Научная статья на тему 'Содержание программ физического воспитания в школах Европы и России'

Содержание программ физического воспитания в школах Европы и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1993
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMS OF PHYSICAL EDUCATION / PRIMARY AND SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уваров Евгений Алексеевич, Белаид Моджахед, Яхяви Саид

Во всех странах мира физическое воспитание в начальных и средних образовательных учреждениях (школе) является обязательным предметом. Рассмотрено, каким образом физическая культура в качестве системы внедряется в общественную жизнь. Выяснены особенности содержания программ физического воспитания в школах Европы и России. Изучено становление процесса физического воспитания школьников в разных странах и проведен его сравнительный анализ. Особое внимание уделено анализу физического воспитания начальных и старших классов. Представлены качественные и количественные цели, стоящие перед физическим воспитанием в начальных и средних образовательных учреждениях, перечислены наиболее распространенные обязательные и факультативные виды физической деятельности (легкая атлетика, игровые виды спорта, гимнастика, здоровье и фитнес, плавание, зимние игровые виды спорта и др.) в начальных и средних образовательных учреждениях разных странах Европы. В заключение проведено обобщение российского и европейского опыта в решении проблем современного школьного физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уваров Евгений Алексеевич, Белаид Моджахед, Яхяви Саид

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE PHYSICAL EDUCATION PROGRAMS IN SCHOOLS OF EUROPE AND RUSSIA

In all countries the physical education in primary and secondary schools is a compulsory course. It is considered how physical culture as a system is implemented in public life. The peculiarities of physical education in the schools of Europe and Russia are revealed. The becoming of the process of physical education of school children in different countries is studied and the comparative analysis is carried out. The attention is paid to the analysis of the programs of physical education in primary and senior grades. At picture 1 the qualitative and quantitative aims are presented, set before physical education in primary and secondary educational institutions. At picture 2 and 3 the most widespread compulsory and facultative types of physical activity are listed (track and field athletics, team sports, gymnastics, health and fitness, swimming, winter team sports and others) in primary and secondary educational institutions of different countries of Europe. In the conclusion the generalization of Russian and European experience is presented and the attention is paid to the problem solving of modern physical education.

Текст научной работы на тему «Содержание программ физического воспитания в школах Европы и России»

УДК 355.233.22

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ ЕВРОПЫ И РОССИИ

© Евгений Алексеевич УВАРОВ

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психолого-педагогического и социального образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected] © Моджахед БЕЛАИД кандидат педагогических наук, институт наук и техник физической деятельности и спорта Университет батна 2 им. Мостефа Бен Боулаид 05078, Алжир, г. Батна, Константин рут, 53 E-mail: [email protected]

© Саид ЯХЯВИ профессор, директор института наук и техник физической деятельности и спорта Университет батна 2 им. Мостефа Бен Боулаид E-mail: [email protected]

Во всех странах мира физическое воспитание в начальных и средних образовательных учреждениях (школе) является обязательным предметом. Рассмотрено, каким образом физическая культура в качестве системы внедряется в общественную жизнь. Выяснены особенности содержания программ физического воспитания в школах Европы и России. Изучено становление процесса физического воспитания школьников в разных странах и проведен его сравнительный анализ. Особое внимание уделено анализу физического воспитания начальных и старших классов. Представлены качественные и количественные цели, стоящие перед физическим воспитанием в начальных и средних образовательных учреждениях, перечислены наиболее распространенные обязательные и факультативные виды физической деятельности (легкая атлетика, игровые виды спорта, гимнастика, здоровье и фитнес, плавание, зимние игровые виды спорта и др.) в начальных и средних образовательных учреждениях разных странах Европы. В заключение проведено обобщение российского и европейского опыта в решении проблем современного школьного физического воспитания.

Ключевые слова: физическое воспитание; образовательные программы физического воспитания; начальное и среднее образовательное учреждение

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-120-125

Первостепенную роль в приобщении людей к систематическим занятиям физическими упражнениями, использованию, усвоению, передаче и умножению многообразных ценностей в сфере физического совершенствования человека играет система физической культуры. Она представляет собой относительно самостоятельное, целостное, сложноорганизованное образование динамического характера. Как в любой другой социальной системе (науке, экономике, политике и др.), в системе физической культуры можно выделить составные части (элементы) и их определенные взаимосвязи, взаимоотношения (структуру) [1-10].

Внедрение системы физической культуры в общественную жизнь происходит глав-

ным образом через систему физического воспитания, охватывающую в первую очередь подрастающее поколение и функционирующую в большинстве случаев под патронажем государственных структур. Под системой физического воспитания подразумевают совокупность социальных и педагогических подсистем, функционирование которых основано на общих закономерностях и направлено на достижение цели физического воспитания. В свою очередь, функционирование подсистемы физического воспитания осуществляется через совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, которые не только организуют, но и контролируют процесс физического воспитания. Помимо этого, в данном процессе используются

средства, методы и способы организации, нормативные основы, цели и принципы, способствующие достижению конечного результата физического воспитания [3; 5; 9; 10].

Организация физического воспитания в общеобразовательной школе является достаточно сложным социально-психологическим процессом и управленческой задачей, поскольку организаторам этого процесса предстоит решить целый комплекс масштабных и разноуровневых задач. Физическое воспитание в школе не может быть сведено только к улучшению физических способностей, но еще должно быть направлено на улучшение личной гигиены, профилактики травм, повышение уровня информированности и знаний о рисках и мерах безопасности в процессе двигательной активности. Кроме того, физическое воспитание должно способствовать освоению навыков поведения в случае чрезвычайной ситуации. Таким образом, большинство стран мира основываются на физическом, личном и социальном развитии молодежи в качестве основных задач системы физического воспитания в школе [6-8].

В России, равно как и за рубежом, центральные государственные образовательные учреждения используют различные способы для определения результатов обучения физическому воспитанию в школе. Большинство

из них отдают приоритет общим и качественным целям (рис. 1). Обращает на себя внимание, что такие страны, как Россия, Германия, Португалия, Великобритания и скандинавские страны, для глубокого подхода к этому вопросу выбирают пути постановки собственных задач физического воспитания и связывают их с другими предметами. Таким образом, школьники имеют возможность открыть для себя дополнительные аспекты физического воспитания (естественные и социальные науки) и изучить интересные практические звенья, существующие между этими науками [2; 4; 6].

В странах Северной Европы школьники, например, учатся, как использовать карты и другие средства для перемещения в природных условиях. В Чехии, Германии и Норвегии правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов являются частью программы по физическому воспитанию. Также в большинстве стран изучают оказание первой медицинской помощи. Неудивительно, что в Греции, Чехии и Польше отмечают важность приобщения учащихся к идеалам и символам Олимпийских игр. Наконец, Россия, Латвия, Австрия, Словения и Финляндия ввели меры, призывающие всех учителей включить физическую активность на занятиях по различным предметам [2; 6].

качественные цели

количественные цели

не указана

Рис. 1. Качественные и количественные цели в начальных и средних образовательных учреждениях

страны

Рис. 3. Факультативные виды физической деятельности

легкая атлетика танец

игровые виды спорта гимнастика здоровье и фитнес плавание

зимние игровые виды спорта

другие виды спорта

автономность школы

страны

Рис. 2. Обязательные виды физической деятельности

■ 1 1 Я « ► .... 1

■ 1 1 : 1 " u 1 1 и м л

- * К 1 1 1 i i Т .Т i г j

п я 1 I i« ■ ■ к к .■ Е я J

С 1 ц п > 1 II 1 1 1

[ 1 ti » \ [ } 1 > 1 1 » i h <

[ 1 Н ■ 1 I 1 1 1 1 1 ц «> к ■ * 1 f к J

к с к 1 [ i 1 ш Ш в 1

1 1 л 1 [ I- м а * ■ :

Ф*4 t 1 * < < • - ф* £ * 1 в :

ISffKGDKM?(L3'ITO fr Ы'й

IV LT I (Г к PI Г Ч 5- i

легкая атлетика танец

игровые виды спорта гимнастика здоровье и фитнес

плавание

зимние игровые виды спорта

другие виды спорта автономность школы

# ei

О

начальное образовательное учреждение

^ среднее образовательное учреждение не существуют дополнительные виды физической деятельности

Центральные государственные образовательные учреждения многих стран Европы включают основные виды физической деятельности, такие как ходьба, бег и прыжки в программы начальных классов. Программы основываются на этих основных видах физической деятельности и постепенно расширяют сферы применения двигательных навыков детей, чтобы в последующем вовлечь их в спорт. Наиболее распространенные виды физической деятельности четко разделены между обязательными и факультативными направлениями (рис. 2, 3). Не менее чем на од-

ну треть среди образовательных систем отдается право принимать решение, какие обязательные виды физической деятельности требуются начальным и средним образовательным учреждениям [1; 6].

Несмотря на то, что школы в некоторых странах имеют высокую степень автономии, существуют также обязательные виды физической деятельности, которые включены в рекомендуемые программы и стандарты. Это касается таких стран, как Дания, Испания, Литва, Австрия, Румыния, Швеция и Исландия. В других странах все обязательные виды

физической деятельности, введенные в программы, подготовлены государственными образовательными учреждениями [6; 9]. При этом среди обязательных видов физической деятельности в школах игры являются наиболее распространенными, затем идут такие виды, как гимнастика, легкая атлетика и танец. В других же странах уделяют большее внимание единоборствам и водным видам спорта.

Обобщение и систематизация отечественного и зарубежного опыта показывают, что во всех странах мира дополнительно проводится различного рода спортивная работа после уроков. В таких странах, как Австрия, Германия, Россия, Франция, Италия и другие все чаще проводятся школьные спортивные соревнования. Более того, в этих странах создаются специальные организации, реализующие одну из задач школьной государственной программы - развитие физических способностей и отбор спортивных талантов, организация спортивных тренировок и проведение спортивных соревнований. К примеру, в Италии это школьные спортивные группы (ассоциации), в России - детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), детско-юношеские спортивно-адаптивные школы (ДЮСАШ), во Франции - спортивные ассоциации и т. д. [1; 5; 6].

В настоящее время принципиально важно сосредоточиться на решении проблем школьного физического воспитания, нахождении приемлемых путей его развития. Разработка и теоретическое обоснование структуры и содержания спортивного образования, основанного не на «перетягивании» физического воспитания с образования на тренинг физических качеств и наоборот, а на сбалансированном воздействии как на двигательный, так и на интеллектуальный компоненты физической культуры.

Как показало проведенное исследование, в ближайшее время физическое воспитание должно занять достойное место в системе знаний о преобразовании физического и духовного потенциала человека и стать надежной базой вовлечения в занятия спортом прежде всего детей, подростков и молодежи.

Список литературы

1. Алексеев С.В., Гостев Р.Г., Курамшин Ю.Ф., Лотоненко А.В., Лубышева Л.И. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: монография. М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2013. 780 с.

2. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 23-25.

3. Зайнутдинов Л.Организационные формы физического воспитания и развития школьного спорта в зарубежных странах // Спорт в школе. 2008. № 23 (448).

4. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. 174 с.

5. Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам: приказ Минспорта России от 12.09.2013 г. № 730. М., 2013.

6. L'éducation physique Rapport Eurydice et le sport à l'école en Europe. Luxembourg, Éducation, audiovisuel et culture, 2013.

7. Mota J., Santos P., Guerra S., Ribeiro J.C., Du-arte J.A. Patterns of daily physical activity during school days in children and adolescents // American Journal of Human Biology. 2003. № 15 (4). P. 547-553.

8. Rikard G.L., Banville D. High school student attitudes about physical education // Sport, Education and Society. 2006. № 11 (4). P. 385-400.

9. Trost S.G., Rosenkranw R.R. Physical activity levels among children attending after-school program // Medicine and Science in Sports and Exercise. 2008. № 40 (4). P. 622-629.

10. Wohl A. Sociologies culture fizycznej. Zeros problematic. Warszawa, 1979. 392 p.

References

1. Alekseev S.V., Gostev R.G., Kuramshin Y.F., Lotonenko A.V., Lubysheva L.I. Fizicheskaya kul'tura i sport v Rossiyskoy Federatsii: novye vyzovy sovremennosti [Physical Culture and Sport in Russian Federation: New Challenges of Modernity]. Moscow, Scientific and Publishing Center "Theory and practice of physical culture and sport", 2013, 780 p. (In Russian).

2. Balsevich V.K. Kontseptsiya al'ternativnykh form organizatsii fizicheskogo vospitaniya detey i molodezhi [Concept of alternative forms of organization of physical education of children and youth]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 1996, no. 1, pp. 23-25. (In Russian).

3. Zaynutdinov L. Organizatsionnye formy fizicheskogo vospitaniya i razvitiya shkol'nogo sporta v zarubezhnykh stranakh [Organizational forms of physical education and athletics in foreign countries]. Sport v shkole [Sport for School], 2008, no. 23 (448). (In Russian).

4. Lubysheva L.I. Sportivnaya kul'tura v shkole [Sports Culture in School]. Moscow, Scientific and Publishing Center "Theory and practice of physical culture and sports", 2006, 174 p. (In Russian).

5. Order of Ministry of Sport of the Russian Federation no. 730 of September 12, 2013, Ob utverzhdenii federal'nykh gosudarstvennykh trebovaniy k minimumu soderzhaniya, strukture, usloviyam realizatsii dopolnitel'nykh predprofessional'nykh programm v oblasti fizicheskoy kul'tury i sporta i k srokam obucheniya po etim programmam [About the statement of Federal state requirements to the minimum content, structure, conditions of im-

plementation of additional pre-professional programs in the field of physical culture and sports and terms of training in these programs]. Moscow, 2013. (In Russian).

6. L'éducation physique Rapport Eurydice et le sport à l'école en Europe. Luxembourg, Éducation, audiovisuel et culture, 2013. (In French).

7. Mota J., Santos P., Guerra S., Ribeiro J.C., Du-arte J.A. Patterns of daily physical activity during school days in children and adolescents. American Journal of Human Biology, 2003, no. 15 (4), pp. 547-553.

8. Rikard G.L., Banville D. High school student attitudes about physical education. Sport, Education and Society, 2006, no. 11 (4), pp. 385-400. (In Russian).

9. Trost S.G., Rosenkranw R.R. Physical activity levels among children attending after-school program. Medicine and Science in Sports and Exercise, no. 40 (4), 2008, pp. 622-629. (In Russian).

10. Wohl A. Sociologies culture fizycznej. Zeros problematic. Warszawa, 1979, 392 p. (In Polish).

Поступила в редакцию 14.06.2017 г. Received 14 June 2017

UDC 355.233.22

THE CONTENT OF THE PHYSICAL EDUCATION PROGRAMS IN SCHOOLS OF EUROPE AND RUSSIA Evgeniy Alekseevich UVAROV

Doctor of Psychology, Professor, Head of Psychological-Pedagogic and Social Education Department

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000

E-mail: [email protected]

Modjahed BELAID

Candidate of Pedagogy, Institute of Science and Technique of Physical Activity and Sport

University of Batna 2 Mostefa Ben Boulaid

53 Constantine Rte., Batna, Algeria, 05078

E-mail: belaid_modjahed@hotmail. com

Said YAHIAOUI

Professor, Director of Institute of Science and Technique of Physical Activity and Sport University of Batna 2 Mostefa Ben Boulaid E-mail: [email protected]

In all countries the physical education in primary and secondary schools is a compulsory course. It is considered how physical culture as a system is implemented in public life. The peculiarities of physical education in the schools of Europe and Russia are revealed. The becoming of the process of physical education of school children in different countries is studied and the comparative analysis is carried out. The attention is paid to the analysis of the programs of physical education in primary and senior grades. At picture 1 the qualitative and quantitative aims are presented, set before physical education in primary and secondary educational institutions. At picture 2 and 3 the most widespread compulsory and facultative types of physical activity are listed (track and field athletics, team sports, gymnastics, health and fitness, swimming, winter team sports and others) in primary and secondary educational institutions of different countries of Europe. In the conclusion the generalization of Russian and European experience is presented and the attention is paid to the problem solving of modern physical education.

Key words: physical education; educational programs of physical education; primary and secondary educational institution DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-120-125

Для цитирования: Уваров Е.А., Белаид М., Яхяви С. Содержание программ физического воспитания в школах Европы и России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 120-125. DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-5(169)-120-125.

For citation: Uvarov E.A., Belaid Modjahed, Yakhyavi Said. Soderzhanie programm fizicheskogo vospitaniya v shkolakh Evropy i Rossii [The content of the physical education programs in schools of Europe and Russia]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 5 (169), pp. 120-125. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-120-125. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.