Григорьев С. А. Национально-культурные объединения Якутии в общественно-политической истории региона конца ХХ — начала XXI веков / С. А. Григорьев // Научный диалог. — 2017. — № 12. — С. 297—308. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-297-308.
Grigoryev, S. A. (2017). Yakutia National-Cultural Associations in Socio-Political History of Region in Late 20th — early 21st Centuries. Nauchnyy dialog, 12: 297-308. DOI: 10.24224/22271295-2017-12-297-308. (In Russ.).
I5E НАУЧНАЯ ЩЗ БИБЛИОТЕКА
^бИШШУ.ЙЦ
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 94(571.6):061.236(571.56)"19/20" DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-297-308
и I к I С H ' s
PfJHOCXCALS t)IKK"TORY-
Национально-культурные объединения Якутии в общественно-политической истории региона конца ХХ — начала XXI веков1
© Григорьев Степан Алексеевич (2017), orcid.org/0000-0001-9365-0122, кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора арктических исследований, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Сибирское отделение Российской академии наук (Якутск, Россия), DeTample@yandex.ru.
Освещается история создания и развития национально-культурных объединений народов Якутии на рубеже XX—XXI веков. Отмечается, что сохранение стабильности межэтнических отношений в многонациональной республике является важнейшей задачей внутренней политики проводимой местными властями. Приводятся сведения о важнейших, наиболее активных общественных организациях, представляющих различные этнические группы Республики Саха (Якутия). Автором рассматриваются национальные якутские организации «Саха омук» и «Саха кэски-лэ», сыгравшие значительную роль в политическом развитии Якутии в 1990-е годы. В статье также освещена деятельность ассоциаций коренных малочисленных народов Севера. Описываются основные общественные объединения русского населения республики, а также диаспоры иных этнических групп. Показано, что, несмотря на разные масштабы и различную степень влияния, национально-культурные объединения народов Якутии сыграли значительную роль в становлении государственности республики. Признание суверенитета Республики Саха (Якутия), а также сохранение межнационального мира и согласия в ней являются результатом активной позиции негосударственных общественно-политических организаций. Отмечено, что национально-культурные общины и ассоциации остаются важным и стабильным участником политических процессов в Республике Саха (Якутия).
1 Работа выполнена при поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН. Проект № 0379-2015-0009 «Историческая память в поликультурном пространстве Якутии: формирование и трансформация арктической идентичности».
Ключевые слова: история Якутии; общественное движение; национально-культурные объединения; «Саха омук»; «Саха кэскилэ»; Ассоциация народов Севера; общины; диаспоры.
1. Введение
Республика Саха (Якутия) традиционно является многонациональным регионом, в котором происходит межкультурное взаимодействие множества народов, имеющих свою особую историю и язык, различных по численности и хозяйственной деятельности. В настоящий момент на ее территории проживают представители более 120 этнических общностей. Население Якутии формировалось на протяжении длительного времени под воздействием различных внешних и внутренних факторов, но окончательно современная этнокультурная панорама сложилась только во второй половине ХХ века. Именно в советский период благодаря проводимой государственной политике активного освоения территорий Сибири и Дальнего Востока полиэтничность региона достигла максимальных значений. После развала Советского Союза и массового оттока населения в западные регионы страны Якутия, хоть и потеряла значительную часть своего населения, тем не менее, сохранила свою мультикультурность. В настоящее время сохранение стабильности межэтнических отношений является важнейшей задачей внутренней политики, проводимой республиканскими властями. В связи с этим представляется весьма актуальным изучение опыта развития различных форм этнокультурных объединений народов Якутии как одного из важнейших факторов межнационального согласия и взаимодействия.
2. Якутские национально-возрожденческие организации
До начала 1990-х годов Якутия, будучи официально декларированной в Конституциях СССР и РСФСР автономной республикой, в реальности была обычной административно-территориальной единицей. Такое положение в значительной степени было предопределено реализованной в СССР и РСФСР моделью федеративного устройства, основанного на принципе иерархии статусов ее субъектов, а также особенностями формирования России как федеративного государства. Усиление центробежных тенденций в СССР в конце 1980-х годов и, как следствие, провозглашение суверенитета союзными республиками придали импульс к самоопределению народов по всей стране. В той или иной степени это коснулось всех автономных образований, областей, округов и даже «безстатусных» этносов.
Для Якутии конец 1980-х — начало 1990-х годов остаются в истории периодом образования ряда общественных организаций, созданных
по национальному признаку, направленных на возрождение или сохранение своей этнической самобытности и культуры. В числе первых таких формирований были неформальные объединения энтузиастов, возникшие в конце 1980-х годов, целью которых стало расширение статуса якутского языка в республике и его закрепление на законодательном уровне. Наиболее известной стала так называемая независимая группа «Саха тыла» (в пер. «Якутский язык» — прим. авт.), образованная летом 1989 года. В феврале 1990 года группа была преобразована в организацию «Саха кэ-скилэ» (в пер. «Будущее якутов» — прим. авт.). Этим участники объединения стремились показать преемственность нового движения с существовавшими в 1920-х годах культурно-просветительными обществами «Саха омук» и «Саха кэскилэ», к которым принадлежали многие видные деятели национальной интеллигенции якутов в начале ХХ века.
Со сменой названия были изменены и цели организации. Теперь главной идеей, которую стремились воплотить в жизнь активисты движения, стало приобретение Якутией более высокого статуса автономии в рамках союзного государства. Так, в ходе обсуждения проекта «Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР» члены «Саха кэскилэ» выдвинули альтернативный проект Декларации, согласно которому суверенная республика не может находиться в двойном подчинении — СССР и РСФСР, поэтому Якутия, провозгласив собственную государственность, должна непосредственно входить в состав союзного государства [Игнатьева, 1999, с. 53].
В принятой 27 сентября 1990 года Декларации, имевшей силу закона и ставшей в последствии основой для разработки новой Конституции, Якутия провозглашала государственный суверенитет в пределах существующих границ и преобразовывалась из Якутской АССР в Якутскую-Саха Советскую Социалистическую Республику. Многие положения, которые выдвигали члены и сторонники движения «Саха кэскилэ», были отражены в итоговом документе. Было провозглашено, что самоопределение Якутии предполагает формирование договорных отношений как с РСФСР, так и с СССР. Теперь участие республики в новом Союзном договоре устанавливалось в качестве его равноправного участника. Кроме того, было объявлено, что все виды природных ресурсов на территории Якутии являются ее исключительной собственностью [Декларация ..., 1993, с. 7].
После принятия декларации популярность «Саха кэскилэ» как выразителя идеи национального возрождения якутов значительно возросла. Одновременно усложнилась и ее структура. У организации появились свои отделения в районах республики, внутри ее также произошло раз-
межевание. Появились группы активистов, ответственных за работу с различными социальными группами, прежде всего интеллигенцией и студентами. Сама же организация стала участником нового, более крупного объединения, созданного по инициативе политической элиты Якутии того периода — «Саха омук» (в пер. «Якутская нация» — прим. авт.). Учредительная конференция состоялась в июне 1990 года, а официально союз «Саха омук» был зарегистрирован 1 июля 1991 года [НА РС(Я), ф.п-861, оп. 8, д. 116, л. 9].
Несмотря на интеграцию в новую политическую организацию, «Саха кэскилэ» продолжило участие в общественной жизни как независимое движение. В частности ее активисты по-прежнему продолжали выступать за расширение статуса автономии. В этом вопросе они даже вошли в противостояние с руководством «Саха омук», выступавшим за более умеренное политическое развитие. Особенно эти идеологические противоречия проявились при обсуждении проекта новой Конституции Якутии, имевшего важное значение для населения многонациональной республики и, как следствие, получившего широкий политический резонанс.
Предложения, внесенные в проект конституции обществом «Саха кэ-скилэ», заявляли носителем суверенитета исключительно якутов как коренного народа, давшего имя республике. Также была внесена конституционная норма о праве наций на самоопределение, вплоть до свободного выхода из состава РФ. Это положение было отклонено уже в первых проектах конституции как не соответствующее основным принципам государственности в полиэтническом обществе [Национальное самосознание ..., 1994, с. 136]. Другим, ставшим в итоге основным, стал проект, составленный комиссией, созданной движением «Саха омук» [Антонов, 2003, с. 197].
После принятия Конституции в 1992 году союз «Саха омук» и «Саха кэскилэ» продолжили свою деятельность. В том же 1992 году при их содействии был проведен I Конгресс народа саха — первое общенациональное собрание якутов, призванное обозначить принципы укрепления государственного суверенитета республики, внедрения в жизнь положений Конституции и новых законов. После работы Конгресса члены движения «Саха кэскилэ» в феврале 1993 года провели свой съезд, в ходе которого было принято решение об изменении статуса общества. «Саха кэскилэ» стало национально-демократическим движением [НА РС(Я), ф.п-861, оп. 8, д. 120, л. 15].
Но к тому времени уже начался спад популярности национальных движений из-за снижения интереса населения к политике, усталости, всеобщей апатии. После роспуска Верховного Совета РС(Я) 12 октября 1993 года,
укрепления единоличной президентской власти и отсутствия какой-либо реакции со стороны «Саха омук» и «Саха кэскилэ» стало ясным, что существующие общественные организации республики уже не оказывают никакого влиянии на политическую ситуацию в Якутии. Так и не сумев создать себе массовой поддержки населения, эти организации не смогли выработать план своего дальнейшего развития. С этого времени началось движение по нисходящей — ослабление значимости гражданских инициатив якутов в политической жизни республики, а также их интеграция в государственные проекты. Лидеры «умеренного» движения «Саха омук» влились в политический истеблишмент республики (например, А. С. Борисов стал министром культуры РС(Я), Е. П. Жирков — министром образования РС(Я), И. И. Николаев —советником Президента РС(Я) М. Е. Николаева по стратегическим вопросам). Часть членов движения «Саха кэскилэ» отошла от активной общественной деятельности, углубившись в научное изучение традиционной культуры якутов.
Несмотря на то, что в декабре 1996 года прошел еще один съезд «Саха кэскилэ», на котором даже присутствовали первые лица Республики Саха (Якутия), в дальнейшем данное национально-культурное движение заметно снизило активность. Его лидеры все больше стали углубляться в работу в объединениях, которые входили в состав движения «Саха кэскилэ». Так, во второй половине 1990-х годов стали появляться самостоятельные национально-просветительские организации: «Кут-сюр», «Ийэ тыл», «Сай-дыс», «Якутия к XXI веку» и др., деятельность которых была направлена на возрождение традиционной национальной культуры якутов.
К началу 2000-х годов в Якутии практически не осталось каких-либо крупных общереспубликанских национально-культурных объединений якутов. Выразителями общественного мнения и защитниками родной культуры стали выступать лишь отдельные представители национальной интеллигенции, зачастую инкорпорированные в различные политические партии. Вопросы возрождения якутской культуры и традиций окончательно отошли на второй план, уступив место более приземленным и актуальным проблемам социального и экономического развития.
3. Ассоциации коренных малочисленных народов Якутии
Конец 1980-х — 1990-е годы стали периодом бурной общественной активности всего населения Якутии. Не остались в стороне и представители малочисленных народов Севера Якутии, чьи этнические организации оставили значительный след в новейшей истории региона. Первым официальным объединением коренных этнических меньшинств стала Ассоциация
народов Севера (АНС) ЯАССР, появившаяся в декабре 1989 года. Согласно учредительным документам целью новой организации стало «способствование всемерному развитию всех сфер государственной, хозяйственной и духовной жизни народов Севера в рамках правового государства» [НА РС(Я), ф.п-861, оп. 8, д. 116, л. 10]. Ассоциация состояла из секций, разделенных по этническому принципу. В ней были представлены долганы, эвенки, эвены чукчи, юкагиры, русские старожилы и представители малочисленных народов Севера из других регионов, проживающих в Якутии.
АНС ставила перед собой широкий круг задач: представление интересов народов Севера Якутии на различных уровнях государственного управления, во всех сферах жизни населения республики; участие в работе над законодательством и развитии юридического статуса их национально-территориальных образований; содействие в организации различных государственных и общественных институтов, способствующих сохранению, восстановлению и развитию языка, фольклора, национальной культуры и обычаев; проведение просветительской работы; содействие улучшению демографической ситуации среди народов Севера и т.д. [Устав ..., с. 3]
Согласно уставу АНС Якутии первичным звеном ее структуры являлись первичные или родовые отделения, члены которых компактно проживали в одном населенном пункте либо были рассредоточены на территории одного местного Совета. Из нескольких таких первичных отделений образовывались районные или городские отделения. К лету 1991 года открылись 20 районных отделений АНС. Помимо отделений и секций, организовывались специализированные рабочие группы: социально-экономическая, экологическая, по науке и языку, по культуре и искусству, по охране здоровья. В первые годы своего существования Ассоциация стала проводить активную общественную и политическую деятельность. Был создан Совет консультантов из числа партийных работников, ученых и других специалистов в составе 12 человек. Подготовлен ряд проектов законов по защите конституционных прав народов Севера.
Ассоциация впервые приняла активное участие в проведении выборов народных депутатов РСФСР, в ходе которых члены правления и активисты вели агитацию в районах республики, где проживали малочисленные народы. В результате проведенной работы народным депутатом РСФСР в 1990 году был избран эвен А. В. Кривошапкин, являвшийся председателем АНС, еще 9 представителей народов Севера стали народными депутатами ЯАССР. Были также инициированы предложения о выдвижении кандидатур из числа представителей малочисленных народов на руководящие должности районного и республиканского уровней.
В дальнейшем началось деление на отдельные этнические движения. Так, с февраля 1992 года по апрель 1993 года в РС(Я) прошли всероссийские и республиканские съезды эвенков и эвенов, съезды и конференции юкагиров, долган и чукчей. В это же время стали образовываться отдельные национальные ассоциации. Так в 1991 и 1992 годах были образованы Ассоциация эвенов РС(Я) и Ассоциация эвенков г. Якутска. В 1995 году была зарегистрирована Ассоциация долган РС(Я), в 1999 году прошел учредительный съезд «Ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия)».
На протяжении всех 1990-х годов активистами общественных инициатив коренных малочисленных народов при содействии законодательных и исполнительных органов власти РС(Я) была создана основная юридическая база, гарантирующая права аборигенного населения на социально-экономическое и этнокультурное развитие. Благодаря этому к началу XXI века коренные малочисленные народы Якутии сумели сохранить свою национальную культуру, идентичность и, что немаловажно, общественную активность.
4. Общественные объединения русского населения Якутии
Несмотря на то, что русское население является вторым по численности в Якутии, оно представлено относительно небольшим количеством традиционных этнокультурных объединений, представляющих его интересы в общественном пространстве республики. Вероятной причиной данной ситуации является предположение, что политико-экономические и культурные интересы русского населения представлены прежде всего политическими партиями как республиканского, так и федерального уровня. Также следует отметить и определенный индифферентизм русскоязычных жителей к политической ситуации в республике, а также общую стабильность межнациональных отношений, делающую неактуальной этнокультурную консолидацию русских в Якутии.
Примечательно, что наиболее известные национально-культурные объединения представляющих интересы русского населения были сформированы в начале 1990-х годов, в период наибольшей децентрализации государства и максимальной суверенизации регионов. Именно в это время испытывающие опасения по поводу своего будущего «некоренные» начали проявлять стремление к консолидации и формированию общественных институтов, представлявших их интересы на региональном политическом поле. К таким объединениям можно отнести Русскую общину Республики Саха (Якутия), созданную в апреле 1994 года [Игнатьева, 1999, с. 111] Ее основной целью была провозглашена защита и реализация граждан-
ских, экономических, социальных, политических и культурных прав и свобод русского народа, сохранение самобытной духовности, культуры, обычаев, обрядов и традиций. Председателем общины стала Л. Г. Медведева.
Как и другие национальные объединения, Русская община РС(Я) принимала активное участие в различных официальных мероприятиях, направленных на демонстрацию единства народов Якутии, поддержание мира и согласия обществе [Русская община ...].
В последующем община перешла от политической деятельности к социально-культурным проектам. Активисты объединения стали осуществлять благотворительную работу в школах города, домах инвалидов, с многодетными и малообеспеченными семьями, оказывая практическую и материальную поддержку. В настоящее время Русская община РС(Я) уже не проявляет какой- либо политической активности, но тем не менее является участником всех наиболее важных общественных мероприятий, направленных на укрепление межнациональных отношений и этнокультурного сотрудничества.
Особое место в общественной жизни Якутии занимают объединения русского старожильческого населения. В настоящее время на севере Якутии сохранились два русских старожильческих региона — это низовья Индигирки и Колымы. Старожилы проживают в основном в селах Русское Устье и Походск, в поселках Черский и Чокурдах. Общая численность этой особой этнографической группы составляет около тысячи человек. Ввиду культурной специфики данной субэтнической группы ее представителей причисляют к малочисленным народам Севера. В декабре 1989 года русские старожилы были в числе основателей Ассоциации народностей Севера Якутии (в последующем Ассоциация коренных малочисленных народов Севера РС(Я)), составив одну из ее секций. В последующем данная секция стала основой для нового общественного объединения «Секция русских арктических старожилов Ассоциации коренных малочисленных народов Севера». Возглавил ее известный писатель и ученый А. Г. Чикачев. Члены данного объединения являются традиционными участниками различных мероприятий, касающихся вопросов межкультурного согласия и взаимодействия, а также хранителями уникального культурного наследия.
5. Этнические диаспоры в Республике Саха (Якутия)
Еще одной формой национально-культурных объединений, характерных для Якутии, стали диаспоры и общины некоренных народов. На 1 января 2017 года в республике зарегистрировано 2096 некоммерческих организаций, из них — 1177 общественных объединений. В республике дей-
ствуют 1576 социально ориентированных некоммерческих организаций [Общественно-политическое развитие ...]. В республике проживают представители 139 этнических групп, 4 конфессий и 15 вероисповеданий.
Следует отметить, что, хотя перечень диаспор некоренного населения весьма обширен, публичную активность проявляют не все объединения, представленные в Якутии. В настоящее время лишь несколько национально-культурных общин зарекомендовали себя как постоянные участники общественной жизни республики. Здесь можно выделить татаро-башкирский центр «Якташ», созданный в 1992 году для сохранения, восстановления и развития языка, фольклора, национальной культуры и других духовных потребностей татарского и башкирского населения Якутска [Игнатьева, 1999, с. 112]. По их инициативе проходят как светские, так и религиозные праздники (Сабантуй, Курбан байрам и др.), включенные в официальный праздничный календарь Татарстана. В 1995 году их усилиями не только было восстановлено кладбище, но и поставлен на нем памятник воинам-мусульманам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Община является постоянным участником Ассамблей народов Якутии и других официальных мероприятий [Никитина, 2012, с. 80—81].
Украинцы всегда составляли значительную часть некоренного населения Якутии. Желание возродить и сохранить культурное наследие, язык украинского народа в условиях иноязычной среды, а также популяризировать историю и культуру украинцев стало основной причиной создания украинского землячества «Криниця». В 1990-е годы руководители землячества добивались от правительства РС(Я) финансирования части расходов, связанных с возвращением украинцев на свою историческую родину. Кроме того, участники землячества открыли украинскую воскресную школу, а в некоторых дошкольных учреждениях Якутска внедрялось изучение украинского языка детьми по желанию их родителей [Игнатьева, 1999, с. 113].
Одним из старейших национально-культурных объединений в республике Саха (Якутия) является «Союз армян Якутии», чье организационное собрание состоялось 10 декабря 1988 года [Казарян, 2012, с. 115]. Объединение считает своей основной целью организацию профессиональных союзов и соответствующих структур, способствующих вхождению его членов в рыночную экономику, а также удовлетворению их материальных и культурных потребностей. Необходимо особо отметить работу союза как посредника между строительными организациями Якутии и сезонной рабочей силой из Армении. Члены союза, постоянно проживающие в республике, помогают как материально, так и морально своим землякам, временно прибывающим на заработки. При содействии диаспоры в 2014 году
в г. Якутске была построена армянская церковь «Сурб Карапет». На ее территории созданы общественный центр, воскресная школа, звукозаписывающая студия и офис Союза армян г. Якутска.
6. Заключение
Таким образом, можно отметить, что конец 1980-х — начало 1990-х остается в истории Якутии периодом образования ряда общественных организаций, созданных по национальному признаку, направленных на возрождение или сохранение своей этнической самобытности и культуры. Среди первых таких формирований — неформальные объединения энтузиастов, возникшие в конце 1980-х годов. Их целью стало расширение статуса якутского языка в республике и его закрепление на законодательном уровне. Появившиеся в этот период якутские организации «Саха омук» и «Саха кэскилэ» сыграли значительную роль в политическом развитии Якутии того времени. Коренные малочисленные народы Севера также были представлены своими общественными организациями. Активное формирование их ассоциаций в 1990-е годы позволило малочисленным народам добиться значительных уступок и преференций в политической, экономической и социальной сферах. Ассоциации народов Севера и в наши дни остаются важным и стабильным участником политических процессов, проходящих в Республике Саха (Якутия).
Отдельно нужно указать на национально-культурные объединения тех народов, которые не попадают под определение «коренные», чья деятельность направлена прежде всего на удовлетворение духовных запросов соотечественников, выразившееся в организации воскресных школ, издании и распространении печатной продукции на родных языках, проведении национальных праздников, установлении связей со своей этнической родиной на различных уровнях и т. д. Они не участвуют в полной мере в политической жизни Якутии, хотя и являются постоянными участниками всех официальных мероприятий направленных на укрепление межнациональных взаимоотношений.
Источники и принятые сокращения
1. Декларация о суверенитете Якутской-Саха ССР // Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 1990—1991 гг. — Якутск : Якутполиграфиздат, 1993. — С. 7—10.
2. НА РС(Я) — Национальный архив Республики Саха (Якутия).
Ф.п-861. Оп. 8. Д. 116. Л. 9.
Ф.п-861. Оп. 8. Д. 116. Л. 10.
Ф.п-861. Оп. 8. Д. 120. Л. 15.
3. Общественно-политическое развитие [Электронный ресурс] // Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). — Режим доступа : https://www. sakha.gov.ru/o-respublike-saha--kutiya-/obshtestvenno-politicheskoe-razvitie.
4. Русская община Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] // Ассамблея народов Республики Саха (Якутия). — Режим доступа : http://assembly.ykt.ru/ obshiny/russkaya-obshhina-respubliki-saxa-yakutiya.
5. Устав Ассоциации народностей Севера Якутии // Текущий архив Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Литература
1. Антонов Е. П. Национальная интеллигенция: поиски путей развития края / Е. П. Антонов // Народ саха: от века к веку : очерки истории / отв. ред. В. Н. Иванов. — Новосибирск : Наука, 2003. — С. 182—206.
2. Игнатьева В. Б. Республика Саха (Якутия) : ретроспектива этнополитиче-ской истории / В. Б. Игнатьева. — Новосибирск : Наука, 1999. — 143 с.
3. Казарян П. Л. Армяне / П. Л. Казарян // Якутия — наш общий дом : очерки истории народов Республики Саха (Якутия). — Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2012. — С. 106—120.
4. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов / отв. ред. Л. М. Дробижева. — Москва : ИЭА РАН, 1994. — 273 с.
5. Никитина С. Е. Татары и башкиры / С. Е. Никитина // Якутия — наш общий дом : очерки истории народов Республики Саха (Якутия). — Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2012. — С. 72—81.
Yakutia National-Cultural Associations in Socio-Political History of Region in Late 20th — early 21st Centuries1
© Grigoryev Stepan Alekseyevich (2017), orcid.org/0000-0001-9365-0122, PhD in History, research scientist, Sector of Arctic Studies, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian branch of the Russian Academy of Sciences (Yakutsk, Russia), DeTample@yandex.ru.
The history of creation and development of national-cultural associations of the peoples of Yakutia on the turn of 20th—21st centuries is described. It is noted that the preservation of the stability of ethnic relations in the multinational republic is the most important task of domestic policy carried out by local authorities. Information about the most important and most active public organizations representing different ethnic groups
1 The work was supported by the fundamental research program of Presidium of RAS. Project No. 0379-2015-0009 "Historical memory in the multicultural environment of Yakutia: the formation and transformation of Arctic identity."
in the Republic of Sakha (Yakutia) is provided. The author discusses the Yakut national organizations "Sakha omuk" and "Sakha keskile," played a significant role in the political development of Yakutia in 1990-ies. The article highlights the activities of associations of indigenous peoples of the North. The major public enterprises of the Russian population of the Republic and the Diaspora of various ethnic groups are described. It is shown that, despite the different scales and different degree of influence, national-cultural associations of the peoples of Yakutia played a significant role in the development of statehood of the Republic. The recognition of the sovereignty of the Republic of Sakha (Yakutia), as well as the preservation of interethnic peace and unity in it are the result of the active position of independent public-political organizations. It is noted that national-cultural communities and associations remain an important and stable part in the political processes in the Republic of Sakha (Yakutia).
Key words: History of Yakutia; social movement; national-cultural associations; "Sakha omuk"; "Sakha keskileh"; Association of peoples of the North; communities; Diaspora.
Material resources
Deklaratsiya o suverenitete Yakutskoy-Sakha SSR. In: Sbornik zakonov Respubliki Sakha (Yakutiya) za 1990—1991 gg. 1993. Yakutsk: Yakutpoligrafizdat. (In Russ.).
NA RS(Ya) — Natsionalnyy arkhiv Respubliki Sakha (Yakutiya).
Obshchestvenno-politicheskoye razvitiye. In: Ofitsialnyy informatsionnyy portal Respubliki Sakha (Yakutiya). Available at: https://www.sakha.gov.ru/o-respub-like-saha--kutiya-/obshtestvenno-politicheskoye-razvitiye. (In Russ.).
Russkaya obshchina Respubliki Sakha (Yakutiya). In: Assambleya narodov Respubliki Sakha (Yakutiya). Available at: http://assembly.ykt.ru/obshiny/russkaya-obshhina-respubliki-saxa-yakutiya. (In Russ.).
Ustav Assotsiatsii narodnostey Severa Yakutii. In: Tekushchiy arkhiv Assotsiatsii ko-rennykh malochislennykh narodov Severa Respubliki Sakha (Yakutiya). (In Russ.).
References
Antonov, E. P. 2003. Natsionalnaya intelligentsiya: poiski putey razvitiya kraya. In: Iva-nov, V. N. (ed.). Narod sakha: ot veka k veku: ocherki istorii. Novosibirsk: Nauka. 182—206. (In Russ.).
Drobizheva, L. M. (ed.). 1994. Natsionalnoye samosoznaniye i natsionalizm v Rossi-yskoy Federatsii nachala 1990-kh godov. Moskva: IEA RAN. (In Russ.).
Ignatyeva, V. B. 1999. Respublika Sakha (Yakutiya): retrospektiva etnopoliticheskoy istorii. Novosibirsk: Nauka. (In Russ.).
Kazaryan, P. L. 2012. Armyane. In: Yakutiya — nash obshchiy dom: ocherki istorii narodov Respubliki Sakha (Yakutiya). 106—120.Yakutsk: IGIiPMNS SO RAN. (In Russ.).
Nikitina, S. E. 2012. Tatary i bashkiry. In: Yakutiya — nash obshchiy dom: ocherki istorii narodov Respubliki Sakha (Yakutiya). Yakutsk: IGIiPMNS SO RAN. 72—81. (In Russ.).