УДК159.9.072.43.
СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА»
Тарасова Ирина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия; ул. Татищева, 20, 414056; e-mail: tarasova_1278@mail.ru
РЕЗЮМЕ
В статье рассматриваются результаты исследования, нацеленного на психологический анализ и изучение концепта «профессиональное самовыражение» преподавателя вуза. Автором рассмотрены различные подходы генезиса концепта и возможности использования данного термина в психологии труда применительно к анализу профессионального самовыражения. Применены методы исследования: сравнительный анализ, включённое наблюдение, контент-анализ, опросы преподавателей вузов.
Теоретически обоснован и эмпирически подтверждён тезис о существовании шести когнитивных признаков профессионального самовыражения преподавателя вуза как концепта: 1) в нем выступает уровень самосознания человека, в том числе и профессионального, причём самовыражение выступает интегрирующим, системообразующим компонентом самосознания; 2) оно является способом, которым личность проявляет, регулирует свою активность в процессе объективации в профессиональной деятельности; 3) оно выступает когнитивной моделью познания личности, посредством которой субъектом осуществляется познавательная деятельность этноса, социума, индивидуума в естественном языке; 4) это многозначный термин, выражающий определённый уровень знания и опыт человека и выражающий следующие компоненты этого процесса: способ организации жизни и регуляции времени; соотношение самолюбия и долга, анализ типа активности; тип противоречий, критических для личности; виды последствий критических противоречий; соотношение проблем саморегуляции, регуляции личностью своей жизни и регуляции личности обществом; тип мотивации; 5) оно эмоционально, личностно, имеет субъективный и личностный смысл и эмоционально-личностную окраску, им может быть выражено как вербальное, так и невербальное через имидж, поведение, реакции и др., а также имеет различные уровни: внешне-имиджевый, соци-
ально-профессиональный, творчески-преобра-зующий; 6) оно порождается и зависит как от уровня общей культуры преподавателя, так и от частных видов культуры — преподавательской, исследовательской, этно-культуры и др., в том числе и его тотальной толерантности.
Рассмотренные результаты исследования важны как для личностно-профессионального развития преподавателей вуза и повышения эффективности их деятельности, так и для психологии труда, развития и акмеологии.
Ключевые слова: концепт и его содержание, профессиональное самовыражение, преподаватель вуза, когнитивные признаки.
Профессиональное самовыражение личности непосредственно и опосредованно зависит от личностных, социальных, исторических, экономических, политико-идеологических и других особенностей развития как самого профессионала, так и общества в целом.
Следовательно, профессионально самовыражение личности — это не только способ самопредъявления своей индивидуальности миру и её самораскрытие, а значительно шире. Профессиональное выражение личности можно понимать как самопрезентацию своего личностно-профессионально-го самосознания на этапе его самосознания или на подходе к этому этапу. Это уже выступает как то содержание, которое стоит за знаком, включая также и его прагматику, или квант смысла, имеющий культурно-специфическую основу [1, с. 23], и выступает как концепт профессионального самовыражения личности. При этом отметим, что традиционно психология связывает феномен концепта с механизмами восприятия и памяти (Р.Л. Солсо [28]).
В нашем понимании концептом профессионального самовыражения преподавателя вуза выступит психолого-культурно-историческая специфика содержания понятия «профессиональное выражение преподавателя вуза» по следующим причинам.
Во-первых, любое понятие психологии имеет культурно-историческое опосредование (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия [15], С.Л. Рубинш-
тейн). Вне контекста социума и периода его развития невозможно рассмотреть понятие в любой отрасли психологического знания.
Во-вторых, на наш взгляд, профессиональное самовыражение личности возможно рассмотреть без выявления его специфики, в общем виде. Однако наибольший исследовательский интерес представляет привязка изучаемого понятия к конкретному виду профессиональной деятельности или психологической отрасли. Наш выбор — психология труда или профессиональная деятельность преподаватель вуза — детерминирован следующим. Профессия преподаватель вуза относится к внекарьерным профессиям, или иначе, карьеру преподаватель вуза может и способен делать только в своём личност-но-профессиональном развитии и росте (А.В. Гагарин [7; 8], А.А. Деркач [10], О.В. Москаленко [18; 22; 24]). Он может расти научно, формально, защищая кандидатскую и докторскую диссертации, создавая концепции, теории, печатаясь в научных журналах, выпуская монографии и учебники (вертикальный карьерный рост) [19-21, 23]. Также преподаватель может расти и горизонтально, овладевая смежными областями знания, превращаясь в преподавателя-универсала (горизонтальный карьерный рост). Третий карьерный путь преподавателя — это центростремительный карьерный рост — рост по системе управления — кафедры, учебно-методического управления, факультета, вуза и т.п. Можно выделить и несколько других карьерных стратегий преподавателя — карьерный рост в других, необразовательных и образовательных (ниже уровня вуза или негосударственное), организациях и учреждениях — государственных и негосударственных, практико-ориенти-рованных и др.
Рассматривая эти карьерные ориентации и стратегии преподавателя вуза мы обязательно выходим на один из способов его профессионального самовыражения — преподаватель самовыражается либо через научные исследования в конкретной области, либо через освоение знаний нескольких смежных отраслей, либо через карьерный рост в вузе, либо через карьерный рост в других организациях и учреждениях.
Наше понимание содержания профессионального самовыражения преподавателя вуза укладывается в понятие концепта. Представим это более подробно на следующих когнитивных признаках содержания профессионального самовыражения.
Первый когнитивный признак профессионального самовыражения преподавателя вуза как концепта следует из того, что концепт выступает важным мировоззренческим понятием метаязыка культуры (Н.Д. Арутюнова [2]) и существует в контекстах разных типов сознания личности: обыденном, художественном и научном [12]. При этом концепт — «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределённое множество предметов одного и того же рода» (С.А. Аскольдов-Алек-сеев [3]). Д.С. Лихачёв при изучении концептосферы русского языка утверждал, что концепт «является результатом столкновения словарного значения слова
с личным и народным опытом человека. Рассматривая, как воспринимается слово, значение и концепт, мы не должны исключать человека. Потенции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека. И слово, и его значения, и концепты этих значений существуют не сами по себе в некоей независимой невесомости, а в определённой человеческой идеосфере [14, с. 281].
В профессиональном самовыражении преподавателя вуза выступает уровень самосознания человека, в том числе и профессионального (О.В. Москаленко [16-17]). В нашем исследовании [30] профессиональное самовыражение, являясь психологической категорией, влияет на процессы овладения приёмами осознания личностного начала, самоопределения, самопреодоления, самоанализа и самопрезентации собственной деятельности, приводящими его к более высокому уровню самовыражения. В основе профессионального самовыражения лежат такие процессы, как самопознание, саморазвитие и самореализация (средства самовыражения), а сферами самовыражения являются различные виды деятельности — поведение (взаимодействие с окружающим миром), отношения (к людям, к миру, к различным событиям), самооценка. Сфера индивидуального самовыражения указывает на направленность активной субьектности. Самовыражение важно для развития личности, так как феномен самолюбия представляет личностный интеграл способа самовыражения, типа активности «Я», движущих сил её активности и одновременно позиции, которую она занимает и осуществляет в жизни. Самовыражение является значимой составляющей самосознания человека. Оно включает в себя определение личностной позиции, целей самопознания, самоутверждения, опосредует ведущие способы организации личностной сферы жизнедеятельности и позволяет сформировать систему представлений личности о самой себе, презентовать образ своего «Я», раскрывать себя в деятельности и общении с другими людьми.
В исследовании считается, что профессиональное самовыражение выступает интегрирующим, системообразующим компонентом самосознания, влияет как на приобретение знаний и умений, так и на личностное развитие человека, определяя успешность деятельности и субъективную удовлетворённость ею. В свою очередь, самовыражение определяется сформированностью «образа Я», адекватностью самооценки, соотнесённостью совокупности способов и результатов самореализации с собственными ожиданиями, уверенностью в себе и своей компетенции [29]. Оно связано с ценностными и смысложизнен-ными ориентациями этичности, выраженностью мотивации достижения. Потребность в самовыражении своей индивидуальности у личности связана в первую очередь со своим самоопределением, стремлением найти свой путь, своё место в жизни, найти себя среди других, эффективно управлять другими, является основной потребностью человека и сутью человеческого способа существования в мире.
Второй когнитивный признак профессионального самовыражения преподавателя вуза как концепта
заключается в том, что профессиональное самовыражение является способом, которым личность проявляет, регулирует свою активность в процессе объективации в профессиональной деятельности. При этом соотношение внешней результативности (объективации) и внутренних тенденций (активности) может иметь как прогрессивный, так и регрессивный для личности характер, что приводят к возникновению личностных потерь. Самовыражение выступает интегралом самолюбия и долга, различных моделей или типов активности, мотивации, активации, способ которой одновременно связан с прогрессивными или регрессивными противоречиями, которые либо расширяют, либо ограничивают сферу активности личности, делают её психологически более устойчивой, сильной или расшатывают её структуру. Противоречия, типичные для одних, критические для других, выступают пределами, в которых активность гармонически или противоречиво соединяется с социально-психологическими тенденциями.
Этот признак подкрепляется также тезисом Д.С. Лихачёва, что в национальном языке следует различать непосредственно словарный запас, включающий в себя слова и фразеологизмы, и концептос-феру, которая формируется из совокупности концептов отдельных значений слов, которые зависят друг от друга и тем самым составляют некую целостность. Поэтому внешний способ проявления и регуляции активности, заключающийся в профессиональном самовыражении преподавателя вуза, — это внешняя часть, а внутренняя часть не только замещает внешнюю. Внутреннее — это субъективное представление преподавателя о преподаваемой дисциплине и вообще о том, что он хочет выразить своим студентам, коллегам, администрации. Это создаёт возможность для сотворчества, домысливания, для реализации эмоциональности личности. Концепты являются открытыми образованиями и могут по-разному восприниматься адресатами, но во всех пониманиях будет нечто общее, определяемое контекстом [14, с. 282].
Третий когнитивный признак профессионального самовыражения преподавателя вуза как концепта вытекает из особенности концепта как определённым образом организованного формата знания о мире, как когнитивной модели, посредством которой осуществляется познавательная деятельность этноса, социума, индивидуума в естественном языке (В.З. Демьянков [9], Е С. Кубрякова [13], Е В. Рахилина, Р.М. Фрум-кина, Л.О. Чернейко; Д.И. Руденко [26], Г.Г. Слыш-кин [27]). В профессиональном самовыражении преподавателя вуза представлена способность выразить во внешнем проявлении профессионально-педагогической деятельности своё внутреннее «Я», представить социуму (студентам, коллегам, научному сообществу) свою когнитивную модель познания, свою активность в процессе объективации без посторонней помощи, интеграл самолюбия и долга, анализ различных моделей или типов активности. Развитие профессионального самовыражения по шкале «удовлетворённость — неудовлетворённость личности» связана с дальнейшей активностью, которая может возрастать как на одной, так и на другой осно-
ве, быть адекватна или неадекватна, своевременна или несвоевременна. Проблема самовыражения выступает как одна из сторон общей проблемы объективации личности, а объективация является гранью «самоосуществления» личности, которая выражает так или иначе своё отношение к миру, себя — адекватно этому миру и адекватно самой себе. Поэтому самовыражение личности — это характер соразмерности, адекватности, уровня активности соотносительно с объективацией. Обычно обозначается негативный аспект самовыражения, который выражается в барьерах, застоях, потерях личности. При этом соотношение внешней результативности (объективации) и внутренних тенденций (активности) может иметь как прогрессивный (сложение и даже умножение внешних и внутренних последствий активности и её общий рост), так и регрессивный для личности характер (разобщённость или противоречие внешних и внутренних результатов), которые приводят к возникновению личностных потерь, застоев, барьеров (неадекватные, несвоевременные, неполные способы и механизмы самовыражения и даже неадекватный не только объективации, внешним тенденциям, но и самому внутреннему миру личности, её «Я»).
Четвёртый когнитивный признак профессионального самовыражения преподавателя вуза как концепта мы определяем согласно позиции В.З. Де-мьянкова, Е.С. Кубряковой, Л.Г. Лузиной, Ю.Г. Пан-краца, которые считают концепт многозначным термином, объясняющим единицы ментальных или психических ресурсов сознания человека и той информационной структуры, которая отражает его знание и опыт. Концепт, по их мнению, также может выступить как «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга», «всей картины мира, отражённой в человеческой психике» [9; 13]. Понятие концепта, по мнению этих исследователей, отвечает представлению о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких «квантов» знания [13, с. 90].
Поэтому профессиональное самовыражение преподавателя вуза, определяется как многозначный термин, выражающий определённый уровень знания и опыт человека и выражающий следующие компоненты этого процесса: способ организации жизни и регуляции времени; соотношение самолюбия и долга, анализ типа активности; тип противоречий, критических для личности; виды последствий критических противоречий; соотношение проблем саморегуляции, регуляции личностью своей жизни и регуляции личности обществом; тип мотивации.
Пятый когнитивный признак профессионального самовыражения преподавателя вуза как концепта заключается в отличии концепта в когнитивном понимании от близкой к нему по объёму и содержанию научной категории «логическое понятие» (Е.В. Рахилина, Р.М. Фрумкина, Л.О. Чернейко). Концепт понимается как внелогическое представление, в отличие от безобразного абстрактного
логического понятия, поэтому он имеет такие не свойственные логическому понятию признаки, как: образность, оценочность, субъективность, расплывчатость семантики. Таким образом, концепт включает в себя «ассоциативные смыслы, прагматические компоненты, эмоционально-оценочные коннотации» (Л.О. Чернейко), или «донаучный (наивный) характер», «нечёткий экстенсионал», «вариативный интенсионал», отсутствие «объяснительной силы», «идиоэтнический характер» (Г.В. Токарев). При этом концепт имеет либо вербальное выражение, либо символическое выражение образы, картинки, схемы и др. Но, по мнению Л.И. Жуковской, самые важные концепты кодируются в естественном языке [11].
Вследствие этой особенности концепта профессиональное выражение преподавателя вуза имеет субъективный, и личностный смысл, и эмоционально-личностную окраску, он может быть выражен (как вербально, так и невербально) через имидж, поведение, реакции и др. Поэтому профессиональное выражение преподавателя вуза как концепт имеет различные уровни. Нами выделены следующие уровни профессионального самовыражения: внешне-имиджевый, социально-профессиональный, творчески-прео-бразующий [30]. На творчески-преобразующем уровне профессионального самовыражения преподаватель вуза самовыражается в своей профессии через творчество с помощью различных видов искусства, литературы, техники и др. Эффективную реализацию индивидуальных познавательно-интеллектуальных возможностей личности в творческой деятельности и формировании творческой мотивации обусловливают сложные темпераментально-характерологиче-ские качества в структуре личности: сильное Я, понимаемое как сложная личностная характеристика, возникающая в контактах с людьми и в деятельности, описывающая эмоционально зрелую личность, устойчивую к действию фрустрации, доверяющую себе и независимую в суждениях и поведении. Перечисленные качества способствуют сохранению направленности личности на творчество: склонность к рефлексии (к размышлениям, к самостоятельному анализу ситуаций и проблем), позволяющая быть открытым по отношению к источникам информации, потенциально пригодным для реализации поставленной цели или для решения трудных проблем; эмоциональная и эстетическая восприимчивость, являющаяся условием неповторимого способа переживания творчества, самого себя, восприятия мира, эстетического отношения к действительности и ощущения творческой связи с другим человеком. В результате руководитель, достигающий творческого успеха не только развивается и создаёт новые и социально значимые ценности, но и самореализуется и самовыражается в творчестве. При этом выделены два вида стремления к самовыражению: первый — это стремление к совершенству (росту профессионализма, компетентности, достижению всё новых высот творчества), а второй — это стремление к достижению превосходства как преподавателя над студентами (желание доказать свою большую значимость по сравнению с окружающими, ориентация прежде все-
го на признание окружающих, жажда славы — всё, что мешает сосредоточиться на процессе творчества).
Преподаватель вуза на социально-профессиональном уровне самовыражается через свою профессию и отношение к социуму (как ко всему обществу, так и к коллективу преподавателей и студентов). Выявлен устойчивый и осознанный способ решения профессиональных задач, включающий в себя развитые до достаточно высокого уровня мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование, их актививизация; способность действовать в уме; реальное достижение высоких профессиональных результатов, в том числе с варьированием комбинацией задач и средств профессиональной деятельности в условиях социальной нестабильности; универсальность в профессиональной деятельности и владение несколькими специальностями внутри профессии (преподаватель, воспитатель, исследователь и др.); соизмерение задач достижений в профессиональной деятельности и сохранения личности профессионала; владение систематическим творческим подходом к решению и анализу профессиональных задач, постоянным поиском и выявлением оригинальных и нестандартных методов решения; очень хорошее владение профессиональной грамотной речью; умение вести профессиональный диалог, заинтересованность в общении с коллегами и подчинёнными; продуманность диалогов, умение слушать и вести диалог, низкая эмоциональность и конструктивность; такой педагог отдаёт предпочтение в своей работе новым методам преподавания, при этом много экспериментирует со своими студентами, выслушивая всех и каждого. Эти педагоги оценивались студентами и коллегами, семьёй, друзьями и т.д. значительно выше, чем другие. Аналогична и тенденция в самооценках.
Преподаватель на внешне-имиджевом уровне профессионального самовыражения самовыражается через внешние атрибуты, в том числе через одежду, имидж, невербальные и вербальные средства общения, демонстративные формы поведения (повышение голоса, грубое отношение к студентам и коллегам или лесть), чрезмерное увлечение (религией, политикой, модой и пр.).
Шестой когнитивный признак профессионального самовыражения преподавателя вуза как концепта связано с лингвокультурологическим пониманием научного понятия «концепт», которое связано с пониманием концепта как значимой единицы культуры [4-6] и развивается в рамках этнолингвистических и лингвокультурологических исследований (Н.Д. Арутюнова [2], Ю.С. Степанов, В.В. Коле-сов, В.А. Маслова, А.И. Стернин, З.Д. Попова [25], В.И. Карасик [1], С.Г. Воркачёв [6]). Поэтому профессиональное самовыражение преподавателя вуза как концепт порождается и зависит как от уровня общей культуры преподавателя, так и от частных видов — преподавательской, исследовательской, эт-но-культуры и др., в том числе и его тотальной толерантности.
Резюмируя, отметим следующее. Тема важности профессии преподавателя вуза и его подготовки
для общества поднимается время от времени и обсуждается как в средствах массовой информации, так и в профессиональном сообществе, на конференциях вузов. Однако современность привносит новые условия и детерминанты, которые влияют на то, как преподаватель вуза самовыражается в профессиональной деятельности и каким образом это влияет на эффективность его труда. Поэтому данный аспект профессионализма значим и требует всё более тщательного исследования с позиций психологии.
ССЫЛКИ
[1]. Антология концептов / Под ред. В.И. Карасика и И.А. Стернина. Т. I. — Волгоград: Парадигма, 2005. — С. 10-15.
[2]. Арутюнова Н.Д. От редактора: Вступительная статья // Логический анализ языка: Культурные концепты: Сборник научных трудов / ИЯ АН СССР / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. — М.: Наука, 1991. — С. 3-5.
[3]. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. / Под ред. В.Н. Нерознака. — М.: Academia, 1997. — С. 267-280.
[4]. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. — М.: Языки славянской культуры, 2001.— 288 с.
[5]. Виноградов С.Н. Термин как средство и объект описания (на материале русской лингвистической терминологии). — Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2005.— 229 с.
[6]. Воркачёв С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в сознании // Филологические науки. 2001. № 1. — С. 64-72.
[7]. Гагарин А.В. Личностно-профессиональное развитие студентов в информационно-средовых взаимодействиях / А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая, Л.А. Быстрякова // Социально-экологические технологии. 2013. № 1. — С. 063-076.
[8]. Гагарин А.В. Профессиональная подготовка конкурентоспособного преподавателя высшей школы: проблемы и перспективные направления // Акмеология. 2012. № 4(44). — С. 46-49.
[9]. ДемьянковВ.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4. — С. 17-33.
[10]. Деркач А.А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Акмеология. 2014. № 1. — С. 6-15.
[11]. Жуковская Л.И. Семантическое наполнение концепта «Менталитет/ментальность» и его языковое воплощение в современном русском языке. Дис. ... канд. филол. наук. — Нижний Новгород, 2015.— 197 с.
[12]. ЗалевскаяА.А. Языковое сознание: вопросы теории // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1. — С. 30-35.
[13]. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина / Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. — М.: Изд-во МГУ, 1996.
[14]. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. — М.: Academia, 1997. — С. 280287.
[15]. Лурия А.Р. Язык и сознание. — М.: Изд-во МГУ, 1979.
[16]. Москаленко О.В. Профессиональное самосознание как генеральная категория личностно-профессиональ-ного развития специалиста // Акмеология. 2012. № 2. — С. 109-112.
[17]. Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания государственных служащих. — М.: РАГС, 2004.
[18]. Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека // Акмеология. 2014. № 3. — С. 65-67.
[19]. Москаленко О.В. Роль новых коммуникативно-информационных технологий в деятельности преподавателя вуза // Акмеология. 2014. № 1-2. — С. 163-164.
[20]. Москаленко О.В. Потенциал презентаций в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Акмеология. 2015. № 1. — С. 34-36.
[21]. Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приёмов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе. // Акмеология, 2015, № 2. С.— 248-256.
[22]. Москаленко О.В. Преподаватель высшей школы: сравнительный самоанализ со своими студентами // Акмеология. 2015. № 3. — С. 121-122.
[23]. Москаленко О.В. Возможности психодидактических приёмов и методов в организации учебного процесса высшей школы // Образовательные технологии. 2015. № 4. — С. 72-89.
[24]. Москаленко О.В. Перспективы вузовской науки с позиций психодидактики высшей школы // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 1(266). — С. 233-237.
[25]. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. — М.: АСТ Восток-Запад, 2007.
[26]. Руденко Д.И. Когнитивная наука, лингвофило-софские парадигмы и границы культуры // Вопросы языкознания. 1992. № 6. — С. 19-35.
[27]. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. — Волгоград: Перемена, 2004.
[28]. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. — М.: Три-вола, 1996.
[29]. Тарасова И.В. Взаимосвязь профессионального самовыражения преподавателей и студентов // Акмео-логия. 2016. № 3(59). — С. 220-221.
[30]. Тарасова И.В. Акмеологические особенности профессионального самовыражения кадров управления: Дис. ... канд. психол. наук. — Москва, 2006.— 231 с.
CONTENTS OF THE CONCEPT OF PROFESSIONAL
SELF- EXPRESSION OF A UNIVERSITY PROFESSOR
Irina V. Tarasova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Social Pedagogy and Psychology, Astrakhan State University, 20, ul. Tatischeva, 414056 Astrakhan, Russia, e-mail: tarasova_1278@mail.ru
ABSTRACT
The article is dedicated to the results of a research aimed at psychological analysis and learning of the concept of professional self-expression of a univer-
sity professor. The author considered various approaches to the genesis of the concept and ability to use this term in labour psychology in connection with the analysis of professional self-expression. Research methods which were used are as follows: comparative analysis, overt observation, content analysis, polling of university teachers.
A thesis of existence of six cognitive signs of the university teachers' professional self-expression is theoretically substantiated and empirically confirmed: 1. The level of self-consciousness of a man, including professional one, appears an integrant and core part of self-consciousness; 2. It is a way by which a person personality shows and manages his/ her activity in the process of objectification in professional activities; 3. It serves as a cognitive model of learning personality, by which a subject performs cognitive work of an ethnic group, society, an individual on his own language; 4. It is a polysemantic term which implies a particular level of knowledge and experience of a man and expresses further components of this process: method of life organization and time management, correlation between ambition and duty, analysis of types of activities, type of challenges which are critical for a personality, types of consequences of critical contradictions, correlation of self-regulation problems, regulation of life by a personality and personality by society, type of motivation; 5. It is emotional and personal, and it has subjective and personal sense, emotional and personal tone, it can be expressed non-verbally as well as verbally, through reputation, behavior, reactions, etc., it also has various levels: outwardly and trendy, social and professional, creative and reformative; 6. It is created by and depends on the general cultural level of a teacher and particular kinds of scholastic, exploratory, ethnic culture, etc., including his total tolerance.
The obtained results are important for the labour psychology, development and acmeology as well as for personal professional development of university professors and increasing of the efficiency of their activities.
Key words: concept and its contents, professional self-expression, university professor, cognitive signs.
REFERENCES
[1]. Antologiya konceptov [Anthology of Construct.] / Pod red. V.I. Karasikai I.A. Sternina. T.I. Volgograd: Paradigma, 2005. — S. 10-15
[2]. Arutyunova N.D. Ot redaktora: Vstupitelnaya stat-ya // Logicheskiy analiz yazyka: Kulturnye koncepty: Sb. nauchn. trudov [Logic Analysis of Language: cultural concepts/ Collection of research papers.]/ IYa AN SSSR / Otv.red. N.D. Arutyunova. M.: Nauka, 1991. — S. 3-5.
[3]. Askoldov S.A. Koncept i slovo // Russkaya sloves-nost. Ot teorii slovesnosti k structure teksta: Antologiya. [Russian Philology: From Philology Theory To The Text Structure/ Anthology.] / Pod red. V.N. Neroznaka. M.: Academia, 1997. — S. 267-280.
[4]. Vezhbickaya A. Ponimanie kultur cherez posredst-vo klyuchevyh slov. [Understanding of Culture Through Key Words.] M.: Yazyk i slavyanskoy kultury, 2001.— 288 s.
[5]. Vinogradov S.N. Termin kak sredstvo i obekt opisani-ya (na material russkoy lingvisticheskoy terminologii). [Term as mean and object of description/ Case Of Study of Russian Linguistic Terminology] Nizhniy Novgorod: Izd-vo NNGU, 2005.— 229 s.
[6]. Vorkachev, S.G. Lingvokulturologiya, yazykovaya lichnost, koncept: stanovlenie antropocentricheskoy paradigmy v soznanii [Lingvo-Culturology, Language Personality, Construct: Establishment of Anthropocentric Paradigm In Con-sciousness.]//Filologicheskie nauki. 2001. № 1. — S. 64-72.
[7]. Gagarin A.V. Lichnostno-professionalnoe razvitie studentov v informacionno-sredovyh vzaimodejstvijah [Personal professional development of students information and environmental interactions] / Gagarin A.V., Raickaja L.K., Bystrjakova L.A. // Social'no-jekologicheskie tehnologii [So-cio-environmental technologies]. 2013. № 1. S. 063-076.
[8]. Gagarin A.V. Obrazovatel'naja refleksija v profes-sional'noj podgotovke bakalavrov psihologii [The educational reflection in the professional training of barchelors in the psychology]// Akmeologija. № 3.— [Acmeology] 2013. S. 54-59.
[9]. Demyankov V.Z. Kognitivnaya lingvistika kak raznovidnost interpretiruyuschego podhoda [Cognitive Linguistic As Type of Interpretive Approach / Questions of Development] //Voprosy yazykoznaniya. 1994. № 4. — S. 17-33.
[10]. Derkach A.A Metodologicheskie i prikladnye problem obuchenija studentov-psihologov — [Methodological and applied problems of training of students — psacholo-gists] // Akmeologija. № 1.— [Acmeology] 2014. S. 6-15.
[11]. Zhukovskaya L.I. Semanticheskoe napolnenie kon-cepta «Mentalitet/Mentalnost» i ego yazykovoe voploschenie v sovremennom russkom yazyke. [Semantic Filling of «Mentality/ Mindset» Concept and Its Linguistic Embodiment in Modern Language] Dis. nasois... k.filol.n. Nizhniy Novgorod, 2015, 197 s.
[12]. ZalevskayaA.A. Yazykovoe soznanie: voprosy teorii //Voprosy psiholingvistiki. [Philology: Questions of Theory / Questions of Psycholinguistics.]. 2003. № 1. — S. 30-35.
[13]. Kratkiy slova rkognitivnyh terminov [Shorter Cognitive Term Dictionary.] / E.S. Kubryakova, V.Z. Demyankov, Yu.G. Pankrac, L.G. Luzina / Pod obsch.red. E.S. Kubryako-voy. M.: MGU, 1996.
[14]. Lihachyov D.S. Konceptosfera russkogo yazyka [Spheres of Concept of Russian Language / Russian Philology. From Philology Theory to Text Structure. Anthology] // Russkaya slovesnost. Ot teorii slovesnosti k structure teksta: Antologiya. M.: Academia, 1997. — S. 280-287.
[15]. Luriya A.R. Yazykisoznanie.[Philology.] M.: Izd-vo MGU, 1979.
[16]. Moskalenko O.V. Professional'noe samosoznanie kak general'naja kategorija lichnostno-professional'nogo raz-vitija specialista. [The professional identity as a general category of personal and professional development of a specialist] //Akmeologija. 2012.— [Acmeology] № 2. — S.109-112.
[17]. Moskalenko O.V. Razvitie professional'nogo samo-soznanija gosudarstvennyh sluzhashhih — [The development of professional consciousness of civil servants.] — M.: RAGS.— 2004.
[18]. Moskalenko O.V. Rol' znanij v postroenii kar'ery cheloveka.— [The role of the knowledge in building a career
of a man.] //Akmeologija. № 3.— [Acmeology] 2014. № 3. — S. 65-67.
[19]. Moskalenko O.V. Rol' novyh kommunikativno-in-formacionnyh tehnologij v dejatel'nosti prepodavatelja vuza.— [The role of the new communicative and informative technologies in the activity of university teachers.] //Akmeologija. 2014. № 1-2.— [Acmeology]-S. 163-164.
[20]. Moskalenko O.V. Potencial prezentacij v prepoda-vanii uchebnyh disciplin v vysshej shkole. [The potential of presentations in teaching in the high school] //Akmeologija, 2015, № 1.— [Acmeology]- pp. 34-36.
[21]. Moskalenko O.V. Potencial nekotoryh psihodidak-ticheskih priemov v prepodavanii uchebnyh disciplin v vysshe-jshkole. [The potential of some psycho didactic ways to teach subjects in the high school] //Akmeologija, 2015, № 2.— [Acmeology] — S .248-256.
[22]. Moskalenko O.V Prepodavatel' vysshejshkoly: srav-nitel'nyj samoanaliz so svoimi studentami. [The high school teacher: the comparison self-study with students] //Akmeologija, 2015, № 3.— [Acmeology] — S. 121-122.
[23]. Moskalenko O.V Vozmozhnosti psihodidaktich-eskih priemov i metodov v organizacii uchebnogo processa vysshej shkoly. [The opportunities of psycho didactic ways and methods in the organization of the high school education process] // Obrazovatel'nyetehnologii (g. Moskva), 2015, № 4.— [Educational technology (Moscow)] — S. 72-89.
[24]. Moskalenko O.V. Perspektivy vuzovskoy nauki s poziciy psihodidaktiki vysshey shkoly. // Izvestiya Voronezh-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Prospects of University Science from Position of Psycho-didactics of High School /Bulletin of Voronezh Pedagogic State University]. 2015, № 1 (266), S. 233-237.
[25]. Popova Z.D., Sternin I.A. Kognitivnaya lingvistika. [Cognitive Linguistics.] M.: AST: Vostok-Zapad, 2007.
[26]. Rudenko D.I. Kognitivnaya nauka, lingvofilosofsk-ie paradigmy i granicy kultury [Cognitive Science, Linguistic and Philosophic Paradigms and Culture Boundaries / Philology Questions] // Voprosy yazykoznaniya. 1992. № 6. — S. 19-35.
[27]. Slyshkin G.G. Lingvokulturnye koncepty i metakon-cepty. [Linguocultural constructs and meta-concepts] Volgograd: Pereme-na, 2004.
[28]. Solso R.L. Kognitivnaya psihologiya. [Cognitive psychology] M.: Trivola, 1996.
[29]. TarasovaI.V. Vzaimosvjaz' professional'nogo sam-ovyrazhenija prepodavatelej i studentov. [Interrelation between Professional Self- expression of Teachers and Students // Akmeologija / [Acmeology] 2016, № 3(59). — S. 220-221.
[30]. Tarasova I.V. Akmeologicheskie osobennosti professional'nogo samovyrazhenija kadrov upravlenija. [Acme-ological Peculiarities of Professional Self-expression of Office of Personnel Management] Dis. nasoisk.. k. psihol. n., M. 2006, 231 s.