя экстраверсии, снижение показателя эмоциональной нестабильности. Результаты вторичной диагностики дают возможность отследить эффективность тренинговой программы формирования психологического здоровья обучающихся и условия обеспечения их благоприятного развития.
Ключевые слова: психологическое здоровье, школьники, формирование личности, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, тренинговая программа, дети группы риска.
В стенах образовательной организации школьнику должно быть комфортно не только физически, но и психологически. Сохранение, укрепление и формирование психологического здоровья обучающихся является одним из приоритетных направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования (п. 25 раздела III ФГОС ООО) должны обеспечивать «вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни...)» [8, с. 46].
Проблема психологического здоровья является актуальной на сегодняшний день и разрабатывается рядом исследователей (И.В. Дубровина, 2000; В.Э. Пахальян, В.И. Слободчиков, 2002; О.В. Хух-лаева, 2003; В.А. Ананьев, 2005; О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, 2005; Г.С. Никифоров, 2008; В.Г. Каменская, 2010 и др.). По мнению Хухлаевой О.В., «психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом.» [7, с. 5].
Термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, - отмечает И.В. Дубровина [6]. Личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения [2]. По образному выражению А.Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды. Первое её
«рождение», согласно системно-деятельностному подходу, приходится на дошкольный возраст. Второй этап формирования личности совпадает с подростковым периодом, приходящимся на ступень основного общего образования. Таким образом, формирование психологического здоровья обучающихся будет более эффективным, если будет проходить в сензитивный возрастной период второго этапа формирования личности.
По мнению В.Г. Каменской, именно уровень формирования психологического здоровья «является наиболее сенситивным и реагирующим на де-задаптационные ситуации и процессы» [4, с. 154].
Психологическое здоровье школьников подвержено влиянию социокультурной среды, и в максимальной степени со стороны условий жизни и обучения. Школьных факторов риска, влияющих на состояние здоровья детей, много. К таким факторам исследователи [1] относят: стрессовая тактика педагогических воздействий, стресс ограниченного времени, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям обучающихся, интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, низкий уровень знаний педагогов в вопросах возрастной физиологии и психологии, низкая культура семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья и др.
На снижение данных факторов риска, в том числе, и направлены новые образовательные стандарты. Сегодня цель школьного образования состоит не столько в создании идеальных условий для ребенка, предполагающих свободную от любых конфликтов окружающую среду, сколько в обеспечении разносторонней подготовленности подрастающего поколения к вступлению во взрос-
© Драганова О.А., 2016
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
109
лую жизнь. Наряду с освоением академической программы, школьник должен овладеть навыками самоконтроля и самооценки, разрешения конфликтов и сотрудничества. От социальной компетентности подростка во многом зависит его физическое и психическое здоровье, успешность его самореализации как личности [5, с. 210].
Для формирования и сохранения здоровья обучающихся необходима комплексная программа, включающая в себя все формы деятельности педагога-психолога образовательной организации основного общего образования (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза) [8].
С целью выявления степени зрелости составляющих психологического здоровья школьников и апробации тренинговой программы по формированию психологического здоровья обучающихся была организована исследовательская работа. В данном исследовании под руководством кафедры психологии и педагогики Института развития образования Липецкой области приняла участие одна из общеобразовательных школ г. Липецка -обучающиеся 5-х, 8-х, 9-х, 11-х классов.
Исследовательская работа включила в себя три этапа: 1 - первичная диагностика психологического здоровья обучающихся; 2 - формирующий этап посредством тренинга с детьми и подростками группы риска; 3 - вторичная психодиагностика школьников, прошедших тренинг.
На первом этапе были исследованы следующие показатели психологического здоровья: когнитивный уровень (прогрессивные матрицы Дж. Раве-на); эмоциональное состояние (методика «Инверсия эмоционального отражения» (Е.И. Николаевой и В.П. Леутина)); индивидуально-типологические особенности (тест Г.С. Айзенка PEN); самооценка и самоконтроль (анкета «Самооценка здоровья»); адаптационный ресурс организма (пробы Штанге).
В результате первичной диагностики было выявлено, что общий интеллект не отражается на успеваемости учащихся: интеллект с возрастом постепенно и нелинейно возрастает, тогда как успеваемость в старших классах падает, достигая крайне низких значений. Этот факт говорит о неадекватно сложной образовательной программе, которая недоступна большинству учащихся, а также о нарастании психосоматических признаков школьной дезадаптации.
В эмоциональном состоянии школьников обнаружены высокие показатели тревожности и психического напряжения преимущественно у пятиклассников на фоне слабого физического здоровья, а также наличие сильного эмоционального стресса обучающихся выпускных классов. Основываясь на результатах проведённого исследования, можно говорить о выраженной зависимости между на-
рушениями психологического здоровья и учебной успеваемостью.
Индивидуально-типологические и личностные особенности обучающихся общеобразовательных школ диагностировались с помощью опросника Г.С. Айзенка PEN. По результатам исследования более высокие показатели экстраверсии, нейро-тизма, психотизма наблюдаются у обучающихся среднего общего образования по сравнению с учениками основной школы.
Психологическое здоровье, наряду с выше проанализированными показателями, зависит от субъективного восприятия своего состояния и самочувствия. Большинство школьников, по результатам обработки анкеты «Самооценка здоровья», позитивно оценивают свое физическое здоровье и относятся к себе как к практически здоровым, независимо от статуса физического и психосоматического здоровья, что свидетельствует о неадекватности самооценки обучающихся.
Адаптационный ресурс (по результатам пробы Штанге) с возрастом нелинейно увеличивается, но вместе с тем не достигает существующих критериев возрастной нормы, хотя и подвержен влиянию мотивационного напряжения.
Полученные данные дают достаточно надежный и устойчивый прогноз состояния психологического и психосоматического здоровья школьников, а также очерчивают критические условия, в которых наиболее вероятен срыв адаптационных ресурсов с существенным ухудшением здоровья обучающихся переходных ступеней образования.
По результатам первого диагностического этапа исследования проводился отбор обучающихся основного и среднего общего образования, относящихся к группе риска по состоянию психологического здоровья. Это, в большинстве своем, учащиеся 5-го класса, который составил целую группу (18 человек), и несколько детей из 8-го и 9-го классов (16 человек).
Второй этап работы заключался в проведении тренинговых занятий с обучающимися группы риска по состоянию психологического здоровья. Тренинговая программа включала в себя десять занятий, которые проводились один раз в неделю в течение полугодия. Продолжительность одного занятия - 45 минут (1 академический час).
Эта программа предназначена для проведения групповых и индивидуальных психокоррекцион-ных занятий с обучающимися основного и среднего общего образования.
Цель программы: сохранение и формирование психологического здоровья детей подросткового возраста и обеспечение благоприятных условий их развития.
Задачи программы:
1. Выработка адекватных и эффективных навыков общения.
2. Формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях школьного коллектива.
3. Овладение психологическими техниками и приёмами снятия психического напряжения.
4. Формирование у подростков эмоциональной устойчивости, самоконтроля и адекватной самооценки.
Занятия построены в соответствии с подростковыми особенностями восприятия информации, спецификой вхождения подростков в групповой контакт и в контакт с ведущим, логикой групповой динамики, а также с учетом задач формирования мотивации на углубленную работу в программе.
Методы работы: личностный тренинг, в ходе которого создаются условия для личностного преобразования участников в контексте происходящих с ними изменений эмоционального состояния и самосознания. В программе используются когнитивные и поведенческие модификации, беседы, дискуссии, «мозговые штурмы», мини-лекции, сюжетно-ролевые игры, арт-терапевтические техники, психогимнастические, релаксационные, психокинезиологические упражнения, анализ личностного опыта участников.
Использовались различные формы работы: индивидуальная работа, работа в парах и микрогруппах.
На третьем этапе исследование включало повторную диагностику детей и подростков, участву-
ющих в тренинге. Мы преследовали цель - выявить динамику эмоциональных и поведенческих состояний у обучающихся после проведения комплекса коррекционных мероприятий, направленных на формирование психологического здоровья и на создание условий, способствующих их дальнейшему развитию.
При повторном психодиагностическом обследовании были использованы следующие методы: опросник Г. Айзенка PEN, инверсия эмоционального отражения (В.П. Леутин, Е.И. Николаева), пробы Штанге. Для изучения достоверности различий в группах до и после тренинга был применен метод математической статистики - U-критерий Манна-Уитни.
В результате прохождения тренинговой программы некоторые индивидуально-типологические особенности обучающихся изменились. До тренинга ученики среднего звена относились к группе амбивертов (по методике Г. Айзенка PEN), после тренинга мы наблюдаем достоверное увеличение показателя экстраверсии (см. рис. 1).
Особое внимание привлекает к себе тот факт, что у обучающихся основного общего образования показатель нейротизма до тренинга был ниже нормы, а после тренинга увеличился, но при этом не достиг и среднего значения. Слишком низкий показатель эмоциональной устойчивости свидетельствует об отсутствии напряженности и бес-
14 12 10 8 6 4 2 0
■ экстраверсия □ нейротизм
■ психотизм
■ шкала лжи
обучающиеся ООО до тренинга обучающиеся ООО после тренинга
Рис. 1. Индивидуально-типологические особенности обучающихся основного общего образования (ООО) до и после тренинга
18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
15,5
13,3
7,6
5,6
16,1
I экстраверсия 1 нейротизм психотизм шкала лжи
обучающиеся СОО до тренинга обучающиеся СОО после тренинга
Рис. 2. Индивидуально-типологические особенности обучающихся среднего общего образования (СОО) до и после тренинга
покойства и скорее всего «пофигизме». Эта группа в начале тренинговых занятий проявляла равнодушие и незаинтересованность, при этом поведение участников отличалось неустойчивостью.
Старшеклассники и до тренинга демонстрировали высокий показатель экстраверсии, который после тренинга еще незначительно увеличился (с 15,5 до 16,1 балла) (см. рис. 2). Это свидетельствует об эффективности первого блока тре-нинговой программы, основной целью которого являлось развитие коммуникативных навыков.
По показателю нейротизма (эмоциональной стабильности-нестабильности) большинство учащихся старшего звена до тренинга характеризовались эмоциональной неустойчивостью, склонностью к быстрой смене настроения, чувством беспокойства. После тренинга показатель эмоциональной нестабильности старшеклассников достоверно снизился (по и-критерию Манна-Уитни, р<0,01).
По шкале «психотизм», отражающей склонность к асоциальному поведению и неадекватность эмоциональных реакций, числовые значения учащихся основного и среднего общего образования после тренинга снизились (см. рис. 1 и рис. 2). Это может говорить о приобретении навыков эмоциональной устойчивости, адекватности социального поведения и нормативной конфликтности обследуемых данных групп.
Предрасположенность школьников к проявлению невротических реакций проверялась с помощью методики Е.И. Николаевой и В.П. Леути-на «Инверсия эмоционального отражения». По результатам первичной диагностики школьников
был отмечен высокий показатель инвертируемых реакций у детей группы риска до тренинга.
35% школьников основного общего образования (в большинстве своем пятиклассники) по результатам первичной диагностики имели более 6 инверсий, что характеризовало обследуемых как группу риска в отношении неврозов.
По рисунку 3 можно наблюдать динамику уменьшения инвертируемых реакций после тре-нинговых занятий обучающихся основного общего образования.
Значимые изменения в сторону уменьшения инверсий наглядно демонстрирует диаграмма эмоционального отражения учащихся среднего общего образования (см. рис. 4), что свидетельствует об эффективности тренинговой программы по формированию эмоциональной устойчивости обучающихся.
Адаптационные возможности организма, являющиеся функциональным уровнем психологического здоровья, тоже подвержены положительным изменениям в результате тренировок. При оценке результатов методики «Пробы Штанге» - функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания - наблюдается увеличение показателя с 5-го по 9 класс, а потом снижение у учащихся 9-го и 11-го классов. Обучающиеся этих классов имеют более низкий уровень функционального состояния (см. табл. 1).
После тренинга (с мотивированием) наблюдается динамика увеличения показателя задержки дыхания от 47,6±6,4 (5 класс) до 70,6±25,6 (9 класс).
Обращает на себя внимание тот факт, что девятиклассники, имеющие слабое физическое здо-
Рис. 3. Эмоциональное отражение обучающихся основного общего образования (ООО) до и после тренинга
1 1
эмоциональное 2
отражение
0 12 ■ обучающиеся СОО до тренинга 3
обучающиеся СОО после тренинга
Рис. 4. Эмоциональное отражение учащихся обучающихся среднего общего образования (СОО) до и после тренинга
Таблица 1
Среднегрупповые значения результатов выполнения методики пробы Штанге обучающимися общеобразовательной школы
5 класс 8 класс 9 класс 11 класс
Пробы Штанге до тренинга (без мотив.)* 39,6*±13,7 50,47*±19,2 47*±14,5 45,1*±24,2
после тренинга (с мотив.)* 47,6*±6,4 65,5*±19,05 70,6*±25,6 54,95*±19,9
0,01 (критерий Крускала-Уоллиса) - различия по горизонтали; 0,01 (критерий Манна-Уитни) - различия по вертикали.
Примечания: * - уровень достоверности -* - уровень достоверности -
ровье при высокой самооценке здоровья, демонстрируют слабое функциональное состояние до тренинга (без мотивации), но сильное после тре-нинговой программы (с мотивационным воздействием). При этом во второй пробе выше показатели стандартного отклонения, что свидетельствует об индивидуальной вариативности показателя. Различия достоверны и по параллелям (между учащимися разных классов) и между первой и второй пробой в каждой возрастной категории.
В результате прохождения тренинга повысился уровень самоконтроля обучающихся и скорректи-ровалась самооценка здоровья. Большое значение в коррекционном плане имели релаксационные, кинезиологические и дыхательные упражнения, которые сопровождали практически каждое тре-нинговое занятие.
Таким образом, результаты вторичной диагностики дают возможность отследить эффективность тренинговой программы формирования психологического здоровья школьников.
Проведенные занятия позволяют заключить, что психологический тренинг как форма активного обучения способствует формированию психологического здоровья у обучающихся основных ступеней образовательной системы. Больший эффект определен у обучающихся основного общего образования.
По итогам посещения тренинговых занятий у учеников наблюдается уменьшение эмоцио-генных инвертированных реакций, достоверное увеличение показателя экстраверсии, снижение показателя эмоциональной нестабильности (ней-ротизма) старшеклассников, повышению уровня самоконтроля и адекватности самооценки, увеличение адаптационных ресурсов организма обучающихся основного общего образования.
На современном этапе необходимо наметить пути эффективной работы образовательных организаций по формированию психологического здоровья обучающихся.
1. Проведение комплексных мероприятий при взаимодействии всех участников образовательного
процесса (педагогов, родителей, обучающихся) по выявлению, сохранению, укреплению и формированию психологического здоровья школьников.
2. Введение в основные образовательные программы курсов внеурочной деятельности по психологии здоровья для обучающихся основного и среднего общего образования.
3. Внедрение в практику образовательных организаций тренинговой программы укрепления и формирования психологического здоровья школьников.
Библиографический список
1. Безруких М.М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - № 8. - С. 65-74.
2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: АСТ Москва; СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. -811 с.
3. Диагностика здоровья: Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2007. - 950 с.
4. Психологическое здоровье и социальная адаптация / под ред. В.Г. Каменской. - СПб.: «7Сту-дия РИК», 2009. - 382 с.
5. Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы II-й Междунар. науч.-практ. конф. (г. Красноярск, 27-28 ноября 2015 г.) / гл. ред. И.О. Логинова. -Красноярск: КрасГМУ 2015. - 421 с.
6. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995. - 168 с.
7. Хухлаева О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков. - М.: Сентябрь, 2003. -176 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Минобрнауки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.