ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕХИМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ
Д. Ф. Хайбрахманова, А. Ф. Хабибрахманов,
С целью повышения качества и эффективности довузовской химической подготовки, рассмотрено содержание и структура формирования общехимической компетенции. Определены основы формирования общехимической компетенции (познавательная сфера, педагогическая структура и содержание деятельности, личностные).
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, общехимическая компетенция.
With the purpose of improvement of quality and efficiency up to high school chemical preparation, the contents and structure of formation common chemical the competence is considered. Bases of formation common chemical the competence (cognitive sphere, pedagogical structure and the contents of activity, personal) are determined.
Key words: competence approach, competence, common chemical competence.
Система школьного химического образования - составная часть общего естественнонаучного образования, структура которого соответствует структуре школы (начальная школа - основная школа - старшая школа). Вследствие этого система школьного химического образования состоит из трех уровней - пропедевтического, общего (базового) и профилированного (углубленного), состав и структура которых охватывает начальную, основную и старшой ступени общеобразовательной школы. На каждой ступени образовательной системы формируются различные компетенции по предметам.
Общехимическую компетентность мы определяем как:
- интегрированную структуру с высокой степенью интеграции представленных элементов, позволяющих решать комплекс задач, направленных на освоение новых для учащихся способов деятельности и формирования системы ценностей;
- осознанную деятельность, т.к. присутствуют умения трансформировать изучаемые объекты, творчески применять описания явлений, процессов, законов, понятий;
- форму продуктивной деятельности;
- результат образования, представляя ее как новообразование, которое формируется у учащихся на определенных этапах обучения.
Формирование общехимической компетентности мы рассматриваем при изучении химических дисциплин на профильном (углубленном) уровне. Углубленное изучение химии предполагает достаточно продвинутый уровень подготовки школьников, который позволяет достичь высоких результатов химической подготовки. Содержание углубленных знаний по химии в старшей школе в рамках второго и третьего уровня дифференциации позволяет выделить следующие положительные моменты:
- углубление общетеоретических знаний;
- формирование политехнических знаний на теоретической основе;
- формирование знаний по химии и в их целостности;
- системный подход к описанию технологических процессов;
- углубление междисциплинарных знаний по химии с математикой, физикой и техникой;
- осуществление принципа преемственности обучения химии в школе и вузе.
Изучение химии на профильном уровне призвано развить интерес у учащихся к химии, углублять их знания по химии, способствовать в дальнейшем освоению специальностей, связанных с химией и химической технологией. Изучение промышленных способов получения отдельных веществ позволит учащимся познакомиться с сущностью сырьевой, экологической и энергетической проблем и оценить роль химии в их решении [4]. Изучение курса химии в школах естественнонаучного профиля предоставляет возможность учащимся продолжить химическое образование в высших учебных заведениях. В частности, профильное химическое образование мы рассматриваем как компонент подготовки инженеров-технологов.
В настоящее время существуют школы с углубленным изучением отдельных предметов, а также лицеи и колледжи, имеющие свои образовательные программы. «Внешняя дифференцированная химическая подготовка школьников осуществляется в рамках трехуровневой модели программ. Первый уровень ориентирован
на базовое содержание химического образования - федеральный стандарт по химии и используется в классах с гуманитарной специализацией. Второй уровень реализуется в тех классах, где учащимся химические знания и умения потребуются в будущей их деятельности (учеба в вузе, работа) и для решения исследовательских и технических задач (специализация «физика», «техника» и т.п.). Программа третьего уровня предназначена для учащихся, избравших химию основой будущей специальности». В рамках данной дифференциации на втором и третьем уровнях обучаемые получают знания, необходимые как для их будущей специальности, так и характеризующие роль химии в нашей жизни. Можно выделить общие цели химического образования - как способа познания окружающего нас мира:
- ознакомление учащихся с многообразием и единством веществ и химических явлений, их значением в природе и жизни человека;
- формирование системы химических понятий во взаимосвязи их друг с другом;
- ознакомление с методами познания природы, общими для естественных наук;
- формирование и развитие интереса в отношении химии и склонностям к определенным ее областям;
- формирование необходимых в повседневной жизни навыков безопасного обращения с веществами;
- воспитание ценностного отношения к природе и здоровью;
- развитие способностей критического осмысления и преобразования полученной информации, связанной
со свойствами и использованием различных веществ.
При обновлении и усовершенствовании школьного химического образования отчетливо проявляются тенденции более раннего изучения химических теорий с целью усиления их объяснительной и прогностических функций, повышения познавательной роли системы понятий о химических процессах.
Исходя из видов деятельности, этапов обучения и ступеней абстракции, при формировании общехимических компетенций нами определены следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные структурные составляющие:
1. Химические знания на пропедевтическом уровне, феноменологической ступени абстракции, формирование у учащихся способностей к первоначальному целостному представлению об окружающем мире, химических явлениях, готовность к восприятию новой информации, потребность в учебно-познавательной деятельности на основе интереса.
2. Фундаментальные знания о веществе, химико-технологические знания на прогностической ступени абстракции, успешное мотивирование, восприятие и усвоение учащимися важнейших химических понятий, теорий, законов, формул, методов расчета, веществ и материалов, используемых в практике, сущности химических процессов, роли химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества.
3. Расширение и углубление знаний, восприятие учебного материала на аксиоматической ступени абстрак-
ции, высокая степень учебно-познавательной мотивации, сформирован-ность у учащихся умения применять знания в нестандартных ситуациях, в практической деятельности, способность к самоорганизации, уверенность в своих потенциальных возможностях проявлять самостоятельность, способность к высокому уровню продуктивной деятельности, готовность к абстрактному обобщению большого объема информации.
4. Постоянное стремление учиться, способность приобретать новые знания, наличие интереса к научным исследованиям, владение методами научного познания, подвижность, мобильность, гибкость мышления, потребность в усвоении знаний, интерес к умственной работе, диалектическое мировоззрение.
5. Наличие теоретического способа познания, абстрактного, системного, творческого мышления, пространственного воображения, формирование научного стиля мышления, способность к активной творческой преобразовательной деятельности, готовность к моделированию сложных систем, умение выстраивать теоретические модели как вершину научного метода познания окружающего мира, высокая степень осознанности умственной деятельности учащимися, способность к правильному принятию решений в нестандартных ситуациях, готовность к профессиональному самоопределению.
Формирование общехимической компетентности осуществляется посредством реализации принципов системности, непрерывности, соответствия степени абстракции изучаемого учебного материала, уровню интел-
лектуального развития учащихся, непрерывного формирования и развития творческого мышления.
Первая составляющая структуры общехимической компетентности обеспечивается реализацией принципа адаптации к образовательному процессу, овладением учащимися конкретными единичными понятиями, обеспечивающими эмпиризм знаний (воздух, кислород, углекислый газ и т.д.) на основе интереса; овладением умениями наблюдать, анализировать, обобщать (на индуктивном уровне) объекты окружающего мира, психологической готовностью к продуктивной деятельности, позитивным отношением к окружающему миру, потребностью участвовать в творческой деятельности.
Вторая составляющая структуры общехимической компетентности обеспечивается овладением учащимися фундаментальными химическими, химико-технологическими знаниями на основе мотивации, стимулирования, выявления и широкого использования учителем межпредметных связей, формирования логического мышления в области химических знаний о веществах, их составе и строении, превращениях одних веществ в другие, условиях осуществления этих превращений, способах практического использования веществ и химических реакций, готовностью к использованию теоретических знаний и понятий для конкретных расчетов, решения практических задач, развитием прагматического мышления учащихся необходимого для практического использования полученных знаний в рамках конкретных химических технологий, развитием поз-
навательных интересов и интеллектуальных способностей, овладением умениями работать самостоятельно в коллективе, овладением умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, демонстрировать навыки безопасного обращения с веществами и материалами, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья, потребность в активной, самостоятельной творческой деятельности, формирование культуры исследователя.
Третья составляющая структуры общехимической компетентности обеспечивается овладением учащимися знаний повышенной сложности через систему усложняющихся учебных задач, посредством использования потенциала способностей, уровня интеллекта учащихся, психологической готовностью к восприятию учебного материала на более высокой ступени абстракции.
Четвертая составляющая структуры общехимической компетентности обеспечивается освоением учащимися системой научных знаний посредством повышения сложности учебного материала за счет применения учителем в учебном процессе новых научных достижений и открытий в области химии и химической технологии, овладением основами научного стиля мышления, опыта преобразовательной деятельности на основе диалектико-материалистического мировоззрения, формирование умений мыслить диалектически, уметь осуществлять самостоятельный по-
иск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных, научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
Пятая составляющая структуры общехимической компетентности обеспечивается реализацией принципа непрерывного формирования и развития творческого мышления учащихся через решения познавательных задач, разрешения проблемных ситуаций, выполнения творческих исследовательских работ, рефлексивной активностью, рациональной профессиональной ориентацией.
Результатом сформированности общехимической компетентности является:
1. Успешное мотивированное восприятие и усвоение фундаментальных знаний (научных понятий, теорий, законов, формул, методов расчета, сущность химических явлений, химико-технологических процессов), овладение методами научного познания, сформированность ценностных ориентаций: высокий уровень учебно-познавательной мотивации.
2. Сформированность умений и навыков применять знания, а также способов деятельности, необходимых для успешной практической деятельности и продолжения образования, способность приобретать новые знания, проявление интереса к научным достижениям в области химии и химической технологии, сформирован-ность умений и навыков работы с различными источниками информации, готовность к абстрактному обобщению большого объема информации, умение моделирования сложных систем, выстраивание теоретической мо-
дели познания окружающего мира, сформированность химико-физических исследовательских умений и навыков, готовность к продуктивной деятельности.
3. Сформированность интегратив-ных качеств личности (интеллекта, эмоций, чувств, воли), уверенность в своих потенциальных возможностях, способность к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, сформированность коммуникативных умений и навыков, социально и личностно значимых ценностных установок.
4. Сформированность потребности и интереса к творческой, исследовательской деятельности, готовность к преобразовательной деятельности, принятию правильных решений в нестандартных ситуациях.
Таким образом, общехимическая компетентность представляет собой определенный результат общехимического образования, заключающийся в совокупно сформированных компетенциях: мотивации к учебно-познавательной деятельности, владения учебными действиями, общими способами учебной деятельности.
Компетенции, рассматриваемые нами как результат образования, выражающийся во владении учащимися определенным набором способов деятельности, по отношению к конкретному предмету воздействия может успешно формироваться только при реализации деятельностного и продуктивного подхода обучения. Общехимическая компетентность - это комплексное понятие, складывающееся из отдельных компетенций, чем полнее будет данный набор, тем выше уровень формируемой компетентности.
Литература:
1. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2000. - 639 с.
2. Образовательные результаты // Под. ред. О. Е. Лебедева. - СПб.: Специальная Литература, 1999. - 135 с.
3. Подласый И. П. Продуктивная педагогика: Книга для учителя. М.: Народное образование, 2003. - 496 с.
4. Соколов Р. С. Химическая технология и школьная химия // Химия в школе. - 1990. №5. с. 20.
5. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с.
6. Шептуховский М. В. Методика преподавания естествознания как наука. // Школьные технологии. - 2005. №3. С. 105-113