УДК 796.06
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «САМБО В ШКОЛУ» В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
© Сергей Дмитриевич АНТОНЮК
кандидат педагогический наук, профессор, доцент кафедры педагогики и психологии
Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 108 E-mail: antonsd@mail.ru © Ирина Владимировна КОЖЕВНИКОВА зав. кафедрой педагогики и психологии
Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования
E-mail: antonsd@mail.ru
Вопросы физического воспитания подрастающего поколения все больше становятся в центр внимания общества. Опираясь в физическом воспитании на традиционные ценности, в то же время необходимо развивать и новые подходы, и механизмы этого важного социального процесса, направленного на физическое и духовное совершенствование обучающихся. Школьный учебный предмет «Физическая культура» и система дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности являются частью физического воспитания подрастающего поколения, которое направлено на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья нации, формированию ценностей здорового образа жизни, патриотического воспитания подрастающего поколения, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Идея создания проекта «Самбо в школах» возникла еще в 2010 г. Поскольку современная школьная программа по физкультуре включает в себя часы на изучение элементов единоборств, но без уточнения каких именно, инициаторы проекта решили занять эту нишу изучением борьбы самбо. Как отметил участник рабочей группы проекта президент Всероссийской и Европейской федерации самбо С. Елисеев: «К самбо должны относиться как к национальному достоянию. Дети должны знать историю самбо, гордиться ей». А знание приемов самозащиты необходимы каждому. «Мы не учим детей бороться, делать броски. Мы учим их правильно падать, освобождаться от захватов и как себя вести в экстремальных ситуациях. Если детям нравится, мы советуем им идти заниматься самбо на более продвинутом уровне», - комментируют школьную программу по самбо специалисты.
Ключевые слова: учебный предмет «Физическая культура»; федеральный государственный образовательный стандарт; третий урок физической культуры; инновационные программы физического воспитания; борьба самбо; система дополнительного образования; школьные спортивные клубы
DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21-9(161)-50-57
Вопросы физического воспитания подрастающего и молодого поколения все больше становятся в центр внимания общества. Опираясь в физическом воспитании на традиционные ценности, в то же время необходимо развивать и новые подходы, и механизмы этого важного социального процесса, направленного на физическое и духовное совершенствование обучающихся.
В настоящее время, в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. и Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1726-р от 4 сентября 2014 г.,
Министерством образования и науки России уделяется большое внимание развитию и популяризации национальных видов спорта с целью увеличения массовости и патриотического воспитания детей и молодежи, а также повышения уровня физической подготовки и подготовки их к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее ВФСК «ГТО») [1-3].
Одним из таких видов спорта является самбо, содержание которого группируется вокруг базовых национальных ценностей, героизации соотечественников, уникальном комплексе физического воспитания, что позволит сформировать у обучающихся пат-
риотические ценности, культуру здорового образа жизни, а также содействовать высокому уровню физической подготовленности и готовности подрастающего поколения к защите Родины.
С целью улучшения организации учебно-воспитательного процесса в рамках реализации программы «Самбо в школу» следует руководствоваться следующими документами:
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- письмом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № ЮН-02-09/4912, от 7 сентября 2010 г. № ИК-1374/19 «О методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы».
Задачи, которые будут решаться в рамках Программы, носят межотраслевой характер и направлены на все уровни системы об-
разования, в т. ч. на образовательные организации, находящиеся в разной ведомственной подчиненности. Реализация Программы призвана также не допустить территориальных диспропорций и сохранить единое образовательное пространство в условиях инновационных изменений, носящих системный характер [3].
Внедрение инновационной программы «Самбо в школу» предусматривает не только физическое развитие и физическое совершенствование обучающихся, но и формирование таких качеств личности, как: активность, инициативность, конкурентоспособность, способность к рефлексии и самооценке, готовность обучаться в течение всей жизни, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение ставить и достигать цели, выбирать жизненные стратегии, умение делать выбор и осмысливать последствия выбора и результаты собственной деятельности, вести консенсусный диалог и работать в команде.
Цель программы - формирование физической и духовной культуры обучающихся, культуры их здорового и безопасного образа жизни на основе национально-культурных ценностей и традиций.
Задачи программы:
- укрепление здоровья и повышение уровня физической подготовленности учащихся общеобразовательных организаций, воспитание их на принципах здорового образа жизни;
- усиление сетевого и межведомственного взаимодействия организаций, направленного на формирование здорового образа жизни обучающихся и повышения уровня их физической подготовленности;
- создание оптимальных материально-технических условий для массового вовлечения школьников в регулярные занятия самбо;
- подготовка спортивного резерва для детско-юношеских и молодежных спортивных сборных команд Тамбовской области по самбо;
- отбор наиболее способных занимающихся для зачисления на специализированные отделения детско-юношеских спортивных школ и центров спортивной подготовки;
- увеличение массовости детско-юношеских соревнований по самбо;
- формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к своему Отечеству, готовности к трудовой деятельности и военной службе [4].
Программный материал отражает все современные запросы общества: развитие и популяризация национального вида спорта -самбо, воспитание национально-культурных ценностей и традиций, физическая подготовка обучающихся и подготовка к выполнению нормативов и требований ВФСК «ГТО» [3].
Содержание предметной области инновационной программы «Самбо в школу» представлено современной модульной системой обучения, которая создается для наиболее благоприятных условий развития личности, обучающихся путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям, обучающимся и уровню его базовой физической подготовки.
Модули, включенные в данную программу, представляют собой относительно самостоятельные единицы, которые можно реализовывать в любом хронологическом порядке и адаптировать под любые условия организации учебного процесса [5; 6].
Содержание программы строится с учетом условий в образовательных организациях, а также на основе сетевого и межведомственного взаимодействия, с учетом вовлечения детей в физкультурно-спортивную деятельность с направленностью на решение основных задач физического воспитания, которое позволяет сохранить и расширить принцип интеграции уроков физической культуры с формами дополнительного физкультурного образования [7; 8].
Программа состоит из четырех самостоятельных образовательных блоков:
1 блок - учебный предмет «Физическая культура на основе самбо» в рамках третьего урока физической культуры;
2 блок - дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности на основе самбо;
3 блок - повышение квалификации и переподготовка педагогических работников для решения задач и реализации программы «Самбо в школу» в образовательных организациях, на основе принципа интеграции уроков физической культуры с формами дополнительного физкультурного образования;
4 блок - реализация программы «Самбо в школу» в структуре школьных спортивных клубов.
1 блок - учебный предмет «Физическая культура» на основе самбо
Программа по физической культуре в системе общего образования направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в т. ч. и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
В рабочей программе количество часов, отведенных на каждый раздел программы, пропорционально увеличено за счет введения третьего часа.
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью [8; 9].
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам
и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятий.
Реализацию программы «Самбо в школу» оптимальней всего осуществлять в рамках третьего часа физической культуры, в рамках вариативной части программы по физической культуре.
Третий урок физической культуры включается в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры и получение спортивного образования [10].
Содержание образования по физической культуре с учетом введения третьего часа определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ (в нашем случае программой «Самбо в школу»).
1. При разработке содержания образования, предусмотренного на третий час физической культуры в рамках программы «Самбо в школу», целесообразно учитывать:
1.1. Культурно-исторические и национально-родовые традиции региона, его климатические и географические условия.
1.2. Состояние здоровья обучающихся, показатели их физического развития и физической подготовленности, возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта.
1.3. Основные направления развития физической культуры и спорта: программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Инновационная программа «Самбо в школу» представлена модульной системой обучения.
1. Модульный курс начального образования по физической культуре на основе самбо для 2-4 классов (начальный уровень -введение в самбо).
2. Модульный курс основного общего образования по физической культуре на основе самбо для 5-9 классов (базовый уровень - формирование двигательной и технической базы).
3. Модульный курс среднего общего образования по физической культуре на основе элементов самбо для 10-11 классов (уровень отбора - самозащита как форма физического совершенствования).
4. Интегрированный внеурочный модуль. Основан на организации секционной и кружковой деятельности по самбо для обучающихся 5-11 классов.
2 блок - реализация инновационной программы «Самбо в школу» через систему дополнительного образования.
Дополнительная предпрофессиональная программа «Самбо в школу» (далее Программа) составлена в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008, Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 730, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Мини-
стерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г.
Основными задачами реализации программы в данном блоке являются:
- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в самбо.
При разработке настоящей программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, полученные на основе научно-методических материалов и рекомендаций последних лет по подготовке спортивного резерва, а также с учетом результатов исследований и методических разработок тренеров ТОГБОУ ДО «ОДЮСШ» по подготовке квалифицированных спортсменов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности самбо включает три уровня образования, на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций и организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (школа - ДЮСШ):
- Ознакомительный уровень, обучающиеся 8-10 лет (2-4 классы);
- Базовый уровень, обучающиеся 1015 лет (5-9 классы);
- Углубленный уровень, обучающиеся 15-18 лет (10-11 классы).
Планируемые результаты освоения программы «Самбо в школу»
Планируемые результаты освоения Программы включают в себя интегративные качества личности, которые обучающиеся смогут приобрести в результате освоения общеобразовательных программ по физической культуре на основе самбо и программ дополнительного образования по самбо [10; 11].
Предметные - усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта,
изучаемого в рамках предмета «физическая культура» и программы дополнительного образования, опыта физкультурно-спортив-ной и интеллектуально-творческой деятельности.
Положительное отношение у обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, двигательной деятельности, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве, в эффективной подготовке и результативной сдаче норм ВФСК «ГТО» [3].
Метапредметные - освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные); самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Компетенции и личностные качества -сформированность системы ценностных отношений, обучающихся к себе и другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам; сформированность навыков здорового и безопасного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира, патриотических ценностей, истории и культуры России [6; 8].
3 блок - учебно-методический, направленный на повышение квалификации и переподготовку педагогических работников для решения задач и реализации программы «Самбо в школу» в образовательных организациях, представлен:
- программно-методическим комплексом по физическому воспитанию обучающихся 5-11 классов на основе самбо (на основе комплекса, разработанного Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный центр организационно-
методического обеспечения физического воспитания»;
- учебной программой по физической культуре для 2-11 классов в процессе реализации программы «Самбо в школу» в рамках 3 урока физической культуры;
- программой секционной (кружковой работы) по реализации программы «Самбо в школу» в процессе внеурочной физкультур-но-спортивной деятельности в образовательных учреждениях;
- учебной программой переподготовки тренеров-преподавателей, в рамках реализации программы «Самбо в школу»;
- учебной программой переподготовки учителей физической культуры в рамках реализации программы «Самбо в школу».
4 блок - реализация программы «Самбо в школу» в структуре школьных спортивных клубов.
Созданный школьный спортивный клуб является наиболее перспективной современной организационной формой развития массовой физической культуры и спорта среди учащихся, имеет статус структурного подразделения образовательного учреждения и реализует общие цели и задачи, определенные уставом образовательного учреждения.
Деятельность школьного спортивного клуба базируется на принципах свободного физкультурного образования, приоритетах общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья учащихся, гражданственности и любви к родине, общедоступности и адаптивности, реализуемых физкультурно-оздоровительных программ к уровням и особенностям здоровья, физического развития детей разного возраста [9].
Цель работы клуба - школьный спортивный клуб создается в целях широкого привлечения обучающихся, родителей и работников общеобразовательного учреждения к регулярным занятиям физической культурой и спортом на основе национальной борьбы самбо, формирования здорового образа жизни, организации активного отдыха, повышения уровня физического развития, развития в общеобразовательном учреждении традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта в первую очередь борьбы самбо.
Основными задачами клуба являются:
- активное содействие физическому, духовному и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь, организация работы по укреплению здоровья и повышению работоспособности через систему физического воспитания и спорта;
- создание условий для развития всех видов и форм двигательной деятельности с учетом интересов обучающихся, в т. ч. и на основе борьбы самбо;
- организация регулярных занятий в спортивных секциях и группах спортивной подготовки на основе борьбы самбо;
- проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в т. ч. и по борьбе самбо.
Основные формы работы по программе:
- теоретические, практические, контрольные учебные и тренировочные занятия обучающихся по программе «Самбо в школу»;
- элективные практические (по выбору) и факультативные занятия по программе «Самбо в школу» в виде выездных классов;
- проведение курсов повышения квалификации для учителей физической культуры и тренеров-преподавателей по программе «Самбо в школу»;
- индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) с обучающимися по программе «Самбо в школу»;
- самостоятельные занятия по заданию и под контролем учителя физической культуры и тренера-преподавателя;
- самостоятельные занятия физическими упражнениями обучающихся;
- оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия (внеурочная деятельность, спортивные праздники, соревнования и т. п.).
Список литературы
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 20132020 гг.»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295. М., 2014.
2. Концепция развития дополнительного образования детей: распоряжение Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014 г. М., 2014.
3. Визитей Н.Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты). Кишинев: Штиинца, 2009. 110 с.
4. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): постановление Правительства Российской Федерации № 540 от 11.06.2014 г. М., 2014.
5. Теория и методика физической культуры (курс лекций) / под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лес-гафта, 2002. 324 с.
6. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1990. 197 с.
7. Волков В.М., Кузнецов П.П. Физиологическое обоснование физического воспитания и спортивной тренировки. М. : Физкультура и спорт, 1969. 186 с.
8. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 1980. 135 с.
9. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. М.: Просвещение, 2001. 319 с.
10. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1967. 40 с.
11. Литвиненко С.Н. Физическая культура для всех: социально-педагогические технологии. М.: Теория и практика физической культуры, 2005. 356 с.
References
1. Russian Federation. (2014) Decision № 295 of the Government of Russia of April 15, 2014,
Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Fede-racii "Razvitie obrazovanija na 20132020 gg. " [State program of the Russian Federation "Education development for 2013-2020"]. (In Russian).
2. Russian Federation. (2014) Decree № 1726-r of the Government of Russia of September 4, 2014, Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Conception development of children additional education]. Moscow, 2014. (In Russian).
3. Vizitej N.N. Fizicheskaja kul'tura lichnosti (problemy chelovecheskoj telesnosti: metodolo-gicheskie, social'no-filosofskie, pedagogicheskie
aspekty) [Physical culture of personality (problems of human corporality: methodological, social and philosophical, pedagogical aspects)]. Kishinev, Shtiinca Publ., 2009. 110 p. (In Russian).
4. Russian Federation. (2014) Decree № 540 of the Government of Russia of June 11, 2014, Ob ut-verzhdenii Polozhenija o Vserossijskom fiz-kul'turno-sportivnom komplekse "Gotov k trudu i oborone" (GTO) [About approval of provision on All-Russian physical complex "Ready for Labour and Defence" (GTO)]. Moscow, 2014. (In Russian).
5. Teorija i metodika fizicheskoj kul'tury (kurs lek-cij) [Theory and methodology of PE (lecture course)], eds. Ju.F. Kuramshin, V.I. Popov. St. Petersburg, Lesgaft State University Publ., 2002. 324 p. (In Russian).
6. Anohin P.K. Uzlovye voprosy teorii funkcion-al'nyh sistem [Focal issues of theory of functional systems]. Moscow, Nauka Publ., 1990. 197 p. (In Russian).
7. Volkov V.M., Kuznecov P.P. Fiziologicheskoe obosnovanie fizicheskogo vospitanija i sportivnoj trenirovki [Physiological ground of physical upbringing and sport training]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1969. 186 p. (In Russian).
8. Godik M.A. Kontrol' trenirovochnyh i sorevno-vatel'nyh nagruzok [Control of training and competitive loads]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1980. 135 p. (In Russian).
9. Maksimenko A.M. Osnovy teorii i metodiki fizicheskoj kul'tury [Basic principles of theory and methodology of physical culture]. Moscow, Prosveshhenie Publ., 2001. 319 p. (In Russian).
10. D'jachkov V.M. Fizicheskaja podgotovka sportsmena [Physical preparation of sportsman]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1967. 40 p. (In Russian).
11. Litvinenko S.N. Fizicheskaja kul'tura dlja vseh: social'no-pedagogicheskie tehnologii [Physical culture for everyone: social and pedagogic technologies]. Moscow, Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury Publ., 2005. 356 p. (In Russian).
Поступила в редакцию 22.03.2016 г. Received 22 March 2016
UDC 796.06
THE INNOVATIVE PROGRAM INNOVATION "SAMBO IN SCHOOL" WITHIN THE FRAMEWORK OF SUBJECT "PHYSICAL EDUCATION" IN THE CONDITIONS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD REALIZATION
Sergey Dmitrievich ANTONYUK
Candidate of Pedagogy, Professor, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department
Tambov Regional Advanced Educators Training Institute
108 Sovetskaya St., Tambov, Russian Federation, 392000
E-mail: antonsd@mail.ru
Irina Vladimirovna KOZHEVNIKOVA
Head of Pedagogy and Psychology Department
Tambov Regional Advanced Educators Training Institute
E-mail: antonsd@mail.ru
The problems of physical education of the up-growing generation are becoming more relevant nowadays. Basing on traditional values in physical education it is also important to develop new approaches and mechanisms of this important social process aimed at physical and spiritual improvement of students. The school subject PE and the system of additional education of physical -sportive direction are the part of physical education of the growing generation which is aimed at decision of the prevailing tasks of the State aimed at increase of the general level of healthy development of the country, formation of healthy life values, patriotic education of the growing generation, keeping and saving the health of the students. The idea of the project "Sambo in schools" appeared in 2010. As modern school program of PE includes lessons given for martial arts training but without pointing out which one the initiators of the project decided to give these lessons to sambo training. The president of All-Russian and European federation of sambo S. Eliseev noticed that sambo must be estimated as national treasure. The children must know the history of sambo and be proud of it. And knowing some moves of self-defense are necessary for everyone. The specialists in sambo also noticed that they did not teach the children how to fight but they teach them to fall right, loosen a grip and the manner of behavior in extreme situations. If children liked it they advised them to practice sambo at more advanced level.
Key words: subject "Physical Education"; federal state educational standard; the third lesson of Physical Education; innovative programs of Physical Education; sambo fighting; system of additional education; school sport clubs DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-9(161)-50-57
Информация для цитирования:
Антонюк С.Д., Кожевникова И.В. Реализация инновационной программы «Самбо в школу» в рамках учебного предмета «Физическая культура» в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 9 (161). С. 50-57. DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -9(161 )-50-57.
Antonyuk S.D., Kozhevnikova I.V. [The innovative program innovation "Sambo in school" within the framework of subject "Physical Education" in the conditions of federal state educational standard realization]. Vestnik Tambovskogo un-iversiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 9 (161), pp. 5057. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-9(161 )-50-57 (In Russian).