УДК 159.9
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
© 2013Хизроева З. М., Абдулвагабова П.О.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье представлены психологические особенности учебной мотивации студентов-второкурсников и выпускников по двум аспектам: содержательному и динамическому. Эмпирическое исследование уровня учебной мотивации по параметрам «приобретение знаний», «овладение профессией» и «получение диплома», а также структурным характеристикам (дифференциация компонентов мотивации) выявило определенные различия: параметр «получение диплома» у выпускников выражен сильнее, чем у второкурсников; дифференциация компонентов более динамична.
The article discusses psychological peculiarities of the motivation learning of second year students and senior students according to two aspects: the contents of motivation and its dynamics. Empirical study of the motivation learning according to the following parameters: "acquisition of knowledge», "mastering profession», "diploma getting» and differentiating components of the structure of motivation has revealed definite differences.
Ключевые слова: учебная мотивация, содержательный аспект, динамика мотивации, структура, дифференциация.
Keywords: learning motivation, contents, motivation dynamics, structure, differentiation.
Анализу мотивации учебной деятельности школьников и студентов в педагогической психологии уделяется достаточно большое внимание, где общепринятым является выделение содержательной и динамической ее сторон. При этом подчеркивается диалектическое единство этих сторон мотивации. Отметим, что к содержательным аспектам относятся те, которые связаны с внутренними особенностями самой деятельности и со становлением человека как субъекта этой деятельности, а именно действенность, т. е. переход побуждений в реальное действие; осознанность;
самостоятельность; доминирующий
характер в структуре; процессуальный или результативный характер мотивации.
К динамическим характеристикам мотивации относятся: устойчивость, неситуативность, эмоциональная окраска, степень удовлетворенности-
неудовлетворенности, модальность,
быстрота возникновения, сила, интенсивность, переключаемость,
выраженность и др., где речь идет о
функционально-энергетической стороне мотивации [4].
В изучении проблемы мотивации учебной деятельности студентов выделяется два основных подхода: первый, когда изучаются один или несколько мотивов учебной деятельности, его содержательные или динамические характеристики (Е. Н. Ильин, В. А. Якунин, Г. А. Мухина, А. Н. Печников, М. В. Вовчик-Блакитная, Ф. А. Рахматуллина и др.). Исследователи первого подхода изучают психологическое содержание и проявление тех или иных мотивов в учебной деятельности студентов, в результате чего были выделены следующие виды мотивов:
профессиональные, личного престижа, прагматические и познавательные. В изменившихся социально-экономических условиях претерпели изменения мотивы поступления в вуз, где только 43% опрошенных первокурсников имеют ориентацию на овладение профессией. На втором курсе доминирующим становится мотив личного престижа, на третьем - оба этих мотива, на четвертом курсе
добавляется прагматический. Таким образом, исследование учебной мотивации с позиции первого подхода в отечественной психологии позволяет отдельно изучить какой-либо один или несколько мотивов.
Во втором подходе с позиции системно-структурного подхода
мотивация понимается как сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, динамической системы мотивов (Н. М. Якобсон, В. Г. Асеев, Е. В. Шорохова, А. К. Маркова, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя и др.). Как динамическое, развивающееся, целостное образование учебная мотивация включает побуждения разного уровня и плана в их сложной взаимосвязи, у которых, по мнению А. К. Марковой, наблюдается особенность, складывающаяся из постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений [4].
В педагогической психологии в 80-90 годах XX века были проведены исследования учебной мотивации студентов с позиции системно-структурного подхода (Е. И. Савонько, Н. М. Симонова, И. П. Именитова, З. М. Хизроева) по изучению содержательных и динамических особенностей учебной мотивации, исходя из базовых положений отечественной психологии:
иерархизированности (соподчиненности) потребностей человека, системности, динамичности, означающей подвижность ситуационной соподчиненности
потребностей, мотивов, целей,
непостоянство их связей [2, 3, 7].
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность,
рассматриваемую в данном случае как деятельность учения или учебную деятельность. Учебная мотивация определяется целым рядом
специфических факторов, среди которых: образовательная система,
образовательное учреждение,
организация образовательного процесса, субъектные особенности обучающихся, субъектные особенности педагога, специфика учебного предмета и т. д.
В педагогической психологии в последние годы накоплен материал по
изучению субъектных особенностей (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и т. д.), влияющих на успешность учебной деятельности школьников и студентов. При этом отмечается, что успешность учебной деятельности студентов определяется взаимодействием и взаимовлиянием мотивации, казуальной атрибуции, самооценки, уровня тревожности, локуса контроля и других важных субъектных характеристик [1, 5, 6].
Исходя из предположения о том, что учебная мотивация как внутренний источник активности и как фактор эффективности учебной деятельности тонко реагирует на внешние условия (социально-экономическая ситуация в стране, переоценка ценностей и т. д.), нами было организовано эмпирическое исследование учебной мотивации у второкурсников и пятикурсников (70 студентов второго курса и 70 студентов 5 курса филологического направления), при этом в исследовании учебной мотивации были выделены два аспекта: содержательный, диагностика которого проводилась с использованием методики Е. Н. Ильиной «Мотивация обучения в вузе» [3], и динамический аспект учебной мотивации с использованием методики Н. М. Симоновой, позволяющей проследить за внутриструктурными изменениями учебной мотивации, выявить доминирующую мотивационную ориентацию (на процесс, результат, внешнюю оценку, давление) [7].
Сравнительный анализ
содержательного аспекта учебной мотивации студентов второго и выпускного курсов филологического направления, выполненного с помощью параметрического критерия 1-Стьюдента, выявил, что статистически значимые различия обнаружены лишь при сравнении мотивации получения диплома (р-0,005). По другим шкалам различий не получено (р-0,148 и р-0,238). Полученные результаты представлены в таблице 1.
Результаты исследования
содержательного аспекта учебной мотивации студентов-второкурсников свидетельствуют о том, что все три параметра (овладение знаниями,
получение профессии, получение диплома) имеют равную значимость, в то время как для пятикурсников параметр получения диплома получил
первостепенную значимость.
Таблица 1 Результаты сравнительного анализа учебной мотивации студентов 2 и 5 курсов
Приобретение знаний
Овладение профессией
Получение диплома
курс
Кол-во испытуемых
Средние значения
70
70
70
70
70
70
5,3114
5,9314
4,1714
4,5714
6,8714
7,6657
Стандартное отклонени
2,61221
2,42066
2,23912
1,72426
1,97206
1,26902
Таблица 2
Критерий ЬСтью-дента Число степеней свободы а! Уровень значимости Б1д. (24а1Ы)
Приобретен ие знаний -1,457 138 0,148
Овладение профессией -1,184 138 0,238
Получение диплома -2,834 138 0,005
Структурные особенности учебной мотивации пятикурсников, а именно внутриструктурная динамика
компонентов внутренней и внешней мотивации (дифференциация,
упорядоченность), имеют более выраженный характер.
Диагностика структуры учебной мотивации у второкурсников и пятикурсников включала три замера: в начале сентября 2012 года, в декабре 2012 года и в марте 2013 года, в результате чего получена структура учебной мотивации, которая позволила наглядно выявить наличие или отсутствие доминирующей мотивационной ориентации. Кроме того, выявление структуры учебной мотивации позволило выявить две важные ее динамические характеристики:
стремление к дифференциации и упорядоченности внутриструктурных компонентов.
Анализ представленности учебной мотивации второкурсников по
параметрам доминирующей
мотивационной ориентации и
внутриструктурных изменений выявил, что у большинства испытуемых (38 студентов) доминирующей
мотивационной ориентацией является внешняя мотивация - ориентация на оценку, похвалу, признание.
Представленность учебной мотивации первокурсников отличается
нандф ференцированностью четырех ооно вных компонентов (процесс, с результат, внешняя оценка, давление).
СН&й2Шмер, во всех трех измерениях на место
выходила внешняя 0ориентация «В». В третьем замере к компоненту внешней мотивации
(Лприсоединяется компонент внутренней
зации «Р» (результат), и структура "учебной мотивации может быть
представлена следующим образом (табл.
3):
Таблица 3
1 2 3 4
ы 1 В ПР Д
ер м 2 В ПР Д
а со 3 РВ П Д
У пятикурсников представленность учебной мотивации отличается внутриструктурной дифференциацией. Большинство придают экстремальную важность внешней мотивации, на втором месте - ориентация на результат, а процессуальная мотивация заняла третье место.
Проведенный сравнительно-сопоставительный анализ учебной мотивации показал, что второкурсники еще недостаточно хорошо умеют
отрефлексировать значимое и
незначимое, приоритетное и
второстепенное. Наряду с ориентацией на получение знаний студенты придает большую значимость внешней оценке. Учебная мотивация пятикурсников отличается большей
дифференцированностью компонентов структуры и выраженностью
ориентацией на внешнюю оценку.
Проведенное исследование
подтверждает зависимость учебной мотивации от возраста испытуемых, года обучения в вузе, личностных интересов, ожиданий. Учебная мотивация тонко
2
5
2
5
реагирует на социально-эконо-мические | изменения.
Примечания
1. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 3545. 2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2003. 3. Ильин Е. Н. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2008. 4. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 5. Магдиева Э. А. Влияние казуальной атрибуции на мотивацию учебной деятельности студентов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Психологические науки: Акмеология образования. Т. 12. 2006. № 1. С. 111-115. 6. Муталимова А. М. Влияние казуальных атрибуций достижений на школьную тревожность, мотивацию и успешность учебной деятельности студентов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль. 2010. 7. Хизроева З. М. Устойчивость учебной мотивации в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1989. 16 с.
Статья поступила в редакцию 16.03.2013 г.