Научная статья на тему 'Духовные основания целостности личности и содержания высшего образования'

Духовные основания целостности личности и содержания высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалкин В. С.

Рассматриваются особенности научно-философского и религиозного подходов к гуманизации высшего образования, основанных на различных пониманиях духовной природы человека. Даны характеристики соотносящихся с ними экстенсивного и интенсивного путей гуманитаризации содержания высшего образования. Утверждаются приоритет духовности в профессиональной подготовке специалистов и необходимость возвращения православной традиции в образовательное пространство высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual Basics of Personal Integrity and Higher Education Contents

This article considers the peculiarities of scientific, philosophic and religious approaches to the process of humanization of higher education. These approaches are based on a variety of views of human spiritual nature. There are characteristics of the corresponding to them extensive and intensive ways of humanization of the higher education contents. The article consolidates spiritual priority of professional training and the necessity to bring the orthodox tradition back into educational space of higher institutions.

Текст научной работы на тему «Духовные основания целостности личности и содержания высшего образования»

__________ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ_________________________

ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ личности И СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. С. Михалкин, доцент кафедры физики Ижевского государственного

технического университета

Рассматриваются особенности научно-философского и религиозного подходов к гуманизации высшего образования, основанных на различных пониманиях духовной природы человека. Даны характеристики соотносящихся с ними экстенсивного и интенсивного путей гуманитаризации содержания высшего образования. Утверждаются приоритет духовности в профессиональной подготовке специалистов и необходимость возвращения православной традиции в образовательное пространство высших учебных заведений.

Одна из наиболее тревожных и почти не осознаваемых реалий нашей современной действительности заключается в том, что причины ее тягостных явлений чаще всего усматриваются в экономических и «геополитических» противоречиях, в недальновидности государственных деятелей, их личных качествах. Очень редко называется главная причина нарастающих людских несчастий — манипулирование массовым сознанием. Большинство членов нашего общества утратило способность видеть явления окружающего мира во всем многообразии их свойств и взаимосвязей. Одним из оснований такой утраты выступает нарушение целостности личности сложившейся технократической системой высшего образования, проявляющейся в отсутствии духовных и нравственных факторов становления специалистов. Следствием этого становится формирование рационально мыслящего профессионала, которого отличает несоответствие полученных знаний способам разрешения извечных вопросов бытия человека, «добра и зла», исторически присущих всякой эпохе, обществу и индивиду.

Действенной попыткой преодоления однобокости технократической парадигмы образования является сегодня идея его гуманизации, которая исходит из признания ценности человека как личности, его права на свободное развитие и социальную устойчивость. Подлинный смысл идеи гуманизации образования выражается латинским словом Ьитапкав, означающим природу человека. В отличие от

животного природа человека заключается в его духовной культуре. Отсюда гуманитарное образование — это образование, относящееся к духовной культуре. Учиться «духовным началам» призывали Л. Н. Толстой, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачев и другие великие мыслители прошлого и настоящего. Ф. М. Достоевский утверждал, что «созидается общество началами нравственными».

Расширение образовательного пространства в плоскость духовной проблематики, нарастающий интерес к этой области знаний требуют концептуального осмысления духовного феномена и научной экспликации сущностных оснований духовности, отвечающей на вопросы, что такое духовность, духовное развитие и воспитание человека. Понятием «духовность» чаще всего обозначают совокупность высших проявлений нравственного, эстетического и умственного порядка. Ее содержание отражается в двух кардинально различных подходах, за которыми стоят научно-философские и религиозные традиции, связанные с разными пониманиями духовной природы человека1. Первый исходит из натуралистической дихотомии человека (тело и душа) и утверждает отношения равенства духа с разумом и мышлением. Очевидно, что при таком понимании духовности целью образования становится формирование умственных способностей обучаемых как мировоззренческой и методологической основы технократической системы высшего образования.

# В. С. Михалкин, 2005

Кардинально иначе проявляется понимание духовности в религиозном, и прежде всего христианском, учении, исходящем из трихотомической сущности человека, триединства его тела, души и духа, который рассматривается как высшая способность человека2. Именно идея трехчастной целостности человека и приоритета его духовности вырабатывает новые смыслы и ориентиры в трактовке образованного человека, становится ядром выявления подлинных оснований перехода от технократической парадигмы образования к гуманитарной. Если в первой из указанных парадигм сверхзадачей образования было формирование гармонично развитой личности, а реально формировался «винтик» единой социальной системы, то во второй необходимо осознание того, что человек — высшая ценность, в связи с чем система образования должна быть ориентирована не только на потребности государства, но и на образовательные, духовные запросы самой личности.

Рассматривая духовность как совокупность высших проявлений нравственного, эстетического и умственного порядка, можно выделить четыре уровня духовной культуры личности, которые определяют соответствующие ценностные ориентиры.

Низший уровень — человек эгоцентрический, одержимый стремлением лишь к собственной выгоде и удобству. Его интересы не выходят за рамки удовлетворения простых потребностей, а моральных ограничений почти нет.

Второй уровень — человек социальный, когда индивид рационально осознает необходимость деятельности на благо всего общества, человечества в целом. Его интересы сложнее. В нем есть стремление к успеху, материальной обеспеченности, пополнению знаний. Такой человек старается соблюдать «правила игры», по которым живет общество или социальная группа. У него есть чувство ответственности перед теми, «кого приручил» (как минимум, перед своей

семьей), и развитое чувство самосохранения.

Следующий уровень — человек духовный, которому все вышеперечисленное, кроме знаний и высоких моральных критериев, свойственно в пониженных дозах (особенно чувство самосохранения). Это нравственные и, разумеется, интеллигентные люди, которые призваны играть роль лидеров в значимых крупномасштабных проектах, подобных штурму полюса или работе по ракетно-космической тематике.

Высшим уровнем духовности обладают служители церкви, подвижники веры и благочестия, мотивация которых определяется религиозными заповедями и целями, непосредственным Божественным откровением, а другой человек воспринимается как образ и подобие Бога. Именно этот уровень определял традиционные идеалы русской культуры.

Не вызывает сомнений, что качество профессиональной подготовки специалиста зависит от уровня его духовного развития. Образование, игнорирующее духовную сущность человека и ориентированное лишь на передачу максимального объема знаний и освоение технологий, не обеспечивает профессиональную успешность специалиста, загоняет его в рецептурное русло профессионализма и неизбежно влечет кризис социальнокультурной идентичности.

Одним из существенных препятствий истинной гуманизации образования является то, что приоритет духовности находится в противоречии с практикой государственных образовательных учреждений, в которой весь процесс обучения строится на теориях научного познания. Это касается и дисциплин, изначально считающихся гуманитарными. Иными словами, гуманизация образования осуществляется экстенсивным путем в логике информирования и наращивания объемов гуманитарного знания, что вызывает законное сомнение в возможности обеспечения прорыва в духовной сфере, и прежде всего потому, что не рас-

сматриваются онтологические основания духовности3.

Интенсивный путь актуализации духовного знания и сущностной стороны дела составляют выявление и использование гуманитарного и смыслообразующего потенциала всех учебных дисциплин. Одним из его источников является укорененность содержания образования в первой университетской дисциплине, каковой была теология. Вторым, более актуализируемым, источником может служить система методологически важных естественно-научных принципов, к числу которых относятся соотношение неопределенностей, принципы соответствия, относительности, дополнительности и др. Для примера укажем сформулированный датским физиком Н. Бором принцип дополнительности, согласно которому для отражения целостности явления необходимо применение дополнительных классов понятий. На основе этого принципа, вышедшего за рамки физики и ставшего универсальным методологическим принципом познания, мы можем утверждать, что существует дополнительность между фактом и смыслом, знанием и верой, телом и духом, наукой и религией4.

Гуманизация образования направлена на его поворот к восприятию целостной картины мира, на познание материальной и духовной реальности. Изгнание православия как единого духовного центра из российского общества и образования, отсутствие теологических дисциплин в структуре высшего образования выводят сегодня на особое место проблему формирования комплексной целостности духовно-нравственных ценностей, помогающих человеку разбираться в смысле собственной жизни. История и опыт показывают, что величайшие ученые, люди высокой нравственности, художники и поэты не могли удовлетвориться только предметом своих

занятий и вожделений, но имели нужду еще и в религии. Общечеловеческая культура пропитана религией и немыслима без нее. Религию нельзя заменить ни наукой (удовлетворением ума), ни нравственностью (исполнением долга), ни искусством (удовлетворением чувств), поскольку она коренится в целостном духе человека, а не в отдельных его сторонах.

Такое понимание роли религии объективно ставит проблему изменения содержания образования, возвращения в образовательное пространство высших учебных заведений православной традиции, без чего педагогический потенциал религии в духовно-нравственном воспитании учащихся не может быть использован. К сожалению, наши государственные стандарты образования не предусматривают возможности получения знаний о духовных и нравственных основаниях человека, изложенных в священных писаниях. В связи с этим уместно вспомнить, что на одном из международных семинаров ЮНЕСКО важнейшей причиной угасания творческого потенциала народа была признана национальная система образования, которая далека от его интеллектуальных и духовных традиций, его культуры и истории.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Осипов А. И. Православное понимание смысла жизни / А, И. Осипов. Киев, 2001; Маслов Н. Духовная основа русского воспитания / Н, Маслов '№■ Вестн. высш. образования. 2004. № 4. С. 36—41.

-Осипов А. И. Указ. соч.

® См.: Сенъко Ю. В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен / Ю. В. Сенько // Педагогика. 2002. № 1. С. 11—17.

4См.: Грибов Ю. Л. Наука и религия: от конфронтации к дополнительности / Ю. Л. Грибов П Высш. образование в России. 1993. № 2. С. 26— 33 ; Михалкин В. С. Содержание образования и целостность мировоззрения личности в современных условиях / В. С. Михалкин // ЙО. 2004. № 2. С. 69—72.

Поступила 04.07.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.