Е. Логинова, канд. экон. наук, доц.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ СТРАН СНГ
Использование Интернета в экономической деятельности не только повышает конкурентоспособность отдельных национальных экономик, но и способствует их интеграции в единое информационное пространство. В данной статье рассмотрены возможности и перспективы интеграционных процессов стран СНГ, базирующиеся на основе сетевого взаимодействия экономических субъектов этих стран.
Using the Internet in economic activity not only improves the competitiveness of individual national economies, but also promotes their integration into a single information space. This article discusses the possibilities and prospects of the integration process of the CIS, is based on network cooperation of economic agents in these countries.
Технический и технологический прогресс в области информатизации и телекоммуникации способствовал формированию специфичной виртуальной среды - сетевого информационного пространства, в рамках которого осуществляются взаимодействия между людьми, в том числе, взаимодействия и экономические. Отличительными чертами данного пространства являются:
S отсутствие географических границ;
S возможность общения "всех со всеми";
S заключение контрактов и соглашений в режиме реального времени.
Основой для формирования сетевого информационного пространства послужила глобальная компьютерная сеть Интернет, которая к 30 июню 2010 г. насчитывала около двух миллиардов пользователей, что составило почти 29 % населения [6]. Согласно прогнозам Forrester Research, Inc., к 2013 г. глобальная интернет-аудитория достигнет 2,2 млрд. и составит 32 % от всего населения земного шара [2].
"Интернет выглядит воистину глобальной средой, -отмечает Д. Л. Спар, - его связи незаметно пересекают границы, соединяют граждан и рынки новыми интригующими путями и разрушают привычные понятия национальных границ. Продолжая тенденцию, ставшую возможной благодаря телефонам, факсам и спутниковым тарелкам, Интернет обещает предоставлять информацию во все уголки земного шара. Достаточно дешево, без особых технических сложностей Интернет дает возможность получать пользователям любую информацию, которую они могут найти, и связывать ее поставщиков с потенциальными потребителями с такой скоростью и легкостью, которую они не могли раньше предоставить" [3, C. 51].
Развитие глобальной Сети Интернет способствовало становлению всеохватывающей электронной среды для экономической деятельности, в рамках которой множество домашних хозяйств и/или организаций, находящихся в различных точках мирового пространства, могут контактировать друг с другом по поводу совместной деятельности.
Интернет способствует объединению миллионов людей и сотни стран, сокращению географических расстояний и ликвидации преград для общения в различных областях науки, культуры и образования, что формирует основу для усиления интеграционных процессов в мировом экономическом сообществе.
Не остались в стороне от "интернетизации" экономических взаимодействий и страны, входящие в состав Содружества независимых государств, что в значительной степени способствует более интенсивному обмену информации между экономическими субъектами как внутри СНГ, так и в рамках всего мирового сообщества, возникновению новых возможностей для успешной интеграции стран СНГ в сетевое экономическое пространство, позволяющей им объединить свои усилия для формирования конкурентных преимуществ на мировом рынке.
Несмотря на наличие значительного количества факторов, обуславливающих процесс интеграции в СНГ, а именно, сложившееся еще в СССР разделение труда, которое за два десятилетия невозможно полностью изменить, длительное совместное проживание народов в пределах одного государства, технологическая взаимозависимость предприятий, строившихся по общим стандартам и единые технические нормы, место, отведенное бывшим республикам СССР в мировом экономическом сообществе [1], тем не менее, данный регион мира характеризуется значительным неравенством в уровне доходов, географии и размеров стран, в степени использования достижений современного научно-технического прогресса, в том числе, возможностей, предоставляемых Интернет.
Для того, чтобы определить возможности взаимодействия субъектов экономик стран СНГ, предоставляемые глобальной Сетью Интернет, необходимо выявить особенности коммуникативного процесса, опосредованного Интернет. К числу таких особенностей относятся:
S коммуникации имеют интерактивный характер;
S модель коммуникации, осуществляемой посредством Интернет является многофункциональной, позволяющей в режиме реального времени реализовать широкий диапазон экономических взаимодействий -"один к одному", "один ко многим" и "многие ко многим";
S возможность осуществления контроля над поиском и получением информации позволяет экономическим субъектам играть активную роль в коммуникационном процессе;
S возможность заключения сделок без посредников в режимах off- и on-line;
S осуществление обратной связи в режиме on-line;
S нелинейный поиск информации, обусловленный гипермедийным способом ее предоставления [5].
Могут осуществлять коммуникации посредством Интернет (сетевые взаимодействия) следующие типы субъектов:
S граждане одного государства, осуществляющие свои потребительские функции (С2С);
S граждане различных государств (FC2FC);
S представители бизнеса одного государства (В2В);
S представители бизнеса различных государств (FB2FB);
S представители бизнеса и потребители одного государства (В2С);
S представители бизнеса и потребители различных государств (FB2FC);
S государственные органы власти и граждане государства (С2А);
S государственные органы власти и представители бизнеса - резиденты (В2А);
S государственные органы власти и представители бизнеса - нерезиденты (FB2FA);
S органы власти различных государств (FA2FA).
Механизм взаимодействия указанных субъектов можно представить в виде схемы (рис. 1).
© Логинова Е., 2010
Рис. 1. Механизм сетевых взаимодействий
Указанные на рис. 1 взаимодействия в значительной мере оптимизируют связи между экономическими субъектами различных стран, способствуя их интеграции в единое экономическое пространство, но для того, чтобы эти связи стали реальностью, необходимо, чтобы субъекты были к ним готовы. Степень готовности к сетевым экономическим взаимодействиям определяется уровнем развития информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) и динамикой роста пользователей Интернет в каждой отдельной стране.
Из всех стран, входящих в состав СНГ, лишь Россия входит в первую двадцатку стран по количеству пользователей Интернет, занимая в этом рейтинге, на наш взгляд, почетное 8 место [6]. В целом же по СНГ к концу 2008 г. насчитывалось 70,3 млн. пользователей, что составило лишь 4 % от всех пользователей в мире [4, с. 11].
Несмотря на незначительную долю пользователей в рамках мирового сообщества, страны СНГ показывают темпы роста количества пользователей, превышающие среднемировые (рис.2).
30
25
20
15
10
5
СНГ
Мир
Рис. 2. Проникновение пользователей Интернета в СНГ и мире [4, С. 12]
Однако следует отметить, что в основном прирост осуществлялся за счет таких стран, как Россия, Белоруссия, Украина и Молдова (рис. 3).
До сих пор в странах СНГ н распространение скоростного широкополосного доступа к Интернет остается на низком уровне, что, с одной стороны, значительно сокращает возможности использования информационных ресурсов в этих странах, но, с другой стороны создает большой потенциал для будущего роста. Так, к концу 2008 г. на территории СНГ проникновение фиксированных и подвижных широкополосных услуг составил соответственно 4,7 и 0,9 % (для сравнения, в соседней Европе проникновение широкополосного доступа составляет свыше 20 %) [4, С. 17].
Создает ограничение в использовании возможностей сетевого взаимодействия экономических субъектов, предоставляемых Интернет, низкая скорость загрузки информации и передачи данных в большинстве стран СНГ. В соответствии с данными службы Бреес1-test.net в 2010 г. лишь Молдова вошла в десятку стран с высокой скоростью передачи данных (табл. 1) [7].
Еще одним фактором, сдерживающим использование Интернет-ресурсов в экономической деятельности, является высокая стоимость подключения услуг, характерная для большинства стран СНГ. Цены варьируются от 13,9 долл. США в России до 84,5 долл. сШа в Азербайджане. Данные, характеризующие долю затрат на подключение к Интернет в ежемесячном ВНД, рассчитанном на душу населения, представлены в табл.2 [4, С. 36].
Узбекистан
Украина
Туркменистан
Таджикистан
0
5
10
15
20
25
30
35
Рис. 3. Численность пользователей Интернет в странах СНГ на 100 жителей (2003-2008 гг.) [4, С. 60] Таблица 1. Рейтинг стран по скорости загрузки и передачи данных, 2010 г.
Страна Место в мировом рейтинге загрузки данных Место в мировом рейтинге передачи данных
Молдова 6 9
Кыргызстан 18 11
Россия 26 15
Украина 24 17
Казахстан 43 32
Беларусь 71 45
Азербайджан 82 59
Армения 87 58
Таблица 2. Затраты на подключение к Интернету в 2008 г.
Страна Затраты, % ВНД на душу населения ВНД на душу населения, долл. США
Россия 2,2 7560
Украина 9,8 2550
Армения 17,8 2640
Молдова 22,1 1260
Азербайджан 39,8 2550
К числу факторов, определяющих возможности интеграции стран на основе сетевых взаимодействий, относится их готовность к электронному правительству. В январе 2010 г. был опубликован подводимый Департаментом по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций рейтинг готовности стран к использованию технологий электронного правительства, состоящий из трех подиндексов: индекса развития человеческого капитала, инде-
кса состояния ИКТ-инфраструктуры и индекса онлайновых государственных услуг (веб-присутствия). К сожалению, практически по всем анализируемым в данном рейтинге индексам страны СНГ значительно уступают лидеру - Республике Корее, но вносит некоторую долю оптимизма то, что все они в три и более раза превосходят аутсайдера - Нигерию. Как показывают результаты рейтинга ООН, самым слабым звеном в странах сНг является количество и качество предоставляемых государством онлайн-услуг, достаточно же сильны позиции - в области развития человеческого капитала, что, естественно, необходимо использовать в формировании более эффективной модели экономического развития.
Данные табл. 3 позволяют выделить трех явных лидеров и трех аутсайдеров в рамках СНГ - это, соответственно: Казахстан, Украина, Россия и Армения, Таджикистан, Туркменистан. Подобная дифференциация стран, естественно, является серьезным препятствием для эффективного процесса их интеграции на основе интернетизации. Но, на наш взгляд, Интернет предоставляет весьма широкие возможности, особенно учитывая практически отсутствующие языковые барьеры между странами СНГ, для развития конкурентной инновационной экономики в каждой стране в отдельности именно за счет их интеграции в единое сетевое экономическое пространство.
Таблица 3. Рейтинг готовности стран к электронному правительству [8]
Ранг Страна Общий индекс Индекс онлайновых государственных услуг Индекс состояния ИКТ-инфраструктуры Индекс развития человеческого капитала
1 Республика Корея 0,8785 0,3400 0,2109 0,3277
4б Казахстан 0,5578 0,1792 0,0593 0,3194
54 Украина 0,5181 0,1177 0,0821 0,3184
59 Россия 0,513б 0,1123 0,0913 0,3101
б4 Беларусь 0,4900 0,1025 0,0б87 0,3188
80 Молдова 0,4б11 0,1004 0,0б38 0,2970
83 Азербайджан 0,4571 0,1101 0,0439 0,3031
87 Узбекистан 0,4498 0,1284 0,0282 0,2931
91 Кыргызстан 0,4417 0,1079 0,0303 0,3035
110 Армения 0,4025 0,0594 0,0422 0,3009
122 Таджикистан 0,3477 0,0302 0,0203 0,2972
130 Туркменистан 0,322б 0,0097 0,0137 0,2992
183 Нигерия 0,1098 0,0130 0,0038 0,0930
В целом, проанализировав степень интернетизации экономики в СНГ, можно сделать вывод о неравномерности протекания этого процесса в странах-участницах, что способствует возникновению между ними цифрового неравенства. Данная проблема обусловлена еще и тем, что хотя государства стремятся к использованию достижений ИКТ, однако в большинстве случаев формирование основ сетевой экономики находится лишь на стадии становления. Этому, к сожалению, до сих пор препятствуют несовершенство законодательной базы (законодательство практически не позволяет пользоваться многими услугами, оказываемыми с помощью ИКТ), низкая материальная база, в основе которой лежит степень развитости ИКТ-инфраструктуры (достаточно хорошо оснащены компьютерами и активно используют Интернет и интерактивные сервисы органы власти далеко не всех стран). Что же касается числа компьютеров у населения, то оно постоянно растет, но по-прежнему не достигает значительного числа, и количество Интернет-пользователей в значительной степени дифференцировано по отдельным странам, а также низкая компьютерная грамотность населения и работников органов власти (хотя в среднем население имеет достаточно высокий уровень образования, к тому же в структуре населения высока доля студентов ученых и специалистов в области ИКТ, тем не менее,
средний уровень информационной грамотности остается низким. Более того, выявляется низкий уровень мотивации и заинтересованности в его повышении.
Внедрение информационных технологий в жизнедеятельность общества, безусловно, вызывает достаточное количество проблем, но оно необходимо, поскольку только расширение использования ИКТ поможет уйти странам СНГ от модели "сырьевой экономики", задействовав имеющийся высокий технологический, промышленный и человеческий потенциал.
1. Бельчук А.И. Есть ли перспективы у СНГ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/jest_li_perspektivy_ u_sng_2008-04-29.htm. 2.Количество пользователей сети Интернет по всему [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ctnews.ru/ blogs/2009/09/433/. 3.Коняев С. Н. Реальная виртуальность: границы наблюдателя в информационных пространствах искусственно созданных миров. Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ. 2000. С. 51. 4.Статистические профили информационного общества 2009 год СНГ (Содружество независимых государств). International Telecommunication Union. Place des Nations. CY-1211, Geneva, Switzerland. 2009. С. 11. 5.Успенский И.В. Интернет-маркетинг. СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m80/3.htm. 6.Internet Users - Top 20 Countries -Internet Usage [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.internetworldstats.com/top20.htm. 7.Top Countries Ranked by Speed [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.speedtest.net/ index.php. 8.United Nations E-Government Survey 2010 // http://www2.unpan.org/ egovkb/global_reports/10report.htm.
Надійшла до редколегії 1S.08.2010
О. Приказюк, канд. екон. наук
ФІНАНСУВАННЯ СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКИХ ТОВАРОВИРОБНИКІВ В УМОВАХ КРИЗИ
Досліджено вплив фінансової кризи на розвиток аграрної галузі. Розроблено пропозиції щодо удосконалення джерел фінансування сільськогосподарських товаровиробників України в умовах кризи.
The influencing of financial crisis on development of agrarian industry is investigated. The proposals that may enhance sourcings agricultural commodity producers in Ukraine in conditions of financial crisis are developed.
Сприятливі природно-кліматичні умови, забезпече- визначають спроможність України займати провідну
ність родючими ґрунтами та геостратегічне положення позицію на міжнародному продовольчому ринку.
© Приказюк О., 2010