УДК 378.637:008(47)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
© 2016
Зайцева Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Михайлова Ирина Владимировна, ассистент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет, Иркутск (Россия)
Аннотация. В статье представлены результаты исследования поликультурной компетентности студентов педагогического вуза. Изучены аспекты формирования поликультурной компетентности студентов в условиях образовательных организаций. Обобщение теоретических исследований позволило определить ключевую дефиницию исследования. Поликультурную компетентность будущего педагога ДОУ мы понимаем, как интегративное качество, которое включает в себя знания в области поликультурности, а также умении устанавливать взаимопонимание и толерантно относиться к представителям других национальностей и культур, состоящее из мотивационно-цен-ностного, когнитивного, деятельностно-поведенческого компонентов, проявляющееся в органическом единстве с общечеловеческими ценностями, осознании себя гражданином страны и субъектом цивилизации, способности осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию у дошкольников поликультурного поведения. Содержание поликультурной компетентности будущего педагога содержит в себе три компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-поведенческий. В статье обоснована структурно-функциональная модель формирования поликультурной компетентности студентов в учебном процессе вуза, на основе методологической интеграции потенциалов культурологического и компетентностного подходов разработаны система и механизмы её формирования. Модель формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов состоит из концептуально-целевого, содержательного, организационного, критериально-результативного блоков, определяющее направленность, содержание и организацию моделируемого процесса.
Ключевые слова: структурно-функциональная модель, поликультурная компетентность, концептуально-целевой компонент педагогической модели, содержательный компонент, организационный компонент, критериально-результативный компонент.
PEDAGOGICAL MODELING MULTICULTURAL COMPETENCE FORMATION
OF THE FUTURE TEACHER
© 2016
Zaytseva Olga Yuryevna, Phd (psychological sciences), Department of Pedagogy and Psychology of preschool education Mikhailova Irina Vladimirovna, assistant of the Department of Pedagogy and Psychology
of preschool education Irkutsk State University, Irkutsk (Russia)
Abstract. The article presents the results of a study of multicultural competence of pedagogical high school students. Studied aspects of the formation of multicultural competence of students in educational institutions. Generalization of theoretical research allowed to determine the definition of a key study. Multicultural competence of the future teacher of preschool we understand as an integrative quality, which includes knowledge of multiculturalism, as well as the ability to establish mutual understanding and tolerant attitude towards representatives of other nationalities and cultures, consisting of motivational-value, cognitive, activity-behavioral components, which manifests itself in an organic unity with the universal values, awareness of itself citizen of the country and the subject of civilization, the ability to carry out educational activities for education at preschool children of multicultural behavior. The content of the multicultural competence of the future teacher contains three components: a motivational and evaluative, cognitive-behavioral and activity. In the article the structural-functional model of multicultural competence of students in educational process of high school, based on the methodological integration capabilities and cultural competence approaches to develop systems and mechanisms of its formation. The model of formation of the multicultural competence of future teachers consists of conceptually-oriented, substantive, organizational, criterion-efficient units, determines the direction, content and organization of the modeled process.
Keywords: structural-functional model, multicultural competence, conceptual target component pedagogical model, a substantial component, organizational component, criterion-effective component.
Социокультурные и экономические перемены, а также перестройка высшего образования усилили внимание общества к культуре как феномену человеческого бытия. Это связано как с положительными, так и отрицательными процессами, имеющими место в мире. Современная эпоха характеризуется тем, что правительства и народы многих стран стараются согласованно решать внутренние и международные проблемы. С другой стороны, сегодняшнее время отмечается ростом этнических конфликтов, агрессивного национализма, геополитических противоречий государств, идеологической конфронтации народов и религий. В сложном переплетении этих процессов механизмом стабилизации межэтнического общения и сотрудничества является познание национальных культур. Данное утверждение становится более актуальным, когда в современном мире большинство стран имеет разнородный состав населения. Задача управленческих структур заключается в подготовке людей к конструктивному диалогу в обеспе-
чении гетерокультурного сосуществования этнических и других меньшинств, сохраняющих и поддерживающих свою идентичность в обществе.
«Концепция развития поликультурного образования РФ» (2010 г.) созвучно общемировым тенденциям определяет необходимость подготовки новых поколений к эффективному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе РФ «Развитие образования» (2013-2020 гг.), Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования особое место занимают компетенции, связанные с деятельностью специалиста в поликультурном обществе. В документах подчеркивается, что важнейшими качествами личности сегодня становятся владение знанием базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном, профессио-
нальном и общекультурном развитии.
Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», сказано, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» [1]; [ст. 14, п. 4]. Идея о ценностной ориентации содержания общего и профессионального образования, озвученная в нормативно-правовом документе, обусловлена, прежде всего, поликультурным составом населения на всей территории Российской Федерации, обязывающей каждого гражданина цивилизованно решать проблемы взаимоотношений людей в межкультурном пространстве.
Итак, обновление системы образования предъявляет высокие требования к личности педагога, в полной мере владеющего системой компетенций для осуществления поликультурного воспитания и образования подрастающего поколения. Одной из главных задач подготовки будущего педагога является концентрация профессионального образования вокруг ведущих комплексных проблем современного поликультурного образования. Весьма актуальной при этом является подготовка студентов в условиях педагогического вуза.
Концептуальные выводы, необходимые для разработки исследуемой нами проблемы, содержатся в трудах Л.С. Выготского, В.С. Кукушина, В.А. Сухомлинского. Специфику профессиональной подготовки будущего педагога в теории и практике педагогического образования изучали Р.М. Асадуллин, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, А.З. Рахимов, В.А. Сластёнин, Ф.Ш. Терегулов, Э.Ш. Хамитов, Ю.И. Юричка, В.М. Янгирова.
Проблемами формирования профессиональной компетентности студентов занимались А.Ф. Амиров, Е.Л. Федотова, Г.Р. Булгакова, В.Н. Введенский, Т.А. Дзюба, Т.В. Исполатова, Н.Б. Козлова, Н.А. Разина, Т.М. Сорокина, О.М. Чубарян, В.Э. Штейнберг и др.
Вопросы поликультурного образования представлены в трудах Е.В. Бондаревской, А.Н. Джуринского, Е.О. Ивановой, В.В. Макаева, К.О. Омарова, Н.А. Платоновой, С.Ю. Сенатора, И.М. Синагатуллина, Э.Р. Хакимов и др. Они видят главную цель поликультурного образования в развитии положительного и толерантного отношения к другой культуре и другому менталитету[2].
Однако многие важные вопросы остаются мало разработанными. Изучение философской, психолого-педагогической, этнопедагогической и научно-методической литературы выявило отсутствие совокупности положений, в достаточной мере раскрывающих сущностную основу поликультурной компетентности в заданном контексте современных стандартов.
Интересными в аспекте нашего исследования являются диссертационные работы Ю.В. Ломакиной, Л.И. Максимовой [3] в которых также раскрывается различные аспекты формирования поликультурной компетентности будущих педагогов как приоритетной задачи современного профессионального образования.
Это даёт право констатировать, что теория моделирования формирования процесса поликультурной компетентности осмыслена научно. Вместе с тем поликультурная реальность современного российского общества требует специального исследования педагогических условий формирования поликультурной компетентности будущих специалистов дошкольного образования, особенно в рамках высшего профессионально-педагогического образования.
На основе проведенного анализа, поликультурная компетентность педагога понимается нами как интегра-тивное качество, которое включает в себя знания в области поликультурности, а также умении устанавливать взаимопонимание и толерантно относиться к предста-
вителям других национальностей и культур, состоящее из мотивационно-ценностного, когнитивного, деятель-ностно-поведенческого компонентов, проявляющееся в органическом единстве с общечеловеческими ценностями, осознании себя гражданином страны и субъектом цивилизации, способности осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию у дошкольников поликультурного поведения.
Моделирование является общенаучным методов исследования любых явлений, в том числе педагогической реальности. Эффективность моделирования зависит от изначальных теорий и гипотез, указывающих на границы допустимых при моделировании упрощений.
При моделировании процесса формирования поликультурной компетентности будущих педагогов, мы исходим из понимания того, что это метод «исследования педагогических объектов посредством моделирования понятийных, процессуальных, структурных и концептуальных характеристик и отдельных «сторон» учебно-воспитательного процесса в пределах типично определенного социокультурного пространства на общеобразовательном, профессионально ориентированном или ином уровнях» [4].
В педагогике процесс моделирования трактуется как один из этапов педагогического проектирования и представления об алгоритмах и условиях эффективной реализации моделей (B.C. Безрукова, В.В. Краевский, Л.Л. Редько, И.С. Якиманская и др.). Моделью мы рассматриваем как искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаков или формул, «который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта» [4,5].
Сущность научных моделей заключается в том, что они позволяют наглядно и системно выразить знание о рассматриваемом объекте, его функциях, характеристиках, параметрах и пр. По мнению С.И. Архангельского, модель может имитировать структуру и функционирование тех или иных сторон объекта изучения; приводить к выводам и решениям относительно их изменения; выступать в качестве средства комментирования определенных сведений об изучаемом объекте [4]. Разумеется, неопределенность при моделировании будет велика, поскольку никакая модель, даже очень сложная, не может дать полного представления об изучаемом объекте и точно предсказать его развитие.
Еще в 1980-х годах Э.Н. Гусинский сформулировал принцип неопределенности для гуманитарных систем, согласно которому результаты взаимодействия и развития таких систем не могут быть детально предсказаны [2]. Поэтому для гуманитарных, а как частный случай - педагогических систем применяют вероятностное проектирование, направленное на построение модели будущего процесса, где модель представляет собой «функциональный узел, объединяющий совокупность элементов образовательной системы» [2]. При этом модель должна давать представление не только о «должном» и путях его достижения, но и о том, как можно ренормировать «сущее» (т.е. снять статус нормы с того, что больше не может быть «должным», обязательным).
Структурной модель называется потому, что она достаточно компактна и предполагает поэтапный, вытекающий одного из другого, механизм ее реализации. Функциональной модель является потому, что выполняет функций: создает типичные обучающие ситуации для формирования поликультурной компетентности, обеспечивает подготовку будущих педагогов в рамках обучения; позволяет планировать и прогнозировать определенные результаты будущее профессиональной деятельности студентов (возможность работать в условиях поликультурной среды, формировать устойчивое
толерантное отношение у дошкольников и т.д.).
При моделировании процесса формирования поликультурной компетентности будущего педагога, мы исходим из понимания того, что это метод «исследования педагогических объектов посредством моделирования понятийных, процессуальных, структурных и концептуальных характеристик и отдельных «сторон» учебно-воспитательного процесса в пределах типично определенного социокультурного пространства на общеобразовательном, профессионально ориентированном или ином уровнях» [4].
У педагогического моделирования есть "термин-партнер" - проектирование. В некоторых публикациях эти термины используются как сопоставимые и подменяют друг друга, т.е. являются, где это допустимо, синонимами. Педагогическое проектирование, в этой связи, это деятельность субъекта/субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности [4].
В теории педагогического проектирования выделяют несколько видов моделей - прогностическую, концептуальную, инструментальную, рефлексивную [613]. В рамках данной статьи мы предлагаем вниманию концептуальную модель, основанную на теоретических компонентах поликультурной компетентности педагога и условий ее формирования в практике обучения в педагогическом университете.
По мнению А.Н. Дахина [4] сопоставление терминов "моделирование" и "проектирование" приводит к их взаимному смысловому "вложению", т.е. проект как система является подсистемой модели, и наоборот, само проектирование может состоять из более мелких моделей. В этой связи, А.Н. Дахин [4] обосновал основные положения педагогического моделирования:
- вхождение в процесс и выбор методологических оснований для моделирования, качественное описание предмета исследования;
- постановка задач моделирования;
- конструирование модели с уточнением зависимости между основными элементами исследуемого объекта, определением параметров объекта и критериев оценки изменений этих параметров, выбор методик измерения;
- исследование валидности модели в решении поставленных задач;
- применение модели в педагогическом эксперименте;
- содержательная интерпретация результатов моделирования.
Объектом моделирования в исследовании выступает процесс формирования поликультурной компетентности будущих педагогов, который осуществляется в рамках общей системы профессионально-педагогической подготовки студентов в вузе на основе использования средств народной педагогики.
При построении структурно-функциональной модели мы опираемся на модель Ю.В. Ломакиной, руководствуемся исследованиями системным подходом как направлением методологии научного исследования, в основе которого лежит анализ сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности внутренних и внешних отношений и связей между ними [3]. Данная модель представляет собой совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему и позволяющих обеспечить формирование поликультурной компетентности будущего педагога при обучении в вузе. Модель включает в себя 4 блока: концептуально-целевой, содержательный, организационный, критериально-результативный (рис. 1.1.).
Концептуально-целевой блок включает в себя цель, подходы и принципы, определяющие общую направленность моделируемого процесса. В качестве цели моделируемого процесса выступает осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого
направлено педагогическое взаимодеиствие.
Важнейшей составляющей этого блока являются методологические подходы как совокупность теоретических положений, выступающих основанием для преобразования педагогической действительности, а также педагогические принципы, реализация которых рассматривается как ключевой фактор достижения оптимального результата.
Теоретической основой представлений о процессе формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов является комплекс методологических ориентиров - гуманистический, культурологический, аксиологический, компетентностный, деятельностный, эт-нопедагогическиий подходы.
Гуманистический подход рассматривается в качестве методологического принципа, ориентирующего на гуманизм как мировоззренческую и нравственную основу образования. Это означает признание свободы человека, его чести и достоинства как высшей ценности общества. Для гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, A.A. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и др.) права и свободы личности учащихся, ее свободное и творческое развитие и саморазвитие являются приоритетными.
Нельзя не согласиться с Е.В. Бондаревской, которая рассматривает гуманистическое личностно-ориен-тированное образование как «процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности», в ходе которого происходит интеграция человека «в культуру, жизнь социума, развитие его творческих способностей и возможностей» [14]. Среди ведущих идей гуманистической концепции для данного исследования особенно важно выделить следующие: социализация личности, приобщение ее к национальной и мировой культуре, гуманистическим ценностям общества; выстраивание гуманистических отношений к обществу и культуре, природе, людям и самому себе; проявление гуманистической позиции в профессионально-личностном взаимодействии в условиях поликультурности.
Исследование процесса формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов вне компетентностного подхода было бы лишено всякой логики. Сущность этого методологического подхода состоит в переориентации цели и результата образования на овладение студентами определенными компетенциями. Данный подход, разрабатываемый такими учеными, как А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Д.Н. Фрумин, A.B. Хуторской и др., позволяет объединить интеллектуальную, мотивационную, аксиологическую и деятельностную составляющие образовательного процесса (или его этапов). Это выражается в интеграции соответствующих знаний, умений, навыков, мотивов, ценностных отношений, способностей и качеств личности, ее практического опыта в новое личностное свойство, выражающееся в компетентности человека в той или иной деятельности.
Так как каждая компетентность, включая поликультурную, формируется и проявляется в деятельности, важным представляется обращение к деятельностному подходу (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.С. Анисимов, B.C. Лазарев, А.В Петровский и др. [15-17]). Данный подход предполагает необходимость изучать педагогические процессы в логике целостного рассмотрения всех компонентов деятельности: цели, мотивов, действий, операций, способов регулирования, контроля, анализа результатов. Кроме того, сама культура также может рассматриваться как вид человеческой деятельности, на основании которой формируются сознание и мышление человека. Для обеспечения результативной подготовки будущих педагогов к профессиональному, социальному и личностному взаимодействию в поликультурной среде необходимо в ходе образовательного процесса
создать возможности для вовлечения студентов в соответствующие виды деятельности.
Модель формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов состоит из концептуально-целевого, содержательного, организационного, критериально-результативного блоков, определяющее направленность, содержание и организацию моделируемого процесса. Апробация разработанной модели будет осуществляться в ходе опытно-экспериментальной работы по формированию поликультурной компетентности у будущих педагогов при обучении в вузе.
Рис.1.1. Структурно-функциональная модель формирования поликультурной компетентности будущего педагога при обучении в вузе
Значительная роль в структурно-функциональной модели отводится нами содержательному блоку, включающего в себя компоненты формирования поликультурной комптентности будущего педагога, содержание которых разработано с учётом компетентностного подхода, ставший на настоящий момент времени базовым для российского высшего профессионального образования, и представленных компетенций в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профилю «Дошкольное образование».
Содержание поликультурной компетентности будущего педагога содержит в себе три компонента: мотива-ционно-ценностный, когнитивный и деятельностно-по-веденческий.
Мотивационно-ценностный компонент включает в себя общекультурную компетенцию (ОК-3), характеризующуюся способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества и общекультурную компетенцию (ОК-14), определяющую готовность будущего педагога к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.
Кроме того, чтобы понять и руководствоваться выше представленными требованиями компетенции ФГОС ВО, необходимо заинтересовать, смотивировать будущих педагогов, создав условия для того, чтобы у них возникла потребность в поликультурном образовании,
устойчивое положительное отношение к поликультурной деятельности, интерес и осознание значимости поликультурного образования.
В исследованиях А.Н. Леонтьева установлено, что успешность деятельности зависит от мотива, побуждающего действовать, иначе говоря, от того смысла, который имеет для человека, данная деятельность. Возникающий мотив создает установку к действию [2].
Значимые современные поликультурные принципы личности (принципы толерантности, диалога и сотрудничества) выступают в роли тех внутренних условий, «проходя» через которые внешние характеристики и требования деятельности преобразуются в компетентность будущего педагога.
Когнитивный компонент поликультурной компетентности содержит в себе систему знаний, которыми должен овладеть будущий педагог, которая предполагает познавательную и теоретическую подготовку, основополагающими из которых являются: знания основных понятий и терминов (поликультурность, поликультурное образование, мультикультурное образование, поликультурная компетентность, народная педагогика, этнопедагогика, средства народной педагогики, толерантность и др.), знания культурных обычаев, традиций, эффективных средств народной педагогики, знания о культуре общения в поликультурном обществе.
Система знаний, входящих в когнитивный компонент поликультурной компетентности студентов, служит основой для понимания целостной поликультурной картины мира, что способствует объяснению и осознанию роли и места человека в системе мироздания; овладения социально безопасными приемами и способами жизнедеятельности, способствующими позитивному взаимодействию с представителями разных культур; формирования морально-нравственных установок, эмоционально-ценностного отношения к представителям других культур, к представителям собственной культурной среды и др.
Формирование знаний не самоцель обучения, они являются инструментами осуществления межкультурного взаимодействия. Знания должны быть обретены, добыты, «открыты» самим человеком, лишь тогда они станут для него значимыми [2].
Уровень деятельностно-поведенческого компонента поликультурной компетентности напрямую зависит от сформированности у будущих педагогов соответствующих умений и навыков. Умения - сплав навыков и знаний, определяющий качество любой деятельности. Умение - это способность выполнять какую-либо деятельность в новых для человека условиях, приобретенных на ранее полученных знаниях и навыках [2].
Умения рассматриваются как приобретенные человеком способности на основе знаний и навыков выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условиях.
В данном компоненте поликультурной компетентности будущих педагогов мы выделяем следующие основные умения: «переносить» полученные поликультурные знания в новые условия, применять средства народной педагогики для поддержания у дошкольников культуры межнационального общения, вступать в позитивное взаимодействие с представителями разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп).
Кроме вышеизложенного ФГОС ВО требует от будущего педагога формирование профессиональной значимой компетенции (ПК-10) - владение способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности, которая дополняет деятельностно-поведенческий компонент поликультурной компетентности.
Организационный блок. Особую значимость приобретает комплекс педагогических условий организации поликультурного образования в образовательном про-
цессе вуза:
- обеспечение целостности формирования поликультурной компетентности будущего педагога, выражающаяся в диалектическом единстве национальных и общемировых ценностей;
- осуществление системы аудиторной (спецкурс), внеаудиторной (СРС) и практической подготовки будущего педагога.
Главное предназначение выявленных педагогических условий заключается в содействии поликультурной подготовке будущих педагогов, предполагающей логику овладения знаниями от этнической культуры - к общероссийской, мировой. Педагогические условия определяют выбор методов, форм средств поликультурной подготовки будущих педагогов, а также ориентировали студентов на формирование поликультурной компетентности, включающей три компонента: мотива-ционно-ценностный, когнитивный, деятельностно-пове-денческий.
В качестве форм работы выступает аудиторная (спецкурс), внеаудиторная (СРС) и практическая подготовка (педагогическая практика) будущего педагога. Средства формирования поликультурной компетентности представлены нами в структурно-функциональной модели формирования поликультурной компетентности будущего педагога при обучении в вузе посредством народной педагогики (рис.1.1.).
Критериально-результативный блок структурно-функциональной модели состоит ожидаемого результата, воплощенного в сформированной на определенном уровне поликультурной компетентности будущих педагогов, а также критериев, а основе, которых оцениваются механизмы диагностики, позволяющие отслеживать результативность реализации предлагаемой модели.
Завершая описание разработанной структурно-функциональной модели, следует подчеркнуть, что представленные в ней блоки находятся в тесной взаимосвязи. Мы солидарны с мнением Ю.О Делимовой [18] о функциональной насыщенности метода педагогического моделирования. Использование моделирования в возрастной педагогике реализует: дескриптивную, прогностическую и нормативную функции. Представленная нами модель формирования поликультурной компетентности будущего педагога за счет абстрагирования анализируемого процесса позволила нам спроектировать и теоретически обосновать нормативный и желательный образ изучаемого педагогического явления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный документ]. - Режим доступа:http://base.consultant.m/ cons/rtfcache/LAW173649_0_20150511_131902_53963.rtf . - Загл. с экрана.
2. Зайцева, О.Ю., Михайлова. И.В. Поликультурная компетентность личности и условия её формирования в учебном процессе вуза: Монография / О.Ю. Зайцева, И.В. Михайлова. - Иркутск: Издательство: ООО «Издательство «Аспринт», 2015. - 156 с.
3. Ломакина, Ю.В. Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Ломакина. -Уфа, 2012. - 24 с.
4. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. - М.: НИИ Школьных технологий. - 2009. - 146с.
5. Богатырев А.И., Устинова И.М. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) [Электр. ресурс]. - Режим доступа http:// www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev°/o20a.i.. doc.htm
6. Лодатко Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов [Текст]: монография / Е. А. Лодатко. — Славянск: СГПУ, 2010. — 148 с.
7. Манова М.В. Концептуальные основы проектирования в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 86-89.
8. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Организация научно-педагогического исследования на основе педагогического эксперимента // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 151-156.
9. Бахарев Н.П., Драгунова Е.А. Проектирование межпредметных и мультидисциплинарных учебно-методических комплексов в техническом университете // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 9-12.
10. Канакин Я.В. Педагогическая модель формирования общих компетенций студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 45-50.
11. Малиева З.К. Проектирование воспитательно-развивающей среды вуза как условие профилактики и коррекции морального отчуждения студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 67-70.
12. Наседкина А.В. Моделирование процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов - музыкантов на основе интегративно-го подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 60-64.
13. Аниськин В.Н., Кислова Н.Н., Королев А.И., Шалифова О.Н. Моделирование и конструировние комплексного портфолио педагогических работников вуза для оценки эффективности их работы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 11-14.
14. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст]: учебное пособие для средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК, учителей / Е.В. Бондаревская. - М.: Ростов н/Д : Учитель, 1999. - 563 с.
15. Старостина А.Н. Деятельностный и личностный подходы как методологические принципы моделирования образовательного процесса геометро-графической подготовки инженеров // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-36.
16. Коваль Н.Н. Системно-деятельностный научно обоснованный подход к управлению школой // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 37-41.
17. Кустов Ю.А. Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 50-53.
18. Делимова Ю.О. Моделирование в педагогике и дидактике. [Электр. ресурс]. - Режим доступа http:// shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7.pdf