Научная статья на тему 'Индивидуальная и командная техническая подготовленность спортсменов в черлидинге'

Индивидуальная и командная техническая подготовленность спортсменов в черлидинге Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
512
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЛИДИНГ / КОМАНДА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / CHEERLEADING / TEAM / TECHNICAL READINESS / MUSICAL-RHYTHMIC TRAINING / COORDINATION TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эпп Татьяна Ивановна, Тимофеева Ольга Владимировна

В статье изложены результаты исследования компонентов технической подготовленности спортсменов, выступающих в командных соревновательных программах черлидинга. Определены информативные показатели индивидуальной и командной музыкально-ритмической и координационной подготовленности у спортсменов команд, имеющих различный соревновательный результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эпп Татьяна Ивановна, Тимофеева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL AND TEAM TECHNICALLY TRAINED SPORTSMEN IN CHEERLEADING

The article presents the results of a study of components of the technical readiness of athletes participating in team competition cheerleading programs. Identified are the informative indicators of individual and team-musical-rhythmic coordination preparedness of the teams athletes with different competitive result.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная и командная техническая подготовленность спортсменов в черлидинге»

УДК 796.413/418 DOI 10.17238^П1998-5320.2016.25.Ш

Т. И. Эпп, О. В. Тимофеева, Омский государственный педагогический университет

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И КОМАНДНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

СПОРТСМЕНОВ В ЧЕРЛИДИНГЕ

В статье изложены результаты исследования компонентов технической подготовленности спортсменов, выступающих в командных соревновательных программах черлидинга. Определены информативные показатели индивидуальной и командной музыкально-ритмической и координационной подготовленности у спортсменов команд, имеющих различный соревновательный результат. Ключевые слова: черлидинг, команда, техническая подготовленность, музыкально-ритмическая подготовка, координационная подготовка.

В технико-эстетических видах спорта одними из компонентов технической подготовки гимнастов являются координационная и музыкально-ритмическая подготовка [1, 2]. Спортивные виды гимнастики характеризуются высокой сложностью структуры двигательных действий, поэтому в ходе тренировочного процесса предъявляются высокие требования к развитию и совершенствованию координационных способностей [3, 4]. Исполнение гимнастического упражнения под музыкальное сопровождение предполагает высокий уровень музыкально-ритмической подготовленности, которая влияет как на эстетический, так и на технический компонент исполнительского мастерства [5]. Именно поэтому в таких видах спорта, как спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика, синхронное плавание, спортивная аэробика и фигурное катание, музыкально-ритмическая подготовка занимает важное место и является одним из компонентов технической подготовки.

Отличительной особенностью соревновательных программ черлидинга от других массовых гимнастических видов спорта является выступление команд численностью от 8 до 20 спортсменов в каждой [6, 7]. Как и любой другой технико-эстетический вид спорта, черлидинг предполагает свою специфику построения соревновательных упражнений и согласованности двигательных действий спортсменов в команде. Такие программы построены на групповом исполнении элементов различной сложности, а количество спортсменов в команде предполагает разнообразное использование пространства соревновательной площадки и обязательное выполнение рисунков и перестроений [8].

Однако в современной научно-методической литературе нами не обнаружены сведения об информативных показателях индивидуальной и командной технической подготовленности спортсменов в черлидинге. В то время как исполнительское мастерство в этом гимнастическом направлении оценивается по нескольким критериям, одними из которых являются музыкально-ритмическая и координационная согласованность различных двигательных действий спортсменов при исполнении соревновательной программы.

Таким образом, цель проведённого нами исследования заключалась в определении информативных показателей компонентов индивидуальной и командной технической подготовленности спортсменов в черлидинге. Мы предположили, что определение корреляции и особенностей различия между индивидуальными и командными показателями технической подготовленности спортсменов команд с разным уровнем соревновательных результатов позволит нам выявить информативные показатели технической подготовленности спортсменов в черлидинге.

На предварительном этапе нашего исследования проводился анализ и обобщение данных научно-методической литературы по изучаемому направлению исследования. Изучались протоколы российских соревнований по черлидингу. Проводился отбор тестов и тестовых заданий для исследования индивидуальной музыкально-ритмической и координационной подготовленности, с учётом специфики черлидинга, осваивалась компьютерная программа «HRON-2».

Далее нами проводилось педагогическое и компьютерное тестирование спортсменов команд с разным уровнем соревновательных показателей. В исследовании применялись 7 тестовых заданий для исследования индивидуальной музыкально-ритмической подготовленности и 10 тестовых заданий для изучения индивидуальной координационной подготовленности спортсменов.

Для анализа ритмодвигательного восприятия спортсменов применена компьютерная программа «HRON-2», разработанная Томским государственным университетом. Она состоит из двух

частей: «Восприятие звука» и «Восприятие ритма». Программа «Восприятие звука» позволяет определить скорость и точность сложной зрительно-моторной реакции, программа «Восприятие ритма» - уровень развития ритмодвигательных способностей. Результаты исследования регистрировались и обрабатывались компьютерной программой «HRON-2», что позволило использовать их для статистического анализа.

Полученные данные позволили нам рассчитать корреляционную зависимость между результатами педагогического и компьютерного тестирования и выявить наиболее информативные показатели индивидуальной музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменов в черлидинге. При анализе результатов исследования определена наиболее тесная связь между показателями следующих тестов:

- «Выполнение стандартного комплекса» и «Прыжок с поворотом на 360 градусов» (г=0,73, при Р<0,05);

- «Выполнение стандартного комплекса» и «Точность воспроизведения заданной амплитуды руками» (г=0,72, при Р<0,05);

- «Воспроизведение двигательной комбинации под заданный ритмический рисунок» и «Дозированный "теппинг-тест"» (г=0,75, при Р<0,05);

- «Точность воспроизведения заданного ритма» и «Точность воспроизведения заданной амплитуды руками» (г=0,75, при Р<0,05).

Информативность трёх тестов индивидуальной музыкально-ритмической подготовленности из семи, по нашему мнению, указывает на важность этого компонента согласованности двигательных действий в челидинге [9]. Наибольшее количество тесных связей среди таких индивидуальных показателей выявлено у теста «Выполнение стандартного комплекса». По нашему мнению, это указывает на важность умения спортсменами в черлидинге согласованно воспроизводить заданные параметры движения и ритмического рисунка.

Среди показателей индивидуальной координационной подготовленности информативность выявлена у трёх тестов из десяти. Наибольшее количество тесных связей среди таких показателей определено у теста «Точность воспроизведения заданной амплитуды руками». По нашему мнению, это связано с тем, что в спортивной программе обязательными являются характерные для черлидин-га «базовые» положения рук, которые выполняются всеми спортсменами, разнонаправленно обеими руками. Такие движения используются в композиции на протяжении всей программы, в разнообразных комбинациях, спортсмены должны продемонстрировать согласованность движений руками по координационным и музыкально-ритмическим параметрам.

Используя данные проведённого педагогического и компьютерного тестирования спортсменов четырёх команд, нами проведён статистический анализ для определения средних показателей для всей выборки по каждому тесту, а также получены данные о средних показателях для каждой команды в отдельности.

50

и ев

3 40

« 30

ев

s 20 +-и я О 10

M <N m «ч \D f- 00 OS

H H H H H H H H H

о о о о о о о о о

о о о о о о о о о

H H H H H H H H H

н о

О H

<N

С

н н

о о

О О

H H

m

С

с

H H

о о

О О

H H

«4

с

\D

С

fc

H H H ООО ООО НИН

□ "худшие" □ "лучшие"

Результаты тестирования координационной и музыкально-ритмической подготовленности условно «лучших» и условно «худших» команд по черлидингу

0

В ходе исследовании мы разделили команды на условно «лучшие» и условно «худшие». «Лучшие» команды - занявшие 1, 2 места, а «худшие» - 3 и 4 места. Анализируя результаты распределения оценок тестирования (по 1-шкале), нами выявлено, что уровень музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменов в команде соответствует их соревновательному результату (рис.). Полученные данные определили более высокий уровень по большинству изучаемых компонентов технической подготовленности у спортсменов условно «лучших» команд по сравнению с условно «худшими» командами.

Следующим этапом нашего исследования было определение различия между результатами тестирования индивидуальной музыкально-ритмической и координационной подготовленности у спортсменов условно «лучших» и условно «худших» команд. При расчёте ^критерия Стьюдента достоверное различие (при Р<0,01 и Р<0,05) выявлено по шести показателям: «Выполнение стандартного комплекса», «Воспроизведение двигательной комбинации под заданный ритмический рисунок», «Точность воспроизведения музыкального отрезка», «Дозированный «теппинг-тест», «Прыжок с поворотом на 360 градусов», «Динамическое равновесие» (таблица). Эти показатели как наиболее информативные можно рекомендовать использовать для определения динамики соревновательной готовности спортсменов в команде по черлидингу [10].

Различия по результатам тестирования музыкально-ритмической и координационной подготовленности «лучших» и «худших» команд по черлидингу (п=32)

№ теста Показатель Команды P

«лучшие» Х±с; n=16 «худшие» Х±с; n=16

Музыкально -ритмическая подготовленность

1 «Выполнение стандартного комплекса», (экспертная оценка) 4,8 ± 0,4 4,0 ±0,7 < 0,01

2 «Воспроизведение двигательной комбинации под заданный ритмический рисунок», (отклонение от заданного), с 0,7 ± 0,4 1,1 ± 0,3 < 0,01

3 «Точность воспроизведения музыкального отрезка», с 0,7 ± 0,2 1,5 ± 0,4 < 0,01

Координационная подготовленность

1 «Дозированный «теппинг-тест», К К=0,54±0,07 К=0,65±0,09 < 0,05

3 «Прыжок с поворотом на 360 градусов», градусы 26,5 ± 12,7 43,9 ± 13,7 < 0,01

8 «Динамическое равновесие», с 1,9 ± 0,3 2,3 ± 0,2 < 0,01

Таким образом, при исследовании корреляционной зависимости между компонентами согласованности двигательных действий спортсменов в командных выступлениях по черлидингу нами определено, что наиболее тесная положительная связь (от r=0,71 до r=0,75, при Р<0,05) выявлена у следующих показателей тестов: индивидуальной музыкально-ритмической подготовленности -«Выполнение стандартного комплекса», «Воспроизведение двигательной комбинации под заданный ритмический рисунок», «Точность воспроизведения заданного ритма»; индивидуальной координационной подготовленности - «Прыжок с поворотом на 360 градусов», «Дозированный «теппинг-тест», «Точность воспроизведения заданной амплитуды руками». Эти тесты как наиболее информативные можно рекомендовать использовать для оценки индивидуальной музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменов в черлидинге.

Результаты исследования, по нашему мнению, подтверждают, что в практике видов спорта со сложной координацией движений под музыку координационная и музыкально-ритмическая подготовленность являются составными частями технической подготовки и развиваются на комплексной основе. Однако количество спортсменов в команде, использование в программах черлидинга разнохарактерного музыкального сопровождения и разнообразных по координационным параметрам

движений предъявляют высокие требования к согласованности двигательных действий в таких выступлениях. Анализируя результаты распределения показателей тестирования, мы определили, что уровень музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменов в командных выступлениях по черлидингу соответствует соревновательному результату. Полученные оценки условно «лучших» и условно «худших» команд указывают на различный уровень изучаемых компонентов технической подготовленности спортсменов. Нами выявлены различия по показателям шести тестов, оценивающих музыкально-ритмическую и координационную подготовленность спортсменов (P<0,01 и P<0,05): «Выполнение стандартного комплекса», «Воспроизведение двигательной комбинации под заданный ритмический рисунок», «Точность воспроизведения музыкального отрезка», «Дозированный «теппинг-тест»», «Прыжок с поворотом на 360 градусов», «Динамическое равновесие». Эти тесты как наиболее информативные можно рекомендовать использовать для определения динамики соревновательной готовности спортсменов в команде по черлидингу.

Библиографический список

1. Пшеничникова, Г. Н. Начальная двигательная подготовка в спортивной аэробике / Г. Н. Пшеничникова, Н. Г. Печеневская, Г. П. Безматерных. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2010. - 140 с.

2. Павлова, Е. В. Совершенствование системы спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей развития координационных способностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В.Павлова.

- Сургут, 2007. - 24 с.

3. Ботяев, В. Л. Индивидуальные особенности развития координационных способностей у спортсменов различной специализации, возраста и квалификации / В. Л. Ботяев // Теория и практика физической культуры.

- 2012. - № 7. - С. 58-61.

4. Поздеева, Е. В. Оценка и коррекция индивидуальных соревновательных программ гимнастов старших разрядов в спортивной аэробике : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В.Поздеева. - Омск, 2006. - 24 с.

5. Шевчук, Н. А. Методика оценки синхронности исполнения двигательных действий спортсменками в групповых гимнастических упражнениях / Н. А. Шевчук, Е. В. Турчина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 290-293.

6. Кулешова, З. С. Тенденции развития чирлидинга в России / З. С. Кулешова // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №1. - С. 51-54.

7. Тимофеева, О. В. Черлидинг как новая форма двигательной активности / О. В. Тимофеева // Омский научный вестник. - 2008. - № 5. - С. 196-198.

8. Правила соревнований по черлидингу 2015-2016 // Федерация черлидинга России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cheerleading.ru/archive/index.php?id=190.

9. Эпп, Т. И. Согласованность двигательных действий как комплексный показатель соревновательной подготовленности командных программ в черлидинге / Т. И. Эпп, Г. Н. Пшеничникова // Перспективы науки.

- 2014. - № 9 . - С. 30-33.

10. Эпп, Т. И. Методика совершенствования согласованности групповых двигательных действий квалифицированных спортсменок в черлидинге / Т. И. Эпп, Г. Н. Пшеничникова // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». - 2014. - № 2 (126). - С. 204-208.

T. I. Epp, O. V. Timofeeva, Omsk State Pedagogical University INDIVIDUAL AND TEAM TECHNICALLY TRAINED SPORTSMEN IN CHEERLEADING

The article presents the results of a study of components of the technical readiness of athletes participating in team competition cheerleading programs. Identified are the informative indicators of individual and team-musical-rhythmic coordination preparedness of the teams athletes with different competitive result.

Keywords: cheerleading, team, technical readiness, musical-rhythmic training, coordination training.

References

1. Pshenichnikova G. N., Pechenevskaya N. G., Bezmaternyih G. P. Nachalnaya dvigatelnaya podgotovka v sportivnoy aerobike [Initial training in motor sports aerobics]. Omsk, SibGUFK, 2010, 140 p.

2. Pavlova E. V. Sovershenstvovanie sistemyi sportivnogo otbora v hudozhestvennoy gimnastike na osnove pokazateley razvitiya koordinatsionnyih sposobnostey. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Improving the system of sports selection in gymnastics on the basis of indicators of development of coordination abilities]. Surgut, 2007, 24 p.

3. Botyaev V. L. Specific features of the development of coordination abilities of the athletes of various specializations, age and qualifications. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi, 2012, no. 7, pp. 58-61.

4. Pozdeeva, E. V. Otsenka i korrektsiya individualnyih sorevnovatelnyih programm gimnastov starshih razryadov v sportivnoy aerobike. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Evaluation and correction of the individual competitive programs of gymnasts of the senior categories in sports aerobics]. Omsk, 2006, 24 p.

5. Shevchuk N. A., Turchina E. V. Methods of assessing the synchronicity of performing motor actions athlete in the group gymnastic exercises. Uchenyie zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2015, no. 12 (130), pp. 290-293.

6. Kuleshova Z. S. Trends in the development of cheerleading in Russia. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi, 2009, no. 1, pp. 51-54.

7. Timofeeva O. V. Cheerleading as a new form of physical activity. Omskiy nauchnyiy vestnik, 2008, no. 5, pp. 196-198.

8. Pravila sorevnovaniy po cherlidingu 2015-2016 // Federatsiya cherlidinga Rossii [Elektronnyiy resurs] -Rezhim dostupa: http://www.cheerleading.ru/archive/index.php?id=190

9. Epp T. I., Pshenichnikova G. N. Coherence motor acts as a comprehensive indicator of the competitive fitness programs in cheerleading team. Perspektivyi nauki, 2014, no. 9, pp. 30-33.

10. Epp T. I., Pshenichnikova G. N. Methods of improving coherence group of motor actions of the qualified sportsmen in cheerleading. Omskiy nauchnyiy vestnik, 2014, no. 2 (126), pp. 204-208.

© Т. И. Эпп, О. В. Тимофеева, 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы статьи:

Татьяна Ивановна Эпп, кандидат педагогических наук, Омский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected]

Ольга Владимировна Тимофеева, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

Н. Г. Лопина, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.

Е. В. Мудриевская, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.