УДК 37.03
Ю. В. Яковлева
Развитие эмоциональной устойчивости будущих учителей как педагогическая проблема
В статье рассматривается проблема формирования эмоциональной устойчивости как одного из аспектов профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.
Ключевые слова эмоциональная устойчивость, профессиональное педагогическое образование, высшая школа, школьные конфликты.
Ju. V. Jakovleva
Development of Future Teachers' Emotional Stability as a Pedagogical Problem
In the article the problem of formation of emotional stability as one of the aspects of professional training of students of pedagogical higher education institutions is regarded.
Keywords: emotional stability, professional pedagogical education, higher school, school conflicts.
Социологи и психологи бьют тревогу: количество внутришкольных конфликтов стремительно растет. Родители, учителя, администрация воюют друг с другом из-за оценок, поборов, поведения. В этих войнах учащиеся с гаджетами превращают нажатием кнопки на мобильном телефоне педагога из жертвы в палача и наоборот. Интернет пополняется новыми школьными видеороликами, а конфликты между педагогами и детьми все чаще становятся предметом разбирательств со стороны правоохранительных органов и судов.
Весьма распространены унижения педагогами школьников. Согласно результатам исследования, проведенного в Москве социологическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова, 40 % столичных подростков признались, что их высмеивали перед классом, 26 % - что унижали, и 6 % - что их даже били. Проведенное в нескольких регионах страны по заказу Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ исследование подтверждает, что насилию со стороны учителей подвергаются 38 % школьников, при этом больше половины родителей об этом даже не догадываются, отмечают эксперты. В 16 % случаев речь идет о физическом насилии, в 22 % случаев - о психологическом [10; 14].
Вместе с тем специалисты соглашаются, что многие случаи школьного насилия неоднозначны. «Говорить, что учителя - садисты, а подростки нуждаются в защите от них - тоже крайность. Современные дети плохо воспитаны, многие из них ведут себя нагло, бесцеремонно», -считает психолог Е.Ю. Балашова. Она также от-
метила, что в последнее время в стране появился тренд: школьники чаще стали жаловаться на своих педагогов родителям, оговаривать их и тем самым сводить счеты, например, за плохие оценки [4].
«Конфликты между учителями и учениками были и в советские годы, - говорит проректор Института педагогики и психологии профессионального образования Р.Х. Гильмеева. - Но тогда эти конфликты возникали скорее как протест против несправедливости. Сейчас дети сознательно провоцируют учителей на грубость, потому что, по их мнению, это весело. А запись скандала на мобильный - это повод для бахвальства среди сверстников, способ показать свою «крутизну». Но дело не ограничивается одной бравадой. Продвинутые старшеклассники собранным компроматом шантажируют своих учителей, вымогая положительные оценки» [4].
Вместе с тем физические унижения над учителями в российских школах становятся все изощреннее - с применением средств аудио- и видеозаписи. Например, в городе Шелехов Иркутской области в местной школе девятиклассники прямо на уроках регулярно били пожилую учительницу физкультуры, снимая всё на видео, которое потом выкладывали в Интернет; ученики Свердловского мужского хорового колледжа выложили в Сеть видео с издевательствами над учительницей; ЧП в школе подмосковного Королева: девятиклассник избил классного руководителя - учителя истории, педагог в больнице, скандал разгорелся только после публикации видеоролика в Интернете. Между тем, по данным
© Яковлева Ю. В., 2013
социологов, только треть учителей, пострадавших от насилия воспитанников, готовы обратиться в правоохранительные органы [12].
Таким образом, современное активно развивающееся информационное пространство предъявляет дополнительные требования к системе образования, а современный учебно-воспитательный процесс, в свою очередь, предъявляет большие требования к личности учителя, тем ее качествам, которые необходимы для эффективного взаимодействия с учащимися. Современная школа требует от учителя уравновешенности, большой выдержки. Высокое чувство любви к своим воспитанникам должно сочетаться с достаточно высоким уровнем самообладания, умением управлять своими эмоциями. Однако среди многочисленных качеств, которые должны быть сформированы у учителя, как одно из наиболее значимых выделяется психологическая устойчивость.
Под психологической устойчивостью обобщенно понимается социально значимая характеристика (особое свойство) человека, поведение которого является относительно надежным и последовательным в связи с социальными требованиями, ожиданиями по отношению к нему (В.Л. Марищук, В.И. Михеев, В.Н. Смирнов и
др.).
По мнению А.А. Баранова, устойчивость в широком смысле нужно рассматривать как особую организацию существования личности, обеспечивающую максимально эффективное функционирование системы. Но в настоящее время под термином «устойчивость» чаще понимаются ее частные составляющие: эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость к стрессу, стресс-резистентность, фрустрацион-ная толерантность. Специфичность же этих составляющих будет определяться конкретным видом профессиональной деятельности, в том числе и педагогической [3]. С точки зрения аксиологического подхода наиболее значимым для будущего педагога является эмоциональная устойчивость.
Одна из основных проблем в исследовании эмоциональной устойчивости заключается в неопределенности самого термина, большом количестве вариантов его толкования.
В частности, изучению феномена эмоциональной устойчивости посвящены работы Л.М. Аболина, который выделяет две основные группы факторов возникновения и протекания эмоциональной устойчивости: внешние (объек-
тивно существующие) и внутренние (субъективно существующие). Внешние - экстремальные условия, обозначаемые как «чрезвычайные раздражители», «стрессоры», «фрустраторы», «эмо-циогенные» или «конфликтные» ситуации и т.п. Внутренние - физиологическая реактивность (эмоциональная возбудимость), свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) и устойчивые психологические особенности личности (тревожность, экстра-интроверсия, организованность волевого контроля, акцентуация характера) [1].
А.Е. Ольшанникова считает, что для ЭУ характерно отчетливое доминирование положительных эмоций [11]. Развивая эту гипотезу, Л.М. Аболин пришел к выводу, что решающим показателем, детерминирующим эмоциональную устойчивость, являются знак и интенсивность эмоций. Преобладание положительных интенсивных эмоций, как замечает автор, свидетельствует об умении спортсмена преодолевать отрицательные переживания, неизбежно возникающие в сложных соревновательных условиях, и является одним из определяющих факторов эмоциональной устойчивости [2].
Иначе дает определение ЭУ П.Б. Зильберман: «... это интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотива-ционных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [7]. Таким образом, автор считает, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости.
Ученые М.И Дьяченко и Л.А. Кандыбович определяют эмоциональную устойчивость как интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. «Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях» [5].
Тем не менее, некоторые авторы склоняются к тому, чтобы рассматривать эмоциональную неустойчивость, которая проявляется в следующих психических явлениях: резкой смене настроения
и эмоций, повышенной тревожности, ранимости, чувстве неуверенности в своих силах, физиологических реакциях (Н.Д. Левитов. Л.С. Славина, Л.П. Баданина, П. Фресс, К. К. Платонов и др.). Согласен с этим и Л.М. Аболин, который делает вывод, что «эмоциональная устойчивость не может быть отождествлена с какой-либо отдельной эмоциональной особенностью. Во многом уровень эмоциональной устойчивости зависит от общего соотношения параметров» [1].
Польский психолог Я. Рейковский, определяя эмоциональную устойчивость как гипотетическую особенность человека, называет два ее значения: человек эмоционально устойчив, если его эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой величины; человек эмоционально устойчив, так как, несмотря на сильное эмоциональное возбуждение, в его поведении не наблюдается нарушений [13].
Анализ имеющихся точек зрения на проблему толкования сущности понятия «эмоциональная устойчивость» позволил прийти к выводу о том, что эмоциональная устойчивость - это способность личности поддерживать динамическое равновесие между сохранением адекватного поведения в эмоционально значимой ситуации и восстановлением или поддержанием целостности личности, ее комфортного эмоционального состояния после стресса. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие сильных эмоциональных воздействий, предупреждает стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Она не дается человеку от рождения, она развивается в результате воспитания и самовоспитания. Эмоциональная устойчивость личности -это социально привлекательная способность человека, что подчеркивают многочисленные информационные источники, поэтому студенты должны быть мотивированы на использование этой способности как в профессиональной педагогической деятельности, так и в социуме вообще. Необходимость формирования эмоциональной устойчивости как средства профессиональной успешности воспринимается студентами адекватно, так как многие из них уже в учебной деятельности столкнулись с дезорганизующей функцией эмоций.
Именно поэтому встает вопрос о прогнозировании и подготовке возможных вариантов воздействия на эмоциональное состояние учителя. Один из путей повышения функциональной ус-
тойчивости, а следовательно, работоспособности и эффективности деятельности педагога в стрессовых условиях вытекает из выдвинутой Е.А. Милеряном гипотезы о психологической природе эмоциональных состояний человека [6]. Согласно этой гипотезе эмоции, чувства и волю следует рассматривать как единый психический процесс, материальным субстратом которого является взаимодействие доминант, возникающих на различных уровнях нервной системы. На важность этих процессов также указывали и другие исследователи - Б.И. Додонов, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, М.М. Рубинштейн, А.Я. Чебыкин и др. Ими было выявлено, что частые отрицательно окрашенные эмоциональные состояния или отсутствие любых эмоциональных проявлений у учителей снижают эффективность обучения и воспитания; повышают конфликтность во взаимоотношениях с учениками и коллегами; обуславливают высокую ситуативную тревожность, агрессивную самозащиту и слабую социальную адаптацию учащихся.
Умение управлять психическими процессами и поведением достигается тренировкой, систематическими упражнениями и развивается у человека с помощью интеллекта и воли в процессе всей его жизни.
Кроме того, по мнению В. Л. Марищука, эффективным средством являются упражнения, в том числе и физические, моделирующие различные стрессовые ситуации и требующие мобилизации всех сил для эффективного выполнения поставленной задачи в заданных условиях [9]. Путем упражнений осуществляются изменения соматических и вегетативных проявлений эмоций (контроля и регуляции мимических мышц, мышц скелетной мускулатуры, специальных дыхательных упражнений).
Эффективным способом развития эмоциональной устойчивости является моделирование эмоционального напряжения, возникающего в результате профессиональной деятельности, в лабораторных условиях. Он основывается на том, что большинство возникающих у человека эмоционально напряженных ситуаций в работе и в быту, как пишет Лазарус, можно объяснить одним из трех моментов или их сочетанием. Так, к 1-й группе он относит факторы новизны, необычности, внезапности; ко 2-й группе - временные факторы: дефицит времени, увеличение темпа деятельности, совмещение двух видов деятельности, введение помех (как частный случай совмещения); к 3-й группе он относит приемы,
связанные с изменением мотивации, создание конфликтных ситуаций. Чаще внимание сосредотачивается на стрессорах 2-й и 3-й групп, стрессоры 1-й группы включаются как обстановочные, дополняющие эмоциональный фон исследования [8].
Конечно, моделирование ситуаций не может охватить всю богатую гамму условий внешней среды, в которых реально может возникнуть эмоциональное напряжение. Однако наличие стандартизированной ситуации позволяет вскрыть алгоритм работы в среде управления динамическим объектом и прогнозировать поведение человека в этих условиях. Кроме того, моделирование позволяет выявить у данной личности наличие того или иного стереотипа поведения, а также подвижность нервных процессов, степень их инертности и т. д. [8].
Таким образом, эмоциональная устойчивость студентов может развиваться и обеспечиваться путем приобретения опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физиологических процессов адаптации к стресс-факторам, выработки навыков, умений, привычек саморегуляции эмоциональной напряженности. Эффективное формирование эмоциональной устойчивости следует осуществлять на фоне постепенного увеличения психологических нагрузок в специально создаваемых условиях, моделирующих профессиональную деятельность. Это может достигаться разными путями, например, созданием усложнённых условий деятельности; искусственным ограничением времени и информации для решения той или иной задачи; внесением различных элементов внезапности, требующих незамедлительных и четких действий.
Анализ научной литературы показал разработанность данной проблемы в направлении определения и развития психолого-педагогических условий формирования эмоциональной устойчивости будущих специалистов (спортсменов, социальных работников, учителей, врачей), в том числе в процессе физической подготовки; вопрос же целостного педагогического обеспечения процесса развития эмоциональной устойчивости будущих учителей рассмотрен недостаточно.
Итак, принимая эмоциональную устойчивость за один из основных аспектов профессиональной подготовки будущих педагогов, приходим к выводу о необходимости разработки целостной системы педагогической деятельности студентов, позволяющей последовательно формировать
готовность к действию в напряженной профессиональной ситуации, целенаправленно развивать способность к продуктивному функционированию, которое необходимо для эффективного педагогически корректного, толерантного взаимодействия с учащимися, преодоления излишнего эмоционального возбуждения.
Библиографический список
1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст]. - Казань : Изд-во КазГУ, 1987. - 320 с.
2. Аболин, Л. М., Чебыкин, А. Я. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов [Текст] // Психологический журнал. - 1984. - № 4. - С. 83-89.
3. Баранов, А. А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ижевск, 1995. - 22 с.
4. Белый, М. Уроки мужества [Текст] // Новые известия. - 14 ноября 2012.
5. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия [Текст]. - Минск : Хэл-тон, 1998. - 399 с.
6. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология [Текст] : учебник для вузов. - М. : Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 624 с.
7. Зильберман, П. Б. Эмоциональная устойчивость и стресс [Текст] // Психический стресс в спорте: материалы Всесоюзного симпозиума. - Пермь, 1973. -С. 13-15.
8. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] // Эмоциональный стресс. - Л. : Знание, 1970. - 289 с.
9. Марищук, В. Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки [Текст] : автореф. дис. - Л., 1964. - 28 с.
10. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.msu.ru/
11. Ольшанникова, А. Е. Эмоции и воспитание [Текст]. - М., 1983. - С. 31.
12. Петелин, Г. Снять учителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа : sobesednik.ru>Образование> snyat-uchitelya
13. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст]. - М. : Прогресс, 1979. - 392 с.
14. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/
Bibliograficheskij spisok
1. Abolin, L. M. Psikhologicheskiye mekhanizmy emotsional'noy ustoychivosti cheloveka [Tekst]. - Kazan' : Izd-vo KazGu, 1987. - 320 s.
2. Abolin, L. M., Chebykin, A. Ya. Issledovaniye emotsional'noy ustoychivosti i psikhologicheskiye sred-stva yeye formirovaniya u sportsmenov [Tekst] // Psik-hologicheskiy zhurnal. - 1984. - № 4. - S. 83-89.
3. Baranov, A. A. Stressoustoychivost' v strukture lichnosti i deyatel'nosti uchiteley vysokogo i nizkogo professional'nogo masterstva [Tekst]: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Izhevsk, 1995. - 22 s.
4. Belyy, M. Uroki muzhestva [Tekst] // Novyye iz-vestiya. - 14 noyabrya 2012.
5. D'yachenko, M. I., Kandybovich, L. A. Kratkiy psikhologicheskiy slovar': Lichnost', obrazovaniye, samoobrazovaniye, professiya [Tekst]. - Minsk : Khel-ton, 1998. - 399 s.
6. Yenikeyev, M. I. Obshchaya i sotsial'naya psik-hologiya [Tekst] : uchebnik dlya vuzov. - M. : Iz-datel'skaya gruppa NORMA-INFRA-M, 2000. - 624 s.
7. Zil'berman, P. B. Emotsional'naya ustoychivost' i stress [Tekst] // Psikhicheskiy stress v sporte: materialy Vsesoyuznogo simpoziuma. - Perm', 1973. - S. 13-15.
8. Lazarus, R. Teoriya stressa i psikhofiziologi-cheskiye issledovaniya [Tekst] // Emotsional'nyy stress. -L. : Znaniye, 1970. - 289 s.
9. Marishchuk, V. L. K voprosu ob emotsional'noy ustoychivosti kursantov-letchikov i vozmozhnosti yeye sovershenstvovaniya s primeneniyem sredstv fizicheskoy podgotovki [Tekst] : avtoref. dis. - L., 1964. - 28 s.
10. Moskovskiy gosudarstvennyy universitet imeni M. V. Lomonosova [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dos-tupa: http://www.msu.ru/
11. Ol'shannikova, A. Ye. Emotsii i vospitaniye [Tekst]. - M., 1983. - S. 31.
12. Petelin, G. Snyat' uchitelya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : sobesednik.ru>Obrazovaniye> snyat-uchitelya
13. Reykovskiy, Ya. Eksperimental'naya psikhologiya emotsiy [Tekst]. - M. : Progress, 1979. - 392 s.
14. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.gks.ru/