в процессе среднего профессионального образования, построенного с учетом принципа преемственности.
Междисциплинарный учебно-методический комплекс представлен на рис. 1.
При построении организационного блока модели мы исходили из интеграции разнообразных по содержанию методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и форм учебной деятельности студентов, эффективное сочетание которых на определенном этапе среднего профессионального образования реализуется при доминировании тех или иных форм реализации преемственности.
Взаимосвязь выделенных компонентов модели осуществления принципа преемственности в среднем профессиональном образовании просматривается на функциональном уровне, что подтверждает проведенное теоретико-экспериментальное исследование: эвристическая функция позволяет включить студентов в различные виды деятельности по изучению профессиональных проблем, ориентационная - позволяет осмыслить приобретенные знания и умения и сформировать профессиональную направленность личности, прогностическая - позволяет раскрыть тенденции профессионального развития, способствует профессиональному прогнозированию, интеграционная - позволяет устанавливать внутри- и межпредметные связи.
Выявив на основе системно-деятельностного, личностно ориентированного и модульно-компетентностного подходов
цель, задачи, содержание процесса реализации принципа преемственности в среднем профессиональном образовании, его организационные формы и функции, нам представляется возможным определить результативный аспект реализации принципа преемственности - изменение качества среднего профессионального образования студентов.
Анализ основных психолого-педагогических трудов по проблеме качества образования и специфике среднего профессионального образования, использование системнодеятельностного, личностно ориентированного и модульно-компетентностного подходов, опора на теорию развивающего обучения позволили нам уточнить и конкретизировать понятие качество среднего профессионального образования студентов, под которым понимается совокупность социально обусловленных показателей профессиональной обученности, теоретического мышления и профессиональной направленности личности, представляющая собой нормативный уровень среднего профессионального образования.
Таким образом, в нашей работе критериями качества среднего профессионального образования студентов являются профессиональная обученность, теоретическое мышление и профессиональная направленность личности, каждый из которых согласно логике всей модели соответствует определенному компоненту содержания среднего профессионального образования.
Библиографический список
1. Петров, А.В. Дидактические основы реализации принципов преемственности и развивающего обучения при формировании фундаментальных понятий в преподавании физики в педвузе: дис. ... д-ра пед. наук. - Горно-Алтайск, 1996.
2. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5.
3. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.
4. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. - М.,
1965.
5. Реализация принципа преемственности в экологическом образовании школьников: метод. рекомендации для учителей химии и студ. пед. вузов / авт.-сост. А.А. Саламатов. - Челябинск, 2002.
6. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. -2005. - № 4.
7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.
Bibliography
1. Petrov, A.V. Didakticheskie osnovih realizacii principov preemst-ven-nosti i razvivayuthego obucheniya pri formirovanii fundamentaljnihkh ponyatiyj v prepodavanii fiziki v pedvuze: dis. ... d-ra ped. nauk. - Gorno-Al-tayjsk, 1996.
2. Serikov, V.V. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie // Pedagogika. - 1994. - № 5.
3. Yakimanskaya, I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennoyj shkole. - M., 1996.
4. Modelirovanie kak metod nauchnogo issledovaniya: gnoseologicheskiyj analiz / B.A. Glinskiyj, B.S. Gryaznov, B.S. Dihnin, E.P. Nikitin. - M., 1965.
5. Realizaciya principa preemstvennosti v ehkologicheskom obrazovanii shkoljnikov: metod. rekomendacii dlya uchiteleyj khimii i stud. ped. vuzov / avt.-sost. A.A. Salamatov. - Chelyabinsk, 2002.
6. Andreev, A.L. Kompetentnostnaya paradigma v obrazovanii: opiht filosofsko-metodologicheskogo analiza / A.L. Andreev // Pedagogika. - 2005. - № 4.
7. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoyj paradigmih obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. - 2003. - № 2.
Статья поступила в редакцию 06.09.11
УДК 378.14: 54
Kutnyaya I.A. FORMATION AND DEVELOPMENRT IN STUDENTS OF SKILLS OF SELF-EDUCATION IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL. In article the self-education problem - one of important problems of vocational school is considered. Results of the conducted research on working out of the methodical receptions directed on formation and development of skills of self-education at students of technical colleges at studying of chemistry are presented.
Key words: self-education, self-educational activity, independent work, levels of self-educational activity, factor of mastering of knowledge.
И.А. Кутняя, аспирант Омского государственного педагогического университета, г. Омск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В статье рассматривается проблема самообразования - одна из важных проблем профессиональной школы. Представлены результаты проведенного исследования по разработке методических приемов, направленных на формирование и развитие навыков самообразования у студентов технических вузов при изучении химии.
Ключевые слова: самообразование, самообразовательная деятельность, самостоятельная работа, уровни самообразовательной деятельности, коэффициент усвоения знаний.
Образовательная политика России на современном этапе роли образования ведет за собой аналогичное повышение ста-
предъявляет высокие требования к профессиональной подго- туса самообразования.
товке выпускников технических вузов. Возрастание социальной В Национальной доктрине образования сказано, что систе-
ма образования призвана обеспечить «разностороннее и свое-
временное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; непрерывность образования в течение всей жизни человека; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий» [1].
Бурное развитие информационных технологий, внедрение многоуровневой системы в практику высшей школы, изменение роли самообразования приводит к возникновению противоречий:
- между увеличением доли внеаудиторной самостоятельной работы студентов и неподготовленностью их к активной самообразовательной деятельности;
- между необходимостью развития у студентов навыков самообразования и недостаточной разработанностью методик их развития.
В последние годы педагогами активно обсуждаются проблемы организации самообразовательной деятельности студентов, но единство взглядов обнаруживается лишь в том, что самообразовательную деятельность все считают неотъемлемым элементом процесса обучения и эффективным средством профессионального становления специалиста. Данная проблема также усложняется неоднозначностью подходов к рассмотрению самого понятия «самообразование».
Обобщив и проанализировав существующие исследования по проблеме самообразования, а также опираясь на собственный опыт, мы рассматриваем самообразование как активную, саморегулируемую, личностно и профессионально значимую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов, повышение квалификации.
Готовность к самообразовательной деятельности используется в значении состояния или качества личности, характеризующегося знанием способов, форм и средств самообразования, умением их использовать, а также соответствующим состоянием мотивационно-потребностной сферы, определяющим познавательную активность личности.
Одной из приоритетных задач профессионального технического образования является совершенствование учебновоспитательного процесса профессиональной подготовки инженера. Современный специалист должен уметь непрерывно пополнять свои знания в течение всей профессиональной карьеры, самостоятельно их совершенствовать.
Педагогическая организация самообразовательной деятельности студентов предполагает взаимодействие двух сторон образовательного процесса: студента и преподавателя. Со стороны студента необходимы самоанализ, определение своего уровня знаний, своего наиболее оптимального стиля учения, стремление к саморазвитию.
Мы придерживаемся концепции, получившей широкое признание в современной дидактике, сущность которой заключается в том, что основная задача преподавателя должна сводиться не к изложению готовых знаний, а к организации активной учебно-познавательной деятельности студентов, к широкому использованию резервов самостоятельной работы студентов. Мы разделяем точку зрения ученых, считающих, что самостоятельная работа является начальным этапом в развитии навыков самообразования.
На первых этапах подготовки инженеров важное место занимают общеобразовательные дисциплины и, в частности, химия. В технических вузах курс «Химия» относится к естественнонаучному циклу и предусматривает блок самостоятельной работы, который включен в общий объем трудоемкости по дисциплине и составляет около 50% учебного времени.
Цель данного исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании методических приемов по развитию навыков самообразования у студентов технических вузов.
Эксперимент проводился на базе Сибирской автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). В эксперименте приняли участие 244 студента I курса факультетов «Автомобильный транспорт» и «Нефтегазовая и строительная техника».
Констатирующий этап эксперимента проходил в естественных условиях образовательного процесса вуза и был направлен
на определение уровня развития самообразовательной деятельности студентов.
Для проверки эффективности предложенной методики мы установили диагностируемые компоненты готовности будущего инженера к самообразовательной деятельности: мотивационный (направленность на самообразование), когнитивный (понимание сущности самообразования как личностной и профессиональной ценности), деятельностный (умение планировать, осуществлять, управлять самообразованием) и оценочный (умение оценивать результаты). Основным показателем сфор-мированности этих компонентов является продвижение личности к более высокому уровню самообразования. На основании выявленных компонентов самообразования были определены критерии, обуславливающие данный процесс.
Сбор первичной информации осуществлялся посредством беседы, наблюдения, анкетирования и тестирования студентов.
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы показали недостаточный уровень готовности студентов к самообразовательной деятельности (Табл. 1).
Исходные данные теоретического анализа и практического изучения сформированности готовности студентов к самообразованию позволили разработать педагогическое обеспечение с учетом особенностей организации процесса самообразования студентов технического вуза.
В содержательном плане готовность к самостоятельному обучению складывается из следующих умений и навыков: навыков самостоятельной работы с информацией, умения анализировать информацию и выбирать из нее существенное; сопоставлять факты и анализировать их. Основными способами самостоятельного обучения студент овладевает с помощью учебных и методических пособий, электронных носителей информации.
Разработанный нами методический материал включает в себя методические указания по изучению каждой темы учебной программы по химии, требования к исходному уровню знаний и умений, примеры решения типовых задач, индивидуальные задания для самостоятельной работы, инструкции по работе с дополнительными источниками информации.
В процессе развития у студентов навыков самообразования при изучении химии использовалась и глобальная сеть Интернет, которая обеспечивала доступ к гигантским объемам информации. Специфика технологий Интернет заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источников информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров; информация о книгах и журналах. Компьютерные средства дают возможность активизировать когнитивную деятельность будущего инженера, порождают дополнительную мотивацию учения, предоставляют возможность для дифференциации и индивидуализации обучения.
Повторная диагностика уровня самообразовательной деятельности студентов и сопоставление результатов исследования позволили сделать вывод об эффективности разработанной нами методики развития навыков самообразования у студентов технического вуза при изучении химии (Рис.1).
Для определения уровня качества химических знаний студентов мы использовали контроль в виде тестовых заданий по химии.
Анализ результатов тестирования позволил рассчитать коэффициент усвоения знаний по методике В.П. Беспалько [2]. Коэффициент усвоения учебного материала определялся по формуле: Ка = п/М
где п - количество верно выполненных заданий теста; N -количество всех заданий теста.
При Ка > 0,7 процесс обучения можно считать завершенным, т.к. в последующей деятельности студент способен в ходе самообучения совершенствовать свои знания. Результаты тестирования студентов по химии приведены в таблице 1.
Экспериментальной работой, проведенной в процессе исследования, было доказано, что по мере последовательного осуществления каждого из педагогических условий количество студентов, имеющих высокий и средний уровни самообразования, увеличилось.
СО
о
I-
X
ф
5
о
со
н
и
<и
т
S
о
5С
80,0
70.0
60.0
50.0
40.0
30.0
20.0 10,0
0,0
н/э к/э
Мотивационный
компонент
шш
н/э к/э
Когнитивный
компонент
н/э к/э
Деятельностный
компонент
н/э к/э
Оценочный
компонент
□ Высокий уровень
27,9
41,0
34,0
39,0
12,7
21,3
16,0
34,0
□Среднийуровень
34,4
44,3
36,0
42,6
27,5
47,1
72,0
62,7
□ Низкий уровень
37,7
14,7
30,0
18,4
59,8
31,6
12,0
3,3
Рис. 1. Динамика сформированности у студентов компонентов самообразовательной деятельности на констатирующем и контролирующем этапах эксперимента
Таблица 1
Степень усвоения учебного материала по химии на констатирующем и контролирующем этапах эксперимента
Значение коэффициента усвоения знаний Ка Уровни усвоения знаний Количество студентов в процентах
констатирущий этап контролирующий этап
Ка > 0,8 Высокий 7% 20%
Ка = 0,7 * 0,8 Средний 32% 56%
Ка< 0,7 Низкий 61% 24%
Результатом самообразовательной работы является по- работы. Таким образом, хорошо спланированная и организо-
степенное формирование у студентов умений и навыков само- ванная работа по самообразованию раскрывает способности
стоятельного поиска и изучения новой информации, ее осмыс- студентов, реализует их творческий потенциал, повышает уро-
ление и переработка. При положительных результатах работы вень собственной познавательной деятельности, а, следова-
студенты получают стимул для дальнейшей исследовательской тельно, - и общий уровень успеваемости.
Библиографический список
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Э/р]. - Р/д: http://dvau.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm
2. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста: учебно-методическое пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М., 1989.
Biblioaraphy
1. Ыасюпа^пауа doktrina obrazovaniya V Rossiyjskoyj Federacii [ЕМг]. - R/d: http://dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm
2. Bespaljko, У.Р. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitateljnoao processa podaotovki specialista: uchebno-metodicheskoe posobie / У.Р. Bespaljko, У^Э. Tatur. - М., 1989.
Статья поступила в редакцию 06.09.11
УДК 372.882
Solovyev O.S. PRINCIPLES, CONDITIONS AND WAYS OF COMIC IMAGINATION FORMATION OF 5-9 CLASS PUPILS.
The project includes the study of the most effective ways in process of comic imagination formation of 5-9 class pupils, which are determined by definite conditions, imagination formation stages, as well as by base on the major didactic and private methodic study process principles.
Key words: imagination formation process, conditions and stages of comic imagination formation, age peculiarities and intelligent development of teenagers, artwork analysis, educational material organization ways.