Научная статья на тему 'Пастырское служение Русской православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг'

Пастырское служение Русской православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
957
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / ДУХОВЕНСТВО / ВОЙНА / ГОСУДАРСТВО / АРМИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / CHURCH / CLERGY / WAR / STATE / ARMY / CHARITY / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ершов Богдан Анатольевич

В статье рассматриваются основные направления пастырского служения Русской православной церкви в период Великой Отечественной войны. Показано, что именно Церковь сыграла важную роль в поднятии боевого духа советской армии, посредством проповеднической деятельности, пожертвований, а также участия священников в партизанском движении. Особое внимание обращается на то, что Церковь всегда находилась в центре внимания светской власти и отношения с ней составляли ключевое содержание политики государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ершов Богдан Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vicarial service of the Russian Orthodox Church in the period of the Great Patriotic War of 1941-1945

In article the main directions of vicarial service of Russian Orthodox Church in the period of the Great Patriotic War are considered. It is shown what exactly the Church played an important role in a raising of fighting spirit of the Soviet army, by means of evangelical activity, donations and also participation of priests in the guerrilla movement. Special attention is paid on that the Church always was in the center of attention of the secular power and the relation with it made the key maintenance of policy of the state in general.

Текст научной работы на тему «Пастырское служение Русской православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»

2. State archive of socio-political history of the Kirov region (GASPI KO). F. P-1255. Sh. 2. File 349. Sh. 52 turn.

3. GASPI TO. F. P-1255. Sh. 2. File 348. Sh. 133.

4. GASPI TO. F. P-1290. Sh. 2. File 351. Sh. 268.

5. Ocherki istorii Kirovskoj oblasti - Essays on the history of Kirov region. Kirov. 1972. Pp. 326-328.

6. Uspekhi socialisticheskogo stroitel'stva Kirovskoj oblasti: materialy dlya agitatorov i besedchikov - The successes of socialist construction in the Kirov region: the agitators and communicators. Kirov. 1939. P. 27.

7. GASPI TO. F. P-1255. Sh. 2. File 348. Sh. 136.

8. GASPI TO. F. P-1255. Sh. 2. File 348. Sh. 113.

9. Tikhvinsky S. F. K istorii l'novodstva Volgo-Vyatskogo rajona [History of flax cultivation in the Volga-Vyatka region] // Iz istorii sel'skogo hozyajstva i krest'yanstva Verhnego Povolzh'ya vperiodpostroeniya i utverzhdeniya razvitogo socializma (1938-1980 gg.) - From the history of agriculture and peasantry of the Upper Volga region in the period of construction and approval of developed socialism (1938-1980). Kirov. 1980. P. 33.

10. GASPI TO. F. P-1255. Sh. 2. File 348. Sh. 114-115.

11. GASPI TO. F. P-1290. Sh. 2. File 351. Sh. 163.

12. GASPI TO. F. P-1255. Sh. 2. File 349. Sh. 53 turn-54.

13. Materialy k otchetu Kirovskogo oblastnogo ispolnitel'nogo komiteta za 1935-1939 gg - Materials to the report of the Kirov regional Executive Committee for 1935-1939. Kirov. 1939. P. 44.

14. GASPI TO. F. P-1290. Sh. 2. File 41. Sh. 65.

15. Uspekhi socialisticheskogo stroitel'stva Kirovskoj oblasti - The successes of socialist construction in the Kirov region. P. 27; Shapiro P. C. Sel'skoe hozyajstvo Kirovskoj oblasti nakanune Velikoj Otechestvennoj vojny [Agriculture of the Kirov region on the eve of the Great Patriotic war] // Iz istorii sel'skogo hozyajstva i krest'yanstva Verhnego Povolzh'ya v period postroeniya i utverzhdeniya razvitogo socializma (1938-1980 gg.) - From the history of agriculture and peasantry of the Upper Volga region in the period of construction and approval of developed socialism (1938-1980). Kirov. 1980. P.7.

16. Materialy k otchetu Kirovskogo oblastnogo ispolnitel'nogo komiteta - Materials to the report of the Kirov regional Executive Committee. Pp. 44-45.

17. Uspekhi socialisticheskogo stroitel'stva Kirovskoj oblasti - The successes of socialist construction in the Kirov region. P. 27.

18. Materialy k otchetu Kirovskogo oblastnogo ispolnitel'nogo komiteta - Materials to the report of the Kirov regional Executive Committee. Pp. 45-46.

19. Ibid. P. 46.

20. GASPI TO. F. P-1255. Sh. 2. File 349. Sh. 54 turn.

21. GASPI TO. F. P-1255. Sh. 2. File 349. Sh. 55.

22. Materialy k otchetu Kirovskogo oblastnogo ispolnitel'nogo komiteta - Materials to the report of the Kirov regional Executive Committee. Pp. 52-53.

23. GASPE TO. F. P-1290. Sh. 1. D. 287. Sh. 5.

24. Materialy k otchetu Kirovskogo oblastnogo ispolnitel'nogo komiteta - Materials to the report of the Kirov

regional Executive Committee. S. 44-46.

25. GASPE TO. F. P-1290. Sh. 2. File 41. Sh. 151.

26. GASPE TO. F. P-1290. Sh. 1. File 55. Sh. 22.

27. GASPE TO. F. P-1290. Sh. 1. File 287 . Sh. 233-234

28. GASPE TO. F. P-1290. Sh. 1. File 292 . Sh. 22.

29. GASPE TO. F. P-1290. Sh. 2. File 351 . Sh. 11.

30. GASPE TO. F. P-1290. Sh. 2. File 351 . Sh. 21.

31. GASPE TO. F. P-1290. Sh. 1. File 193 . Sh. 76.

УДК 364-78

Б. А. Ершов

Пастырское служение Русской православной церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В статье рассматриваются основные направления пастырского служения Русской православной церкви в период Великой Отечественной войны. Показано, что именно Церковь сыграла важную роль в поднятии боевого духа советской армии, посредством проповеднической деятельности, пожертвований, а также участия священников в партизанском движении. Особое внимание обращается на то, что Церковь всегда находилась в центре внимания светской власти и отношения с ней составляли ключевое содержание политики государства в целом.

© Ершов Б. А., 2015

In article the main directions of vicarial service of Russian Orthodox Church in the period of the Great Patriotic War are considered. It is shown what exactly the Church played an important role in a raising of fighting spirit of the Soviet army, by means of evangelical activity, donations and also participation of priests in the guerrilla movement. Special attention is paid on that the Church always was in the center of attention of the secular power and the relation with it made the key maintenance of policy of the state in general.

Ключевые слова: церковь, духовенство, война, государство, армия, благотворительность, патриотизм.

Keywords: church, clergy, war, state, army, charity, patriotism.

Изучение истории Русской православной церкви в военные годы представляет интерес в связи с развитием в современный период тенденций упрочения её роли в жизни государства и общества, совершенствования управления, радикального изменения в правовом поле, расширения сети духовных училищ, улучшения качества духовного образования, роста её авторитета в мире. Эти процессы начались в военные годы. Поэтому, анализируя то переломное время, мы можем лучше осознать те мотивы, которыми руководствовалась Церковь, приближая победу в войне.

Уже в первые дни войны митрополит Сергий (будущий Патриарх) обратился с «письмом к духовенству и пасомым Православной Церкви», в котором говорилось: «Фашисты напали на нашу страну... ничтожные потомки врагов православия хотят ещё раз попробовать поставить наш народ на колени перед ложью. но не первый раз доводится русскому народу переносить такие испытания. С Божьей помощью и в этот раз он разнесет в прах фашистов... Церковь благословляет всех верующих на защиту святых границ нашей Родины. Господь нам поможет победить». Митрополит Сергий призывал священнослужителей не оставаться безмолвными свидетелями и тем более не впадать в «лукавые соображения» о «вероятных выгодах» по другую сторону фронта, что было бы «прямой изменой стране и священному долгу». Это письмо было разослано по всем православным приходам и вскоре читалось после служб [1].

26 июня 1941 г. митрополит Сергий отслужил молебен «о даровании победы» в Богоявленском соборе. С этого времени во всех храмах Московской патриархии стали происходить аналогичные молебны. Началось энергичное участие Церкви в патриотическом подъеме. С патриотическими призывами к духовенству обращались и ближайшие подвижники митрополита Сергия: митрополиты Киевский Николай (Ярушевич) и Ленинградский Алексий (Симанский). Особое признание получили слова митрополита Алексия: «И в правление Дмитрия Донского и святого Александра Невского, и в период войны с Наполеоном, победа русского народа была бы невозможна без его глубокой веры в Божью помощь. Мы будем непреклонны в нашей вере в окончательную победу над злом и ложью, в решительную победу над фашизмом».

Основными источниками для написания статьи послужили материалы периодической печати, архивные документы, которые включают проповеди и послания православных священников, их письменные свидетельства, носящие не только консолидирующий и призывной характер, но и имевшие также разъяснительную цель. В них утверждалась твердая позиция Церкви по отношению к фашистам и войне в целом независимо от положения на фронтах. Особое внимание в письмах духовенства уделялось верующим на оккупированных территориях, напоминая им, что они, находясь в плену у фашистов, намеренно или по недомыслию не стали изменниками своей Родины. Одновременно духовенство призывало содействовать партизанскому движению. Так, в послании 1942 г. подчеркивалось: «Пусть партизанское движение будет не только примером, но и предметом постоянного попечения. Нужно помнить, что любая услуга, которая оказана партизану, есть заслуга перед страной и лишний шаг к нашему личному освобождению от фашистского гнёта» [2].

Несмотря на то что пастырское служение Церкви на оккупированных территориях оценивается неоднозначно, в целом удалось воссоздать многие аспекты просветительской деятельности Церкви и священнослужителей в период войны, но некоторые факты тем не менее нуждаются в уточнении.

Вот как описывал один из священнослужителей несение своей службы на оккупированных территориях. «Наша работа и жизнь при фашисткой оккупации была постоянной борьбой с немцами за душу русских людей». Священник входил в так называемую Новгородскую и Псковскую духовные миссии, работающие с августа 1941 г. по февраль 1944 г. Из более чем 420 церквей, функционировавших здесь до революции, к началу войны ни одной не осталось. За 2 года местные жители с помощью 15 миссионеров, приехавших из Риги, отстроили 340 церквей, которые действовали достаточно длительное время. Часть священников, несших службу в данной

миссии, погибли от пуль фашистов. Так, например, в Новгородской области, отступая, фашисты взорвали и сожгли Долошинский и Северный храмы; в ноябре 1943 г. увезли священников А. Георгиевского и В. Ерина в Латвию.

Катастрофой для советской власти был ход боевых действий в начале войны. Он вынудил Сталина мобилизовать для обороны страны весь национальный резерв, в том числе и РПЦ в качестве народной нравственной силы. Сразу для богослужений стали открываться церкви, священники были выпущены из лагерей, а антирелигиозная деятельность остановлена. Находившиеся в действующей армии священники демобилизовывались при согласии возвратиться к церковной службе. В сентябре 1941 г. были ликвидированы антирелигиозные издания, закрыт «Союз воинствующих безбожников».

Апогеем этого процесса, который можно характеризовать как сближение Церкви и государства в «духовном единении», 4 сентября 1943 г. был организованный Сталиным прием митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Николая (Ярушевича) и Алексия (Симанского). На этой встрече Сталин дал официальное согласие на созыв Собора и проведение выборов Патриарха. 8 сентября 1943 г. состоялся в Москве Собор священнослужителей Православной Церкви, собранный для избрания Патриарха и учреждения при Патриархе Священного Синода, который единогласно избрал Сергия Патриархом Московским.

14 сентября 1943 г. был образован Совет по делам Русской Церкви для реализации связи между властью и Патриархом по вопросам, которые требовали разрешения властных структур, и для контроля над строгим применением закона о культах. В большом количестве вновь стали открываться церкви, священнослужители вернулись из лагерей, снова продолжил издаваться «Журнал Московской Патриархии» [3].

В период войны в обществе позиции Православной Церкви укреплялись. Этому содействовал ряд факторов. Первый: бремя войны, несущее массовые страдания. Тяжести военного времени, потери близких и родных, лишения и беды вернули Церкви часть тех людей, которые оставили ее в предвоенные годы.

Сталин был вынужден считаться с той ролью, которую играло духовенство среди верующих людей. Нельзя было не учесть и международной обстановки. В антигитлеровской коалиции были влиятельные деятели, следившие за положением Церкви в СССР. Все эти обстоятельства заставляли И. В. Сталина внести значительные изменения в отношения Церкви и государства. Сталин с помощью религиозных вопросов старался поднять свой авторитет перед международным сообществом, упрочить антигитлеровскую коалицию, где преобладали глубоко религиозные обычаи.

Проявления патриотического духа Церкви были очень разнообразны. Сотни священников, включая тех, кому посчастливилось возвратиться, отбыв сроки в лагерях, ссылках и тюрьмах, были вызваны в ряды действующей армии. Это дало возможность организовать при церквях пристанища для детей и престарелых, а также пункты для перевязки раненых, особенно в период отступления 1941-1942 гг., когда многие епархии Русской Церкви взяли на себя заботу о брошенных на произвол судьбы людях.

При поддержке государства достаточно много священников работали в военных лазаретах. Многие из них несли службу в монастырях и находились на полном попечении монашествующих. Так, например, в ноябре 1943 г. сразу после освобождения Киева Покровский женский монастырь исключительно своими силами основал госпиталь, в котором работали в качестве санитарок и медсестер насельницы обители, а затем в нём разместили эвакогоспиталь, где сестры продолжали трудиться до 1946 г. Монастырь получил от светской власти несколько письменных благодарностей за безупречное лечение раненых, а настоятельница монастыря игуменья Архелая была рекомендована к награждению орденом за пастырское служение [4].

Настоятельницу Михайловского Одесского женского монастыря игуменью Анатолию также удостоили медали «За героический труд в Великой Отечественной войне», так как она с сестрами оказывала армии огромную помощь лекарствами, одеждой и продуктами. В Красноярске в военные годы трудился в должности главного хирурга епископ Лука (Войно-Ясенецкий), он являлся известным ученым-медиком, который побывал в лагерях и ссылках. Благодаря его операциям огромному количеству раненых солдат были сохранены здоровье и жизнь. В кабинете и операционной священника висели иконы, и любую операцию он начинал с молитвы. В 1945 г. за основательный труд «Очерки гнойной хирургии» Лука был вознагражден Сталинской премией I степени, немалую часть которой он отдал в качестве пожертвований на помощь сиротам.

Духовенство также участвовало и в рытье траншей, создании противовоздушной обороны, мобилизуя население, утешая потерявших родных и близких. В тылу, в сельских поселениях, бы-

ли случаи, когда священнослужители после воскресной литургии предлагали верующим вместе с ними пойти на колхозные поля для выполнения тех или иных хозяйственных работ.

Достаточно многочисленны были примеры участия священников в антифашистской борьбе на оккупированных территориях в Республике Беларусь. В частности, священник Александр Романушко, родом из Полесья, с 1942 г. по 1944 г. лично принимал участие в военных операциях и ходил в разведку. Из послания священника Александра в 1944 г. известно, что количество духовенства в Полесской епархии сократилось на 57% в связи с расстрелами протоиереев немцами за помощь ими партизанам.

Медалью «Партизан Отечественной войны» было отмечено служение отца Федора Пузано-ва из деревни Бродовичи-Заполье на Псковщине. Он являлся Георгиевским кавалером Первой мировой войны и отличался скромностью. Ему была позволена оккупантами относительная свобода передвижения как иерею сельского прихода, он вёл разведывательную деятельность, снабжал партизан одеждой и хлебом, сообщал сведения о передвижениях фашистов. Кроме этого он вел беседы с местным населением и, передвигаясь от деревни к деревне, знакомил людей с положением в стране и на фронте. В 1943 г. батюшка собирал среди населения средства на обеспечение продовольствием танковой колонны им. Дмитрия Донского.

Кроме того, в Фонд обороны были перечислены драгоценности и деньги, а также церковная утварь на сумму 600 тыс. рублей. Во время эвакуации фашистами жителей Псковского района в 1944 г. иерей Пузанов должен был сопроводить к месту погрузки свой приход. Колонну жителей сопровождали фашисты, но, пройдя 20 километров, фашисты свернули в сторону, повелев батюшке под страхом смерти вести колонну самому. Когда фашисты скрылись, батюшка Федор предложил жителям возвратиться домой, что они и сделали с радостью. В 1944 г. священник Федор Пузанов был приглашен к митрополиту Алексию, который отметил заслуги батюшки перед страной и Церковью наперсным крестом [5].

Гражданским подвигом явилось поведение духовенства и верующих в Ленинграде. Священнослужители и их паства в блокированном городе проживали, разделяя тяготы военного времени вместе. Вокруг церквей существовали объединения жителей, которые помогали друг другу выживать.

В Ленинграде и его северных окраинах, попавших в кольцо блокады, находилось 12 функционирующих православных церквей. По настоянию митрополита Алексия уже с 24 июня церкви Ленинграда приступили к сбору пожертвований на оборону. Митрополит поддержал желание населения отдать на эти цели имевшиеся в церквях резервные суммы, порой очень внушительные. Церкви отказались от всех денежных трат, кроме самых нужных. К концу 1941 г. свои пожертвования на общую сумму 2,5 миллиона 147 тыс. рублей отдали все православные церкви Ленинграда. С конца июня 1941 г. церкви города стали наполняться людьми: многие приходили молиться за своих родных. Но службы пришлось приспосабливать к боевым условиям: в расписании служб учитывались бомбежки и обстрелы. От бомб и снарядов пострадали Князь-Владимирский и Никольский соборы, но службы в работавших церквях продолжали проходить каждый день. В самую суровую блокадную зиму 1941-1942 гг. церкви продолжали работать, давая людям поддержку и духовное утешение.

Первая Пасха в период войны 18 апреля 1942 г. совпала с 700-летием победы святого князя Александра Невского над немецкими рыцарями в Ледовом побоище. Александр Невский является небесным покровителем Ленинграда. Пасхальная служба собрала много людей, все же меньше, чем год назад: оказывали влияние последствия войны. Каждый третий житель Ленинграда умирал от голода, началась массовая эвакуация людей. Многие православные вместо куличей освящали блокадный хлеб.

О проявлении религиозных настроений в армии, как правило, быстро становилось известно в структурах власти. В частности, 16 февраля 1944 г. при взятии г. Луги Советской армией генерал Лобанов вызвал к себе в часть ранее оказывавшего помощь партизанам священнослужителя Михаила Образцова и попросил его в присутствии жителей окрестных сёл, красноармейцев и работников штаба отслужить молебен благодарственный о скорейшей победе, что и было сделано. После молебна генерал поблагодарил священнослужителя за антифашистское служение Родине. Есть сообщения о выступлениях в Советской армии не только священнослужителей, но и архиереев. Так, в ноябре 1942 г. под Сталинградом митрополит Николай Ярушевич отслужил молебен перед Казанским образом Божией Матери. Удивительно, что в блокадном Ленинграде, несмотря на голод и нищету, был продолжен сбор пожертвований в фонд обороны. Активно в этом участвовали священники города: к 1 июня 1944 г. сумма таких пожертвований достигла 400 тыс. рублей. Митрополит Алексий пожертвовал 60 тысяч, а диакон Л. И. Егоровский сдал 48 тыс. руб-

лей и тем самым с признательностью от И. В. Сталина получил персональную телеграмму. Всего же православные города за 1942 г. собрали 1587 тысяч, а за 1943 г. - 6510 тыс. рублей [6].

Празднично и торжественно отмечалось духовенством города и верующими полное освобождение Ленинграда от врага. Во всех церквях 23 января 1944 г. по благословению митрополита Алексия были совершены благодарственные молебны. С освобождением города от блокады пастырское служение верующих в епархиях еще более увеличилось.

Только за 4 послеблокадных месяца собрали 1 млн 200 тыс. рублей. Горожане поддержали митрополита Алексия, который 25 октября 1944 г. опубликовал послание об открытии сбора со всех церквей в фонд помощи семьям бойцов Советской армии и детям. Общая сумма пожертвований священников и верующих епархии города за июль 1941 г. - июнь 1945 г. достигла 18425,2 тыс. рублей, в т. ч. 17265,7 тыс. рублей передали жители Ленинграда.

Материальная помощь власти и армии стала одним из самых значительных направлений пастырского служения священнослужителей и мирян в период войны. Несмотря на законодательное запрещение заниматься благотворительной деятельностью и отсутствие личного счета в банке, РПЦ внесла большой материальный вклад в общенародную победу.

С лета 1941 г. практически все церкви страны начали сбор денежных средств и необходимых вещей в фонд обороны, хотя всецерковное воззвание «пожертвованиями и трудами способствовать нашим героическим защитникам» митрополит Сергий объявил 14 октября 1941 г. Особенно деятельно проявили себя священники в Харькове и Горьком. Иерей единственного храма г. Горького А. А. Архангельский в апреле 1942 г. написал митрополиту Сергию: «Любовь к Отчизне, защита её территориальной целостности от врага была заветом всех православных людей. Поэтому миряне особенно горячо отозвались на обращение о помощи на нужды фронта, на помощь и нужды раненым воинам. Необходимо указать, что нами собрано денежных средств и отдано в Фонд обороны свыше 2,5 миллионов рублей. Миряне с удовольствием несли не только деньги, но и лом меди, серебра, обувь, вещи и пр. Было сдано и заготовлено много кожаной и валяной обуви, белья, шинелей. Был учрежден сбор на подарки для солдат в день годовщины Советской армии, давший свыше 35000 рублей». В Саратове за 1943 г. миряне собрали 2440 тыс. рублей, а к 15 сентября 1944 г. еще 1460 тыс. рублей, из них 700 тыс. на постройку 7 самолётов эскадрильи имени Александра Невского [7].

При Никольской церкви города Воронежа в сентябре 1943 г. был образован Епархиальный орган по сборам подарков раненым бойцам и пожертвованиям на оборону страны. Во всех церквях Воронежской епархии после завершения службы учредили благотворительный сбор в Фонд обороны. Внутри церкви были выставлены кружечки с надписями «На подарки раненым бойцам». Каждый праздничный и воскресный день читались особые молитвы, а по завершении литургии служили молебен о даровании Победы русским войнам с провозглашением многолетия Правительству, бойцам и вождям, а также вечной памяти всем погибшим воинам на полях сражений. Говорились патриотические наставления, которые призывали к пожертвованиям на оборону страны. В мае 1944 г. Епархиальный орган по учреждению средств на оборону страны купил для лазарета № 406 города Воронежа мебель на сумму 29797 рублей, в том числе 230 прикроватных тумб, 50 обеденных столов, 490 табуреток, 7 конторских столов.

За пасхальные дни 1944 г. на благотворительные нужды от епархии в фонд обороны поступило 198 300 рублей и 165 кг картофеля. Всего же по Воронежской епархии за 1944 г. собрали в Фонд обороны - 1 960 697 рублей, на подарки солдатам Советской армии - 117 632 рублей, на помощь нетрудоспособным в период войны - 7939 рублей, на лечение раненых и больных -110 857 рублей, на помощь детским учреждениям и детям - 28 541 рублей, на помощь семьям солдат Советской армии - 96 842 рублей, всего - 2 349 015 рублей. Кроме того, в декабре 1944 г. по просьбе митрополита Алексия и с дозволения местной власти в Воронежской епархии целый месяц шел сбор средств по квартирам и домам мирян в помощь семьям солдат, погибших за свободу и независимость нашей страны. Было пожертвовано 251 753 рублей наличными и на 387 215 рублей государственных облигаций.

В результате всего в Фонд обороны и на другие нужды от храмов Воронежской епархии внесено было за 1944 г. примерно 4,2 млн рублей. В 1945 г. был открыт счёт в банке Воронежа, на который поступили средства от храмов епархии на благотворительные цели.

Из отчёта епархии за 1945 г.: «Благотворительная работа в церквях проводилась каждую службу, после которой осуществлялся тарелочный сбор. В дни светских праздников этим сборам предшествовали напутственные слова, в которых возвышались патриотические чувства, любовь к Отчизне. Говорились назидания и в иные дни на особые темы: о молитве за всех людей, о воспитании в детях сострадания и любви до готовности свою духовную любовь направить на других.

Кроме тарелочного сбора в церквях производились денежные отчисления из общих церковных доходов, причем в Кантемировке отдавали 1 рубль с проданной просфоры, а потом стали отчислять 11% от валового дохода храма. Из церквей по взносам первое место было за Липецком - 400 000 рублей, второе место за Борисоглебском - 388 000 рублей, третье Воронеж -160 000 рублей». Важно отметить, что Христо-Рождественская церковь в Липецке передала в

1943 г. 87550 рублей, а в 1944 г. - 100 800 рублей. За этот огромный вклад в оборону страны в

1944 г. церковь получила две благодарности от И. В. Сталина. 26 мая 1945 г. И. В. Сталин поблагодарил духовенство и мирян Никольского собора города Воронежа за переданные средства в фонд помощи детям-сиротам [8].

Урон, нанесенный фашистами церквям Воронежа и области, по подсчетам областной комиссии по расследованию преступлений и учету материальных убытков, составил 1 млн 127 тыс. рублей. Это очень внушительная сумма. Епископ Иона подтвердил данные факты об ущербе, нанесенном фашистами: «Храмы, находящиеся на территориях, оккупированных немцами, существенно пострадали, подверглись практически полному, а в отдельных случаях всеобщему разграблению и разрушению. Благодаря стараниям священнослужителей, которые рисковали своей жизнью, кое-что необходимое удалось спасти, и это дало возможность совершать службы».

В 1944 г. 96% работающих в Воронеже и области церквей находилось на территориях, которые были в немецкой оккупации, и они требовали срочного ремонта.

Но миряне и священники в порыве патриотизма отдавали государству все возможные средства, приближающие светлый день Победы. Никто из священнослужителей, попавших в оккупацию, а таких было 65 человек, не преследовался властью. Это можно объяснить тем, что все священники, находясь на оккупированной территории, вели патриотическую работу среди населения, рискуя своей жизнью.

Значимую страницу в истории Великой Отечественной войны составляет создание танковой колонны «Дмитрий Донской», в образование которой внесла свой вклад и церковь. Не было на свободной от немцев земле почти ни одного, даже районного прихода, не внесшего свою лепту в общенародную победу. 50 танков «Т-34» составили общецерковную колонну. Они были изготовлены на заводе в городе Челябинске. Их передача частям Советской армии произошла у села Горелки, что в 8 км западнее Тулы.

В марте 1944 г. священник Николай (Ярушевич) выступил на торжественном собрании в день передачи танков в войска. Он в течение всей войны был одним из главных руководителей и организаторов патриотической работы священнослужителей в различных епархиях РПЦ. Еще летом 1941 г., неся службу экзарха западных областей Белоруссии и Украины, священник был вынужден оставить свою резиденцию в Луцке и, переезжая из одного места в другое в прифронтовой зоне, своими проповедями и службами поддерживал дух местных жителей. Митрополит Сергий одобрял его деятельность и 15 июля 1941 г. назначил Николая (Ярушевича) митрополитом Галицким и Киевским. После оставления Киева Советской армией отец Николай переехал в Москву и во время нахождения священника Сергия в октябре 1941-1943 гг. в эвакуации в Ульяновске стал настоятелем Московского прихода. Сохранилась обширная переписка того периода между митрополитами Сергием и Николаем. В ней говорилось, что 26 церквей Москвы и пригородов к 23 февраля 1942 г. собрали 1200 тыс. рублей, а к 1 Мая - на подарки солдатам - 530 тыс. рублей.

Под руководством священника Николая церкви Москвы внесли 3 млн рублей на организацию танковой колонны «Дмитрий Донской» и свыше 1,5 млн было внесено на эскадрилью «Александра Невского».

Сам митрополит Николай многократно выступал с патриотическими обращениями, а 2 ноября 1942 г. был назначен одним из 12 специалистов Чрезвычайной государственной комиссии по дознанию и установлению зверств фашистов и их пособников [9].

В советских документах можно найти самые разнообразные суммы патриотических пожертвований Церкви в годы войны. По подсчетам Московской Патриархии, к 1945 г. собрали более 350 млн рублей, не считая продуктов и вещей.

В действительности общая сумма была как минимум на несколько тысяч рублей больше, поскольку далеко не везде был организован строгий учёт пожертвований даже мирян Русской Церкви. Разумеется, не учитывались и средства, вносимые мирянами непосредственно в банки под воздействием обращений священников.

С конца 1943 г. прекратился призыв духовенства в армию; воевавшие же, как правило, возвращались с фронта и приступали к пастырскому служению, что было связано с той высочайшей оценкой, которую Советское руководство дало пастырской деятельности Церкви в период Великой Отечественной войны. Православная Церковь в период войны показала всему миру свою яр-36

ко сформулированную патриотическую позицию, то, что любовь к Отчизне для неё сильнее ненависти и обид, которые вызваны годами жестоких преследований. Проявления пастырского служения Православной Церкви были разнообразны: морально-духовная поддержка жителей страны (через проповеди, обращения, послания), сбор денег, одежды, лекарств, драгоценностей, продуктов в Фонд обороны, большое число священников проходили во время войны службу в Советской армии, принимали участие в партизанском движении и т. д. Все это содействовало потеплению государственно-церковных отношений.

Многие священники воевали в рядах Советской армии, собирали средства на помощь фронту; многие из священников, которые воевали, после войны были награждены медалями и орденами. Большая пастырская работа Церкви в период войны не могла не получить благородной положительной оценки власти и общества: начали открываться церкви; на пустовавшие кафедры возвращаются архиереи; большое число священников освободили из лагерей.

В заключение следует сказать, что пастырское служение Русской православной церкви в ходе войны имело особое значение для верующих СССР, миллионы которых воевали на фронте и в партизанских отрядах, работали в тылу. Такая церковная позиция была крайне важна в свете существенного роста духовности в стране в период войны как среди простых жителей, так и среди военных. Она формировала «нравственные постулаты победы».

Примечания

1. Болотов С. В. Великая Отечественная война на духовном пути России // Образ жизни. 2010. № 2(8). С. 45-47.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 1. Д. 5. Л. 23.

3. Одинцов М. И. Государство и религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.: Наука, 1994. 294 с.

4. Одинцов М. И. Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (19431945) // Отечественные архивы. 1995. № 3. С. 62-64.

5. Послание митрополита Серафима (Лукьянова) / / Церковная жизнь. 1942. № 1. С. 3.

6. ПоспеловскийД. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995. 511 с.

7. Смирнов Д. Военное духовенство // Журнал Московской Патриархии. 2001. № 9. С. 9-11.

8. Фабрика Ю. А. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) / / Казначеевские чтения. 2009. № 3. С. 20-22.

9. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь за рубежом на Балканах в годы Второй Мировой войны. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье: общество любителей церковной истории, 2002. 290 с.

Notes

1. Bolotov S. V. The Great Patriotic War on the spiritual way of Russia // the Way of life. - 2010. - N. 2(8). -S. 45-47.

2. State Archive of the Russian Federation (SARF). Fund 6991. Opis. 1. Business 5. Sheet 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Odintsov of M. I. Gosudarstvo and the religious organizations in the USSR on the eve of and in days of the Great Patriotic War of 1941-1945 - M.: Science, 1994. - 294 s.

4. Odintsov M. I. The religious organizations in the USSR in days of the Great Patriotic War (1943-1945)//Domestic archives. - 1995. - No. 3. - P. 62-64.

5. Message of the metropolitan Serafim (Lukyanov) // Church life. - 1942. - N. 1. - S. 3.

6. Pospelovsky D. V. Russian Orthodox Church in the XX century. - M.: Republic, 1995. - 511 s.

7. Smirnov D. Military clergy // Magazine of the Moscow Patriarchy. - 2001. - N. 9. - S. 9-11.

8. Yu. A factory. Patriotic activity of Russian Orthodox Church in days of the Great Patriotic War (1941 -1945) // Kaznacheevsky readings. - 2009. - №. 3. - S. 20-22.

9. Shkarovsky M. V. Russian Orthodox Church abroad on the Balkans in the years of World War II. - M.: Krutitsy Patriarchal Metochion: society of fans of church history, 2002. - 290 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.