ция возводится в абсолют, то за внешне изящной формой может оказаться духовная пустота, отсутствие глубокой рефлексии и собственной мировоззренческой позиции. Ж. Бодрийар следующим образом описывает состояние современного искусства, являющееся следствием, в том числе, и модернистского пренебрежения содержанием искусства и социальной ответственностью художника: «Искусство растворилось не в возвышенной идеализации, а в общей эстетизации современной жизни, оно исчезло, уступив место чистой циркуляции образов, в трансэстетике банального... Исчезло искусство в смысле символического соглашения, отличающего его от чистого и простого воспроизводства эстетических ценностей, известного нам под именем культуры. Нет больше ни основного правила, ни критерия суждения, ни наслаждения. Сегодня в области эстетики уже не существует Бога, способного распознать своих подданных... Идут разговоры о дематериализации искусства, о минимальном искусстве, о концептуальном искусстве, об эфемерном искусстве, об антиискусстве, о целой эстетике прозрачности, исчезновения, дезинкарнации... Искусство вынуждено уменьшаться, изображая собственное исчезновение. И оно совершает это уже в течение века, следуя всем правилам игры» [5, с. 249 - 254].
Понимание сложной диалектики содержания и формы в искусстве необходимо как творцу - музыканту, хореографу, художнику, так и реципиенту - зрителю, слушателю, читателю. Это понимание позволяет отличить высокохудожественные произведения от пошлых, безвкусных, низкопробных, задаёт критерии высокого мастерства в сфере художественного творчества. Рефлексия на этими теоретическими и абстрактными вопросами очень важна для человека, входящего в мир искусства.
Следующая важнейшая категория, помогающая осмыслить сущность искусства - художественный образ. Недаром художественный образ называют первоклеточкой искусства. С нашей точки зрения, это понятие вызывает наибольшие затруднения в процессе изучения философии искусства. Во-первых, само понятие «образ» предполагает знание категории «идеальное». Отличие образа от вещи не всегда чётко осознаётся, и из этого вытекает представление о художественной реальности как о мире особых вещей, в то время как вещь - лишь субстрат, в материальной структуре которого заложена модель формирования
Библиографический список
художественной образности. Эта тема прекрасно раскрыта в работе Ж.-П. Сартра «Произведение искусства» [6].
Во-вторых, важно подчеркнуть различия художественной и иных форм образности (например, образы памяти или фантазии). М. С. Каган отмечает, что образные модели в искусстве не заменяют реальность, а восполняют недостающие в жизненном опыте человека звенья, поэтому они имеют одновременно и условный, и безусловный характер. Искусство говорит человеку не о том, что было, а о том, что могло бы быть. Оно не претендует на то, чтобы заменить собой действительность, но и не отражает мир как зеркало. Искусство формирует собственную - художественную - реальность [7, с. 270 - 271].
Непонимание условности искусства приводит к тому, что и художник, и публика хотят от него либо слишком малого, либо слишком многого. Слишком незначительного желают те, кто ищет в искусстве лишь правды жизни, точного и достоверного изображения действительности. Слишком многого от искусства ждут те, кто возлагает на художника миссию спасения человека и человечества.
К.Г. Юнг писал: «Мы так много говорим о смысле и значении произведения искусства, что невольно возникает принципиальный вопрос: а действительно ли искусство имеет «значение»? Может быть, искусство совсем ничего не «значит», не имеет никакого «смысла»?.. Может быть, это подобно природе, которая просто есть и ничего не «значит»... Искусство не нуждается в смысле» [8, с. 58 - 59].
Мы раскрыли содержание лишь некоторых категорий, составляющих фундамент философии искусства. За пределами рассмотрения остались такие понятия как художественный жанр, направление, стиль, метод, манера, художественный гений и т.д. Все эти понятия также нуждаются в глубоком изучении. Однако категории художественной формы и содержания, художественного образа настолько значимы в философии искусства, что только на их основе возможно дальнейшее изучение учебного материала.
Таким образом, в процессе теоретической подготовки будущих специалистов в сфере художественной культуры анализу этих философских категорий необходимо уделять особое внимание.
1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Москва: Издательство Эксмо, 2005.
2. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. Москва: Издательство Эксмо; Издательство Алгоритм, 2005.
3. Шамир И. Об искусстве. Каббала власти. Москва, Алгоритм, 2007: 195 - 212.
4. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, «Collegium», «Киевская академия Евробизнеса», 1994.
5. Бодрийар Ж. Фантомы современности. Призрак толпы. Москва: Алгоритм, 2007: 186 - 270.
6. Сартр Ж.-П. Произведение искусства. Современная западноевропейская и американская эстетика: сб. пер. под редакцией Е.Г. Яковлева. Москва, «Университет», 2002: 38 - 51.
7. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997.
8. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы. Проблема души нашего времени. Санкт-Петербург: Питер, 2002: 41 - 66.
References
1. Kara-Murza S.G. Manipulyaciya soznaniem. Moskva: Izdatel'stvo 'Eksmo, 2005.
2. Kara-Murza S.G. Poteryannyjrazum. Moskva: Izdatel'stvo 'Eksmo; Izdatel'stvo Algoritm, 2005.
3. Shamir I. Ob iskusstve. Kabbala vlasti. Moskva, Algoritm, 2007: 195 - 212.
4. Losev A.F. Problema hudozhestvennogo stilya. Kiev, «Collegium», «Kievskaya akademiya Evrobiznesa», 1994.
5. Bodrijar Zh. Fantomy sovremennosti. Prizrak tolpy. Moskva: Algoritm, 2007: 186 - 270.
6. Sartr Zh.-P. Proizvedenie iskusstva. Sovremennaya zapadnoevropejskaya iamerikanskaya 'estetika: sb. per. pod redakciej E.G. Yakovleva. Moskva, «Universitet», 2002: 38 - 51.
7. Kagan M.S. 'Estetika kak filosofskaya nauka. Sankt-Peterburg: TOO TK «Petropolis», 1997.
8. Yung K.G. Ob otnoshenii analiticheskoj psihologii k proizvedeniyam hudozhestvennoj literatury. Problema dushi nashego vremeni. Sankt-Peterburg: Piter, 2002: 41 - 66.
Статья поступила в редакцию 15.06.18
УДК 378
Parnikova G.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: allerigor@yandex.ru
Androsova F.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: afs.77@mail.ru
Antsupova S.G., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: anzupowasg@mail.ru
PRESERVING OF THE IDENTITY OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) IN CONDITIONS OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF THE ARCTIC AND THE FAR NORTH. The development of the Arctic and Far North of the Russian Federation leads to the erasure of ethnic and cultural differences, the loss of identity of small peoples, transformation of value orientations of the indigenous peoples of the Republic of Sakha (Yakutia). Active participation of our country in the global
integration processes, industrial development of the region actualizes the issues of education of a person of new formation with active civil, creative position, capable to competition and adequate response to the challenges of the modern world. The study involves the preservation of students' ethnic identity, clear awareness of their belonging to a particular ethnic group, which is a problem that covers the entire educational space of Russia.
Key words: education, indigenous peoples, Yakutia, preserving of identity, industrial development of region.
Г.М. Парникова, канд. пед. наук, доц. Северо-Восточного федерального университета, г. Якутск,
Е-mail: allerigor@yandex.ru
Ф.С. Андросова, канд. филол. наук, доц. Северо-Восточного федерального университета, г. Якутск,
Е-mail: afs.77@mail.ru
С.Г. Анцупова, канд. техн. наук, доц. Северо-Восточного федерального университета, г. Якутск,
Е-mail: anzupowasg@mail.ru
сохранение идентичности коренных народов республики саха (якутия) в условиях промышленного освоения арктики и крайнего севера
Статья опубликована за счет средств гранта РФФИ 17-16-14003-ОГН\18.
Освоение Арктики и Крайнего Севера Российской Федерации приводит к стиранию этнокультурных различий, утрате самобытности малых народов, трансформации ценностных ориентиров коренных народов Республики Саха (Якутия). Активное участие нашей страны в глобальных интеграционных процессах, промышленное освоение региона актуализирует вопросы воспитания личности новой формации с активной гражданской, созидательной позицией, способной к конкуренции и адекватному реагированию на вызовы современного мира. Исследование предполагает сохранение у учащихся этнической идентичности, отчетливого осознания ими своей принадлежности к определенному этносу, что является проблемой, охватывающей все образовательное пространство России.
Ключевые слова: воспитание, коренные народы, Якутия, сохранение идентичности, промышленное освоение региона.
Активное промышленное освоение Арктики и Крайнего Севера приводит к стиранию этнокультурных различий, утрате самобытности малых народов, угрозе размытия идентичности, трансформации ценностных ориентиров коренных народов Республики Саха (Якутия). Участие РФ в глобальных интеграционных процессах, промышленное освоение региона актуализирует вопросы воспитания мыслящей личности новой формации с активной гражданской, созидательной позицией, способной к конкуренции и адекватному реагированию на вызовы современного мира. Инновационность исследования интегративного, междисциплинарного характера заключается в том, что он выходит за рамки Северо-Восточного федерального университета и Республики Саха (Якутия). Наше исследование предполагает сохранение у учащихся этнической идентичности, отчетливого осознания ими своей принадлежности к определенному этносу, что является проблемой, охватывающей все образовательное пространство России.
Задачи исследования: 1. Анализ ситуации, сложившейся в Республике Саха (Якутия) в связи с активным промышленным освоением Арктики и Крайнего Севера, его влиянием на сохранение и развитие идентичности коренных народов региона.
2. Изучение процессов, связанных с решением проблемы.
3. Формулирование основных определений проекта. 4. Разработка теоретической модели решения проблемы. 5. Апробация модели. 6. Внесение корректив в ход апробации. 7. Обобщение достигнутых результатов и разработка практических рекомендаций.
Проблема сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера является чрезвычайно актуальной для указанного региона, поскольку коренные народы на современном этапе - это сообщества, существенно отличные от исконных в результате целого ряда перемен. Изучение научной литературы показывает, что сегодня накоплены идеи, имеющие для нас значимость (А.А. Васильева [1 - 3], А.А. Кожурова [4], Н.Д. Неустроев [5], Е.П. Павлова [6], Г.М. Парникова [7] и др.).
В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации определены риски развития хозяйственной деятельности и проживания людей в Арктике, вытекающие из экстремальных природных условий и высокого уровня накопленного экологического ущерба, технических, экономических, транспортных сложностей освоения природных ресурсов. Наряду с приоритетными направлениями государственной политики по хозяйственному освоению Арктики Россия подтверждает свои интересы по улучшению жизни проживающего и работающего там населения, включая коренные малочисленные народы. Особое внимание должно быть уделено системе образования.
По совокупности показателей социально-экономического развития ведущую роль в арктическом регионе занимает
Республика Саха (Якутия). Крупнейшие инвестиционные проекты реализуются на территории республики с привлечением крупных добывающих компаний ОАО Сургутнефтегаз, АК АЛРОСА, ОАО «Транснефть», ОАО «Газпром». Ведется строительство новых крупных центров по добыче нефти и газа, которые будут иметь международное значение, способствующие реализации экономических и геополитических интересов России. Отношения коренных народов Якутии и промышленных компаний - это процесс активного взаимодействия. Специфика региона связана с миграцией населения, трансформацией ценностных ориентаций, сложившимися особенностями уклада жизни в арктических и северных улусах республики в отличие от центральных или южных, естественным билингвизмом и многоязычием.
С одной стороны, процессы урбанизации привлекают мобильную, наиболее трудоспособную часть сельского населения в города, а с другой - происходит миграция населения на территорию промышленного освоения территорий. При этом территории предоставляют своим жителям не только новые экономические и социальные возможности, но и являются реальным пространством ассимиляции различных культур, изменения ценностных ориентиров. Постоянно меняющийся состав населения диктует языковые предпочтения, ценностные ориентиры общества, компактно проживающего в арктическом или северном улусе республики. Отдельно взятый социум оказывается изолированным в той или иной степени довольно продолжительное время. Связь с внешним миром предельно минимизируется и формируется уникальный социум с особым отношением к жизни. Сюда мы относим не только коренных жителей Якутии, но внутренних мигрантов, постоянно или продолжительное время проживающих в арктических населенных пунктах по долгу службы или трудовому контракту. Являясь носителями культуры, отличающейся от уникальной арктической культуры, они представляют собой «мостик» для перехода коренных народов Якутии к качественно другому мышлению и другому отношению к окружающей их действительности.
Политика государства в сфере недропользования, добыча углеводородов, само присутствие промышленных компаний в Арктике и на Крайнем Севере оказывают мощное воздействие на жизнедеятельность северных народов, определяя необходимость адаптации к существующим условиям. На фоне промышленной экспансии происходит трансформация традиционного образа жизни северян. Изучение российских нормативных документов в области образования указывает на необходимость сохранения и развития родного языка обучающихся, их самобытных традиций, ценностей, присущих каждому региону и этносу. Арктические и северные улусы Якутии в языковом плане представляют интересную картину в связи с активными миграционны-
ми процессами, индустриальным освоением и интенсификацией потоков информации благодаря интернету. Население арктических и северных улусов Якутии разнообразно по национальному составу и языковой идентичности.
Механизм реализации исследования предусматривает следующие этапы:
1 этап: организационно-методический, на котором определены направления и механизмы координации участников проекта; формы интеграции участников проекта; сформированы необходимые нормативно-правовая и учебно-методическая базы для разработки и реализации направлений проекта; решены кадровые вопросы (подбор, повышение квалификации, переподготовка); определены механизмы координации и взаимодействия участников проекта; формы управления и контроля реализации проекта.
2 этап: практический, где предусмотрены апробация, мониторинг, поэтапный анализ и коррекция модели сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера; апробация, поэтапный анализ механизмов взаимодействия участников проекта, форм управления и контроля реализации проекта; разработка рекомендаций реализации модели сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера; создание виртуального этно-педагогического кластера.
3 этап: контрольно-аналитический, включающий итоговую аналитическую работу; итоговый мониторинг результатов проекта и постановку задач на ближайшую перспективу; распространение результатов исследования.
Повышение качества образования предполагается достичь за счет:
Библиографический список
- повышения эффективности общего образования и удовлетворенности населения качеством образовательных услуг;
- развития межрегионального арктического сотрудничества для взаимной кооперации в сфере образования;
- теоретического обоснования и практической апробации модели сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера с последующим распространением опыта и результатов проделанной работы на территории других субъектов РФ;
- создания образовательного ресурсного на базе СВФУ для расширения спектра учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, направленных на выполнение цели, задач проекта и удовлетворяющих образовательные потребности всех категорий целевой группы;
- роста доступности использования дистанционных технологий;
- повышения уровня квалификации педагогических и научно-педагогических работников.
На основе модели сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) образовательные учреждения других регионов РФ имеют возможность создать собственные модели и самостоятельно продолжить работу в данном направлении. После реализации проекта междисциплинарный образовательный ресурс СВФУ готов стать площадкой для координации работ образовательных учреждений и продолжит свою работу с целью обмена опыта и методической помощи. Заинтересованные лица смогут применить полученные умения и навыки при реализации собственных проектов инновационных воспитательных практик.
1. Васильева А.А. Синтаксические трансформации при переводе с русского языка на якутский (на примере атрибутивных конструкций). Диссертация ... доктора филологических наук. Якутск.
2. Васильева А.А. Основные приемы якутско-русского перевода (на материалах перевода олонхо). Вестник Северо-Восточного федерального университета. 2011; Научный журнал. Том 8; № 2 (апрель-июнь): 105 - 112.
3. Васильева А.А. Стратегии создания эпического мира олонхо средствами русского языка. Вестник Северо-Восточного федерального университета. Серия Эпосоведение. 2017; 2: 46 - 57.
4. Кожурова А.А., Павлова Е.П. Выбор профессии учителя начальных классов современной молодежью и их адаптация в вузах Республики Саха (Якутия). Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2016; 2 (71): 245 - 249.
5. Neustoev N.D., Kozhurova A.A., Pavlova E.P., Neustroeva A.N., Shadrina S.N., Borisova L.P. Qualitative characteristics of life values of student-age youth (as exemplified by the Republic of Sakha (Yakutia). Indian Journal of science and technology. 2016; Volume 9 (11): pp. 1-8. Available at: 10.17485/ijst/2016/v9i11/89422
6. Павлова Е.П. Педагогические условия развития инновационной деятельности учителя начальных классов в процессе модернизации образования (на примере Республики Саха (Якутия)). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Якутск.
7. Парникова Г.М. Анализ методической действительности, сложившейся в системе высшего образования в Республике Саха (Якутия). Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016; 8: 83 - 87.
References
1. Vasil'eva A.A. Sintaksicheskie transformacii pri perevode s russkogo yazyka na yakutskij (na primere atributivnyh konstrukcij). Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Yakutsk.
2. Vasil'eva A.A. Osnovnye priemy yakutsko-russkogo perevoda (na materialah perevoda olonho). Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta. 2011; Nauchnyj zhurnal. Tom 8; № 2 (aprel'-iyun'): 105 - 112.
3. Vasil'eva A.A. Strategii sozdaniya 'epicheskogo mira olonho sredstvami russkogo yazyka. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta. Seriya 'Eposovedenie. 2017; 2: 46 - 57.
4. Kozhurova A.A., Pavlova E.P. Vybor professii uchitelya nachal'nyh klassov sovremennoj molodezh'yu i ih adaptaciya v vuzah Respubliki Saha (Yakutiya). Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: gumanitarnye i social'nye nauki. 2016; 2 (71): 245 - 249.
5. Neustoev N.D., Kozhurova A.A., Pavlova E.P., Neustroeva A.N., Shadrina S.N., Borisova L.P. Qualitative characteristics of life values of student-age youth (as exemplified by the Republic of Sakha (Yakutia). Indian Journal of science and technology. 2016; Volume 9 (11): pp. 1-8. Available at: 10.17485/ijst/2016/v9i11/89422
6. Pavlova E.P. Pedagogicheskie usloviya razvitiya innovacionnoj deyatel'nosti uchitelya nachal'nyh klassov v processe modernizacii obrazovaniya (na primere Respubliki Saha (Yakutiya)). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk.
7. Parnikova G.M. Analiz metodicheskoj dejstvitel'nosti, slozhivshejsya v sisteme vysshego obrazovaniya v Respublike Saha (Yakutiya). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; 8: 83 - 87.
Статья поступила в редакцию 25.06.18
УДК 37.013
Perevezentseva O.N., Master of Pedagogy, teacher, Department of Interactive Technologies in Education, Moscow Center of the Development of Human Resources in Education (MTSKO) (Moscow, Russia), E-mail: med_love@list.ru
THE FORMATION OF THE INFORMATION ACTIVITY OF YOUNGER ADOLESCENTS FOR ACHIEVING THE META-SUB-JECT EDUCATIONAL OUTCOMES. Currently, the paradigm of general education focuses on the meta-subject approach aimed at the formation of students' meta-subject skills. In order for students to independently and successfully assimilate new knowledge, skills, activate their cognitive interest, special attention is necessary to achieve meta-subject education results. To introduce the me-ta-subject approach into the education of younger adolescents is necessary, because it is very effective for the development of infor-