УДК 378
Серякова Р.Э.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ СОцИАЛЬНОй ОТВЕТСТВЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗЕМЛЕУСТРОйСТВО И КАДАСТРЫ» В КОНТЕКСТЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Необходимость развития социальной ответственности как компонента профессионального облика бакалавра в области землеустройства и кадастров заявлена во многих документах, регламентирующих и нормирующих образовательный процесс (Федеральные государственные стандарты (ФГОС), критерии международных аккредитационных комиссий и т. д.), но единое мнение о сущности понятия «социальная ответственность» в настоящее время отсутствует. Статья посвящена выявлению структуры и содержания данного феномена с точки зрения практико-ориентированного образовательного подхода.
На основании изучения тематических трудов исследователей были выделены и адаптированы для бакалавров в области землеустройства и кадастров компоненты социальной ответственности, образующие её структуру. Выявлено, что социальная ответственность включает в себя унифицированные (общие для инженерных специальностей) и уникальные (присущие только конкретной специальности) компоненты.
Для обеспечения практической ориентации содержания социальной ответственности были изучены профессиональные стандарты «Землеустроитель», «Специалист в сфере кадастрового учета», проведен опрос 67 работодателей (в г. Томске), изучен рынок труда (120 неповторяющихся вакансий в разных городах) с целью выявления социально-ответственных трудовых функций будущих инженеров. в результате анализа было установлено, что компетенциями ФГОС 3, ФГОС 3+ и результатами обучения основной образовательной программы (ООП) бакалавриата направления «Землеустройство и кадастры» Томского политехнического университета обеспечены не все выявленные трудовые функции. При этом дефицитными оказались выявленные в результате опроса работодателей и анализа рынка труда, а указанные в профессиональных стандартах полностью обеспечены и компетенциями ФГОСов и результатами обучения ООП. Для устранения этого недочета результаты обучения ООП были модернизированы.
В заключении сформулированы выводы о том, что структура социальной ответственности зависит от культурной среды общества, его социально-экономических условий, а содержание выявленных компонентов зависит от выполняемых трудовых функций.
Ключевые слова: социальная ответственность, бакалавр, землеустройство, кадастр, практико-ориентированный подход, компетенция, результат обучения.
Проблематика формирования и развития социальной ответственности инженера стала широко обсуждаться в науке во второй половине XX в., когда природо- и культуроизменяющая силы научно-технического прогресса стали очевидны. до этого времени она рассматривалась преимущественно с точки зрения отношений между работником и работодателем, и употреблялась в контексте «корпоративной социальной ответственности» или «социальной ответственности бизнеса». Вплоть до 60-х гг. прошлого столетия считалось, что расчет социальных рисков или эффектов принятых решений не входит в компетенцию инженера [1], [2].
Изменение в ходе земельной реформы и развития гражданского общества содержания профессиональной деятельности бакалавров в области землеустройства и кадастров требует корректировки образовательного процесса выпускников данного направления. в настоящее
времяон во многих случаях несет персональную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, особенно выступая в качестве индивидуального предпринимателя. в таком случае само содержание социальной ответственности выходит на новый уровень и не может сводиться к решению сугубо технических задач.
Необходимость развития социальной ответственности у бакалавров в области землеустройства и кадастров отражена во многих документах, нормирующих и контролирующих образовательный процесс. Так, ФГОС ВПО направления 120700 «Землеустройство и кадастры» в списке компетенций содержал ОК-8, которая требовала от выпускника «осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности» [3]. Аккредитационный критерий 5 Ассоциа-
ции инженерного образования России (АИОР) предписывает, что выпускники-бакалавры должны «демонстрировать понимание вопросов безопасности и здравоохранения, юридических аспектов, ответственности за инженерную деятельность, влияния инженерных решений на социальный контекст и окружающую среду» [4] и «следовать кодексу профессиональной этики, ответственности и нормам инженерной деятельности» [4]. Два из критериев международной аккредитационной комиссии ABET требуют наличие у студентов инженерных специальностей знаний влияния инженерно-технологических решений в социальном и глобальном контексте и приверженность этической ответственности [5], [6]. Стандарт 7 всемирной инициативы инженерного образования CDIO (Conceive -Design - Implement - Operate / «Планировать -Проектировать - Производить - Применять») предполагает интегрированное обучение, которое «способствует освоению дисциплинарных знаний одновременно с развитием личностных и межличностных навыков, навыков создания продуктов, процессов и систем» [7].
В учебном процессе следование вышеперечисленным нормам проявляется в необходимости выявления и развития компонентов общекультурных и профессиональных компетенций, связанных с социальной ответственностью, формировании междисциплинарных результатов обучения.
Но, несмотря на необходимость развития социальной ответственности бакалавров, в науке нет общепризнанного определения данного компонента профессионального облика, оно зависит от конкретной сферысоциально-направленной деятельности [8], [9].
В нашей работе, выполненной на кафедре общей геологии и землеустройства Томского политехнического университета (ТПУ), ведущей подготовку бакалавров направления «Землеустройство и кадастры», мы определяем социальную ответственность бакалавра в области землеустройства и кадастров как осознанное отношение к соблюдению социальных, экологических, экономических и иных требований при ведении профессиональной деятельности в интересах развития общества. Выбор практико-ориентированного подхода был предопределен важностью недопущения отрыва теоретической
подготовки студента от будущей профессиональной деятельности и удовлетворение потребностей рынка труда в специалистах данного профиля, способных ответственно выполнять трудовую деятельность в динамично изменяющихся условиях земельной реформы.
Структура и содержание социальной ответственности у студентов (бакалавров, специалистов) и инженеров изучается многими учеными в разных областях наук [1], [2], [6], [8]—[12], [15]. Проведя анализ научных трудов, можно сделать вывод, что структура социальной ответственности студентов (бакалавров) технических направлений имеет общие компоненты, унифицированные для всех специальностей и уникальные компоненты, присущие только конкретной специальности и выражающие специфику деятельности. Кроме того, в образовательной деятельности компоненты социальной ответственности должны быть измеряемыми, то есть поддающиеся однозначной оценке и выражаться в определенных результатах обучения, которые должны быть достигнуты каждым бакалавром и применимы на практике.
В связи с тем, что бакалавр в области землеустройства и кадастров является многопрофильным специалистом, а структура социал ьной ответственностимногокомпонетна и включает в себя осознанность на личном уровне, ответственность перед обществом в целом и перед профессиональным сообществом (фирмой, работодателем) [10], можно выделить следующие компоненты: морально-этическая, юридическая (правовая) и профессиональная ответственность.
Морально-этическая ответственность -связана с личностными качествами бакалавра иего отношением к социальным нормам, нормам морали [9] и включает следующие унифицированные компоненты: мотивацию [11], [12], социальную осведомленность (в том числе куль-турную)и знание профессиональных культуры (норм и ценностей) [там же]. Специфическим компонентом является ориентация на развитие культуры землепользования, которую можно определить как систему ценностных установок, определяющих степень рациональности и эффективности использования земельного фонда государства. Данная тематика крайне мало обсуждается в российской науке, существуют
исследования направленные на изучение исторических и религиозных аспектов изменения отношения к земле (в основном занятой сельскохозяйственными угодьями).
Культура землепользования в обществе зависит от профессиональной культуры землеустроителя. Здесь на первый план выходят отношения между субъектами и объектами земельных отношений, соотношение законов функционирования системы землепользования и ценностных установок общества, что в образовательном процессе выражается в отношение между естественно-научным и гуманитарным циклами дисциплин в учебных планах и уровнями их освоения [13].
Юридическая (правовая) ответственность характеризуется штрафным, карательным назначением [9], при котором бакалавр в области землеустройства и кадастров может быть как субъектом так и объектом наложения ответственности, в зависимости от выбранной сферы профессиональной деятельности. Базируется на развитии морально-этической ответствен-ности.Включает знание международного права (включая профильные программы и инициативы), гражданско-правовых норм и профильного законодательства Российской Федерации, а также систему наказаний (административных, уголовных) за преступления, совершенные в ходе профессиональной деятельности.
Профессиональная ответственность включает только уникальный компонент - профессиональные знания и умения, детерминированные морально-этической и юридической ответственностью и направленные насодействие прогрессу общества. Различается в зависимости от конкретного вида профессиональной деятельности: проектная, исследовательская, оценочная и т. д. [там же].
Многие исследователи данной тематики считают, что следует различать и разделять в учебном процессе развитие социальной ответственности и навыки социально-ответственной деятельности [8]. В нашей работе мы рассматриваем содержание социальной ответственности через средство её выражения, то есть призму конкретных профессиональных действий.
Для выявления содержания социальной ответственности бакалавра в области землеустройства и кадастров был проведен анализ
профессиональных стандартов «Землеустроитель», «Специалист в сфере кадастрового учета», а также изучены требования к соискателям, указываемые работодателями в размещаемых вакансиях (120 неповторяющихся вакансий в разных городах), а также проведен опрос 67 работодателей (г. Томск). Методом экспертной оценки выявлены трудовые функции, для которых необходимо развитие социальной ответственности и соотнесены с компетенциями ФГОС ВПО, ФГОС ВО и результатами обучения по основной образовательной программе бакалавриата направления «Землеустройство и кадастры» в ТПУ. под социально-ответственными трудовыми функциями припроведения анализа мы понимали такие, которые имеют непосредственный экологический, экономический, социальный эффект или непосредственно затрагивают права и обязанности конкретного индивидуума или группу личностей.
В результате проведенного анализа, были выявлены и укрупнены социально-ответственные виды трудовых функций бакалавров в области землеустройства и кадастров наименее обеспеченные результатами обучения основной образовательной программы. Дефицитные компоненты представлены в таблице 1.
Выявленные дефицитные трудовые функции определили необходимость корректировки результатов обучения в основной образовательной программе. в результате развития компетенций, слагающих основу развития социальной ответственности, как сложного многофакторного компонента, должны сформироваться комплексные результаты обучения, включающие в себя общекультурные и профессиональные компетенции, а также личное ответственное отношение к персональному результату обучения. Помимо этого, во ФГОС ВО отсутствует компетенция, посвященная социальной ответственности, но разработчикам основной образовательной программы можно дополнять результаты обучения [14].
Для корректировки результатов обучения основной образовательной программы бакалавриата мы руководствовались Стандартом 2 концепции CDЮ(CDЮSyПabш) [7], требованиями ФГОСВПО [3], ФГОС ВО [13], Критерием 5 АИОР «Подготовка к профессиональной деятельности» [4] (табл. 2).
Таблица 1. Результаты анализа социально-ответственных трудовых функций
Источник Трудовая функция РО ООП ФГОС 3 ФГОС 3+
анализ рынка труда умение оценивать потенциальные риски, в том числе нематериальные нет соответствия частичное соответствие ОК-1, ОК-5, ОК-9, ОК-11, ПК-1, ПК-2, ПК-6 частичное соответствие ОК-3, ОК-4, ОПК-2
анализ рынка труда консультирование физических и юридических лиц, иностранных граждан и предприятий нет соответствия частичное соответствие ОК-5, ОК-14 частичное соответствие ОК-5
требование работодателя / анализ рынка труда соблюдение и/или восстановление земельных интересов коренных малочисленных народов крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока частичное соответствие частичное соответствие ОК-5, ОК-9, ПК-2 частичное соответствие ОК-6, ОПК-2, ПК-1
требование работодателя создание программ стратегического развития территорий, основанных на международных концепциях частичное соответствие ОК-3, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-12, ПК-17, ПК-20 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7
требование работодателя создание инновационных проектов комплексного развития территорий, проектов планировки и межевания территорий частичное соответствие ОК-3, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-12 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7
Таблица 2. Дополненные и укрупненные результаты обучения ООП бакалавриата направления
«Землеустройство и кадастры»
код Предполагаемый результат обучения
Р1 способность применять знания об основах рационального использования земельных ресурсов, системных показателях повышения эффективности использования земель, экологической и экономической экспертизы программ, схем и проектов социально-экономического развития территории, способность оценить социальные, экономические, экологические,материальные и нематериальные эффекты профессиональных действий, включая репутационные
Р2 умение логически верно, аргументировано и ясно для заказчикастроить устную и письменную речь (в том числе на одном из иностранных языков), способность находить организационно -управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них осознанную ответственность, способность вести переговоры, осознавая себя частью (представителем) фирмы (команды) или государства
Р3 готовность к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта использования земли и иной недвижимости, руководствоваться мировыми инициативами для повышенияэффективности использования земель, создания стратегий, программ и проектов социально-экономического развития территории
Р4 способностью использовать знания о мероприятиях по снижению антропогенного воздействия на территорию и охране культурного, археологического и иного наследия, включая территории проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в пределах конкретного землепользования, муниципального образования, субъекта Федерации, региона
Выраженное в виде результатов обучение содержание социальной ответственности бакалавра в области землеустройства и кадастров отвечает требованиям измеряемости, практико-ориентированности и возможно для достижения всеми бакалаврами, а также требует развития всех выявленных компонентов структуры социальной ответственности.
Заключение
Таким образом, структура социальной ответственности зависит от культурной среды общества, его социально-экономических условий, социальной направленности профессии
и включает унифицированные и уникальные компоненты. Уникальным компонентами социальной ответственности бакалавра в области землеустройства и кадастров являются ориентация на развитие культуры землепользования, знания профильного законодательства и профессиональные умения и навыки.
Содержание выявленных компонентов зависит от выполняемых трудовых функций. с точки зрения практико-ориентированного подхода формулировка «социальная ответственность» должна быть интегрирована в конкретные достижимые и однозначно измеряемые результаты обучения.
14.04.2016
Список литературы:
1. Попова А.А. Формирование социальной ответственности студента в рамках инженерных программ технических университетов. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 07/2015. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/hum/socio/267.html
2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Москва, АСТ, Хранитель, 2006, 873 с.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.11.2009 г. №»634. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры (квалификация (степень) «бакалавр») / Министерство образования и науки РФ. Режим доступа: 11йр://минобрнауки.рф/документы/1955 (Дата обращения 20.04.2016 г.)
4. Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ac-raee.ru, свободный. - Заглавие с экрана. (Дата обращения 20.04.2016 г.).
5. ABET. Официальный сайт организации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.abet.org (Дата обращения 20.04.2016).
6. A model for the development of personal and professional social responsibility for engineers. Nathan E. Canney. American Society for EngineeringEducation, 2012.
7. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: информационно-методическое издание / пер. с англ. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной. - Томск: Изд-во ТПУ 2011. - 17 с.
8. The social competence concept development in higher education. GenuteGedviliene, SilvijaGerviene, AusrinePasvenskiene, SimonaZiziene. European Scientific Journal October 2014, No.28 ISSN: 1857 - 7881 (Print) e - ISSN 1857- 7431.
9. Сенякин, И.Н. Теория государства и права: курс лекций: [учебное пособие]. / И.Н. Сенякин ; под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/index.htm (Дата обращения 20.04.2016г.)
10 Артюхович, Ю.В. Социальная ответственность инженера / Ю.В. Артюхович, А.А. Солоьев // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2013. - №3. - с. 190-192.
11. Иванов Максим Геннадьевич. Формирование социальной ответственности студентов средствами правового воспитания: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Иванов Максим Геннадьевич; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2009.- 279 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/408
12 Донева, О.В. Педагогические условия развития социальной ответственности у студентов технологического вуза: автореф. дис. на соиск. учен.степ. кандид. пед. наук (13.00.08) / О.В. Донева; Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2014. - 25 с.
13. Кашин, В.В. Идея коэволюции человека и природы в культуре землепользования / В.В. Кашин // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2004. - Т. 1. - с. 107-109.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень образования бакалавриат. Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры / Портал государственных образовательных стандартов. Режим доступа: http://fgosvo.ru (Дата обращения 20.04.2016 г.).
15. Хунинг А. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности // Философия техники в ФРГ -М.: Прогресс. 1989. - С. 69-74.
Сведения об авторе:
Серякова Розалия Эримовна, аспирант кафедры инженерной педагогики Института развития стратегического партнерства и компетенций Национального исследовательского Томского политехнического университета, старший преподаватель кафедры общей геологии и землеустройства Института природных ресурсов 634050, г. Томск, пр-т Ленина, д. 30, e-mail: [email protected]