Яковлева Юлия Владимировна
кандидат педагогических наук ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический
университет им. К.Д. Ушинского» (г. Ярославль, Российская Федерация)
УДК 37.03
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВАРИАТИВНЫХ КУРСОВ
THE CONTENT OF PEDAGOGICAL ACTIVITY ON THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL STABILITY OF FUTURE TEACHERS IN THE STUDY OF VARIATIONAL COURSES
В статье рассматривается проблема развития эмоциональной устойчивости как одного из аспектов профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, профессиональное педагогическое образование, высшая школа.
In the article the problem of formation of emotional stability as one of the aspects of professional training of students of pedagogical higher education institutions is regarded.
Key words: emotional stability, professional pedagogical education, higher school, school conflicts.
В динамично меняющемся современном мире проблема сохранения психологического здоровья профессионала находиться на приоритетных позициях. Между тем, учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья, которые снижаются по мере увеличения стажа работы в школе [1, с. 83-89].
Многочисленные исследования (Л.М. Аболина, А.А. Баранова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, В.Л. Марищук, В.И. Михеева, А.Е. Ольшанниковой, В.Н. Смирнова) свидетельствуют о наличии напряженности у представителей данной профессии, связанной с систематическими ситуациями оценки, частыми и длительными контактами с учащимися, родителями, снижением престижности педагогического труда, высокой вероятностью возникновения деловых и межличностных конфликтов. Эмоциональная напряженность особенно часто присутствует у молодых педагогов. Синдром «эмоционального выгорания» при отсутствии систематической работы по его профилактике начинает проявляться у будущих педагогов еще в период обучения в вузе. После переживания
89
негативных эмоций в период педагогической практики у многих студентов значительно снижается мотивация дальнейшего развития в педагогической профессии [2, с. 103-108].
В связи с этим актуальной становится проблема развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов еще на этапе профессиональной подготовки.
Теоретический анализ вопроса подготовки будущих учителей к осуществлению профессиональной деятельности позволил сделать вывод о том, что значимым признаком указанного процесса является дифференцированность, которая предполагает ориентацию образовательного процесса на предоставление свободного выбора форм и видов деятельности.
Содержание профессионального образования в учреждении высшего образования определяется его образовательной программой, составленной на основе Федерального государственного образовательного стандарта для конкретного направления, и состоит из базовой и вариативной частей.
Дисциплины базовой части ФГОС ВО являются обязательными для освоения обучающимися вне зависимости от профиля образовательной программы (ОП).
Дисциплины вариативной части ОП отражают направленность (профиль) подготовки, что дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Вариативная часть ОП представляет собой совокупность учебно-программных материалов, дополняющих и (или) детализирующих инвариантную часть стандарта и разрабатываемых на региональном уровне образовательной организацией с целью фиксирования специфики региональных или каких-либо иных требований к содержанию труда по той или иной профессии (специальности).
Принимая во внимание данное обстоятельство, целесообразным является включение вопросов по развитию эмоциональной устойчивости в вариативную часть подготовки будущих учителей.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО в формировании вариативной части стандарта должны быть задействованы участники образовательных отношений, она должна разрабатываться с учетом запросов региональных органов управления образованием и обучающихся, ответственных за эффективную реализацию своей учебной деятельности по
освоению образовательной программы по данному направлению или специальности.
Изучение субъектного образовательного заказа, связанного с индивидуальными образовательными потребностями студентов, позволило сделать вывод о целесообразности разработки спецкурсов данной направленности, поскольку большая половина опрошенных студентов считает необходимым изучение вопросов развития эмоциональной устойчивости в период обучения в вузе, кроме того, большинство из них не могут сказать о себе, что они эмоционально устойчивы.
При помощи беседы и интервьюирования студентов определены и уточнены их интересы и склонности. Значимыми оказались вопросы профессионального становления, развития педагогического мастерства, проблемы школьного здоровьесбережения, школьных конфликтов, формирования межнациональной культуры и др.
Изучение нормативно-правовых документов позволило сделать вывод о том, что в настоящий момент одним из приоритетных направлений деятельности органов образования является вопрос внедрения «Профессионального стандарта педагога». Его анализ позволил выявить ряд аспектов, требующих углубленного рассмотрения в содержании вариативной части образовательной программы. В частности, недостаточно выработано следующее трудовое действие - участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации (п. 3.2.1.); в недостаточной степени развито необходимое умение - владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения (п. 3.2.3.) [4].
Отбор программ учебных дисциплин из числа парциальных и разработанных самостоятельно, отвечающих требованиям всех участников образовательных отношений согласно их запросам и мотивации, позволил определить целевую направленность курсов по выбору, включающих рассмотрение проблемы развития эмоциональной устойчивости будущего педагога. Обозначим их.
«Профессиональное самоэдзнание педагога». Цель - формирование системных знаний о сущности педагогической профессии и требованиях, предъявляемых к личности педагога, о психолого-педагогических особенностях деятельности учителя, системы представлений об отношении личности к будущей профессии и о своем профессиональном «Я». Данный
курс предполагает актуализацию уже имеющихся знаний, на основе которых происходит самодиагностика профессиональных качеств студентов, выполняются задания творческого характера, направленные на осознание значимости их развития. Курс может носить ознакомительный характер и служить средством мотивации (стимулирования) студентов на работу по развитию профессионально значимых качеств, в том числе и эмоциональной устойчивости.
«Педагогика сотрудничества и сотворчества». Цель - формирование знаний и умений по организации развивающей среды в образовательном учреждении, основанной на принципах педагогики сотрудничества. Данный курс интегрирует ведущие идеи педагогики сотрудничества и педагогики толерантности, способствует формированию установок на создание ТОС, знаний и умений по толерантному взаимодействию [3].
«Решение конфликтных педагогических ситуаций». Цель - развитие умений решать и предотвращать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности, умений применять полученные знания при организации учебно-воспитательного процесса. Курс носит сугубо практический характер и основывается на рассмотрении реальных проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности педагога, и изучении алгоритма решения педагогических проблем.
«Эмоциональная культура педагога». Цель - формирование знаний об эмоциональной культуре педагога и ее частных показателях: эмоциональной устойчивости, эмоциональной отзывчивости и эмоциональной выразительности. Курс позволяет сформировать представление о значимости эмоциональной составляющей личности педагога, ее влияния на тип взаимоотношений с участниками педагогического процесса и имидж педагога.
«Педагогика толерантности». Цель - формирование компетентности будущего педагога в области воспитания толерантности у детей и подростков и готовности к его осуществлению. Курс формирует установку на толерантное взаимодействие, необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении; систему знаний и умений по воспитанию толерантности школьников; представления о базовых понятиях и знание основных идей педагогики толерантности; концептуальные идеи педагогики ненасилия и педагогики сотрудничества [3].
«Культура педагогического общения». Цель - формирование знаний о коммуникативной толерантности педагога, процессе его социального восприятия, о культуре слушания, искусстве ведения спора, умении
вербализации собственных чувств и эмоций. Курс позволяет сформировать осознание роли данных качеств в профессиональной деятельности педагога.
Интегрированный курс «Развитие эмоциональной устойчивости будущего педагога» направлен на формирование у студентов системы знаний о психолого-педагогических особенностях деятельности учителя, умения регуляции эмоционального состояния, развитие профессионально-педагогический интереса студентов к развитию собственной эмоциональной устойчивости, умения решать (предотвращать) конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности и умения применять полученные знания при организации учебно-воспитательного процесса.
Цель курса - формирование у студентов системы знаний, общепедагогических и психолого-педагогических понятий о профессиональном самопознании и саморегуляции деятельности учителя, а также психолого-педагогических аспектах педагогической деятельности.
Курс имеет строго практическую направленность, поскольку построен таким образом, что теоретический материал, на котором он базируется, уже изучен студентами в рамках учебных предметов «Психология» и «Педагогика». Практикумы, проводимые в форме тренингов, предполагают актуализацию ранее полученных знаний, их рассмотрение в аспекте развития эмоциональной устойчивости. Во время занятий студенты проводят самодиагностику компонентов эмоциональной устойчивости, выполняют упражнения, направленные на их развитие.
Отметим, что основой курса является педагогика как отрасль науки, обладающая потенциалом включения студентов в решение различных реальных или имитируемых проблем педагогических отношений (профессиональные пробы), которые готовят будущих специалистов к преодолению возможных барьеров и трудностей профессиональной деятельности, что является залогом успешной карьеры в дальнейшем. Курс предполагает организацию консультативной позиции преподавателя в процессе работы, практической и рефлексивной направленности, проблемности обучения, оптимального сочетания традиционных, активных, эвристических методов и форм обучения.
Структура курса представлена пятью разделами: «Профессиональное самопознание педагога», «Решение конфликтных педагогических ситуаций», «Эмоциональная культура педагога», «Культура педагогического общения», «Способы ситуативной саморегуляции во время пребывания в напряженной ситуации».
Важно, что при организации изучения вышеуказанных курсов
необходимо учитывать специфику направления подготовки; исходный уровень психолого-педагогических знаний и умений, виды уже прошедших педагогических практик; личностные интересы, потребности и проблемы студентов - в содержании дисциплины может быть углублен отдельный компонент курса, изменена проблематика тренинговых занятий, расставлены акценты на проблемах межличностных отношений в группе, построения взаимоотношений с окружающими людьми.
При организации изучения курсов по выбору целесообразно проводить коррекцию и координацию их содержательной и технологической сторон при соблюдении строгой направленности на достижение основной цели дисциплины.
Таким образом, развитие эмоциональной устойчивости будущих учителей может реализовываться в рамках вариативных курсов, направленных на формирование у студентов системы знаний, общепедагогических и психолого-педагогических понятий о профессиональном самопознании и саморегуляции деятельности учителя, а также психолого-педагогических аспектах педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аболин, Л.М. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов [Текст] / Л.М. Аболин, А.Я. Чебыкин // Психологический журнал. - 1984. - № 4. - С. 83-89.
2. Бысугина, Т.А. Развитие эмоциональной компетентности буду-щих учителей [Текст] / Т.А. Бысугина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -2008. - № 2. - С. 103-108.
3. Погодина, А.А. Подготовка будущего педагога к воспитанию толерантности школьников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.А. Погодина. - Ярославль : ЯГПУ, 2006. -260 с.
4. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^р://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-
Профстандарт педагога (проект).pdf- Заголовок с экрана (дата обращения: 14.04.2018 г.).