УДК 378 : 377 Антипов Павел Львович
соискатель Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, г. Самара
САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Antipov Pavel Lvovich PhD applicant,
Institute of Pedagogy and Psychology of Vocational Education, Russian Academy of Education,
Samara
SELF-EDUCATION OF HIGHER SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE NEW EDUCATIONAL PARADIGM
Аннотация:
Статья посвящена актуализации процесса самообразования студентов вузов в условиях глобализации и интеграции образования. Представлены различные трактовки самообразовательной деятельности в иностранной литературе. Анализируется роль самообразования в контексте развития новой парадигмы образования «Обучение в течение жизни».
Ключевые слова:
самообразование, профессиональное образование, обучение в течение жизни, глобализация, интеграция, студенты вузов.
Summary:
The article is concerned with actualization of the selfeducation of higher school students in the conditions of globalization and integration of education. The author reviews interpretations of the selfeducation activities in the foreign publications. The role of the self-education in the context of development of the new educational paradigm “Life Long Learning" is analyzed.
Keywords:
self-education, vocational education, lifelong learning, globalization, integration, higher school students.
В современных условиях национальные системы высшего образования осуществили динамичную модернизацию, с одной стороны, сохраняя конструктивную приверженность отечественным историческим традициям, с другой - энергично и взвешенно реформируя свою образовательную политику в соответствии с основными принципами Болонского процесса. Проявленный ответственный и взвешенный подход российского государства и научно-образовательного сообщества к модернизации высшего образования свидетельствует о том, что образовательные реформы никогда не могут быть успешными, если они планируются и реализуются без учета системной природы образования и культурно-образовательного своеобразия страны, без необходимого и достаточного финансового, ресурсного, правового, научного и социального сопровождения реформ. В свете задач, выдвинутых перед отечественной высшей школой в части усиления соответствия требованиям рынка труда (но не превращения рынка труда в основной регулятор высшего образования), важной является мысль о необходимости осуществления непрерывного профессионально-личностного самообразования и саморазвития.
Постоянный рост требований рынка труда к уровню подготовки специалистов заставляет совершенствовать систему профессионального обучения в целом. Современная модель развития образования определяется парадигмой, переносящей акценты с образовательной деятельности на самообразовательную. Не вызывает сомнения тот факт, что добиться социального и экономического успеха, быть конкурентоспособным может лишь тот, кто постоянно развивает и поддерживает свои профессиональные навыки на высоком уровне.
Сегодня самостоятельное овладение знаниями рассматривается как важнейший компонент непрерывного образования. Анализ хода реформирования высшего образования в европейских странах в рамках Болонского процесса также приводит к выводу о возрастающей роли самообразования студентов как важнейшего условия формирования всесторонне развитой личности и одной из главных задач подготовки студентов как будущих конкурентоспособных специалистов.
Изучив и проанализировав определения по самообразованию, представленные в русскоязычных, педагогических справочных и энциклопедических изданиях, был сделан вывод, что самообразование определяется в них как целенаправленная, самостоятельная, познавательная, практико-ориентированная деятельность по расширению имеющихся знаний и компетенций, получению новых знаний и формированию современных опыта в одной или нескольких областях человеческой жизнедеятельности, по самосовершенствованию личности в течение всей жизни и способствует расширению научных знаний о самообразовательной деятельности студентов.
В современной педагогической литературе нет единого толкования термина «самообразование». Разные исследователи по-своему трактуют данное понятие, выделяя ту или иную его грань. Ряд ученых делают акцент на результате самообразования - самостоятельном приобретении систематических знаний, которые относятся к различным сферам человеческой жизни. Другие рассматривают самообразование как неотъемлемую часть систематического обучения в учебных заведениях, которая выполняется вне учебного времени; некоторые - не только как познавательную деятельность, управляемую самой личностью, но так же раскрывают его личностную и социальную значимость.
В англоязычной справочной и энциклопедической литературе нет прямого указания на термин «самообразование», однако в ней представлен целый ряд терминов так или иначе связанных с данным понятием: self-managed learning, self-adjustable training, self-directed learning, self-education, the autonomous learner [1]. Другие термины, представленные в англоязычной справочной литературе, self-planned, self-culture, independent study, individual study также описывают получение образования посредством самообразования.
Следует отметить, что в немецкой справочной литературе самообразование рассматривается в непосредственной связи с непрерывным образованием и является его неотъемлемой частью, его условием [2].
Самообразование является предметом анализа многих зарубежных педагогов-ученых (Brockett R.G., Brookfield S., Candy P.C., Knowles M., Sargant N., Tough A.M. и другие). Термин «самообразование» в переводе на английский язык имеет несколько определений:
- self-directed learning - самоуправляемое обучение: процесс, в котором индивидуум принимает инициативу один или совместно с кем-либо, чтобы осуществить диагностику своих образовательных нужд, сформулировать свои цели, выбрать ресурсы (материальные и людские) для обучения;
- self-education - самообучение: обучение открытое, самоуправляемое, индивидуализированное, лично ориентированное; обучение, предполагающее внутренние ментальные изменения личности, высокую степень ответственности за планы, цели и результаты обучения, самооценки;
- learning projects - проектное образование взрослых - добровольно выбираемые и планируемые для получения определенных знаний или навыков (умений), для изменения своего образа и способа жизни;
- the autonomous learner - автономные образовательные усилия, основанные на самоконтроле, личной ответственности за выбор предметов и средств учения;
- highly intentional learning - интенциональное обучение, «нацеленное». Интенция (план, цель) является характерной чертой субъектной активности, самообразовательной деятельности индивидуума;
- self-adjustable training - учение, осуществляемое студентами без педагогического руководства, процес, при помощи которого студенты активизируют и поддерживают познавательное поведение, ориентированное на достижение целей.
Другие термины self-planned, self-culture, independent study, individual study также описывают получение образования путем самообразования и самообразовательной деятельности [3].
В немецкой справочной литературе мы выделили следующие термины, связанные с самообразованием.
- Autodidakt - sebstgelehrt - самоучка;
- Selbsttudium Wissensaneignung durch Bucher - самообразование как стремление к приобретению знаний с помощью книг;
- Weiterbildung - das sich weiter bilden - самообразовывать самого себя;
- Selbstudirum - Selbstunterricht - обучение без чьей-либо помощи посредством книг;
- Selbstudieren - Selbüben - самостоятельное обучение;
- Sich Selbstfortbilden - дополнительное образование себя самого;
- Selbstentwicklung - саморазвитие, развитие без толчка извне;
- Selbsterzienung - самообразование, ответственность за свое образование.
Следует отметить, что в немецкой педагогике самообразовательная деятельность рассматривается в непосредственной связи с непрерывным образованием и является его неотъемлемой частью и условием.
Американский ученый Чарльз Хей трактует процесс самообразования как источник жизненной силы и придерживается идеи, что следует контролировать свое самообучение и принимать самообразование как жизненный приоритет. В другой работе американских ученых (Мери-ам и Кафелла) самообразование трактуется как форма обучения, в которой обучающиеся несут основную ответственность за планирование, выполнение и оценивание своего опыта обучения.
Известный американский ученый Малком Ноулз описывает самообразование как процесс, в котором индивиды, с помощью или без помощи других, берут на себя инициативу выявления своих образовательных потребностей, определения образовательных целей, обеспечения человеческими и материальными ресурсами, источниками для обучения, выбора и внедрения соответствующих образовательных стратегий и оценивания результатов.
М. Ноулз разработал пятиступенчатую модель самообразования:
1. Выявления образовательных потребностей.
2. Обозначения образовательных целей.
3. Определения человеческих материальных ресурсов для обучения.
4. Выбора и внедрение соответствующих образовательных стратегий.
5. Оценивания результатов.
Анализ зарубежной литературы, а так же беседы с зарубежными коллегами из Потсдамского Университета (Германия) и Линкольнского Университета (Великобритании) Janet Walker и Michel Russell показал, что в большинстве вузов Европы образование рассчитано в первую очередь на самостоятельную работу студентов. Зарубежные педагоги настаивают, что процесс подлинного долговременного и качественного приобретения, структурирования знаний происходит лишь в результате самообразовательной деятельности студентов. Всякая инициатива по проверке и уточнению знаний исходит от самого студента; задача преподавателя - посоветовать необходимую литературу и прояснить сложные вопросы на собеседованиях по определенным дням. Европейское образование ждет от студента его личной инициативы, его стремления к контакту с преподавателями, его готовности строить свой индивидуальный график занятости. Во многих вузах учащийся должен сначала создать самостоятельную работу - курсовую, изыскание - и представить преподавателю, чтобы иметь повод для научного общения.
Сравнительный анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме позволяет сделать вывод о том, что существующие определения смыслового содержания понятия «самообразование» практически совпадают при наличии незначительных оттенков значений в толковании данной педагогической категории. Следует также отметить, что востребованность опыта педагогики самообразования в современном обществе обусловлена вполне конкретными обстоятельствами:
- необходимостью решения актуальной на сегодняшний день задачи формирования системы непрерывного образования, основой которого в социально-экономической ситуации является самообразование;
- необходимостью переосмысления истории самообразования с позиций сегодняшнего дня в контексте стоящем перед современным российским образованием задач.
Многие исследователи, занимающиеся изучением данной образовательной парадигмы -А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, А.М. Новиков, О.Н. Олейникова, Т.М. Трегубова и другие, постоянно подчеркивают, что самообразование - это непременное условие эффективной организации обучения в течение всей жизни [4; 5].
В рамках концепции «Обучение в течение всей жизни» широкое распространение получила система открытого обучения в Европейских университетах, которая предоставляет большие возможности для самообразования. Открытые университеты Великобритании (1969 создания), Национального университета дистанционного обучения в Испании (1972), Университет Ферн в Германии (1975), Открытого университета в Нидерландах (1982) внесли большой вклад в развитие системы профессионального образования, прежде всего, тем, что предоставили второй шанс людям, которые не имели возможности получить университетское образование и академическую степень в молодости.
Самообразование является также необходимым слагаемым жизни культурного человека, выступает его духовной потребностью. Более того, только тот, кто постоянно развивает и поддерживает свои профессиональные навыки на высоком уровне, добивается социального и экономического успеха. В противном случае его конкурентоспособность и востребованность будут падать [6].
Таким образом, одна из основных задач, стоящих перед высшей школой - подготовить молодежь к самостоятельному совершенствованию своих знаний, сформировать у будущего специалиста стремление и готовность к постоянной самообразовательной деятельности, вооружить его необходимыми умениями и навыками. Однако в учебных программах высших учебных заведений России не отводится специального времени для овладения студентами эффективными способами самообразовательной деятельности, методами самообучения и самообразования - ими студенты, как правило, овладевают стихийно, путем проб и ошибок. Это приводит к хронической неуспеваемости, калечит умственные способности студентов, истощает их нервную систему.
Для решения данной задачи нами была разработана программа спецкурса «Научись учиться», которая включает 26 ч аудиторных занятий, состоящих из лекций-презентаций и практиче-
ских, и 8 ч индивидуального тьюториала, а также методические рекомендации для студентов по организации самообразовательной деятельности в высшей школе. Основная цель специального курса - раскрыть особенности организации самообразовательной деятельности студентов высшей школы и сформировать у них компетенцию к самообразовательной деятельности.
Тематика спецкурса предлагает изучение трех модулей: теоретические аспекты развития самообразовательной деятельности студентов высшей школы в рамках компетентностного подхода; технологии формирования компетенции к самообразовательной деятельности; приемы по организации самообразовательной деятельности студента высшей школы.
Пилотный вариант данного курса был апробирован нами в Самарском филиале Современной Гуманитарной академии, где мы получил положительные результаты.
Ссылки:
1. Oxford Advanced Learner's Dictionary. London, 2000. 1540 p.
2. Brockhaus Wahrig - Deutsches Wörterbuch in sechts Bänden / Herausgegeben von Gerhard Wahrig Hildegard Krmer Harald Zimmermann // Sechter Band STE-ZZ - F.A. Brockhaus Wiesbaden Deutche Verlags-Anstalt Stuttgart, 1983. 906 s.
3. The International encyclopedia of education. Oxford, 1985.
4. Трегубова Т.М., Масалимова А.Р., Сахиева Р.Г. Исследования зарубежного опыта реформирования профессионального образования в условиях международной образовательной интеграции // Казанский педагогический журнал. 2008. № 8. С. 77-84.
5. Сагитова Р.Р. Формирование самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2011. 215 с.
6. Там же.