УДК 378.01
С. В. Афанасьев, S. V. Afanasyev.
Начальник сектора ОФЛ УДО 1571 Киевского ОСБ 5278 Сбербанка России, [email protected], Москвы
Chief of the sector, Kiev Savings Banks of Russia, [email protected], Moscow
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
В современной педагогике находят проявление две характерные черты - интеллектуализация и секуляризация общества. Растущий характер научного знания сказывается на возрастающей критике религиозного мировоззрения, ставя под всё большее сомнение принципы научности религии со всей совокупностью вытекающих из неё положений. Исследование религиозной идеи в современной педагогике, главным образом, проистекает по пути теоретического и практического осмысления: первое предполагает свободу толкования религии и ее имманентных элементов вне установившейся традиции, второе осуществляется в направлении наиболее целесообразной интеграции ее в новые реалии жизни, пусть даже в ущерб церковным канонам [6].
Переосмысление религиозной тематики не только в научной педагогике, но и в области всего гуманитарного знания, связано с такими именами как Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, и П. Ф. Каптерев и др. Особая роль религии в формировании духовно-нравственной личности достаточно полно отражена в теориях и концепциях отечественных философов, религиоведов, историков, педагогов. В них раскрыта ценность религиозной культуры и установлена специфика ее влияния на экономические, социокультурные, образовательные процессы в обществе. Об этом свидетельствуют труды Н. А. Бердяева,
Н. Я. Данилевского, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, П. Ф. Каптерева, И. В. Киреевского, И. Кронштадского, В. Н. Лосского, С. А. Рачинского, В. В. Розанова, В. С. Соловьева, П. Сорокина, К. Туровского, Г. В. Флоровского,
А. С. Хомякова и других.
Педагоги Нового времени стремились освободить теорию и практику науки от клерикализации и догматизированности, оставшихся от эпохи доуниверситетского Средневековья. Не ставя под сомнение Бытие Бога и само учение Церкви, педагоги Нового времени, тем не менее, стремились вывести религиозное знание и образование из области естественнонаучного опыта и знания. Религия и её принципы сужались до области морали и нравственности, утрачивая тем самым свою практическую целесообразность и теряя социокультурное влияние на формирования общечеловеческое мировоззрение. Педагогическим идеалом Нового времени становится всесторонняя и гармоничная личность. Всесторонность и гармония как рефлексия Божьего образа и подобия впервые в педагогике сопровождается поисками адекватного содержания, методов и условий образования [6].
В XIX в., в первую очередь благодаря Классической немецкой философии, обостряется проблема взаимоотношения науки и религии, веры и разума. Растущий технический прогресс побуждает в умах многих педагогов и философов ставить под всё большее сомнение религиозного мировоззрение и педагогической пользы
в методологии учебной деятельности. Адаптация религиозной идеи к педагогике становится всё более проблемной. О религии многие и всерьёз говорят как о лженауке, контргумманистической области человеческого опыта. Резко падает авторитет Церкви не только в роли управления государством, но и в учебно-педагогическом отношении.
XX в. становится веком расцвета секуляризации мировых обществ и практически полного освобождения педагогической науки от религиозного влияния. Формирование личности начинает восприниматься как системокомплекс хорошо известных ныне направлений - умственного, нравственного, физического, эстетического и трудового. XX в. - это эпоха активного изобретения и применения новых образовательных и воспитательных технологий [1], однако опрометчиво было бы утверждать, что религиозные идеи вовсе исчезли из современной педагогики.
В. Зеньковский в статье «Христианство и педагогическая деятельность» исследует проблему противоречия между «светской» (официальной, научной) педагогикой и христианской антропологией, пытаясь устранить это противоречие моделью целостного развития личности [5]. Он рассматривает человека (личность) как носителя некоей целостности, формирование которой всегда происходит за счёт двух составляющих - интеллекта и религиозной сферы. Развитие личности сопровождается не только знаниевыми достижениями, но и духовным совершенствованием, т. е. религиозным воспитанием и самовоспитанием. Религия рассматривается как основная центрирующая сила педагогики, без которой невозможно построение целостной школы и целостного процесса воспитания.
В размышлениях философов разных направлений и ученых конца ХХ в. все чаще можно встретить рассуждения о том, что научной мысли нужна вера, как правой руке левая рука, и неумение работать обеими руками не следует считать особым преимуществом. Обосновывается это тем, что в научном и в религиозном познании задействованы в принципе разные структуры человеческого существа. В науке человек действует как «чистый ум»; совесть, вера, любовь, порядочность -все это «подмога» в работе ума ученого. Но в религиозно-духовной жизни ум - это рабочая сила у сердца [3]. Эту идею высказал еще Н. А. Бердяев, утверждавший, в отличие от О. Конта, что знание и вера не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую.
Кроме того, в структуре научного знания существуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности (философские, религиозные, магические представления; интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающиеся вербализации и рефлексии; социально-психологические стереотипы; интересы и потребности и т. д.).
Так как реальность, изучаемая педагогом, необыкновенно сложна, он встает перед необходимостью выделять в реальности некоторые изучаемые области, исследуемые в первую очередь в соответствии с критериями научной истины. Этот выбор осуществляется на основе научной парадигмы, господствующей в науке в данный момент времени и основанной на использовании некоторых априорных убеждений, фундаментальных метафизических установок относительно человеческого бытия. Идеи материалистического и идеалистического понимания природы Бытия находят, на первый взгляд, своё конкретное выражение в оппозиции знания и веры. Однако существует и некое общее психологического основание для обоих подходов, которым выступает вера. Рассматривается вера практическая (определенная научная гипотеза, стройные логические и эмпирические доказательства
которой отсутствуют) и религиозную (высшей формой человеческого духовного опыта, полученного через божественное откровение) [7].
Можно утверждать, следовательно, что вера и знание представляют собой диалектически взаимосвязанные противоположности. Вера помогает действовать в условиях неопределенности. Если бы существовала полная информированность, то отпала бы необходимость в вере. Однако такая информированность в нашем мире принципиально невозможна. Поэтому устранить неопределенность при принятии решений человеку никогда не удастся. Исходя из сказанного, через противоречие содержания религии и науки, мы приходим к естественной связи и даже известной взаимообусловленности.
Религиозные положения в современной педагогике носят не только обуславливающую функцию. Ещё Ф. Г. Гегель рассматривал воспитание (как системообразующий педагогический процесс) как действие (взаимодействие субъекта и объекта), как культивацию двух важнейших способностей человека: разума и нравственности [2]. Подобные идеи поддерживал и Л. Н. Толстой.
Тем не менее, существует ряд существенных противоречий для осмысления религиозной культуры в современной педагогике между - с одной стороны, запросами педагогической практики в разработке концептуальных основ использования религиозной культуры в содержании общего образования и, с другой - недостаточным уровнем теоретического обеспечения педагогов. Существует и объективное отличие между конфессиональными и светскими подходами к определению меры представленности религиозной культуры в содержании общего образования. Ещё одним аспектом проблематики синтеза религиозной культуры и профессионального образования является, с одной стороны - богатство ценностей религиозной культуры в формировании духовно-нравственной личности и недооценкой важности использования их в содержании общего образования, - с другой.
Тем не менее, нам стоит сказать о том, что в самой области религиозного мировоззрения сегодня нет объективных противоречий с научной педагогикой: научнопсихологический подход, будучи нейтральным по своей природе, вполне может быть воспринят религиозной мыслью. Целостность процесса воспитания вырабатывается не только сугубо научными методами, но и духовно-творческим осмыслением результатов обучения, поиском смысла и ценностных ориентиров в самом знании и процессе его формирования.
Религия, как важнейший (если не единственный) инструмент воспитания нравственности в человеке позволяет развивать характер обучаемого, а значит, предоставлять право ему самому принимать доброе и отвергать злое, и, таким образом, через учебную деятельность возвышаться до самосознающей личности [4]. Религиозное чувство одно из самых естественных чувств, - говорит профессор Сикор-ский, и пренебрежение развития этого чувства равносильно игнорированию или непризнанию естественных законов развития человеческой души».
Важнейшей задачей сегодня стоит необходимость разработать педагогическую теорию интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности современной российской светской школы на всех её уровнях. Совокупность педагогических проблем, сопровождающих процесс обновления состава и качества знаний о религии, которые осваиваются учащимися в современной российской светской школе, исследована еще недостаточно. Это касается как целостного рассмотрения данного процесса в современном социально-педагогическом и правовом контексте, так и ряда частных вопросов. Среди последних можно выделить вопросы включе-
ния знаний о религии в содержание конкретных предметных областей (история, филология, география, искусство и т. д.) и соответствующих образовательных программ; соотношения знаний о религии, которые заимствуются в содержании собственно религиозной культуры, со знаниями о религии, выработанными в рамках ее изучения методами науки и в философских исследованиях религии; взаимодействия образовательных учреждений с религиозными организациями при углубленном изучении конкретной религиозной культуры и др.
Педагогическому сообществу необходимо задуматься над совершенствованием системы научно-педагогического и учебно-методического обеспечения освоения знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, созданием комплекса соответствующих научных и педагогических разработок (учебных пособий, программ, методических рекомендаций, материалов и документов для органов управления образованием и др.). Это поспособствует развитию духовного потенциала современной российской светской школы, ее воспитательных функций, даст возможность активизировать процессы модернизации и развития российской системы образования в новых социальных условиях, а также удовлетворить образовательные запросы граждан в области государственно-общественного образования.
Освоение в светской школе знаний о религии как особом типе мировоззрения, о религиозной культуре как части национальной культуры обусловлено педагогическим принципом культуросообразности образования, современными требованиями к содержанию образования, образовательными запросами существенной части граждан и способствует формированию необходимого уровня компетентности учащихся в области истории, обществознания, филологии, искусства, морали, стимулирует воспитание социально ценных качеств личности - гражданственности, патриотизма, уважения к историческому и культурному наследию народов России и мира, коммуникативных навыков, культуры межэтнического и межконфессио-нального общения, эстетической, экологической культуры.
Процесс устранения противоречий между религией и научной педагогикой становится всё более интенсивным в наши дни. Та оппозиция, которую последовательно закладывала материалистическая философия и советская педагогика между знанием и верой, наукой и религией, сегодня снимается не только в педагогических теориях, но и в сознании человека. Экспериментальная педагогика, как одно из передовых явлений в педагогической теории и практике, свидетельствует сегодня о религиозных и нравственных чувства личности, которые составляют привилегию человека. Они содействуют преуспеванию человечества, как в целом, так и в его отдельных членах, соединяя интересы индивидуальности с интересами вида. С уверенностью можно утверждать, что данный подход находит своё яркое выражение не только в общегуманитарных тенденциях, но и в современной педагогике. В педагогической практике имеется немало проблем объективного и субъективного свойства, которые следует преодолевать, чтобы религиозная культура стала достойным источником духовно-нравственного становления и развития личности. В этом плане особая роль принадлежит педагогической науке. Именно она должна выявить образовательный ресурс ценностей религиозной культуры, показать ее воспитательную роль в формировании личности, снять некоторые разногласия, еще сохраняющиеся в педагогическом сообществе, и прийти к определенному консенсусу.
Библиографический список
1. Антюфеева, М. А. София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. [Текст] / М. А. Антюфеева. Выпуск 5. - 2002
2. Бим-Бад, Б. М. Педагогические идеи в ранних произведениях Гегеля. www-bim-bad.ru
3. Введение в философию [Текст]: учебник для вузов / - М., 1990
4. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова; - М., 2001
5. Прот, В. Зеньковский. Христианство и педагогическая деятельность. Общий исторический обзор основных педагогических течений. www-portal-slovo.ru
6. Рыбин, В. А. http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction =showfuП&id=1194958377&archive=1195596857&start_from=&ucat=&
7. Философия [Текст] / Под ред. В. П. Кохановского. - Ростов-на-Дону., 1998.
8. Маслов, Н. В. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры на материале трудов схиархимандриата Иоанна (Маслова) [Текст] / Н. В. Маслов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 148-174.
9. Чернобров, А. А. Религиозная культура и религиозный дискурс [Текст] / А. А. Чернобров // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -
С. 172-182.
10. Щуркова, Н. Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 4. - С. 139-148.
УДК 371.014
Л. М. Степанова, С. С. Коровин
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Современные стратегические, реформенные преобразования системы образования в России направлены на возвышение роли физической культуры и спорта как фактора восполнения культуры социума, физической культуры личности, формирования и укрепления здоровья нации.
Означенные концептуальные основания реконструкции физической культуры, создание системы более масштабного использования ценностей физической культуры в повседневной жизни и деятельности человека в наибольшей мере касаются самого ценного контингента любого общества - учащейся молодежи, школьников, - как основу и предпосылку благосостояния общества.
В этой связи возникает социальная потребность в производстве и воспроизводстве «физкультурного человеческого фактора» - специалистов, педагогов по физической культуре, отличающихся сколь общей, столь и специфической - физ-