УДК 796.06
АНТИДОПИНГОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО ВУЗА
A.А. Тарасенко, кандидат педагогических наук, профессор, первый проректор - проректор по учебной работе,
С.С. Воеводина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и менеджмента,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар.
B.А. Белова, доцент кафедры физического воспитания,
Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, e-mail: [email protected].
В статье представлены результаты анализа учебного плана направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура», направленность (профиль) подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» на предмет антидопингового воспитания обучающихся спортивного вуза (Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма), что позволило подготовить предложения по его совершенствованию.
Цель исследования - обосновать необходимость управления антидопинговым воспитанием обучающихся спортивного вуза посредством содержания основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению 49.03.01 «Физическая культура». В исследовании были использованы следующие методы: 1) анализ литературы, учебного плана спортивного вуза по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», федерального государственного образовательного стандарта программы бакалавриата по указанному направлению с целью определения составляющих антидопингового образования обучающихся спортивного вуза; 2) методы математической статистики применялись при анализе данных анкетирования обучающихся о влиянии допинга на достижение высоких спортивных результатов (п=104). В результате исследования установлено следующее:
В учебном плане спортивного вуза по направ-
лению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», направленность (профиль) подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» предусмотрена непрерывность антидопингового образования обучающихся при реализации программы бакалавриата.
В целях совершенствования антидопингового воспитания обучающихся спортивного вуза целесообразно управление образовательным процессом с учетом его педагогических условий (методических, организационных, технологических и стратегических), позволяющих формировать у обучающихся устойчивую мотивацию к занятиям избранным видом спорта на основе принципов честной спортивной конкуренции.
Ключевые слова: допинг, антидопинговое воспитание, образовательная программа, компетенции, профессиональное образование в области физической культуры и спорта, спортивный вуз.
Для цитирования: Тарасенко А.А., Воеводина С.С., Белова В.А. Антидопинговое воспитание обучающихся в образовательном процессе спортивного вуза // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. -№ 4. - С. 63-69.
For citation: Tarasenko A., Voevodina S., Belova V. Anti-doping education of students in the educational process of a sports university. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 4, pp. 63-69 (in Russian).
Актуальность темы исследования обусловлена реализацией образовательного направления государственной антидопинговой политики в спорте, включающей антидопинговую профилактику и пропаганду нетерпимого отношения к допингу в спортивных вузах. Это положение отражено в Национальном плане борьбы с допингом [5], принятом Независимой общественной антидопинговой комиссией 01 февраля 2017 года и утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2017 г. № 1456-р (рисунок 1).
Министерство спорта России в 2017 г. рекомендовало спортивным вузам включить в учебный план дисциплину по профилактике допинга в объеме 72 часов, 2 зачетных единиц [7].
В нашем исследовании мы анализировали учебный план спортивного вуза по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура, направленность (профиль) «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» в аспекте обеспечения антидопингового образования обучающихся.
В литературе по теме исследования отмечается отсутствие системности в антидопинговом образовании, которое охватывает определенный круг спортсменов и тренеров, членов сборных команд и не имеет четко определенной структуры, методов обучения, что вли-
яет на его недостаточную эффективность и определяет актуальность данного вопроса [1, 4, 8].
С учетом терминологии образовательного законодательства мы рассматриваем антидопинговое образование обучающихся спортивного вуза как последовательный и непрерывный процесс воспитания и обучения, совокупность приобретаемых ими компетенций в целях профессионального развития при соблюдении принципов честной борьбы, неприятия допинговых препаратов и нарушений норм спортивной этики. Неоспоримым является факт пагубного влияния допинга на организм спортсмена и подрыв идеологических взглядов на спорт [3]. Поэтому данная проблема носит и нравственный характер, так как применение запрещенных субстанций и методов улучшает результаты спортсмена не за счет уровня его подготовленности, а определяется уровнем развития фармакологии и использованием ее результатов в спортивной отрасли [2].
Учебный план КГУФКСТ по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», направленность (профиль) «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по указанному направлению подготовки [6]. В нем определены область, объекты и виды профессиональной деятельности бакалавра (рисунок 2).
Рисунок 1. Направления Национального плана борьбы с допингом в России
Профессиональная деятельность бакалавра
I
Г
1
Область
Образование в сфере физической культуры
ч_>
'-N
Двигательная рекреация и реабилитация
ч_/
^-N
Пропаганда здорового образа жизни
Сфера услуг
Туризм
Сфера управления
Научно-изыскательские работы
Исполнительское мастерство
Спорт
Объекты
' лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг
процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций
и установок на сохранение и укрепление
здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний, развития
двигательных способностей и высокой работоспособности
Виды
педагогическая
тренерская
рекреационная
организационно-управленческая
научно-исследовательская
культурно-просветительская
учебно-методическая и нормативная документация
Рисунок 2. Характеристика профессиональной деятельности бакалавра физической культуры
В стандарте предусмотрено освоение обучающимися 9 общекультурных, 13 общепрофессиональных и 33 профессиональных компетенций в результате освоения программы бакалавриата по направлению подготовки «Физи ческая культура». К профилактикедс>пинга в профессиональной деятельности относятся компе-тенцио, в тнбли^.
Следеет отметить, что в стандарте не используется термин «допинг», в определении профессиональной компетенции ПК-9 (способность формировать мотивацию к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у ев^у^^ся моральные ^ня^ку чьттнш спортивной конкуренции) говорится о принципах честной саoдеивнце конк^ен^и [у].Bаlбpaнныуи укьтанные
Таблица
Компетенции ФГОС ВО по направлению 49.03.01 «Физическая культура», обеспечивающие профилактику
допинга в спорте
Общее количество компетенций Кол-во компетенций, обеспечивающих профилактику допинга в спорте Коды компетенций
Общекультурные компетенции
9 2 ОК-7, ОК-8
Общепрофессиональные компетенции
13 4 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5
Профессиональные компетенции
33 15 ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-19, ПК-22, ПК-25, ПК-28, ПК-33
из них по видам профессиональной деятельности:
педагогическая
7 2 ПК-5, ПК-6
тренерская
8 8 ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15
рекреационная
5 1 ПК-19
организационно-управленческая
7 2 ПК-22, ПК-25
научно-исследовательская
3 1 ПК-28
культурно-просветительская
3 1 ПК-33
Итого:
55 21 (38,2%) -
нами в таблице компетенции имеют косвенное отношение к профилактике допинга в сфере физической культуры и спорта. Из 55 компетенций образовательного стандарта по направлению «Физическая культура» 21 (что составляет 38,2%) определяет антидопинговое воспитание обучающихся спортивного вуза.
С учетом анализа литературы по теме исследования, образовательного стандарта по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» определяли достаточность изучения вопросов профилактики допинга, предусмотренных в дисциплинах учебного
плана вуза по указанному направлению (рисунок 3), с учетом принципа непрерывности их освещения (с 1-го по 4-й курс обучения).
В объеме часов, отводимых на изучение дисциплин базовой части учебного плана вуза, 27,8% составляют дисциплины, обеспечивающие антидопинговое образование обучающихся, в вариативной части - 33,3%. Объем программы антидопингового образования обучающихся указанного направления составляет 68 зачетных единиц (что составляет 28,3% от общего объема программы бакалавриата).
1 дисциплины дисциплины
базовой вариативной
части части
1 - дисциплины, обеспечивающие антидопинговое образование
2 - иные дисциплины учебного плана (базовой/вариативной части)
Рисунок 3. Соотношение часов, отводимых на изучение дисциплин, обеспечивающих антидопинговое образование обучающихся, в общем объеме часов дисциплин базовой и вариативной части учебного плана вуза по направлению подготовки «Физическая культура», %
В результате анализа рабочих программ дисциплин образовательной программы бакалавриата направления подготовки «Физическая культура» установлено, что вопросы антидопингового просвещения предусмотрены (помимо дисциплины «Профилактика применения допинга» - 72 час., 2 зачетные единицы, зачет) тематическими планами следующих дисциплин базовой части учебного плана: «Основы медицинских знаний», «Анатомия человека», «Биохимия человека», «Физиология человека», «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности», «Психология физической культуры», «Педагогика физической культуры», «Правовые основы профессиональной деятельности», «Менеджмент физической культуры и спорта». Что касается дисциплин вариативной части, то соответствующие темы профилактики допинга в спорте указаны в рабочих программах дисциплин -«Физиология спорта», «Спортивная медицина», «Биохимия спорта», «Повышение профессионального мастерства».
В учебном плане предусмотрена последовательность изучения вопросов профилактики допинга в аспекте указанных выше дисциплин (т.е. с 1-го по 4-й курс), что является положительным направлением антидопингового образования обучающихся спортивного вуза. Также в учебном плане предусмотрена специальная дисциплина (что соответствует решению Минспорта России) - «Профилактика применения допинга» в объеме 72 часов, 2 зачетных единиц.
В процессе исследования было выявлено отношение к проблеме допинга у молодых спортсменов различных видов спорта (легкая атлетика, футбол, плавание, борьба, тяжелая атлетика), обучающихся 1-го и 4-го курса (рисунок 4).
80^
ГЛ1 ~
ок=>—I—^^—I—V . .
1 курс 4 курс
□ без допинга невозможно достигнуть высоких спортивных результатов
□ без допинга можно достигнуть высоких спортивных результатов
Рисунок 4. Результаты опроса обучающихся 1-го и 4-го курсов
о влиянии допинга на достижение высоких спортивных результатов (п=104), %
Так, 21,8 % обучающихся 1-го курса считают, что допинг позволяет достичь высоких спортивных результатов, на 4-м курсе - 49,2% респондентов согласны с данным положением.
Заключение. Антидопинговое воспитание обучающихся спортивного вуза является управляемым образовательным процессом, который целесообразно осуществлять с учетом педагогических условий его функционирования. Они включают следующие составляющие:
- методические - обеспечение непрерывного антидопингового образования обучающихся спортивного вуза при реализации образовательных программ высшего образования в области физической культуры и спорта посредством интеграционного взаимодействия дисциплин учебного плана, что способствует развитию субъективной позиции и уровня их ответственности в этом направлении;
- организационные - обеспечение условий практической реализации профессиональных компетенций в области антидопингового образования посредством привлечения спортивных организаций (спортивных федераций) к оценке уровня их профессиональной подготовленности в данной области;
- технологические - создание образовательно-воспитательной среды антидопинговой подготовки в спортивном вузе;
- стратегические - антидопинговое ориентирование образования как основа системы профессиональной подготовки специалистов для спортивной отрасли.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» и 022300 «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев; под ред. проф. П.В. Крашенинникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - 1025 с.
2. Брусникина О.А. Правовые проблемы борьбы с допингом в профессиональном спорте/ О.А. Брусникина, А.Н. Песков // Государство и право. Теория и практика. - 2014. - № 9. - С. 12-15.
3. Воеводина С.С. Антидопинговое воспитание студентов спортивного вуза / С.С. Воеводина, А.И. Гуцуляк // Материалы научной и научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (23-30 мая 2017 года, г. Краснодар): материалы конференции / ред. коллегия: С.М. Ахметов, А.А. Тарасенко, Г.Д. Алекса-нянц, Ю.К. Чернышенко, М.М. Шестаков, А.И. Погребной. - Краснодар: КГУФКСТ, 2017. - С. 98-100.
4. Казанцев С.А. Системное психолого-педагогическое исследование профессиональной подготовки тренеров по спортивному ориентированию / С.А. Казанцев // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. -2016. - №2 (132). - С. 87-92.
5. Комплекс мер по реализации Национального плана борьбы с допингом в российском спорте, принятого Независимой общественной антидопинговой комиссией 1 февраля 2017 г.: распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2017 года № 1456-р // Консультант Плюс. Законодательство. Версия Проф [Электронный ресурс]/АО «Консультант Плюс». - М., 2018.
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (уровень бакалавриата): приказ Миноб-рнауки России от 07.08.2014 № 935 // Консультант Плюс. Законодательство. Версия Проф [Электронный ресурс]. - М., 2018.
7. Образовательные антидопинговые программы, разработанные для различных типов образовательных организаций и организаций, осуществляющих спортивную подготовку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/2017/doc/ Obrazovatelnie-antidopingovie-programmbl.pdf. (дата обращения 01.09.2018).
8. Солдатенков Ф.Н. Современное состояние антидопингового движения и возможности его развития в рамках физкультурно-спортивного образования / Ф.Н. Солдатенков // Ученые записки. - №2 (60). - 2010. - С. 112-115. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
9. https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennoe-sostoyanie-antidopingovogo-dvizheniya-i-vozmozhnosti-ego-razvitiya-v-ramkah-fizkulturno-sportivnogo-obrazovaniya (дата обращения 01.06.2018 г.).
ANTI-DOPING EDUCATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A SPORTS UNIVERSITY
A. Tarasenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, First Vice-Rector - Vice-Rector for Academic Affairs,
S. Voevodina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Management,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. V. Belova, Associate Professor of the Physical Education Department, Kuban State Agrarian University I.T. Trubilin, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budenogo str., 161, e-mail: [email protected].
The article presents the results of the curriculum analysis of the educational direction 49.03.01 Physical Education, program specialization «Sports training in chosen sport» on the subject of anti-doping education of university students (Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism - further KSUPEST) which allowed the preparation of the proposals for its improvement. The purpose of the study was to justify the need to manage the anti-doping education of students of a sports university through the content of the basic professional educational program of higher education for the direction 49.03.01 Physical Education.
The study included the following methods: 1) the analysis of the literature, the curriculum of a sports university of the educational direction 49.03.01 Physical Education, the Federal State Educational Standard of the Bachelor's
Degree Program for this direction to determine the components of anti-doping education of sports university students; 2) the methods of mathematical statistics have been applied in the analysis of the questioning data of students about the effect of doping on achievement of high sports results (n = 104).
As a result of the study, the following aspects have been established:
In the curriculum of the educational direction 49.03.01 Physical Education, program specialization «Sport training in chosen sport» at the sports university the continuous teaching of anti-doping education for students during the implementation of the bachelor's program is mentioned.
In order to improve the anti-doping education of sports university students, it is advisable to manage the educational process, taking into account its pedagogical
conditions (methodological, organizational, technological and strategic) that allow students to develop a sustainable motivation to be engaged in a chosen sport based on the principles of fair sports competition.
Keywords: doping, anti-doping education, educational program, competencies, professional education in the field of physical education and sports, sports university.
Reference:
1. Alekseev S.V. Sportivnoe pravo Rossii. Pravovy'e osnovy' fizicheskoj kul'tury' i sporta [Sports law of Russia. Legal basis of physical culture and sports: A textbook for university students studying in specialty 021100 "Jurisprudence" and 022300 "Physical Culture and Sport"]. Moscow: UNITY-DANA, Law and Law, 2015, 1025 p. (in Russian).
2. Brusnikina O.A., Peskov A.N. Legal problems of fighting against doping in professional sports. Gosudarstvo i pravo. Teoriya ipraktika [State and Law. Theory and practice], 2014, no 9, pp.12-15. (in Russian)
3. Voevodina S.S., Gutsulyak A.I. Anti-doping education of students of sports high school. Materialy' nauchno-prak-ticheskoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury', sporta i turizma (23-30 maya 2017g., Krasnodar): materialy' konferencii [Materials of the scientific and scientific-practical conference of the faculty of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (May 23-30, 2017, Krasnodar): conference materials]. - Krasnodar: KGUFKST, 2017, pp. 98 - 100. (in Russian).
4. Kazantsev S.A. System psychological and pedagogical study of the professional training of trainers in orienteering. Ucheny'e zapiski universiteta im. P. F. Lesgaft [Uchenye zapiski Universiteta im. P.F. Lesgaft], 2016, no. 2 (132), pp. 87-92. (in Russian).
5. A set of measures to implement the National AntiDoping Action Plan in Russian Sport, adopted by the Independent Public Anti-Doping Commission on February 1, 2017: Order of the Government of the Russian Federation No. 1456-r of July 10, 2017. Konsultant Plyus. Zakonodatel'stvo. Versiya Prof [Consultant Plus. Legislation. Version Prof] / JSC Consultant Plus. - Moscow, 2018. (in Russian).
6. On the approval of the federal state educational standard of higher education in the field of training. 49.03.01 Physical culture (bachelor's level): the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 7, 2014, no. 935. Konsul'tant Plyus. Zakonodatel'stvo. Versiya Prof [Consultant Plus. Legislation. Version Prof]. - Moscow, 2018. (in Russian).
7. Obrazovatel'ny'e antidopingovy'eprogrammy' razrabo-tany' dlya razlichny'x vidov obrazovatel'ny'x organizacij i organizacij, osushhestvlyayushhix sportivnuyu podgoto-vku [Educational anti-doping programs developed for various types of educational organizations and organizations that carry out sports training]. Access mode: https://www.minsport.gov.ru/2017/doc/ Obrazovatel-nie-antidopingovie-programmbl.pdf. (in Russian).
8. Soldatenkov F.N. The current state of the anti-doping movement and the possibilities of its development in the framework of physical culture and sports education. Uchebny'ezapiski [Uchenye zapiski], no 2 (60), 2010, pp. 112-115. [Electronic resource]: Access mode: https:// cyberleninka.ru/article/v/sovremennoe-sostoyanie-an-tidopingovogo-dvizheniya-i-vozmozhnosti-ego-razviti-ya-v-ramkah-fizkulturno-sportivnogo-obrazovaniya. (in Russian)
Поступила / Received 07.09.2018 Принята в печать / Accepted 07.12.2018