ответственность за все то, что происходит в обществе (стране), деятельно способствовать его прогрессу.
Современные исследователи проблемы гражданского воспитания выделяют многогранность процесса воспитания гражданина. Здесь важно подчеркнуть нравственный, патриотический, правовой аспекты.
Опираясь на мнение исследователей, можно сделать вывод о том, что гражданское воспитание - это многоплановый, целенаправленный процесс взаимодействия педагога с обучающимися с целью привития необходимых качеств, способных объединить личные и общественные интересы для блага своей страны.
УДК 373.1.013
В. В. Патрина, Г. Г. Солодова
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ СОЦИУМА
В статье раскрываются содержательные характеристики, овладение которыми способствует становлению профессионального самоопределения студентов на этапе их вузовской подготовки к педагогической деятельности.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, педагогическая культура.
V. V. РаМпа, G. G. Solodova
CONTENT DESCRIPTION OF FORMING PROFESSIONAL SELFDETERMIATION OF STUDENTS UNDER PEDAGOGIC CULTURE IN CHANGING SOCIETY
The article develops the content indicators gaining of which stimulates, forming students professional selfdetermination at the University state of training.
Keywords: professional selfdetermination, pedagogic culture.
Изменения, происходящие в педагогической культуре современного социума, обусловливают необходимость преобразований в системе подготовки студентов вуза к педагогической деятельности. На основании теоретического анализа проблемы и нашей опытно-экспериментальной работы выявлены и обоснованы содержательные характеристики становления профессионального самоопределения студентов в педагогической
культуре изменяющегося социума, которые проявляются в ходе подготовки к педагогической деятельности, в их числе:
- познавательно-ориентационная, которая реализуется в познавательной деятельности студента как приобретение знаний об изменениях в педагогической культуре изменяющегося социума и осмысление поликультурности современной системы образования; студент познает социокультурный тип педа-
гога, учится понимать и оценивать социальную ситуацию развития личности, выявлять социокультурный смысл происходящего; в контексте педагогической культуры изменяющегося социума создается образовательное пространство для выбора, при этом актуализируется необходимость проявлять критичность, избирательность, толерантность относительно поликультурности педагогической реальности; для студента создается возможность осмысливать и переосмысливать довузовские представления и взгляды относительно образа профессии и нормативов педагогической деятельности.
Познание поликультурности и неопределенности педагогической культуры изменяющегося социума акцентирует внимание на тенденциях в развитии системы образования, на проблемах и противоречиях, которые сопровождают инновационные процессы; обусловливает ориентацию в ситуациях «меж-парадигмального пространства», нацеливает на определение для себя целе- и культуросообразного стиля педагогической деятельности, ориентирует на альтернативность принимаемых решений относительно совершенствования воспитательно-образовательной практики. Познание студентом особенностей педагогической культуры изменяющегося социума приводит к пониманию необходимости самоизменений в соответствии с требованиями социума;
- ценностно-ориетационная (или смыслообразующая), которая проявляется в познании аксиологических оснований педагогической культуры изменяющегося социума, изменении ценностно-смысловой парадигмы современного образования, а также в осмыслении аксиологических оснований инновационных процессов, характерных для педагогической деятельности; в присвоении ценностей-знаний, ценностей-качеств, ценностей-отношений, в которых отражаются целевые установки субъектной педаго-
гики; проявляется как формирование у студентов ценностных установок, являющихся ориентиром и инструментом в их будущей педагогической деятельности; проявляется в осмыслении категорий «должного» и «необходимого» в организации педагогической деятельности, вытекающих из сущностных характеристик педагогических процессов и явлений, адекватных педагогическим ценностям субъектной педагогики; студент оценивает и переоценивает свои жизненные и профессиональные ценности, которые будут реализовываться в будущей педагогической деятельности; происходит понимание смысла совершающихся действий и осмысление социальной необходимости модернизации системы образования.
Познание педагогической культуры в контексте ценностно-смыслового мира педагога рассматривается как личностносмысловое самоопределение студента, когда происходит формирование эталонного образа будущей профессии и профессиональнопедагогической позиции, основанной на ценностях субъектной педагогики; ориентирование в мире педагогических ценностей и смыслов актуализирует активноизбирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к миру, к деятельности, к другим людям и самому себе; деятельность студента приобретает мотивационно-ценностный характер, что позволяет определять вероятность и значимость последствий принимаемых решений, брать на себя ответственность за выбор; студент научается понимать и принимать иные культурные ценности, критически оценивать их целе- и культуросообразность, демонстрировать готовность к диалогу;
- личностно-ориентированная, которая проявляется в самопознании особенностей своей личности относительно требований будущей профессии; акцентируется внимание на развитии личностных качеств, адекватных
новой педагогической реальности; результатом самопознания является формирование позитивного отношения к себе как субъекту профессионального развития и решение проблемы своей социокультурной идентичности.
Самопознание студентом особенностей своей личности обусловливает личностные изменения, которые проявляются как воспитание способности реализовать себя в новых условиях, организовать свою жизнь в соответствии с доминирующими в социуме нормами и ценностями; осознание в себе противоречий, в которых отражаются проблемы социума и профессии; решается проблема формирования образа «Я» как обобщенного представления себя в профессии, планирования жизненных перспектив; студент научается оценивать себя «нового» не с позиции прошлого опыта, а с позиции тех требований, которые предъявляет профессия, осознавать свои возможности и соотносить их с принципами субъектной педагогики;
- практико-ориентированная, которая проявляется в реализации студентом позиции субъекта педагогической культуры, утверждении найденного смысла в собственной деятельности; в овладении демократическим стилем педагогической деятельности; реализуется в стремлении студента как будущего педагога быть созидателем нового образа педагога и нормативов педагогической деятельности, адекватных ценностям субъектной педагогики; направлена на поиск и разработку новых подходов, технологий, форм и методов, обусловливающих становление новой педагогической реальности; проявляется в стремлении студента предвидеть возможные варианты в развитии системы образования, обосновывать их целе- и культуросообраз-ность относительно ценностей субъектной педагогики.
Студент становится способным не только интерпретировать социокультурную ситуацию, но и ответственно действовать в ней,
быть не только хранителем педагогических традиций, но и преобразователем педагогической реальности на принципах субъектной педагогики; быть культурно-мобильной личностью.
Результатом становится приобретение опыта преобразующей деятельности, адекватной ценностям субъектной педагогики; достижение гармонии внутреннего (морально-мировоззренческого) и внешнего (поведенческого) аспектов педагогической деятельности; готовности к трансформации социокультурного опыта для решения современных проблем развития, воспитания и обучения школьников, поиску и утверждению стиля педагогической деятельности, обусловливающего гуманизацию и демократизацию воспитательно-образовательного процесса учебного учреждения;
- рефлексивно-оценочная, которая реализуется как проявление студентом субъективно-оценочного отношения в процессе самопознания особенностей своей личности в соответствии с ценностями и требованиями профессиональной деятельности, адекватными социокультурной ситуации в системе современного образования; проявляется в готовности студента меняться в соответствии с требованиями профессии (студент учится контролировать и регулировать свое поведение с точки зрения принципов субъектной педагогики); направлена на изменение студентом самого себя относительно ценностей субъектной педагогики; на поиск условий и возможностей в целях достижения социокультурной адекватности личности относительно изменений, происходящих в педагогической культуре изменяющегося социума; направлена на осознание собственной деятельности, позволяющей видеть в ней успехи и неудачи, выявлять несоответствие личностных характеристик субъектной парадигме образования.
Результатом является формирование «Я-концепции», в основе которой - умение определять степень своей социокультурной адекватности, анализировать и адекватно оценивать собственную профессиональную деятельность и способы ее осуществления; критически оценивать практическую деятельность и по необходимости перепроектировать ее; сформированность рефлексивной позиции способствует «возвышению» над конкретной деятельность, расширению рамок традиционной профессиональной роли, формированию умения «выйти» за пределы стереотипов личного опыта.
Владение рефлексивным анализом развивает саморегуляцию и самооценку студента, способность осознавать рассогласования между актуальными потребностями социума и реальными возможностями личности; аналитико-оценочные умения стимулируют обращение к прошлому опыту, его модификации относительно современной практики; студент становится субъектом педагогической культуры.
Следует обратить внимание на логическую последовательность в освоении студентом содержательных характеристик профессионального самоопределения - от познания профессии в педагогической культуре изменяющегося социума к формированию когнитивного образа профессии в самосознании студента, который проявляется как конкретная форма избирательного отношения в процессе освоения данных характеристик и представляет собой интегративное и смыслообразующее понимание профессии и себя в ней; сфор-мированность когнитивного образа будущей профессии обусловливает самоактуализацию личности в овладении педагогической культурой изменяющегося социума.
В содержании когнитивного образа будущей профессии отражаются: представления студента о личности педагога как субъекта педагогической культуры; профес-
сиональные ценности-цели, обусловливающие ценностно-мотивационные аспекты его будущей профессиональной деятельности; рефлексия студентом особенностей своей личности относительно принципов субъектной педагогики; восприятие себя развивающейся личностью, проявляющей готовность меняться в соответствии с изменениями в социуме; познание студентом личностных качеств, адекватных новой педагогической реальности и побуждающих его к преобразующей деятельности; ориентация на овладение демократическим стилем педагогической деятельности, обусловливающим реализацию принципов субъектной педагогики.
Таким образом, результатом становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума должен стать сформированный в их самосознании когнитивный образ будущей профессии, который рассматривается нами как один из компонентов проявления профессионально-личностной позиции.
В условиях педагогической культуры изменяющегося социума когнитивный образ будущей профессии, который формируется в самосознании студента как будущего педагога, является прежде всего отражением его субъективных представлений о будущем, в этом реализуется «авторство» студента в овладении педагогической культурой, т. е. авторское видение педагогических процессов и явлений, которое обусловливает его «выход» за рамки стереотипов педагогической деятельности и проявляется как результат его культуротворчества в педагогической культуре изменяющегося социума.
Когнитивный образ будущей профессии предполагает системное видение образа профессии и ее нормативов, проявляется как отражение целостности в познании педагогических процессов и явлений, а также предполагает поэтапность и логическую последо-
вательность осуществления педагогической деятельности - определения ее ценностей-целей, формулирования принципов и нормативов, выбора педагогических технологий, а также выстраивания отношений с воспитанниками и т. д.
В условиях педагогической культуры изменяющегося социума (неопределенность, поликультурность и т. д.), когнитивный образ будущей профессии допускает наличие вариативности и альтернативности педагогических подходов и технологий в организации воспитательно-образовательного процесса, что позволяет студенту как будущему педагогу преодолевать стереотипность известного опыта, развивая умение обосновывать его социокультурную значимость.
Когнитивный образ будущей профессии как образ, отраженный в самосознании студента, с одной стороны, характеризуется своейустойчивостью, т. к. выражает степень внутреннего принятия определенных ценностей, принципов и нормативов, форм и стиля поведения и на этой основе является способом включения личности в основные сферы профессиональной деятельности. Однако, с другой стороны, изменчивость педагогической культуры предполагает динамичность когнитивного образа, проявляющуюся в готовности студента переосмысливать созданный им образ профессии, в стремлении быть адекватным ситуации, целям и задачам обновления школы. Когнитивный образ будущей профессии, разрабатываемый студентом в процессе овладения содержательными характеристиками становления профессионального самоопределения, обеспечивает его открытость для корректирования и внесения изменений относительно возможности внедрения в практику принципов субъектной педагогики.
Когнитивный образ будущей профессии предполагает его действенность, т. е. возможность его реализации в практической
деятельности студента, в чем выражается его стремление быть созидателем новой педагогической практики, основанной на принципах субъектной педагогики.
Таким образом, когнитивный образ будущей профессии рассматривается в нашем исследовании и как результат становления профессионального самоопределения студентов, и как способ, посредством которого студент может выразить (личностно обосновать) свое отношение при освоении содержательных характеристик становления профессионального самоопределения в педагогической культуре изменяющегося социума.
Становление профессионального самоопределения студента посредством формирования когнитивного образа будущей профессии происходит в диапазоне развития ее характеристик и может быть представлено как фиксация крайне противоположных форм их проявления: выбор, при котором студент учитывает прежде всего субъектные позиции или проявляет конформизм, ориентируясь только на известные подходы (например, авторов учебников, мнение преподавателя); образ будущей профессии предполагает системность его позиции или для студента в восприятии будущей профессии характерна ситуативность и спонтанность его впечатлений; студент ориентирован на вариативность и альтернативность принимаемых решений или на однозначный выбор; его выбор отличает устойчивость взглядов или динамичность (возможно, неустойчивость) суждений и принимаемых решений; студент проявляет открытость к восприятию нового в жизни и в профессии или его отличает «закрытость» позиции в восприятии инноваций, значимых в ситуациях обновления школы и т. д.
Обозначенные характеристики когнитивного образа будущей профессии позволяют выявлять уровни становления профессионального самоопределения студентов
на этапе их вузовской подготовки, а также определяют направление поиска условий для субъектного проявления личности.
Анализ практики показывает, что подготовка студентов к педагогической деятельности зависит не только от того, насколько точно ему видится его профессиональное будущее (т. е. профессия и он сам в профессии), но и то, на какой опыт прошлого он опирается, когда осуществляет свой выбор. У каждого студента сформированы свои представления о педагогической профессии, эталонном, на их взгляд, образе педагога, что выступает своего рода точкой отсчета для выбора их (пока еще предполагаемого) будущего. Именно «прошлое» выступает для личности исходным моментом в его ориентациях на будущую профессию, а потому закономерно предположить, что процесс вузовского обучения (и, прежде всего, педагогические дисциплины) должен способствовать переоценке прошлого опыта с позиции проблем настоящего, ориентируя студента на овладение им «должного» в профессии, обусловленного «актуальной» педагогической культурой изменяющегося социума.
Таким образом, в процессе профессионального самоопределения возникает проблема соотнесения прошлого опыта студента с теми требованиями, которые предъявляются к личности педагога в условиях изменяющегося социума, когда выявляются новые тенденции в развитии современной системы образования. В целях наиболее успешной подготовки к педагогической деятельности для студента становится важным разобраться в своих представлениях о профессии, жизненных ценностях и нормах, стиле общения с другими людьми и т. п. для того, чтобы осмыслить «исходный» уровень своего профессионального развития, соотнести его с реалиями современного социума.
В связи с этим, на наш взгляд, профессиональное самоопределение студента в процес-
се его подготовки к педагогической деятельности следует рассматривать в двух аспектах:
1) как ориентацию, направленную в будущее, как определение своей перспективы, выстраивание эталонного образа профессионала и нормативов педагогической деятельности;
2) как ориентацию в прошлом опыте, выявление тех потенциальных возможностей, которые оказываются значимыми для решения проблем, возникающих в «настоящем», и изменение себя в соответствии с требованиями социума. Ситуация «межвременья» (Ю. Козелецкий) в овладении профессией позволяет нам рассматривать процесс профессионального самоопределения студента в условиях вузовской подготовки и как постижение тысячелетнего опыта человечества по воспитанию и образованию подрастающего поколения, и как осмысление всех инноваций, обусловливающих модернизацию образования.
Данное положение мы рассматриваем как основополагающее для выстраивания воспитательно-образовательного процесса в вузе, когда необходимо учитывать отражение переходного состояния в педагогической культуре как диалога между «прошлым» и «будущим». В процессе подготовки к педагогической деятельности студент как будущий педагог должен осознавать ситуацию переходности в педагогической культуре, в учебно-познавательной деятельности актуализировать поиск наиболее целе- и культуросообразных форм и методов, посредством профессионального самоопределения реализовывать «авторское право» на культуру, формируя адекватную социуму профессионально-педагогическую позицию.
Рассматривая студента как субъекта педагогической культуры, мы воспринимаем его как творца новой педагогической реальности, а потому в воспитательно-образовательном процессе вуза студент, овладевающий педаго-
гической культурой, не просто должен овладевать известной суммой знаний, но иметь возможность переосмысливать известный в культуре опыт педагогической деятельности, выстраивать свои представления о будущей профессии и нормативах профессиональной деятельности с учетом реалий сегодняшнего дня. Студент в процессе подготовки к педагогической деятельности должен получить возможность «творить» профессию, осваивая «актуальную» для изменяющегося социума педагогическую культуру.
Подчеркивая важность культуротворческой направленности процесса самоопределения студентов, следует заметить, что, становясь субъектом педагогической культуры, он реализует возможность «авторского права» на культуру (отраженную в содержании образовательного процесса), что позволяет ему проявлять свою позицию. Мы считаем, что в учебно-познавательной деятельности студент должен воспринимать себя созидателем и преобразователем профессиональной деятельности. Выстраивая образ будущей профессии, студент не только усваивает педагогическое знание, он интерпретирует педагогический опыт, представляет себя в рамках созданного им образа, он «созидает» новый педагогический опыт относительно достижения идеала современного человека (созданного им в общении с другими студентами). Таким образом, студент получает возможность в рамках воспитательно-образовательного процесса вуза занять позицию субъекта педагогической культуры - он созидает свое понимание профессии, определяет свое видение профессии и свое место в ней.
Ситуация неопределенности, которую переживает студент, актуализирует особое состояние его личности. Поскольку прошлый опыт в профессиональной деятельности перестает быть значимым, а новый еще не сложился, то для него возникает проблема:
не просто привыкнуть к переменам, а выработать новые способы деятельности, адекватные тенденциям изменяющегося социума. У студента как будущего педагога должна актуализироваться значимость интуитивного познания изменяющейся педагогической реальности, обоснования новых смыслов, их сопоставления с новыми социокультурными условиями. При таком понимании ситуации студенту как будущему педагогу важно понять, что он становится «созидателем» нового образа профессии и нормативов педагогической деятельности.
Такое понимание ситуации, сложившейся в современной системе образования, дает нам основание размышлять о профессиональном самоопределении как форме куль-туротворчества личности в педагогической культуре изменяющегося социума.
Подводя итоги, мы считаем необходимым уточнить определение профессионального самоопределения личности. Изучив особенности педагогической культуры изменяющегося социума и ее влияние на данный процесс, мы пришли к выводу: профессиональное самоопределение студента в педагогической культуре изменяющегося социума -это процесс, направленный на осмысление и преобразование педагогической реальности и самого себя с учетом ценностей субъектной педагогики.
В процессе подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях изменяющегося социума возникают задачи: во-первых, осмысления педагогической реальности переходного состояния общества, по отношению к которому происходит самоопределение будущего педагога; во-вторых, осмысления самого себя в этом переходном состоянии, осознание собственных возможностей и притязаний, а также условий для са-моосуществления и самореализации студента в педагогической деятельности.