ЭКОНОМИКА
УДК 332.1
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ - 20 ЛЕТ
© Галина Петровна ЖУРАВЛЁВА
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, руководитель научной школы «Экономическая теория», e-mail: [email protected]
© Виктория Игоревна СМАГИНА Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва,
Российская Федерация, аспирант кафедры экономической теории, e-mail: [email protected]
Современный мир XXI столетия характеризуется сложностью, многовариантностью и неопределенностью развития, например, относительно перспектив роста мировой экономики в целом, спроса населения на нефть, разрешения долговых, демографических, экологических, нравственных и многих других проблем. Все это в условиях глобализации, обладающей массой непререкаемых достоинств, противоречий и даже несовершенств.
Ключевые слова: глобализация; структурный сдвиг; инновации; условия; социально-экономическая ситуация.
Современный мир XXI столетия характеризуется сложностью, многовариантностью и неопределенностью развития, например, относительно перспектив роста мировой экономики в целом, спроса населения на нефть, разрешения долговых, демографических, экологических, нравственных и многих других проблем. Все это в условиях глобализации, обладающей массой непререкаемых достоинств, противоречий и даже несовершенств. К проявлению последних можно отнести возникший в августе 2008 г. кризис, который носит не просто глобальный характер, а является системным кризисом современного глобального хозяйства. Его специфика в том, что он во времени совпал с современным цивилизационным кризисом, более масштабным и более глубоким. По словам академика Н.Н. Моисеева, современный мир находится на сломе двух цивилизаций: настоящей, в основе которой находится рыночная система хозяйствования, и новой, фундаментом которой будет неоэкономика.
Мировая научная общественность все чаще стала говорить о том, что мир существенно изменился, появилась новая экономическая реальность, нужна новая концепция и стратегия социально-экономического разви-
тия. По мнению Элвина и Хейди Тоффлеров, новые явления, возникающие в мировой экономике, - это новая цивилизация, в которой неоэкономика является одной из ее составляющих. Любая нестабильная ситуация содержит в себе не только угрозы, но и возможности. Главное - заметить их и выбрать соответствующую новым условиям новую модель развития.
Теоретически известно, что новая экономика предполагает серьезные изменения:
- в производстве - структурный сдвиг в сторону науки, инноваций как непосредственной производительной силы и сферы услуг;
- в продукции - выход на первый план научных знаний, информации, духовных благ;
- в труде - становление всеобщего научного труда как творческой деятельности;
- в потребностях - решающее значение социально-духовных потребностей (в образовании, культуре, творчестве, здоровой окружающей среде и т. п.);
- в стимулах - главенство стимулов самореализации личности;
- в собственности - снижение роли «вещных» форм собственности и возрастание роли интеллектуальной собственности с
присущим ей способом отчуждения продукта научного труда.
Многие из сегодняшних перемен взаимозависимы и не случайны. В то же время они представляют собой компоненты одного гораздо более крупного феномена - гибели индустриализма как цивилизации и формирования новой цивилизации в условиях глобализации. Последняя характеризуется таким процессом, как укрупненная регионализация в планетарном масштабе (Евросоюз, СЕАТ, СНГ и др.).
60 лет назад было положено начало современному процессу евроинтеграции. В 1952 г. вступил в силу Парижский договор о создании Европейского объединения угля и стали (Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). В 1957 г. учреждено Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - «общий рынок». В 1978 г. появилась единая европейская валютная система, в 1985 г. - Шенгенская зона. В 1992 г. на основании Маастрихтского договора ЕЭС стало Евросоюзом, в 2009 г. вступил в силу Лиссабонский договор о реформе ЕС. На фоне современного финансового кризиса, который по некоторым прогнозам, возможно, продлится 10-12 лет, все чаще стали раздаваться голоса о выходе из такого союза. Таким образом, мы становимся свидетелями не только расцвета глобализации, но и появления противоположного процесса - деглобализации, усиления в условиях глобального кризиса в ряде национальных государств политики протекционизма и т. д.
Содружество Независимых Государств (СНГ) представляет собой международную региональную организацию, созданную на основе международного договора ряда стран на территории бывшего СССР и призванную регулировать отношения сотрудничества между этими странами.
СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путем подписания 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», получившего краткое наименование «Беловежское соглашение». В этом документе подчеркивалось, что Советский Союз (СССР) прекращает свое существование как субъект международного права. Но, учитывая историческую общность народов, прожи-
вающих на этой территории, тесные связи (культурные, экономические и др.), стремление к демократическому правовому государству, желание развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета бывших союзных республик, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств. 10 декабря 1991 г. соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, и 12 декабря - Верховным Советом России, нарушая статью 104 Конституции РСФСР, согласно которой ратификация такого документа находилась в компетенции только съезда народных депутатов России. 21 декабря 1991 г. была подписана Алма-Атинская декларация главами 11 бывших союзных республик (Азербайджана. Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины), в которой излагались цели и принципы СНГ. Этот документ завершил процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. Последние государства, ратифицировавшие Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 г.), Молдавия (8 апреля 1994 г.), в 1993 г. действительным членом стала Грузия, которая в 2008 г. вышла из Содружества.
На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:
- Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан;
- Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан;
- Центрально-азиатское сотрудничество (ЦАС) - Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан (упразднено фактически 06.10.2005 г.);
- Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР;
- Единое экономическое пространство (ЕЭП) - Белоруссия, Казахстан, Россия;
- другие договоренности.
Почти во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы.
Двадцатилетие существования СНГ свидетельствует о наличии ряда противоречий и проблем между странами - членами Содружества. И все-таки при решении задач коренного улучшения социально-экономической ситуации в стране, альтернативы инновационному пути развития экономик этих стран нет. Инновации немыслимы без конкуренции. Создание конкурентной среды и благоприятного инвестиционного климата представляется одним из важнейших условий инновационного развития.
Одним из самых авторитетных международных рейтингов конкурентоспособности, учитывающих инновационные факторы развития, является индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) Всемирного экономического форума (World Economic Forum). В него интегрирована концепция стадий конкурентного развития стран М. Портера. Согласно данному подходу, на первой стадии развития (факто-ро-ориентированной) экономический рост зависит от базовых факторов (инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здравоохранение, начальное образование), а страны конкурируют за счет обеспеченности ресурсами - в основном неквалифицированной рабочей силы и природными ископаемыми. На следующей стадии конкурентоспособность определяется эффективностью использования имеющихся факторов (уровнем высшего образования, эффективностью то-
варных рынков и рынков труда, развитостью финансового рынка, технологической готовностью, размерами рынка). При переходе стран на третью стадию, зависящую от инноваций, конкуренция осуществляется за счет новых технологий и уникальной продукции.
Важнейшими факторами инноваций согласно подходу Всемирного Форума являются: качество научно-исследовательских институтов, расходы компаний на исследования и разработки, университетско-произ-водственное научное сотрудничество, квалификация ученых и инженеров, количество патентов, защита интеллектуальной собственности, развитие информационно-коммуникационных технологий [1-3].
Положение стран - членов СНГ в этом процессе характеризует индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, охватывающего анализ экономики 142 стран мира (табл. 1).
В настоящей таблице индекс глобальной конкуренции составлен из 113 переменных, которые объединены в 12 контрольных показателей, характеризующих национальную конкурентоспособность стран, находящихся на разных уровнях развития:
1) качество институтов;
2) инфраструктура;
3) макроэкономическая стабильность;
4) здоровье и начальное образование;
5) высшее образование и профессиональная подготовка;
Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности стран СНГ, 2011-2012 гг.
Таблица 1
Страны Индекс глобальной конкурентоспособности 2011-2012 гг. Индекс глобальной конкурентоспособности 2010-2011 гг. Изменение позиций 2010-2011 гг.
Рейтинг среди стран СНГ Рейтинг среди стран мира Оценка Рейтинг (место)
Азербайджан 1 55 4,31 57 2
Россия 2 66 4,21 63 -3
Казахстан 3 72 4,18 72 0
Украина 4 82 4,0 89 7
Армения 5 92 3,89 98 6
Молдова 6 93 3,89 94 1
Таджикистан 7 105 3,77 116 11
Кыргызстан 8 126 3,45 121 -5
Источник: Таблица составлена по данным рейтинга глобальной конкурентоспособности 2011-2012. Режим доступа: М1р://гаИ^8^1оЪа1-сотре1Шуепе88-т(1ех/т&
6) эффективность рынков товаров и услуг;
7) эффективность рынка труда;
8) развитость финансового рынка;
9) уровень технологического развития;
10) размер внутреннего рынка;
11) конкурентоспособность компаний;
12) инновационный потенциал.
Данные табл. 1 свидетельствуют о том,
что конкурентоспособность у стран-членов СНГ различна. Среди них лучшие показатели у Азербайджана (55 место, индекс 4, 31), причем за год он улучшил свое положение в мире на 2 позиции, повысив свою конкурентоспособность; а также у России (66 место, индекс 4,21), но Россия снизила за год свою конкурентоспособность на 3 позиции. Худшие результаты среди стран СНГ у Кыргызстана (126 место, индекс 3,45) и Таджикистана (105 место, индекс 3,77), при этом конкурентоспособность Таджикистана возросла (на 11 позиций), а Кыргызстана упала (на 5 позиций).
Готовность страны к переходу на модель развития, основанную на инновациях и знаниях, определяет также международный индекс экономики знаний. Он был разработан в 2004 г. группой Всемирного банка в рамках специальной программы «Знания для развития» для оценки способности стран создавать, принимать и распространять знания. Методология оценки продвижения стран к «экономике знаний» предлагает подсчет двух сводных индикаторов - индекса экономики знаний и индекса знаний.
Индекс экономики знаний - комплексный показатель, характеризующий уровень развития экономики, основанной на знаниях, в странах и регионах мира. Этот показатель используется для оценки эффективности использования страной знаний в целях ее экономического и общественного развития.
Индекс знаний - тоже комплексный показатель, но для оценки способности страны создавать, принимать и распространять знания. Характеризует потенциал страны или региона по отношению к экономике знаний.
Индекс экономики знаний включает анализ 109 структурных и качественных показателей, объединенных в 4 группы:
- индекс экономического и институционального режима - условия, в которых развивается экономика и общество в целом, экономическая и правовая среда, качество регулирования, развитие бизнеса и частной инициативы, способность к эффективному использованию существующего и созданию нового знания;
- индекс образования - уровень образованности населения и наличия у него устойчивых навыков создания, распространения и использования знаний, грамотность взрослого населения, отношение учащихся к числу лиц соответствующего возраста и т. д.;
- индекс инноваций - уровень развития национальной инновационной системы (количество инновационных компаний, исследовательских центров, университетов, различных объединений и организаций, которые воспринимают и адаптируют глобальное знание для местных нужд, создающие новое знание, новые технологии, количество научных работников, число патентов, число и тираж научных журналов и книг;
- индекс информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - уровень развития информационной и коммуникационной инфраструктуры, которая способствует эффективному распространению и переработке информации (табл. 2).
Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что страны - члены СНГ занимают с 51 по 106 места в рейтинге экономики знаний, причем лучшие показатели у Украины - 51 место (индекс 6,0), Армении - 56 место (5,65), России - 60 место (5,55); наименее развитыми оказались Узбекистан - 104 место (3,25) и Таджикистан - 106 место (3,22) - эти показатели оказались ниже средних по странами мира и даже странам Латинской Америки.
Правительства стран СНГ помимо специфических мер по поддержке инноваций, образования, ИТ-индустрии могут оказывать общее воздействие на производителей путем поддержания открытой и однородной конкурентной среды на национальном рынке с тем, чтобы обеспечить развитие экономики знаний.
Таблица 2
Индекс экономики знаний и его показатели в странах СНГ 2008-2009 гг.
(отчет Всемирного банка, июль 2009 г.)
Рейтинг среди стран СНГ Рейтинг среди стран мира Страна Индекс экономики знания Индекс знаний Институцио- нальный режим Инновации Образование ИКТ
1 51 Украина 6,00 6,58 4,27 5,83 8,15 5,77
2 56 Армения 5,65 5,37 6,48 6,25 6,36 3,52
3 60 Россия 5,55 6,82 1,76 6,88 7,19 6,38
4 69 Грузия 5,21 5,15 5,36 5,22 6,46 3,78
5 71 Молдова 5,07 5,30 4,38 4,79 6,05 5,08
6 72 Казахстан 5,05 5,17 4,70 3,68 7,07 4,76
7 73 Беларусь 4,93 6,19 1,15 5,79 8,02 4,47
8 84 Кыргызстан 4,29 4,23 4,49 2,93 6,35 3,40
9 97 Азербайджан 3,83 4,05 3,18 3,64 5,01 3,49
10 104 Узбекистан 3,25 3,95 1,13 3,35 6,15 2,35
11 106 Таджикистан 3,22 3,33 2,88 2,01 5,53 2,46
Для сравнения:
1 Дания 9,52 9,49 9,61 9,49 9,78 9,2
9 США 9,02 9,02 9,04 9,47 8,74 8,83
81 Китай 4,47 4,66 3,90 5,44 4,20 4,33
Показатели по регионам
1 Западная Европа 8,76 8,78 8,71 9,27 8,29 8,87
2 Страны большой семерки 8,72 8,91 8,15 9,19 8,75 8,80
3 Восточная и Центральная Азия 6,45 6,69 5,71 6,99 6,62 6,46
5 Все страны 5,95 6,19 5,21 8,11 4,24 6,22
7 Латинская Америка 5,21 5,37 4,71 5,80 5,05 5,27
Источник: таблица составлена по рейтингу экономики знаний - 2010. Режим доступа: http//:ratings/knowledge-есопоту-іпііех.
В большинстве стран СНГ официально был провозглашен инновационный путь развития еще в 1998 г. Но несмотря на неоднократные объявления властями разного рода программ инновационного развития, не все страны встали на путь технического и технологического обновления экономики.
Об имеющихся возможностях для инновационного пути развития стран - членов СНГ свидетельствует еще один авторитетный индекс - индекс развития человеческого потенциала за 2010 г. Он ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов.
На смену «классической» теории экономического развития, которая базировалась на показателе валового национального продукта (ВНП), рассматривала человека только в ка-
честве движущей силы экономического развития и провозглашала экономический рост главной целью общественного прогресса, пришла концепция человеческого развития. Согласно этой концепции, развитие человека является процессом расширения спектра выбора - жить долгой и здоровой жизнью, получить образование, иметь достойный уровень жизни, иметь политическую свободу, гарантированные права человека и самоуважение. Данная концепция ориентирована на повышение качества жизни человека, расширение и совершенствование его возможностей во всех областях. При этом ключевыми принципами являются социальная справедливость, устойчивость и уважение к правам человека.
Развитие человека имеет три компонента:
1) благосостояние - расширение реальных свобод человека;
2) расширение прав и возможностей человека действовать и получать ценные результаты;
3) социальная справедливость, ее повышение, обеспечение устойчивости результатов во времени, уважение прав человека и других целей общества.
Данный индекс был разработан пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком. Он считал, что общественное развитие следует оценивать не только по национальному доходу (НД), но также по достижениям в области здоровья и образования, которые поддаются измерению в большинстве стран. ИРЧП - это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране. Иногда его используют в качестве синонима «качество жизни» или «уровень жизни». Он измеряет достижение страны по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:
1) индекс ожидаемой продолжительности жизни - здоровье и долголетие (показатель средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении);
2) индекс образования - доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой
продолжительностью обучения детей школьного возраста и взрослого населения;
3) индекс валового национального дохода - достойный уровень жизни, измеряемый величиной ВНД на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) стран - членов СНГ 2010 г. составлен по данным Индекса развития ИРЧП стран мира 2010 г., охватывающего 169 государств (табл. 3).
Согласно данным табл. 3 первенство на постсоветском пространстве (без включения прибалтийских стран) принадлежит Беларуси (1-е место) и России (2-е место), худшие возможности имеют Кыргызстан (11 место) и Таджикистан (последнее 12 место). Отрадно, что все страны - члены СНГ занимают позиции среди стран с высоким и средним уровнем ИЧРП. Следовательно, они обладают возможностями более быстрого формирования новой модели социально-экономического развития, использования инновационного пути дальнейшего развития.
Таблица 3
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) стран - членов СНГ 2010 г.
1. 1-42 позиции занимают страны с очень высоким уровнем ИРЧП. В этой группе страны -члены СНГ отсутствуют
2. 43-85 позиции занимают страны с высоким уровнем ИРЧП
Рейтинг среди стран-членов СНГ Рейтинг среди стран мира Страна ИРЧП
1 61 Беларусь 0,732
2 65 Россия 0,719
3 66 Казахстан 0,714
4 67 Азербайджан 0,713
5 69 Украина 0,71
6 74 Грузия 0,698
7 76 Армения 0,695
3. 86-127 позиции занимают страны со средним уровнем ИРЧП
8 87 Туркменистан 0,669
9 99 Молдова 0,623
10 102 Узбекистан 0,617
11 109 Кыргызстан 0,598
12 112 Таджикистан 0,580
4. 128-169 позиции занимают страны с низким уровнем ИРЧП, среди них нет стран - членов СНГ
Очень важным для характеристики социально-экономического развития стран мира, в т. ч. и стран - членов СНГ, является Всемирный индекс счастья. Он показывает эффективность использования и сложения природных богатств в счастливую жизнь своих граждан. При его расчете используются три показателя: 1) воздействие человека на природу («экологический след»); 2) продолжительность жизни; 3) удовлетворенность
жизнью.
Интересно отметить, что чем больше индекс счастья, тем страна затрачивает меньше средств (ресурсов) для обеспечения благополучной жизни своего населения. Например. для того чтобы граждане США были удовлетворены своей жизнью, необходимо огромное количество ресурсов, соответственно, эта развитая страна имеет низкий всемирный индекс счастья (табл. 4).
Данные табл. 4 показывают, что самый высокий индекс счастья среди 143 стран мира в 2009 г. имели Коста-Рика (76,12) и самый низкий - Зимбабве (16,59); среди же стран - членов СНГ самый высокий - Молдова (54,08), самый низкий - Россия (34,47). Тот факт, что в России самый низкий индекс счастья, свидетельствует о том, что эффективность использования природных ресурсов для счастья своих граждан чрезвычайно низка. Правительству России необходимо особо обратить внимание на этот индекс.
В формирующейся новой модели экономики основным фактором социально-экономического развития становится человек. В связи с этим приоритетной, первостепенной целью долгосрочного социально-экономического развития в период ее становления правильнее было бы считать улучшение качества жизни человека.
Качество жизни - это система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, полноту удовлетворения всего комплекса их потребностей и интересов.
Улучшение качества жизни - это увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья. Компонентами качества жизни являются и образ жизни, и уровень жизни (благосостояние), и окружающая среда, и уровень культуры, и личная и национальная безопасность, и наличие политиче-
ских и экономических свобод, и удовлетворенность не только своей личной жизнью, но и положение в стране и в мире, которое отражается на самочувствии людей. Поэтому качество жизни чрезвычайно широкое, многоаспектное и многогранное понятие, несравненно более широкое, чем уровень жизни и уровень благосостояния. Оно охватывает все сферы общества: трудовую жизнь, сферу развития способностей; семейную жизнь, быт и поддержание здоровья, жизнь нетрудоспособных, досуг, жизнь в экстремальных экономических ситуациях, заботу о будущем и т. д.
Качество жизни зависит как от уровня социально-экономического развития страны, так и от самого человека, ибо и небогатый человек может обеспечить своим трудом более высокое качество жизни за счет чистоты, порядка, рационального ведения домашнего хозяйства, постоянного повышения своей квалификации, знаний, умения выгодно продать свою рабочую силу. Следовательно, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную.
Каждое сообщество разрабатывает это понятие самостоятельно, исходя из своих взглядов. Во многих странах идея качества жизни объявлена национальной идеей.
Существуют два подхода к познанию качества жизни: интегральный и частный. Интегральный подход использует объективные оценки на основе официальных статистических данных и субъективные оценки на основе мнения населения (разного рода опросы).
Индекс качества жизни, разработанный компанией Economist Intelligence Unit, основывается на методологии, которая связывает результаты исследований по субъективной оценке жизни в странах с объективными детерминантами качества жизни в этих странах. Для определения оценки страны используются следующие 9 факторов качества жизни:
1) здоровье, ожидаемая продолжительность жизни в годах;
2) семейная жизнь, уровень разводов (на 1 тыс. человек);
3) общественная жизнь, уровень посещаемости церкви или профсоюзного членства;
4) материальное благополучие, ВВП на душу населения, паритет покупательной способности;
5) политическая стабильность и безопасность (по рейтингам);
6) климат и география, широта для различения холодных и жарких климатов;
7) гарантии работы, уровень безработицы;
8) политическая свобода;
9) гендерное равенство, определяемое путем деления средней зарплаты мужчин на зарплату женщин (табл. 5).
Таблица 4
Рейтинг стран СНГ в порядке уменьшения всемирного рейтинга счастья 2009 г.
Рейтинг среди стран СНГ Среди стран мира Страна Индекс счастья
1 32 Молдова 54,08
2 34 Таджикистан 53,48
3 45 Узбекистан 50,07
4 48 Армения 48,28
5 61 Киргизия 47,09
6 72 Грузия 43,60
7 85 Азербайджан 41,21
8 91 Казахстан 38,54
9 95 Украина 38,07
10 104 Беларусь 35,67
11 108 Россия 34,47
Для сравнения:
1 Коста-Рика 76,12
20 Китай 57,11
35 Индия 53,03
51 Германия 48,07
74 Великобритания 43,31
75 Япония 43,25
106 Монголия 34,95
114 США 30,73
143 Зимбабве 16,59
Источник: Таблица составлена по данным Всемирного индекса счастья. Режим доступа: priroda.su/item/1579.
Таблица 5
Индекс качества жизни от Economist Intelligence Unit 2005 г. в странах - членах СНГ
Место по странам СНГ Место по странам мира Страна Оценка по качеству жизни
1 85 Армения 5,422
2 86 Азербайджан 5,377
3 87 Грузия 5,365
4 96 Казахстан 5,082
5 98 Украина 5,032
6 99 Молдавия 5,009
7 100 Белоруссия 4,978
8 102 Туркмения 4,87
9 103 Киргизия 4,846
10 105 Россия 4,796
11 106 Узбекистан 4,767
12 107 Таджикистан 4,754
Для сравнения:
1 Ирландия 8,333
13 США 7,615
21 Китайская республика 7,259
26 Германия 7,048
111 Зимбабве 3,892
Источник: таблица составлена по Индексу качества жизни (2005). Режим доступа: http://ru.wykipedia.drg.
машнем хозяйстве; ущерб, наносимый производством природным ресурсам и окружающей среде; игнорирует ценность свободного времени для человека и т. д.
В рейтинге национального дохода на душу населения, исчисляемого ежегодно Всемирным банком, выделяются страны с высоким уровнем дохода на душу населения (от 12196 долл. и выше), с уровнем дохода выше среднего (от 3946 до 12195 долл.), с уровнем дохода ниже среднего (от 996 до 3945 долл.) и страны с низким уровнем дохода на душу населения (от 995 долл. и ниже) (табл. 6).
Данные таблицы 6 показывают, что в России самый высокий уровень дохода на душу населения (9370 среди стран СНГ, к сожалению, в мире она занимает лишь 76 место из 213 стран мира и чрезвычайно далека от Монако (203900 долл.), занимающей 1 место в мировой экономике, США (47240 долл.) и Германии (42560 долл.). К странам с доходом выше среднего на душу населения относятся Казахстан (6740 долл.), Беларусь (5540 долл.), Азербайджан (4840 долл.), а с низким уровнем душевого дохода - Киргизия (870 долл.) и Таджикистан (700 долл.), хотя это и не самые худшие показатели в мире -Бурунди (150 долл. в год).
Таблица 6
Рейтинговая таблица: страны СНГ по размеру валового национального дохода (ВНД) на душу населения 2009-2010 гг.
Рейтинг среди стран СНГ Рейтинг среди стран мира Страна ВНД (долл.) на душу населения
Страны со средним уровнем дохода на душу населения (выше среднего)
1 76 Российская Федерация 9370
2 90 Казахстан 6740
3 100 Беларусь 5540
4 107 Азербайджан 4840
Страны со средним уровнем дохода на душу населения (ниже среднего)
5 126 Туркменистан 3420
6 131 Армения 3100
7 135 Украина 2800
8 139 Грузия 2530
9 156 Молдова 1590
10 166 Узбекистан 1100
Страны с низким уровнем дохода на душу населения
11 178 Киргизия 8700
12 182 Таджикистан 7000
Для сравнения:
1 Монако 203900
17 США 47240
27 Германия 42560
213 Бурунди 150
Данные табл. 5 свидетельствуют о том, что самый высокий уровень качества жизни среди стран СНГ имеет Армения (5,422), он далек от качества жизни Ирландии (8,333), которая находится на 1-м месте среди стран мира, США (13 место; 7,615) и даже Китая (26 место; 7,259), но также далек и от самого низкого качества жизни в Зимбабве, занимающей последнее (111) место в данном рейтинге. К сожалению, последние 3 места по качеству жизни среди стран СНГ занимают Россия (4,796), Узбекистан (4,767) и Таджикистан (4,754).
Качество жизни людей во многом зависит от величины валового национального дохода (ВНД) на душу населения.
Валовой национальный доход - это совокупная ценность всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории государства (т. е. ВВП), плюс доходы, полученные гражданами из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами. ВНД на душу населения - это ВНД, деленный на численность населения страны. Этот показатель является приблизительной мерой благосостояния народа страны, ибо не показывает насколько равномерно распределяются доходы между гражданами страны, не учитывает: неоплачиваемую работу в до-
Успехи в социально-экономическом развитии во многом зависят от силы или слабости государств. Американский исследовательский центр Brookings Institution опубликовал рейтинг слабости государств в развивающемся мире (140 стран, в т. ч. и России).
По некоторым оценкам специалистов, сегодня более 2 млрд человек живут в нестабильных государствах, балансирующих на грани экономического и политического кризиса или деградации институтов власти. Согласно рейтингу слабости государств выделяются особо:
- «обанкротившиеся государства» (Афганистан, Сомали, Конго);
- «критически слабые государства» (Ирак, Северная Корея, ряд стран Африки);
- слабые государства (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Пакистан, Венесуэла, Камбоджа, Лаос и др.);
- государства, требующие внимания (Россия, Беларусь, Кыргызстан, Азербайджан, Китай, Индия, Индонезия, Египет и др.);
- «достаточно устойчивые государства» (Молдова, Украина, Казахстан, Грузия, Армения, Латвия и Литва).
Из стран СНГ наихудшая ситуация сложилась в Туркменистане и Узбекистане, занявших 35 и 36 места. Самыми сильными оказались Украина (107 место) и Армения (105 место). По мнению авторов рейтинга, Россия находится на 65 месте (из 141 стран мира) в унизительном числе наиболее худших государств - из-за вооруженного кон-
фликта в Чечне, ограничений политических свобод и прав человека и будто бы жить в России опаснее, чем в Зимбабве (6,81 балла), стране, находящейся по ряду рейтингов на последнем месте или Сомали - «стране без правительства», в которой гражданская война идет с 1991 г., отсутствуют атрибуты централизованной власти, единая валюта, которая возглавляет все возможные международные рейтинги неблагополучия [4-6].
Итак, анализ важнейших рейтингов социально-экономического развития стран СНГ показывает, что эти страны чрезвычайно разнятся по уровню развития, они имеют небольшое количество «точек соприкосновения». После того, как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнерам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов - низких цен на газ и нефть. Как отмечают некоторые СМИ, в 2006 г. скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан с нарастанием центробежных процессов в СНГ, с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдовой, Украиной - с другой и особенно резким обострением отношений между Россией и Грузией. По словам В. Путина, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран и в настоящее время СНГ выполняет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экологического характера».
Таблица 7
Мировой рейтинг «слабости» государств - стран СНГ 2008 г.
Место среди стран СНГ Место среди 141 страны мира Страна Общая оценка Эконо- мика Полити- ка Безопас- ность Социальное обеспечение ВНД на человека
1 35 Туркменистан 5,27 5,05 1,40 7,88 6,75 1700
2 36 Узбекистан 5,30 5,20 1,78 6,66 7,54 610
3 42 Таджикистан 5,35 6,18 3,03 6,39 5,82 390
4 65 Россия 6,20 7,14 3,81 4,83 9,04 5780
5 73 Кыргызстан 6,39 6,27 3,62 7,53 8,14 490
6 80 Азербайджан 6,54 7,85 3,36 7,06 7,89 1850
7 81 Беларусь 6,63 6,57 2,31 8,24 9,41 3380
8 88 Молдова 6,89 6,41 4,69 7,93 8,54 1100
9 89 Казахстан 6,92 7,43 3,59 8,33 8,31 3790
10 90 Грузия 6,99 6,58 5,66 7,15 8,58 1560
11 105 Армения 7,34 7,97 4,73 8,23 8,44 1930
12 107 Украина 7,38 6,92 5,34 7,90 9,34 1950
Источник: Таблица составлена по данным Мирового рейтинга слабости государств (2008). Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/state/2008/03/19/1639/
При этом очень важно для нас правильно оценивать возможности позиционирования России в условиях новой экономической реальности. В недавно опубликованной Программе народных инициатив от имени Общероссийского народного фронта (ОНФ) говорится о приоритете европейского вектора развития в сочетании с Евразийским союзом, т. е. предлагается новая консенсусная позиция двух лидеров (Д. А. Медведева и В.В. Путина).
Сегодня же Россия снова вырывается в лидеры по продаже зерна за границу. Первое место в мировых рейтингах Россия занимает по разведанным запасам (32 % мировых запасов) и продаже за границу природного газа, по запасам леса, по физическому объему экспорта и запасам алмазов (60 % мировых запасов), по разведовательным запасам серебра (10,5 % от мировых), по экспорту алюминия и никеля (вывозится 70 % металлов). Второе место - по добыче и продаже за рубеж нефти (добываем 9,4 млн барр./сутки, экспортируем 7 млн барр./сутки). Третье место - по золотовалютным запасам (в золоте, долларах и евро РФ держит более 500 млрд. долл. резервов); по числу богатых семей (561
домохозяйство в РФ имеет доход выше 100 млн долл. в год).
Так что Россия не может не вызывать интерес у большинства стран мира и имеет определенные шансы для своего возрождения как великой державы, как в составе СНГ, так и в составе Евроазиатского сообщества.
1. Журавлева Г.П., Смагина В.В. Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования / Вольное экономическое общество России. Тамбовское региональное отделение. М., 2008.
2. Новая Россия в мире перемен: монография / колл. авт., авт. проекта Г.П. Журавлева. Москва; Тамбов, 2010.
3. Россия в глобализирующемся мире / под общ. ред. чл.-корр. РАН Р. С. Гринберга, засл. деят. науки РФ, док. экон. наук, проф. Г.П. Журавлевой. М., 2009.
4. URL: http://ru.wykipedia.drg
5. URL: http://ratings/global-competitiveness-index/ info
6. URL: http//:ratings/knowledge-economy-index. Поступила в редакцию 2.11.2G11 г.
UDC 332.1
COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES - 20 YEARS
Galina Petrovna ZHURAVLEVA, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Honored Scientist of Russian Federation, Head of scientific school “Economic Theory”, e-mail: [email protected]
Viktoria Igorevna SMAGINA, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russian Federation, Post-graduate Student of Economic Theory Department, e-mail: [email protected]
The modern world of the 21st century is characterized by complexity, multivariance and uncertainty of development, for example, about the prospects for global growth in general consumer demand for oil, debt resolution, demographic, environmental, moral, and many other problems. All this is in the context of globalization, which has a mass of indisputable advantages, contradictions, and even imperfections.
Key words: globalization; structural shift; innovation; conditions; socio-economic situation.