Научная статья на тему 'Содержание регионального компонента образования в ходе изучения предметов естественнонаучного цикла'

Содержание регионального компонента образования в ходе изучения предметов естественнонаучного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саубанова Л. И.

The article deals with the main characteristics of the contents and the structure of the region education at school. The main demands are identified to the contents of the regional education at school as a result of a whole conception system. The model of those who finishes school is identified too and it is characterized by a high regional culture of the person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саубанова Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание регионального компонента образования в ходе изучения предметов естественнонаучного цикла»

СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНОВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

Л.И. Саубанова, соискатель кафедры экономической географии и методики ее обучения ТГГПУ

Национально-региональный компонент содержания образования, как методическая проблема, нашел свое отражение в работах: А.В.Даринского, В.А. Ивановского,

Л.Ф.Греханкиной, И.Т.Гайсина, И.Н.Кор-нева, В. Г. Капустина, С.Н.Позд-няка, А.С.Тайсина, З.А.Хусаинова,

Ш.Ш.Галимова, Г.С.Самигуллиной,

Г.В.Лисичкина и других исследователей. По мнению этих ученых национальнорегиональный компонент позволяет, с одной стороны, определить содержание образования с учетом становления, самоопределения, саморазвития личности в условиях конкретного региона и, с другой стороны, содействовать формированию у учащихся целостного представления о системе «человек - природа - общество» на примере отдельного региона. Региональный краеведческий материал, являясь наиболее значимым и доступным для учащихся способствует реализации идей гуманизации и делает процесс обучения личностно ориентированным. В настоящее время именно национальнорегиональный компонент включает ту часть современного содержания образования, которую ранее называли патриотической и позволяет делать то, что В.А.Сухомлинский в свое время называл «воспитание в процессе обучения» [1].

Регионоведческий потенциал отражен в Государственном образовательном стандарте. Его реализация тесно связана с развитием регионоведческого образования, цель которого - познакомить учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания, и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики. Выполнение дан-

ной задачи невозможно без усвоения регио-новедческих знаний и привития региональной культуры.

Вопросы регионализации образования касаются всех предметов естественнонаучного цикла: географии, биологии, химии, физике, экологии и т.д. При этом синтезирующую роль должен сыграть школьный курс географии - единственный учебный предмет, который по мнению известных педагогов И.В.Душиной, Г.А.Понуровой,

Е.А.Таможней, в центр своих исследований ставит фундаментальные законы пространственной организации географической оболочки, взаимодействие природы и общества, он способствует решению многих проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях [2, 3].

При отборе регионального содержания образования в школе необходимо помнить, что структуру данной системы представляет взаимосвязанная совокупность следующих элементов: цель, элементы содержания,

обучающиеся и обучающие, средства, формы и методы обучения.

Целью регионоведческого образования в школе является обеспечение знаний, умений и навыков, способствующих формированию профессиональных качеств будущих специалистов в соответствии с современными и перспективными требованиями к ним, конкретными условиями развития региона, социальным заказом общества. К будущим специалистам, кроме наличия профессиональных знаний, выдвигаются такие требования, как:

- наличие прочных региноведческих знаний, способность к применению и творческой переоценке имеющегося опыта;

- наличие высокой региональной культу-

ры;

- понимание своей ответственности за принимаемые решения для достижения устойчивого социально-экономического развития региона;

- соблюдение норм природоохранной деятельности.

Пользуясь теорией содержания общего среднего образования, сформулированной И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным, рассмотрим основные структурные элементы содержания регионоведческого образования -знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоциональноценностного отношения к миру, к деятельности.

Регионоведческие знания включают в себя законы и закономерности формирования и функционирования природной и социально-экономической систем конкретной территории с учетом исторических, природно-ресурсных, демографических, религиозных, национальных, экологических, политико-правовых особенностей региона. В структуре регионоведческого знания велика роль эмпирических знаний, что способствует формированию у учащихся конкретных образов изучаемых объектов и явлений.

Регионоведческие умения представлены в программе в виде перечня того, что должен уметь учащийся, а также в виде заданий для практических работ, важная задача которых - формирование способов деятельности с учетом условий конкретного региона.

Третий элемент содержания образования

- опыт творческой деятельности, предполагает становление творческой и инициативной личности, способной к определению проблемы и ее решению с учетом условий конкретного региона. Таковыми могут быть экологические, народнохозяйственные проблемы, проблема трудовых ресурсов и другие.

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности определяет отношение человека к окружающей действительности, его социальную позицию и основные жизненные ценности.

За основу в отборе содержания образования взята структура, предлагаемая уче-ными-географами при изучении географии родного края. В условиях перехода общества к парадигме устойчивого развития, избавления от противоречий, связанных с противопоставлением человека природе, содержание регионоведческого образования должно решать задачи духовнонравственного становления личности.

Формирование системы знаний, умений и навыков, а также овладение способами деятельности неразрывно связано с развитием личностных качеств. Отсюда социальное самоопределение личности и ее ядра -профессионального самоопределения - является существенной частью реализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении. Выполнение данного условия возможно только при адаптации личности к окружающему социуму, что предполагает знание особенностей региона, в котором ты живешь. Кроме того, социальное самоопределение личности связано с реализацией концепции профильного образования.

Таким образом, можно предъявить следующие требования к содержанию регионального образования в школе как целостной концептуальной системе:

- определение цели регионоведческого образования школьников и выделение в качестве системообразующего фактора развитие социального самоопределения личности ученика;

- обеспечение преемственности в содержании образования, в его отборе в соответствии с требованиями образовательных стандартов и определение их школьного компонента, в том числе с учетом предпро-фильной и профильной подготовки учащихся;

- обеспечение фундаментальности знаний по дисциплинам за счет реализации принципа интеграции в обучении, в развитии общеучебных знаний, умений и навыков;

- организация мониторинга качества образования на основе комплекса критериев,

учитывающих федеральный и школьный компоненты образовательных стандартов, а также развитие социального и профессионального самоопределения личности;

- создание целостной образовательной системы, которая учитывает образовательные задачи, реализуемые общеобразовательным учреждением и социальную реальность окружающего социума, как среды, соединяющего людей друг с другом.

Основными принципами отбора регио-новедческого содержания являются прин-

ципы целостности, системности, преемственности, вариативности, интеграции, самоактуализации, индивидуальности.

Регионоведческие вопросы входят в программы многих учебных предметов, однако процесс регионализации содержания образования протекает стихийно [1]. Нами предлагается систематизация содержания регио-новедческих курсов.

Таблица 1

Регионоведческое содержание образования отдельных учебных предметов

Учебный предмет Регионоведческое содержание

География Особенности природы и хозяйства региона

История и общест-вознание Особенности истории социально-экономического, общественнополитического, культурного развития региона. Особенности и закономерности функционирования современного общества (в том числе региона), права и обязанности гражданина, гаранты их осуществления.

Биология Знание особенностей растительного и животного мира региона, жизнедеятельности собственного организма с учетом географических особенностей региона. Роль биологической науки в развитии сельского хозяйства, медицины и промышленности региона.

Химия Круговорот химических элементов в природе. Промышленное получение химических веществ. Охрана окружающей среды от загрязнений. Организация встреч с учеными местных учебных заведений и научных организаций, ознакомление с достижениями химии и ее практического применения в повседневной жизни, сельском хозяйстве, медицине и промышленности.

Физика Физическая природа и причины явлений, наблюдаемых в регионе. Охрана окружающей среды от загрязнений. Организация встреч с учеными местных учебных заведений и научных организаций, ознакомление с достижениями физики и ее практического применения в повседневной жизни, сельском хозяйстве, медицине и промышленности.

ОБЖ Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера, наиболее характерных для данного региона

Реализация регионального содержания образования предполагает использование активных методов обучения, существенное увеличение доли самостоятельной и практической деятельности учащихся, особое место в которой принадлежит проектной работе, как форме раз-

вития исследовательских навыков личности.

Мы считаем, что модель выпускника, в результате реализации данной модели регионоведческого содержания образования с учетом образовательных задач, решаемых конкретным образовательным

учреждением, будет отличаться высокой культурой, творческой направленностью личности, повышенным уровнем развития интеллектуальных способностей, на-

выков самообразования, глубокими познаниями для продолжения образования и может выглядеть следующим образом (рис. 1):

Модель регионоведческой подготовки выпускников школы

1 г 1 Г і г 1 г

Знания, умения и Познавательная Здоровье Культура лич -

навыки - и ) деятельность 4 И » І И ^ ности, жизненная и

личности нравственная по-

зиции

знать региональные Самостоятельность Формирование навы- Формирование ре-

аспекты изучаемых мышления, ее инно- ков здорового образа гиональной культуры

объектов, их свойст- вационная направ- жизни с учетом этно- личности, коммуни-

ва, явлений; ленность; стремление культурных тради- кативности и адап-

уметь действовать и к творческому поис- ций, а также имею- тивной самооценки,

принимать решение ку, к научно- щихся природных культуры общения,

на основе имеющих- исследовательской ресурсов стремления самосо-

ся знаний с учетом деятельности вершенствоваться

условий конкретной

ситуации

І І І I

Выпускник должен быть самостоятельным, уметь принимать решения с учетом конкретной ситуации и условий региона, брать на себя ответственность, уметь учиться овладевать новыми способами деятельности

Литература:

Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980. - 174 с.

Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М.: 1996. - 192 с. Таможня Е.А. Реализация историко-

географического подхода в процессе изучения географии России. Н География в школе. - 1998. - №1. - с. 61.

Лисичкин Г.В. Проблемы преподавания естественнонаучных дисциплин в школе Н Педагогика, 2006. №“7. с. 49-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.