Научная статья на тему 'Геокультурное пространство региона как интегративный ресурс проектирования содержания подготовки бакалавра педагогического образования'

Геокультурное пространство региона как интегративный ресурс проектирования содержания подготовки бакалавра педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГЕОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING / THE COMPETENCE OF THE BACHELOR OF THE PEDAGOGICAL EDUCATION / THE PRACTICAL ORIENTATION OF EDUCATION / COMPETENT APPROACH IN EDUCATION / REGIONAL COMPONENT IN EDUCATION / GEOCULTURAL SPACE / SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнев Иван Николаевич, Поздняк Светлана Николаевна

The problem of a scientific substantiation of the contents of the optional part of the basic educational program for the bachelor's degree in high school is examined. The regional approach is offered as the methodological basis of development of the contents of the educational program. The social and cultural orientation on a system basis is reflected with the concept of geocultural space of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнев Иван Николаевич, Поздняк Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geocultural space of the region as an integrative means to realize an educational program for the bachelor of education degree

The problem of a scientific substantiation of the contents of the optional part of the basic educational program for the bachelor's degree in high school is examined. The regional approach is offered as the methodological basis of development of the contents of the educational program. The social and cultural orientation on a system basis is reflected with the concept of geocultural space of the region.

Текст научной работы на тему «Геокультурное пространство региона как интегративный ресурс проектирования содержания подготовки бакалавра педагогического образования»

УДК 378.6+378.22 ББК 448-952.2

И. Н. Корнев, С. Н. Поздняк Екатеринбург

ГЕОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА

КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ РЕСУРС ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.02

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; компетенции бакалавра педагогического образования; практико-ориентированное образование; компетентностный подход в образовании; регионализация образования; геокультурное пространство; социокультурная компетентность.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема научного обоснования содержания вариативной части основных образовательных программ подготовки бакалавра образования в вузе. В качестве методологического основания его разработки предлагается региональный подход, социокультурную направленность которого на системной основе отражает концепция геокультурного пространства региона.

I. N. Kornev, S. N. Pozdnjak

Ekaterinburg

GEOCULTURAL SPACE OF THE REGION

AS AN INTEGRATIVE MEANS TO REALIZE AN EDUCATIONAL PROGRAM FOR THE BACHELOR OF EDUCATION DEGREE

KEY WORDS: the Federal state educational standard of the higher vocational training; the competence of the bachelor of the pedagogical education; the practical orientation of education; competent approach in education; regional component in education; geocultural space; social and cultural competence.

ABSTRACT. The problem of a scientific substantiation of the contents of the optional part of the basic educational program for the bachelor’s degree in high school is examined. The regional approach is offered as the methodological basis of development of the contents of the educational program.

The social and cultural orientation on a system basis is reflected with the concept of geocultural space of the region.

Введение нового федерального ного образования (ФГОС ВПО) по на-

государственного образователь- правлению подготовки 050100 — Педа-

ного стандарта высшего профессиональ- гогическое образование заметно усили© Корнев И. Н., Поздняк С. Н., 2011

вает актуальность проблемы научного обоснования и разработки содержания основных образовательных программ (ООП), соответствующих им учебных дисциплин.

Известно, что ФГОС ВПО третьего поколения знаменуют собой переход от знаниевой к компетентностной модели образования, предполагающей заметное усиление его практической направленности. Усиление практико-ориентиро-ванной направленности высшего образования, по мнению разных авторов, может осуществляться по нескольким направлениям.

Так, Ю. Ветров и Н. Клушина [1] для усиления практико-ориентированного образования предлагают повысить роль учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду.

П. Образцов и А. Козачок [4] считают, что для осуществления практико-ориен-тированного образования необходимо внедрение профессионально ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

Ф. Ялалов [5] полагает, что для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный, подход, поскольку «компетенция — это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области»1. По мнению

1 Такое определение содержится в Рекомендациях разработчикам образовательных стандартов нового поколения для высшей школы, которые утверждены Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования (01.09.08).

ученого, образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности. В этих условиях опыт деятельности получает статус дидактической единицы, которая дополняет традиционную триаду: «знания — умения — навыки — опыт деятельности» [5. С. 92]. Указанные направления не являются взаимоисключающими, а дополняют друг друга в процессе подготовки бакалавра, в том числе и бакалавра образования. Мы исходим из того, что и усиление роли производственной практики, и профессионально-ориентированные технологии, и приобретение опыта учебной деятельности — это важнейшие составляющие компетентностного подхода.

Однако указанные направления усиления практической направленности для более полной реализации положений компетентностного подхода должны быть дополнены исходя из задач профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования.

Согласно ФГОС ВПО третьего поколения, сфера профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования расширяется и включает не только собственно образование, но и культуру и социальную сферу.

В соответствии с видами профессиональной деятельности бакалавр педагогического образования должен уметь решать такие задачи, как «использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования», «изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности», «организация культурного пространства», «разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп» и т. д.

Новые виды профессиональной деятельности педагога и обеспечивающие их общекультурные и профессиональные

компетенции1- которые гарантируют профессиональную социокультурную компетентность, заставляют искать новые образовательные ресурсы для проектирования содержания высшего педагогического образования. Требуемые ресурсы должны обладать высоким интегративным потенциалом, что определяется самой природой компетенций.

Важнейшим условием и фактором формирования у педагога профессиональной социокультурной компетентности становится глубокое понимание им социокультурных особенностей региона, где он живет и трудится. Именно эти условия детерминируют развитие регионального образовательного пространства, образовательных потребностей жителей региона. Вместе с тем роль геокуль-турного пространства региона как интегративного образовательного ресурса исследована, на наш взгляд, недостаточно, и поэтому изучение процесса формирования разносторонне развитого педагога, владеющего социокультурной ком-петентностью2, требует дальнейших по-

1 — готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

— способность использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества учебновоспитательного процесса (ПК-4);

— способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения (ПК-8);

— способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

2 Вопросы культуры и образования всегда находили свое отражение в исследованиях по подготовке будущих специалистов. При этом проблема формирования социокультурной компетентности будущих педагогов разрабатывается сравнительно недавно.

Культура как творческая деятельность человека рассматривается в работах Э. А. Баллера, В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, Л. Н. Когана, А. Н. Леонтьева. Авторами разрабатывается подход к развитию и воспитанию личности с культурологических позиций.

Отдельные аспекты профессионально-творческой подготовки будущего учителя с точки зрения культуры представлены в работах А. Б. Барабанщикова, Н. Б. Крыловой, Е. М. Михеевой, В. А. Сла-стенина, Э. В. Соколова и др.

исков путей ее решения как на теоретическом уровне, так и в практическом плане.

Теоретическое основание формирования профессиональной социокультурной компетентности педагога, как показывают результаты проводимого исследования, наиболее полно и на системной основе отражает концепция геокультур-ного пространства (ГКП) региона, разрабатываемая авторами данной статьи на протяжении ряда лет, в том числе и применительно к системе образования [2; 3]. На наш взгляд, именно концепция ГКП может выступить интегративным ресурсом проектирования вариативного компонента содержания педагогического образования на уровне бакалавриата. Рассмотрим основные положения концепции.

ГКП — это системное территориальное образование, возникающее в результате взаимодействия различных территориальных систем: природных (ПТК), экономических (ТПК), экистических (ЛСР), территориальных общностей людей (ТОЛ) и др. Материальной основой ГКП является территория, а связующим

Необходимо также отметить, что идея подхода к образованию и воспитанию с точки зрения слияния культур получила большое распространение в зарубежной педагогике (J. Banks, Н. Giroux, R. Hills, P. Hoelsher, Y. Pay, B. Sanders и др.).

Отдельные аспекты формирования социокультурной компетентности представлены в работах М. В. Болиной (социокультурная компетентность будущего учителя); О. А. Григоренко (социокультурная компетентность как уровень профессионального общения); Е. В. Мусницкой (коммуникативная компетентность студентов неязыковых вузов в иноязычном общении); Е. В. Тихомировой (устное общение в контексте социокультурной компетентности); Е. И. Шапкариной (стратегическая компетенция обучения межъязыковому профессиональному общению); Н. И. Шевченко (социально-речевая компетенция) и др.

Необходимо отметить, что содержательно вопросы формирования социокультурной компетентности чаще всего ограничиваются изучением иностранного языка.

Теоретическое обоснование данного процесса в более широком, общеметодическом плане разработано недостаточно.

элементом — культура в широком понимании, включающая материальную, духовную и соционормативную составляющие. Сама концепция ГКП возникла как консолидированное отражение культуры как цели, ценности, процесса и результата деятельности человека в конкретном региональном пространстве. Культура и ее составляющие имеют пространственное бытие, входят во все географические образования, превращая их в геокультурные: ПТК включают антропогенные (культурные) ландшафты; ТПК и ЛСР полностью состоят из элементов материальной культуры; ТОЛ выступают в качестве носителей социально-культурной деятельности, являясь одновременно объектами и субъектами культурного развития. Таким образом, ГКП можно рассматривать как совокупность отношений между географическими объектами и географическими образованиями, с одной стороны, и целостными образованиями культуры и их элементами — с другой.

Духовную составляющую ГКП можно определить как некую одухотворенную субстанцию, имеющую для человека значение, смысл и вызывающую у него эмоциональные реакции. ГКП является продуктом и средой деятельности человека и воспринимается не само по себе как физическое явление, а в отношениях с человеком как результат деятельности, образно отраженный в его сознании, т. е. оно символически и семиотически освоено человеком. ГКП выступает в этом смысле как результат осознания и осмысления географического пространства и отражает факт его присутствия в культуре. Иными словами, — это результат сотворчества человека и природы, своеобразное художественное произведение, созданное поколениями людей и воспринимаемое ими как свое «месторазви-тие» (П. Н. Савицкий, Л. Н. Гумилев).

ГКП как составная часть географического пространства обладает рядом

свойств, которые ставят его в ряд основополагающих теоретических и конструктивных практико-образующих категорий гуманитарной географии и региональной культурологии.

1. Структурность, проявляющаяся как в компонентном аспекте (включает территорию со сформировавшимися на ней геокультурными элементами), так и в территориальном аспекте (каждое пространство сугубо индивидуально и неповторимо, т. е. нигде на Земном шаре не существует двух одинаковых ГКП).

2. Системность. ГКП есть результат устойчивых связей между образующими его элементами. Эти связи придают пространству целостность, комплексность, устойчивость и автономность.

3. Динамичность. Образующие ГКП элементы и связи между ними подвержены структурным и функциональным изменениям. Динамичность есть результат неразрывной связи пространства и времени. Именно ГКП отражает социокультурную динамику региона.

4. Информативность. Каждый структурный элемент ГКП посылает индивиду разнообразную информацию. От природного субстрата информация поступает в виде тональности, запахов, звуков; экономика и материальная культура поставляет материализованную пространственную информацию в виде объектов материальной культуры; духовная культура поставляет информацию в виде художественных образов, созданных в произведениях литературы и искусства. В них запечатлены смысл и мысль, мировоззренческие представления, установки, отношения.

Содержание категории «геокультур-ное пространство» углубляет представление о географическом пространстве и ставит во главу угла человека как носителя определенного типа культуры, раскрывает взаимоотношения ментальности культуры с географическим про-

странством. В геокультурном пространстве региона представлены все элементы материальной, духовной и соционорма-тивной культуры. Существенно, что с одной стороны, эти элементы выступают как часть целостного феномена российской культуры, а с другой — отражают специфические особенности конкретного региона и социокультурного процесса, развивающегося в его границах.

На практике в процессе подготовки педагога и формирования его профессиональной социокультурной компетентности концепция ГКП может быть реализована в структуре вариативного компонента содержания педагогического образования. В требованиях к структуре основных образовательных программ ФГОС ВПО указывается, что каждый учебный цикл имеет вариативную, или профильную, часть, устанавливаемую вузом, на изучение которой отводится 1/3 учебного времени. Вариативная часть ФГОС содержательно не определена и должна разрабатываться самим вузом исходя из его кадрового состава, материально-технической базы и местоположения.

За основу разработки содержания вариативной части ООП педагогическому вузу необходимо принять общую стратегию независимо от направления подготовки бакалавра. Это требование касается общекультурного и профессионального блоков и соответственно формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Общую стратегию, методологическую основу разработки содержания вариативной части при сохранении ведущей роли компетентност-ного подхода могут составить различные общенаучные и педагогические подходы (информационный, личностно ориентированный, деятельностный, герменевтический, аксиологический, культурологический и др.). На наш взгляд, таким объединяющим методологическим основанием разработки содержания вариатив-

ной части ООП подготовки бакалавра образования может выступить региональный подход, теоретической основой которого является концепция ГКП.

Интегративный потенциал концепции ГКП региона для целей проектирования вариативного компонента выражается в следующем:

- в рамках концепции знания о регионе имеют обобщенный, систематизированный характер, органично включают мировоззренческие идеи, ценностные ориентиры, обеспечивающие глубокое понимание процессов познания, освоения, преобразования региона в контексте общероссийских процессов, их социокультурной динамики;

- концепция ГКП составляет содержательную основу для разработки преподавателями вуза проектов рабочих программ и на их основе — УМК учебных дисциплин; при этом разрабатываемые на единой концептуальной основе учебные дисциплины позволят не только и не столько информировать студента о тех или иных особенностях региона, сколько создавать условия для развития базовых оснований личности студента, его самоопределения и саморазвития, для становления ментальности, национально-культурной, гражданской идентичности по отношению к региональному пространству — пространству жизнедеятельности;

- позволяет наиболее полно учесть актуальные и потенциальные образовательные потребности жителей региона, определяемые в соответствии с ведущими тенденциями развития региона; развивать эти потребности педагогическими средствами;

- дает возможность координировать проектную деятельность преподавателей, разрабатывающих соответствующие учебные дисциплины, как по «горизонтали», так и по «вертика-

ли», т. е. с учетом таких параметров, как содержание учебной дисциплины, межпредметные связи, информационное обеспечение и этапы формирования основных компетенций по годам обучения;

- учитывая качество динамичности, можно предположить, что ГКП региона будет способствовать совершенствованию содержания образования; источник развития находится в открытом и непрерывном взаимодействии образовательного пространства региона с динамикой развития региональных и общероссийских процессов;

- сформированный у педагога целостный геокультурный образ региона позволяет ему выделять проблемы и приоритеты развития региона, что обеспечивает значительное усиление и расширение инициатив учителя в отношении выявления и развития образовательных потребностей у жителей региона;

- опора на концепцию ГКП позволяет сбалансировать и обеспечить гибкое сочетание элементов мирового, федерального и собственно регионального компонентов содержания профессионального педагогического образования.

Концепцию ГКП в изложенной трактовке можно рассматривать в качестве интегративного ресурса проектирования содержания вариативной части ООП подготовки бакалавра образования. Социально-культурный потенциал ГКП региона при этом будет выступать, с одной стороны, как педагогическое условие формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций на основе культурологического и деятельно-стно-компетентностного подходов, с другой — как поле практической деятельности будущего педагога. Отсюда знание специфики ГКП как своеобразного педагогического ресурса — это необходимое

условие будущей педагогической деятельности выпускника педагогического вуза и составная часть его профессиональной компетентности.

Сам процесс формирования социокультурной компетентности студентов средствами образовательных программ вариативного компонента целесообразно представить в рамках специальной блочной системы, адекватно отражающей различные сферы ГКП региона. В рамках каждой программы необходимо предусмотреть формирование у студентов следующих компонентов профессиональной социокультурной компетентности: мотивационно-целевого, содержательного, организационно-деятельностного, контрольно-рефлексивного.

Система формирования профессиональной социокультурной компетентности будущих специалистов будет успешно функционировать при наличии ряда условий: личностно-развивающего характера процесса обучения на основе идей межкультурной коммуникации в духе межнационального взаимопонимания и толерантности, уважения к своей (родной) и чужой культуре; ценностно-мотивационной ориентации студентов на овладение социокультурной компетентностью; широкого использования технологии проблемно-диалогового обучения, выражающегося в сотрудничестве участников образовательного процесса.

Сказанное позволяет конкретизировать показатели сформированное™ социокультурной компетентности педагога, которые обеспечиваются вариативным компонентом содержания образования бакалавра и конкретизируют перечисленные выше общекультурные и профессиональные компетенции. К основным из них относятся:

• знание культуры, истории, традиций, обычаев народов, проживающих в регионе, как основы полной и достоверной социокультурной картины (образа) региона;

• способность к системному осмыслению процессов и проблем развития региона в историческом прошлом, настоящем и будущем;

• понимание региональных особенностей зарождения, проявления, наложения и интеграции социальных, культурных, экономических, экологических, национально-этнических и других процессов;

• освоение способов конструктивного управления этими процессами средствами образования для устойчивого социокультурного развития региона;

• осведомленность о широком круге проблем как глобальных, так и региональных в их единстве и взаимосвязи;

• способность к обоснованию причин возникновения проблем и готовность к их анализу;

• готовность к решению выявленных проблем: осмысление проблем социальной, культурной деятельности в регионе, раскрытие причин их возникновения, выбор адекватных конкретных научных и общенаучных методов их решения;

• готовность к освоению культурнообразовательного пространства через освоение ценностных ориентиров в различных областях региональной культуры, применение ресурсов гео-культурного пространства в проектировании культурно-образовательной среды, а также средств, расширяющих культурное пространство;

• способность к расширению и углублению базы знаний и умений региональной направленности в процессе самообразовательной деятельности для формирования самостоятельных оценочных суждений в различных областях (сферах) ГКП региона, отражающих этапы его развития;

• способность ориентироваться в потоке современной информации, отражающей специфику региона, умение

применять различные источники региональной информации для решения задач профессиональной деятельности.

В целом социокультурная компетентность педагога предполагает понимание менталитета другого народа, умение строить диалог с ее представителями в форме равноценного обмена интеллектуальными, эмоциональными, социальными и другими ценностями, способствует развитию толерантности, рефлексии, эмпатии, самостоятельности, инициативности, сознательности.

Попытаемся, не претендуя на исчерпывающее решение данного вопроса, предложить перечень учебных дисциплин в вариативную часть общекультурного и профессионального блоков. Так, в вариативной части общекультурного блока хотелось бы видеть такие дисциплины как «Гуманитарная география региона», «Региональная культура», «Геодемография региона», «Структура и функционирование региональной системы образования».

Перечень курсов по выбору вариативной части профессионального блока должен формироваться с учетом профиля подготовки. Например, для филологического профиля целесообразно введение курса «Топонимика региона». Топонимы региона являются маркерами его ГКП. Они отражают важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры народа, и в то же время в них появляются языковые закономерности. Таким образом, выделенный элемент характеристики ГКП региона представляет интерес и с историко-географической точки зрения, и как лингвистический источник. Для профилей «Экономика», «География», «Экология», «Биология», «Социальная работа» можно предложить соответственно курсы «Региональная экономика», «География региона», «Экология региона», «Животный и растительный мир региона», «Со-

циальная география региона», которые будут характеризовать разные слои регионального ГКП как единого целого и в результате расширять область профессионального знания и формировать профессиональную социокультурную компетентность будущего педагога.

В заключение необходимо отметить, что процесс формирования социокультурной компетентности относится к сложноорганизованным объектам. Поэтому необходимо рассматривать разра-

ботку вариативного содержания образования как систему, состоящую из множества элементов, которые функционируют, подчиняются и согласуются друг с другом. При этом каждого участника образовательного процесса (преподавателя, студента) необходимо представлять как участника межкультурной коммуникации, как субъекта культуры, как свободную, активную индивидуальность, ориентированную на творческую деятельность в региональном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВЕТРОВ Ю., КЛУШИНА Н. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2002. №6.

2. КОРНЕВ И. Н., ПОЗДНЯК С. Н. Геокультурное пространство региона : структура образа и психолого-педагогические основы его формирования у учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 6.

3. КОРНЕВ И. Н. Концепция геокультурного пространства как конструктивная основа гуманитарной географии // Пространственная организация общества : сб. науч. тр. / под общ. ред. акад. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2007.

4. ОБРАЗЦОВ П. И., КОЗАЧОК А. И. Формирование компетентности у военных специалистов в вузе средствами профессионально-ориентированной технологии обучения : моногр. [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/window/library.

5. ЯЛАЛОВ Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. №1.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. В. Моисеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.