Григорьев С. А. Общественно-правовое положение коренных малочисленных народов Якутии в научном дискурсе 1990-х гг. / С. А. Григорьев, А. А. Сулейманов // Научный диалог. — 2016. — № 8 (56). — С. 108—119.
ЕШНШЦ?
Журнал включен в Перечень ВАК
и I. Я I С Н' 5 РЕКЮ01СА15 Ю1КЕС КЖУ...
УДК 342.7(=1.571.56-81)+001.891"199"
Общественно-правовое положение коренных малочисленных народов Якутии в научном дискурсе 1990-х гг.
© Григорьев Степан Алексеевич (2016), кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора арктических исследований, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Сибирское отделение Российской академии наук (Якутск, Россия), DeTample@yandex.ru.
© Сулейманов Александр Альбертович (2016), кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора арктических исследований, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Сибирское отделение Российской академии наук (Якутск, Россия), alexas1306@gmail.com.
В представленной статье авторами обобщается накопленный опыт анализа правового положения аборигенных этносов Республики Саха (Якутия) в 1990-е гг. Особое внимание уделяется тем историческим реалиям, на фоне которых происходили процессы формирования юридической базы для защиты прав малочисленных народов Севера республики. Отмечается, что активная деятельность общественных объединений аборигенного населения стала причиной того, что властями Якутии проводилась активная законотворческая политика по обеспечению защиты традиционной культуры и образа жизни северных этносов правовыми гарантиями. Приводятся основные законы, принятые в Республике Саха (Якутия) в 1990-е гг. и составившие нормативно-правовую базу признания особого статуса малочисленных народов. Рассматривается вопрос изучения эффективности реализации на местах принятых законодательных актов. Освещаются результаты совместных российско-канадских исследований 1997—1999 гг., которые были направлены на изучение действующего в Российской Федерации законодательства, касающегося прав аборигенных этносов Якутии на самоуправление и ведение традиционного природопользования. Исследования, проводившиеся учеными в рамках данного проекта, позволили выявить отношение коренного населения к законодательным инициативам властей, а также определить основные проблемы и сложности, возникавшие при внедрении законов на практике. В ходе реализации инициативы ученые пришли к важному выводу о том, что, несмотря на проблемы в реализации на местах разработанных мер поддержки, масштабы законотворческой деятельности и созданная нормативно-правовая база
вывели Республику Саха (Якутия) в число передовых субъектов Российской Федерации в области юридической защиты малочисленных этнических групп.
Ключевые слова: малочисленные народы Севера; аборигенные этносы Арктики; Якутия; законодательство; общественное движение; научные исследования; международное сотрудничество.
1. Введение
Последнее десятилетие ХХ века в России ознаменовалось формированием новой правовой системы, обозначившей принципиально иные стандарты взаимоотношений между властью и обществом. Не обошли стороной эти преобразования и коренные малочисленные народы Севера. Именно в 1990-е гг. впервые обычаи и традиции аборигенных этносов нашли отражение в законодательстве страны, что создало новые возможности для защиты их прав. В связи с этим представляется важным обобщить накопленный опыт изучения и анализа правового положения коренных народов Российского Севера как наиболее объективного и точного метода оценки эффективности принятых законодательных мер.
Методологической основой работы являются принципы историзма, научной объективности и системности. При решении поставленных задач были использованы также специальные методы познания: историко-типо-логический, историко-сравнительный и ретроспективный анализ.
2. Коренные этносы и право: формирование законодательной базы в Якутии
Будучи крупнейшим регионом России, Республика Саха (Якутия) является местом исконного проживания представителей нескольких коренных малочисленных народов: долган, эвенков, эвенов, юкагиров и чукчей. Сложившаяся на рубеже 1980-х—1990-х гг. общественно-политическая ситуация в Якутии активно способствовала так называемому «этническому ренессансу» аборигенных этносов [Винокурова, 2000, с. 164]. В этот период начали активно формироваться общественные инициативы и структуры, ставившие своей целью возрождение и развитие традиционной культуры северян. В декабре 1989 года по инициативе представителей национальной интеллигенции коренных народов и при активной поддержке местных партийных органов был проведен учредительный съезд Ассоциации народов Севера ЯАССР. По своей структуре новая организация состояла из секций малочисленных народов, представленных в Якутии: эвенков, эвенов, юкагиров, долган, чукчей и русских старожилов.
Одной из важнейших целей новой организации было провозглашено участие в работе над законодательством и в развитии юридического ста-
туса северных аборигенов. Уже с момента своего образования Ассоциация народов Севера Якутии стала проводить активную общественную и политическую деятельность. В ее составе был образован Совет консультантов Ассоциации, в который входили сотрудники областного комитета партии, видные ученые и другие представители интеллигенции. Членами Ассоциации был предложен ряд проектов законов по защите прав народов Севера. Также представители малочисленных этносов — членов нового общественного объединения активно участвовали в предвыборной кампании народных депутатов РСФСР на выборах, прошедших 4 марта 1990 года. Силами Ассоциации была осуществлена активная агитация в районах республики, где традиционно проживали народы Севера. Важным итогом проведенной работы стало то, что народным депутатом РСФСР был избран президент Ассоциации народов Севера Якутии — А. В. Кривошап-кин [Григорьев, 2011, с. 64].
Нужно учитывать, что процесс активизации общественного движения коренных народов стал следствием общих демократических трансформаций, произошедших в конце 1980-х гг. Провозглашенный Коммунистической партией Советского Союза курс на гласность и плюрализм мнений открывал для населения страны, в том числе и малочисленных народов, новые возможности и перспективы. Благоприятные условия для полемики и дискуссий и открывшиеся пути для самостоятельного поиска решений превращали представителей северных малочисленных народов из объекта в субъект проводимой по отношению к ним государственной политики. Именно этот фактор повлиял на то, что в Якутии с начала 1990-х гг. проводилась активная законотворческая политика по защите прав аборигенных этносов Севера. Это привело к тому, что созданная законодательная база вывела ее в число передовых субъектов Российской Федерации в области юридической защиты малых этнических групп.
В частности, Якутия оказалась в числе первых субъектов РФ, где благодаря активной деятельности общественных объединений коренных народов в 1992 году республиканским Верховным Советом были приняты такие нормативные акты, как «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера» и «О недрах» [Сборник законов ..., 2001, с. 496]. В них были провозглашены юридические и социально-экономические основы комплексного, рационального использования и охраны недр с учетом интересов коренного этносов, чьи территории традиционного проживания находились в зоне освоения. Новые законы сильно контрастировали с предшествующим советским законодательством, не регламентировавшим необходимость согласования и регулирования вопросов недропользования с местным населением.
Стоит отметить, что в принятой в том же 1992 году Конституции Республики Саха (Якутия) несколько статей было посвящено непосредственно малочисленным народам Севера. Этот важный юридический шаг был призван обеспечить их правовой статус в новых реалиях посткоммунистической России. В высшем нормативно-правовом акте Якутии — Конституции — защита мест традиционного землепользования и образа жизни малочисленных аборигенных этносов была отнесена к исключительным полномочиям Республики Саха (Якутия) (далее — РС(Я)). В новой Конституции РС(Я) было гарантировано право народов Севера на создание собственных национально-территориальных образований (национальных сельских, поселковых, кочевых Советов, национальных районов и т. д.) в рамках местного самоуправления. Также согласно Конституции РС(Я) языки народов Севера республики провозглашались официальными в местах их компактного проживания [Статус малочисленных ..., 1999, с. 180].
Несмотря на общее изменение общественно-политической ситуации как в Республике Саха (Якутия), так и в целом по стране во второй половине 1990-х годов был сохранен общий вектор развития законотворческой базы, направленный на предоставление северным этносам особых юридических прав. Так, в принятом в 1996 году при содействии Ассоциации народов Севера «Положении о порядке заключения договоров на специальные платежи на предоставляемые в пользование участки недр на территориях, используемых под пастбища, охотничьи и рыболовные угодья» было прописано особое положение. Согласно ему промышленные предприятия получали право на осуществление геологоразведки и разработки на территориях, используемых традиционными отраслями хозяйства коренного населения, только в случае осуществления особых выплат, призванных поддерживать экономическое и социально-культурное развитие населения, проживающего на данной территории [Статус малочисленных ..., 1999, с. 217].
27 апреля 1997 года законодательным собранием Республики Саха (Якутия) был принят закон «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера», ставший важнейшим достижением общественного движения коренного населения Якутии. В нем устанавливался правовой статус малочисленных народов Севера, а также давались юридические гарантии сохранения их этнической идентичности, юридического обеспечения прав и интересов. Закон «О правовом статусе.» был примечателен еще и тем, что в нем было впервые юридически определено само понятие «коренные малочисленные народы Севера» [Закон РС(Я) от 24.04.1997 ...].
Принятый закон стал первым среди правовых актов субъектов Российской Федерации подобного рода. Согласно ему местные власти обязыва-
лись оказывать представителям малочисленных народов всемерную поддержку. Также в нем прописывалась необходимость активного включения коренного населения в общественные и политические процессы, происходившие в республике, посредством представительства в законодательных и исполнительных органах власти, а также местного самоуправления.
Через год, в марте 1998 года, в Республике Саха (Якутия) после долгих политических дискуссий был принят уникальный закон «О Суктуле юкагирского народа» [Закон РС(Я) от 18.03.1998 ...], предусматривающий введение особого органа самоуправления для юкагиров, проживающих преимущественно на северо-востоке Якутии. Суктул юкагирского народа, а именно так называлась новая административная единица, значился как муниципальное образование, в пределах которого осуществляется местное самоуправление юкагиров. Данный нормативный акт давал юкагирам особые, не имеющие аналогов права в сфере их социально-экономической и этнокультурной деятельности. В частности, в данном законопроекте предусматривалось создание особых административных органов — Суктулов, общих собраний — шахаджиба, Совета Суктула — Суктул Мойчэпул, а также вождя Суктула — аниджа и т. д. Вполне закономерно, что в дальнейшем, этот фактор вызывал определенные опасения среди общественности Якутии. Так, выражалось мнение, что в полиэтнической среде Республики Саха (Якутия) законодательный акт, принятый в отношении одного народа, насчитывающего всего несколько сотен человек, мог вызвать прецедент с неожиданными последствиями [Кривошапкин, 2001, с. 6].
К концу 1990-х гг. основная законодательная база, касающаяся прав коренных малочисленных этносов Якутии, в целом была сформирована. Основные усилия законодателей и представителей общественности были направлены на внесение дополнений в законы, касающиеся отдельных сфер жизни северных аборигенов. К ним можно отнести новые законодательные акты «Об охоте и охотничьем хозяйстве» и «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и охране водных биоресурсов», принятые в 1998 и 1999 гг. соответственно, отдельные разделы которых непосредственно касались защиты и гарантии социально-экономических интересов коренного населения, подпадающего под статус «малочисленные народы Севера». Также следует выделить новую редакцию закона «О недрах» [Закон РС(Я) от 02.07.1999 ...], принятую в 1998 году, отдельные статьи которой также подтверждали особые гарантии северных меньшинств.
Таким образом, на протяжении 1990-х гг. республиканскими органами власти, общественными объединениями и отдельными активистами была проделана большая законодательная работа. Принятые в этот период за-
коны в теории предоставляли значительные преференции представителям коренных малочисленных народов, но, как показал дальнейший ход событий, их реализация на практике сталкивалась со значительными сложностями и не всегда позволяла достичь поставленных законодателями целей.
3. Как работали законы: мнение ученых
Анализу реальной эффективности реализации на местах принятых законодательных актов была посвящена одна из крупнейших социогумани-тарных исследовательских инициатив в Якутии в 1990-е гг. — российско-канадский проект «Землепользование и самоуправление коренных народов в Республике Саха (Якутия)». Соглашение о его проведении было заключено в 1997 году представителями Института проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения (ИПМНС СО) Российской академии наук (РАН), Якутского государственного университета им. М. К. Аммосо-ва (ЯГУ) и Университета Северной Британской Колумбии (УСБК, Канада) [Договор о сотрудничестве.].
В реализации российско-канадской инициативы принимали участие Т. Е. Андреева, В. А. Роббек (ИПМНС СО РАН), А. Н. Авакумова, О. А. Ла-зебник, М. Ю. Присяжный (ЯГУ), Г. Г. Балаганчик (Березовская средняя школа), Д. Хайнс [D. Hynes], Г. Мартин [G. Martin], Г. Ползер [G. Poelzer] и Г. Фондал [G. Fondahl] (УСБК) [Отчет о научной.]. Финансирование исследовательских работ осуществлялось за счет средств Трастового фонда «Университет Калгари — Горбачев Фонд», Исследовательского совета социальных и гуманитарных наук Канады и Отдела полярных отношений при Департаменте по делам индейцев и северного развития Канады.
Методика проведения изысканий предполагала как работу с законодательными источниками и встречи с должностными лицами в Якутске, так и сбор полевого материала в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Якутии — эвенков, эвенов и юкагиров. Так, в 1997 году была организована экспедиция в с. Нелемное Верхнеколымского улуса, в 1998 году — в с. Березовка Среднеколымского улуса и с. Ха-тыстыр Алданского улуса, а в заключительном, 1999 году ученые отправились в с. Тяня Олекминского улуса.
В Якутске ученые основное внимание уделили сбору архивного и документального материала, касающегося истории передачи земель, на которых свою хозяйственную деятельность вели аборигенные этносы, в ведение различных организаций в советский период, осуществления в ХХ веке территориально-административных реформ на местах и их последствий для современного положения коренных народов [Сулейманов, 2012,
с. 111]. В частности, по итогам анализа полученных данных Г. Фондал пришла к выводу о существовавших противоречиях в системе территориального управления — родовые общины в местах компактного проживания юкагиров, эвенков и эвенов были образованы по признаку традиционного территориального расселения, а действующая сеть сельских и районных администраций относилась к административному делению времен СССР [Традиционное природопользование..., 1998].
Во время полевых исследований в Нелемном, Березовке, Хатыстыре и Тяне участники проекта опросили 173 человека, каждому из которых было задано по 75 вопросов в анкетной форме. Методику опроса разработали канадские исследователями и дополнили российские специалисты. Ответы были сгруппированы по территориальному признаку, полу, возрасту и национальности (коренные малочисленные народы; якуты; русские и другие некоренные этносы) [Развитие традиционного природопользования ..., с. 2—5].
Опрос, а также взятые на местах интервью должны были помочь исследователям установить эффективность действующего в Российской Федерации законодательства для обеспечения реализации представителями аборигенных этносов Якутии своих прав на самоуправление и ведение традиционного природопользования. В связи с этим задачей ученых было выявление достижений коренных народов в отношении контроля над теми землями, на которых они традиционно проживали и осуществляли свою хозяйственную деятельность (оленеводство, рыболовство, охота). Одновременно в исследовательском фокусе находилось определение важнейших проблем, с которыми сталкивались аборигены в ходе реализации существовавших на законодательном уровне мер поддержки. Кроме того, участники проекта стремились установить отношение местного населения к таким вопросам, как необходимость сохранения в современных реалиях традиционных видов хозяйственности деятельности, целесообразность создания кочевых родовых общин в плане осуществления ими защиты образа жизни аборигенных этносов, эффективность работы местных органов власти [Там же].
В результате проведенных изысканий российские и канадские ученые выяснили, что большинство опрошенных ими жителей Нелемного, Березовки, Хатыстыра и Тяни посчитали важным сохранение традиционного уклада жизни, отметили необходимость укрепления позиций Совета старейшин в процессе принятия решений местными органами власти и назвали общину предпочтительной формой самоуправления. В то же время было выяснено, что преимущественная часть населения названных населенных пунктов считают недостаточными, неэффективными и не соот-
ветствующими реальной ситуации на местах принятые законодательные меры по защите прав коренных малочисленных народов.
Участники исследования определили отношение аборигенов к вопросам собственности на землю. Следует отметить, что в основном респонденты выступали за коллективную форму владения и зачастую резко негативно высказывались в отношении частной собственности. При этом подавляющее большинство опрошенных отметили, что аборигенным этносам в местах их традиционного проживания должно принадлежать приоритетное право землепользования [Развитие традиционного природопользования ..., с. 17—74].
В ходе исследований также было установлено какой из видов натурального хозяйствования коренных малочисленных народов Якутии опрошенное ими население считает основным в местах их традиционного проживания. Для жителей Нелемного таким видом оказалось рыболовство, большинство же респондентов из Березовки, Хатыстыра и Тяни отнесли к важнейшему направлению оленеводство.
Проведенное участниками проекта в исследованных населенных пунктах картографирование мест традиционного природопользования коренных народов и опрос населения, показали, что земли, законодательно выделенные аборигенным этносам для осуществления своей хозяйственной деятельности, зачастую не совпадали с теми территориями, на которых они вели свою жизнедеятельность на протяжении веков. Изыскания показали, что во многих из этих мест уже располагались различные промышленные объекты [Evolving aboriginal., p. 5.5—5.18].
Основываясь на полученных во время исследований материалах, участники российско-канадского проекта подготовили рекомендации органам власти. В этих рекомендациях нашли отражение вопросы оптимизации отношений между общинами и правительственными структурами различных уровней. В частности, ученые отметили необходимость более четкой регламентации полномочий общин и разграничения предметов ведения с местной администрацией, учет роли родовых отношений в процессе выработки соответствующих решений, а также повышение правовой грамотности населения [Evolving aboriginal., rec.1—rec.3]. Кроме этого, ученые составили серию электронных карт родовых общин Якутии [НА РС(Я), ф. п-828, оп. 14, д. 28, л. 43.].
4. Заключение
Таким образом, эволюция государственной политики в отношении аборигенных этносов, оценка эффективности федерального и республи-
канского законодательства, направленного на обеспечение прав коренных народов в отношении ведения ими традиционного природопользования и осуществление самоуправления в 90-е гг. ХХ века стали одним из актуальных направлений совместных исследований российских ученых и их зарубежных коллег. И хотя специалисты выявили в целом серьезные проблемы в реализации на местах разработанных мер поддержки, однако масштабы законотворческой деятельности позволили им прийти к выводу о нахождении Якутии «в авангарде принятия законов» по правам аборигенных этносов.
Источники и принятые сокращения
1. Договор о сотрудничестве между ЯГУ (г. Якутск, Россия), ИПМНС СО РАН (г. Якутск, Россия) и УСБК (г. Принс-Джордж, Канада) по проекту «Землепользование и самоуправление коренных народов в Республике Саха (Якутия)» // Текущий архив Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (ИГИиПМНС СО РАН).
2. Закон Республики Саха (Якутия) от 24.04.1997 г. «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера» // Якутские ведомости. — 1997. — № 21.
3. Закон Республики Саха (Якутия) от 18.03.1998 г. «О Суктуле юкагирского народа» З N 8-II // Якутские ведомости. — 1998. — № 6.
4. Закон Республики Саха (Якутия) от 02.07.1998 г. «О недрах» З N 29-II // Якутские ведомости. — 1998. — № 13.
5. НА РС(Я) — Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. п-828. Оп. 14. Д. 28. Л. 43.
6. Отчет о научной и научно-организационной деятельности Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН за 1998—2002 гг. // Текущий архив Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (ИГИиПМНС СО РАН).
7. Развитие традиционного природопользования и самоуправления коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) : взгляд изнутри / Г. Фон-дал [и др.] // Текущий архив Лаборатории электронных картографических систем Института естественных наук Северо-Восточного университета им. М. К. Аммо-сова.
8. Сборник законов Республики Саха (Якутия). — Якутск : Бичик, 2001. — Т 2. — 773 с.
9. Статус малочисленных народов России. Правовые акты / сост. В. А. Кряж-ков. — Москва : Юринформцентр, 1999. — 397 с.
10. Evolving aboriginal land tenure and self government in the Sakha Republic (Yakutia). Draft — under revision / G. Fondahl // Текущий архив Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (ИГИиПМНС СО РАН).
Литература
1. Винокурова Л. И. Аборигенные этносы Республики Саха (Якутия) в модернизирующемся обществе / Л. И. Винокурова // Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия). — Новосибирск : Наука, 2000. — С. 163—187.
2. Григорьев С. А. Общественно-политическое движение коренных народов Якутии (конец 1980-х—1990-е гг.) : диссертация ... кандидата исторических наук / С. А. Григорьев. —Якутск, 2011. — 181 с.
3. Кривошапкин А. В. Политико-правовые пути решения проблемы выживания и саморазвития народов Севера / А. В. Кривошапкин // Проблемы Крайнего Севера Якутии : состояние и пути решения / отв. ред. И. И. Поисеев. — Якутск : Северо-вед, 2001. — С. 4—9.
4. Сулейманов А. А. Якутия и международное научное сотрудничество в Арктике в конце XX столетия / А. А. Сулейманов. — Новосибирск : Наука, 2012. — 166 с.
5. Традиционное природопользование и административное управление в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. — 1998. — Режим доступа : http://ansipra.npolar.no/russian/Items/Geography_progrR.html.
Socio-Legal Status of Indigenous Peoples of Yakutia in Scientific Discourse of the 1990-ies
© Grigoryev Stepan Alekseyevich (2016), PhD in History, research scientist, Sector of Arctic Studies, The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian branch of the Russian Academy of Sciences (Yakutsk, Russia), DeTample@yandex.ru. © Suleymanov Aleksandr Albertovich (2016), PhD in History, research scientist, Sector of Arctic Studies, The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian branch of the Russian Academy of Sciences (Yakutsk, Russia), alexas1306@gmail.com.
In this article the authors summarize the experience of the analysis of the legal status of aboriginal ethnicities of the Sakha Republic (Yakutia) in the 1990-ies. Special attention is paid to the historical reality against which the processes of formation of the legal framework for the protection of the rights of indigenous peoples of the North in the Republic took place. It is noted that the active work of public associations of the indigenous population was the reason that the authorities of Yakutia pursued active legislative policy for the protection of traditional culture and way of life of Northern ethnic groups by legal safeguards. The principal laws adopted in the Republic of Sakha (Yakutia) in the 1990-ies are mentioned that formed the legal base for the recognition of the special status of indigenous peoples. The issue of studying the effectiveness of the implementation of the adopted legislation is covered. The results of the joint Russian-Canadian research of 1997—1999 are covered, which were aimed at the study of current Russian legislation concerning the rights of the indigenous ethnic groups of Yakutia to self-government and traditional natural resources use. Research conducted by scientists in the framework of this project revealed the attitude of the indigenous population to legislative initiatives
of the authorities, as well as the main problems and difficulties encountered in the implementation of laws in practice. In the course of the initiative, scientists came to the important conclusion that, despite the problems in the implementation of support measures, the extent of legislative activity and established legal and regulatory framework brought the Republic of Sakha (Yakutia) to the leading regions of the Russian Federation in the field of legal protection of indigenous peoples.
Key words: Arctic indigenous peoples; indigenous ethnic groups of the Arctic; Yakutia; legislation; social movement; research; international cooperation.
Material resources
Dogovor o sotrudnichestve mezhdu YaGU (g. Yakutsk, Rossiya), IPMNS SO RAN (g. Yakutsk, Rossiya) i USBK (g. Prins-Dzhordzh, Kanada) po pro-ektu «Zemlepolzovaniye i samoupravleniye korennykh narodov v Re-spublike Sakha (Yakutiya)». Tekushchiy arkhiv IGIiPMNS SO RAN. (In Russ.).
Fondahl, G. et al. Evolving aboriginal land tenure and self government in the Sakha Republic (Yakutia). Draft — under revision. Tekushchiy arkhiv IGIiPMNS SO RAN. (In Russ.).
Fondal, G. Razvitiye traditsionnogo prirodopolzovaniya i samoupravleniya korennykh malochislennykh narodov Respubliki Sakha (Yakutiya): vzglyad iznutri. Tekushchiy arkhiv Laboratorii elektronnykh kartograficheskikh sistem Instituía yestestvennykh naukSVFU im. M. K. Ammosova. (In Russ.).
Kryazhkov, V. A. (ed.). 1999. Status malochislennykh narodov Rossii. Pravovyye akty. Moskva: Yurinformtsentr (In Russ.).
NA RS(Ya) — Natsionalnyy arkhiv Respubliki Sakha (Yakutiya). (In Russ.).
Otchet o nauchnoy i nauchno-organizatsionnoy deyatelnosti Instituta problem maloch-islennykh narodov Severa SO RAN za 1998—2002 gg. Tekushchiy arkhiv IGIiPMNS SO RAN. (In Russ.).
Sbornikzakonov Respubliki Sakha (Yakutiya). 2001. Yakutsk: Bichik,2. (In Russ.).
Zakon Respubliki Sakha (Yakutiya) ot 24.04.1997 g. «O pravovom statuse korennykh malochislennykh narodov Severa». 1997. Yakutskiye vedomosti, 21. (In Russ.).
Zakon Respubliki Sakha (Yakutiya) ot 02.07.1998 g. «O nedrakh» Z N 29-II. 1998. Ya-kutskiye vedomosti,13. (In Russ.).
Zakon Respubliki Sakha (Yakutiya) ot 18.03.1998 g. «O Suktule yukagirskogo naroda» Z N 8-II. 1998. Yakutskiye vedomosti, 6. (In Russ.).
References
Grigoryev, S. A. 2011. Obshchestvenno-politicheskoye dvizheniye korennykh narodov Ya-kutii (konets 1980-kh—1990-egg.): dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk. Yakutsk. (In Russ.).
Krivoshapkin, A. V. 2001. Politiko-pravovyye puti resheniya problemy vyzhivaniya i samorazvitiya narodov Severa. In: Poiseev, I. I. (ed.). Problemy Kraynego Severa Yakutii: sostoyaniye i puti resheniya. Yakutsk: Severoved. (In Russ.).
Suleymanov, A. A. 2012. Yakutiya i mezhdunarodnoye nauchnoye sotrudnichestvo v Ark-tike v kontse XX stoletiya. Novosibirsk: Nauka. (In Russ.).
Traditsionnoye prirodopolzovaniye i administrativnoye upravleniye v Rossiyskoy Fed-eratsii i Respublike Sakha (Yakutiya). Available at: http://www.npolar.no. (In Russ.).
Vinokurova, L. I. 2000. Aborigennyye etnosy Respubliki Sakha (Yakutiya) v modern-iziruyushchemsya obshchestve. In: Etnosotsialnoye razvitie Respubliki Sakha (Yakutiya). Novosibirsk: Nauka. (In Russ.).