Научная статья на тему 'Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС ВПО и ФГОС ВО (ФГОС 3+) по направлению «Землеустройство и кадастры»'

Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС ВПО и ФГОС ВО (ФГОС 3+) по направлению «Землеустройство и кадастры» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4945
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ВО / ФГОС 3+ / федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования / образовательные стандарты / бакалавриат / 21.03.02 Землеустройство и кадастры / кадастр недвижимости / Federal state educational standard of higher education / educational stan-dards / bachelor's degree / 21.03.02 Land management and cadastre / cadastre of real estate

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Дарья Игоревна, Власов Александр Григорьевич

Рассмотрены особенности нового федерального образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки бакалавриата 21.03.02 Землеустройство и кадастры. Проанализированы изменения в структуре и содержании основной образовательной программы, а также в условиях реализации программы и новые требования к качеству подготовки выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Дарья Игоревна, Власов Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comparative analysis of new educational standards for the bachelor of Land management and cadastre

Studied new Federal educational standard of higher education in the direc-tion of bachelor 21.03.02 Land management and cadastres. Analyzes changes in the structure and content of the basic education program, conditions of the program and new requirements for the quality of graduates.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС ВПО и ФГОС ВО (ФГОС 3+) по направлению «Землеустройство и кадастры»»

Региональное развитие • № 1(5) • 2015

http://regrazvitie.ru

«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http://regrazvitie.ru Выпуск № 1(5), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/03/

URL статьи: http://regrazvitie.ru/sravnitelnyi-analiz-obrazovatelnyh-standartov-fgos-vpo-i-fgos-vo-fgos-3-po-napravleniyu-zemleustroistvo-i-kadastrv/

УДК 378

Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС ВПО и ФГОС ВО (ФГОС 3+) по направлению «Землеустройство и кадастры»

© 2015 Васильева Дарья Игоревна

кандидат биологический наук, доцент Самарский государственный экономический университет E-mail: [email protected]

© 2015 Власов Александр Григорьевич

кандидат технических наук, профессор заведующий кафедрой землеустройства и кадастров Самарский государственный экономический университет

Ключевые слова: ФГОС ВО; ФГОС 3+; федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования; образовательные стандарты; бакалавриат; 21.03.02 Землеустройство и кадастры; кадастр недвижимости.

Аннотация. Рассмотрены особенности нового федерального образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки бакалавриата 21.03.02 Землеустройство и кадастры. Проанализированы изменения в структуре и содержании основной образовательной программы, а также в условиях реализации программы и новые требования к качеству подготовки выпускников.

A comparative analysis of new educational standards for the bachelor of Land management and cadastre

© 2015 Vasilieva Daria Igorevna

candidate of Biological Sciences, assistant professor Samara State University of Economics Е-mail: [email protected]

© 2015 Vlasov Aleksandr Grigoryevich

candidate of Technical Sciences, professor Samara State University of Economics 1

1

[email protected]

Землеустройство и кадастры

Keywords: Federal state educational standard of higher education; educational standards; bachelor's degree; 21.03.02 Land management and cadastre; cadastre of real estate.

Abstract. Studied new Federal educational standard of higher education in the direction of bachelor 21.03.02 Land management and cadastres. Analyzes changes in the structure and content of the basic education program, conditions of the program and new requirements for the quality of graduates.

Выходные сведения статьи:

Васильева Д.И., Власов А.Г. Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС ВПО и ФГОС ВО (ФГОС 3+) по направлению «Землеустройство и кадастры» // Региональное развитие: электронный научнопрактический журнал. № 1(5). 2015. URL: http://regrazvitie.ru/sravnitelnvi-analiz-obrazovatelnvh-standartov-fgos-vpo-i-fgos-vo-fgos-3-po-napravlenivu-zemleustroistvo-i-kadastrv/ (доступ свободный). Загл. с экрана.

В течение 2015 года будут введены новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО или ФГОС 3+) по направлениям подготовки бакалавриата, в том числе по направлению 21.03.02 Землеустройство и кадастры. Утверждение проекта нового образовательного стандарта повлечет за собой ряд изменений как в структуре и содержании основной образовательной программы (ООП), так и в условиях реализации программы, что в конечном итоге должно привести к изменениям в качестве подготовки выпускников бакалавриата. ФГОС ВО отличается от предыдущего стандарта (ФГОС ВПО) рядом особенностей, которые были проанализированы ниже.

Образовательный стандарт - это совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки образовательными организациями высшего образования, определенными частью 10 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и перечнем, утверждаемым указом Президента Российской Федерации [1] .

Целью данной статьи является анализ изменений в требованиях, предъявляемых новым образовательным стандартом ФГОС 3+ к высшему образованию по направлению подготовки бакалавриата 21.03.02 Землеустройство и кадастры.

Проект ФГОС 3+ по направлению 21.03.02 Землеустройство и кадастры появился в 2013 году. В отличие от предыдущего стандарта в нем выделено две квалификации - «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр» [1, 2]. Между данными квалификациями имеются, прежде всего, различия в областях, объектах и видах профессиональной деятельности. Выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: организационно -

управленческая, проектная, научно-исследовательская. Выпускники программ «прикладного бакалавриата» готовятся к организационно-управленческой и производственно-технологической деятельности. 2

2

Региональное развитие • № 1(5) • 2015

http://regrazvitie.ru

Кроме того, ФГОС 3+ по сравнению с ФГОС ВПО характеризуется значительным уменьшением количества формируемых у выпускников компетенций (всего 19 компетенций). При этом ФГОС 3+ предусматривает формирование общекультурных (9 компетенций), общепрофессиональных (3 компетенции), профессиональных (только в «академическом бакалавриате» - 7 компетенций) и профессионально-прикладных компетенций (только в «прикладном бакалавриате» - 7 компетенций). Новый стандарт разрешает образовательной организации при проектировании программы бакалавриата дополнять набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы на конкретные области знания или виды деятельности. В предыдущем стандарте ФГОС ВПО предусматривалось обязательное формирование 38 компетенций (17 - общекультурных и 21 - профессиональной), а расширение списка компетенций не предусматривалось.

Большие изменения произошли в требованиях к структуре основной образовательной программы бакалавриата. В предыдущем стандарте ФГОС ВПО в базовой части циклов были прописаны результаты их освоения (знания, умения и навыки), а также был дан перечень дисциплин базовой части. В новом стандарте ФГОС 3+ указана только структура программы бакалавриата, которая состоит из трех блоков:

блок 1 - «Дисциплины (модули)» который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

блок 2 - «Практики», который в полном объеме относится к базовой части программы;

блок 3 - «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы.

В программе бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» на первый блок отводится 195-201 зачетных единицы (з.е.), на второй блок - 30-39 з.е., в программе «прикладного бакалавриата» 177-186 и 45-57 з.е. соответственно. На третий блок отводится одинаковое количество зачетных единиц - 6-9. Подчеркивается, что «количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 40% от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», и не более 30 % от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»» [3]. Следовательно, структура программы «прикладного бакалавриата» является более практико-ориентированной.

При этом в новом стандарте указано, что «набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО, с учетом соответствующей 3

3

[email protected]

Землеустройство и кадастры

(соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ)» [3]. В рамках базовой части Блока 1 оговорен только обязательный перечень дисциплин (модулей): «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура».

Увеличивается максимальный объем аудиторной нагрузки в неделю на студентов очной формы обучения. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении программ бакалавриата в очной форме обучения составляет 36 академических часов, в указанный объем не входят обязательные занятия по дисциплине (модулю) «Прикладная физическая культура». При реализации обучения по индивидуальному плану, в том числе ускоренного обучения, максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю может устанавливаться самостоятельно образовательной организацией. В предыдущем стандарте ФГОС ВПО максимальный объем аудиторных занятий в неделю при освоении ООП при очной форме обучения составлял 27 академических часов, без учета занятий по физической культуре [2].

Во ФГОС 3+ также изменены требования к кадровым условиям реализации программ бакалавриата. Четко определена доля штатных преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), которая должна составлять не менее 50 процентов от общего количества преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс в образовательной организации. Доля преподавателей ООП с ученой степенью и (или) ученый званием увеличена до 60 % (во ФГОС ВПО было 50%). При этом в новом стандарте отдельно не выделяются требования к остепененности преподавателей дисциплин профессионального цикла, а также отсутствует требование к количеству преподавателей с ученой степенью доктора наук и/или званием профессора (в ФГОС ВПО данное требование прописывалось - не менее 8% преподавателей). Четко определена доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) имеющих высшее образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе бакалавриата - не менее 65 процентов. На прежнем уровне осталось требование к доле преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций - не менее 5%.

В отличие от ФГОС ВПО в проекте ФГОС 3+ регламентируются «нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере образования для реализации программ бакалавриата по данному направлению подготовки устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти с учетом следующих параметров: соотношение численности преподавателей и студентов при очной форме обучения 1:10; при очно-заочной форме обучения 1:16; при заочной форме обучения 1:35».

В проекте нового стандарта более четко прописаны требования к минимально необходимому перечню материально-технического обеспечения. Приведен список необходимых лабораторий: почвенно-агрохимическая; геодезических измерений и информационных технологий; цифровой картографии и фо-

4

Региональное развитие • № 1(5) • 2015

http://regrazvitie.ru

тограмметрии; автоматизации землеустроительного проектирования; автоматизации кадастровых работ; для образовательной программы «академического бакалавриата» дополнительно - лаборатория научных исследований в землеустройстве и кадастрах. Отдельным пунктом в перечне материальнотехнического обеспечения стоит наличие геодезического полигона.

Положительной особенностью нового стандарта является определение требований к доступности обучению для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для них выбор мест прохождения практик должен согласовываться с требованием их доступности для данных обучающихся.

Таким образом, ввод в действие проекта ФГОС 3+ приведет к значительным изменениям в структуре и содержании ООП, а также в условиях реализации учебного процесса, что потребует от вузов значительных переработок основной образовательной программы и учебно-методических материалов.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» / СПС «КонсулътантПлюс». Режим

доступа: http://www.consultant.ru

2. Приказ Министерства образовани и науки РФ от 18.11.2009 г. №634.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры (квалификация (степень) «бакалавр») / Министерство образования и науки РФ. Режим

доступа: http://минобрнаvки.рф/докvменты/1955

3. Проект: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень образования бакалавриат. Направление подготовки 21.03.02 Землеустрйство и кадастры / Портал государственных образовательных стандартов. Режим доступа: http://fsosvo.ru 5

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.