3. Солодянников, В. А. Система подготовки юных гимнастов / В. А. Солодянников // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. - СПб., 2005. - № 7. - С. 13-15.
4. Менхин, Ю. В. К проблеме понимания и формирования двигательного навыка / Ю. В. Менхин // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 2. - С. 12-17.
5. Менхин, Ю. В. Состояние и пути совершенствования гимнастики в системе базового образования в физкультурном вузе / Ю. В. Менхин, Е. Е. Биндусов, Н. В. Коньков // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 12. - С.29-31.
6. Солодянников, В. А. Технология обучения гимнастическим упражнениям / В. А. Солодянников // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 12. - С. 41-44.
7. Сквозная программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы / Под ред. Н. Д. Епанчинцевой, О. А. Моисеенко. - Белгород : ПОЛИТЕРРА 2008. - 90 с.
ЦИЛЬКЕ Наталья Григорьевна, преподаватель кафедры теории и методики гимнастики. ПШЕНИЧНИКОВА Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.02.2013 г.
© Н. Г. Цильке, Г. Н. Пшеничникова
УДК 796.41 Т. И. ЭПП
Г. Н. ПШЕНИЧНИКОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
СОГЛАСОВАННОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КОМАНДНЫХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ В ЧЕРЛИДИНГЕ
В статье изложены результаты исследования согласованности двигательных действий в командных соревновательных композициях в черлидинге. Определены количественные и эстетические показатели содержания командой композиции. Выявлены информативные показатели индивидуальной и командной музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменок, влияющие на соревновательный результат.
Ключевые слова: черлидинг, команда, музыкально-ритмическая подготовка, координационная подготовка.
Спортивные виды гимнастики характеризуются высокой сложностью структуры двигательных действий, поэтому в ходе тренировочного процесса предъявляются высокие требования к развитию и совершенствованию координационных способностей [1].
Специфическими координационными способностями для «гимнастических» видов спорта, по мнению ряда авторов, являются: дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движения [2], ориентирование в пространстве [3], сохранение равновесия [4], чувство ритма и статокинетическая устойчивость [5].
Исполнение гимнастических упражнений под музыкальное сопровождение предполагает высокий уровень музыкально-ритмической подготовленности, которая влияет как на эстетический, так и на технический компонент исполнительского мастерства. Именно поэтому в технико-эстетических видах спорта музыкально-ритмическая подготовленность занимает важное место и является одним из компонентов технической подготовки. С целью воспитания у занимающихся чувства ритма, музыкальности, пластичности и выразительности движений применяются специальные упражнения и задания [6, 7].
Многочисленные исследования в технико-эстетических видах спорта подтверждают огромную роль
специальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности гимнастов. Парные и групповые композиции, по сравнению с индивидуальными выступлениями, предъявляют еще большие требования к уровню такой подготовленности, так как синхронность исполнения оценивается по правилам соревнований.
Черлидинг — новое для России «гимнастическое» направление, которое включает в себя как физкультурно-показательные выступления, так и спортивные соревнования команд численностью от 8 до 24 спортсменов. Такие выступления предполагают не только высокий уровень индивидуальной технической подготовленности у каждого спортсмена в команде, но и высокий уровень специальной двигательной групповой подготовленности.
При исследовании исполнительского мастерства групповых выступлений в технико-эстетических видах спорта многие авторы [8—10] определяют следующие наиболее важные факторы, такие как:
— уровень индивидуальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности гимнастов;
— уровень специальной двигательной групповой подготовленности, включающей умение двигательной и музыкально-ритмической синхронизации исполнения;
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
— учет индивидуально-типологических свойств личности спортсменов и их психологической совместимости.
Однако в доступной нам литературе не найдено научно обоснованных методов совершенствования координационной и музыкально-ртимической согласованности в групповых выступлениях в черлидинге.
Таким образом, вопросы изучения согласованности двигательных действий и синхронизации исполнения являются актуальными.
Проблема исследования состоит в том, что в теории и методике спортивной тренировки отсутствуют научно обоснованные сведения о совершенствовании согласованности двигательных действий в соревновательных композициях квалифицированных спортсменок в черлидинге.
Объект исследования: педагогический процесс совершенствования групповых двигательных действий в командных композициях в черлидинге.
Предмет исследования: факторы, влияющие на согласованность групповых двигательных действий при выполнении соревновательных композиций в черлидинге.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику совершенствования согласованности групповых двигательных действий квалифицированных спортсменок в черлидинге.
Гипотеза исследования: предположение о том, что определение комплекса факторов, влияющих на согласованность групповых двигательных действий, позволит разработать методику повышения соревновательной готовности квалифицированных спортсменок в черлидинге.
Нами было решено определить количественные и эстетические показатели содержания командной «импровизационной» композиции в черлидинге, выявить информативные показатели индивидуальной и командной музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменок, влияющие на соревновательный результат и разработать методику повышения соревновательной готовности квалифицированных спортсменок в черлидинге.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, ранжирование, изучение видео-и документальных материалов (видео и протоколы соревнований), педагогическое тестирование, исследование по компьютерной программе «ИЯОН-2», методы математической статистики.
В ходе исследования нами выделены основные комплексные показатели содержания командной композиции, такие как: «пространство», «элементы сложности», «спортивное специфическое содержание», «музыкально-двигательное соответствие» и «средства оформления».
Результаты педагогических наблюдений свидетельствуют о разнообразном содержании командных композиций как по составу элементов, так и по времени их выполнения. Средняя продолжительность соревновательных композиций 121 секунда, из них в среднем 80,4 секунды приходится на танцевальные связки, в состав которых входят: элементы сложности и их комбинации (7 секунд), движения с выраженной фазой полета (9 секунд), базовые положения рук, тела и их комбинации (8 секунд). На связующие танцевальные комбинации приходится 31 секунда и на перемещения по площадке и построение рисунков в среднем затрачено 10 секунд.
При расчете процентного соотношения времени выполнения разных компонентов командной композиции, выявлено, что основное ее содержание составляют танцевальные связки (66,4 %), в состав которых входят: элементы сложности и их комбинации, движения с выраженной фазой полета, базовые положения рук, тела. По правилам соревнований в черли-динге [11] элементы сложности и их комбинации должны выполняться всеми спортсменами одновременно или последовательно, поэтому основное содержание композиции в черлидинге одновременное и синхронное исполнение двигательных действий.
Важное значение синхронности исполнения также подтвердили наши исследования по определению значимых эстетических показателей спортивно-технического мастерства в командных соревновательных выступлениях по черлидингу. По результатам анкетного опроса 12 экспертов (тренеров и судей по черлидингу) получен такой порядок значимости: синхронность, зрелищность, сработанность, находчивость, техническая сложность, использование пространства (табл. 1).
Для определения влияния музыкально-ритмической и координационной подготовленности квалифицированных спортсменок в черлидинге на соревновательный результат проводилось педагогическое и компьютерное тестирование спортсменок команд с разным уровнем соревновательных показателей. Для изучения ритмодвигательного восприятия применена компьютерная программа «ИЯОЫ-2», разработанная Тюменским государственным университетом.
При расчете коэффициента ранговой корреляции в основном выявлены средние степени взаимосвязи (49 из 128) между индивидуальными показателями музыкально-ритмической и координационной подготовленности. Высокие степени взаимосвязи выявлены между: «теппинг-тестом», выполненным правой рукой и музыкальной памятью (г = 0,747, при р<0,05), двигательной памятью и точностью прыжка с поворотом налево (г = 0,726, при р<0,05), двигательной памятью и точностью воспроизведения заданной амплитуды правой рукой, левой рукой (г = 0,706, г = 0,723 при р<0,05), уровнем развития ритмодвигательных способностей и точностью воспроизведения заданной амплитуды правой рукой (г = 0,748, при р<0,05). Высокие и средние степени взаимосвязи между изучаемыми показателями подтверждают предположение, что в практике видов спорта со сложной координацией движений под музыку специальная координационная и музыкально-ритмическая подготовленность являются составными частями технической подготовки и развиваются на комплексной основе [12].
Для оценки уровней музыкально-ритмической и координационной подготовленности мы разделили команды на условно «лучшие» и условно «худшие». «Лучшие» команды — занявшие 1, 2 места, а «худшие» — 3 и 4 места.
Для сравнения результатов тестирования команд нами применена градация оценок по 5-балльной шкале, где 1 — это низкая оценка, 2 — ниже среднего, 3 — средняя, 4 — выше среднего, а 5 — высокая [13].
В результате оценки «лучших» команд по черли-дингу распределились в диапазоне уровней от среднего до выше среднего. Четыре теста: прыжок с поворотом на 360° налево, точность воспроизведения заданной амплитуды правой ногой, выполнение стандартного комплекса, точность воспроизведения заданного музыкального отрезка, получили 4 балла,
Значимость эстетических показателей в командных выступлениях по черлидингу
№ п/п Факторы, влияющие на общее впечатление исполнения командой «импровизационной» композиции. Ранговый номер Групповые факторы
1 Синхронность и четкость исполнения танцевальных связок, перестроений (рисунков), движений всей командой. 5,52 Синхронность
2 Артистизм, выразительность, динамика исполнения. Костюмы, количество человек в команде. 6,27 Зрелищность
3 Сработанность всей команды (умение команды быстро и четко выполнять вариации движений), мастерство капитана (умение капитана понятно и четко подать команду для вариации движений). 7,73 Сработанность
4 Музыкально-двигательное соответствие движений характеру музыкального сопровождения, оригинальность и быстрота вариации движений. 10,31 Находчивость
5 Сложность и оригинальность танцевальных связок. Танцевальные связки с элементами трудности. 11,42 Техническая сложность
6 Количество перестроений (композиционные рисунки), оригинальность перемещений в вертикальной плоскости. 13,87 Использование пространства
Таблица 2
Различия по результатам тестирования музыкально-ритмической и координационной подготовленности «лучших» и «худших» команд по черлидингу (п=32)
№ Показатель Команды Р
«лучшие» х±6; п = 16 «худшие» х±6; п=16
1 Двигательная память (экспертная оценка) 4,8±0,4 4±0,7 £0,01
2 Ритмодвигательная память (отклонение от заданного), с 0,7±0,4 1,1±0,3 £0,01
3 точность воспроизведения заданного музыкального отрезка (отклонение от заданного), с 0,7±0,2 1,5±0,4 £0,01
4 Точность воспроизведения заданных параметров движения, прыжок с поворотом на 360° налево, градусы 26,5±12,7 43,9±13,7 £0,01
5 Способность к удержанию равновесия в движении (динамическое равновесие), с 1,9±0,3 2,3±0,2 £0,01
6 Точность воспроизведения половины максимального усилия (теппинг-тест правой рукой) К = 0,54±0,07 К = 0,65±0,09 £0,05
т.е. оценку выше среднего. Остальные 17 тестов получили среднюю оценку — 3 балла.
В то время как у «худших» команд оценки распределились в диапазоне уровней от ниже среднего до выше среднего. Из них шесть тестов, такие как прыжок с поворотом на 360° налево, динамическое равновесие, точность воспроизведения заданной амплитуды правой и левой ногой, воспроизведение двигательной комбинации под заданный музыкальный отрезок и точность воспроизведения заданного музыкального отрезка, получили по 2 балла, т.е. оценку ниже среднего. Два теста получили оценку выше среднего по 4 балла, такие как: теппинг-тест правой рукой и проба Ромберга на левой ноге. Остальные 13 тестов получили среднюю оценку — 3 балла.
При анализе результатов распределения оценок тестирования «лучших» и «худших» команд по чер-лидингу нами выявлено, что уровень музыкальноритмической и координационной подготовленности спортсменок в команде влияет на соревновательный результат. Достоверность таких различий подтверждена результатами расчетов 1-критерия Стьюдента. По шести показателям выявлены достоверные различия при уровне значимости Р < 0,01 и Р < 0,05 (табл. 2).
Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что предсоревновательная подготовка в черлидинге должна включать специальную методику, направленную на повышение не только индивидуальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности, но и совершенствование согласованности командных двигательных действий.
На основании полученных в ходе исследования данных нами разработана методика повышения эффективности предсоревновательной подготовки в черлидинге. Эта методика включает специальные задания, направленные на повышение индивидуальной музыкально-ритмической и координационной подготовки и совершенствования согласованности командных двигательных действий. Основные задачи индивидуальных и групповых заданий — это:
— освоение заданных положений и амплитуд движений звеньев тела;
— воспроизведение заданных амплитуд движений в двигательных соединениях;
— коррекция индивидуальной ритмо-темповой структуры движений;
— совершенствование пространственной ориентации при выполнении построений и перестроений;
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
— совершенствование умения перестраивать (варьировать) двигательные соединения с изменением характера музыкального сопровождения.
В применяемые комплексы упражнений включены задания с использованием дополнительных ориентиров и ограничителей, а также методов идео-моторной тренировки.
По разработанной нами методике в данное время проходит педагогический эксперимент.
Выводы.
1. Выявлено, что основными комплексными показателями содержания командной композиции являются: «пространство», «элементы сложности», «спортивное специфическое содержание», «музыкальнодвигательное соответствие» и «средства оформления». Наличие этих показателей нужно учитывать при составлении композиций в черлидинге.
2. Определено, что основное содержание командной композиции составляют танцевальные связки (66,4 %), в состав которых входят: элементы сложности и их комбинации, движения с выраженной фазой полета, базовые положения рук, тела.
3. При выяснении мнения экспертов определено, что наиболее значимыми, эстетическими показателями спортивно-технического мастерства в командных выступлениях по черлидингу являются синхронность и четкость исполнения танцевальных связок, перестроений (рисунков), движений всей командой. Это подтверждает необходимость в разработке методик по совершенствованию согласованности групповых двигательных действий.
4. При исследовании взаимосвязи между индивидуальными показателями музыкально-ритмической и координационной подготовленности у квалифицированных спортсменок в черлидинге определены в основном средние (49 из 128) и высокие (5 из 128) степени взаимосвязи. Полученные данные подтверждают, что в практике технико-эстетических видов спорта специальная координационная и музыкальноритмическая подготовленность являются составными частями учебно-тренировочного процесса и развиваются на комплексной основе.
5. Нами выявлена достоверность различий уровня музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменок в командах, которая влияет на соревновательный результат.
6. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что предсоревновательная подготовка в черлидинге должна включать специальную методику, направленную на повышение не только индивидуальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности, но и совершенствование согласованности командных двигательных действий.
Библиографический список
1. Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. — Минск, 2006. — 306 с.
2. Поздеева, Е. В. Оценка и коррекция индивидуальных соревновательных программ гимнастов старших разрядов в спортивной аэробике : автореф. дис... канд. пед. наук / Е. В. Поздеева. — Омск, 2006. — 24 с.
3. Николаева, М. С. Формирование и совершенствование способности к пространственной ориентации у гимнасток высокой квалификации при выполнениии бросков и ловли мяча : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. С. Николаева. — М., 1999. - 23 с.
4. Урлова, О. Н. Развитие специальных координационных способностей у юных фигуристов на этапе предварительной подготовки : автореф. ... дис. канд. пед. наук / О. Н. Урлова. — Хабаровск, 2004. — 24 с.
5. Путинцева, Е. В. Структура видов начальной подготовки детей 7—9 лет в спортивных танцах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Путинцева. — М., 2008. — 24 с.
6. Лопаткина, Ю. Г. Критерии оценки и пути повышения надёжности соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. Г. Ло-паткина. — Краснодар, 2005. — 24 с.
7. Применение музыкальных и танцевальных игр на уроках физической культуры в школе / Ю. В. Бабич [и др.] //Физкультурное образование Сибири : научно-методический журнал. — 1998. — № 1. — С. 42 — 45.
8. Ротерс, Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика : учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. № 1910 «Физ. культ.»/ Т. Т. Ротерс. — М. : Просвещение, 1989. — 175 с.
9. Максимова, М. Н. Факторы, определяющие спортивные достижения в синхронном плавании : метод. разраб. для студ. ГЦОЛИФКа / М. Н. Максимова. — М.: [б. и.], 1991. — 42 с.
10. Шевчук, Н. А. Методика начальной технической подготовки юных гимнасток на основе обучения двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Шевчук. — Волгоград, 2005. — 27 с.
11. Федерация черлидинга России [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.cheerleading.ru — Загл. с экрана (дата обращения: 04.02.2013).
12. Павлова, Е. В. Совершенствование системы спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей развития координационных способностей : автореф. дис.канд. пед. наук / Е. В. Павлова. — Сургут, 2007. — 24 с.
13. Спортивная метрология : учеб. для студентов ин-тов физ. культуры / под ред. В. М. Зациорского. — М. : Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.
ЭПП Татьяна Ивановна, аспирантка кафедры «Теория и методика гимнастики».
ПШЕНИЧНИКОВА Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика гимнастики».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.02.2013 г.
© Т. И. Эпп, Г. Н. Пшеничникова