liiili № 2, 2004
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ЦЕЛОСТНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ*
B.C. Михалкин, доцент кафедры физики Ижевского государственного
технического университета
В статье рассматриваются особенности христианского, философского и научного типов мировоззрения. Даются характеристики соотносящихся с ними этапов развития отечественного образования. Утверждается приоритет духовного начала в становлении целостного мировоззрения, отражающего синтез научных, философских и религиозных представлений.
Features of Christian, philosophical and scientific types of outlook, which are determined by character of interpretation and a choice of the certain aspect of a picture of the world, are considered. Characteristics corresponding various stages of development of education in Russia are given. The priority of the spiritual in formation of the integral outlook reflecting a synthesis of scientific, philosophical and religious conceptions is stated.
Формирование мировоззрения как познания сущности бытия человека и мироздания в их соотношении всегда было и остается насущной задачей образования. Оно вырабатывается при овладении содержанием образования, которое представляет собой нечто большее, чем набор фактов для запоминания. Изучаемые факты должны анализироваться, подвергаться толкованию и быть собраны в целостную систему для понимания того, как отдельные части знания соотносятся между собой в определенной картине мира. Такая система, если она вмещает в себя все значимые факты, является некоторым опосредованным источником для начального формирования мировоззрения — совокупности ценностей, идеалов и норм, которая детерминирует отношение человека к миру и выступает в качестве регуляторов его поведения.
Таким образом, основа мировоззрения определяется как характером интерпретации, так и выбором определенной картины мироздания, посредством которых решаются извечные вопросы бытия, жизни и смерти, добра и зла, обретается смысл и цель жизни и деятельности человека. В зависимости от указанных факторов и ответа на непреходящие вопросы бытия мировоззрение может носить религиозный, философский или научный характер. Религиозное мировоззрение связано с признанием сверхъестественного мирового начала. В философском
обобщается опыт интеллектуального и практического освоения мира. Научное вырабатывает новые мировоззренческие ориентации на основе рационального осмысления культуры, естественных и общественных наук.
В истории отечественного образования достаточно четко выделяются различные периоды, соответствующие названным типам мировоззрения1. Первый период, связанный с принятием Киевской Русью православия как государственной религии, ведет отсчет с X в. С богословских школ началось и российское образование. Цель древнерусского воспитания и образования определяется из этимологии самого слова «образование», корнем которого является слово «образ». Она заключалась в духовно-нравственном обновлении человека на основе уподобления образу Иисуса Христа как воплощенного идеала совершенного человека и принималась как естественная норма во всех слоях общества. В рассматриваемый период с особой силой проявились отличительные особенности характера русской нации, основанные на первичности духовного начала в личной и общественной жизни.
Второй период достаточно определенно обозначается в XVII столетии и связан с возникновением светских учебных заведений, с отделением естественных наук от религии. Это отделение явилось предпосылкой принципиальной смены приоритетов в самой цели и методе
* Некоторые положения статьи носят спорный характер и не разделяются редакцией. Приглашаем читателей к дискуссии по этой теме.
© В.С. Михалкин, 2004 69
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
образования, которое становилось светским в своей основе. Главная задача прежнего образования постепенно подменяется приобретением формальных, порой схоластических, знаний, а само образование приобретает рационалистический характер. Теоретические знания перестают быть источником духовного становления человека и превращаются в самодовлеющую ценность, независимую от степени ее необходимости и полезности для духовной жизни обучающегося.
Односторонняя направленность в русской образованности первого периода порождает противоположную односторонность второго периода: стремление к западным духовным ценностям и формам. Первичными становятся гуманистические ценности, ставящие человека во главу всего и вся. Первичность христианских духовно-нравственных начал в воспитании и обучении начинает явно вытесняться философскими учениями, претендующими на особые мировоззренческие и методологические функции. Согласно философии гуманизма верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность и мировоззрение, способные открыть человеку подлинный смысл его жизни и наполнить ее реальным содержанием. При этом религии отводится роль красивой традиции, поддерживающей определенную моральную атмосферу в какой-то части общества, но представляющей собой антинаучное мировоззрение, оторванное от насущных проблем человека.
В оппозиции к религиозным воззрениям происходило также становление научных представлений, основанных на рациональных умозаключениях и опытном познании материального мира. Бурные и очевидные успехи науки и техники в обустройстве «земных дел» в третьем периоде оказали влияние на все стороны жизни. Материальный мир был провозглашен единственным источником знания. При этом само научное знание было призвано обеспечить научно-технический прогресс как основу и высшую цель общественного бытия. Преимущественное развитие научных представлений породило в общественном сознании харак-
терное научное (сциентистское) мировоззрение с представлением о науке, особенно естествознании, как высшей, абсолютной ценности, обладающей монополией на истину и способной решить все проблемы, стоящие перед человечеством. Все остальные мировоззрения рассматривались не независимо и параллельно научному, а предвзято — с определенных «научных» позиций.
Для прояснения соответствия между различными типами мировоззрения заметим, что целостное мировоззрение не покрывается ни какой-то одной наукой, ни их совокупностью. Наука специфически не занимается мировоззренческими вопросами — это область религии и философии. Следовательно, термин «научное мировоззрение» очень условен, научными являются, скорее, характер и уровень познаний человека с любым мировоззрением. Наука существует лишь в виде совокупности беспрерывно разрастающихся научных областей знаний. Целостное знание, или книга природы, открывается человечеству только в его истории, и конкретно каждая индивидуальность, как бы велика ни была ее умственная сила, прочитывает в этой книге только страницы или строки.
Предположение, что наука действительно разрешает все вопросы, может быть основано только на вере в силу науки и ее метод, но эта вера опытной поверки не допускает. Прожив не одну, а десяток жизней, посвящая все свое время только пассивному усвоению того, что наука накопила, индивид и тогда не усвоит всего научного знания. Следовательно, говорить или думать о постройке целостного научного мировоззрения, из которого вовсе исключена была бы вера, невозможно. Научное мировоззрение — явление неустойчивое, постоянно меняющееся в зависимости от развития научных воззрений, а религиозное — устойчивое, принципиально вечное. Оно как осмысливающее жизнь не может меняться оттого, что, например, считавшийся в XIX в. неделимым атом в XX в. оказался делимым.
Расхождение между научным и религиозным мировоззрениями — очень пе-
111!111Й1И1!Ш № 2,
чальное явление, вносящее разлад и смятение в человеческие души. Целостность и последовательность всего мировоззрения являются драгоценным свойством, которым в полной мере обладали христианские просветители и великие ученые. Хорошо известно, что наиболее выдающиеся творческие умы науки, такие как Н. Коперник, И. Кеплер, И. Ньютон, М. Фарадей, Д.И. Менделеев и многие другие, были верующими людьми. Целостность их христианского миросозерцания достигалась не обоснованием научных представлений догмами Священного Писания как справочной книги по естествознанию и по другим отраслям науки, а благодаря союзу науки и религии, разрушение которого неизбежно ведет к разрушению целостности видения мира человека и к другим печальным последствиям.
В основе целостности христианского мировоззрения обнаруживается сформулированный датским физиком Н. Бором принцип дополнительности, согласно которому для отражения целостности явления необходимо применение взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий. Благодаря этому принципу, вышедшему за рамки физики и ставшему универсальным методологическим принципом познания, мы можем утверждать, что существует дополнительность между фактом и смыслом, анализом и синтезом, знанием и верой, телом и душой, наукой и религией. Его применение полностью устраняет несогласованность и разобщенность между религиозным мировоззрением и научным знанием как двумя источниками понимания мира и его явлений2.
К сожалению, движение мысли в направлении дополнительности научных и религиозных знаний, открывающее широчайшие горизонты в формировании мировоззренческих установок, в нашем Отечестве было отброшено. Оно требовало и требует высокого духовного уровня, большого напряжения и гибкости мысли, непрестанной умственной работы, поскольку заключается в постоянном установлении новых связующих нитей между вечным христианским мировоз-
зрением и постоянно меняющимся научным воззрением. Целостность христианского мировоззрения было сужена до чисто атеистического мировоззрения с расхожим лозунгом «религия есть опиум для народа» и с отвержением основных христианских ценностей, проповедующих любовь и высокую нравственность. В основе религии как формы духовного существования лежит знание интуитивное, а в основе науки как формы ориентации человека в мире материальном — логико-эмпирическое, причем одно дополняет другое и в равной мере необходимо для формирования миропонимания личности. Надежду на конструктивный диалог и восстановление согласия и взаимопонимания между этими важнейшими сферами духовной и интеллектуальной жизни человека дает как современная наука, которая приходит к выводу о существовании Творца Вселенной и жизни на Земле, так и религия, признающая возможность рационального постижения реальной действительности.
На фоне современного научно-технического прогресса все более четко проявляется фундаментальная, основополагающая роль религии в формировании целостного мировоззрения, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира, восстанавливается гармония между наукой, философией и религией как главными составляющими интеллектуальной и духовнонравственной жизни человека. Именно целостное мировоззрение позволяет сегодня личности не потеряться в лабиринте различных оккультных эзотерических учений, представители которых полагают, что статус мировоззрения не выше статуса каких-либо мистических суеверий, и выступают фактически за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Только человек с целостным христианским мировоззрением может противостоять, с одной стороны, однобокому естественно-научному мышлению, а с другой — различным проявлениям интеллектуального анархизма, который оказывает разрушающее воздействие как на личность, так и на все общество.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание российского образования на протяжении предыдущего столетия определялось всецело материалистической научной традицией, которой свойственно противоестественное отделение и даже игнорирование духовной сферы человека. Долгие годы наше образование шло и продолжает идти по собственному, атеистическому, пути. Одностороннее развитие естественно-научных взглядов и разрыв связей с традициями религиозной жизни формируют искаженное представление как об окружающем мире, так и о стратегических ориентирах в практической деятельности.
Современное образование — это передача обучаемым некой совокупности знаний, навыков для практической деятельности, достижения материального благополучия и карьеры. Поэтому неудивительно, что людей, имеющих «высокий образовательный ценз», ученые степени и звания, нередко отмечают пошлость, грубость, цинизм и беспринципность. Одна из глубинных причин нравственного кризиса, охватившего наше общество, кроется в дехристианизации образования, в перенесении центра устремлений с духовных ценностей на материальные, которые порождают тенденцию нравственного самоуничтожения личности.
Сегодня назрела необходимость пересмотра тотально-критической оценки роли религии в становлении и функционировании общества. Вместо того чтобы по шаблонной схеме «клеймить» религию, предвзято приписывая ей «реакционность», следует объективно изучать ее реальное значение в тех или иных конкретно-исторических обстоятельствах в формировании нравственных, философских и естественно-научных представлений. Нужно признать, что любое мировоззрение, систематизирующее представления человека о мире и самом себе, не может существовать без религиозной составляющей. Устойчивость мировоззрению придает именно религиозный компонент, обнаруживаемый прежде всего в высших идеалах и абсолютных ценностях, имеющих решающее значение для жизненных устремлений человека.
Возврат к христианским ценностям и мировоззрению возможен только при налаживании сотрудничества между религией и отечественным образованием. Возражения противников такого сотрудничества базируются на принципе светскости государства. Однако следует помнить, что он был провозглашен с целью упразднить власть духовенства над обществом. Светский характер государства предполагает свободу граждан от какой бы то ни было юридической власти религиозных организаций и вовсе не влечет за собой запрета религии как таковой. Мы живем в светском государстве, где школа отделена от церкви. Но данное положение совершенно не означает, что из учебных программ должна быть исключена всякая религиозная тематика. Это просто недопустимо, поскольку без обращения к наследию христианства мы рискуем быть отрезанными от своих исторических и культурных корней, оказаться вне как мировой, так и отечественной культуры и истории.
Религиозные импульсы благотворно влияют на духовное обновление нашего общества: восстанавливаются храмы и монастыри, возникают духовные академии, семинарии и приходские школы, в огромном количестве печатаются религиозные книги. Введен государственный образовательный стандарт по специальности «Теология», который, без всякого сомнения, необходим для решения актуальной задачи нашего образования — воспитания разумной и духовной личности. Он предоставляет студентам возможность преодолеть элементарную безграмотность в области религии и богословских понятий, восстановить изначальную гармонию и взаимосвязь между религиозным и научным видением мира, обрести целостное христианское мировоззрение как основу национального сознания и культуры.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Осипов А.И. Православное понимание смысла жизни. Киев, 2001.
2 См.: Грибов Л. Наука и религия: от конфронтации к дополнительности // Высш. образование в России. 1993. № 2. С. 26—33.
Поступила 21.01.04.