УДК 37.035
Гумерова Фарида Фатхулловна
кандидат педагогических наук, доцент. Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, Кафедра педагогики и психологии [email protected]
Структура и содержание
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ра^а F. Оитегоуа
candidate of pedagogical sciences, associate professor. Sibaysky institute (branch) of the Bashkir state university, Department of pedagogics and psychology [email protected]
The structure
AND CONTENTS OF
ETHNOPEDAGOGICAL
PROCESSES
IN THE SYSTEM OF
TEACHER-TRAINING
Аннотация. В данной статье раскрывается структура и содержание этнопедагогического процесса, которого понимаем как формирование у студентов новых понятий в области эт-нопедагогики, приобщение к новым теоретическим знаниям, культурным ценностям в процессе преподавания этнопедагогических и гуманитарных дисциплин, формирование практических, методических и исследовательских умений по использованию народной педагогики, привитие культуры этнопедагогической рефлексии, национального самосознания в обучении и воспитании. Также раскрываются сущность и содержание понятий «этнопедагогиче-ское образование», «этнопедагогическая деятельность», «этнопедагогическая рефлексия».
Ключевые слова: этнопедагогический процесс, этнопедагогическое образование, этно-педагогическая деятельность, этнопедагогиче-ская рефлексия.
Annotation. Integration of folk upbringing traditions and theoretical and methodological statements of scientific pedagogy in the process of teacher-training is highly topical nowadays. We define the ethnopedagogical process as consistent development of new notions in the sphere of ethnopedagogy, communition with new theoretical knowledge and cultural values in the process of teaching the ethnopedagogical subjects and the humanities, formation of practical, methodic and study skills of folk pedagogy, inculcation of ethnopedagogic reflection culture, national selfconsciousness in teaching and upbringing.
Keywords: ethnopedagogics, ethnopedagogic process, ehnopedagogic training, ethnopedagog-ic reflection.
В настоящее время становится актуальным интеграция традиций народного опыта воспитания и теоретико-методологические положения научной педагогики в подготовке студентов к педагогической деятельности. Особую значимость приобретает процесс обновления содержания образования в вузе в свете внедрения ФГОС третьего поколения и обращения президента России В. Путина к Государственному Собранию РФ о воспитании патриотизма подрастающего поколения. Анализ работ по использованию этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе (М.И. Богомолова, З.П. Васильцова, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, З.Г. Нигматов,
С.Н. Федорова, Я.И. Ханбиков и др.) позволил сделать заключение о том, что обновление содержания образования с учетом общечеловеческих ценностей, исторического опыта, тысячелетних культурных традиций народов мира выдвигает новые требования к процессу организации подготовки будущих учителей. Это требование относится, прежде всего, к личности самого
педагога, который должен быть подготовлен как теоретически, так и практически. Второе, не менее важное требование, это - формирование позитивного отношения к этнопедагогическим дисциплинам, как со стороны учебного управления, деканатов, преподавателей, так и со стороны студентов. Потому что, этнопедагогика является предметом по выбору, а в недавнее время её не было в учебном плане вообще. Вместе с тем анализ учебно-методической литературы и личный опыт диссертанта в качестве преподавателя педагогики позволяет утверждать, что нынешний уровень готовности выпускников вузов к педагогической деятельности по использованию прогрессивных народных традиций воспитания не соответствует требованиям образовательных школ [1, 2, 3].
Существующие определения понятия «этнопе-дагогический процесс», на наш взгляд, не полностью раскрывают суть этнопедагогического процесса в вузе. Отсюда появляется необходимость
194
его уточнения в контексте нашего исследования. В словаре Ефимовой значение слова «процесс» обозначает «протекание, ход какого-то явления», по Ожегову «процесс - ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь» [4]. В сути ни первое, ни второе определение не противоречат друг другу. Исходя из них, этнопедагогический процесс мы понимаем как последовательное развитие у студентов новых понятий в области этнопедагогики, приобщение к новым теоретическим знаниям и культурным ценностям в процессе преподавания этнопедагогических и гуманитарных дисциплин, формирование практических, методических и исследовательских умений по использованию народной педагогики, привитие культуры этнопедагогической рефлексии, национального самосознания в обучении и воспитании.
Этнопедагогический процесс в вузе мы представляем как совокупность таких компонентов, как этнопедагогическое образование, этнопеда-гогическая деятельность, этнопедагогическая рефлексия.
Этнопедагогическое образование является частью профессиональной подготовки учителя, представляющая непрерывный управляемый процесс формирования готовности у студентов к этнопедагогической деятельности.
Важнейшим признаком подготовки студентов к педагогической деятельности является система, связывающая знания, умения и навыки (комп-тенции) при изучении дисциплин общего и специального характеров. Она в вузе осуществляется в аудиторных занятиях по общественным и педагогическим дисциплинам с первого по пятый курсы. Этнопедагогическое образование охватывает весь блок педагогических и психологических дисциплин. Которые формируют самоопределение личности как носителя определенной этнической культуры, а также творческое осмысление студентами возможностей использования этнопедагогических идей и традиций в будущей педагогической деятельности. Общепрофессиональные дисциплины формируют научные знания, которые помогут усвоения этнопедагогиче-ских идей и традиций, их реализации в будущей педагогической деятельности.
Дисциплины по выбору, спецкурсы, спецсеминары, предметно-педагогический практикум, факультативы обеспечивают овладение студентам традиционной педагогической культурой народов, показывают возможности использования содержания учебных предметов в процессе воспитания на основе духовно-нравственных ценностей. Педагогическая практика предусматривает реализацию педагогического потенциала народной педагогики в работе с детьми. Исследовательская деятельность позволяет изучение проблем этнического воспитания, работу над собственными творческими проектами. Реализация индивидуально-творческой этнопедагогической подготовленности во время обучения к профессиональной деятельности идет параллельно с повышением готовности к этнопедагогической
деятельности и личностными этнопедагогиче-скими качествами.
Этнопедагогическая деятельность представляет собой компонент профессиональной подготовки. Решение задач профессиональной подготовки способствует успешному решению этнопедаго-гических задач. Они обусловлены вазимозави-симостью и двусторонностью связи обучения. С одной стороны представлены задачи профессиональной подготовки, с другой - задачи этнопедагогической подготовки.
Самостоятельная образовательная деятельность в условиях интеграции этнопедагогических процессов представляет сложный процесс. Он обусловлен типами самостоятельной образовательной деятельности. Первый тип обусловлен продолжением самостоятельного изучения учебного материала в урочное время и сопровождается непосредственным руководством преподавателя. В этом случае студент не только имеет возможность прибегнуть к его помощи, но, и обязан отчитываться о проделанной работе. В перечне заданий для самообразовательной деятельности преподаватель включает список литературы по этнопедагогике, этнопсихологии, эт-нофилософии, этнологии и т.д.; осуществляет подборку источников по определенной теме. Студент анализирует приведенные преподавателем источники, пишет рефераты, готовится к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам, ФЭПУ. Вышеназванные подразделения вуза оказывают квалифицированную помощь студентам. Особое внимание требует обратная связь «студент-преподаватель», т.е. контроль за выполнением заданий для самостоятельной работы. Качество выполнения заданий самостоятельной работы имеет такие формы, как рубежный контроль, итоговый контроль, аттестация по предмету. Используется балльно-рейтинговая система как источник стимуляции студентов к активной самостоятельной работе.
Суть второго типа самостоятельной образовательной деятельности заключается в том, что она осуществляется во внеурочное время: в библиотеках, методических кабинетах, компьютерных классах, на занятиях факультета дополнительного образования. Практические умения студенты демонстрируют во время педагогической практике в образовательных учреждениях, в выступлениях творческих коллективов, на выставках.
Исследовательская деятельность студентов осуществляется весь учебный период в вузе: в рамках студенческих научных обществ. Она существует в разных видах: курсовые и дипломные работы, которые имеют практическую направленность. Это может быть теоретическое обобщение опыта народного воспитания на аналитическом, сравнительном, историческом аспектах. Опытно-
экспериментальная работа по апробации отдельных элементов народной педагогики в практике образовательных учреждений позволяет установить её эффективность в современных условиях.
Современный мир характеризуется все больше развивающейся глобализацией во всех сферах
195
человеческой цивилизации. Вместе с тем, все более становится очевидным стремление народов к национальной идентификации, сохранить свою традиционную культуру, язык, самобытность. Воз-
Литература:
1. Баймурзина В.И. Общая этнопедагогика. Теория : монография. Saarbrucen (Германия): Lap Lambert Academic Publishing, 2012. 132 с.
2. Харитонов М.Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы : монография. Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2004. 330 с.
3. Ялалов Ф.Г. Этнодидактика : монография. М. : ВЛАДОС, 2002. 151 с.
4. URL: http: tolkslovar.ru/p 23903 /html
рождение национальной культуры народов выдвигает требования и к подготовке студентов к педагогической деятельности. Данной статьей мы предлагаем способ решения этой задачи.
Literature:
1. Baymurzina V.I. General ethnopedagogics. Theory. Monograph. Saarbrucen (Germany): Lap Lambert Academic Publishing, 2012. 132 pages.
2. Haritinov M.G. Etnopedagogicheskoye's education of teachers of national school : monograph. Cheboksary: Chuvashgospeduniversitet of I.Ya. Yakovlev, 2004. 330 pages.
3. Yalalov F.G. Etnodidaktik : monograph. M. : VLADOS, 2002. 151 pages.
4. URL: http: tolkslovar.ru/p 23903/html
196