УДК 373.1.013
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Г. Г. Солодова
PERFORMING PROFESSIONAL SELFDETERMINATION OF STUDENTS AS A PEDAGOGIC PROBLEM
G. G. Solodova
В статье исследуется проблема профессионального самоопределения студента как субъекта профессионального развития. Автором обоснованы функции профессионального самоопределения, реализация которых в воспитательно-образовательном процессе вуза обеспечивает подготовку студентов к педагогической деятельности в новых социокультурных условиях.
In the article the problem of professional sefdetermination of a student being а subject of professional development is investigated. Functions of professional selfdetermination a re argumented which if realized within higher school educating process supply students' training for teaching in modern sociocultural conditions.
Ключевые слова: становление, профессиональное самоопределение.
Keywords: performing, professional selfdetermination.
Социальная ситуация развития студента вуза рассматривается нами как ситуация профессионального самоопределения, так как в процессе овладения профессиональной деятельностью для студентов решается проблема бытия в профессии, определения образа жизни, выработки профессиональной позиции и стиля поведения. Переживание неопределён-ности в восприятии будущего ставит студента в ситуацию поиска ответов на вопросы относительно профессии, других людей, самого себя. «Пограничная» ситуация, которую переживают сегодня студенты в процессе подготовки к педагогической деятельности, характеризуется следующими состояниями:
во-первых, происходит смена социального статуса студента, что приводит к изменению социальной ситуации его развития - это ситуация переосмысления основ его жизнедеятельности;
во-вторых, происходит самоопределение в социокультурной ситуации, в условиях которой осуществляется педагогическая деятельность;
в-третьих, происходит самоопределение в профессиональной среде (педагогической культуре), которое проявляется как ориентация студента в поликультурности и противоречивости педагогической культуры изменяющегося социума, осмыслении социокультурного типа современного педагога и социально-педагогических функций профессиональной деятельности;
в-четвёртых, происходит самоопределение в профессии как овладение сущностными механизмами педагогической деятельности, как поиск собственного стиля и образа профессионала, что предполагает познание педагогической профессии, её особенностей, нормативов, ценностей, реализация которых обеспечивает успешность профессиональнопедагогической деятельности учителя в условиях изменяющегося социума;
в-пятых, происходит самоопределение в самом себе как самопознание особенностей своей личности по отношению к тем объективным требованиям, ко-
торые профессия предъявляет к студенту в целях самоизменения и саморазвития; проявляется как решение проблемы социокультурной адекватности тенденциям изменяющегося социума;
в-шестых, происходит самоопределение в учебно-профессиональной деятельности вуза, которое проявляется как способность выбирать те виды учебно-познавательной деятельности, освоение которых обусловливает развитие необходимых качеств личности, определяющих успешность выполнения будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, выбор, который осуществляет студент, это не только выбор конкретной профессии, вуза, факультета, это поиск себя в новых условиях. Переживание неопределённости в восприятии будущего относительно его профессии и социума ставит студента в ситуацию поиска, а процесс обучения в вузе предполагает возможность найти ответы на возникающие вопросы относительно профессии, самого себя, других людей.
Для студентов, которые овладевают профессиональной деятельностью, учебная деятельность только тогда приобретает характер самоопределения, если для них складывается «существование на основе проблематичной неопределённости» [1, с. 93]. Так, для студента как будущего педагога складывается непростая ситуация - он должен уметь выбирать формы и методы своей будущей профессиональной деятельности, соотносить их с особенностями своей личности и социокультурными характеристиками профессиональной среды. Студенту необходимо самоопределяться в многообразии подходов и педагогических практик, выбирать для себя нормативы педагогической деятельности, обосновывать целе- и культуросообразность стиля во взаимоотношениях с воспитанниками, решить для себя проблему своей идентичности относительно новых социокультурных условий.
В процессе подготовки к педагогической деятельности студент достаточно часто оказывается в ситуациях выбора, когда ему необходимо самоопре-
деляться, самостоятельно оценивать целе- и культу-росообразность принимаемых решений. Так, в процессе овладения основами педагогической деятельности он сталкивается с многообразием подходов и точек зрения относительно того, каким должен быть воспитательно-образовательный процесс в различных типах учебных заведений. Педагогическая наука, посредством которой он осмысливает педагогическую реальность, представляет собой совокупность педагогических теорий, которые, порой, предлагают разные подходы к решению задач развития и воспитания личности.
Учебники и учебные пособия, которыми пользуются студенты, содержат различные определения педагогических категорий, интерпретации и оценки педагогических теорий и концепций, по-разному определяют значимость тех или иных факторов развития, методов и форм в процессе воспитания и обучения, что вызывает у студентов сложности в восприятии педагогического знания. Более того, не умея выбирать и оценивать наиболее целесообразные подходы к решению возникающих проблем, выбор студента становится зависимым от точки зрения автора учебника. На практике оказывается, что такая форма познавательной деятельности не способствует формированию его собственной позиции, а неприятие им известных авторских позиций приводит к отрицанию значимости педагогического знания для практической деятельности. В конечном итоге студент, формально усвоивший педагогические знания, так и не научается анализировать и оценивать педагогическую реальность, осмысливать её проблемы, принимать собственные решения, что негативно сказывается на становлении учителя, способного решать задачи развития личности в соответствии с особенностями социокультурной ситуации.
Итак, анализ социальной ситуации развития личности студента позволяет трактовать проблему подготовки студентов к будущей педагогической деятельности как процесс профессионального самоопределения, обусловливающего поиск новых смыслов их жизнедеятельности. В процессе подготовки к педагогической деятельности личность обогащает свои представления о жизни, о профессии, вносит коррективы в картину собственной жизни, у неё формируются новые представления о себе и своих возможностях. Переживая состояние неопределён-ности, у личности актуализируется проблема нарушения своей тождественности новым условиям её жизнедеятельности, вынуждающей рефлексировать, принимать решения относительно будущего. Самоопределение студента на этапе его вузовской подготовки проявляется как поиск нового смысла, его проверка, соотнесение с личностными позициями, осмысление и переосмысление, оценка и переоценка традиционного, известного и нового опыта - это то естественное состояние, которое должен испытывать студент в процессе познания. Таким образом, посредством профессионального самоопределения личность становится субъектом профессионального
развития. На этом основании вузовское образование должно рассматриваться как сопровождение студента в процессе его самоопределения в современном мире - идей, жизненных ценностей, других людей, профессии, в самом себе и т. д.
Однако наш многолетний опыт общения со студентами (наблюдения, беседы в ситуациях учебных занятий и педагогической практики) показывает, что не каждое самостоятельное действие, которое проявляет студент в различных видах учебной деятельности, мы можем назвать самоопределением. Изучение данной проблемы позволяет утверждать, что для многих студентов в процессе их подготовки к педагогической деятельности проблемы самоопределения чаще всего не возникает.
Многие студенты не рассматривают ситуацию обучения в вузе как расширение своих возможностей, как выход за пределы самого себя, они не испытывают потребности в переосмыслении собственной позиции. Когда речь идёт о педагогической деятельности, то студентам она во многом кажется ясной и понятной и, как считают многие, не требует особой подготовки. Результаты нашего исследования показали, что для студентов педагогическая реальность является очевидной и знакомой по их школьным годам. Студенты, приступающие к изучению педагогических дисциплин, не знают о происходящей сегодня смене образовательной парадигмы; они, по сути, не знают о тенденциях в развитии системы образования, о потребностях школы в новом социокультурном типе учителя. На практике оказывается, что студенты, не всегда понимая смысл освоения учебных дисциплин, недооценивают их значимость для подготовки к будущей профессиональной деятельности, а потому самоопределение проявляется для них как самоограничение (т. е. как «отсечение» ненужного, незначимого, неинтересного). Для таких студентов характерно состояние самодостаточности, которое не вызывает необходимости изменяться; такой студент, как правило, закрыт для восприятия нового и нестандартного. Мы считаем, что в данной ситуации самоопределение становится для личности недоступным. Это объясняется тем, что студенты чаще всего ориентируются на свой прошлый опыт (школьника), на уже сложившийся образ профессионала и стереотипы его профессиональной деятельности, а потому учебные курсы, освоение которых должно привнести в процесс подготовки к практической деятельности необходимые знания и профессиональные компетенции, оказываются невостребованными.
Такое состояние вузовской подготовки позволяет нам сделать вывод относительно того, что самоопределения студента по отношению к будущей профессии и по отношению к самому себе в профессии не происходит. Как показывает наш опыт, для студентов главным моментом их учебнопознавательной деятельности является процесс приобретения знаний. Самодостаточность, которую проявляют многие студенты, мешает полноценно проживать период обучения в вузе, «расширяя» свои
возможности, выходя за рамки самого себя «настоящего», ориентируясь на будущее, овладевая характеристиками, значимыми для новой социокультурной ситуации.
Анализ социальной ситуации развития студентов обосновывает необходимость организации воспитательно-образовательного процесса вуза, в основе которого реализуется субъектность личности, когда становится возможным соотносить познаваемый мир профессии со своими представлениями о том, какой она должна быть; когда у будущего педагога вырабатывается субъективный образ профессии и нормативов профессиональной деятельности, основанный на ценностях субъектной педагогики; когда происходит «развитие отношений к себе как профессионалу» (А. К. Маркова), «усложнение представлений человека о самом себе через осмысление опыта и своего места в профессии» (А. В. Мудрик,
Н. С. Пряжников), «преобразование самих себя в новом личностном опыте» (Т. М. Буякас).
Студента вуза отличает определённый уровень развития названных характеристик, однако профессиональное самоопределение обусловлено субъектными характеристиками личности, которые в процессе её жизнедеятельности развиваются и совершенствуются, что требует педагогического сопровождения, обоснования педагогических ресурсов, обеспечивающих более высокий уровень их сфор-мированности. Из этого следует, что применительно к организации воспитательно-образовательного
процесса вуза следует акцентировать внимание на становлении профессионального самоопределения студентов вуза.
Обращение к термину «становление» применительно к профессиональному самоопределению студентов вуза объясняется его значением - это процесс, который проявляется как приобретение новых признаков и форм в процессе движения и развития. В философской литературе термин «становление» указывает «на проблематичность человеческой деятельности и раскрывающегося в ней бытия, подчёркивает “незавершённость” самого человека, необходимость для него “достраивать” формы своего мышления, познания и общения с миром» [2, с. 127]. Относительно профессионального самоопределения термин «становление» подчёркивает состояние непрерывного развития, позитивную динамику уровня готовности студентов к осуществлению педагогической деятельности с учётом положений субъектной педагогики.
Изучая профессиональное самоопределение студентов в условиях изменяющегося социума, мы пришли к выводу о том, что для данного процесса свойственно состояние незавершённости и проблематичности, что выступает одной из значимых характеристик и для изменяющегося социума, и для личности, проявляющей готовность меняться относительно условий её жизнедеятельности, решать возникающие проблемы, преодолевать трудности и противоречия, возникающие при подготовке к педагогической деятельности.
Наше понимание профессионального самоопределения, как это было отмечено ранее, основывается на субъектной сущности данного процесса. Это значит, что студент, получая новые знания и опыт, в процессе вузовского обучения самостоятельно находит личностный смысл в профессии, интерпретирует происходящие в его жизни ситуации, формирует свои ценностные ориентации, соотносит требования профессии со своими возможностями и довузовскими представлениями, т. е. источником развития является сама личность. Следовательно, профессиональное самоопределение - процесс, обусловливающий проявление субъектных характеристик личности, а их развитие способствует становлению профессионального самоопределения студента на более высоком уровне - он развивает и совершенствует умения анализировать, обосновывать, оценивать, рефлексировать, т. е. выбирать и принимать решения, имеющие значение для будущей профессиональной деятельности.
Резюмируя сказанное, мы считаем, что становление профессионального самоопределения следует рассматривать как процесс развития и совершенствования личностью её субъектных характеристик, сформированность которых обусловливает проявление активно-избирательного, инициативно-
ответственного, творчески преобразующего отношения к миру, деятельности, другим людям и к себе, что позволяет ей становиться созидателем новой педагогической реальности, основанной на принципах субъектной педагогики. Это даёт нам основание рассматривать студента как развивающуюся личность, которая на этапе вхождения в профессию должна научиться решать ряд задач, значимых для последующего этапа своего профессионального развития.
Становление профессионального самоопределения студента прежде всего предполагает решение вопросов относительно его будущего, а потому в этом процессе важным для осмысления выступают категории «должного» (каким надо стать), «необходимого» (понять важность предъявляемых требований) и «возможного» (т. е. соотнесения значимых нормативов с индивидуальными особенностями и возможностями самой личности). В качестве оснований для выделения содержательных характеристик, обеспечивающих становление профессионального самоопределения студентов, мы использовали материалы исследований, в которых нашли отражение:
1) изменения в педагогической культуре современного социума и тенденции в обновлении системы образования;
2) характеристики социокультурного типа современного педагога как субъекта педагогической культуры;
3) характеристики социально-профессиональных функций современного педагога. Освоение данных материалов предполагает не только овладение студентом новыми знаниями, но нацеливает на активизацию его субъектной позиции, посредством
которой он проявляет личное отношение и формирует некий когнитивный образ будущего (профессии и себя в рамках данного образа), адекватный современной социокультурной ситуации; студент интерпретирует происходящее и прошедшее через этот образ, задаёт и прогнозирует своё будущее в собственных терминах и понятиях. Такое познание позволяет ему отвечать на вопросы, возникающие в процессе его профессионального самоопределения.
Наше исследование позволяет предположить, что студенты (каждый на своём уровне) уже осознают свои возможности и способности, у них уже сформировалось своё отношение к труду, другим людям, к себе, они уже обладают некоторым личным опытом, который позволяет им высказывать свои предпочтения и точки зрения. Изучение субъектных форм реализации личности в процессе овладения ею педагогической деятельностью, с учётом структуры профессионального самоопределения студента, позволяет наблюдать ряд противоречий, которые проявляются между его отдельными структурными компонентами. Это своего рода несоответствия, которые возникают в новых для личности условиях её жизнедеятельности, когда нарушается целостность предшествующего этапа развития и проявляется дисгармоничность между желаниями, мечтами, планами личности, её возможностями и способностями, с одной стороны, и требованиями нового образа жизни, с другой стороны. В нашей практической деятельности мы фиксировали следующие противоречия:
— с одной стороны, студент демонстрирует необходимый уровень готовности к овладению педагогической деятельностью, её личностные качества, общая культура, широта кругозора и др. отвечают требованиям современного педагога, но, с другой стороны, педагогическая деятельность не входит в профессиональные планы студента;
— с одной стороны, представления о современном образе педагога принимаются студентом, он проявляет готовность реализовывать требования изменяющегося социума в будущей профессиональнопедагогической деятельности, но, с другой стороны, эталонные представления не совпадают с его личностными качествами (например, он проявляет черты авторитаризма в общении с другими людьми), он демонстрирует стиль поведения, который не соотносится с нормами субъектной педагогики;
— с одной стороны, студент знает о социокультурном типе современного учителя, о требованиях, которые к нему предъявляются, но, с другой стороны, этот эталонный для современной ситуации образ учителя и эти требования не принимаются им как значимые; у студента сложился свой образ эталонного педагога, а потому он не считает нужным овладевать педагогической деятельностью в категориях «должного» и «сущего», для него характерна своя позиция в восприятии педагогической реальности, отличная от той, которая актуализируется в педагогической культуре изменяющегося социума;
— с одной стороны, студент не только знает, но и осознаёт и принимает социокультурный тип современного педагога, причём, этот образ для него личностно привлекателен), но, с другой стороны, в силу особенностей своей личности он не может реализовать себя в этом образе. Студент через понимание «должного» и «сущего» понимает необходимость изменений, однако не может этого сделать.
Анализ противоречий, возникающих в профессиональном самоопределении студентов, овладевающих профессиональной деятельностью в условиях педагогической культуры изменяющегося социума, позволяет отметить, что их разрешение обусловлено сформированностью в личности таких субъектных характеристик, в которых отражается её способность к овладению знаниями, осмыслению ценностями субъектной педагогики, рефлексии и т. д.
Мы предполагаем, что становление профессионального самоопределения студентов вуза обусловлено освоением определённых содержательных характеристик, реализация которых в воспитательнообразовательном процессе вуза актуализирует его функции - познавательно-ориентационную, ценностно-ориентационную, рефлексивно-оценочную,
личностно-ориентированную, практико-ориенти-
рованную.
Далее мы представляем значимые для нашего исследования функции профессионального самоопределения, которые реализуются при освоении содержательных характеристик воспитательнообразовательного процесса вуза и обеспечивают становление студента как субъекта педагогической культуры в изменяющемся социуме:
— познавательно-ориентационная, которая реализуется в познавательной деятельности студента как приобретение знаний о сущностных характеристиках педагогических процессов и явлений, которые реализуются в педагогической культуре изменяющегося социума; студент познаёт социокультурный тип педагога, учится понимать и оценивать социальную ситуацию развития личности, выявлять социокультурный смысл происходящего; в контексте педагогической культуры изменяющегося социума создаётся образовательное пространство для выбора, при этом актуализируется необходимость проявлять критичность, избирательность, толерантность относительно поликультурности педагогической реальности; для студента создаётся возможность осмысливать и переосмысливать довузовские представления и взгляды относительно образа профессии и нормативов педагогической деятельности;
— ценностно-ориетационная (или смыслообразующая), которая проявляется в познании аксиологических оснований педагогической культуры изменяющегося социума, изменении ценностносмысловой парадигмы современного образования, а также в осмыслении аксиологических оснований инновационных процессов, характерных для педагогической деятельности; в присвоение ценностей-
знаний, ценностей-качеств, ценностей-отношений, в которых отражаются целевые установки субъектной педагогики; проявляется как формирование у студентов ценностных установок, являющихся ориентиром и инструментом в их будущей педагогической деятельности; проявляется в осмыслении категорий «должного» и «необходимого» в организации педагогической деятельности;
— рефлексивно-оценочная, которая реализуется как проявление студентом субъективнооценочного отношения в процессе самопознания особенностей своей личности в соответствии с ценностями и требованиями профессиональной деятельности, адекватными социокультурной ситуации в системе современного образования; проявляется в готовности студента меняться в соответствии с требованиями профессии; студент учится контролировать и регулировать своё поведение с точки зрения принципов субъектной педагогики; направлена на изменение студентом самого себя относительно ценностей субъектной педагогики; на поиск условий и возможностей в целях достижения социокультурной адекватности личности относительно изменений, происходящих в педагогической культуре изменяющегося социума; направлена на осознание собственной деятельности, позволяющей видеть в ней успехи и неудачи, выявлять несоответствие личностных характеристик субъектной парадигме образования;
— личностно-ориентированная, которая проявляется в самопознании особенностей своей личности относительно требований будущей профессии; акцентируется внимание на развитии личностных качеств, адекватных новой педагогической реальности; результатом самопознания является формирование позитивного отношения к себе как субъекту профессионального развития и решение проблемы своей социокультурной идентичности;
— практико-ориентированная, которая проявляется в реализации студентом позиции субъекта педагогической культуры, утверждении найденного смысла в собственной деятельности; в овладении демократическим стилем педагогической деятельности; реализуется в стремлении студента как будущего педагога быть созидателем нового образа педагога и нормативов педагогической деятельности, адекватных ценностям субъектной педагогики; направлена на поиск и разработку новых подходов, технологий, форм и методов, обусловливающих становление новой педагогической реальности; проявляется в стремлении студента предвидеть возможные варианты в развитии системы образования, обосновывать их целе- и культуросообразность относительно ценностей субъектной педагогики.
Вузовский этап подготовки студентов к педагогической деятельности актуализирует проблему профессионального самоопределения студентов. В нашем исследовании (организации опытноэкспериментальной работы) профессиональное самоопределение выступает ключевым моментом профессиональной подготовки будущих педагогов, так как в нём находит отражение субъектная сущность современного человека, проявляется его готовность меняться в соответствии с изменениями в профессии, что становится значимой характеристикой педагогической деятельности в условиях педагогической культуры изменяющегося социума. С учётом вышеизложенного, мы считаем, что процесс подготовки к педагогической деятельности должен:
— обеспечить студенту возможность осмысления нормативов педагогической деятельности с учётом «актуальной» для изменяющегося социума педагогической культуры;
— сопровождаться переоценкой педагогических ценностей, принципов и стиля поведения, переосмыслением личностных качеств студента как будущего педагога;
— создавать условия для решения проблемы социокультурной адекватности студента принципам субъектной педагогики;
— предполагать не только усвоение уже отработанных форм педагогической деятельности, но и обеспечить поиск, а также разработку новых форм социальности.
Представленные в данной статье функции профессионального самоопределения студента в процессе его подготовки к педагогической деятельности должны найти своё отражение в системе педагогического образования, способствовать осознанию студентом: своего реального уровня развития, определению его соответствия новой ситуации его развития; своих желаний и возможностей, готовности реализовать потенциал своей личности в новых социокультурных условиях; объективности и необходимости нормативов профессионально-
педагогической деятельности, обусловленных требованиями изменяющего социума.
Литература
1. Аббаньяно, Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм / Н. Аббаньяно. - СПб., 1998.
2. Философский словарь. - М., 1999.