Научная статья на тему 'Патриотическая деятельность Русской православной церкви на территории Орловской области в годы Великой Отечественной войны'

Патриотическая деятельность Русской православной церкви на территории Орловской области в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
450
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ / ПРИХОД / ЦЕРКОВНЫЙ СТАРОСТА / ВЕРУЮЩИЕ / СБОР СРЕДСТВ / ФОНД КРАСНОЙ АРМИИ / CHURCH / PRIEST / PARISH / CHURCHWARDEN / BELIEVERS / FUNDRAISING / THE FOUNDATION OF THE RED ARMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Перелыгин А. И.

Статья посвящена патриотической деятельности Русской Православной Церкви на территории Орловской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC ACTIVITY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ON THE TERRITORY OF OREL REGION DURING THE WORLD WAR II

The article is devoted to patriotic activity of the Russian Orthodox Church in the territory of the Orel region during the Great Patriotic War 1941-1945.

Текст научной работы на тему «Патриотическая деятельность Русской православной церкви на территории Орловской области в годы Великой Отечественной войны»

УДК 94(47).084.8+281.93 А.И. ПЕРЕЛЫГИН

кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории и музейного дела, Орловский государственный институт искусств и культуры

UDC 94(47).084.8+281.93 A.I. PERELYGIN

Candidate of History, Associate Professor, Department of history and museum business, Orel State Institute of Arts

and Culture

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

PATRIOTIC ACTIVITY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ON THE TERRITORY OF OREL REGION DURING THE WORLD WAR II

Статья посвящена патриотической деятельности Русской Православной Церкви на территории Орловской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Ключевые слова: церковь, священнослужитель, приход, церковный староста, верующие, сбор средств, Фонд Красной Армии.

The article is devoted to patriotic activity of the Russian Orthodox Church in the territory of the Orel region during the Great Patriotic War 1941-1945.

Keywords: church, priest, parish, churchwarden, believers, fundraising, the Foundation of the Red Army.

Празднование 70-летия победы над Германией вновь обращает наше внимание на события того времени и роль Русской Православной Церкви в победе над жестоким и беспощадным врагом.

3 октября германские войска вступили в город Орел, а к 8 декабря 1941 г. им удалось оккупировать всю область, за исключением трёх районов: Задонского, Красненского и Чибисовского. К тому времени в пределах современной Орловской области действующими оставались всего два храма: Рождественский в г. Болхове и Никольский в с. Лепешкино Орловского района.

Первоначально германское командование старалось не препятствовать работе церквей. Фашисты рассчитывали активно использовать религиозный фактор в своих целях. По свидетельству очевидцев, «религиозное пробуждение было массовым и стихийным. Народ как в городах, так и в сельской местности... сам шел на открытие храмов, на их ремонт и украшение»1. Принимались меры к восстановлению церковной жизни. Для более эффективного управления Орловской епархией немецкие власти включили ее в Среднеевропейский ми-тропольный округ, который был открыт 26 мая 1942 г. с согласия германского правительства. В него входили церкви Германии, Бельгии, Чехословакии, Венгрии, а также часть оккупированных западных областей СССР - Орловская, Смоленская и Белостокско-Гродненская епархии. Митрополитом этого округа был назначен православный немец Серафим (Лядэ), убитый после войны при невыясненных обстоятельствах.

В Епархиальном Управлении, которое возглавил протоиерей Иоанн Маккавеев, было подготовлено 25 за-

1 Записки миссионера о жизни в Советской России // Вестник РХД, 1956, № 40. С.35.

коноучителей, при Богоявленском кафедральном соборе проводилась запись детей для обучения Закону Божию. Под руководством регента И.К. Ливай в г. Орле организовали любительский хор, а 19 марта 1942 года состоялась его первая репетиция2. В доме № 13 ул. Болховская в квартире Титовой проводились репетиции смешанного хора, в котором участвовали как взрослые, так и дети от 8 лет. Организовал хор и руководил им Н. Бунаков. На Пасху хор принял участие в духовных концертах. Возвращались к пастырской деятельности оставшиеся в живых после массовых репрессий священнослужители православной церкви. Однако, для вновь открываемых храмов их явно не хватало. Чтобы смягчить сложившуюся кадровую проблему, в декабре 1942 года в Орле при Епархиальном Управлении открыли духовную школу по подготовке церковнослужителей.3 Вопросам восстановления и дальнейшего развития внутрицерковной жизни было посвящено собрание Патриаршей Православной Церкви, состоявшееся 24 марта 1942 г. в Никитском храме г. Орла. На нем было решено установить во всех городских церквах единообразия во времени начала совершения утренних и вечерних богослужений, поминовение умученного большевиками патриарха Тихона, а также епископов, священнослужителей и мирян, мученически погибших, поминовение о здравии орловских священнослужителей, монашествующих и верующих мирян, заключенных в тюрьмы и сосланных на каторгу большевиками, возобновление прочтения после евангелия синодальной молитвы, а также о материальном обеспечении причта, о ремонте сельских храмов, участии в

2 Речь, 1942, 18 марта; 1943, 14 марта.

3 Речь, 1943, 13 июня.

© А. И. Перелыгин © A.I. Perelygin

нем духовенства..., о материальной помощи духовным и монашествующим, нуждающимся в этой помощи со стороны всего духовенства, об организации приходских попечительств при церквах, о предбрачных церковных оглашениях, о передаче кладбищ в ведение кладбищенских церквей под непосредственным руководством Епархиального управления и т.д.4

По всей епархии развертывалась работа кружков по религиозно-нравственному просвещению, в которых активное участие принимала интеллигенция5. В г. Орле возрождалась идея создания приходских попечительств о бедных, которые до революции приносили немалую общественную пользу. В городах и селах ими содержались дома для престарелых, детские приюты, дома трудолюбия. В январе 1942 г. было создано Богоявленское приходское попечительство, которое возродило идею взаимной помощи друг другу, а также заботу о больных и престарелых. В приходе большой любовью и уважением пользовался его почетный член доктор И.М. Варушкин, бесплатно оказывавший лечебную помощь больным попечительства. Действительные члены добровольно ежемесячно отчисляли деньги из своего заработка на нужды попечительства. 1 сентября 1942 г. состоялось совещание Богоявленского попечительства в присутствии представителя горсобеса с участием представителей попечительств Крестительской, Афанасьевской и Никитской церквей. Совещание решило объединить их работу под руководством Богоявленского попечительства и его почетного члена ктитора Богоявленского кафедрального собора Н.Ф. Люкшина и расширить свою помощь бедным путем привлечения новых действительных и почетных членов попечительства6.

Лучшие представители православного духовенства оставались верными заповедям Христа. Они оказывали помощь, а нередко и спасали от гибели людей, независимо от их веры и национальности. Весной 1942 г., по данным оккупационной газеты «Речь», были выявлены случаи, когда евреи вели своих детей в православный храм и просили, чтобы «над ними был произведен обряд крещения»7 с выдачей свидетельства, ради спасения от фашистской расправы. Несмотря на это, все выявленные гестапо евреи, 175 человек, в том числе 22 ребенка, были расстреляны8, а назначенный немцами староста общины Азарх, которого фашисты заставляли составить список общины, собирать тёплые вещи, отбирать золото и всякое другое, не выдержав издевательств и мучений, повесился.9 Всего в период оккупации Орла, по неполным архивным данным, было расстреляно более 220 человек еврейской национально-

4 Государственный архив Брянской области (ГАБО). Ф.1650. Оп.1. Д.72. Л. 3; Речь, 1942, 27 марта.

5 Речь, 1943, 11 апреля.

6 Речь, 1942, 9 сентября

7 Там же. 1942, 1 апреля

8 Государственный архив Орловской области (ГАОО). Ф. Р-159. Оп. 2. Д. 2. Л. 53-58; Ф. Р-691. Оп.1. Д. 41, 42.

9 Сост.: Вишневская Б.С., Смолякова Г.И. Евреи Орловщины.

Лабиринты нашей памяти. Орёл, 2005. С.261, 340-348.

сти10. Согласно «Акту по учету злодеяний и ущербе, нанесенном немецко-фашисткими захватчиками Брянской области» по городу Брянску и Брянскому району было расстреляно и замучено 18058 мирных жителей. В районе поселка Брянск II напротив больничного городка, на правой стороне дороги, ведущей из Брянска в Карачев, в 14 ямах было обнаружено 7500 трупов стариков, женщин и детей преимущественно евреев и цыган... Многочисленные свидетели рассказывали, что немцы ловили евреев, цыган и коммунистов привязывали их к шестам на расстоянии от 0,5 до 2-х метров друг от друга и гнали на минные поля, где обреченные взрывались на минах. Военнопленных морили голодом и убивали тысячами. Бывший заместитель бургомистра г. Брянска Плавинский И.И. на следствии рассказал, «что в подвале железнодорожного клуба на ст. Брянск II спряталось свыше 100 человек от угона в немецкое рабство. Когда немцы узнали, что там находятся люди, пустили в подвал собак овчарок, которые загрызли значительное число детей, взрослых, стариков. Тех, кто пытался спастись бегством из подвала, немецкие солдаты расстреливали из автоматов». В августе 1942 г. немцы разграбили село Карбовка Погарского района - сожжено и расстреляно 126 жителей. Безжалостно издевались над детьми. С ними поступали так - коренастый немец брал ребенка за ноги и с размаху ударял головой о березку, после чего труп бросал в яму. Иногда в общую могилу попадали дети и взрослые еще живые. Из ямы слышались ужасные вопли и стоны: «Мама, где ты!» или «пристрелите меня!»11.

По свидетельству жителей и священнослужителей г. Орла, от рук оккупантов погибли священники Орлов и Оболенский12. В г. Орле в течение всего периода немецкой оккупации успешно действовал, по словам главного хирурга Красной Армии Н.Н. Бурденко, «подпольный госпиталь», а в мемуарах И.Х. Баграмяна он был назван «волнующей легендой» истории Отечественной войны. В народе, чтобы не путать с немецким госпиталем, его называли Русской больницей. Руководил подпольным госпиталем врач Владимир Иванович Турбин, который втайне от властей из рук епископа Александра (Щукина) 21 марта 1934 г. принял монашеский постриг с именем Никон. Впоследствии, при архиепископе Фотии (Тапиро), он был рукоположен в сан иеромонаха. Благодаря его личному мужеству и самоотверженности медперсонала, довоенная дружба которых позволила держать в тайне спасение русских из лагеря военнопленных, немало оказавшихся в плену бойцов Красной Армии было спасено в этом госпитале, а после излечения переправлено через линию фронта или размещалось в квартирах надежных жителей г. Орла, многие шли в партизаны13. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 октября

10 ГАОО. Ф. Р-159. Оп. 2. Д. 2. Л. 53-58; Ф. Р-691. Оп. 1. Д 41; ( Израиль). Архив « Яд-ва-Шем ».- № 12891, № 12784.

11 ГАБО. Ф. 6. Оп. 1. Ед. хр. 54. I часть.

12 ГАОО. Ф. Р-1591с. Оп. 3с. Д. 46. Л. 34.

13 Цветков В.Л. Звезды мерцают. Орел, 2002. С. 167-168; Орловская правда -1960. 28 июля.

1966 г. В.И. Турбин за мужество и отвагу, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., был награжден медалью «За отвагу», которую ему вручил 20 января 1967 г. от имени Президиума Верховного Совета СССР секретарь исполкома областного Совета депутатов трудящихся И. Крапчин14. По воспоминаниям одной из сотрудниц Орловской инфекционной больницы: «После войны Владимир Иванович исполнял должность зав. отделением больницы и проживал в г. Орле на ул. Роза Люксембург в доме № 19 с двумя сестрами: Елизаветой Ивановной и Еленой Ивановной, детей у них не было. Дети были у его брата Алексея Ивановича, который проживал в доме, где магазин «Москва». А после смерти Владимира Ивановича в Орел переехал его брат Борис Иванович профессор Тимирязевской сельскохозяйственной академии, который будучи на пенсии преподавал сопромат в машиностроительном институте г. Орла. Владимир Иванович был необыкновенным врачом. К нему шли и ехали люди со своими бедами домой и днем и ночью. В доме у него был кабинет. А в коридоре на большом сундуке всегда сидели больные. Он спас тысячи детей. Когда в 1972 году Владимир Иванович умер, то на Троицком кладбище, во время похорон, собралась большая толпа людей. И все говорили, что у каждого он спас сына или дочь. Ему все были благодарны». Однако после освобождения в 1943 г. вместо благодарности он, как и другие врачи, подвергался унижениям, упрекам за то, что служил в оккупации. До самого награждения медалью местные власти преследовали его за веру Христову и подвергали критике в журнале «Крокодил», газете «Орловская правда» как человека верующего и недостойного занимать в здра-вохранении ответственный пост.

Некоторые священнослужители, вынужденные до войны, вследствие гонений, оставить церковную службу, вступили в ряды действующей армии. Среди них были священник села Сретенье Орловского района Митрофан Александрович Свиридов (погиб под Сталинградом); о. Мефодий Дужек, бывший настоятель Сергиевской церкви г. Ливны; св. Вальницкий, который с 1932 по 1936 годы отбыл срок заключения, а с 1941 по 1943 годы служил священником в Колпнянском районе, также принял участие в войне и был награжден медалью «За победу над Германией», после войны служил в районах Орловской области. В партизанском движении принимал участие протодиакон Ахтырско-Никитского собора г.Орла о.Стефан (Юрашевич). Таким образом, расчеты немцев использовать в своих целях религиозный фактор не оправдались. Примеры патриотической деятельности священнослужителей и православных мирян многочисленны. Посетивший в 1943 г. освобожденный Орел английский журналист А. Верт писал о патриотической деятельности православных общин в период оккупации: «Церкви в Орле процветали, но они превратились, чего немцы не ожидали, в активные центры русского национального самосознания... имен-

14 ГАОО. Ф. Р-1591. Оп. 2. Д. 2029. Л. 10.

но церкви неофициально создали кружки взаимной помощи, чтобы помочь самым бедным и оказывать поддержку военнопленным... церкви стали центрами «русицизма» вопреки ожиданиям немцев, что церкви превратятся в очаги антисоветской пропаганды»15. С 1943 г. в германских официальных документах отмечается разочарование церковной политикой на Востоке, запрещается любая поддержка со стороны вермахта или германской администрации в открытии церквей, а также участия военного персонала в богослужениях в этих храмах.

После освобождения Орловского края в 1943 году Русская Православная Церковь начала сбор средств в Фонд обороны Красной Армии. Только в г.Орле за период с сентября 1943 года по январь 1944 года пять церквей собрали в фонд обороны 61 555 рублей и на оказание помощи детям-сиротам и раненым бойцам 21 276 рублей, а всего было собрано 2 млн. рублей. Кроме того, среди верующих собрали много теплых вещей, а также 400 полотенец для госпиталей Красной Армии16. Несмотря на то, что в освобожденных районах в результате боевых действий население было разорено и терпело жестокую нужду в самом необходимом, русские люди, в самом прямом смысле, жертвовали последним, что у них было. Так, в Почепском районе ( ныне Брянская область ) было собрано среди верующих в фонд обороны Красной Армии 600 пудов хлеба и много других продуктов17.

С января 1944 года движение по сбору средств приняло всеобщий характер. Во всех церквях начался сбор денежных средств на строительство танковой колонны им. Дмитрия Донского. О масштабе этой патриотической деятельности свидетельствует тот факт, что только на Пасху в пяти церквях г. Орла и двух г. Болхова было собрано и сдано в Госбанк до 17 апреля 1944 года наличными деньгами 305 000 рублей. Из них 100 000 рублей сдал Богоявленский собор г.Орла. Все священники во время богослужения обратились к верующим с призывом « оказывать помощь нашему государству с тем, чтобы скорее разгромить всеобщего врага народа -Гитлера»18. Кроме того, в 1944 году собрали в помощь семьям фронтовиков 192 тыс. рублей. С 1 января по 25 августа 1945 г. было собрано 342 122 рубля, а 1 сентября того же года сдали еще 30287 рублей. Наиболее активно сбор средств проводился в православной религиозной общине Казанской кладбищенской церкви г. Ельца (ныне Липецкая область ). За годы войны было передано государству 900 000 рублей, в том числе и личные средства настоятеля храма Лыкова Николая Антоновича на строительство танка»Александр Невский», за что было получено несколько благодарностей от тов. Стали-на19. С окончанием войны сбор средств продолжался, но

15 Верт А. Россия в войне 1941-1945. М., 1967. С. 501-502.

16 ГАОО. Ф. Р-1591с. Оп. 3с. Д. 46. Л. 29.; Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2000. С. 134.

17 Там же. Л. 30.

18 ГАОО. Ф. Р-3660. Оп. 1. Д. 2. Л.16.

19 ГАОО. Ф. Р-1591с. Оп. 3с. Д. 46. Л. 63; Д. 60. Л. 34.

уже только в Фонд помощи детям-сиротам, потерявшим отцов на фронтах Великой Отечественной войны. С 1 января 1947 года по решению Правительства СССР сбор средств среди верующих на патриотические цели был прекращен20. О том, что это была немалая помощь фронту, оказанная сравнительно небольшим числом православных церквей области, можно судить по тому, что за период немецко-фашистской оккупации жители партизанских краев и зон Орловской области внесли в фонд обороны Родины и по подписке на заем 3 350 000 рублей наличными деньгами21.

Следует отметить, что организация сбора средств в помощь защитникам Отечества проводилась при непосредственном участии настоятелей храмов и церковных старост (ктиторов). Священнослужители по окончании богослужений зачитывали патриотические воззвания патриарха Сергия, произносили патриотические проповеди, отмечая в них «героические победы Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками «5 и 6 августа 1944 года в дни Празднования годовщины освобождения г. Орла в проповедях была отмечена «знаменитость этого дня не только для г. Орла и области, но и для всей нашей страны. В этот день был отслужен благодарственный молебен с провозглашением благодарности вождю и воинству нашей страны, а павшим - вечная память»22. При большом стечении верующих благодарственными молебнами были отмечены долгожданные дни взятия г. Берлина и День Победы, повсюду продолжался сбор денежных средств « в фонд помощи детям и семьям погибших воинов Красной Армии, на пособие пенсионерам и инвалидам Отечественной войны»23. Важно отметить, что во всенародном патриотическом движении по сбору средств в Фонд обороны принимали участие и другие конфессии, различные религиозные объединения нашей страны.

В результате немецко-фашистской оккупации и ожесточенных боев на Орловской земле только в Знаменском районе из 14 церквей немцами при отступлении было разрушено 11, а в Жиздринском и Навлинском районах были взорваны или разрушены все церковные здания, в Залегощенском и Хотынецком районах осталось всего по 2 неразрушенных храма и т. д. В целом за 22 месяца оккупации Орловского края, территория которого превышала 67 тысяч квадратных километров, а население - 3,5 млн. человек, из них в границах современной Орловской области проживало 1286 тыс. человек, в т. ч. в сельской местности 1123 тыс. человек, гитлеровцы разрушили 75 крупных фабрик и заводов, 400 мелких и средних промышленных предприятий. Они полностью уничтожили железнодорожные узлы, все мосты, телеграфные и телефонные станции, сожгли и разграбили 2483 школы, 825 больниц, 5 театров, краеведческие и исторические музеи, кинотеатры. По неполным дан-

ным, было расстреляно, сожжено и повешено более 80 тыс. мирных советских граждан. Угнано на каторгу в Германию более 200 тыс. советских людей. В городе Орле убили и замучили более11 тыс. человек и около 20 тыс. юношей и девушек вывезли на каторжные работы. За время оккупации сельское население сократилось на 300 тыс. жителей, и только к середине 60-х годов XX века удалось окончательно вывести его из землянок и подвалов.24

Учитывая всю серьезность возрождения церкви, государственные органы власти в годы войны принимали все меры, чтобы поставить под свой контроль деятельность духовенства и церковных общин. Поэтому Совет по делам РПЦ при СНК СССР в апреле 1944 года поставил в качестве одной из своих задач подведение итогов по материальному выражению патриотической деятельности РПЦ за весь период Отечественной войны. В результате проверки Орловских церковных общин выяснилось, что после освобождения оккупированных территорий в православных храмах были восстановлены церковные Советы, которых ранее не было, так как «немцы слово «совет» не могли слышать»25. Церковные советы вполне успешно выполняли свои функции: содержали храмы в чистоте, производили ремонт, своевременно выплачивали государственные налоги и др.26

В первом ежеквартальном информационном отчете от 12 апреля 1944 года Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Орловской области отмечал, что священники г. Орла недовольны Советской властью, так как с них берут 70% подоходного налога в пользу государства, а немцы брали только 10%. Отчасти по этой причине, а также, как утверждал Уполномоченный И.Д. Леуськов, «все они выступали в храмах в период немецкой оккупации перед верующими с проклятиями советской власти и наших вождей, а поэтому. они не могут выступать . с проповедями против Гитлера и его сателлитов. Мне много раз приходилось говорить духовенству г. Орла, чтобы они в своих работающих храмах выступили с проповедью перед верующими о сборе средств на танковую колонну. Но они долго и упорно умалчивали об этом во главе с благочинным Маккавеевым и сбор средств проходил по инициативе ктиторов. Этот факт говорит о том, что они боятся выступить перед верующими, боясь, что их могут сами верующие разоблачить»27. Правда, самого тов. Леуськова уже 17 мая 1944 г. на заседании Исполнительного Комитета Орловского областного Совета освободили от обязанностей Уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР как не справившегося с работой. Впоследствии некоторые священнослужители были обвинены в антисоветской агитации в храмах и измену Родине, преданы суду

20 Там же. Д. 68. Л. 1.

21 Во главе защиты Советской Родины. Очерк деятельности КПСС в годы Великой Отечественной войны. М.: Политиздат, 1975. С. 192.

22 ГАОО. Ф. Р-1591с, Оп. 3с. Д. 46. л. 30.

23 Там же. Д. 54. Л.16.

24 Перелыгин А.И. Русская Православная Церковь в Орловском крае ( 1917-1953 гг.). Орел, 2008. С. 86, 99; Орловская область. Историко-экономический очерк. Издание 2-е, испр. и доп. Тула, Приок. кн. изд-во, 1977. С.49.

25 Там же. Л. 28.

26 Там же. Л. 29.

27 ГАОО.Ф. 1591.Оп.3с.Д.46.Л.35.

и сурово наказаны. Обнаружилось также, что в г. Орле священники создали кассу взаимопомощи и оказывали единовременную помощь отдельным гражданам. По утверждению Уполномоченного, «тем самым занимались вербовкой населения в общину верующих». Среди них были семьи священников Орлова и Оболенского, которые погибли от рук немецких оккупантов.

По указанию уполномоченного в г. Орле закрыли кассу взаимопомощи, а собранные средства передали в отдел Гособеспечения28. Кроме того, согласно инструктивному письму Совета по делам РПЦ руководителям церковных общин, внесенные верующими средства в фонд обороны или на подарки бойцам Красной Армии запрещалось распределять среди семей красноармейцев, инвалидов Отечественной войны, больным в госпиталях и раздавать отдельным гражданам по своему усмотрению, шефствовать над госпиталями и детскими домами, так как эта деятельность могла быть использована церковью «для усиления своего влияния на массы»29.

В 1946 году Правительство СССР разрешило Совету по делам РПЦ при Совете Министров СССР представить к награждению медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» правящих архиереев и тех священников, которые особо отличились в проведении церковно-патриотической работы в период войны и, в частности, получили за это благодарственные телеграммы или письма тов. Сталина30.

В 1947 году таких наград были удостоены: Лыков Николай Антонович - бывший настоятель Казанской кладбищенской церкви в г. Ельце, Печкарев Терентий Петрович - священник с. Архарово Малоархангельского района и Кузнецов Иван Тимофеевич - священник с. Клейменово, Володарского района, который до 1951 года продолжал вносить деньги в райсобес на помощь детям-сиротам31.

Немалую патриотическую работу в годы войны проводили церковные Советы, их актив: старосты, казначеи и т. д. Однако в списки представляемых к награждению, согласно правительственному указанию, направленному на места через Совет по делам РПЦ, их включать не следовало, так же как и тех священников, которые с политической или моральной стороны скомпрометированы, а также находившихся на оккупированной территории и не проводивших там патриотической работы»32. Тем не менее, в наши дни справедливо будет хотя бы назвать их имена. Это председатели церковных советов Ахтырско-Никитской церкви г. Орла Петров И.П., Богоявленского собора Люкшин Н.Ф. и

др.33

Патриотическая деятельность Церкви стала важным условием изменения политики Советской власти в области государственно-церковных отношений. Были созваны архиерейский Собор в 1943 году, Поместный Собор 31 января 1945 года, вновь открыты богословские учебные заведения. Церковь завершила процесс перестройки Православия в новых социальных условиях и стала единой религиозной организацией во главе с Патриархом, доказав в годы войны свою приверженность Декларации 1927 года митрополита Сергия, ставшего Патриархом 12 сентября 1943 года. В то же время, деятельность Церкви строго контролировалась и по-прежнему рассматривалась как «пережиток» прошлого, с которым должна вестись непримиримая идеологическая борьба с применением различных форм репрессий. Поэтому положение церкви в обществе оставалось сложным и неустойчивым. Однако, в годы войны Церковь твердо и бесповоротно, как и сотни лет назад в Русской истории, встала вместе с народом и все свои усилия направляла на победу Отечества.

28 Там же. Л. 34.

29 Там же. Л. 41.

30 ГАОО. Ф. Р-1591с. Оп. 3с. Д. 68. Л. 46. _

31 ГАОО. Ф. Р-1591. Оп. 2. Д. 51. Л. 153; Д. 35. Л. 120; Ф. 32 ГАОО. Ф. Р-1591с. Оп. 3с. Д. 68. Л. 46.

Р-1591с. оп. 3с. Д. 136. Л. 71. 33 ГАОО. Ф. Р-3660. Оп. 1. Д. 2. Л. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.