Серия «Психология»
И 3 ВЕСТИЯ
2017. Т. 20. С. 39-43
Иркутского государственного университета
Онлайн-доступ к журналу: http://izvestia_psy.isu.ru/ru/index.html
УДК 159.95 + 372.3/4
Полимодальное восприятие младших школьников с задержкой психического развития
И. Ю. Мурашова, В. А. Бандурина
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация. Проблема исследования определяется необходимостью поиска эффективных путей восприятия учебной информации младшими школьниками с задержкой психического развития (ЗПР) через расширение представлений об их полимодальном восприятии. Анализируются результаты исследования полимодального восприятия первоклассников с ЗПР. Определено процентное соотношение ведущих и неведущих (активных, инактивных) модальностей в структуре полимодального восприятия. Установлены достоверные различия по частоте встречаемости активных, инактивных модальностей, гармоничных и дисгармоничных профилей в индивидуальной структуре полимодального восприятия у детей с ЗПР и с нормальным психическим онтогенезом. Выявленные особенности полимодального восприятия младших школьников с задержкой психического развития следует учитывать при создании информационно-образовательной среды в школе.
Ключевые слова: задержка психического развития, ведущая модальность восприятия, активные и инактивные неведущие модальности восприятия, профиль полимодального восприятия.
Значение полимодального восприятия человека в развитии его когнитивной сферы признается специалистами различных научных областей.
Изучением отдельных сенсорных модальностей занимались Б. Г. Ананьев, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев и мн. др. [1; 3]. Данные об исследовании полимодального восприятия представлены в работах Т. Н. Бандурки и И. Ю. Мурашовой [2; 5; 6; 8]. Вместе с тем именно особенности полимодальной переработки информации младшими школьниками с задержкой психического развития фактически не изучались.
По данным А. А. Гостар, Е. Л. Инденбаум, задержка психического развития рассматривается исследователями как вариант психического дизонто-генеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития, так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой и когнитивной сфер, не достигающей умственной отсталости [4].
Нам представляется, что изучение особенностей полимодальной работы основных каналов восприятия младших школьников расширит представления о специфике нарушений полимодального восприятия при ЗПР, что чрезвычайно важно для создания специальной сенсорно-образовательной информационной среды в коррекционно-развивающей работе с этим контингентом.
Целью нашего исследования было изучение и анализ особенностей полимодального восприятия (ПмВ) первоклассников с ЗПР, а также разработка рекомендаций по его совершенствованию. Для изучения индивидуальной структуры ПмВ первоклассников использовалась методика диагностики полимодального восприятия И. Ю. Мурашовой [7; 9]. Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 29 г. Иркутска. Обучающиеся первых классов с задержкой психического развития вошли в целевую группу (ЦГ), а обучающиеся с нормой психического развития составили контрольную группу (КГ).
Перейдем к анализу результатов исследования.
Количественное распределение испытуемых ЦГ и КГ по частоте проявления ведущих зрительной, тактильно-кинестетической, слуховой модальностей показывает, что у первоклассников обеих сопоставляемых групп немного преобладает ведущая зрительная сенсорно-перцептивная модальность по сравнению с тактильно-кинестетической, причем в контрольной группе таких детей несколько больше. Так, детей с ЗПР, имеющих ведущую зрительную модальность, оказалось 44 %, а в КГ - 54 %. Испытуемых с ведущей тактильно-кинестетической модальностью - 22 %, в группе детей с ЗПР - ненамного больше, чем в группе детей с нормальным психическим развитием, где таких детей оказалось всего около 18 %. По ведущей слуховой модальности количество детей сопоставляемых групп различается незначительно - 33 (ЦГ) и 27 % (КГ). В целом в обеих группах отмечается равномерное распределение детей по трем ведущим модальностям, различия незначимы, следовательно, можно сделать вывод, что между первоклассниками с ЗПР и их сверстниками с нормальным психическим развитием нет особых различий по частоте проявлений отдельных ведущих модальностей.
Анализ данных в сопоставляемых группах по частоте встречаемости одновременно двух активных неведущих модальностей восприятия показал, что в группе детей с ЗПР достоверно реже наблюдаются активными сразу две неведущие модальности в структуре ПмВ, чем в группе детей с нормальным психическим онтогенезом, - 11 и 63 % соответственно, при р < 0,01.
Следует отметить, что к инактивным модальностям относились прикрытые, со слабой полимодальной активностью и закрытые, с крайне слабой активностью модальности. В сопоставляемых группах не встретилось ни одного ребенка, у которого бы инактивными оказывались сразу две неведущие модальности, у всех первоклассников, индивидуальная структура ПмВ которых обнаруживала дисгармоничность, инактивной оказывалась лишь одна неведущая модальность, а две другие были, соответственно, ведущей и открытой неведущей.
Частота встречаемости испытуемых целевой и контрольной групп с одной инактивной модальностью восприятия выявила, что в КГ не встретилось ни одного ребенка с крайне слабыми модальностями, закрытыми, когда в ЦГ таких обнаружилось 22 % со слуховой и 11 % с тактильно-кинестетической. Со зрительной закрытой модальностью в КГ также не вы-
явилось ни одного ребенка. В группе детей с ЗПР оказалось с прикрытыми зрительной модальностью, с тактильно-кинестетической - 11 %, а со слуховой - 33 %. Мы наблюдаем, что значимо чаще испытуемые с ЗПР (всего 55 %) имеют инактивными слуховую (закрытую и прикрытую) модальность, чем в КГ, где таких всего 9 % при р < 0,02. Такое распределение испытуемых дает основание предположить, что в ЦТ наблюдается игнорирование слуховой модальности в пользу зрительной и тактильно-кинестетической. Как известно, при обучении ведущим является слуховой метод подачи образовательной информации, следовательно, испытуемые с ЗПР будут испытывать трудности в восприятии слуховой образовательной информации.
Данные в выборках по частоте встречаемости активных и инактивных модальностей обнаружили, что в ЦГ достоверно чаще имеются инактивные модальности восприятия в структуре ПмВ, чем активные, при р < 0,0001. Вместе с тем в КГ разница между встречаемостью активных и инактивных модальностей в структуре ПмВ незначима. Одновременно различия между выборками также определяются и в частоте встречаемости инактивной модальности восприятия в структуре ПмВ. Мы видим, что подавляющее большинство (88 %) детей с ЗПР имеют инактивные модальности, в то же время таких обучающихся с нормой психического развития встретилось достоверно реже, чуть больше трети всего состава (36 %), достоверность определяется прир < 0,0003.
Полученные результаты о наличии открытых, прикрытых и закрытых модальностей позволили установить индивидуальные типы профиля полимодального восприятия. В группе детей с ЗПР по численности на первом месте оказались первоклассники с дисгармонично-избирательным типом профиля, всего 55 %, что чаще, чем с дисгармонично-инертным (33 %), и достоверно чаще, чем с гармоничным (11 %), при р < 0,0001. Детей в КГ с гармоничным профилем оказалось больше половины - 63 %, а у 36 % первоклассников выявлялся дисгармонично-избирательный профиль, различия из-за малой выборки недостоверны, но тенденции показывают, что с дисгармонично-избирательным профилем в КГ наблюдалось почти вдвое меньше детей, чем с гармоничным. Испытуемых с инертным профилем в этой выборке не обнаружилось вовсе. Сопоставление групп по частоте встречаемости гармоничных профилей выявляет, что в группе детей с ЗПР достоверно реже обнаруживается гармоничный профиль, чем в КГ, - 11 и 63 % соответственно, при р < 0,01.
Таким образом, всего с дисгармоничными профилями ПмВ, избирательным и инертным, в ЦГ оказалось около 90 % обучающихся. Такие результаты соотносятся с положением А. Р. Лурии о том, что одной из закономерностей нарушенного развития является нарушение приема и переработки информации. Значит, выявленные негативные особенности полимодального восприятия первоклассников с ЗПР обусловливают у них трудности приема и переработки учебной информации в образовательном процессе. Следовательно, для повышения эффективности усвоения программного учебного материала с первоклассниками, имеющими задержку психическо-
го развития, психологу следует проводить специальную работу по совершенствованию полимодального восприятия с учетом их индивидуального полимодального профиля.
Мы считаем, что условием совершенствования ПмВ младших школьников, имеющих задержку психического развития, является реализация курса коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» для обучающихся первых классов по АООП для детей с ЗПР с учетом их индивидуальной структуры полимодального восприятия. В таком случае параллельно с основными целями традиционно проводимой психологической работы каждое занятие будет преследовать также цель совершенствования полимодального восприятия детей, предусматривающего активизацию разных модальностей восприятия и развитие интеграции трех модальностей восприятия в информационной образовательной среде.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б. Г. Ананьев// Познавательные процессы: ощущение, восприятие. - М. : Педагогика, 1982. -С. 9-31.
2. Бандурка Т. Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания : монография / Т. Н. Бандурка. - Иркутск : Оттиск, 2005. - 204 с.
3. Зинченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира / В. П. Зинченко // А. Н. Леонтьев и современная психология. - М. : Педагогика, 1983. - С. 140-149.
4. Инденбаум Е. Л. Становление познавательной деятельности детей с лёгким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях / Е. Л. Инденбаум, А. А. Гостар // Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 4-10.
5. Мурашова И. Ю. Полимодальное восприятие детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи / И. Ю. Мурашова // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете : сб. материалов юбил. конф. В 5 т. Т. 4 / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. - М. : Когито-Центр, 2015. - С. 231-233.
6. Мурашова И. Ю. Роль полимодального восприятия в речевом развитии ребенка [Электронный ресурс] / И. Ю. Мурашова // Crede Experrto: транспорт, общество, образование, язык : междунар. информ.-аналит. журн. - 2015. - № 1. - URL: http ://ce.if-mstuca.ru/index.php/issue2015-1.
7. Мурашова И. Ю. Содержательные аспекты исследования полимодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста / И. Ю. Мурашова // Сиб. пед. журн. - 2015. - № 2. - С. 166-169.
8. Мурашова И. Ю. Структура полимодального восприятия и её особенности у дошкольников седьмого года жизни с общим недоразвитием речи / И. Ю. Мурашова // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : кол. монография / под. ред. И. В. Андулян. - Уфа : Аэтерна, 2016. - С 138-151.
9. Мурашова И. Ю. Диагностика индивидуальной структуры полимодального восприятия детей с общим недоразвитием речи / И. Ю. Мурашова // Междунар. науч.-исслед. журн. - 2017. - № 2 (56), ч. 3. - С. 70-74.
Multimodal Perception of Primary School Children with Developmental Delay
I. J. Murashova, V. A. Bandurina
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. There is need to find effective ways for primary school children with developmental delay to perceive teaching information by learning more about their multimodal perception. The results of the study of multimodal perception of the first-graders with developmental delay are analyzed. Percentage ratio of basic and non-basic (active, non-active) modalities in the structure of multimodal perception is identified. Differences in frequency of active, non-active modalities, harmonic and disharmonie profiles in the individual structure of multimodal perception of children with developmental delay and children with normal psychic development are clearly identified. These peculiarities of multimodal perception of primary school children with developmental delay need to be taken into account when creating information educational environment at school.
Keywords: developmental delay, basic modality of perception, active and non-active nonbasic modalities of perception, multimodal perception profile.
Мурашова Ирина Юрьевна кандидат психологических наук, кафедра комплексной коррекции нарушений детского развития Иркутский государственный университет 664003 г. Иркутск, К. Маркса, 1 e-mail: [email protected]
Бандурина Виктория Александровна бакалавр, отделение педагогического, социального и специального образования Иркутский государственный университет 664003 г. Иркутск, К. Маркса, 1 e-mail: [email protected]
Murashova Irina Juryevna
Candidate of Sciences (Psychology),
Department of Comprehensive
Modification of Disturbance of Child
Development
Irkutsk State University
1, K. Marx st., Irkutsk, 664003
e-mail: [email protected]
Bandurina Viktoria Aleksandrovna Bachelor of Science, Department of Pedagogical, Social and Special Education
Irkutsk state University 1, K. Marx, Irkutsk, 664003 e-mail: [email protected]