Научная статья на тему 'Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию этнопедагогической культуры у будущих медицинских работников'

Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию этнопедагогической культуры у будущих медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию этнопедагогической культуры у будущих медицинских работников»

Л .А. ПЕТРОВА

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Традиционная педагогическая культура общества включает три составляющих: целевую, содержательную, процессуальную. В ходе их освоения формируется этнопедагогическая культура личности, которую характеризуют: этнопедагогиче-ское сознание, этнопедагогическое мышление, этнопедагогическая деятельность. В личностном плане этнопедагогическая культура медицинского работника проявляется в этнопедагогическом мировоззрении, сердцевиной которого являются ценностные ориентации личности. Выделенные теоретические модели необходимо апробировать на практике в рамках педагогического эксперимента.

В нашем исследовании мы исходили из необходимости формирования целостной этнопедагогической культуры медицинского работника, обеспечивающей его профессиональную деятельность с валеологических позиций, позволяющей сохранять и укреплять здоровье личности путем развития его духовных, психических и соматических возможностей, опираясь на идеи этнопедаго-гики. С этой целью разработана и апробирована система формирования этнопедагогической культуры у будущих медицинских работников офиса врача общей практики на базе Чувашского государственного университета.

Из всей совокупности изученных работ по своей специфике наиболее близкими к нашей проблеме оказались исследования М.Г. Харитонова, В.А. Николаева, Е.П. Белозерцева, А. Алимбекова и Е.Г. Силяевой. С целью выработки адекватной методики данные работы мы проанализировали с точки зрения этапов формирования профессионально-педагогической культуры специалиста.

В своих работах М.Г. Харитонов выделяет три этапа формирования этнопе-дагогических качеств специалиста. Первый этап - формирование интереса к содержанию традиционной педагогической культуры и народно-педагогического опыта, стремление отображать этнопедагогический материал в образовательных и воспитательных проектах и программах (мотивационный этап). Второй этап - развитие творческой самостоятельности, авторского начала в воспроизведении народной педагогической культуры в доступных формах, начиная с заданий репродуктивного характера с последующим усложнением элементов и проявления самостоятельности (когнитивный этап). Третий этап - развитие самостоятельности и творчества в отражении типичных черт народного опыта воспитания в различных видах этнопедагогической деятельности (креативный этап) [4].

В.А. Николаев выделяет пять основных направлений формирования этнопедагогической культуры будущего учителя: 1) знакомство с жизнью, бытом, традициями русских людей, чертами национальной психологии, развитие национального самосознания; 2) воспитание уважения к русскому народу, гордости за его достижения, историю, развитие интереса к народной культуре и народной педагогике; 3) овладение средствами, методами, источниками народного воспитания; 4) осмысление воспитательной сущности средств, методов, источников народного воспитания с целью развития этнопедагогического сознания и мышления; 5) подготовка к творческому использованию этнопедагогиче-ских знаний в повседневной педагогической практике [2].

На основе выделенных направлений, с учетом особенностей учебно-воспитательного процесса вуза им определены этапы формирования этнопедагогической культуры будущих учителей в высшей школе.

Первый этап (1-2-й семестры) - изучение общих эмпирических сведений о народной культуре, быте, нравах, традициях, образе жизни, особенностях поведения русских людей; формирование представлений о позитивных качествах русского менталитета и значении народной педагогики в их развитии. Это обеспечивает становление познавательных интересов, склонностей, потребностей в изучении различных сторон народного воспитания.

Второй этап (3-4-й семестры) - обогащение эмпирических знаний, систематизация, освоение теоретических положений этнопедагогики; осознание целей, содержания, средств народного воспитания, развитие этнопедагогиче-ского сознания; элементарное использование этнопедагогических знаний в практической ческой деятельности.

Третий этап (б-6-й семестры) - формирование устойчивого интереса к народной педагогике, конкретизация положении этнопедагогической теории, стимулирование самостоятельного поиска этнопедагогических знаний, становление этнопедагогического мышления; развитие ценностных ориентаций, составляющих основу этнопедагогического мировоззрения, освоение этнопедагогической деятельности.

Четвертый этап (7-10-й семестры) - углубление теоретических знаний в области отдельных вопросов этнопедагогики, расширение мотивов систематического использования этнопедагогических знаний, их творческое применение на всех этапах учебно-воспитательного процесса.

Е.П. Белозерцев выделяет четыре этапа становления будущего учителя. Первый этап (1-2-й семестры) - формирование убеждений в необходимости глубоких знаний о личности школьника, ее развитии, умений выявлять степень сформированности личностных качеств. Второй этап (3-4-й семестры) -овладение знаниями о факторах формирования личности школьника; овладение умениями ставить цели воспитания, отбирать нужные средства формирования личности, организовывать внеклассную работу. Третий этап (5-8-й семестры) - овладение методикой обучения, обеспечение наиболее эффективного развития личности. Четвертый этап (9-10-й семестры) - систематизация усвоенных знаний как целостной научной картины будущей деятельности и стимулирование на этой основе развития самостоятельности, творческой индивидуальности [1].

По сути, близка к приведенной выше схеме логика развития профессиональной готовности специалиста к использованию средств народной педагогики, предлагаемая А. Алимбековым. Она включает: а) морально-психологическую готовность; б) теоретическую подготовку; в) практическую готовность учителя; г) методическую готовность; д) готовность к самообразованию. В данной схеме также предлагается начать с развития интереса, потребности изучения народной педагогики, формирования уважения к своему народу, его истории, культуре, прогрессивным педагогическим традициям.

Исследуя формирование профессионально-педагогической культуры будущего учителя, Е.Г. Силяева выделяет следующие этапы ее развития: первый этап (I год обучения) - развитие когнитивно-оценивающего компонента; второй этап (II год обучения) - становление эмоционально-потребностного компонента: третий этап (III год обучения) - овладение мотивационно-волевым компонентом; четвертый этап (iV-V годы обучения) освоение конативно-творческого компонента [3]. Данная схема несколько отличается от предыдущих по содержанию. На первом этапе автор считает необходимым обеспечить профессиональную и этическую осведомленность. Второй и третий этапы посвящены мотивации профессионально-этического становления. Четвертый этап связан с разви-

тием профессионально-этических качеств, закреплением творческого подхода к решению профессионально-этических задач.

Общим во всех предложенных схемах является то, что первый этап посвящается мотивации студента к педагогической деятельности. На втором и третьем этапах сообщаются основные знания, развиваются умения их практического использования. На четвертом формируется система педагогической деятельности, происходит развитие педагогического творчества. Поэтому в своем исследовании мы выбрали эту четырехэтапную логику процесса формирования этнопедагогической культуры у будущих медицинских работников офиса врача общей практики.

На первом этапе формирования этнопедагогической культуры нами решались следующие задачи:

а)знакомство с особенностями национального менталитета, развитие интереса к народной культуре;

б) расширение представлений о нравах, традициях, истории и т.д.;

в) развитие потребности освоения опыта народного воспитания;

г) создание установки на овладение системой этнопедагогических знаний.

Как показали результаты опытной работы, первый этап имеет исключительно большое значение для преодоления имеющего место негативного отношения части студентов к национальной культуре, развития мотивации изучения народной педагогики. В начале эксперимента для изучения отношения студентов к народной педагогике мы применяли методы опроса и собеседования. Параллельно студенты изучали материал, призванный возбудить у них интерес к прошлому своего народа, его истории, культуре. Наши исследования показывают, что воспитание интереса к народной педагогике формирует этнопедагогическую направленность личности, которая образует тот каркас, вокруг которого компонуются основные свойства личности.

На втором этапе нами решались следующие задачи:

а) углубленное знакомство с основными источниками народного воспитания;

б) овладение основными теоретическими положениями этнопедагогики;

в) осознание возможностей практического применения в процессе врачевания и профилактической деятельности;

г) рассмотрение вариантов использования этнопедагогических знаний в деятельности врача общей практики;

д) формирование потребности в реализации этнопедагогических знаний в работе с пациентами.

На этом этапе изучаются теория и практика народного воспитания, раскрываются воспитательные возможности различных источников народной педагогики, их традиционное применение и варианты современного использования в воспитании здорового образа жизнедеятельности. В ходе изучения основных психолого-педагогических дисциплин актуализируются этнопедагогические знания, что позволяет приблизить теоретические положения к практической реальности. Студенты выполняют элементарные практические задания, предполагающие использование различных средств народного воспитания, способствующих свободной коммуникации с обслуживаемым населением.

Третий этап становления этнопедагогической культуры решает следующие задачи:

а) уточнение и конкретизация этнопедагогической теории;

б) формирование этнопедагогической мотивации студентов к педагогической деятельности, обучение умению ставить и решать воспитательно-профилактические задачи с помощью этнопедагогических средств;

в) освоение воспитательной сущности различных источников народной педагогики;

г) развитие этнопедагогического мышления;

д) мотивация самостоятельного поиска применения традиционных средств воспитательного взаимодействия с населением.

На третьем этапе происходят углубление и конкретизация этнопедагогических знаний. Демонстрируются возможности применения средств народной педагогики в процессе воспитания разновозрастного населения, приобщения их к нормам и правилам здорового образа жизни, механизмам укрепления здоровья традиционными средствами. Опора на общеобразовательные и профессиональные дисциплины в ходе изучения народной педагогики и этнопедагогики помогает студентам осваивать многовековой опыт народов в современной практике врачевания. Будущие врачи общей практики приобщаются к научному поиску, осмыслению источников народного педагогического опыта, самостоятельному объяснению их воспитательного смысла.

Задачи четвертого этапа:

а) превращение этнопедагогики в область научного поиска студента, систематизация его этнопедагогических знаний;

б) формирование опыта практического применения средств народного воспитания в различных ситуациях врачебной деятельности;

в) развитие творческих возможностей студентов в сфере применения этнопедагогики в процессе взаимодействия с населением.

На четвертом этапе стимулируется интенсивное развитие национального самосознания будущих врачей. Учебно-воспитательная деятельность в вузе ориентируется на формирование устойчивой мотивации к освоению этнопедагогической культуры. Происходят активное приобщение к практическому использованию этнопедагогических знаний и выработка опыта систематического применения в медицинской практике. Осваиваются варианты творческого использования обобщенного опыта народного воспитания в процессе врачебно-профилактической деятельности.

Сформулированные задачи и характеристика основных этапов формирования этнопедагогической культуры у будущих медицинских работников офиса врача общей практики предполагают определение рациональных путей реализации этого многоэтапного процесса. В ходе исследования была апробирована следующая логика процесса формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников:

- обеспечение направленности социально-философских, психологопедагогических, общепрофессиональных и других учебных курсов на раскрытие потенциала традиционной культуры;

- ориентация учебной и воспитательной работы вуза на развитие у студентов национального самосознания и уважения к историческому опыту народов;

- включение в учебный процесс теоретических учебных курсов, ориентированных на реализацию составляющих этнопедагогической культуры (целевой, содержательной, процессуальной);

- стимулирование деятельности студентов по углублению и расширению этнопедагогических знаний и творческого их применения в рамках спецкурсов, спецсеминаров, научно-исследовательской работы, медицинской практики.

Резюмируя, можно сказать, что процесс формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников включает: а) сообщение системы обобщенных этнопедагогических знаний, развитие мотивов их освоения и углубления; б)воспитание национального самосознания и усвоение основных черт

национального менталитета; в) создание установки на практическое использование этнопедагогических знаний и обучение их творческому применению.

Эффективность формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников зависит от возможности его адаптации к условиям образовательного процесса вуза. Это предполагает конкретизацию изложенной логики в виде конкретных действий.

На первом этапе развития этнопедагогической культуры в рамках соответствующих предметов изучаются такие разделы, как «Этнопсихология» и «Этно-педагогика». Выбор этих разделов определен на основе теоретической модели этнопедагогической культуры, включающей целевую, содержательную и процессуальную составляющие, также ее апробации в ходе опытной работы. Эмпирическими исследованиями установлена низкая мотивация студентов в освоении этнопедагогики. Для развития положительных мотивов формирования этнопедагогической культуры, по данным опытной работы, наиболее эффективным является раздел «Этнопсихология». Как уже отмечали в ходе изложения теоретических проблем этнопедагогической культуры, цели, содержание, средства народного воспитания обусловлены ведущими качествами менталитета. Они характеризуют доминирующие отношения, традиционные нормы поведения и реагирования в типичной ситуации. Знакомство с характеристиками национального менталитета, бытом, нравами, традициями, этикетом, особенностями поведения, результативностью народной педагогики происходит в рамках курса «Психология» при изучении раздела «Этнопсихология». Изучение этой дисциплины способствует развитию интереса к изучению истории России, народного быта, культуры, народного воспитания, пробуждению национального самосознания.

Известно, что для эффективной передачи социального опыта необходимо его теоретическое обобщение. Как показывает практика, знакомство студентов только с некоторыми источниками народного воспитания не обеспечивает их полноценного использования в последующей работе. Поэтому в разделе «Этнопедагогика» формулируются основные идеи, закономерности, принципы, методы, средства, понятия, источники народной педагогики. На этот раздел возлагается миссия по формированию необходимой теоретической базы, обеспечивающей усвоение сущности народной педагогики и ее применения в современных условиях.

На втором этапе изучается третий базовый учебный курс экспериментальной системы - «Здоровье в истории культуры», имеющий прикладную направленность. В нем изложены общественные механизмы, обеспечивающие воспитание в подрастающем поколении здорового образа жизни. Данный курс показывает образцы воспитания и возможности народной педагогики в развитии лучших качеств личности и приоткрывает тайны нетрадиционной медицины, знакомит с уникальной системой сохранения здоровья и врачевания, сложившейся в течение тысячелетней истории человечества на примере конкретных народов. Программы экспериментальных курсов даны в приложении.

Для пропедевтических целей традиционные гуманитарные дисциплины, читаемые на I-II курсах, активно насыщались этнопедагогическим материалом. Проводилось сравнение целей, задач, принципов, методов закономерностей научной и народной педагогики, адаптация последней к современной действительности. В курсе «История медицины» в рамках эксперимента обязательным элементом было рассмотрение взглядов выдающихся врачей прошлого на народную медицину и воспитательную систему, обеспечивавших преемственность в продолжении рода и сохранении здоровья нации.

На третьем этапе студентам предлагалось изучение специальных курсов этнопедагогической ориентации. В ходе эксперимента читались следующие спецкурсы: «Этнопедагогика и здоровье», «Традиционная и нетрадиционная медицина», «Система закаливания организма в истории человечества», «Табу и ограничения как средство профилактики», «Религиозные праздники и обряды в оздоровительной системе».

На четвертом этапе студенты включаются в работу спецсеминаров, темы которых обусловлены склонностями студентов, особенностями факультетов. В процессе исследования проводились такие спецсеминары: «Использование народных традиций в воспитательно-профилактической деятельности врача», «Игра как средство развития физического и психического здоровья», «Семейные традиции в системе профилактики болезней».

На этом этапе углубление и творческое применение этнопедагогических знаний в рамках системы формирования этнопедагогической культуры осуществлялось в ходе студенческих исследований по этнопедагогической проблематике. Каждый учебный курс завершался выполнением усложняющихся заданий теоретического и прикладного характера (обзоры, рефераты, разработки проектов). Лучшие из них углублялись, апробировались в ходе медицинской практики и оформлялись в курсовые и дипломные работы.

Специфика экспериментальных дисциплин определила особенности методики организации и проведения учебных занятий. Традиционное изложение материала на лекциях дополнялось демонстрацией видеозаписей выступлений фольклорных коллективов. Ими исполнялись народные песни, частушки, плач, разыгрывались обряды, жанровые сцены, гадания и пр. В зависимости от темы лекции демонстрировались слайды с изображениями элементов народной архитектуры или произведений народных промыслов, демонстрирующих стремление человека к физическому и духовному совершенству. По ходу лекции показывались подлинные произведения народного декоративного искусства, запечатлевшие элементы народной медицины. Использовались аудио- и видеоматериалы этнографических экспедиций с записями народных исполнителей сказок, былин, преданий и легенд, освещающих тему здоровья.

Семинарские и лабораторно-практические занятия, проводимые в рамках экспериментальных курсов, также имели отличительные особенности, обусловленные их содержанием. На первом практическом занятии студенты по желанию объединялись в микрогруппы по 5-7 человек, которые сохранялись в течение всех последующих занятий по данной дисциплине. На этом же занятии каждая микрогруппа выбирала семинар, который она будет курировать. К семинару входящие в нее студенты готовили теоретические сообщения, демонстрировали различные формы учебной и внеклассной работы с использованием этнопедагогического материала.

Практические занятия в рамках экспериментальных курсов и разделов основывались на методике коллективной творческой деятельности. В соответствии с темой занятия каждая микрогруппа готовила свое коллективное творческое дело (КТД), в которое вовлекались остальные студенты. На основе опыта, приобретенного в ходе аудиторных занятий, каждый студент готовил свое КТД по данному направлению воспитательной работы. Среди наиболее удачных разработок следует отметить такие: спектакль-игра «Живая вода», игра-путешествие «В мире лекарственных растений», агитбригада «Не хило», фестиваль «Если хочешь быть здоров!», фольклорный праздник «Времена года», игра-викторина «Заговоры и ворожба», творческая игра «Сегодня мы в стране загадок», КТД «Вперед к предкам», КТД «Посиделки», развлекательная игра «В царстве на-

родной мудрости», театрализованное представление «Рождественская сказка», познавательная игра «Восток - дело тонкое», вечер «У семейного очага», вечер, посвященный национальной кухне «Приятного аппетита» и др.

Изучение каждого экспериментального курса завершалось проведением коллективного творческого праздника, в котором участвовали все группы. Предлагаемые им задания актуализировали знания студентов по изучаемой дисциплине, демонстрировали возможные пути применения средств народной медицины и источников народного воспитания во врачебной деятельности.

Литература

1. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., 1989. 224 с.

2. Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Дис. ... докт. пед. наук. М., 1998. 409 с.

3. Силяева Е.Г. Формирование профессионально-этической культуры учителя: теория и методика. М.: Магистр, 1995. 144 с.

4. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). М.: Прометей, 1999. 227 с.

ПЕТРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА родилась в 1958 г. Окончила Чувашский государственный университет. Заведующая лабораториями кафедры фармакологии Чувашского университета. Имеет свыше 20 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.