Научная статья на тему 'Проблемы становления и перспективы развития направления «Землеустройство и кадастры» на факультете географии и геоэкологии СПбГУ'

Проблемы становления и перспективы развития направления «Землеустройство и кадастры» на факультете географии и геоэкологии СПбГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ / НАУЧНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL PROCESS / LAND USE PLANNING AND CADASTRES / SCIENTIFI C WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Тахир Аскерович, Засядь-волк Владимир Валентинович, Заболотская Татьяна Анатольевна

Социально-экономические преобразования в России за последние 20 лет привели к кардинальным изменениям в земельных отношениях. С октября 2001 г. был принят Земельный кодекс РФ и основополагающие Федеральные законы, содержащие правовые нормы, в которых регулируются земельные отношения в новых условиях. Все это потребовало подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в области земельных отношений и кадастров. Основной задачей образовательного процесса по направлению «Землеустройство и кадастры» является задача подготовки бакалавров, а в недалеком будущем — магистров и аспирантов. Санкт-Петербургский государственный университет — классический университет, реализующий подготовку бакалавров по направлению «Землеустройство и кадастры», и это обстоятельство дает преимущества в части реализации данного направления и одновременно накладывает особую ответственность на коллектив научно-педагогических работников кафедры землеустройства и кадастров в вопросах достижения профессиональных компетенций у выпускников. Землеустройство и кадастр суть функции управления в сфере землепользования, и подготовка соответствующих специалистов (в данном случае бакалавров) должна вестись в русле требований современной земельной политики, а выпускники должны хорошо ориентироваться в современных проблемах управления земельными ресурсами. Это означает развитие и углубление «географических» и «управленческих» аспектов подготовки студентов. Поставлены задачи, связанные с совершенствованием учебного процесса и организацией научной работы по направлению «Землеустройство и кадастры» (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Изложены перспективы развития этого направления на кафедре землеустройства и кадастров Санкт-Петербургского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиев Тахир Аскерович, Засядь-волк Владимир Валентинович, Заболотская Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of formation and the prospects of development of the «Land Use Planning and Cadastres» direction at Geography and Geoecology department of Saint Petersburg State

Social-economic reforms in Russia in the last 20 years have led to cardinal changes in land relations. Since October 2001, the government passed the Land code of the Russian Federation and fundamental Federal Laws, containing legal norms to regulate land relations in the new conditions. All this required highly-skilled specialists with higher professional education in the field of Land relations and Cadastres. The main task of the educational process in the area of «Land Use Planning and Cadastres» is preparation of bachelors, and in the near future — the masters and post-graduate students. Saint Petersburg State University is the classical University in Russia, implementing the training of bachelors in the sphere of «Land Use Planning and Cadastres». This fact gives advantages in terms of realization of this training, and, thus, imposes responsibility on the staff of the research-pedagogical associates of the land use planning and cadastres to achieve professional jurisdictions of the graduates. Land Use Planning and Cadastre are the essence of the control functions in the area of Land management, and training of relevant specialists (in that case bachelors) have to be carried out in accordance with the requirements of the modern Land Policy and the graduates have to know contemporary problems of land resources management. This means the development and deepening of the «Geographic» and «Management» aspects of student’s preparation. The article identifies the tasks related to improvement of educational process and organization of research work in the sphere of «Land Use Planning and Cadastre» (Bachelor Degree, Master Degree, post-graduate studies). The prospects of development in this sphere at the Chair of the land use planning and cadastres, Saint Petersburg State University are revealed.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления и перспективы развития направления «Землеустройство и кадастры» на факультете географии и геоэкологии СПбГУ»

УДК 378.016; 528.4

Вестник СПбГУ. Сер. 7. 2013. Вып. 4

Т. А. Алиев, В. В. Засядь-Волк, Т. А. Заболотская

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ГЕОГРАФИИ И ГЕОЭКОЛОГИИ СПбГУ

Социально-экономические преобразования в России за последние 20 лет привели к кардинальным изменениям в земельных отношениях. В октябре 2001 г. был принят Земельный кодекс РФ, позже были приняты основополагающие Федеральные законы «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю», «О государственном кадастре недвижимости» и др., содержащие правовые нормы, в которых регулируются земельные отношения в новых условиях. В настоящее время земельные отношения являются основной темой общественной жизни в России. Новая земельная политика предполагает необходимость осуществления целого комплекса действий, способных обеспечить успешное социально-экономическое развитие государства.

Всё это потребовало подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в области земельных отношений и кадастров. В соответствии с ныне существующей практикой организации высшего профессионального образовании в России образовательную деятельность по различным направлениям и специальностям координируют учебно-методические объединения (УМО) вузов. На УМО в области землеустройства и кадастров были возложены следующие задачи [1]:

— разработка государственных образовательных стандартов (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО) по направлениям и специальностям;

— разработка примерных рабочих программ учебных дисциплин и учебных планов;

— разрешение на открытие новых направлений и предложения о создании новых направлений подготовки в вузах;

— рекомендации к изданию учебников и учебных пособий.

В 2000 г., после перехода на ГОС ВПО второго поколения, специальность «Землеустройство и земельный кадастр» была переведена из области знаний «сельскохозяйственные науки» в область «техника и технологии», а с переходом Российской системы высшего профессионального образования с программы подготовки специалистов (5 лет) на двухуровневую систему обучения по программе бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года) специальность «Землеустройство и земельный кадастр» уступило место более широкому направлению «Землеустройство и кадастры» в рамках укрупненной группы направлений «Геодезия и землеустройство».

Алиев Тахир Аскерович — кандидат географических наук, доцент, зав. кафедрой, Санкт-Петербургский государственный университет; е-шаИ: [email protected]

Засядь-Волк Владимир Валентинович — кандидат географических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; е-шаП: [email protected]

Заболотская Татьяна Анатольевна — ассистент, Санкт-Петербургский государственный университет; е-шаП: [email protected]

© Т. А. Алиев, В. В. Засядь-Волк, Т. А. Заболотская, 2013

Это сказалось на специфике подготовки по данному направлению и способствовало открытию этого направления в классических университетах и технических вузах России. В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [2] рабочей группой, созданной при Департаменте государственной политики в сфере высшего образования, была проведена работа по модернизации перечней направлений подготовки и специальностей профессионального образования. В перечнях направлений подготовки бакалавриата, магистратуры и аспирантуры Проекта приказа Минобрнауки России направление 210302 «Землеустройство и кадастры» отнесено к укрупненной группе направлений подготовки 210300 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия» [3]. В рабочую группу вошли эксперты Ассоциации классических университетов России, Ассоциации инженерного образования, Координационного совета учебно-методических объединений вузов России, Совета Ассоциации технических университетов. Укрупненные группы этих перечней и Области образования сформированы едиными для всех уровней профессионального образования и с целью обеспечения принципов преемственности всех уровней профессионального образования в свете концепции образования в течение всей жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения, введенный с 2011 г., дал возможность вузам при реализации образовательных программ учитывать региональные особенности подготовки студентов. Наряду с этим в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) было реализовано право разработки собственного образовательного стандарта на основе ФГОС, в котором были учтены особенности университетской подготовки и традиции СПбГУ.

Становление процесса обучения по направлению «Землеустройства и кадастры» в СПбГУ совпало с переходным периодом от государственных стандартов второго поколения к ФГОС третьего поколения, что повлияло на возможность основательно подойти к разработке образовательной программы (ОП) по данному направлению и вызвало определенные трудности при дальнейшей её реализации, не позволило в полной мере выработать единые обоснованные принципы подхода к наполнению ООП.

В университетской подготовке обучение студентов всегда велось по принципу «много о немногом и немного обо всем», иными словами, «много» — о специальных (профессиональных) дисциплинах, читаемых 2-3 семестра преподавателями кафедры и факультета, и «немного» — о базовых общенаучных дисциплинах, читаемых (как правило, 1-2 семестра) преподавателями профильных факультетов. Именно такой подход к обучению всегда выгодно отличал выпускника университета, делал его конкурентоспособным на рынке труда, позволял «войти» в специальность с наименьшими издержками, а также легче приобрести новые практические навыки, если работа потребует компетенций, связанных со смежными областями в науке и производстве. Такой классический подход к образованию становится стимулом для выпускника в реализации принципа «образование в течение всей жизни».

Основной задачей обучения по образовательной программе «Землеустройство и кадастры», при её реализации в СПбГУ, является подготовка выпускников для производственной и исследовательской работы как в специализированных профильных государственных и частных учреждениях и производствах, так и в научно-исследовательских организациях. Научной базой подготовки таких специалистов в области

землеустройства и кадастров должны стать школы, сложившиеся в вузах России. Здесь непременно следует отметить тесную связь направления «Землеустройство и кадастры» с науками о Земле и комплексную географо-картографо-геодезическую подготовку специалистов.

Учебные планы подготовки бакалавров по направлению «Землеустройство и кадастры» включают в себя следующие три цикла дисциплин: общеобразовательные, общенаучные и общепрофессиональные.

Перечень и объем общеобразовательных дисциплин ООП по направлению определяется Федеральным стандартом по этому направлению. Наряду с этим при разработке собственного образовательного стандарта СПбГУ по направлению «Землеустройство и кадастры» расширен, по сравнению с ФГОС, перечень общеобразовательных дисциплин (гуманитарных, социальных и экономических: иностранный язык, всемирная история, философия, политология, экономика, психология), которые к тому же обеспечиваются преподавателями профильных факультетов университета. Следует отметить, что особенностью изучения иностранного языка в СПбГУ является то, что все поступившие в бакалавриат СПбГУ изучают английский язык (независимо от того, какой иностранный язык преподавался в школе). При этом обучение языку ведется в университете по трем направлениям, с тем чтобы к итоговой государственной аттестации выпускник бакалавриата владел английским на уровне В2 Общеевропейской шкалы иноязычной коммуникативной компетенции (свободное общение и письмо на английском языке в сфере профессиональной деятельности). Для этого в СПбГУ коренным образом изменена не только методика изучения языка, но и увеличено время на его освоение по сравнению с рекомендациями Федерального стандарта.

Общенаучные (математические и естественнонаучные) дисциплины являются на факультете географии и геоэкологии СПбГУ базой для профессионального обучения. Географическая направленность выражена в учебных планах кафедр перечнем общенаучных дисциплин: высшая математика, физика с основами геофизики, химия с основами геохимии, биология с основами экологии и др., которые читаются всему потоку студентов факультета на первых курсах преподавателями профильных факультетов университета.

Общепрофессиональные дисциплины. Основной составляющей образовательной программы по направлению «Землеустройство и кадастры» следует считать дисциплины, связанные с науками о Земле. В учебных планах кафедры, реализующей данное направление подготовки в СПбГУ цикл общепрофессиональных дисциплин включает группы общегеографических и специальных дисциплин. Общегеографические дисциплины представлены всеми науками, слагающими современную географию: геодезия, общее землеведение, геоморфология, общая гидрология, биогеография, почвоведение и география почв, основы учения об атмосфере, ландшафтоведение, картография, физическая география. Общегеографическая подготовка студентов кафедры землеустройства и кадастров должна соответствовать требованиям классического университетского образования и ничем не отличаться от традиционной подготовки студентов других кафедр факультета, независимо от дальнейшей специализации обучающихся. Ныне стоит задача согласования, отладки и устранения некоторых существующих в этом вопросе несоответствий в учебных планах ООП. В перечень специальных дисциплин учебных планов бакалавриата по направлению «Землеустройство и кадастры»

входят: землеустройство, кадастр недвижимости, геодезическое обеспечение землеустройства и кадастров, фотограмметрия и дистанционное зондирование, география земельных ресурсов, география почв и аэрокосмические методы их изучения и др. При совершенствовании учебного процесса нами в первую очередь были внесены изменения в Приложение к образовательному стандарту СПбГУ по уровню ВПО по направлению «Землеустройство и кадастры» (бакалавриат) и в компетентностно-ориентиро-ванные учебные планы по усилению геодезической и картографической подготовки бакалавров по данному направлению, поскольку именно качественные и проведенные с требуемой точностью геодезические и картографические работы могут служить надежной основой при производстве землеустроительных и кадастровых работ [4]. На наш взгляд, было бы оправданным при конкурсном отборе на данное направление учитывать общегеографическую подготовку поступающих абитуриентов, введя в качестве вступительного испытания географию.

Землеустройство и кадастр — функции управления в сфере землепользования, и подготовка соответствующих специалистов (в данном случае бакалавров) должна вестись в русле требований современной земельной политики, а выпускники должны хорошо ориентироваться в современных проблемах управления земельными ресурсами. Это означает развитие и углубление не только «географических», но и «управленческих» аспектов подготовки студентов, с пониманием землеустройства как «... мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство)» [5].

Учебные планы подготовки бакалавров по направлению «Землеустройство и кадастры» со времени его лицензирования в СПбГУ в 2009 г. чаще, чем хотелось бы, подвергаются пересмотру. Это естественный, нормальный процесс на этапе становления нового направления, но на ближайшее время ставится задача создания обоснованно выверенного учебного плана образовательной программы по данному направлению в рамках общей стратегии развития факультета географии и геоэкологии и Санкт-Петербургского университета в целом.

Организация учебного процесса всегда требовала системного подхода, который достаточно наглядно представлен на одной из старейших кафедр факультета — кафедре картографии и геоинформатики. Хочется обратить внимание на простые, но действенные методические установки по ведению образовательного процесса, сформулированные профессором Л. Е. Смирновым: «.это — логическая последовательность учебных курсов, связь между географическими и специальными дисциплинами, такое сочетание специальных курсов, которое позволяет в необходимом объеме передавать знания и формировать навыки., систематичность в переходе от теории к практике, от стандартных операций к творческим действиям, от знакомства с теорией к учебным, а затем и к производственным практикам» [6]. Леонид Евгеньевич Смирнов, доктор географических наук, профессор, выдающийся организатор науки, проработал на кафедре картографии почти 60 лет и руководил ею свыше 20. Одному из авторов настоящей статьи Т. А. Алиеву посчастливилось учиться у него и в дальнейшем работать под его руководством.

Нельзя не согласиться с Л. Е. Смирновым, что совершенствование учебного процесса необходимо при «сохранении старых, методически совершенно необходимых

этапов обучения». Примером непродуманного изменения в учебном процессе может служить исключение из полевой учебной практики по геодезии 1-го курса мензульной съемки (всегда входившей в перечень необходимых полевых геодезических работ), что стало, на наш взгляд, ошибкой, так как без этого этапа невозможно в полной мере донести до студентов самой сути построения геометрии (форм) рельефа, без этого впоследствии сложно говорить об осознанном построении его цифровых моделей. Также, в соответствии с ФГОС по направлению «Землеустройство и кадастры», обучающийся должен знать «технологии и приемы инженерной графики, топографического черчения, методики оформления планов, карт, графической части проектных ... материалов» и уметь «использовать ... технологии и приемы компьютерной и инженерной графики, топографического и землеустроительного черчения». Студенты, обучающиеся на кафедре землеустройства и кадастров, в обязательном порядке должны научиться выполнять вручную карандашом, тушью, кистью и акварельными красками определенные виды графических работ, осуществляя обучающий принцип «от руки — к голове», после чего можно переходить к знакомству с компьютерной графикой и автоматизированным топографическим картографированием. В ходе реализации образовательного процесса освоение компьютерных технологий не является самоцелью, хотя объем часов на дисциплины, связанные с изучением компьютерных технологий, должен быть достаточен для того, чтобы эти технологии стали эффективным инструментом в руках выпускника в его повседневной профессиональной деятельности.

Специфика будущей работы студентов кафедры требует приобретения практических навыков в работе с современными геодезическими приборами и инструментами, а также умения обрабатывать результаты измерений с использованием новейшего программного обеспечения при проведении кадастровых и землеустроительных работ.

На кафедре планируется создание специализированной геодезической аудитории, оборудованной современным геодезическим оборудованием и компьютерной техникой с соответствующим программным обеспечением. Расположенный в помещении кафедры факультетский сервер дает возможность удаленного доступа к ресурсному центру «Дистанционного зондирования и геоинформатики» для обучения студентов работе со спутниковыми системами GPS и ГЛОНАСС. Практические навыки работы с современными геодезическими инструментами, приобретенные на аудиторных занятиях в семестре, позволят студентам в период учебной полевой практики производить реальные топографические съемки, в том числе и для нужд университета.

На факультете географии и геоэкологии СПбГУ всегда существовал системный подход к организации взаимодействия с профильными организациями и учреждениями, с которыми заключались договоры и соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве. В рамках реализации ООП по направлению «Землеустройство и кадастры» в настоящее время университетом заключено Соглашение о сотрудничестве с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга; ведется работа по заключению аналогичного Соглашения с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Санкт-Петербургу.

В рамках этих Соглашений студенты 3-го курса кафедры впервые пройдут производственную практику в подразделениях Комитета и Росреестра по Санкт-

Петербургу, что позволит формировать их профессиональные компетенции в реальных производственных условиях.

В действующих учебных планах, разработанных в соответствии с ФГОС третьего поколения, значительное количество часов отведено на самостоятельную работу студентов, и в этом случае современная организация и регламентация такой работы, её учебно-методическое обеспечение являюся новой и непростой задачей образовательной технологии. Нами поставлена задача подготовки к изданию и издание (преимущественно в интерактивных формах) учебников, учебно-методических пособий, в частности для выполнения лабораторных, расчетно-графических и графических работ, а также методических указаний к курсовым и выпускным квалификационным работам, разработка которых уже начата.

По нашему мнению, в этих вопросах полезным будет объединение усилий с коллегами-профессионалами кафедр факультета и профильных высших учебных заведений. И такая работа уже проводится, в частности, с коллегами-геодезистами и землеустроителями из Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского. С руководством этой академии достигнута договоренность о предоставлении в распоряжение кафедры специальной литературы и материалов для создания тематической кафедральной библиотеки.

Программа развития СПбГУ нацелена на изменение к 2020 году соотношения числа обучающихся в бакалавриате и магистратуре в соотношении 40 и 60% соответственно, поэтому в планы кафедры входит введение ООП ВПО (магистратура) по направлению «Землеустройство и кадастры». Начата разработка Приложения к Образовательному стандарту СПбГУ по данному направлению, характеристики и учебных планов по программам магистратуры, что обеспечит полную преемственность реализуемых на кафедре современных образовательных программ. Разрабатываемые программы магистратуры должны быть привлекательными не только для выпускников кафедры, имеющих базовую подготовку по направлению «Землеустройство и кадастры», но и для выпускников бакалавриата любого естественнонаучного или технического профиля.

Поддержание учебного процесса на кафедре землеустройства и кадастров на современном уровне ставит задачу постоянного повышения квалификации научно-педагогических работников кафедры. Это подразумевает участие в семинарах, доклады на конференциях, симпозиумах и встречах, проводимых профильными организациями, с которыми возможно заключение соглашений или договоров, в том числе на научные исследования. Упомянутое выше Соглашение о сотрудничестве с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга предусматривает такого вида взаимодействие.

В соответствии с Программой развития университета главная роль должна быть отведена научной работе преподавателей, тем более что эта работа проводится в условиях пересмотра системы управления в университете, направленной (в том числе) и на создание условий для творческой инициативы как научно-педагогических работников, так и обучающихся под их руководством студентов. Проявлением такой инициативы может стать работа в созданных в СПбГУ ресурсных центрах, в которых для решения научных проблем могут быть объединены усилия коллективов научно-педагогических работников (НПР) и студентов не только университета, но и сторонних вузов и организаций. Примером такого совместного сотрудничества

на базе университетского ресурсного центра «Дистанционного зондирования и геоинформатики» стала работа по созданию научно-справочного геопортала Невского края, объединившая усилия НПР кафедр картографии и геоинформатики, физической географии и ландшафтного планирования.

В заключение необходимо отметить, что становление образовательного процесса по направлению «Землеустройство и кадастры» в СПбГУ идет в непростой период совершенствования Государственных образовательных стандартов и всей системы высшего профессионального образования России, но мы надеемся, что, не смотря на это, обозначенные нами проблемы будут преодолены и поставленные задачи выполнены, направление «Землеустройство и кадастры», реализуемое в Санкт-Петербургском государственном университете, будет востребованным у абитуриентов, а реализация его образовательных программ — успешной.

Литература

1. Волков С. Н. УМО по образованию в области землеустройства и кадастров // Геопрофи. 2003. № 3. С. 51-56.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Москва: Проспект, 2013. 160 с.

3. URL: http://fgosvpo.ru/index.php?r=support/index&menu_id=58&parent=16&category_id=11 (дата обращения: 13.06.2013).

4. Учаев В. И. О некоторых вопросах геодезического обеспечения кадастровой деятельности // Геопрофи. 2012. № 1. С. 49-53.

5. Федеральный закон «О землеустройстве» от 18 июня 2001 года №78-ФЗ.

6. Смирнов Л. Е. Состояние и развитие подготовки географов-картографов в Ленинградском университете (к 50-летию кафедры картографии) // Вестн. Ленингр. ун-та. 1981. № 18. С. 49-53.

Статья поступила в редакцию 19 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.