УДК 373.1.013
Г. Г. Солодова, Н. А. Боброва
ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ СОЦИУМА
В статье раскрывается проблема реализации модели становления профессионального самоопределения студентов в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, педагогическая культура.
G. G. Solodova, N. A. Bobrova
DESCRIPTION OF THEORETICAL MODEL OF FORMING THE STUDENTS’ PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN PEDAGOGIC CULTURE OF CHANGING SOCIETY
The article analyses problems of realizing the model of forming the professional self-determination within educational process at universities.
Keywords: professional self-determination, pedagogic culture.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что без специально организованной деятельности профессиональное самоопределение свойственно только для 20-25 % студентов. Обосновывая концептуальные подходы к становлению профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума, мы пришли к выводу о том, что «знаниевый» подход, который традиционно доминирует в организации образовательного процесса вуза, не может в полной мере обеспечить развитие субъектных характеристик студентов. В связи с этим возникает необходимость в переосмыслении вузовского этапа их подготовки к педагогической деятельности, обусловливающего становление профессионального самоопределения студентов.
Вузовский этап подготовки к педагогической деятельности рассматривается нами как начальный период профессионального раз-
вития личности, сущность которого - становление профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума. В контексте проблемы нашего исследования на этапе вузовской подготовки должны быть созданы условия, обеспечивающие развитие студента - будущего педагога как субъекта педагогической культуры. Как было отмечено ранее, уже в вузе студент должен развивать те черты и характеристики, которые позволяют ему овладевать принципами субъектной педагогики.
Педагогическое образование на этапе вузовской подготовки в ситуациях переходного состояния педагогической культуры должно нацеливать студентов на овладение преобразующими формами педагогической деятельности. Теоретический анализ проблемы педагогической культуры в изменяющемся социуме показал, что студент, получивший опыт инновационной деятельности в вузе,
оказывается способным реализовывать его на практике. Это значит, что становление профессионального самоопределения студентов на этапе вузовской подготовки должно быть обеспечено условиями, которые позволяют реализовывать его культуротворческую направленность, что становится возможным, если процесс обучения приобретает характер «позиционного обучения» (В. А. Сластенин), предполагающего формирование педагогической позиции студента, который реализует потенциал своей личности в условиях перехода системы образования на субъектную парадигму.
Отмечая значимость вузовского этапа подготовки студентов к педагогической деятельности, мы прежде всего акцентировали внимание на процессе преподавания педагогических дисциплин, которые имеют основополагающее значение для овладения профессией педагога. В нашей опытноэкспериментальной работе педагогические дисциплины выступают системообразующим компонентом в целостном процессе подготовки студентов к педагогической деятельности. Это обусловлено:
- во-первых, особенностью педагогической науки, которая базируется на выводах смежных с нею гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, представленных в образовательном процессе вуза как общеобразовательные компоненты, что привносит в содержание педагогической подготовки философскую, культурологическую и психологическую составляющие и обеспечивает социокультурную направленность в процессе овладения профессией;
- во-вторых, необходимостью педагогической науки для обоснования целе- и куль-туросообразности педагогической практики, на осмысление которой направлена педагогическая подготовка, и по отношению к которой самоопределяется студент, что позволяет ему
ориентироваться в изменении ценностносмысловых оснований педагогической деятельности;
- в-третьих, возможностью педагогической науки для обоснования социокультурного типа современного педагога в целях познания студентом требований к профессии, обусловленных особенностями педагогической культуры изменяющегося социума, что позволяет ему решать проблему своей социокультурной идентичности.
- в-четвертых, содержанием педагогических дисциплин, представленным в контексте педагогической культуры изменяющегося социума и позволяющим рассматривать его как поликультурное образовательное пространство для становления профессионального самоопределения студентов, что дает возможность приблизить учебно-познавательную деятельность будущих педагогов к реалиям современного им социума и нацеливать подготовку к профессиональной деятельности на решение проблем и преодоление противоречий, возникающих в системе образования.
Таким образом, в результате теоретического анализа, позволившего перенести концептуальные подходы к становлению профессионального самоопределения студентов на процесс их подготовки к педагогической деятельности и обобщения эмпирического материала, полученного в ходе исследования, мы пришли к пониманию цели, структуры и содержания вузовского этапа подготовки студентов, обеспечивающего становление их профессионального самоопределения в педагогической культуре изменяющегося социума. Применение метода моделирования данного процесса позволяет нам переосмыслить сложившийся опыт подготовки студентов к педагогической деятельности. Моделирование традиционно рассматривается как метод построения и исследования педагогических процессов с целью их осознания, описания, оценки, коррекции и преобразования.
В ходе анализа научной литературы по проблемам моделирования гуманитарного знания (В. А. Штофф, Н. Д. Ковальченко, М. Вартофский, К. Б. Батороев, И. А. Колесникова, Г. Б. Корнетов и др.) мы определили свою позицию относительно того, чем для нас является моделирование процесса становления профессионального самоопределения студентов на этапе вузовской подготовки и какое значение это будет иметь для практической деятельности по решению поставленных в нашем исследовании задач.
Для нашего исследования важно понимание сущности метода моделирования, который заключается в воспроизведении системы элементов, представляющих собой определенные стороны, связи, функции предмета исследования, выделение которых осуществляется посредством абстрагирования и идеализации его сущностных характеристик, обязательных для учета в организации деятельности, обеспечивающей эффективность реализации изучаемого процесса. Метод моделирования позволяет уточнить иерархию компонентов педагогического процесса (системы), уяснить взаимосвязи между ними, организовать и систематизировать теоретические представления об изучаемом явлении или процессе. Определяя понимание метода моделирования для нашей работы, мы акцентируем внимание на том, что теоретическая модель - это вспомогательное средство, позволяющее в процессе познания использовать ее как идеализированный объект, который представляет собой проект деятельности; модель содержит общее представление о том, каким образом необходимо выстраивать педагогическую деятельность в вузе (в целом и в рамках преподавания педагогических дисциплин) для достижения наилучших результатов.
Методологией, определяющей моделирование процесса становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося
социума, являются концептуальные подходы - историко-цивилизационный, социокультурный, аксиологический, межпарадиг-мальный, инновационный, технологический, акмеологический и субъектный, которые обусловливают содержательные и процессуальные характеристики образовательного процесса вуза.
При проектировании процесса становления профессионального самоопределения студентов на вузовском этапе мы опирались на идею активизации субъектного фактора в овладении личностью основами педагогической деятельности, а также на положение о поликультурности как одной из важнейших характеристик педагогической культуры изменяющегося социума, предполагающих создание ситуаций выбора и определения личной позиции. Такой подход в понимании процесса профессионального самоопределения позволяет представить теоретическую модель данного процесса, что усиливает прогностическую функцию моделирования.
Использование метода моделирования как научного инструмента в целях нашего исследования позволяет: представить процесс становления профессионального самоопределения студентов вуза, суть которого проявляется в развитии и совершенствовании субъектных характеристик личности; обосновать поэтапность в решении задач освоения педагогической деятельности с учетом особенностей педагогической культуры изменяющегося социума; обозначить уровни становления данного процесса; определить его содержание, т. е. представить процесс становления профессионального самоопределения студентов целостно, системно, с учетом полноты его характеристик и логичности в реализации конкретных этапов. Выстраивая таким образом образовательный процесс вуза, мы исходили из того, что теоретическая модель будет использоваться нами в качестве схемы для анализа, коррекции и преобразования подготовки студентов к педагогической
деятельности, обеспечивающей становление профессионального самоопределения.
В результате моделирования была построена теоретическая модель становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума на этапе вузовской подготовки к педагогической деятельности. Модель состоит из компонентов: целевого, концептуального, содержательного, процессуальнотехнологического и диагностико-результа-тивного, что отражает предметную и функциональную характеристики образовательного процесса вуза.
Обратимся к анализу представленной теоретической модели становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума, акцентируя внимание на овладении педагогическими дисциплинами. Итак, выстроенная нами модель становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума представляет собой результат переосмысления всех компонентов образовательного процесса вуза - целей, концептуальных подходов и принципов, содержания, организационных форм и методов обучения, диагностики результатов, а также позиции преподавателя в его взаимоотношениях со студентами.
Изучение изменяющегося социума показало, что в современных условиях востребованным оказывается педагог, проявляющий себя как субъект педагогической культуры; такой педагог обладает личностными качествами, которые делают его способным реализовывать педагогическую деятельность, ориентируясь на ценности субъектной педагогики, позволяют решать проблему социокультурной идентичности. Данный образ выступает для студента - будущего педагога - как воплощение эталона, который рассматривается нами в качестве одной из ведущих тенденций, определяющих развитие
педагогической культуры в изменяющемся социуме, а потому целевой компонент в модели становления профессионального самоопределения ориентирует образовательный процесс вуза на развитие субъектных характеристик студента.
Возможность осмысливать конкрет-
ные характеристики образа современного педагога и соотносить их с особенностями своей личности актуализируется в процессе становления профессионального самоопределения студента, проявления его «Я-концепции», т. е. в восприятии самого себя студент начинает ощущать рассогласование между «Я-актуальное» (реальное) и «Я-идеальное» (потенциальное). Таким образом, в процессе становления профессионального самоопределения студент воспринимает себя человеком, развивающимся относительно временных и социокультурных изменений, т. е. «Я-динамическое» становится одной из значимых характеристик его личности, а овладение педагогической профессией изначально приобретает личностноориентированную направленность. Таким образом, целевой компонент в модели становления профессионального самоопределения ориентирует образовательный процесс вуза на развитие субъектных характеристик личности. На этапе вузовской подготовки студент занимает позицию субъекта учебнопознавательной деятельности, которая реализуется посредством сформированности профессионально-значимых умений:
• получать знания о требованиях (нормативах, ценностях), которые предъявляет профессия к личности будущего педагога, с учетом возможных изменений в социокультурной ситуации;
• получать представление о возможностях образовательного процесса вуза в целях формирования когнитивного образа будущей профессии;
• анализировать и оценивать особенности своей личности в соответствии с требования-
ми будущей профессии и социокультурной ситуации (т. е. определять социокультурную идентичность);
• оценивать необходимость различных форм и видов учебно-познавательной деятельности для решения конкретных задач будущей профессиональной деятельности и профессионального саморазвития;
• анализировать и оценивать результаты учебно-познавательной деятельности с позиции будущей профессии.
Становление профессионального самоопределения студентов осуществляется поэтапно. Учет особенностей педагогической культуры изменяющегося социума позволил выделить следующие этапы и соотнести их с видами учебно-познавательной деятельности студентов: информационно-
ориентированный (в учебно-познавательной деятельности), практико-ориентированный (на педагогической практике) и оценочнорезультативный (в процессе самопознания особенностей своей личности и уровня достижений относительно ценностей субъектной педагогики).
Концептуальные подходы и принципы, обеспечивающие становление профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума, позволили разработать содержательный, процессуально-технологический и диагностико-результативный компоненты представленной модели.
Концептуальный компонент модели становления профессионального самоопределения предполагает создание образовательной среды вуза на основе историко-цивилизационного, социокультурного, аксиологического, межпарадигмаль-ного, инновационного, акмеологического (личностно-ориентированного) и субъектного подходов, обеспечивающих учет и целенаправленное использование влияний педагогической культуры изменяющегося социума на формирование будущего педагога, а также
принципов (культуросообразности, поликультурности, альтернативности, проблематичности, диалогичности и самоопределения), реализация которых в образовательном процессе вуза способствует развитию субъектных характеристик студента, предполагает активное применение знаний о педагогической культуре изменяющегося социума в педагогической деятельности, основанной на ценностях субъектной педагогики.
Содержательный компонент в модели становления профессионального самоопределения предполагает организацию учебнопознавательной деятельности студентов -будущих педагогов, направленную на освоение гуманитарных дисциплин (включая педагогические) о педагогических процессах и явлениях, педагогической деятельности; это знания методологического, теоретического и методического плана. Реализация данного компонента обеспечивается освоением содержательных характеристик становления профессионального самоопределения, которые позволяют осваивать научные и ценностно-смысловые основания педагогической деятельности, ориентироваться в поликультурности, неопределенности и противоречивости педагогической культуры изменяющегося социума.
Содержательный компонент модели актуализирует прежде всего познавательноориентационную и ценностно-ориентационную содержательные характеристики профессионального самоопределения студентов, что позволяет ему осознавать сущностные характеристики педагогических процессов и явлений, приобретать знания об изменениях в педагогической культуре изменяющегося социума и формировать личный образ профессии и нормативов педагогической деятельности; позволяет будущему педагогу обосновывать социокультурную значимость педагогической деятельности, формулировать ценности-цели, определяющие гуманистиче-
скую направленность воспитательно-образовательного процесса учебного учреждения.
Реализация содержательного компонента модели предполагает изменение содержания педагогических дисциплин (инвариантной и вариативной части) путем включения знаний, умений и навыков, а также компетенций, направленных на познание педагогической культуры изменяющегося социума и самопознания особенностей своей личности относительно ценностей субъектной педагогики.
Преобразование содержания инвариантной части педагогических дисциплин («Педагогика», «Педагогики и психология», «Основы педагогического мастерства», «Методика преподавания спецдисциплин» и др.) должно происходить с учетом разработанных нами содержательных характеристик становления профессионального самоопределения студентов, а также концептуальных подходов и принципов, обеспечивающих их реализацию в педагогической культуре изменяющегося социума. Вариативная часть преподавания педагогических дисциплин позволяет использовать такие формы учебно-познавательной деятельности, как видеолекции, дидактический театр, встречи с педагогами-новаторами и выпускниками факультетов, экскурсии в системе дополнительного образования (научные кружки, клубы, олимпиады, конкурсы и т. д.) и т. д.
Процессуально-технологический компонент модели становления профессионального самоопределения реализуется посредством применения организационных форм, методов и средств образовательного процесса вуза, которые предполагают создание ситуаций, позволяющих ему реализовывать позицию субъекта в педагогической культуре изменяющегося социума, т. е. быть «созидателем» образа педагога и нормативов педагогической деятельности. Реализация данного компонента обусловливает практико-ориентированную содержатель-
ную характеристику становления профес-
сионального самоопределения студентов и позволяет им овладевать формами, методами и технологиями субъектной педагогики, приобретать опыт преобразующей деятельности.
Диагностико-результативный компо-
нент модели предполагает выявление уровня становления профессионального самоопределения студентов и обусловливает развитие личностного потенциала в овладении научными основами педагогической деятельности. Реализация этого компонента в процессе подготовки студентов к педагогической деятельности актуализирует личностно-
ориентационную содержательную характеристику становления профессионального самоопределения, что обусловливает формирование «Я-концепции» будущего педагога, соотнесенную с социокультурным типом современного педагога, а также формирование позитивного отношения к себе как субъекту профессионального развития.
Важным для нашего исследования было определение характеристик, раскрывающих педагогические условия эффективного функционирования модели становления профессионального самоопределения студентов в процессе их подготовки к педагогической деятельности. Анализ проблемы, представленный в предыдущих параграфах нашего исследования, позволяет выделить следующие условия:
а) социокультурные, требующие учета изменений, происходящих в педагогической культуре современного социума, - модернизация, происходящая в системе образования; поликультурность педагогической науки; плюралистичность и противоречивость теоретических оснований и научных подходов в решении проблем; динамичность происходящих процессов и т. д.;
б) психолого-педагогические, определяющие доминирование субъективного фактора в процессе организации воспитательнообразовательного процесса, т. е. студент в процессе познавательной деятельности дол-
жен иметь возможность выявлять профессионально-педагогическую позицию, которая рассматривается как результат становления профессионального самоопределения личности будущего педагога.
На примере естественно-научных факультетов КемГУ можно представить следующие этапы в организации образовательного процесса вуза и обосновать их целесообразность для становления профессионального самоопределения студентов
Информативно-ориентированный - самоопределение в профессии - представлен курсами педагогических дисциплин (1-3 курсы) - «Введение в педагогическую профессию», «Педагогика», «Педагогика и психология» и др., что предполагает актуализацию исходной позиции студентов. На этом этапе происходит первоначальное знакомство с профессией педагога, для студентов создаются ситуации, когда они познают многообразие педагогической деятельности, особенности ее осуществления в зависимости от социокультурных условий, им предлагается осознать образ современного педагога, оценить свою готовность к выполнению многообразных функций и соответствие личностных качеств требованиям современности.
Учебная дисциплина «Педагогика» («Педагогика и психология») предполагает систематическое и последовательное овладение теоретическим знаниями о сущностных характеристиках педагогических процессов и явлений, о поликультурности педагогической культуры в изменяющемся социуме, познание самого себя как будущего педагога и т. д. Этот курс является ведущим в становлении личности современного педагога, а потому так важно, чтобы в результате у студента сформировался когнитивный образ будущей профессии, когда исходная позиция студента обогащается педагогическими знаниями и опытом, выработанными человечеством и сохраненными в педагогической культуре. На этом этапе важно актуализировать тот
опыт и знания, которые значимы для решения задач современного социума.
Практико-ориентированный (3-4 курсы) - самоопределение в профессиональной деятельности - реализуется в овладении учебными дисциплинами, имеющими практическую направленность. В учебном плане определен курс «Методика преподавания спецдисциплин» и спецкурсы по педагогике - «Основы педагогического мастерства» и «Акмеология», а также педагогическая практика. На этом этапе акцент делается на развитии умений применять теоретические знания по педагогическим дисциплинам в практической деятельности, а потому проведение данных занятий требует специально разработанной методики.
Особое значение имеет курс «Акмеоло-гия», когда студент получает возможность познавать себя относительно реалий современного социума, выстраивать свой образ профессионала, оценивать уровень сформи-рованности профессионально-необходимых качеств.
Оценочно-результативный (4-5 курсы) - сформированность когнитивного образа будущей профессии - студент проходит педагогическую практику, т. е. имеет возможность реализовать созданный им образ современного педагога и проявить сформированную профессионально-педагогическую позицию, выявить возможные противоречия и трудности в ее реализации.
На этом этапе студент сдает государственный экзамен по педагогическим дисциплинам и пишет выпускную квалификационную работу по одной из актуальных проблем развития личности. У студента создается возможность проявить концептуальность и интегративность своей профессиональнопедагогической позиции, реализовать культуротворческую функцию в решении проблемы, сформулированной в его выпускной работе.
Ключевым компонентом в реализации модели становления профессионального самоопределения студентов мы считаем формирование когнитивного образа будущей профессии, в котором проявляется личностное понимание профессии педагога, обоснование ее ценностно-смысловой основы и ориентация студента на овладение демократическим стилем педагогической деятельности. Освоение педагогических дисциплин обусловливает развитие таких важных характеристик профессионально-педагогической позиции студента, как ее субъектность, си-
стемность, альтернативность, открытость, динамичность и т. д., которые обусловливают проявление субъектных характеристик личности будущего педагога.
Реализация разработанной нами модели предполагает, что в результате последовательной и многоэтапной учебнопознавательной деятельности студентов, реализуемой в образовательном процессе вуза, сформируется будущий учитель, в личности которого проявляются черты, характеризующие его как субъекта педагогической культуры.
УДК 378.147
С. Л. Лесникова, И. Н. Белянина
ПРЕОДОЛЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ12
В статье раскрываются понятия «познавательные барьеры», «уровни сформированности познавательных барьеров», критерии и показатели. Предлагается содержательное наполнение педагогической модели преодоления студентами познавательных барьеров в обучении. Преодоление познавательных барьеров студентами первого курса мы рассматриваем как условие их успешной адаптации к образовательному процессу вуза.
Ключевые слова: адаптация к обучению в вузе, познавательные барьеры, преодоление познавательных барьеров, показатели критериев сформированности познавательных барьеров.
S. L. Lesnikova, I. N. Belyanina
OVERCOMING BARRIERS STUDENT COGNITIVE AS A CONDITION OF SUCCESSFUL ADAPTATION TO TRAINING IN HIGHER EDUCATION
The article describes the concepts of «cognitive barriers,» «levels of formation of the cognitive barriers,» criteria and indicators. It proposes meaningful content of pedagogical models to overcome the cognitive barriers to students’ learning. Overcoming cognitive barriers to first-year students, we consider as a condition for their successful adaptation to the educational process at the university.
Keywords: adaptation to higher education, cognitive barriers, overcoming the cognitive barriers, indicators of criteria of the cognitive barriers’ formation.
12 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в условиях формирования, сохранения и укрепления ее здоровья», проект № 11-16-42005а/Т