газеты» (дата обращения: 18.03.2016).
4. Туревский И.М. Психомоторная подготовленность человека: структура, онтогенез, практика: монография. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. 365 с.
Туревский Илья Маркович, д-р пед. наук, проф., turimaagmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Бородаенко Владимир Николаевич, канд. пед. наук, доц., turimaagmail.com, Россия, Тула, Тульский филиал Российской правовой академии Минюста РФ
TRAINING STUDENTS IN COMPLEX GTO IN THE MODERNIZATION FORMS OF WORK
DEPARTMENT OFPHYSIAL EDUCATION
I.M. Turevsky, B.N. Borodaenko
The experiment examined the effectiveness of non-traditional work organization in the process of physical training with students of the main group. In the pilot study determined motor abilities of students and based on this distribution by subgroups with the most advanced physical qualities. In these groups, studies were carried out using the preferred means. The high efficiency of such complex organization of classes.
Key words: monitoring, students, physical education, movement quality, integrative indicators, motivational sphere, GTO.
Turevsky Ilya Markovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, turimaagmail. com, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy,
Borodaenko Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, turimaagmail.com, Tula, Tula branch of the Russian Legal Academy of the Ministry of Justice,
УДК 796.011
КОРРЕКЦИЯ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК С УЧЕТОМ СОМАТОТИПА ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ШЕЙПИНГОМ
М.Н. Чапурин, Е.Н. Симзяева
Проанализированы особенности морфофункционального состояния студенток, занимающихся шейпингом. Представлена разработанная программа занятий шейпингом с учетом соматотипа, способствующая целенаправленной коррекции телосложения студенток.
Ключевые слова: морфофункциональное состояние, соматотип, студентки, шейпинг.
Физическое воспитание в высших учебных заведениях является неотъемлемой частью образования. От качества организации и проведения занятий со студентами зависят уровень их физической подготовленности и
здоровья, а также отношение к физической культуре по окончании высших учебных заведений. Центром внимания в деятельности кафедр физического воспитания вуза остаются предусмотренные учебными программами нормативы и тесты, а не сам студент, его ценностные ориентации и потребности [1, 3]. Специалисты указывают на необходимость поиска новых нетрадиционных технологий для организации занятий по физическому воспитанию в вузе [5]. Одним из таких видов двигательный активности может быть шейпинг [2, 3, 4].
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена объективным противоречием между существующим программным обеспечением физического воспитания студенток, занимающихся шейпингом, с одной стороны, и недостаточной научно-методической разработанностью вопросов коррекции телосложения с учетом индивидуального своеобразия морфофункционального состояния, обеспечивающего повышение эффективности занятий шейпингом, с другой.
Проблема нашего исследования, направленного на поиск путей разрешения этого противоречия, сформулирована следующим образом: каковы особенности морфофункционального состояния студенток, занимающихся шейпингом?
Цель исследования - изучение особенностей морфо-функционального состояния студенток вуза, занимающихся шейпингом.
Для достижения цели исследования последовательно решались три задачи:
1. Теоретически исследовать проблему коррекции морфофункционального состояния студенток в процессе физического воспитания.
2. Выявить особенности морфофункционального состояния студенток.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность программы индивидуальной коррекции морфофункционального состояния студенток, занимающихся шейпингом.
Для решения поставленных задач исследования был использован комплекс методов: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; соматометрия; функциональная диагностика; педагогический эксперимент; математическая статистика.
Новизна исследования заключается в следующем:
1. Определены особенности морфофункционального состояния студенток для направленного построения занятий шейпингом.
2. Разработан комплекс средств коррекции фигуры с учетом соматотипа студенток, занимающихся шейпингом.
3. Экспериментально обоснована программа индивидуальной коррекции морфофункционального состояния студенток.
Практическая значимость исследования. Разработаны и внедрены в практику работы оздоровительных клубов методические рекомендации по реализации индивидуального подхода к коррекции телосложения занимающихся шейпингом. Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе преподавателей средних и высших учебных заведений, проводящих занятия по шейпингу.
В контексте решения первой задачи теоретического исследования проблемы коррекции морфофункционального состояния студенток в процессе физического воспитания мы выяснили, что эффективным средством преобразования человеческого тела посредством физических упражнений, а также улучшения общей физической и функциональной подготовленности девушек являются занятия шейпингом. Основными средствами, применяемыми в шейпинге, являются гимнастические упражнения общего и аналитического воздействия (ритмическая гимнастика, упражнения на тренажерах, упражнения со свободными весами, упражнения с предметами). Анализ литературных источников показал, что соматотип человека является одним из предопределяющих факторов его полноценной жизни, так как тесно взаимосвязан со здоровьем и общей работоспособностью и служит внешним признаком конституции человека.
В нашей работе мы придерживались классификации типов телосложения, предложенной профессором М.В. Черноруцким. Он различает 3 основных типа конституции: астенический (тонкокостный), нормостенический (нормокостный) и гиперстенический
(ширококостный) [6].
В соответствии со второй задачей для выявления особенностей морфофункционального состояния студенток было проведено соматотипирование. Для определения соматотипа студенток были подобраны информативные показатели, позволяющие оценить пропорции тела, долю жирового компонента в массе тела и соответствие веса тела росту по весо-ростовым индексам.
В констатирующем эксперименте приняли участие студентки, обучающиеся на 1-3-х курсах, в количестве 104 человек.
В результате исследований было выявлено, что большая часть студенток относится к крайним соматотипам. К нормокостному относится только 18 % обследуемых, тогда как к ширококостному и тонкокостному соответственно 37 и 45 % (рисунок).
18%
□ тонкокостный ■ нормокостный Н ширококостный
Соотношение соматотипов среди студенток вуза, %
Выявленные отклонения индивидуальных морфофункциональных характеристик указывают на необходимость деления занимающихся внутри каждой группы на соматотипы с целью повышения эффективности занятий шейпингом.
В контексте решения третьей задачи нами была разработана программа индивидуальной коррекции морфофункционального состояния с учетом соматотипа студенток, занимающихся шейпингом.
В формирующем эксперименте приняли участие две группы студенток 1-го курса, которые были разделены на три соматотипа: тонкокостный, нормокостный, ширококостный. Занимающиеся по «традиционной» шейпинг-программе составили контрольную группу (п=25). В ней занятия проводились только с использованием классического шейпинга по стандартным видеопрограммам, рекомендованным федерацией шейпинга России, имеющим широкое применение в процессе физкультурно-оздоровительных занятий.
В экспериментальной группе была предложена разработанная нами программа занятий шейпингом с учетом соматотипа, способствующая целенаправленному внесению коррекции в телосложение студенток. Программа тренировки заключались во включении в структуру занятий кроме классического шейпинга упражнений на тренажерах (атлетической гимнастики).
Для возможности осуществления индивидуальной коррекции для каждой студентки строился индивидуальный профиль морфофункциональных особенностей на основании шкалы для определения степени отклонений параметров фигуры занимающихся от параметров шейпинг-модели соответствующего роста и конституционного типа внутри каждого соматотипа. Выявленные отклонения служили ориентиром для направленного воздействия по коррекции отдельных частей тела посредством занятий шейпингом. Направленные воздействия оказывались только на те части тела студенток, которые выходили за пределы нор-
мативных каждого соматотипа. Программы тренировки в зависимости от соматотипа отличались по следующим параметрам физической нагрузки: отдыхом между подходами, количеством повторений и схемой их выполнения, темпом выполнения упражнений.
Разработанная программа тренировки с учетом соматотипа студенток, занимающихся шейпингом, включала рекомендации:
A) для студенток тонкокостного типа: количество упражнений с отягощениями в тренировочных занятиях - от 8 до 12; количество подходов в каждом упражнении - от 3 до 4; количество повторений выполненных в каждом упражнении - от 10 до 4; интенсивность в каждом упражнении - 50-70 %; темп выполнения упражнений - медленный, средний; время отдыха между каждым упражнением и подходом - от 1 мин 15 с до 1 мин 30 с;
Б) для студенток ширококостного типа: количество упражнений с отягощениями в тренировочных занятиях - от 8 до 12; количество подходов в каждом упражнении - от 4 до 5; количество повторений выполненных в каждом упражнении - от 25 до 12; интенсивность в каждом упражнении - 70-80 %; темп выполнения упражнений - выше среднего, быстрый; время отдыха между каждым упражнением и подходом - от 1 мин до 1 мин 15 с;
B) для студенток нормокостного типа: тренировка носит оздоровительный характер, нагрузка распределяется на все группы мышц равномерно, выполняется 8-12 повторений, от 2 до 3 подходов. По мере адаптации к нагрузкам занимающихся несколько увеличивается вес отягощения, количество подходов и повторений. Темп выполнения упражнений в подходе в пределах средних величин. Отдых между подходами должен быть до относительно полного восстановления. Дыхание свободное. Тренировка направлена на все группы мышц равномерно.
Анализируя полученные данные в конце педагогического эксперимента можно сделать вывод, что достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами отмечены по показателям, отражающим функциональное состояние студенток. Сравнительный анализ данных соматотипирования в ходе эксперимента показал, что целенаправленное воздействие физических упражнений на отдельные части тела в зависимости от соматотипа, более эффективно ведет к снижению количества жировых отложений в проблемных зонах. Это видно из показателя состава тела (% жира), по которому отмечено снижение жирового компонента тела (таблица).
Показатели морфофункционального состояния студенток 1-го курса ЭГ с учетом соматотипа после эксперимента
Показатели Соматотип
Узкокостный (астеник) Нор мокостный (нормостеник) Шир ококостный (гиперстеник)
1. Масса тела, кг 46,7±5,5 54,2±5,1 63,5±6,7
2. Рост стоя, см 162,7±6,8 169,4±6,8 171,2±4,8
3. Обхват шеи, см 23,1±1,1 28,1±1,4 33,4±2,3
4. Окружность плеча (прав.), см 18,4±1,7 23,4±1,5 26,8±2,3
5. Окружность плеча (лев.), см 18,2±1,5 23,2±1,8 26,5±1,8
6. Окруж. грудной клетки в покое, см 80,4±3,3 86,2±3,9 91,2±4,9
7. Окружность груди, см 82,4±1,9 91,1±5,0 95,5±3,1
8. Окружность талии, см 60,4±4,2 65,2±5,3 71,3±4,5
9. Окружность таза, см 82,1±3,5 92,4±3,4 98,1±2,9
10. Окружность бедра (прав.), см 43,7±3,1 53,2±3,1 58,3±2,5
11 .Окружность бедра (лев.), см 43,5±2,9 53,0±3,4 57,6±2,9
12. Окружность голени (прав.), см 25,8±1,8 33,6±1,9 36,4±2,1
13.Окружность голени (лев.), см 25,5±1,4 31,4±1,7 35,2±2,4
14. Окружность запястья, см 10,4±0,9 13,7±0,7 15,1±1,2
15. Жировая складка на плече сзади, см 0,6±0,2 1,9±1,2 3,5±0,9
16. Жировая складка на животе сбоку, см 1,3±0,8 2,9±1,1 5,1±1,6
17. Жировая складка на правом голене, см 0,4±0,2 2,1±0,8 3,0±1,4
18. Жировая складка под лопаткой, см 1,6±0,6 2,7±1,3 4,6±0,9
19. Состав тела (% жира) 4.1±1,2 8.4±1,7 12.5±2,3
20. Индекс Пинье, ед. 36,4±5,4 24,6±4,9 8,1±1,6
21. Индекс Кетле, г/см 314,1±8,1 332,4±8,4 352,6±5,9
Следует отметить положительную динамику в показателях, отражающих морфофункциональное состояние студенток, занимающихся шейпингом как по классической, так и по разработанной нами программе. Но у студенток, занимающихся по шейпинг-программе с учетом соматотипов положительная динамика показателей более выражена.
Таким образом, обобщая результаты опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что разработанная программа индивидуальной коррекции фигуры с учетом соматитипа, оказалась более эффективной по сравнению с общепринятой методикой и может быть рекомендована к применению в практике занятий шейпингом со студентками вуза.
Список литературы
1. Бурдыгина Е.В. Методика занятий оздоровительной аэробикой для реабилитации здоровья студенток с нарушениями функций позвоночника: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 22 с.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Никоноров В.Т. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом с учетом спортивной квалификации // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 2. С.369-373.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Психологические механизмы развития ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru (дата обращения: 11.02.2016).
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Симзяева Е.Н. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно-ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. Ч. 2. URL: http://www.science-education.ru (дата обращения: 11.02.2016).
5. Бурцев В.А., Зотова Ф.Р., Бурцева Е.В. Технологическая модель формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 23. С. 5178-5182.
6. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. 2014. № 3. Ч. 2. С. 383-387.
Чапурин Михаил Николаевич, канд. биол. наук, старший преподаватель, [email protected], Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Симзяева Елена Николаевна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
CORRECTION OF THE MORFOFUNKTSIONALNY CONDITION OF THE STUDENTS TAKING INTO ACCOUNTSOMATOTIP WHO ARE ENGAGED IN SHAPING
M.N. Chapurin, E.N. Simzyaeva
In article features of a morfo-functional state of students, engaged in shaping are analyzed. Authors submitted the developed program of occupations by shaping taking into account a somatotype promoting purposeful entering of correction into a constitution of students.
Key words: morfo-functional state, somatotype, students, shaping.
Chapurin Mikhail Nikolaevich, candidate of biological Sciences, senior lecturer, ilnar [email protected], Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Simzyaeva Elena Nikolaevna, candidate of biological Sciences, senior lecturer, [email protected], Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
УДК 796.011.1
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
П.В. Чухно, А.М. Ахметов, Ю.П. Денисенко, Л.Е. Школьникова, А.А. Гераськин, И.Ф. Андрущишин
Рассмотрены вопросы коррекции физического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами баскетбола. Дано теоретическое обоснование разделов разработанной авторами программы физических упражнений, основанной преимущественно на элементах баскетбола, представлены результаты апробации данной программы в условиях педагогического эксперимента.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, морфофункциональные показатели, экспериментальная программа, баскетбол, коррекция, младшие школьники.
Состояние здоровья детей и подростков вызывает обоснованную тревогу у специалистов: врачей, педагогов, психологов и др. За последние годы распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний учащихся младших классов выросла на 92 %. Около 50 % мальчиков и 75 % девочек не в состоянии выполнить нормы физической подготовленности.
По данным Министерства здравоохранения РФ (2005), а также по данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время наблюдается рост числа детей с отклонениями в речевом развитии. Более чем у 30 % детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые дефекты различной степени тяжести. Среди пришедших в 1-й класс детей процент страдающих нарушением речи составляет 20-30 %.Это объясняется рядом причин, среди которых можно выделить увеличение рождаемости в различных группах риска, рост вредных воздействий окружающей среды, недостаточное внимание со стороны родителей, ограничение педагогических возможностей.
Нельзя оставлять без внимания и тот факт, что в настоящее время на более высокий качественный уровень поднялась лечебно-педагогическая диагностика, методы и приемы которой позволяют выявлять и диагностировать речевую патологию в ранние сроки.