Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие Содружества Независимых государств'

Социально-экономическое развитие Содружества Независимых государств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5677
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RANKING THE STATE''S WEAKNESS / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / СНГ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН СНГ / ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ / ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ИНДЕКС ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ВСЕМИРНЫЙ РЕЙТИНГ СЧАСТЬЯ / ИНДЕКС КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / РЕЙТИНГ СЛАБОСТИ ГОСУДАРСТВ / РЕЙТИНГ СТРАН СНГ / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / CIS / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CIS COUNTRIES / THE RESURGENCE OF RUSSIA / GLOBAL COMPETITIVENESS INDEX / AN INDEX OF THE KNOWLEDGE ECONOMY / HUMAN DEVELOPMENT INDEX / A GLOBAL RATING OF HAPPINESS / QUALITY OF LIFE INDEX / THE RATING OF THE CIS COUNTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Галина Петровна

Проанализированы мировые рейтинги социально-экономического развития стран–членов СНГ. Показано, по каким причинам эти страны разнятся по уровню развития, почему они имеют небольшое количество точек соприкосновения. Отмечено, что как только Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнерам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов – низких цен на газ и нефть. Сделан вывод, что в условиях новой экономической реальности Россия должна использовать все шансы, чтобы быть государством-лидером в составе СНГ и ЕвразЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Журавлева Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic development of the Commonwealth of Independent States

The author analyzed global ratings of social and economic development of the countries of the CIS. She gave the reasons why do these countries differ in terms of development, why do they have a small amount of common ground. It is noted that as soon as Russia moved to market prices for gas supplied by CIS partners, the Commonwealth had lost one of the unifying factors low gas prices and oil prices. It is concluded that in the new economic reality of Russia should use every chance to be a state leader in the CIS and EurAsEC.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие Содружества Независимых государств»

Социально-экономическое развитие Содружества

Независимых Государств (СНГ)

Г.П. Журавлева

Проанализированы мировые рейтинги социально-экономического развития стран-членов СНГ. Показано, по каким причинам эти страны разнятся по уровню развития, почему они имеют небольшое количество точек соприкосновения. Отмечено, что как только Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнерам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов - низких цен на газ и нефть. Сделан вывод, что в условиях новой экономической реальности Россия должна использовать все шансы, чтобы быть государством-лидером в составе СНГ и ЕвразЭС.

Ключевые слова: Содружество Независимых Государств, СНГ, социально-экономическое развитие стран СНГ, возрождение России, индекс глобальной конкурентоспособности, индекс экономики знаний, индекс развития человеческого потенциала, всемирный рейтинг счастья, индекс качества жизни, рейтинг слабости государств, рейтинг стран СНГ.

Содружество Независимых Государств (СНГ) представляет собой международную региональную организацию, созданную на основе международного договора рядом стран на территории бывшего СССР и призванную регулировать отношения сотрудничества между этими странами.

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путем подписания 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Беловежская Пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», получившего краткое наименование «Беловежское соглашение». В этом документе подчеркивалось, что Советский Союз (СССР) прекращал свое существование как субъект международного права. Но, учитывая историческую общность народов, проживающих на этой территории, тесные связи (культурные, экономические и др.), стремление к демократическому правовому государству, желание развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета бывших союзных республик, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

10 декабря 1991 г. соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, 12 декабря - Верховным Советом России, нарушая статью 104 Конституции РСФСР, согласно которой ратификация такого документа находилась в компетенции только Съезда народных депутатов России.

21 декабря 1991 г. была подписана Алма-Атинская декларация главами 11 бывших союзных республик - Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины, в которой излагались цели и принципы СНГ. Этот доку-

мент завершил процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, были Азербайджан (24.09.1993), Молдавия (08.04.1994), в 1993 г. действительным членом стала Грузия, которая в 2008 г. вышла из Содружества.

На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

• Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую вошли Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан;

• Евразийское экономическое сообщество (ЕвразЭС) - Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан;

• Центрально-азиатское сотрудничество (ЦАС) - Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан (упразднено фактически 06.10.2005);

• Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР;

• Единое экономическое пространство (ЕЭП) - Беларусь, Казахстан, Россия;

• другие договоренности.

Почти во всех этих организациях Россия де-факто выступает в роли лидирующей силы.

Двадцатилетие существования СНГ свидетельствует о наличии ряда противоречий и проблем между странами-членами Содружества, и все-таки при решении задач коренного улучшении социально-экономической ситуации в стране, альтернативы инновационному пути развития экономик этих стран нет.

Инновации немыслимы без конкуренции, создание конкурентной среды и благоприятного инвестиционного климата представляется одним из важнейших условий инновационного развития. Одним из авторитетных международных рейтингов конкурентоспособности, учитывающих инновационные факторы развития, является индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) Всемирного экономического форума (World Economic Forum). В него интегрирована концепция стадий конкурентного развития стран М. Портера. Согласно данному подходу, на первой стадии развития (факторо-ориентированной) экономический рост зависит от базовых факторов (инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здравоохранение, начальное образование), а страны конкурируют за счет обеспеченности ресурсами (в основном неквалифицированной рабочей силы и природными ископаемыми). На следующей стадии конкурентоспособность определяется эффективностью использования имеющихся факторов (уровень высшего образования, эффективность товарных рынков и рынков труда, развитость финансового рынка, технологическая готовность, размеры рынка). При

переходе стран на третью стадию, зависящую от инноваций, конкуренция осуществляется за счет новых технологий и уникальной продукции.

Важнейшими факторами инноваций согласно подходу Всемирного экономического форума являются: качество научно-исследовательских институтов, расходы компаний на исследования и разработки, университетско-производственное научное сотрудничество, квалификация ученых и инженеров, количество патентов, защита интеллектуальной собственности, развитие информационно-коммуникационных технологий.

Положение стран-членов СНГ в этом процессе характеризует Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, охватывающий анализ экономики 142 стран мира (табл. 1).

Таблица 1

Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности стран СНГ, 2011-2012 гг.

Страны Индекс глобальной конкурентоспособности, 2011-2012 гг. Индекс глобальной конкурентоспособности, 2010-2011 гг. Изменение позиций, 2010-2011 гг.

Рейтинг среди стран СНГ Рейтинг среди стран мира Оценка Рейтинг (место)

Азербай- 1 55 4,31 57 2

джан

Россия 2 66 4,21 63 -3

Казахстан 3 72 4,18 72 0

Украина 4 82 4,0 89 7

Армения 5 92 3,89 98 6

Молдова 6 93 3,89 94 1

Таджики- 7 105 3,77 116 11

стан

Кыргыз- 8 126 3,45 121 -5

стан

Источник: Таблица составлена по данным рейтинга глобальной конкурентоспособности в 2011-2012 гг. Режим доступа: Шр://га1т§8/§1оЬа1-сотре1:11:1уепе88-тёеХШо

В настоящей таблице индекс глобальной конкуренции составлен из 113 переменных, которые объединены в 12 контрольных показателей, характеризующих национальную конкурентоспособность стран, находящихся на разных уровнях развития:

1. качество институтов;

2. инфраструктура;

3. макроэкономическая стабильность;

4. здоровье и начальное образование;

5. высшее образование и профессиональная подготовка;

6. эффективность рынков товаров и услуг;

7. эффективность рынка труда;

8. развитость финансового рынка;

9. уровень технологического развития;

10.размер внутреннего рынка;

11.конкурентоспособность компаний;

12. инновационный потенциал.

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что конкурентоспособность у стран-членов СНГ различна. Среди них лучшие показатели - у Азербайджана (55-е место, индекс 4), причем за год он улучшил свое положение в мире на 2 позиции, повысив свою конкурентоспособность; а также у России (66-е место, индекс 4,21), но Россия снизила за год свою конкурентоспособность на 3 позиции. Худшие результаты среди стран СНГ - у Кыргызстана (126-е место, индекс 3,45) и Таджикистана (105-е место, индекс 3,77), при этом конкурентоспособность Таджикистана возросла (на 11 позиций), а Кыргызстана упала (на 5 позиций).

Готовность страны к переходу на модель развития, основанную на инновациях и знаниях, определяет также международный индекс экономики знаний. Он был разработан в 2004 г. группой Всемирного банка в рамках специальной программы «Знания для развития» для оценки способности стран создавать, принимать и распространять знания. Методология оценки продвижения стран к экономике знаний предлагает подсчет двух сводных индикаторов - индекса экономики знаний и индекса знаний.

Индекс экономики знаний - комплексный показатель, характеризующий уровень развития экономики, основанной на знаниях, в странах и регионах мира. Этот показатель помогает оценить эффективность использования страной знаний в целях ее экономического и общественного развития.

Индекс знаний - также комплексный показатель, но для оценки способности страны создавать, принимать и распространять знания. Характеризует потенциал страны или региона по отношению к экономике знаний.

Индекс экономики знаний включает анализ 109 структурных и качественных показателей, объединенных в 4 группы:

• индекс экономического и институционального режима - условия, в которых развиваются экономика и общество в целом, экономическая и правовая среда, качество регулирования и развитие бизнеса и частной инициативы, способность к эффективному использованию существующего и созданию нового знания;

• индекс образования - уровень образованности населения и наличия у него устойчивых навыков создания, распространения и использования знаний, грамотность взрослого населения, оценка и характеристика учащихся, объединенных в группы по возрасту, и т.д.;

• индекс инноваций - уровень развития национальной инновационной системы - количество инновационных компаний, исследовательских

центров, университетов, различных объединений и организаций, которые воспринимают и адаптируют глобальное знание для местных нужд, создающих новое знание, новые технологии, количество научных работников, число патентов, число и тираж научных журналов и книг; • индекс информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) -уровень развития информационной и коммуникационной инфраструктуры, которая способствует эффективному распространению и переработке информации (табл. 2).

Таблица 2

Индекс экономики знаний и его показатели в странах-членах СНГ, 2008-2009 гг. (отчет Всемирного банка, июль, 2009)

Рейтинг Рейтинг Индекс Индекс знаний Институ-

среди среди Страна эконо- циональ- Инно- Образо- ИКТ

стран СНГ стран мира мики знания ный режим вации вание

1 51 Украина 6,00 6,58 4,27 5,83 8,15 5,77

2 56 Армения 5,65 5,37 6,48 6,25 6,36 3,52

3 60 Россия 5,55 6,82 1,76 6,88 7,19 6,38

4 69 Грузия 5,21 5,15 5,36 5,22 6,46 3,78

5 71 Молдова 5,07 5,30 4,38 4,79 6,05 5,08

6 72 Казахстан 5,05 5,17 4,70 3,68 7,07 4,76

7 73 Беларусь 4,93 6,19 1,15 5,79 8,02 4,47

8 84 Кыргызстан 4,29 4,23 4,49 2,93 6,35 3,40

9 97 Азербайджан 3,83 4,05 3,18 3,64 5,01 3,49

10 104 Узбекистан 3,25 3,95 1,13 3,35 6,15 2,35

11 106 Таджикистан 3,22 3,33 2,88 2,01 5,53 2,46

Для сравнения:

1 Дания 9,52 9,49 9,61 9,49 9,78 9,2

9 США 9,02 9,02 9,04 9,47 8,74 8,83

81 Китай 4,47 4,66 3,90 5,44 4,20 4,33

Показатели по регионам

1 Западная Европа 8,76 8,78 8,71 9,27 8,29 8,87

2 Страны «Большой семерки» 8,72 8,91 8,15 9,19 8,75 8,80

3 Восточная и Центральная Азия 6,45 6,69 5,71 6,99 6,62 6,46

5 Все страны 5,95 6,19 5,21 8,11 4,24 6,22

7 Латинская Америка 5,21 5,37 4,71 5,80 5,05 5,27

Источник: Таблица составлена по рейтингу экономики знаний - 2010. Режим доступа: ИИр//:га1т§8/кпо,^ед§е-есопоту-тдех

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что стран-члены СНГ занимают с 51-го по 106-е места в рейтинге экономики знаний, причем лучшие показатели - у Украины (51-е место, индекс 6,0), Армении (56-е место, индекс 5,65), России (60-е место, индекс 5,55). Наименее развитыми оказались Узбекистан (104-е место, индекс 3,25) и Таджикистан (106-е место, индекс 3,22) -их показатели оказались ниже средних в сравнении со странами мира в целом и странами Латинской Америки в частности.

Правительства стран-членов СНГ помимо специфических мер по поддержке инноваций, образования, ИТ-индустрии могут оказывать общее воздействие на производителей путем поддержания открытой и однородной конкурентной среды на национальном рынке, чтобы обеспечить развитие экономики знаний.

В большинстве стран СНГ еще в 1998 г. был официально провозглашен инновационный путь развития. Но, несмотря на неоднократные объявления властями разного рода программ инновационного развития, не все страны стали на путь технического и технологического обновления экономики. Например, в Украине до сих пор нет такой национальной модели, которая была бы воспринята и обществом, и бизнесом для ее последовательного воплощения в жизнь.

Об имеющихся возможностях для инновационного пути развития стран-членов СНГ свидетельствует еще один авторитетный индекс - индекс развития человеческого потенциала. Он ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов.

На смену «классической» теории экономического развития, которая базировалась на показателе валового национального продукта (ВНП), когда человека рассматривали только в качестве движущей силы экономического развития, а экономический рост провозглашали главной целью общественного прогресса, пришла концепция человеческого развития.

Согласно этой концепции, развитие человека является процессом расширения спектра выбора - жить долгой и здоровой жизнью, получить образование, иметь достойный уровень жизни, иметь политическую свободу, гарантированные права и самоуважение. Данная концепция ориентирована на повышение качества жизни человека, расширение и совершенствование его возможностей во всех областях, при этом ключевыми принципами являются: социальная справедливость, устойчивость и уважение к правам человека.

Развитие человека имеет три компонента:

• благосостояние - расширение реальных свобод человека;

• расширение прав и возможностей человека действовать и получать ценные результаты;

• социальная справедливость, ее повышение, обеспечение устойчивости результатов во времени, уважение прав человека и других целей общества.

Данный индекс был разработан пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком. Он считал, что общественное развитие следует оценивать не

только по национальному доходу (НД), но также по достижениям в области здоровья и образования, которые поддаются измерению в большинстве стран. ИРЧП - это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране. Иногда его используют в качестве синонимов «качество жизни», «уровень жизни». Он измеряет достижение страны по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:

• индекс ожидаемой продолжительности жизни - здоровье и долголетие (показатель средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• индекс образования - доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и взрослого населения;

• индекс валового национального дохода - достойный уровень жизни, измеряемый величиной ВНД на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) стран-членов СНГ за 2010 г. составлен по данным Индекса развития ИРЧП стран мира 2010 г., охватывающего 169 государств (табл. 3).

Таблица 3 Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) стран-членов СНГ, 2010 г.

I. 1-42 позиции занимают страны с очень высоким уровнем ИРЧП. В этой группе страны-члены СНГ отсутствуют.

II. 43-85 позиции занимают страны с высоким уровнем ИРЧП.

Рейтинг среди стран-членов СНГ Рейтинг среди стран мира Страна ИРЧП

1 61 Беларусь 0,732

2 65 Россия 0,719

3 66 Казахстан 0,714

4 67 Азербайджан 0,713

5 69 Украина 0,71

6 74 Грузия 0,698

7 76 Армения 0,695

III. 86-127 позиции занимают страны со средним уровнем ИРЧП.

8 87 Туркменистан 0,669

9 99 Молдова 0,623

10 102 Узбекистан 0,617

11 109 Кыргызстан 0,598

12 112 Таджикистан 0,580

IV. 128-169 позиции занимают страны с низким уровнем ИРЧП, среди них нет стран-членов СНГ.

Согласно данным табл. 3, первенство на постсоветском пространстве (без прибалтийских стран) принадлежит Беларуси (1-е место) и России

(2-е место), худшие возможности имеют Кыргызстан (11-е место) и Таджикистан (12-е, последнее, место). Отрадно, что все страны-члены СНГ занимают позиции среди стран с высоким и средним уровнем ИРЧП. Следовательно, они обладают возможностями более быстрого формирования новой модели социально-экономического развития, использования инновационного пути дальнейшего развития.

Очень важным для характеристики социально-экономического развития стран мира, в том числе и стран-членов СНГ, является Всемирный индекс счастья. Он показывает эффективность использования и сложения природных богатств в счастливую жизнь своих граждан. При его расчете используются три показателя: воздействие человека на природу (экологический след), продолжительность жизни и удовлетворенность жизнью.

Интересно отметить, что чем больше индекс счастья, тем страна затрачивает меньше средств (ресурсов) для обеспечения благополучной жизни своего населения. Например, для того чтобы граждане США были удовлетворены своей жизнью, необходимо огромное количество ресурсов, соответственно - это развитая страна имеет низкий всемирный индекс счастья (табл. 4).

Таблица 4

Рейтинг стран СНГ в порядке уменьшения Всемирного рейтинга счастья, 2009 г.

Рейтинг среди стран СНГ Среди стран мира Страна Индекс счастья

1 32 Молдова 54,08

2 34 Таджикистан 53,48

3 45 Узбекистан 50,07

4 48 Армения 48,28

5 61 Киргизия 47,09

6 72 Грузия 43,60

7 85 Азербайджан 41,21

8 91 Казахстан 38,54

9 95 Украина 38,07

10 104 Беларусь 35,67

11 108 Россия 34,47

Для сравнения:

1 Коста-Рика 76,12

20 Китай 57,11

35 Индия 53,03

51 Германия 48,07

74 Великобритания 43,31

75 Япония 43,25

106 Монголия 34,95

114 США 30,73

143 Зимбабве 16,59

Источник: Таблица составлена по данным Всемирного индекса счастья. Режим доступа: priroda.su/item/1579

Данные табл. 4 показывают, что самый высокий индекс счастья среди 143 стран мира в 2009 г. имела Коста-Рика (76,12) и самый низкий - Зимбабве (16,59); среди стран-членов СНГ самый высокий - Молдова (54,08), самый низкий - Россия (34, 47). Тот факт, что в России самый низкий индекс счастья, свидетельствует о том, что эффективность использования природных ресурсов для счастья своих граждан чрезвычайно низка. Правительству России необходимо особо обратить внимание на этот индекс.

В формирующейся новой модели экономики основным фактором социально-экономического развития становится человек. В связи с этим приоритетной, первостепенной целью долгосрочного социально-экономического развития в период ее становления правильнее было бы считать улучшение качества жизни человека.

Качество жизни - это система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, полноту удовлетворения всего комплекса их потребностей и интересов.

Улучшение качества жизни - это увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья. Компонентами качества жизни являются и образ жизни, и уровень жизни (благосостояние), и окружающая среда, и уровень культуры, и личная и национальная безопасность, и наличие политических и экономических свобод, и удовлетворенность не только своей личной жизнью, но и положением в стране и мире, которое отражается на самочувствии людей. Поэтому «качество жизни» - чрезвычайно широкое, многоаспектное и многогранное понятие, несравненно более широкое, чем «уровень жизни» и «уровень благосостояния». Оно охватывает все сферы общества: трудовую жизнь, сферу развития способностей, семейную жизнь, быт и поддержание здоровья, жизнь нетрудоспособных, досуг, жизнь в экстремальных экономических ситуациях, заботу о будущем и т.д.

Качество жизни зависит как от уровня социально-экономического развития страны, так и от самого человека, ибо и небогатый человек может обеспечить своим трудом более высокое качество жизни за счет чистоты, порядка, рационального ведения домашнего хозяйства, постоянного повышения своей квалификации, знаний, умения выгодно продать свою рабочую силу. Следовательно, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную.

Каждое сообщество разрабатывает это понятие самостоятельно, исходя из своих взглядов. Во многих странах идея качества жизни объявлена национальной идеей.

Существуют два подхода к познанию качества жизни: интегральный и частный. Интегральный подход использует объективные оценки на основе официальных статистических данных и субъективные оценки на основе мнения населения (разного рода опросы). Индекс качества жизни, разработанный компанией Economist Intelligence Unit, основывается на методологии, которая

связывает результаты исследований по субъективной оценке жизни в странах с объективными детерминантами качества жизни в этих странах. Для определения оценки страны используются следующие 9 факторов качества жизни:

• здоровье, ожидаемая продолжительность жизни в годах;

• семейная жизнь, уровень разводов (на 1 тыс. человек);

• общественная жизнь, уровень посещаемости церкви или профсоюзного членства;

• материальное благополучие, ВВП на душу населения, паритет покупательной способности;

• политическая стабильность и безопасность (по рейтингам);

• климат и география, широта для различения холодных и жарких климатов;

• гарантии работы, уровень безработицы;

• политическая свобода;

• тендерное равенство, которое определяется путем деления средней зарплаты мужчин на среднюю зарплату женщин (табл. 5).

Таблица 5 Индекс качества жизни от Economist Intelligence Unit в странах-членах СНГ, 2005 г.

Место по стра- Место по стра- Страна Оценка по качеству

нам СНГ нам мира жизни

1 85 Армения 5,422

2 86 Азербайджан 5,377

3 87 Грузия 5,365

4 96 Казахстан 5,082

5 98 Украина 5,032

6 99 Молдавия 5,009

7 100 Белоруссия 4,978

8 102 Туркмения 4,87

9 103 Киргизия 4,846

10 105 Россия 4,796

11 106 Узбекистан 4,767

12 107 Таджикистан 4.754

Для сравнения:

1 Ирландия 8,333

13 США 7,615

21 Китайская Республика 7,259

26 Германия 7,048

111 Зимбабве 3,892

Источник: Таблица составлена по Индексу качества жизни - 2005. Режим доступа: http://ru.vvykipedia.drg

Данные табл. 5 свидетельствуют о том, что самый высокий уровень качества жизни среди стран СНГ имеет Армения (5,422), он далек от качества жизни Ирландии (8,333), которая находится на 1-м месте среди стран мира, США (13-е место, индекс 7,615) и даже Китая (26-е место, индекс 7,259), но также далек и от самого низкого качества жизни в Зимбабве, занимающей последнее место (111-е) в данном рейтинге. К сожалению, последние 3 места по качеству жизни среди стран СНГ занимают Россия (индекс 4,796), Узбекистан (индекс 4,767) и Таджикистан (индекс 4,754).

Качество жизни людей во многом зависит от величины валового национального дохода (ВНД) на душу населения.

Валовой национальный доход - это совокупная ценность всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории государства (т.е. ВВП), плюс доходы, полученные гражданами из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами. ВНД на душу населения - это ВНД, разделенный на численность населения страны. Этот показатель является приблизительной мерой благосостояния народа страны, ибо не показывает, насколько равномерно распределяются доходы между гражданами страны, и не учитывает неоплачиваемую работу в домашнем хозяйстве, ущерб, наносимый производством природным ресурсам и окружающей среде, игнорирует ценность свободного времени для человека и т.д.

В рейтинге национального дохода на душу населения, исчисляемого ежегодно Всемирным банком, выделяются страны с высоким уровнем дохода на душу населения (от 12 196 долл. и выше), с уровнем дохода выше среднего (от 3946 до 12 195 долл.), с уровнем дохода ниже среднего (от 996 до 3945 долл.) и страны с низким уровнем дохода на душу населения (ниже 995 долл.) (табл. 6).

Таблица 6

Рейтинг стран-членов СНГ по размеру валового национального дохода (ВНД) на душу населения, 2009-2010 гг.

Рейтинг среди стран СНГ Рейтинг среди стран мира Страна ВНД (долл.) на душу населения

1 2 4

Страны со средним уровнем дохода на душу населения (выше среднего)

1 76 Российская Федерация 9370

2 90 Казахстан 6740

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 100 Беларусь 5540

4 107 Азербайджан 4840

Страны со средним уровнем дохода на душу населения (ниже среднего)

5 126 Туркменистан 3420

6 131 Армения 3100

1 2 4

7 135 Украина 2800

8 139 Грузия 2530

9 156 Молдова 1590

10 166 Узбекистан 1100

Страны с низким уровнем дохода на душу населения

11 178 Киргизия 8700

12 182 Таджикистан 7000

Для сравнения:

1 Монако 203 900

17 США 47 240

27 Германия 42 560

213 Бурунди 150

Данные табл. 6 показывают, что в России самый высокий уровень дохода на душу населения (9370 долл.) среди стран СНГ, в мире, к сожалению, она занимает лишь 76-е место из 213 стран мира и чрезвычайно далека от Монако (203 900 долл.), занимающей 1-е место в мировой экономике, США (47 240 долл.) и Германии (42 560 долл.). К странам с доходом выше среднего на душу населения относятся Казахстан (6740 долл.), Беларусь (5540 долл.), Азербайджан (4840 долл.), а с низким уровнем душевого дохода -Киргизия (870 долл.) и Таджикистан (700 долл.), хотя это и не самые худшие показатели в мире (в Бурунди - 150 долл. в год).

Успехи социально-экономического развития во многом зависят от силы или слабости государств. Американский исследовательский центр Brookings Institution опубликовал рейтинг слабости государств в развивающемся мире (140 стран, в том числе и России). По некоторым оценкам специалистов, сегодня более 2 млрд человек живут в нестабильных государствах, балансирующих на грани экономического и политического кризиса или деградации институтов власти.

Согласно рейтингу слабости государств особо выделяются:

• обанкротившиеся государства (Афганистан, Сомали, Конго);

• критически слабые государства (Ирак, Северная Корея, ряд стран Африки);

• слабые государства (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Пакистан, Венесуэла, Камбоджа, Лаос и др.);

• государства, требующие внимания (Россия, Беларусь, Кыргызстан, Азербайджан, Китай, Индия, Индонезия, Египет и др.);

• достаточно устойчивые государства (Молдова, Украина, Казахстан, Грузия, Армения, Латвия и Литва).

Таблица 7

Мировой рейтинг слабости государств-членов СНГ, 2008 г.

Место среди стран СНГ Место среди 141 страны мира Страна Общая оценка Эко-номи-ка Политика Безопасность Социальное обеспечение ВНД на человека

1 35 Туркменистан 5,27 5,05 1,40 7,88 6,75 1700

2 36 Узбекистан 5,30 5,20 1,78 6,66 7,54 610

3 42 Таджикистан 5,35 6,18 3,03 6,39 5,82 390

4 65 Россия 6,20 7,14 3,81 4,83 9,04 5780

5 73 Кыргызстан 6,39 6,27 3,62 7,53 8,14 490

6 80 Азербайджан 6,54 7,85 3,36 7,06 7,89 1850

7 81 Беларусь 6,63 6,57 2,31 8,24 9,41 3380

8 88 Молдова 6,89 6,41 4,69 7,93 8,54 1100

9 89 Казахстан 6,92 7,43 3,59 8,33 8,31 3790

10 90 Грузия 6,99 6,58 5,66 7,15 8,58 1560

11 105 Армения 7,34 7,97 4,73 8,23 8,44 1930

12 107 Украина 7,38 6,92 5,34 7,90 9,34 1950

Источник: Таблица составлена по данным Мирового рейтинга слабости государств, 2008 год. http://gtmarket.ru/news/state/2008/03/19/1639/

Из числа стран-членов СНГ наихудшая ситуация сложилась в Туркменистане и Узбекистане, занявших 35-е и 36-е места. Самыми сильными оказались Украина (107-е место) и Армения (105-е место). По мнению авторов рейтинга, Россия находится на 65-м месте (из 141 страны мира); причины, опять-таки по мнению авторов рейтинга, столь «унизительного места» - вооруженный конфликт в Чечне, ограничение политических свобод и прав человека, будто бы жить в России опаснее, чем в Зимбабве (6,81 балла) - стране, находящейся по ряду рейтингов на последнем месте, или Сомали - «стране без правительства», в которой гражданская война идет с 1991 г., где отсутствуют атрибуты централизованной власти и единая валюта, которая возглавляет все возможные международные рейтинги неблагополучия.

Итак, анализ важнейших рейтингов социально-экономического развития стран СНГ показывает, что эти страны чрезвычайно разнятся по уровню развития, они имеют небольшое количество точек соприкосновения. После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнерам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов - низких цен на газ и нефть. Как отмечают некоторые СМИ, в 2006 г. скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан с нарастанием центробежных процессов в СНГ, торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдовой, Украиной - с другой, и особенно резким

обострением отношений между Россией и Грузией. По словам В.В. Путина, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран и в настоящее время выполняет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экологического характера».

Для нас очень важно в условиях новой экономической реальности правильно оценивать возможности позиционирования России. В недавно опубликованной (в октябре 2011 г.) Программе народных инициатив от имени Общероссийского народного фронта (ОНФ) говорится о приоритете европейского вектора развития в сочетании с Евразийским союзом, т.е. предлагается новая консенсусная позиция двух лидеров - Д. А. Медведева и В.В. Путина. Какая позиция победит - будет видно после выборов.

Сегодня же Россия снова вырывается в лидеры по продаже зерна за границу. Первое место в мировых рейтингах она занимает по разведанным запасам (32% мировых запасов) и продаже за границу природного газа, по запасам леса, физическому объему экспорта и запасам алмазов (60% мировых запасов), разведанным запасам серебра (10,5% от мировых), экспорту алюминия и никеля (вывозится 70% металлов). Второе место - по добыче и продаже за рубеж нефти (добываем 9,4 млн барр./сутки, экспортируем 7 млн барр./сутки). Третье место - по золотовалютным запасам (в золоте, долларах и евро РФ держит более 500 млрд долл. резервов), по числу богатых семей (561 домохозяйство в РФ имеет доход выше 100 млн долл. в год). Так что Россия не может не вызывать интерес у большинства стран мира и имеет определенные шансы для своего возрождения как великой державы в составе Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.