Научная статья на тему 'Формирование готовности школьников к аксиологическому общению на уроках английского языка'

Формирование готовности школьников к аксиологическому общению на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ / ТЕКСТУАЛЬНО-ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД / ИМИТАЦИОННО-ИГРОВОЙ ПОДХОД / УРОК / ШКОЛЬНИК / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / COMMUNICATION / AXIOLOGICAL COMMUNICATION / READINESS / COGNITIVE COMPONENT / VALUE-BASED COMPONENT / ACTIVITY COMPONENT / TEXTUAL AND DIALOGUE-BASED APPROACH / TASK APPROACH / IMITATION AND GAME APPROACH / LESSON / STUDENT / ENGLISH LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Мария Александровна

В статье обосновывается значимость формирования готовности школьников к аксиологическому общению в процессе обучения в образовательном учреждении и показывается взаимосвязь аксиологического общения с приобщением учащихся к ценностям. Приводится обзор научных исследований, посвященных проблеме общения и готовности личности к различным видам деятельности. Обозначаются компоненты готовности школьников к аксиологическому общению, а также соответствующие подходы к их формированию: текстуально-диалогический подход к формированию когнитивного компонента, задачный подход ценностного компонента, имитационно-игровой подход деятельностного компонента. Рассматривается урок как одна из форм организации обучения, способствующих формированию готовности школьников к аксиологическому общению. Раскрываются функции урока в контексте формирования такой готовности школьников. Показываются возможности уроков английского языка в формировании готовности учащихся восьмых-девятых классов к аксиологическому общению. Акцентируется внимание на формировании знаний школьников о толерантности и гуманизме, а также на их приобщении к ценностям с помощью таких методов, как работа с текстом, задача-оценка, ролевая игра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing students’ readiness for axiological communication at English lessons

The article deals with the problem of developing students’ readiness for axiological communication in an educational institution and shows how axiological communication affects students’ values. It overviews the research on the problem of communication and readiness for various types of activities. It highlights the components of students’ readiness for axiological communion and therefore the relevant approaches: textual and dialogue-based approach serves for the cognitive component, task-based approach for the value-based component, imitation and game approach for the activity approach. A lesson is analysed as a part of the learning process that contributes to students’ readiness for axiological communication. The functions of the lesson in its terms are revealed. The paper also displays the prospects of English lessons in the process of developing 8-9th year students’ readiness for axiological communication. The article focuses on providing students with the ideas of tolerance and humanism, as well as their getting exposure to the values through working with a text, task-assessment method, role-playing.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности школьников к аксиологическому общению на уроках английского языка»

Психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания школьников

Psychological and Pedagogical Aspects of School Education

УДК 371.2

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К АКСИОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

DEVELOPING STUDENTS' READINESS FOR AXIOLOGICAL COMMUNICATION AT ENGLISH LESSONS

© 2017

М.А. Авдеева M A. Avdeeva

В статье обосновывается значимость формирования готовности школьников к аксиологическому общению в процессе обучения в образовательном учреждении и показывается взаимосвязь аксиологического общения с приобщением учащихся к ценностям. Приводится обзор научных исследований, посвященных проблеме общения и готовности личности к различным видам деятельности. Обозначаются компоненты готовности школьников к аксиологическому общению, а также соответствующие подходы к их формированию: текстуально-диалогический подход к формированию когнитивного компонента, задачный подход -ценностного компонента, имитационно-игровой подход - деятельностного компонента. Рассматривается урок как одна из форм организации обучения, способствующих формированию готовности школьников к аксиологическому общению. Раскрываются функции урока в контексте формирования такой готовности школьников. Показываются возможности уроков английского языка в формировании готовности учащихся восьмых-девятых классов к аксиологическому общению. Акцентируется внимание на формировании знаний школьников о толерантности и гуманизме, а также на их приобщении к ценностям с помощью таких методов, как работа с текстом, задача-оценка, ролевая игра.

Ключевые слова: общение; аксиологическое общение; готовность; когнитивный компонент готовности; ценностный компонент готовности; деятельностный компонент готовности; текстуально-диалогический подход; задачный подход; имитационно-игровой подход; урок; школьник; английский язык.

The article deals with the problem of developing students' readiness for axiological communication in an educational institution and shows how axiological communication affects students' values. It overviews the research on the problem of communication and readiness for various types of activities. It highlights the components of students' readiness for axiological communion and therefore the relevant approaches: textual and dialogue-based approach serves for the cognitive component, task-based approach - for the value-based component, imitation and game approach - for the activity approach. A lesson is analysed as a part of the learning process that contributes to students' readiness for axiological communication. The functions of the lesson in its terms are revealed. The paper also displays the prospects of English lessons in the process of developing 8-9th year students' readiness for axiological communication. The article focuses on providing students with the ideas of tolerance and humanism, as well as their getting exposure to the values through working with a text, task-assessment method, role-playing.

Keywords: communication; axiological communication; readiness; cognitive component; value-based component; activity component; textual and dialogue-based approach; task approach; imitation and game approach; lesson; the student; the English language.

Общение является связующим звеном во взаимодействии участников образовательного процесса. Именно поэтому развитие общения требует достижения качественного нового уровня овладения сред-

ствами общения, наделения общения ценностями. Результатом становится толерантное и гуманистическое взаимодействие, в ходе которого происходит самоопределение школьников в системе ценностей

и формирование основ мировоззрения в отношении мира, культуры, общества.

Поэтому в современной образовательной системе общение должно представлять собой аксиологическое взаимодействие людей, обеспечивающее взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, ведущее к нравственному становлению личности школьников. Только целенаправленно организованный процесс формирования готовности школьников к аксиологическому общению позволит сформировать потребность в совместной деятельности, выработать стратегию взаимодействия, восприятия, понимания партнера по общению.

Обращение к научной литературе показывает, что проблема общения является предметом теоретических и экспериментальных исследований. Выделившись в отдельную категорию, общение стало объектом специального анализа:

- философов (М.М. Бахтин [1], Л.П. Бу-ева [2], М.С. Каган [3], Б.Д. Парыгин [4], В.И. Сафьянов [5]),

- социологов (Г.М. Андреева [6], Я.Ю. Щепаньский [7]),

- психологов (А.А. Леонтьев [8], М.И. Лисина [9]),

- педагогов (С.В. Кондратьева [10], В.П. Бездухов [11]).

С точки зрения названных авторов, общение выступает непременным условием существования любых форм социальной и индивидуальной жизни человека.

Однако следует отметить, что проблема формирования готовности школьников к аксиологическому общению принадлежит к числу наименее исследованных аспектов темы, хотя имеет определенную общетеоретическую базу в трудах:

- посвященных проблеме готовности личности к эффективной деятельности (В.Н. Мясищев [12], К.К. Платонов [13]);

- затрагивающих вопросы готовности студентов к будущей профессиональной деятельности (В.А. Сластенин [14], Т.И. Руднева [15]);

- раскрывающих различные аспекты профессионально-педагогической готовно-

сти будущих учителей, такие как готовность к нравственному воспитанию школьников, готовность к развитию творческих способностей школьников, готовность к реализации инновационной деятельности (В.П. Бездухов [16], И.Е. Брякова [17], В.С. Лазарев [18]);

- посвященных формированию готовности учителя к приобщению учащихся к ценностям физической культуры, а также реализации здоровьесберегающих образовательных технологий (А.Я. Борисов [19], Е.П. Левченко [20]), формирования готовности курсанта - будущего юриста к гуманистическому взаимодействию с человеком (С.А. Вдовин [21]);

- посвященных проблеме формирования готовности студентов вуза к общению в мультикультурной среде (Л.Ф. Гайсина [22]).

В результате анализа вышеперечисленных исследований нами были выделены компоненты готовности учащихся к аксиологическому общению, а также подходы к формированию такой готовности:

- когнитивный компонент (текстуально-диалогический подход);

- ценностный компонент (задачный подход);

- деятельностный компонент (имитационно-игровой подход).

Данные подходы были реализованы нами на уроках в 8-9 классах.

Рассмотрим специфику урока в аспекте формирования готовности школьников к аксиологическому общению.

Несмотря на многообразие применяемых в средней школе форм организации обучения (уроки, игры, семинары, лекции, практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы учащихся), урок остается основной формой обучения. Педагогический опыт нововведений последнего столетия показывает, что ни бригадно-лабораторная форма организации занятий, ни метод проектов, ни обучение бригадой учителей (известный как метод Трампа) не могут заменить традиционный урок [23, с. 305].

А.А. Бударный отмечает, что урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников [24, с. 192].

Осмысление данного научного определения, показывает, что функции урока не ограничиваются передачей знаний от учителя к ученику.

В современной дидактике выделяют три основные функции процесса обучения, реализуемые на уроке [25, с. 240-241].

Образовательная функция заключается в том, чтобы вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования, научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности, самостоятельно приобретать знания, расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения.

Развивающая функция обеспечивает развитие интеллекта человека, создает условия для постоянного самообразования, разумной организации интеллектуальной деятельности, осознанного профессионального образования, творчества.

Воспитывающая функция способствует осознанию учеником своей учебной деятельности как социально значимой, формированию его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями и навыками, воспитанию нравственных качеств личности, формированию положительных мотивов учения, формированию опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе,

воспитательному воздействию личности учителя как примера для подражания.

В контексте формирования готовности школьников к аксиологическому общению наиболее важной является воспитывающая функция, благодаря которой школьник «познает моральные, социальные и эстетические ценности (когнитивный компонент готовности. -М.А.) и, переживая их, формирует свое отношение к ним и создает систему ценностей (ценностный компонент готовности. -М.А. ), которыми руководствуется в практической деятельности (деятельностный компонент готовности. -М.А.)» [25, с. 241].

Мы строили уроки таким образом, чтобы школьники, опираясь на живое знание, осуществляли поиск и присвоение ценностей, делающих общение школьников адекватным их (ценностей) содержанию и реализующихся (ценностей) в соответствующих умениях.

Рассмотрим формирование готовности школьников к аксиологическому общению на примере урока английского языка.

Задачами изучения иностранных языков в школе являются формирование у детей общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантное отношение к проявлениям иной культуры; лучшее понимание культуры своего народа [26, с. 7].

Следует отметить, что в учебнике под редакцией М.З. Биболетовой "Enjoy English", по которому занимаются школьники в 9 классе, большое место уделяется духовно-нравственному развитию. В учебнике большое место занимают тексты с проблемной тематикой, в которых от имени подростков излагаются различные взгляды на следующие вопросы: «Что значит для меня семья?», «Какие ценности определяют дружбу?», «Что важнее - мнение семьи или мнение друзей?». Обсуждение данных вопросов решает и языковую, и воспитательную задачу. Работа учителя облегчается тем, что практически все

задания учебника построены таким образом, что дают большую свободу в выражении и отстаивания собственного мнения. Однако основная цель этих заданий - подвести учащихся к следующим выводам: друзья необходимы, но далеко не каждого можно назвать другом; конфликты в дружбе неизбежны, но надо правильно их решать; теплые отношения в семье - большая ценность, а создание и сохранение этих отношений - задача не только старшего, но и младшего поколения, при возникновении разногласий с родителями не стоит сразу отвергать их точку зрения, а стоит прислушаться и взвесить их аргументы. Мы обратили особое внимание на темы «Взаимоотношения и проблемы», «Модели поведения, черты характера», «Семейные конфликты», «Правила поведения со сверстниками», «Что такое толерантность?», «Урок толерантности».

На уроке по теме «Что такое толерантность?» школьникам представляется отрывок из декларации о правах человека и тест (реализация текстуально-диалогического подхода). После прочтения текста и выполнения теста школьникам предлагается обсуждение. Задача облегчается тем, что в учебнике представлены клише с возможными ответами. Следует отметить, что tolerance в переводе с английского языка означает «терпимость». Поэтому самым важным для нас было донести до школьников суть понятия «терпимость», так как некоторые школьники понимают толерантность как «добровольное терпение страданий», отчего понятие приобретает негативный оттенок. Для уточнения понятия «толерантность» учитель излагал часть материала на русском языке, отмечая, что быть толерантным - это не добровольно принимать страдания и терпеть несправедливость, соглашаться с чуждыми тебе идеологическими и нравственными представлениями. Толерантность (терпимость) - это уважение к праву другого человека быть отличным от тебя не только в культурно-этическом, но и во многих других отношениях, в том числе и физиологическом. Женщины и мужчины, старики и дети, люди более и менее способные к интеллектуальному или физическому

труду, люди белокожие и чернокожие имеют право на уважение к тем качествам, которые даны им природой или условиями той среды, в которой они росли и воспитывались. Отсутствие такого уважения со стороны других людей - причина конфликтов в семье и в школе, войн и противостояний между народами и государствами [27, с. 13]. Таким образом, работая с текстом, школьники получают необходимое научное знание о понятии «толерантность» (содержание когнитивного компонента готовности к аксиологическому общению).

Для того чтобы важность толерантности как человеческого качества была осознана школьником, его необходимо «погрузить» в ситуацию, которая является следствием отсутствия данного качества, то есть создать некую проблемную ситуацию (содержащую в себе конфликт), которая перерастает в задачу. При этом школьнику должна быть знакома данная конфликтная ситуация, возможно когда-то пережитая им самим.

Так, на уроке по теме «Что такое конфликт?» учащимся предлагается решить задачу-оценку, данную в виде диалога, в котором отражен конфликт между поколениями. Диалог происходит между мамой и дочкой, которые обсуждают предстоящий традиционный для всей семьи семейный ужин. Мама просит дочь надеть на семейный ужин платье, которое ей подарила бабушка, вместо вызывающего и броского наряда, к которому привык подросток. В свою очередь, дочь обвиняет маму и родственников в серости, консервативности, считая данное мероприятие глупым и скучным.

В качестве задания школьникам предлагается обсудить позицию мамы и дочки, взвесить аргументы и выбрать наиболее близкую позицию. Следует отметить, что школьники читали и переводили текст дома, поэтому проблем с переводом на уроке не возникло. Однако учащимся 9 класса еще сложно формулировать устные ответы на изучаемом языке, поэтому нами были заготовлены клише с предполагаемыми ответами: I think, that girl's mother is right/daughter is

right; In my opinion, the girl/mother should be more polite, tolerant etc. В качестве дополнительного задания школьникам был представлен новый лексический материал (толерантность, гуманность, благородство, доброта, доброжелательность, чуткость, деликатность, тактичность, взаимопонимание, справедливость, милосердие, правдивость (правда), верность, доверие, достоинство, скромность, внимательность, любезность, сердечность, уместность, вежливость, сдержанность), который школьники должны были использовать в устных ответах. Мнения учеников разделились: большая часть школьников приняла позицию мамы, считая поведение дочери несдержанным, однако небольшое количество школьников частично поддержало девушку в праве выбора одежды и мнении, что семейный ужин со стариками не самое веселое занятие для подростков. Учитель, в свою очередь, формулировал ситуацию таким образом, чтобы дети относились к тексту не со стороны, а увидели в нем личный смысл, задавал наводящие вопросы: «Есть ли в вашей семье традиции?», «Как вы думаете, можно ли пожертвовать своими принципами ради близких людей хотя бы раз в году?», «Если бы вы были бабушками и дедушками, хотели бы вы, чтобы ваши внуки относились к вам вежливо, доброжелательно, проявляли чуткость и деликатность?». В результате обсуждения школьники сделали вывод, что семейные традиции нужно поддерживать и с уважением относиться к каждому члену семьи независимо от возраста.

В процессе решения задачи-оценки происходит наделение личностным смыслом знания школьников о вежливости, доброжелательности, чуткости и деликатности, переосмысление уже имеющихся в смысловой сфере сознания школьников ценностей и приращение ее (смысловой сферы) новыми смыслами о толерантности и гуманизме (содержание ценностного компонента готовности к аксиологическому общению).

В качестве домашнего задания детям было предложено разделиться на несколько групп и подготовить сценку «Семейный ужин» с учетом вышеперечисленных ценностей.

Учитель должен был оценить то, как дети ведут беседу, включая в нее слова, называющие такие ценности, как благородство, деликатность, доброжелательность и т.д. Несмотря на то, что диалоги были разыграны на английском языке, школьники весьма успешно справились с заданием. В своих диалогах активно использовали фразы из раздела учебника "Be polite" («Будь вежлив»). В ролевой игре дети выбирали себе разные роли: мама, дочка, бабушка, дедушка, тетя, дядя. За имитированным семейным ужином члены семьи вспоминали забавные случаи из жизни, большое внимание уделялось бабушкам и дедушкам, которых просили рассказать про их молодость, увлечение и моду. Оказалось, что и пожилым людям есть что рассказать, а где-то и подсказать молодому поколению, например, как можно совместить следование моде и выбор одежды в соответствии с ситуацией. Не забывались при этом и правила этикета. Школьники внимательно и вежливо относились друг к другу.

В процессе проведения ролевой игры происходит реализация в деятельности школьников умения ценить других, навыков самоконтроля, умения вести беседу, взаимодействовать, быть толерантным и гуманным по отношению к другим людям (реализация деятельностного компонента готовности).

Таким образом, реализация когнитивного (текстуально-диалогический подход), ценностного (задачный подход) и деятель-ностного (имитационно-игровой подход) компонентов готовности на уроках английского языка способствует формированию готовности школьников к аксиологическому общению.

& & &

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. 423 с.

2. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М. : Мысль, 1978. 216 с.

3. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. 205 с.

4. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологичекой теории. М. : Мысль, 1971. 348 с.

5. Сафьянов В.И. Этика общения. М. : Знание, 1991. 64 с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник для высш. учеб. заведений. 5-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2002. 364 с.

7. Щепаньский Я.Ю. Элементарные понятия социологии : пер. с польск. / общ. ред. и по-слесл. акад. А.М. Румянцева. М. : Прогресс, 1969. 240 с.

8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перер. и доп. М. ; Нальчик : Эль-Фа, 1996. 96 c. (Серия «Библиотека психолого-педагогической литературы»).

9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской ; вступ. ст. А.Г. Рузской. 2-е изд. М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. 384 с.

10. Кондратьева С.В. Учитель - ученик. М. : Педагогика, 1984. 80 с.

11. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля деятельности будущего учителя. Самара : СамГПУ, 1992. 104 с.

12. Мясищев В Н. Психология отношений. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 1995. 356 с.

13. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.

14. Педагогика : учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин и др. М. : Школа-Пресс, 1997. 512 с.

15. Руднева Т.И. Педагогика профессионализма : учебное пособие. Самара : СГУ, 2002. 220 с.

16. Бездухов В.П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников. Куйбышев : КГПИ, 1990. 84 с.

17. Брякова И.Е. Формирование готовности студентов к развитию творческих способностей учащихся : дис. ... канд. пед. наук. СПб. : ИОВ РАО, 1997. 224 с.

18. Лазарев В.С., Разуваева Т.В. Психологическая готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности. Сургут : СурГПУ, 2009. 195 с.

19. Борисов А.Я. Формирование готовности студента - будущего учителя к приобщению учащихся к ценностям физической культуры : дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2010. 229 с.

20. Левченко Е.П. Подготовка будущих учителей физической культуры к реализации здоро-вьесберегающих образовательных технологий : учебное пособие. Самара : СГПУ, 2007. 188 с.

21. Вдовин С.А. Теоретические основы формирования готовности курсанта - будущего юриста к гуманистическому взаимодействию с человеком : монография. Самара : ПГСГА, 2011. 99 с.

22. Гайсина Л.Ф. Готовность студентов вуза к общению в мультикультурной среде и ее формирование : монография. Оренбург : ОГУ, 2004. 113 с.

23. Андреев В.И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Казань : Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.

24. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики : учебное пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. М. : Просвещение, 1975. 303 с.

25. Педагогика : учебник / Л.П. Крившенко и др. ; под ред. Л.П. Крившенко. М. : Проспект, 2004. 432 с.

26. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы : проект. 4-е изд., испр. М. : Просвещение, 2011. 144 с.

27. Биболетова М.З, Бабушис Е.Е., Морозова А.Н. Английский язык : кн. для учителя к учебнику «Enjoy English для 9 кл. общеобразовательных. учреждений». Обнинск : Титул, 2010. 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.