УДК 37.018.26
Камакина Ольга Юрьевна
Kamakina Olga Yurevna
кандидат психологических наук, старший преподаватель
Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского
PhD in Psychology, Senior Lecturer, Yaroslavl State Pedagogical University
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
SOCIAL PARTNERSHIP OF FAMILY AND SCHOOL AIMED AT PRESERVATION AND IMPROVEMENT OF STUDENTS' HEALTH
Аннотация:
Summary:
Статья посвящена осмыслению проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в образовательной организации. Проанализированы возможные подходы к оценке качества благополучия обучающихся. Обоснована необходимость формирования социального партнерства семьи и школы для создания безопасной образовательной среды и сохранения здоровья детей.
The article deals with the problem of preservation and improvement of school students' health in the educational organization. The possible approaches to assessment of the quality of students' well-being are considered. The author justifies the need for development of family and school social partnership focused on the creation of safe learning environment and preservation of children's health.
Ключевые слова:
здоровье, школьники, семья, безопасная образова-тельная среда, социальное партнерство.
Keywords:
health, school students, family, safe learning environment, social partnership.
Важность сохранения, укрепления и развития здоровья обучающихся обусловлена ухудшением физического, психологического и социального здоровья детского населения: увеличивается доля обучающихся с хроническими заболеваниями, врожденными аномалиями, сочетан-ными диагнозами, растет количество школьников с нервно-психическими расстройствами, пограничными состояниями, поведенческими нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой, познавательной, мотивационной сфер личности. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Закон «Об образовании» ориентируют и регламентируют обеспечение качественными образовательными услугами всех обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями: школьников с ограниченными возможностями здоровья, с трудностями в освоении образовательных программ, с нарушениями в развитии, одаренных детей и др.
Современное детство имеет ряд особенностей, влияющих на качество благополучия школьников: большие информационные, неконтролируемые взрослыми потоки, повышенный уровень ожиданий родителей, педагогов в сфере успешности школьника, неопределенность картины будущего, разбалансированный режим труда и отдыха, низкая двигательная активность, психоэмоциональные перегрузки в связи с ускоряющимся темпом и ритмом жизни детей [1; 2].
Качество оказания образовательных услуг возможно оценивать с позиций анализа не только уровня обученности, но и процессов успешной социализации, благополучной адаптации школьников, обеспечения достойного качества жизни в образовательной организации, уровня воспитанности и др. Категория «здоровье» является одной из наиболее актуальных для формирования профессионального понимания педагогами и психологами содержания и своей зоны ответственности в данной сфере, разработки и внедрения разных форм, методов, технологий работы с обучающимися, влияющих на качество физического, психологического и социального здоровья школьников [3].
Деятельность образовательной организации в сфере благополучия школьников может быть направлена на улучшение условий окружающей ребенка школьной среды, формирование у детей ценностных ориентаций, внутренних установок и умений сохранять свое благополучие [4].
Уровень благополучия школьников возможно оценить, опираясь на следующую структуру показателей: физическая и умственная работоспособность, устойчивость к заболеваниям, низкий травматизм, эмоциональное благополучие, стрессоустойчивость, удовлетворенность качеством общения с педагогами и детьми, восприятие школы как безопасной среды, место ценности здоровья в иерархии ценностей у школьников и др.
Возможности и ресурсы каждой образовательной организации широки, индивидуальны и должны исследоваться с помощью мониторинга [5]. Анализируя тенденции в развитии и своевре-
менно корректируя системную, комплексную работу в образовательной организации по сохранению благополучия школьников, можно получить высокие результаты в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Необходимым условием с позиций системно-деятельностного подхода при организации такой деятельности будет включенность всех участников образовательного процесса (школьники, семья, педагогический коллектив). Семья является необходимым социальным партнером, заинтересованным в вопросах сохранности благополучия обучающихся, обладающим широкими возможностями, в то же время испытывающим определенные трудности в современных условиях.
Степень и характер влияния семьи на благополучие школьников зависит от многих факторов: структуры семьи, цикла ее развития, реализации функций, уровня и структуры заболеваемости в семье, социально-гигиенических условий, психологического климата, психосоциальных качеств родителей, социального положения, стиля семейного воспитания, организации семейного поведения и др. Реальные жизненные ситуации, полученный опыт закрепляют определенные установки, стереотипы поведения в сфере здоровья, которые усваиваются ребенком.
Семья влияет на все стороны личности школьника: аффективную, когнитивную, поведенческую [6]. Любая деформация семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии ребенка, ухудшает его благополучие. Если сам родитель рассматривает ценность здоровья достаточно высоко, обладает определенной базой знаний по сохранению и укреплению здоровья, проявляет это в своем поведении и является авторитетным человеком, умеющим выстроить доверительные отношения с ребенком, то велика вероятность, что и сам школьник будет благополучен. Насколько воспитательная позиция родителей соответствует грамотной позиции: адекватной, гибкой, прогностичной, настолько успешным будет сам процесс воспитания. Низкий уровень информированности родителей о проблемах детей создает зону риска для благополучной адаптации, социализации, успешного освоения обучающимися образовательных программ, не позволяет своевременно получить необходимую поддержку.
Взаимодействие с семьей в образовательных организациях строится по разным направлениям:
- Родитель как заказчик образовательных услуг выбирает образовательную организацию, поэтому администрация и педагогический коллектив стремятся ориентироваться на запросы, ожидания семей своих обучающихся.
- Родитель как социальный партнер помогает школе в вопросах эффективного воспитания и развития, адаптации и социализации школьников.
- Образовательные организации обладают ресурсами оказания своевременной поддержки семьям в интересах благополучия школьника.
- Школа обладает реальной возможностью просвещения (педагогического, психологического, медицинского) родителей.
Формируя систему социального партнерства, можно получить следующие положительные эффекты: повышение уровня активности и включенности родителей в жизнь школы, снижение уровня конфликтности, улучшение качества межличностных отношений, формирование позитивного имиджа образовательной организации, престижа и статуса успешных педагогов, повышение уровня удовлетворенности у педагогов и др.
Для родителей эффекты сотрудничества могут быть выражены в повышении родительской компетентности по вопросам сохранения благополучия детей; лучшем понимании особенностей современного образования; повышении уверенности в том, что мнения, пожелания семьи по возможности учитываются; формировании ощущения своей значимости, причастности к школьной жизни своих детей [7].
Единство школы и семьи помогает формированию личности ребенка, его социальному становлению, влияет на лучшее освоение образовательных программ, помогает формировать отношение к школьной среде как к безопасной и комфортной.
Таким образом, сохранение благополучия школьников в образовательной организации является одним из важнейших направлений в деятельности образовательной организации. Системная, комплексная работа в образовательной организации по сохранению благополучия детей более эффективна, если предполагает активное сотрудничество семьи и школы. Социальное партнерство семьи и школы позволяет получить эффекты оптимального личностного развития, успешной адаптации, благополучной социализации обучающихся.
Ссылки:
1. Карпова Е.В. Возрастная психология. Ярославль, 2015. 200 с.
2. Психология детства / под ред. члена-кор. РАО А.А. Реана. СПб., 2008. С. 350.
3. Ананьев В.А. Психология здоровья. Кн. 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб., 2006. 384 с.
4. Клюева Н.В. Технология работы психолога с педагогами. М., 2000. 220 с.
5. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб., 2005. 400 с.
6. Никифоров Г.С. Психология здоровья : учеб. пособие. СПб., 2002. 256 с.
7. Клюева Н.В. Указ. соч.
References:
1. Karpova, EV 2015, Age-related psychology, Yaroslavl, 200 p.
2. Rean, AA (ed.) 2008, Psychology of Childhood, St. Petersburg, p. 350.
3. Ananiev, VA 2006, Health Psychology. Bk. 1. Conceptual basis of health psychology, St. Petersburg, 384 p.
4. Klyueva, NV 2000, The technology works with teachers psychologist, Moscow, 220 p.
5. Isaev, DN 2005, Emotional stress, psychosomatic disorders and somatopsychic children, St. Petersburg, 400 p.
6. Nikiforov, GS 2002, Health Psychology: Textbook, St. Petersburg, 256 p.
7. Klyueva, NV 2000, The technology works with teachers psychologist, Moscow, 220 p.