Высшая школа: вопросы образования и методики обучения и воспитания
УДК 37.015.3+174
СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ К РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ
THE CONTENT OF STRUCTURAL COMPONENTS CONTRIBUTING TO LAW GRADUATES' READINESS TO IMPLEMENT STANDARDS OF PROFESSIONAL ETHICS
© 2016
А.И. Козлов Поволжский государственный колледж (Россия, Самара)
A.I. Kozlov Volga Region State College (Russia, Samara)
В статье обосновывается актуальность проблемы формирования готовности выпускника юридического вуза к реализации норм профессиональной морали; приводятся различные точки зрения относительно структуры готовности человека к деятельности и представляется структура готовности выпускника юридического вуза к реализации норм профессиональной морали. В качестве структурных компонентов готовности выпускника юридического вуза к реализации норм профессиональной морали предлагаются когнитивный, нормативно-оценочный и деятельностный компоненты. Содержание когнитивного компонента готовности, являющегося базой для развития мотивов взаимодействия курсанта с другим человеком на основе норм профессиональной морали, регулирующих моральную деятельность будущего юриста, образуют знания о морали, о профессиональной морали, о нормах морали, о нормах профессиональной морали, о структуре нормы профессиональной морали и ее признаках, о различиях между моральными и правовыми нормами, о ценности. Содержание нормативно-оценочного компонента готовности, суть которого заключается в том, что оценивание взаимодействия с другим человеком осуществляется на основе ценностей, образуют ценности «благо», «великодушие», «верность», «добро», «доверие», «долг», «достоинство», «милосердие», «ответственность», «польза», «правдивость (правда)», «совесть», «справедливость», «стыд», «толерантность», «честь». Содержание деятельностного компонента готовности выпускника юридического вуза, выражаемого в его действиях, образуют конкретные умения.
The article dwells upon the crucial issue of law graduates' being ready to implement professional morals in general and professional ethics in particular; it gives different points of view on the person's readiness for activity and provides the readers with the structure of a law graduate's readiness for implementing regulations of professional ethics. As structural components of that the author distinguishes the cognitive, normative-evaluative and activity ones. The cognitive component, which is the basis for development of interaction motives coming from the rules of professional ethics that are supposed to guide the moral activity of the future lawyer, consists of knowledge about morality, professional ethics, norms of professional ethics, the structure of the professional morality and its features, the differences between moral and legal norms, values. The content of the normative-evaluative component or the evaluation of the interaction with other people in terms of values is built with such values as «benefit», «generosity», «loyalty», «good», «trust», «duty», «dignity», «mercy», «responsibility», «advantage», «truthfulness (truth)», «conscience», «justice», «shame», «tolerance», «honor». The content of the activity component of a law graduate's readiness can be revealed through the specific skills.
Ключевые слова: выпускник; мораль; норма; готовность; структура; когнитивный компонент; нормативно-оценочного компонент; деятельностный компонент; юридический вуз.
Keywords: graduate; morality; norm; readiness; structure; cognitive component; normative and evaluative component; activity component; law university.
Претворять в жизнь национальные интересы современной России, нашедшие свое отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1],
призван каждый человек, в том числе и юрист. Такое претворение в жизнь национальных интересов России не может огра-
ничиваться рамками чисто профессиональных требований. К деятельности юриста предъявляются и моральные требования.
Моральные требования общества к юристу императивны, как императивна и сама мораль. «Эти требования, - пишет Л.М. Архангельский, - включают не только указания о том, какие обязанности, предписываются человеку, но и как он их должен исполнять (добровольно, сознательно)» [2, с. 201]. Моральные требования предписывают юристу определенное взаимодействие с человеком, попавшим в поле его зрения, или преступившим черту закона.
Среди таких требований одним их важнейших, на наш взгляд, является требование реализации норм морали в целом и профессиональной морали в частности, регулирующих деятельность юриста, придающих этой деятельности нравственную, гуманистическую направленность по «очеловечиванию негуманного человека», по «возвращению» его к человеческой сущности. Нормы профессиональной морали юриста раскрываются применительно к конкретным условиям его деятельности по «очеловечиванию негуманного человека». «В процессе трудовой деятельности в специфических профессиональных отношениях между людьми (юристом и человеком. - А.К.), - как подчеркивает М.Н. Ро-сенко, - они уточняются и дополняются применительно к конкретным условиям в различных сферах» [3, с. 11]. И далее: «Такие нормы морали, как честность, порядочность, коммуникабельность, общая польза и ряд других, и исключают действия, связанные с обманом, коррупцией и другими негативным явлениями» [3, с. 11].
Юрист, руководствуясь понятиями добра, пользы, справедливости, гуманности, доброжелательности и другими нормами морали, убеждается в целесообразности поступков, мотивами которых являются обладающие значением ценностей требования морали. Нормы морали, как подчеркивает О.Г. Дробницкий, имеют нормативный, собственно моральный смысл [4, с. 39].
В данном контексте актуальной представляется проблема формирования у выпускников юридических вузов готовности к реализации норм профессиональной морали.
Готовность выпускника юридического вуза к реализации норм профессиональной морали, с нашей точки зрения, представляет собой целостное личностное образование, являющееся предпосылкой для становления такой готовности выпускника как его личностного качества. Данное положение мы основываем на идее В.С. Мухиной, утверждающей, что «предпосылки на каждой ступени психического развития создают личностные образования, которые имеют непреходящее значение, определяющее дальнейшее развитие личности. Нам представляется очевидным, что развитие человека идет в направлении совершенствования личностных качеств, обеспечивающих возможность успешного развития индивидуальности личности, и одновременно в направлении развития личностных качеств, обеспечивающих возможность существования личности как единицы общества, как члена коллектива» [5, с. 52].
В.С. Мухина ведет речь о личностном развитии ребенка, а не взрослого человека, однако ее идеи относительно предпосылок могут быть экстраполированы и на взрослых. Это объясняется тем, что становлению личностного качества готовности должны предшествовать предпосылки. Такой предпосылкой является готовность выпускника юридического вуза к реализации норм профессиональной морали как личностное образование.
Формирование готовности выпускника юридического вуза к реализации норм профессиональной морали возможно в том случае, если будет определена структура данной готовности и раскрыто содержание каждого из ее структурных компонентов.
Анализ научной литературы и диссертационных исследований показал, что проблеме формирования самых разнообразных видов готовности человека к деятельности посвящено много исследований. Мы не приводим подробного анализа данных исследований, так как он выполнен многими учеными (А.Я. Борисовым, С.А. Вдовиным, Л.Ф. Гайсиной и др.) [6-8].
Осуществление такого анализа позволило, в частности, С.А. Вдовину привести в своем исследовании, посвященном формированию готовности курсантов юридического вуза к гуманистическому взаимодействию с человеком, довольно обширный перечень структурных компонентов разных видов готовности: «мотива-ционно-ценностный, когнитивный и дея-тельностный компоненты (готовность учителя к педагогическому взаимодействию с родителями. - Е.А. Акмаева); теоретические знания, профессиональные умения, положительное отношение к данному виду деятельности (готовность студентов к нравственному воспитанию школьников. -
B.П. Бездухов); когнитивный, мотиваци-онно-ценностный, деятельностный компоненты (готовность будущего учителя к приобщению учащихся к ценностям физической культуры. - А.Я. Борисов); научно-теоретический, практический, психологический компоненты (готовность учителя к педагогическому исследованию. -
C.И. Брызгалова); мотивационный, познавательный, эмоциональный, волевой компоненты (готовность как качество личности. - М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович); мотивационный, содержательный, операционный, рефлексивный компоненты (готовность будущего учителя к применению технологий открытого образования. -В.В. Кравец); мотивационный, когнитивный, практический, рефлексивный компоненты (готовность будущего учителя к созданию здоровьесберегающих образовательных технологий. - Е.П. Левченко); нравственный, психологический, профессиональный компоненты (готовность к профессиональной деятельности. -К.К. Платонов); мотивационный, содержа-тельно-деятельностный, интеллектуальный, коммуникативно-технологический, результативно-действенный, оценочно-прогностический компоненты (готовность учителя к взаимодействию с виктимными учащимися. - А.Б. Серых); мотивацион-ный, познавательный, эмоциональный, волевой, коммуникативный компоненты (личностная готовность к спортивной деятельности. - Б.П. Яковлев)» [9, с. 68].
Обратившись к исследованиям, связанным с формированием различных видов готовности курсантов военных вузов и
вузов МВД, мы дополнили данный перечень: информационный, операциональный и мотивационный (мотивационно-ценностный, мотивационно-личностный) компоненты (готовность курсантов к коррекции морально-ценностных ориентаций несовершеннолетних осужденных. -М.Л. Салогуб [10]); мотивационный, ко-гнитивно-деятельностный и рефлексивный компоненты (готовность курсантов военных вузов к организации морально-психологического обеспечения подразделения. - С.В. Грабовых [11]); мотивацион-ный, когнитивный, коммуникативный (операциональный) и рефлексивный компоненты (готовность к профессиональному общению у курсантов вуза МВД РФ -А.В. Верещак [12]); установочно-мотива-ционный, когнитивный, операциональный (содержательный) и оценочно-рефлексивный компоненты (готовность курсантов института Федеральной службы исполнения наказаний к профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями. - К.А. Кунаш [13]); мотивационно-ценностный, целевой, когнитивный, эмоционально-волевой, организаторский, ко-нативный компоненты (готовность курсантов к реализации воспитательных функций в образовательном пространстве военного вуза. - М.С. Смирнова [14]); мотивацион-ный, операционально-деятельностный, оценочный компоненты (готовность курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России. - И.В. Подпорин [15, с. 17]). Данный перечень при необходимости можно продолжить.
Возвращаясь к мысли о том, что готовность выпускника юридического вуза к реализации норм профессиональной морали является целостным личностным образованием, заметим, что становление такой готовности как личностного качества предполагает, во-первых, формирование у выпускников знаний о морали, о профессиональной морали, о нормах морали, о нормах профессиональной морали; во-вторых, развитие у них способности к оцениванию реализуемых в деятельности и во взаимодействии с человеком норм профессиональной морали; в-третьих, овладение уме-
ниями по реализации норм профессиональной морали во взаимодействии с человеком.
Основываясь на таком понимании готовности выпускника юридического вуза к реализации норм профессиональной морали, а также опираясь на указанные выше исследования в части, относящейся к определению учеными структуры готовности, мы выделяем когнитивный и деятель-ностный компоненты готовности выпускника юридического вуза к реализации норм профессиональной морали. Исходя из смысла нормы профессиональной морали, выявленных ее признаков: 1) требование должного; 2) императивность, пред-писательность; 3) всеобщность, общеобязательность, безличность; 4) наличие образца. Мы выделяем нормативно-оценочный компонент данной готовности выпускника юридического вуза.
Норма профессиональной морали есть категория профессиональной этики, объектом которой является профессиональная мораль, являющаяся внешней по отношению к юристу. Мораль задается человеку извне. Извне задаются и моральные нормы, нормы профессиональной морали. Мораль, задающая человеку требования и нормы, является особым способом его ориентации в действительности. Норма морали, профессиональной морали как моральный фактор деятельности юриста, взаимодействующего с человеком, попавшим в поле его зрения или преступившим черту закона, как регулирует моральную деятельность юриста, так и вызывает к жизни условия, в которых юрист осуществляет соответствующую им деятельность. Сферой применения нормы профессиональной морали с учетом специфики деятельности юриста ФСИН РФ является сфера отношений между юристом и человеком, попавшим в поле его зрения или уже находящимся в местах лишения свободы.
Раскроем содержание структурных компонентов готовности выпускника юридического вуза к реализации норм профессиональной морали.
Содержание когнитивного компонента готовности образуют знания о морали, о профессиональной морали, о нормах морали, о нормах профессиональной
морали, о структуре нормы профессиональной морали и ее признаках, о различиях между моральными и правовыми нормами, о ценности. Данные знания являются базой для развития мотивов взаимодействия выпускника юридического вуза с другим человеком на основе норм профессиональной морали, которые регулируют моральную деятельность будущего юриста.
Прежде чем раскрыть содержание нормативно-оценочного компонента готовности выпускника юридического вуза к реализации норм профессиональной морали во взаимодействии с человеком, сделаем пояснения относительно данного компонента готовности. Данный компонент готовности выпускника юридического вуза включает в себя норму и оценку, которые различны между собой. Норма профессиональной морали, как было выявлено выше, есть способ выражения должного в деятельности юриста, в его взаимодействии с человеком. Оценка показывает, насколько реализована норма профессиональной морали. Критериями оценки являются ценности как основания норм профессиональной морали. Осуществляемая юристом оценка взаимодействия с другим человеком по критерию ценностей «трансформируется в определенные нормы, которые выполняют прежде всего регулятивные функции» [16, с. 38]. В своем единстве норма и оценка характеризуют суть нормативно-оценочного компонента готовности выпускника юридического вуза к реализации норм профессиональной морали.
Следует также отметить, что ценности, находящиеся в основаниях норм профессиональной морали, принимают форму мотива реализации данных норм во взаимодействии с человеком. В то же время оценка предполагает рефлексию своих действий и поступков, поскольку «на основе взаимодействия с другими, когда индивид старается понять мысли и действия другого и когда он оценивает себя глазами этого другого, он оказывается способным рефлексивно относится и к самому себе» [17, с. 49].
Поскольку норма профессиональной морали заключает в себе возможность морального выбора ценностей, постольку одним из инструментов при выборе ценностей является рефлексия, которая, во-первых, как утверждают В.П. Бездухов и О.К. Позднякова, конкретизирует, обогащает опыт духовно-практического освоения мира в морали, опыт нравственной деятельности и опыт реализации конвенциональных отношений, этических отношений, позволяющих распознавать, что есть добро и как его творить [18]; во-вторых, как подчеркивает В.П. Бездухов, обеспечивает формирование определенных мотивов деятельности (взаимодействия. -А.К.), когда ценности, начиная «работать» на «другого», во имя «другого», на благо «другого», порождают и соответствующую систему отношений [19, с. 123], соответствующее отношение юриста к взаимодействующему с ним человеку. «"Отношение" здесь включает момент оценки, выражает пристрастность личности» [20, с. 25].
Итак, суть нормативно-оценочного компонента готовности выпускника юридического вуза к реализации норм профессиональной морали заключается в том, что оценивание такого взаимодействия осуществляется на основе ценностей, которые, вызывая соответствующее им ценностное отношение юриста к взаимодействующему с ним человеку, находятся в основаниях норм профессиональной морали, принимают форму мотива взаимодействия, а само отношение при этом включает момент оценки.
Исходя из раскрытой сути нормативно-оценочного компонента готовности выпускника юридического вуза к реализации норм профессиональной морали, должно признать, что содержание данного компонента образуют ценности «благо», «великодушие», «верность», «добро», «доверие», «долг», «достоинство», «милосердие», «ответственность», «польза», «правдивость (правда)», «совесть», «справедливость», «стыд», «толерантность», «честь». Юрист оценивает свои поступки и действия в ситуации взаимодействия с попавшим в поле его зрения или преступившим
черту закона человеком по критерию находящихся в основаниях норм профессиональной морали ценностей.
Ведя речь о деятельностном компоненте готовности выпускника юридического вуза норм профессиональной морали, мы имеем в виду, что он есть не что иное, как практический компонент такой готовности. Практический компонент готовности «выражается во внешних умениях, то есть в действиях, которые можно наблюдать» [21, с. 48].
Исходя из этого, содержание дея-тельностного компонента готовности выпускника юридического вуза к реализации норм профессиональной морали образуют конкретные умения. Это умение поступать нравственно по отношению к человеку, преступившему закон; умение встать на позицию другого человека, в том числе и преступившего закон; умение не раздражаться в ситуации взаимодействия с человеком, который неприятен поведением, внешностью и т.д.; умение не проявлять агрессию по отношению к человеку, провоцирующему ее словами, поведением и т.д.; умение найти положительное в личности каждого человека, в том числе и преступившего закон; умение равно (одинаково) относиться ко всем людям в конкретной ситуации; умение равно (одинаково) относиться к одному человеку в разных обстоятельствах.
Итак, решение задачи формирования готовности выпускника юридического вуза к реализации норм профессиональной морали предполагает: а) формирование у выпускников знаний о морали, о профессиональной морали, о нормах морали, о нормах профессиональной морали, о структуре нормы профессиональной морали и ее признаках, о различиях между моральными и правовыми нормами, о ценности; б) приобщение будущих юристов к ценностям, которые как осознанные смыслы моральной деятельности юриста проясняют смыслы норм профессиональной морали юриста, находятся в основаниях таких норм, воспроизводят нормы профессиональной морали юриста во взаимодействии с человеком; в) формирование у будущих юристов умений, обеспечивающих реализацию выпускниками юридического вуза норм профессиональной морали.
•к "к "к
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Официальный сайт Совета безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/-documents/99.html (дата обращения 15.04.2016).
2. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике : учеб. пос. М. : Высшая школа, 1974. 318 с.
3. Росенко М.Н. Предмет профессиональной этики, ее категории и функции // Профессиональная этика : учеб. пос. для высш. учеб. заведений / отв. ред. М.Н. Росенко. СПб. : Петрополис, 2006. 200 с.
4. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М. : Наука, 1977. 334 с.
5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. : Академия, 2002. 456 с.
6. Борисов А.Я. Формирование готовности студента - будущего учителя к приобщению учащихся к ценностям физической культуры : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2011. 235 с.
7. Вдовин С.А. Формирование готовности курсантов юридического вуза ФСИН России к гуманистическому взаимодействию с человеком : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2012. 242 с.
8. Гайсина Л.Ф. Готовность студентов вуза к общению в мультикультурной среде и ее формирование : монография. Оренбург : РИК ГОУ ОГУ, 2004. 113 с.
9 . Вдовин С.А. Формирование готовности курсантов юридического вуза ФСИН России к гуманистическому взаимодействию с человеком.
10. Салогуб М.Л. Формирование готовности курсантов к коррекции морально-ценностных ориентаций несовершеннолетних осужденных (средствами православного просвещения) : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Воронеж, 2006. 167 с.
11. Грабовых С.В. Формирование готовности курсантов военных вузов к организации морально-психологического обеспечения подразделения : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Воронеж, 2012. 23 с.
12. Верещак А.В. Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов вуза МВД РФ : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Чебоксары, 2010. 181 с.
13. Кунаш К.А. Формирование готовности курсантов института Федеральной службы исполнения наказаний к профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Новокузнецк, 2007. 215 с.
14. Смирнова М. С. Формирование готовности курсантов к реализации воспитательных функций в образовательном пространстве военного вуза : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02, 13.00.08. Кострома, 2006. 183 с.
15. Подпорин И.В. Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Краснодар, 2012. 28 с.
16. Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. - М.: Прогресс, 1982. 213 с.
17. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / сост.: Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. СПб. : Институт образования взрослых; Тускарора, 1996. 175 с.
18. Бездухов В.П., Позднякова О.К., Морально-этическая рефлексия учащихся // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. 2010. Т. XI. №3-3. С. 575-577.
19. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. СПб. ; Самара : СамГПУ, 1997. 172 с.
20. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1999.
350 с.
21. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика : учеб. пос. для студентов пед. учеб. заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.