DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-180-179-185 УДК 94(47)
Сохранение исторической памяти о вкладе Русской православной церкви в победу в Великой Отечественной войне
Дарья Андреевна БУЮКЛИ
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова» 150003, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Советская, 14 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1912-1526, e-mail: darya.buyukli@mail.ru
Historical memory preservation of the Russian Orthodox Church contribution to the victory in the Great Patriotic War
Darya A. BUYUKLI
P.G. Demidov Yaroslavl State University 14 Sovetskaya St., Yaroslavl 150003, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1912-1526, e-mail: darya.buyukli@mail.ru
Аннотация. Исследование посвящено ключевым направлениям в деятельности Русской православной церкви по сохранению и восстановлению исторической памяти о Великой Отечественной войне. Рассмотрены основные этапы и аспекты деятельности церкви в данном направлении. Конструирование исторической памяти о Великой Отечественной войне сейчас занимает большое место в патриотическом и гражданском воспитании. Вопросами исторической памяти и отличиями ее от собственно истории в России стали заниматься недавно. Можно рассматривать разные способы сохранения исторической памяти о вкладе Русской православной церкви в победу в Великой Отечественной войне в связи с особенностями источниковой базы. Также в условиях несвободы действий Русской православной церкви, как полноценного субъекта права, в разные периоды времени на первый план выходили определенные виды сохранения исторической памяти. Определены основные направления деятельности в вопросах сохранения исторической памяти о вкладе Русской православной церкви в победу. Среди них выделены: освещение церковной деятельности в официальном печатном органе Русской православной церкви «Журнал Московской патриархии», строительство храмов в память о войне, восстановление биографий репрессированных в годы войны священнослужителей и верующих, совместная работа над музеями и музейными экспозициями и др. Выявлено соответствие содержания работы с исторической памятью базовым российским ценностям.
Ключевые слова: Русская православная церковь; историческая память; базовые современные ценности; Великая Отечественная война; коммеморация
Для цитирования: Буюкли Д.А. Сохранение исторической памяти о вкладе Русской Православной церкви в победу в Великой Отечественной войне // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 180. С. 179-185. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-180-179-185
Abstract. We present the key directions in the activity of the Russian Orthodox Church in preserving and restoring the historical memory of the Great Patriotic War. We consider the main stages and aspects of the church's activity in this direction. The construction of the Great Patriotic War historical memory now occupies a large place in patriotic and civic education. The issues of historical memory and its differences from the actual history in Russia began to work with recently. We also consider various ways of preserving historical memory of the Russian Orthodox Church contribution to the victory in the Great Patriotic War in connection with the peculiarities of the source base. Also, in the conditions of limited actions of the Russian Orthodox Church as a full-fledged subject of law, in different periods of time certain types of historical memory preservation came to the fore. The main areas of activity in terms of preserving historical memory of the
© Буюкли Д.А., 2019
179
Russian Orthodox Church contribution to victory are identified. Among them we highlight the coverage of church activities in the official publication of the Russian Orthodox Church "Journal of the Moscow Patriarchate", the construction of churches in memory of the war, the biography restoration of repressed priests and believers during the war, co-operative work on museums and museum exhibitions, etc. We also reveal the correspondence of the work content with historical memory to basic Russian values.
Keywords: Russian Orthodox Church; historical memory; basic modern values; the Great Patriotic War; commemoration
For citation: Buyukli D.A. Sokhranenie istoricheskoy pamyati o vklade Russkoy Pravoslavnoy tserkvi v pobedu v Velikoy Otechestvennoy voyne [Historical memory preservation of the Russian Orthodox Church contribution to the victory in the Great Patriotic War]. Vestnik Tambovskogo un-iversiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 180, pp. 179-185. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-180-179-185 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Вопрос о ценностных ориентирах остро стоит перед каждым гражданином страны, а также целыми общностями, социальными институтами. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитании личности гражданина России «уважение к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» [1] определяется как базовая современная ценность российского общества. Одним из показательных моментов является отношение к почитанию памяти о победе в Великой Отечественной войне (далее - ВОВ). Однако эксплуатация образа победителя и героя порой принимает искаженные и уродливые формы. Необходимость научного осмысления объективного вклада в победу и «архивная революция» 1990-х гг. сподвигли историков на более тщательную проработку этой проблемы. На слабую изученность вопроса о роли Русской православной церкви (далее - РПЦ) указал исследователь В.Н. Якунин, отметив фрагментарность имеющихся сведений [2]. Более поздние работы историков церкви отличаются большей полнотой источниковой базы, ее разнообразием. К материалам отечественных и, что важно, региональных архивов обращались такие исследователи, как О.В. Васильева, М.В. Шкаровский, М.И. Одинцов. На материалах, доступных для зарубежных коллег, писал свои труды Д.В. Поспеловский. В современной науке одним из ключевых вопросов является не только воссоздание объективной истории Великой Отечественной войны, но и сохранение исторической памяти об этом событии и деятельности отдельных организаций, групп населения в те годы. Рассмотрим, что, как и почему по отдельности
или вместе сохраняют в нашей памяти РПЦ и государство.
Еще до знаменитой речи И.В. Сталина от 3 июля 1941 г. с призывом ко всеобщей мобилизации и всесторонней помощи в борьбе с врагом выступил митрополит Сергий (Старгородский). В своем обращении он призвал: «Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства»1. Послание это, в первую очередь, было обращено к гражданам Советского Союза, нежели к государству. Русская православная церковь делала первый шаг навстречу своей пастве и не только, несмотря на многие годы гонений и притеснений. Кроме того, обращался духовный лидер и к своим коллегам-священнослужителям, призывая их не оставаться в стороне и не выбирать выжидательной позиции в трудный час: «Положим же души своя вместе с нашей паствой» [3, с. 4]. Примечательно, что с прямым осуждением антихристианской и античеловеческой по своей сути идеологией фашизма выступило большинство православ-
1 Русская православная церковь и Великая Отечественная война: сб. церковных документов. М.: Московская патриархия, 1943. С. 3.
ных церквей мира, а представители католицизма во главе с Ватиканом хранили молчание. Тем временем советские власти, вопреки предыдущему атеистическому курсу, позволяли адептам РПЦ открыто выступать со своими заявлениями и не препятствовали широкому распространению посланий православных глав среди населения. Эволюцию политики партии касательно Русской православной церкви определил ряд факторов: использование авторитета РПЦ на международной арене для укрепления позиция СССР в мире, проблема с открытием второго фронта, активная социальная деятельность православных организаций в тылу. Как отмечает исследователь М.И. Одинцов, внешние причины, как то: «стремление сузить возможности немецкой пропаганды по использованию религиозных проблем, желание снять в общественных кругах стран-союзниц предубеждение в отношении церковного курса советского правительства и, наконец, намерение сплотить все антифашистские силы, включая и религиозные организации, - предопределили шаги И.В. Сталина по дальнейшей нормализации государственно-церковных отношений» [3, с. 272]. Таким образом, можно утверждать, что в годы ВОВ поддержка церкви обеспечивала выживание советского режима в экстремальной для него обстановке.
Русская православная церковь, безусловно, приняла непосредственное участие во многих видах патриотической деятельности. Огромную роль сыграли послания Сергия (Старгородского) и Николая (Ярушевича) не только в адрес советских людей, но и православных стран-участников военного конфликта. Обращения к сербам, румынам и другим православным народам были особенно важны в период активных действий движения Сопротивления. Кроме того, совершение молебнов и панихид в местах сражений также придавали сил советскому солдату. Особенно велик подвиг ленинградского духовенства. Службы в блокадном Ленинграде привели к духовному возрождению города уже в 1944 г. Согласно данным НКВД, на пасхальном богослужении 15 апреля 1944 г. присутствовало достаточное количество военных: в Троицкой церкви г. Подольск - 100 человек, в церкви св. Александра Невского -275 человек и т. д. [4, с. 125].
Священнослужители и верующие тоже подтверждали свою преданность Отечеству делом. Участие в партизанском движении (особенно в Белоруссии), сбор средств для поддержки армии и тыла, личный пример (архиепископа Луки (В.Ф. Войно-Ясенецко-го)) [5]. Ратные подвиги совершили многие отцы церкви. Нам известны имена и дела будущего патриарха Пимена (Извекова), протоиерея Бориса Васильева, протодиакона Хиткова, священника Ранцева и в общей сложности более 50 священнослужителей, получивших медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». О некоторых из них можно узнать, ознакомившись с материалами отчетов Г.Г. Карпова, председателя Совета по делам РПЦ. Также информация о награждениях содержалась в официальном печатном органе РПЦ - «Журнале Московской патриархии». К сожалению, сведения о священнослужителях-фронтовиках до сих пор являются фрагментарными. Протоиерей Николай Агафонов в книге «Ратные подвиги православного духовенства» указывает на то, что при составлении книги он «радовался каждой найденной фотографии, любым дополнительным сведениям» [6, с. 285]. Некоторые сведения о подвигах священнослужителей уничтожались намеренно, особенно в годы правления Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева. Профессор, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Го-рянов) сообщает об известных фактах уничтожения памяти о подвигах священнослужителей: «Одним из свидетельств этого является памятник сожженным в селе Хворостово (Полесье), где среди всех поименно названных жертв нет только одного имени - священника Иоанна Лойко. Из военно-документальной литературы целенаправленно изымались свидетельства о священниках-воинах, священниках-партизанах. Например, в книге И. Шубитыдзе «Полесские были», изданной в Минске в 1969 г., имена священнослужителей упоминались, а в издании 1974 г. - нет» [7].
И действительно, это не единственное свидетельство «забывания» о вкладе клира в Победу. Усилиями православных деятелей и с эпизодической помощью государства работа по сохранению исторической памяти о подвиге священства и православных проводилась (и во многом проводится до сих пор) в следующих направлениях:
1) освещение церковной деятельности в официальном печатном органе РПЦ «Журнал Московской патриархии»;
2) строительство храмов в память о войне (храмы и храмовые комплексы на Мамаевом кургане, на Курской дуге, на Малой Охте, на Поклонной горе, на Средней Рогатке);
3) причисление героев войны к сомну новомучеников (о работе Собора святых но-вомучеников и исповедников Церкви Русской в 1989, 1992, 1994, 1997, 2000 гг.);
4) восстановление биографий репрессированных в годы войны священнослужителей и верующих;
5) совместная работа над музеями и музейными экспозициями;
6) участие иерархов Церкви в мероприятиях Дня Победы;
7) помощь в работе Советского (а с 1992 г. Российского) фонда мира.
Стоит отметить, что некоторые мероприятия, проводимые РПЦ, не являются публичными (как то проведение тематических бесед, показ фильмов с обсуждением, организация православных лагерей и дискуссий в них, посвященных теме ВОВ). Поэтому такую работу трудно отследить. Кроме того, все епархии занимаются этим вопросом с разной интенсивностью. Также проведение подобных проектов ограничено доступностью в места памяти и отсутствием должного финансирования. Тем не менее РПЦ находит возможность знакомить общественность с собранными материалами.
С 1943 г. непрерывно издается «Журнал Московской патриархии». Многие годы он являлся единственным источником информации о жизни Церкви. Так, например, со страниц журнала мы узнаем о награждении медалями «За оборону Москвы» протоиереев Смирнова, Алексеева, Сарычева [8, с. 14]. Рубрика «Корреспонденция с мест» сообщает о собранных прихожанами и священнослужителями средствах на борьбу с врагом, трудовых подвигах верующих.
О новомучениках можно узнать из Книг памяти, активная работа над которыми началась в 1990-е гг. и идет до сих пор. Кроме того, в каждой области ведется собственная краеведческая работа по сохранению памяти о воевавших священнослужителях и прихожанах. В Ярославской области, например, изданы сборники «Не предать забвению»,
трехтомник «Все мы Христовы», издания в трех частях «Новомученики и исповедники Ярославской епархии» и книга для чтения, вышедшая в 2005 г., «Русский месяцеслов. Новомученики и исповедники Ярославского края». Кроме того, специализированные журналы публикуют информацию о жизни отдельных деятелей церкви. Это и епархиальные ведомости, и общероссийские издания, такие как «Русский дом», «Журнал Московской патриархии», и интернет-порталы, наиболее крупными из которых являются «Православие и мир», «Портал-миссия.РФ», «Православие.ru» и др. Также на телевидении на федеральном и местном уровне транслируются постоянные телепрограммы об истории и деятельности РПЦ, в том числе выпуски «Церковь и мир» (Россия-24), православные передачи телеканала «Союз», программы телеканала «Спас», основным собственником которого является Московская патриархия. Издательская деятельность епархий по восстановлению краеведческих страниц истории края часто бывает представлена публикациями изданий, посвященных деятельности священнослужителей. Так, о жизни и делах отца Иоанна (Вендланда), представлявшего в Священном синоде с 1943 г. Ярославскую область, мы узнаем из книги-альбома «Митрополит Иоанн (Вендланд)»2, опубликованной Ярославской епархией в 2009 г.
В работе над созданием музеев тоже произошли значительные изменения. Начиная с 1920-х гг., церковные здания часто превращались в антирелигиозные музеи, создавались специализированные выставки. Так, в Донском монастыре появился музей искусства XVIII века [9], в Церковном корпусе Большого петергофского дворца открылась атеистическая выставка «Самодержавие и церковь» [10]. Церковные музеи ликвидировались, а их экспозиции вливались в существующие художественные, исторические или краеведческие музеи. При Московской духовной академии в 1944 г. открылся первый музей, посвященный истории религии - Цер-ковно-археологический музей. В 2007 г. впервые на собрании высших иерархов Церкви было высказано мнение о пользе сис-
2 Журнал Московской патриархии. 1945. № 1. Ян-
варь. URL: http://archive.e-vestnik.ru/page/index/194501
14.html (дата обращения: 01.10.2018).
темы собственных музеев3. В 2011 г. Священным синодом был утвержден единый устав для частного учреждения культуры «Церковный музей епархии Русской православной церкви», к которому относятся епархиальные и приходские музеи. Кроме резонансного вопроса о характере музейной деятельности в Исаакиевском соборе, многие краеведческие музеи пополняются экспонатами, свидетельствующими о жизни в годы войны, благодаря деятельности представителей РПЦ.
Необходимо также сказать и о том, какую оценку представители верхов РПЦ дают памятным мероприятиям, связанным с историей ВОВ. Протоиерей В.А. Чаплин, выступая на телеканале «Спас», высказался о триумфальных мероприятиях в День Победы, в которых обычно он сам принимает участие. Это и молитвы за упокой погибших, раненых и выживших, и парад на Красной площади, и посещение памятника Неизвестному солдату. При всей аккуратности его формулировок, можно отметить тот факт, что коммеморация в данном случае побеждает реальную память о войне. Он сообщает: «Можно по-разному относиться к символам, которые господствовали в свое время в нашей армии, и которые сегодня воспринимаются как часть символики торжеств, связанных с Днем Победы, когда в течение многих лет представители духовенства приходят к Могиле Неизвестного солдата, священники, архиереи, Святейший патриарх приходят к месту погребения человека и возносят на этом месте заупокойную молитву»4, таким образом подчеркивая важность урегулирования государственно-церковных отношений, демонстрации силы обеих структур - власти и Церкви. Это отражает символизацию данного действа и дня. Подобные мысли можно проследить и в выступлении Патриарха Кирилла. В 2015 г., совершая литургию в преддверии праздника Дня Победы, он сказал: «И всякий раз, когда мы
3 Русская православная церковь возродит систему собственных музеев // Благовест Инфо: агентство религиозной информации. URL: http://www.blagovest-info.ru /index.php?ss=2&s=3&id=16287 (дата обращения: 03.10.2018).
4 Протоиерей Всеволод Чаплин о несостоявшемся гей-параде и праздновании Дня Победы // Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/protoierej-vsevolod-chaplin-o-nesostoyavshemsya-gej-parade-i-prazdnovanii-dnya-pobedy/ (дата обращения: 29.09.2018).
совершаем богослужение в этом храме на Поклонной горе, так связанной с нашими победами, - и в 1812 г. над Наполеоном, и в 1945 г. над другими завоевателями, - мы особенно молимся Господу и святому великомученику Георгию»5. И опять мы видим символизм и сужение рамок исторической действительности до примитивных понятий «победа», «поражение», «друг», «враг».
27 апреля 1961 г. в Советском Союзе появилась общественная организация «Советский фонд мира», уставными целями которой стали финансирование Советского комитета защиты мира и Всемирного совета мира, оплата обучения студентов из стран Азии и Африки в СССР, помощь странам, в которых происходили конфликты с советским участием: Анголе, Вьетнаму, Никарагуа, Эфиопии, палестинским беженцам в Ливане, финансирование установки памятников погибшим советским воинам в Европе, помощь пострадавшим при Чернобыльской аварии, помощь пострадавшим в Спитакском землетрясении. Согласно отчету архиепископа Владимирского и Суздальского за 1984 г., большая часть доходов епархии (43000 руб. при общем расходе 177617 руб.) и за 1985 г. (43000 руб. при общем расходе 179494 руб.) уходила на финансовую поддержку деятельности этой организации6. При чтении доклада уполномоченный по делам РПЦ по Владимирской области высоко оценил такую жертвенность, а также отметил, что «большая сумма сдана и на 40-летие Дня Побе-ды»7. Тем не менее, финансовая отчетность фонда была крайне непрозрачной, вызывала общественные полемики. В 1972 г. А.И. Солженицын опубликовал открытое письмо с обвинениями в адрес патриарха Пимена за централизованную организацию финансирования деятельности этого фонда верующими. В ответ ему представители некоторых религиозных организаций (а именно Гомбоев Жамбал Доржи - Бандидо Хамбо лама, председатель Центрального духовного управления буддистов СССР; Вазген - католикос
5 Патриарх Кирилл. Победа в Великой Отечественной войне - это большое чудо // Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/patriarh-kirill-pobeda-v-veli-koy-otechestvennoy-voyne-eto-bozhie-chudo/ (дата обращения: 13.10.2018).
6 ГАВО (Государственный архив Воронежской области). Ф. Р-6326. Оп. 2. Д. 6.
7 Там же.
всех армян; Ефрем II - патриарх, католикос всея Грузии; Никодим - митрополит Новгородский и Ленинградский; Филарет - митрополит, экзарх Украины) опубликовали свое письмо в «Литературной газете», называя А.И. Солженицына «клеветником»8. На данный момент правопреемник этой организации - Российский фонд мира, в правление которой входит действующий патриарх, -занимается предотвращением социальных, национальных и религиозных конфликтов. Одной из постоянных программ Фонда является проект «Память народная», в ходе которого проводятся традиционные рейсы и марши Памяти ветеранов войны и молодежи по местам боевых действий. Продолжительное время Фонд сотрудничает с Редколлегией Всероссийской Книги памяти, оказывает помощь в издании обзорного тома Книги памяти .
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить тот факт, что расчет государства на помощь Русской церкви, как традиционного патриотически настроенного института, оправдался. Объективный вклад священнослужителей послужил ката-
8 ЦХСД (Центр хранения современной документации). Ф. 3. Оп. 64. Д. 73. Л. 1346.
9 Международный общественный фонд «Российский фонд мира». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 110806.html (дата обращения: 13.10.2018).
лизатором не только внутреннего духовного подъема, но и повышения статуса СССР на международной арене. По окончании войны очевидным стало прагматичное отношение властей к РПЦ. Период потепления государственно-церковных отношений был недолгим и неполным. Поэтому Русской церкви своими силами пришлось заниматься сохранением памяти о вкладе в Победу. Рассмотрев его аспекты, мы проследили активность РПЦ в этом вопросе, глубину проработки проблемы, а также степень понимания ее важности в современных оценках иерархов церкви. Для исторической памяти характерна не столько рациональная, сколько эмоциональная оценка прошлого. Поэтому, на наш взгляд, акцент в выборе способов сохранения памяти был сделан на то, чтобы дать аудитории разнообразную информацию, возбудить чувство контакта с военными событиями, вызвать познавательный интерес. Этой задаче в большей степени отвечало посещение музейных экспозиций и мест памяти. Сохранению же достоверных сведений о подвигах священнослужителей и паствы способствовала публикация сведений о награждениях в «Журнале Московской патриархии», жизнеописаний фронтовиков, списков новомуче-ников.
Список литературы
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.
2. Якунин В.Н. Свидетельствует спецхран // Наука и религия. 1995. № 5. C. 14-15.
3. ОдинцовМ.И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма 1917-1953 гг. М.: Полит. энциклопедия, 2014. 560 с.
4. Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М.: Крутицкое Патриаршее Подворье Общество любителей церковной истории, 1999. 400 с.
5. Кожевников С.В. Работа хирурга-консультанта В.Ф. Войно-Ясенецкого с ранеными солдатами и офицерами в красноярских эвакгоспиталях (1941-1944) // Манускрипт. 2018. № 7 (93). С. 51-56.
6. АгафоновН.В., прот. Ратные подвиги православного духовенства. М.: Благовест, 2013. 352 с.
7. Горянов О.А., митрополит Петрозаводский и Карельский. Вклад Русской православной церкви в Победу в Великой Отечественной войне // Православие в Карелии. URL: http://eparhia.karelia.ru/_ar-hierey2016.05.09_1462797864 (дата обращения: 23.11.2018).
8. Зегжда С.А. Митрополит Иоанн (Вендланд): биографический очерк. Ярославль: Изд-во Ярослав. епархии, 2009. 175 с.
9. Постернак О.П. Музейная деятельность на территории Донского монастыря в 1920-1930 годы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2005. № 4. С. 114-132.
10. Бондарев С.В., Петров И.В. Из истории антирелигиозной музейной кампании: выставка «Самодержавие и церковь» в Церковном корпусе Большого Петергофского дворца // Новейшая история России. 2014. № 2 (10). С. 117-127.
References
1. Danilyuk A.Y., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The Concept of Spiritual and Moral Development and Individual Education of Russian Citizen]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2009, 23 p. (In Russian).
2. Yakunin V.N. Svidetel'stvuet spetskhran [Testimony of special storage]. Nauka i religiya [Science and Religion], 1995, no. 5, p. 15. (In Russian).
3. Odintsov M.I. Russkayapravoslavnaya tserkov' nakanune i v epokhu stalinskogo sotsializma 1917-1953 gg. [Russian Orthodox Church on the Eve and During the Era of Stalin's Sociolism in 1917-1953]. Moscow, Politicheskaya entsiklopediya Publ., 2014, 560 p. (In Russian).
4. Shkarovskiy M.V. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' pri Staline i Khrushcheve [Russian Orthodox Church under Stalin and Khrushchev]. Moscow, Krunitskoe Patriarchal Courtyard Church History Community Publ., 1999, 400 p. (In Russian).
5. Kozhevnikov S.V. Rabota khirurga-konsul'tanta V.F. Voyno-Yasenetskogo s ranennymi soldatami i ofitse-rami v krasnoyarskikh evakgospitalyakh (1941-1944) [V.F. Voyno-Yasenetsky's work as a surgeon-consultant with wounded soldiers and officers in Krasnoyarsk evacuation hospitals (1941-1944)]. Manuskript - Manuscript, 2018, no. 7 (93), pp. 51-56. (In Russian).
6. Agafonov N.V., prot. Ratnyepodvigipravoslavnogo dukhovenstva [Feats of Arms of the Orthodox Clergy]. Moscow, Blagovest Publ., 2013, 352 p. (In Russian).
7. Goryanov O.A., Mitropolit Petrozavodskiy i Karel'skiy. Vklad Russkoy pravoslavnoy tserkvi v Pobedu v Velikoy Otechestvennoy voyne [Metropolitan of Petrozavodsk and Karelia. Russian Orthodox Church contribution to the victory in the Great Patriotic War]. Pravoslaviye v Karelii [Orthodoxy in Karelia]. (In Russian). Available at: http://eparhia.karelia.ru/_arhierey2016.05.09_1462797864 (accessed: 23.11.2018).
8. Zegzhda S.A. Mitropolit Ioann (Vendland), biograficheskiy ocherk [Metropolitan Ioann (Vendland), Biographical Sketch]. Yaroslavl, Yaroslav Eparchy Publ., 2009, 175 p. (In Russian).
9. Posternak O.P. Muzeynaya deyatel'nost' na territorii Donskogo monastyrya v 1920-1930 gody [Museum activities on the territory of the Donskoy monastery in 1920-1930]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta - St. Tikhon's University Review, 2005, no. 4, pp. 114-132. (In Russian).
10. Bondarev S.V., Petrov I.V. Iz istorii antireligioznoy muzeynoy kampanii: vystavka «Samoderzhavie i tserkov'» v Tserkovnom korpuse Bol'shogo Petergofskogo dvortsa [The Anti-Religious Museum Campaign: Exhibition "Autocracy and Church" in the Church of Peterhof Grand Palace]. Noveyshaya istoriya Rossii -Modern History of Russia, 2014, no. 2 (10), pp. 117-127. (In Russian).
Информация об авторе
Буюкли Дарья Андреевна, аспирант, кафедра новейшей отечественной истории. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: darya.buyukli@mail.ru
Вклад в статью: общая концепция статьи, сбор данных, написание статьи.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1912-1526
Поступила в редакцию 20.02.2019 г.
Поступила после рецензирования 21.03.2019 г.
Принята к публикации 25.04.2019 г.
Information about the author
Darya A. Buyukli, Post-Graduate Student of Modern Russian History Department. P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russian Federation. E-mail: darya.buyukli@mail.ru
Contribution: main study conception, data acquisition, manuscript drafting.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1912-1526
Received 20 February 2019 Reviewed 21 March 2019 Accepted for press 25April 2019