Научная статья на тему 'Содержание подготовки будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений к поликультурному воспитанию детей'

Содержание подготовки будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений к поликультурному воспитанию детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Варвара Михайловна

В статье раскрываются сущность и содержание поликультурного воспитания, показаны особенности его осуществления в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), представлены критерии, показатели, охарактеризованы уровни готовности педагогов ДОУ к поликультурному воспитанию дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Варвара Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание подготовки будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений к поликультурному воспитанию детей»

УДК 378.016:373.12

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR MULTICULTURAL EDUCATION OF CHILDREN

В. М. Егорова V. M. Egorova

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрываются сущность и содержание поликультурного воспитания, показаны особенности его осуществления в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), представлены критерии, показатели, охарактеризованы уровни готовности педагогов ДОУ к поли-культурному воспитанию дошкольников.

Abstract. The essence and structure of multicultural education of preschool children are revealed in the article. Peculiarities of its realization in a preschool educational institution are shown, the criteria, indexes and charasterics of the level of readiness of preschool educational institutions teachers for multicultural education of children are given.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, дошкольные образовательные учреждения, подготовка педагогов.

Keywords: multicultural education, pre-school educational institutions, teachers training.

Актуальность исследуемой проблемы. Проблемы глобализации, межличностных, межгрупповых и межэтнических конфликтов, классовых, политических и религиозных противоречий, с которыми сталкивается современное общество, обусловили появление нового направления современной педагогической науки и образовательной практики - поликультурной педагогики. Ее возникновение было обусловлено стремлением к гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур, созданию общества, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.

Проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами посвящены исследования Е. С. Бабуновой, Т. Ф. Бабыниной, Е. А. Барахсановой, М. И. Богомоловой, В. Д. Ботнарь, Э. Ф. Вертяковой, Э. К. Сусловой, Т. В. Черник, Т. И. Чирковой, Л. С. Ядрихинской и др. Разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания (Г. Д. Дмитриев, А. Н. Джуринский, В. Б. Макаев, З. А. Малькова, Д. Б. Сажин, Л. Л. Супрунова, В. Ю. Хотинец и др.). Однако остается недостаточно разработанной проблема подготовки педагогов ДОУ к поликультурному

воспитанию детей. Недостаточность научно-теоретического обоснования данной проблемы приводит к тому, что многие дошкольные учреждения осуществляют поликуль-турное воспитание неэффективно.

В ходе исследования было выявлено, что педагогический потенциал национальных культур используется не в полном объеме и заключается в основном в ознакомлении с культурой своего, чувашского, и соседствующих народов, недостаточно используются необходимые средства, методы, формы в поликультурном воспитании детей; не уделяется внимания формированию умений общения с народами отдаленного национального окружения, знаний об этих народах. Одной из причин этих недостатков является отсутствие у педагогов профессиональной подготовки к поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.

Таким образом, сложились противоречия между социальным заказом на поли-культурное воспитание подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста, и не соответствующим этому заказу реальным состоянием обучения и воспитания детей в ДОУ; между необходимостью подготовки педагогов ДОУ к осуществлению поликультурного образования и недостаточной разработанностью научно-теоретических основ решения этой проблемы в педагогическом вузе. Вышесказанное актуализирует проблему определения теоретических и технологических основ подготовки педагогов ДОУ к поликультурному воспитанию дошкольников.

Материал и методика исследований. В ходе исследований были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогических источников, синтез полученного материала, сравнение, обобщение, моделирование; изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент. Базой исследования явился факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

Результаты исследований и их обсуждение. Общая стратегия поликультурного воспитания, сформулированная в докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО (1997 г.), заключается в том, что воспитание и обучение должны содействовать осознанию человеком своих корней и определению места, которое он занимает в современном мире, а также привитию ему уважения к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача поликультурного воспитания: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.

Анализ литературы свидетельствует о том, что идея поликультурности в воспитании являлась предметом пристального внимания педагогической общественности. Я. А. Комен-ский писал о необходимости воспитания у детей умения жить в мире, уважать и любить людей как представителей всего человеческого рода. Н. А. Данилевский, Э. Мейлер, А. Тойнби, Ю. Яковец в своих исследованиях подчеркивали целостность культурно-исторического развития человечества, наличие сходных принципов функционирования разных культур. Идея о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике, сочетании в воспитании народного с всенародным и общечеловеческим развивалась П. Ф. Каптеревым. Ученые М. М. Бахтин, С. Б. Бахтин, В. Оконь рассматривали человека как уникальный мир культуры, вступающий во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящий себя в процессе такого взаимодействия и воздействующий на других.

Поликультурное воспитание в исследованиях современных ученых понимается как формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде (В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Суп-рунова); как формирование чувства солидарности, взаимопонимания, которое противостоит национализму и расизму (М. И. Богомолова). Вслед за Н. В. Кагуй мы понимаем поликультурное воспитание как целенаправленный гуманистический процесс освоения культурообразовательных ценностей, предусматривающий развитие навыков межличностного взаимодействия в ситуации плюралистической культурной среды, адаптацию человека к иным культурным ценностям [1].

Поликультурное воспитание осуществляется в рамках непрерывного воспитания и образования, охватывая все возрастные группы обучающихся - от дошкольников до студентов вузов. Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни. Процесс вхождения детей в ценностно-нормативную систему должен осуществляться через освоение элементов культуры как человечества в целом, так и своего народа, принадлежащего к другой этнической группе. В процессе приобщения к культурам разных народов у детей формируется представление о себе и о других людях как о личностях, закладываются ценностные основы мировоззрения. При этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого.

Содержание поликультурного воспитания определяется особенностями региона. Чувашская Республика представляет собой многонациональный регион, в котором проживают представители таких наций, как чуваши (титульная нация), русские, татары, мордва, мари и др. Межнациональные отношения в республике устойчивы, без серьезных межэтнических проблем, что обусловлено ходом ее истории. Чувашия исторически, географически и этнически находится на стыке цивилизаций, выполняя связующую роль между Западом и Востоком, исламом и православием. В ней созданы хорошие условия для взаимодействия различных конфессий, многое делается для того, чтобы люди могли в полном объеме культивировать свою религию, могли не просто гордиться народной культурой, а развивать ее.

На констатирующем этапе исследования предусматривались изучение состояния поликультурного воспитания в системе дошкольного образования республики, проведение диагностики исходного уровня поликультурной воспитанности у детей дошкольного возраста. Были использованы следующие показатели: наличие у детей элементарных знаний о культуре своей страны, культуре стран ближайшего и отдаленного национального окружения, наличие патриотических чувств, осознание себя гражданином своей страны, своей причастности к культурному богатству других народов и толерантность по отношению к представителям других народов и культур.

Проведенное исследование показало, что значительная часть детей (76 %) имеет низкий уровень поликультурной воспитанности: представления о национальных культурах у детей не сформированы, они не умеют применять полученные знания в жизни, нетерпимы к другим культурам и представителям других народов. Средний уровень поликультурной воспитанности имеют 19 % детей: у них сформированы достаточные для данного возраста представления о национальных культурах; они проявляют интерес к национальным культурам, активность в применении знаний и представлений о национальных культурах в различных видах деятельности, стремятся к расширению собственного культурного опыта и диалогу с представителями других культур. И лишь

5 % детей имеют высокий уровень поликультурной воспитанности. Представления о компонентах национальных культур отличаются устойчивостью, дети творчески воплощают их в различных видах деятельности, активно вводят в общение принцип толерантности, обучают ему других детей.

Фактором, обеспечивающим успешность профилактики агрессивного национализма и разрешения проблем, связанных с межнациональными отношениями в детском коллективе, формирования у детей культуры мира и согласия, является готовность педагогов ДОУ к поликультурному воспитанию дошкольников. Придерживаясь точки зрения Е. Г. Хрисановой [2], мы определяем профессионально-педагогическую готовность педагогов ДОУ к поликультурному воспитанию детей как комплексное образование, включающее психологическую, педагогическую и методическую готовности к исследуемой деятельности.

Под психологической готовностью понимается чувствительность педагога к этнически обусловленным особенностям и психологическим проблемам детей, их родителей, других педагогов, осведомленность педагога в области теории и методики воспитания, этнопедагогики, поликультурного воспитания. Методическая готовность понимается нами как способность создавать условия для решения задач поликультурного воспитания детей. Проанализировав содержание исследуемой готовности педагога ДОУ, мы пришли к выводу, что как целостное образование она характеризуется совокупностью знаний, умений, навыков, личностной предрасположенностью к осуществлению поликультурного воспитания дошкольников. Соответственно, мы выделили критерии, позволяющие оценить уровень ее сформированности у будущих педагогов: мотивационный, когнитивный, практический, рефлексивный.

Мотивационный критерий сформированности готовности будущих педагогов к поликультурному воспитанию дошкольников позволяет оценить такие ее проявления, как характер их ценностных ориентаций, мотивации овладения теорией, методикой и технологией поликультурного воспитания детей.

Когнитивный критерий предполагает оценку уровня понимания будущими педагогами необходимости и важности поликультурного воспитания дошкольников, знаний теоретических основ и технологии организации поликультурного воспитания в дошкольном образовательном учреждении. В качестве показателей когнитивного критерия были выбраны уровень сформированности таких умений, а также развитость дивергентных способностей как возможности порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.

Практический критерий необходим для оценки уровня владения будущими специалистами технологиями осуществления поликультурного воспитания, включающими приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума; гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих ценностей; формирование культуры межнациональных отношений дошкольников в полиэтническом коллективе. К показателям практического критерия мы отнесли уровень сформированности коммуникативных умений, умения осуществлять диагностику поликультурной воспитанности учащихся и составлять на основе ее результатов индивидуальные карты детей.

Рефлексивный критерий направлен на определение уровня сформированности способности будущих педагогов к самооценке и оценке своей деятельности по поли-культурному воспитанию дошкольников.

Выделенные критерии позволяют в целом оценить готовность педагогов к поли-культурному воспитанию детей, определить уровень ее сформированности: оптимальный, удовлетворительный, неудовлетворительный.

Оптимальный уровень характеризуется: высоким уровнем сформированности внутренней мотивации к осуществлению поликультурного воспитания, устойчивыми убеждениями в необходимости формирования у детей как национальных, так и общечеловеческих ценностей, наличием достаточно полных знаний теории поликультурного воспитания, технологии и методики работы с детьми в поликультурных группах; развитыми дивергентными способностями, гностическими умениями; владением технологиями приобщения детей к языку, литературе, истории своего этносоциума; формированием культуры межнациональных отношений дошкольников в полиэтническом коллективе; сформированностью коммуникативных умений, включающих умения устанавливать справедливые взаимоотношения с детьми, проявлять доброжелательность и гибкость в общении; наличием умения осуществлять диагностику поликультурной воспитанности детей и составлять на основе ее результатов их индивидуальные карты.

В результате анализа состояния педагогического процесса в ДОУ г. Чебоксары было установлено, что оптимальным уровнем готовности к поликультурному воспитанию дошкольников обладает лишь около 30 % педагогов. Значительная часть опрошенных (58,6 %) считает, что уровень их готовности в исследуемом аспекте не удовлетворяет современным требованиям, а 11,4 % педагогов, оценивая свой уровень готовности как удовлетворительный, отмечают, что испытывают трудности в оценке уровня поликультурной воспитанности дошкольников, в выборе соответствующих возрасту детей методов и способов педагогического воздействия.

С учетом полученных результатов была организована подготовка студентов к по-ликультурному воспитанию дошкольников. Мы предположили, что такая подготовка должна включать следующие направления: ознакомление с содержанием и методами поликультурного воспитания дошкольников; изучение основ национальных культур (устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции); вовлечение студентов в практическую деятельность по по-ликультурному воспитанию дошкольников.

Реализация первого направления осуществлялась в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла, а также спецкурса «Поликультурное воспитание дошкольников». Студенты изучали содержание поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, включающее становление социокультурной идентичности личности, сообщение детям основных понятий и представлений о поликультурной среде, воспитание положительного отношения к культурному окружению, развитие навыков социального общения. Они осваивали методы поликультурного воспитания: изучение обычаев, этикета, истории страны для социокультурной идентификации личности; лекции, эвристические беседы - для формирования поликультурного сознания; диалоги, дискуссии, ролевые игры - для развития навыков межкультурного общения; рассказы, беседы, объяснения - для формирования у детей ценностных ориентаций. Важным аспектом обучения будущих педагогов ДОУ явилось также ознакомление с основными

средствами поликультурного воспитания дошкольников (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино; познавательная, игровая, трудовая, художественная, коммуникативная деятельность детей; окружающая среда, устное и музыкальное народное творчество, народные игры и праздники, декоративно-прикладное искусство, обычаи и традиции; национальные игры).

Вовлечение студентов в деятельность по поликультурному воспитанию детей осуществлялось в ходе педагогической практики в ДОУ. Эффективность процесса поликультурного воспитания обеспечивалась посредством реализации студентами технологии, предусматривающей отбор содержания, оптимального включения взаимосвязанных национальных культурных компонентов в педагогический процесс, учет психофизиологических и личностных особенностей детей дошкольного возраста и особенностей национальной культуры, реализацию воспитательно-образовательного потенциала национальных культур; ознакомление с национальными культурами по принципу «от близкого - к далекому» и т. д. Студенты применяли формы группового и индивидуального включения детей в активную творческую, познавательную, трудовую, игровую, изобразительную деятельность (праздники, развлечения, инсценировки, драматизации, ролевые игры). Нетрадиционные формы поликультурного воспитания - устройство выставок национального искусства различных народов, участие детей в сборе книг, картин, открыток, сувениров, предметов прикладного искусства, национального быта -применялись в целях ознакомления детей со своеобразием национальной культуры и приобщения их к культуре разных народов. Будущие педагоги принимали участие в создании предметной среды в дошкольных образовательных учреждениях, оборудовании комнат-музеев («Русская горница», «Уголок чувашской культуры» и др.).

Проведенная работа способствовала совершенствованию профессиональной подготовки будущих педагогов ДОУ и повышению уровня их готовности к поликультурному воспитанию дошкольников.

Резюме. Проблема поликультурного воспитания дошкольников, формирование у них толерантности, осознания принадлежности к мировым культурным ценностям в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Эффективность ее решения определяется готовностью педагогов к осуществлению данного процесса. Подготовка педагогов ДОУ к поликультурному воспитанию детей в ходе их обучения в вузе будет эффективной, если будет включать в себя: ознакомление с содержанием и обучение технологии поликультурного воспитания дошкольников; изучение основ национальных культур; вовлечение студентов в практическую деятельность по поликультурному воспитанию дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кагуй, Н. В. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в процессе билингвального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. В. Кагуй. - Елабуга, 2004. - 21 с.

2. Хрисанова, Е. Г. Подготовка студентов педвуза к решению проблем детства / Е. Г. Хрисанова // Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы : материалы науч.-практ. конф. - М. : Изд-во МПСИ ; Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. - С. 355-360.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.