ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
студенток университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук /
В. М. Вергунова — Хабаровск, 2009. — С. 17, 23.
13. Зорина, С. Д. Модель организации внеучебного физического воспитания в высших учебных заведениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Д. Зорина — Волгоград, 2009. — С. 24-25.
14. Карасева, Е. Н. Физическое воспитание студенток высших учебных заведений на основе использования оздоровительных гимнастических систем : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Карасева. — М., 2012. — 24 с.
15. Соколовская, Н. И. Технология управления процессом организованных учебных и самостоятельных форм занятий в физкультурном образовании студентов медицинского вуза : дис. ... канд. пед. наук / Н. И. Соколовская. — Смоленск, 2004. — 121 с.
16. Козлов, Д. В. Повышение двигательной активности студентов на основе интеграции форм физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук / Д. В. Козлов. — Красноярск, 2009. — 157 с.
17. Усатов, А. Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности
студенческой молодежи : дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Усатов. — Белгород, 2010. — 154 с.
18. Рязанцев, А. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов музыкальных вузов, исполнителей на духовых инструментах : дис. ... канд. пед. наук / А. А. Рязанцев. — М., 2009. — С. 50, 82-85.
19. Лахтин, А. Ю. Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе средствами физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / А. Ю. Лахтин. — Барнаул, 2011. — 24 с.
ЛИСТКОВА Марина Леонидовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Омского государственного педагогического университета, соискатель по кафедре «Теория, методика и история физической культуры и спорта» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.12.2013 г.
© М. Л. Листкова
УДК 796.413/418 у. И. ЭПП
Г. Н. ПШЕНИЧНИКОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОГЛАСОВАННОСТИ ГРУППОВЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК В ЧЕРЛИДИНГЕ
В статье рассматривается методика совершенствования согласованности двигательных действий в командных соревновательных композициях в черлидинге и результаты ее применения.
Ключевые слова: черлидинг, команда, музыкально-ритмическая подготовка, координационная подготовка, синхронность.
Черлидинг — молодой, развивающийся массовый вид гимнастики [1]. Становление черлидинга как вида спорта предполагает необходимость научного обоснования процесса подготовки спортсменов таких команд с позиции теории и методики спортивной тренировки. Главное отличие черлидинга от других спортивных видов гимнастики — выступления команд численностью от 8 до 20 спортсменов в каждой [2, 3]. Такие выступления предполагают не только высокий уровень индивидуальной технической подготовленности у каждого спортсмена в команде, но и высокий уровень двигательной групповой подготовленности, умение синхронно и согласовано выполнять двигательные действия во время исполнения соревновательной композиции.
Синхронность исполнения в черлидинге входит в общую оценку за исполнение спортивной композиции. По правилам соревнований, элементы сложности и их комбинации должны выполняться всеми спортсменами одновременно, поочередно или последовательно, поэтому основное содержание компози-
ции в черлидинге синхронное исполнение двигательных действий.
Однако в доступной литературе нами не найдено разработок по методике формирования групповой синхронности, несмотря на то, что многие авторы указывают на значимость согласованности двигательных действий, синхронизации и соразмерности движений в командных выступлениях.
В специальной литературе по технико-эстетическим видам существуют исследования, касающиеся вопросов совершенствования исполнительского мастерства в парных и групповых выступлениях [4 — 6], но наиболее широко освещены различные стороны подготовки командных выступлений в художественной гимнастике [7 — 9]. Авторы определяют наиболее важными факторами для таких выступлений:
— уровень индивидуальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности гимнастов;
— уровень специальной двигательной групповой подготовленности, включающей умение двигатель-
Таблица 1
Методика применения серий учебных заданий в тренировочном процессе квалифицированных спортсменок команды по черлидингу
Серии учебных заданий Основные задачи Формы выполнения Дополнительные средства
«Музыкальность и ритмичность» (1, 5, 9 серии) - коррекция восприятия ритмической структуры музыкального произведения; - синхронизация восприятия ритмической структуры музыкального произведения Индивидуаль- ная Групповая, командная Мелодии с четко выраженным ритмом, фонограмма соревновательной композиции.
«Точность положения рук» (2, 6, 10 серии) - освоение заданных положений и амплитуд движений звеньев тела; - синхронизация воспроизведения заданных амплитуд движений в двигательных соединениях в заданном ритме Индивидуаль- ная Групповая, командная Гимнастическая палка, зеркало (визуальный контроль), устный счет.
«Двигательная координация» (3, 7, 11 серии) - воспроизведение заданных амплитуд движений в двигательных соединениях в заданном ритме; - синхронизация воспроизведения заданных амплитуд движений в двигательных соединениях в заданном ритме Индивидуаль- ная Групповая, командная Гимнастическая палка, зеркало (визуальный контроль), устный счет, фонограмма соревновательной композиции.
«Точность выполнения махов » (4, 8, 12 серии) - освоение заданных положений и амплитуд движений звеньев тела; - синхронизация воспроизведения заданных амплитуд движений в двигательных соединениях в заданном ритме Индивидуаль- ная Групповая, командная Ограничитель движения (гимнастическая скакалка), зеркало (визуальный контроль), устный счет, фонограмма соревновательной композиции.
« Ориентиров ка в пространстве» ( 13 серия) - совершенствование пространственной ориентации - совершенствование навыка точности и согласованности командных перестроений Командная Пространственные ориентиры: разметка на полу, точки и мишени на стенах.
«Согласован- ность двигательных действий» ( 14 серия) - совершенствование умения перестраива ть (варьировать) двигательные соединения. Командная Музыкальная «нарезка» (изменение ритма, темпа и характера фонограммы).
ной и музыкально-ритмической синхронизации исполнения;
— учет индивидуально-типологических свойств личности спортсменов и их психологической совместимости.
Несмотря на разнообразие групповых соревновательных программ в технико-эстетических видах спорта, все эти факторы предположительно можно назвать общими в методике подготовки гимнастов групповой специализации, в том числе и в черлидинге.
Таким образом, анализ научно-методической литературы показал отсутствие сведений о методиках, применение которых позволит повысить уровень согласованности групповых двигательных действий в командных соревновательных композициях в черлидинге. В связи с вышеизложенным значимость проблемы определяет актуальность исследования.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику совершенствования согласованности групповых двигательных действий квалифицированных спортсменок в черлидинге.
Гипотеза исследования: мы предположили, что специальная методика, основанная на повышении уровня индивидуальной и групповой музыкальноритмической и координационной подготовленности, позволит повысить соревновательную готовность квалифицированных спортсменок в черлидинге.
Объект исследования: педагогический процесс, направленный на совершенствование согласованности групповых двигательных действий квалифицированных спортсменок в черлидинге.
Предмет исследования: методика применения специальных заданий, направленных на повышение синхронности и согласованности двигательных действий в командных упражнениях в черлидинге.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, метод экспертных оценок, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
В результате проведенных педагогических наблюдений и исследований нами установлено:
— основное содержание командных композиций составляют танцевальные связки, в состав которых входят: элементы сложности и их комбинации, движения с выраженной фазой полета, базовые положения рук, тела;
— наиболее значимыми эстетическими показателями спортивно-технического мастерства в командных выступлениях по черлидингу являются синхронность и четкость исполнения танцевальных связок, перестроений (рисунков), движений всей командой;
— индивидуальный уровень музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменок в команде достоверно влияет на соревновательный результат;
— тренировочный процесс в черлидинге необходимо дополнить специальными упражнениями и заданиями для совершенствования музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменок на комплексной основе.
На основании анализа результатов поискового исследования мы предположили, что предсоревнова-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
Таблица 2
Результаты тестирования музыкально-ритмической и координационной подготовленности команд по черлидингу до и после эксперимента
№ теста Показатели подготовленности Экспериментальная группа х± о, n = 8 Контрольная группа х± о, n = 8 Р
Музыкально-ритмическая подготовленность
«Двигательная память» (экспертная оценка, max 5 баллов) 3.75 ± 0,б 4 ± 0,5 >0,05
4.75 ± 0,4 4.13 ± 0,3 <0,05
2 «Музыкально-ритмическая координация» (отклонение от заданного, сек) 1.52 ± 0,4 1.5б ± 0,3 >0,05
0.77 ± 0,3 1.19 ± 0,3 <0,05
3 «Точность воспроизведения заданного музыкального отрезка», (сек) 1.8 ± 0,5 2.1 ± 0,5 >0,05
0.83 ± 0,2 1.34 ± 0,5 <0,05
Координационная подготовленность
4 «Дозированный «теппинг-тест» правой рукой», К К = 0.б9 ± 0,05 К =0.7 ± 0,0б >0,05
К = 0.57 ± 0,04 К=0.б2 ± 0,3 <0,05
5 «Прыжок с поворотом на 360 градусов налево», (градусы) 42.7 ± б,5 41.7 ± 8,1 >0,05
38.4 ± 5,4 40 ± 5,8 >0,05
б «Динамическое равновесие», (сек) 2.28 ± 0,2 2.35 ± 0,2 >0,05
1.94 ± 0,1 2.13 ± 0,2 <0,05
Примечание: в числителе данные до эксперимента, в знаменателе — после.
Таблица 3
Сравнительный анализ синхронности исполнения соревновательной композиции спортсменками контрольной и экспериментальной команд в течение эксперимента
Контрольные этапы Статисти- ческие показатели Оценка синхронности исполнения (из 10 баллов), баллы
Базовые движения (махи, «дорожки») Рисунки и перест -роения Общая синхронность Сумма баллов
к э к э к э к э
Первый контрольный этап Хср 4,5 4,25 3,75 4,0 4,5 4,5 12,75 12,75
X - Ван - дер -Вардена, (Р) >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Второй контрольный этап Хср 5,5 5,5 5,25 5,5 5,25 5,25 1б,0 1б, 25
X - Ван - дер -Вардена, (Р) >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Третий контрольный этап Хср б,5 7,5 б,5 7,75 б,25 7,25 19,25 22,5
X - Ван - дер -Вардена, (Р) <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
тельная подготовка в черлидинге должна включать серии специальных заданий, направленных на повышение не только индивидуальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности, но и совершенствование согласованности командных двигательных действий.
В связи с этим нами разработана экспериментальная методика, включающая в себя серии специальных
заданий. В основе содержания и порядка их применения положен принцип последовательного совершенствования музыкально-ритмической и координационной подготовленности от индивидуальной к групповой и от групповой к командной (рис. 1).
Использование в учебных заданиях вспомогательных средств, таких как ограничители движения (гимнастическая палка и скакалка), а также разметки на
индивидуальные задания (1-4 серии)
групповые задания (5-8 серии)
командные задания
(9 - 14 серии)
техническая подготовленность команды
Рис. 1. Последовательность применения серий учебных заданий для совершенствования согласованности командных двигательных действий в черлидинге
полу, точек и мишенеи в качестве ориентиров движения, помогает осуществлять осмысленное управление двигательными действиями и более активное их совершенствование (табл. 1).
Применение данноИ методики предполагает достижение всеми спортсменками команды максимальной синхронности и согласованности двигательных деИствиИ, что должно положительно повлиять на соревновательный результат.
Для проверки эффективности разработанной нами методики совершенствования согласованности групповых двигательных деИствиИ квалифицированных спортсменок в черлидинге был проведен педаго-гическиИ эксперимент. Все исследования проводились на базе образовательных учреждениИ № 65 и № 146 г. Омска среди квалифицированных спортсменок секции черлидинга.
Контрольная и экспериментальная группы (команды по 8 спортсменок) были скомплектованы с учетом возраста, уровня спортивного мастерства и по результатам комплексного тестирования по наиболее информативным показателям, выявленным в ходе поискового исследования. Далее, на контрольноИ тренировке специально сформированная научная бригада (четыре эксперта) оценила синхронность исполнения соревновательноИ композиции каждоИ коман-доИ (первыИ контрольный этап). Нами было установлено, что в начале эксперимента по всем основным параметрам обе группы были идентичны.
Организация эксперимента предусматривала равные условия для испытуемых обеих групп. В течение шести с половиноИ месяцев (сентябрь 2012 — март 2013 гг.) спортсменки занимались в одинаковых условиях, три раза в неделю по 90 минут. В период проведения эксперимента у спортсменок обеих команд были запланированы два соревнования городского и регионального уровня.
В контрольноИ группе за основу была принята традиционная структура учебно-тренировочного занятия для спортивных видов гимнастики (подготовительная, основная и заключительная).
В процессе обучения экспериментальноИ группы были применены разработанные нами специальные серии учебных заданиИ. Специальные задания выполнялись в начале основноИ части занятия, в течение 15 — 20 минут индивидуально, по парам, четверкам или всеИ командоИ (8 человек).
Эффективность применения разработанноИ методики определялась путем анализа изменениИ информативных показателеИ индивидуальноИ музыкально-ритмическоИ и координационноИ подготовленности спортсменок контрольноИ и экспериментальноИ
групп до и после педагогического эксперимента. Также для проверки достижения всеми спортсменками команды максимальной синхронности и согласованности двигательных действий при выполнении соревновательной композиции проводился сравнительный анализ оценок научной судейской бригады за выступление контрольной и экспериментальной команд на контрольной тренировке и двух соревнованиях (второй и третий контрольные этапы).
Полученные, после шести месяцев эксперимента, данные указывают на то, что в результате использования в тренировочном процессе серий специальных учебных заданий у спортсменок экспериментальной группы произошли статистически достоверные положительные изменения (Р<0,05) по большинству изучаемых показателей тестирования индивидуальной музыкально-ритмической и координационной подготовленности (табл. 2).
Положительное влияние применяемой методики на совершенствование согласованности, соразмерности и синхронности командных двигательных действий подтверждают результаты сравнительного анализа оценок научной бригады за синхронность исполнения соревновательной композиции спортсменками контрольной и экспериментальной команд, который выявил достоверную разницу на третьем контрольном этапе (Р<0,05) (табл. 3).
Таким образом, по результатам педагогического эксперимента была определена эффективность разработанной нами методики последовательных заданий. Полученные в ходе эксперимента данные подтвердили наше предположение о том, что повышение индивидуальной координационной и музыкальноритмической подготовленности с последовательным совершенствованием согласованности командных двигательных дейст-вий положительно влияет на соревновательный результат в черлидинге. Применение разработанной методики помогает осуществлять осмысленное управление двигательными действиями и более активно их совершенствовать.
Выводы:
1. По результатам поискового исследования выявлено, что тренировочный процесс в черлидинге необходимо дополнить специальными упражнениями и заданиями для совершенствования музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменок на комплексной основе.
2. Содержание предсоревновательной подготовки в черлидинге дополнено специально разработанной методикой, направленной на повышение индивидуальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности с последовательным совершенствованием согласованности командных двигательных действий в черлидинге.
3. Эффективность применения разработанной методики подтверждена результатами педагогического эксперимента:
— у спортсменок экспериментальной группы произошли статистически достоверные положительные изменения по большинству изучаемых показателей тестирования (Р<0,05);
— результаты сравнительного анализа синхронности исполнения соревновательной композиции спортсменками контрольной и экспериментальной команд выявили достоверную разницу оценок научной бригады на третьем контрольном этапе (Р<0,05).
Практические рекомендации:
— музыкально-ритмическая и координационная подготовка спортсменок команды по черлидингу должна быть представлена в виде серий учебных зада-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
ний, осваиваемых последовательно с постепенным их усложнением;
— применение вспомогательных средств и пространственных ориентиров движения в предсорев-новательной подготовке оказывает положительное влияние при совершенствовании согласованности командных двигательных действий в черлидинге.
Библиографический список
1. Носкова, С. А. Черлидинг как инновационный вид спорта в преподавании физической культуры в высшей школе/
С. А. Носкова. // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 6. — С. 49-51.
2. Общероссийская танцевальная организация [Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.ortodance.ru (дата обращения: 22.09.2013).
3. Федерация черлидинга России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cheerleading.ru (дата обращения: 22.09.2013).
4. Максимова, М. Н. Факторы, определяющие спортивные достижения в синхронном плавании : метод. разраб. для студ. ГЦОЛИФКа / М. Н. Максимова. — М. : [б. и.], 1991. —42 с.
5. Гаппаров, 3. Г. Компьютерная программа «Синхро» для определения ритмо-темповой структуры соревновательных композиций синхронисток / 3. Г. Гаппаров // Спортивный психолог. —2008. —№ 1. —С. 56-60.
6. Лопаткина, Ю. Г. Критерии оценки и пути повышения надёжности соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. Г. Лопаткина. — Краснодар, 2005. — 24 с.
7. Аверкович, Э. П. Организация и методика подготовки групповых упражнений в художественной гимнастике / Э. П. Аверкович, А. В. Плешкань. — Краснодар : ИФК, 1989. — 30 с.
8. Семибратова, И. С. Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. С. Семибратова. — СПб., 2007. — 24 с.
9. Шевчук, Н. А. Методика начальной технической подготовки юных гимнасток на основе обучения двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Шевчук. — Волгоград, 2005. — 27 с.
ЭПП Татьяна Ивановна, соискатель по кафедре теории и методики гимнастики и режиссуры; педагог дополнительного образования БОУ ДОД ДЮЦ «Смена».
ПШЕНИЧНИКОВА Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики и режиссуры.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.01.2014 г.
© Т. И. Эпп. Г. Н. Пшеничникова
Книжная полка
Бабушкин, Г. Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена : моногр. / Г. Д. Бабушкин, К. В. Диких. - Омск : СибГУФК, 2014. - 240 с.
Монография посвящена интеллектуально-психологической подготовке спортсменов к соревновательной деятельности. В монографии раскрываются следующие вопросы: интеллект спортсмена и его значение в овладении избранным видом спорта; проявление интеллектуальной активности спортсмена в соревновательной деятельности; особенности поведения спортсменов различных видов спорта в соревновательных ситуациях с учетом уровня развития интеллекта; значение интеллектуальных качеств в принятии решений в соревновательной деятельности; значение интеллекта в вероятностном прогнозировании в соревновательной деятельности; влияние интеллекта на формирование предсоревновательной психологической подготовленности спортсменов и предстартовое состояние; содержание интеллектуально-психологической подготовки спортсмена; формирование позитивного мышления у спортсмена. Монография предназначена для студентов и преподавателей физкультурных учебных заведений, аспирантов, тренеров, спортсменов, спортивных психологов.
Бабушкин, Г. Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом : учеб. пособие/ Г. Д. Бабушкин. - Омск : СибГУФК, 2012. - 328 с.
Учебное пособие предназначено для изучения учебной дисциплины «Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом» направления — физическая культура. В учебном пособии раскрывается понятие, содержание, задачи, методы психодиагностики личности при занятиях физической культурой и спортом. Представлены методики диагностики психических процессов, свойств личности, состояний, и межличностных взаимоотношений, проявляющихся в процессе занятий физической культурой и спортом. Использование представленных методик психодиагностики в преподавательской и тренерской практике позволит педагогу, тренеру выявить скрытые личностные характеристики занимающихся физической культурой и спортом, и даст возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход в обучении, воспитании и подготовке спортсменов к соревнованиям.