ПЕДАГОГИКА
Содержание процесса самообразования студентов как педагогическая проблема
Н.М. Романенко
В статье рассматриваются методологические проблемы содержания процесса самообразования студентов как педагогической проблемы, представлена специфика преподавательской деятельности в вузе. Категория «самообразование студентов» анализируется в работах разных авторов советского и постсоветского периода; дается сущность и особенности процесса самообразования студентов, которые показаны с позиции возрастной особенности юношеского возраста и требований высшей школы; подчеркивается значимость средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе формирования самообразовательных навыков студентов.
авадцать первый век - век информационного взрыва - остро усложнил задачи высшей школы. Сегодня образование, енное в каком-либо учебном заведении, составляет лишь фундамент для непрерывного образования, получаемого, главным образом, за счет самообразования студентов. Актуализация процесса самообразования - не личное дело студента, поскольку постоянное повышение квалификации -требование времени. Специфика преподавательского труда призывает будущего педагога постоянно пополнять свои знания в области теории преподаваемого предмета и методики обучения1.
Одной из важнейших задач современного обучения в высшей школе является усвоение не только готовой системы знаний, но и методов самообразования. Усвоение необходимой информации может быть достигнуто лишь благодаря собственной активности человека, стремящегося к познанию, творчески относящегося к предмету своей деятельности. Готовность человека к постоянному обогащению своих знаний основывается на глубокой общеобразовательной подготовке, которая является
исходным фундаментом дальнейшего образования и самообразования. Педагогика ориентирует на прочную систему развиваемых в вузе умений и навыков, методов и приемов самостоятельной работы с различными источниками знаний и, наконец, на выработку стремления к самообразованию на основе развития потребностей, интересов и формирования мотивов, направленных на приобретение и осмысление новых знаний. Задача высшей школы - дальнейшее развитие творческих познавательных способностей студентов, подготовка из них специалистов, умеющих хорошо ориентироваться в условиях интенсивного роста научно-технической информации, самостоятельно разбираться в новейшей литературе, особенно по своей специальности. Сущность и особенности самообразования студентов, по мнению А.В. Дмитриева и Н.Л. Филиппова, заключаются в следующем:
- самообразование студентов - особая сфера их познавательно-практической деятельности, которая имеет относительную самостоятельность, законченность и нуждается в соответствующей педагогической организации;
Романенко Надежда Михайловна - д.пед.н., профессор, зав. кафедрой семейной, гендерной политики и юве-нологии Российского государственного социального университета. E-mail: [email protected]
Н.М. Романенко
- самообразование - это внутренняя потребность. Оно предполагает наличие у студента интереса к такой работе, желание постоянно добывать, расширять, углублять и совершенствовать свои знания, умения и навыки творческого труда без какого-либо внешнего побуждения;
- самообразование - это такая форма творческой деятельности студентов, в процессе которой они не только достигают цели самообучения (получают систему знания, совершенствуют умения и навыки, овладевают
методикой и техникой такой работы), но и осуществляют самовоспита-ние (развивают чувства, формируют убеждения, вырабатывают критичность ума и т.д.2).
Другой советский педагог, С.И. Зиновьев, под самообразованием понимал следующее: «Самостоятельная подготовка студентов, идущая параллельно с учебным процессом, в органической связи с ним, в одних случаях по установленным программам и учебникам, в других - с отходом от них, с самостоятельным расширением задач и привлечением дополнительного теоретического и практического материала в зависимости от возникших научных и профессиональных интересов, склонностей и способностей, от предварительной подготовки, понимания своих задач и обязанностей и, наконец, от умения работать самостоятельно»3.
Самообразование предусматривает целенаправленную и планомерную работу, организованную таким образом, чтобы вся самообразовательная деятельность студентов стремительнее получила бы практический выход, что приведет к повышению качества знаний и уровня их воспитанности. В вузе непосредственное руководство приобретением знаний, умений, развитием навыков у студентов, по сравнению со школой, ослабевает в связи с предоставлением студентам большей независимости и свободы.
Еще русский публицист и литературный критик Д.И. Писарев отмечал, что «настоящее образование можно получить только путем самообразовательной деятельности»4. Поэтому уже в стенах вуза самообразовательная работа становится важным средством обучения студентов, которым разъясняется, что образование, полученное в студенческие годы, - это лишь база, требующая постоянного пополнения собственных знаний. По этой причине особо важное значение приобретает воспитание у студентов личной установки и привычки на постоянную самостоятельную деятельность и самообразование, на дальнейшее повышение профессионализма и усвоение новых научных достижений. Все перечисленное будет способствовать предотвращению устаревания информации, накопленной за годы обучения в вузе, увеличению научного и образовательного потенциала собственного банка знаний. Собственные наблюдения автора свидетельствуют, что наибольший интерес к проблемам самообразования проявляют студенты, имеющие высокий уровень учебного самосознания.
Понятно, что специалисту любой профессии необходимо учиться всю свою жизнь, поскольку знаний, полученных в высшей школе, недостаточно не только для того, чтобы плодотворно работать, творить, строить что-то новое в условиях быстрого развития науки и техники, но порой и для того, чтобы по окончании вуза стать полноправным членом общества. Чтобы не отстать от жизни, выпускник высшей школы должен не переставать учиться и повышать квалификацию, но интенсивность усвоения знаний различна в разные периоды жизни личности. Главный максимум времени познания относится, по мнению Р.В. Хохлова, к студенческим годам, «к сложному процессу получения знаний в институте или в университете». По мнению ученого, «именно студенческие годы - это самое лучшее время для того, чтобы учиться, это время познания___Учитывая данную особенность, важно еще
в стенах вуза выработать не только привычку, но и потребность к самообразованию, усвоить систему рациональных приемов и методов умственного труда»5.
В процессе формирования самообразовательных навыков студентов увеличиваются возможности средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Под ними следует понимать и программные, программно-аппаратные, и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, воспроизведению, накоплению, хранению, обработке, передаче информации, обеспечивающие возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей.
Иногда самообразование рассматривают как специально организуемую работу над собой. По определению «Педагогической энциклопедии», «самообразование - образование, приобретаемое вне учебных заведений путем самостоятельной работы»6. Применительно к высшей школе понятие «самообразование» можно рассматривать значительно шире. К примеру, некоторые виды и формы самостоятельной работы, выполняемые студентами уже в учебном заведении, могут быть средством самообразования: постановка задачи поиска своего, улучшенного решения, стремление к своей, более совершенной конструкции, поиск своих формулировок и выводов при изучении литературы и т.д.
Подобного рода методы самостоятельности приобретаются не сразу, а при условии постоянной целеустремленной работы, при выполнении различного вида заданий, что в полной мере относится к студентам, обучающимся в высшей школе. Особый акцент может быть сделан на использовании предложенных Н.В. Матяш, М.В. Ретивых и В.Д. Симоненко творческих, активных и комплексных методах: дизайн-анализа изделий, творческих проектов, мозговой атаки, деловой игры, компьютерной поддержки, учебного эксперимента, олимпиады, экскурсий, функционально-стоимостного анализа, алгоритмического метода7.
Педагогика
Переход на новые программы образования в вузах показал, что многие выпускники не умеют восполнять дефицит научно-педагогических знаний путем самообразования. Эффективность формирования у студентов умений работать с научной и учебной литературой обеспечит эффективность самостоятельной работы, которая определяется степенью интенсивности самостоятельной работы студентов по предметам, активности на лекциях, семинарских и лабораторных занятиях, интенсивностью практики, участием в работе спецсеминаров, спецкурсов, а также при выполнении курсовых и дипломных работ по выбранной специальности. В данном определении, на наш взгляд, отражается самообразовательная работа в самом учебном процессе, усматривается единство самостоятельной работы студентов и самообразования, хотя в некоторых случаях ученые отождествляют самообразование с самостоятельной работой.
Таким образом, система работы по формированию у будущих специалистов готовности
------------ Ключевые слова -------------------
Студент, самообразование, самообразовательные навыки, вуз, особенности юношеского возраста, самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, информационные и коммуникационные технологии.
к профессиональному самообразованию представляется как комплекс взаимосвязанных специальных педагогических мер, осуществляемых в процессе учебно-воспитательной работы в вузе и вне его, но объединенных общей целью.
Romanenko N.M. Content of Pocess of SelfEducation of Students as a Pedagogical Problem.
Summary: The article considers methodological problems of the content of process of self-education of students as a pedagogical problem showing the specifics of teaching activities in institutions of higher education. The author analyzes the category "selfeducation of students" is analyzed in the works of different authors of the Soviet and post-Soviet period and stresses the peculiarities of students self-education with reference to their age and stage of learning in the higher school. The article stresses the significance of information and communication technologies (ICT) in the course of building self-educational skills of university students.
------------- Keywords -------------
Student, self-education, self-educational skills, institution of higher education, independent operation, independent activities, information and communication technologists.
Примечания
1. Торкунов А.В. Педагогика и подготовка специалистов-международников // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 1. С. 7.
2. Дмитриев А.В., Филиппов Н.Л. Научная организация учебного труда слушателей: Уч. пособие. Уфа: Уфимская высшая школа МВД РФ,
2005. С. 44.
3. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1968. С. 89-90.
4. Писарев Д.И. Избр. пед. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1984. С. 23.
5. Хохлов Р.В. Время познания// Наука и жизнь. 2003. №9. С. 8-11.
6. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т.1. С. 211.
7. Матяш Н.В., Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Методы технологического образования школьников // Актуальные проблемы технологического образования в школе и в вузе: Межвузовский сб. науч. раб. Новокузнецк, 1999. С. 25-33.