Научная статья на тему 'Профессиональное самовыражение преподавателя вуза как источник формирования имиджа вуза'

Профессиональное самовыражение преподавателя вуза как источник формирования имиджа вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / UNIVERSITY / ИМИДЖ ВУЗА / IMAGE OF A UNIVERSITY / АНОМИЯ / ANOMIE / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ / LEVELS OF PROFESSIONAL SELF-EXPRESSION / ПЕРСОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ И НЕОРИЕНТИРОВАННЫЙ СПОСОБЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ / ПУБЛИЧНАЯ АКТИВНОСТЬ / PUBLIC ACTIVITY / PERSON-ORIENTED / ORGANIZATION-ORIENTED AND NON-ORIENTED WAYS OF PRESENTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Ирина Владимировна

В статье приведены результаты исследования, нацеленного на повышение имиджа вуза через демонстрацию разных способов презентации преподавателей, их форм публичной активности, которые зависят от уровня профессионального самовыражения преподавателей. Рассмотрены внешне-имиджевый, социально-профессиональный, творчески-преобразующий уровни профессионального самовыражения преподавателей, а также персонально-ориентированный, организационно-ориентированный и неориентированный способы презентации преподавателя, реализуемые в разных формах публичной активности. Применены следующие методы исследования: сравнительный анализ психолого-педагогических источников, интернет-источников, сайтов вузов и показателей имиджа вузов; включённое наблюдение за профессиональным самовыражением преподавателей; контент-анализ учебно-методических и научных работ преподавателей; анкетирование и опрос преподавателей; анализ заданий-ситуаций для оценки уровня профессионального самовыражения преподавателей. Опросники были направлены на выявление уровней профессионального самовыражения преподавателя вуза. Результаты опросов были подсчитаны с помощью коэффициента корреляции рангов Спирмена (rs). Теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены различные способы презентации преподавателя, их форм публичной активности и внешне-имиджевый, социально-профессиональный, творчески-преобразующий уровни профессионального самовыражения преподавателя вуза. Выявленные связи между уровнем профессионального самовыражения преподавателей и способами их презентации, а также формами их публичной активности позволяет изучить и скорректировать профессиональное самовыражение преподавателя вуза, а также построить систему повышения имиджа вуза. Полученные результаты исследования важны как для повышения эффективности деятельности преподавателей, так и для повышения имиджа вуза в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-EXPRESSION OF UNIVERSITY TEACHER AS A SOURCE OF CREATING IMAGE OF THE UNIVERSITY

The article is devoted to the research results aimed at improving the image of a university by demonstrating various ways of teacher’s presentation, their forms of publishing activity which depends on the level of the teachers’ professional self-expression. The author considered external and image building, social and professional, creative and transformational levels of teachers’ self-expression, as well as person-oriented, organization-oriented and non-oriented ways of presenting a teacher, implemented in different forms of public activity. There were used such research methods as the comparative analysis of psychological and pedagogical sources, internet sources, universities’ websites and universities’ image indicators; involved observation over teachers’ professional self-expression; content analysis of university teachers’ academic and research papers; university teachers inquiry and questionnaire; the analysis of situation cases for assessing the level of university teachers’ professional self-expression. Questionnaires were aimed at revealing the levels of university teachers’ self-expression. Questionnaire results were estimated by applying the Spearman rank correlations coefficient (rs). Different types of teacher’s presentation, their forms of public activity, as well as such levels of teachers’ self-expression as person-oriented, organization-oriented and non-oriented, external and image building, social and professional, creative and transformational were theoretically substantiated and empirically substantiated. The revealed interconnections between level of teachers’ professional self-expression and types of their presentation, as well as forms of their public activity makes it possible to create the system of promoting the image of university as well as to study and to correct the professional self-expression of a university teacher. The obtained research results are important both for increasing the efficiency of teachers’ activity and improving the image of a university as a whole.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самовыражение преподавателя вуза как источник формирования имиджа вуза»

УДК 159.9.072.43

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ВУЗА

Тарасова Ирина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет; ул. Татищева, 20, Астрахань, Россия, 414056; e-mail: tarasova_1278@mail.ru

Введение

В современном российском обществе складывается тенденция развития с усиленным проявлением рыночной психологии и в результате — с соответствующим маркетинговым подходом ко всему, даже к образованию и обучению подрастающего поколения. Директор школы, колледжа, образовательного комплекса, ректор вуза — это менеджер в сфере образования, который ставит своей целью организацию создания, продвижения и предоставления образовательных и дополнительных услуг школьникам, студентам, их родителям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации [8]. Таким образом, образовательное учреждение в широком смысле опре-

деляет содержание своей деятельности в зависимости от задач маркетинга, которые состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей. Но главным лицом в этом процессе — ведущим заказчиком — становится клиент (школьники, студенты, их родители), которые «всегда правы», с одной стороны, а с другой — заказывают услуги, не являясь профессионалами в сфере образования, не разбираясь ни в педагогике, ни в психологии, ни в технологии преподавания [6; 7].

Этот опасный уклон и отрицательная ориентация порождает множество тяжёлых последствий как для личности учащегося и его родителей или представителей, самих педагогов, так и для всего общества в целом [9]. Если

личность учащегося формируется в условиях «Я плачу или платят мои родители, значит, всё должно быть так, как я сказал», это ведёт к однобокости и ущербности, порой доходя до полной аномии (от фр. апош1в — отсутствие норм, организации; происходит от гр. апошга — отрицание закона), которая выражает отношение индивидов к нормам и моральным ценностям той социально-политической системы, в которой они существуют. Термин «аномия» был введён Э. Дюркгеймом, который рассматривал аномию как постоянное и нормальное состояние индустриального общества [3]. Он связывал этот термин с пограничной жизненной ситуацией: уже не норма, но ещё и не патология. Аномия — это ситуация, при

РЕЗЮМЕ

В статье приведены результаты исследования, нацеленного на повышение имиджа вуза через демонстрацию разных способов презентации преподавателей, их форм публичной активности, которые зависят от уровня профессионального самовыражения преподавателей. Рассмотрены внешне-имиджевый, социально-профессиональный, творчески-преобразующий уровни профессионального самовыражения преподавателей, а также персонально-ориентированный, организационно-ориентированный и неориентированный способы презентации преподавателя, реализуемые в разных формах публичной активности. Применены следующие методы исследования: сравнительный анализ психолого-педагогических источников, интернет-источников, сайтов вузов и показателей имиджа вузов; включённое наблюдение за профессиональным самовыражением преподавателей; контент-анализ учебно-методических и научных работ преподавателей; анкетирование и опрос преподавателей; анализ заданий-ситуаций для оценки уровня профессионального самовыражения преподавателей. Опросники были направлены на выявление уровней профессионального самовыражения преподавателя вуза. Результаты опросов были подсчитаны с помощью коэффициента корреляции рангов Спирмена (г^.

Теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены различные способы презентации преподавателя, их форм публичной активности и внешне-имиджевый, социально-профессиональный, творчески-преобразующий уровни профессионального самовыражения преподавателя вуза.

Выявленные связи между уровнем профессионального самовыражения преподавателей и способами их презентации, а также формами их публичной активности позволяет изучить и скорректировать профессиональное самовыражение преподавателя вуза, а также построить систему повышения имиджа вуза.

Полученные результаты исследования важны как для повышения эффективности деятельности преподавателей, так и для повышения имиджа вуза в целом.

Ключевые слова: вуз, имидж вуза, аномия, преподаватель, внешне-имиджевый, социально-профессиональный, творчески-преобразующий уровни профессионального самовыражения, персонально-ориентированный, организационно-ориентированный и неориентированный способы презентации, публичная активность.

которой определённое лицо проявляет недостаточное уважение к основным социальным нормам данной социальной системы или стремится усмотреть в этих нормах определённую утрату их обязательности для себя.

Как и в ситуации перевода образования в разряд услуг, государство и общество ослабляют свой контроль за всей системой образования, а также за поведением индивидов. Как писал Э. Дюркгейм, это происходит в эпохи промышленных, экономических и социально-политических кризисов — занятая собой и собственными проблемами государственная машина на время самоустраняется от решения насущных социокультурных, духовно-нравственных задач. В условиях аномии существенно расширяются возможности для свободных волеизъявлений, в том числе для тех из них, которые выходят за пределы цивилизованной нормативности. Распространяются эгоистические умонастроения, пропадает должное уважение к моральным и правовым нормам, ухудшается состояние нравов, возрастает количество самоубийств и преступлений. В XX веке Р.К. Мертон при исследовании дисфункциональных состояний общественных систем, возникающих в результате обострения социальных противоречий, указал на значительный рост числа индивидов, которые для решения своих жизненных задач и достижения имеющихся целей склонны использовать средства, ведущие к успеху кратчайшим путём и не требующие больших физических, интеллектуальных и других затрат со стороны личности. Используется аномия в нескольких смыслах и означает:

• такое состояние общества, при котором его членами утрачена значимость социальных норм, вследствие чего высока вероятность отклоняющегося и саморазрушительного поведения, вплоть до самоубийства;

• отсутствие стандартов сравнения себя с другими людьми, позволяющих оценить своё положение и выбрать образцы поведения, что ставит индивида в неопределённое положение, лишая его идентификации с социальной группой;

• разрыв между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в данной социально-политической системе, и социально приемлемыми, санкционированными средствами их достижения, что стимулирует незаконные пути достижения этих целей [3].

Для предотвращения развития такой неприглядной ситуации в образовании представляется действенным вариант маркетингового подхода в образовании, который будет рассмотрен на примере высшего образования [5; 10].

Цель исследования — рассмотрение в качестве источника формирования имиджа вуза профессиональное самовыражение преподавателя вуза.

Гипотеза исследования — различные уровни профессионального самовыражения преподавателей вуза могут быть реализованы с помощью разных способов их презентации преподавателя, или форм публичной активности, что может влиять на динамику имиджа вуза.

Задачи исследования — рассмотрение различных уровней профессионального самовыражения и разных способов презентации преподавателя, или форм их публичной активности, выявление взаимозависимости способа презентации преподавателя и уровня его профессионального самовыражения.

Методы исследования — сравнительный анализ психолого-педагогических источников, интернет-источников, сайтов вузов и показателей имиджа вузов, включённое наблюдение за профессиональным самовыражением преподавателей, контент-анализ учебно-методических и научных работ преподавателей вузов, анкетирование и опрос преподавателей вузов.

Методика исследования

Программа исследования была посвящена изучению имиджа вузов, публичной активности преподавателей, их профессионального самовыражения и включала в себя несколько этапов. Первый этап — изучение профессионального самовыражения преподавателей вузов. В исследовании приняли участие 68 преподавателей, имеющих опыт работы более 15 лет, и 67 преподавателей, имеющих опыт работы до 5 лет. Данные выборки не уравнивались по: возрасту, полу, направленности (профилю) образования, наличию учёной степени и учёного звания. Все участники исследования преподают в российских вузах: Астраханском государственном университете, РАН-ХиГС при Президенте Российской Федерации, Российском государственном университете правосудия, Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, университете «Синергия» и др.

Второй этап — изучение персонально-ориентированного, организационно-ориентированного и неориентированного способов презентации преподавателя, форм публичной активности и активности преподавателей в различных СМИ.

Третий этап — сопоставление и анализ результатов первого и второго этапов.

В качестве инструментария были использованы: самооценочный опросник профессионального самовыражения преподавателя вуза; беседы, анализ заданий-ситуаций для оценки уровня профессионального самовыражения преподавателей вузов. Опросы были направлены на выявление уровней профессионального самовыражения преподавателей вуза. Результаты опросов были подсчитаны с помощью коэффициента корреляции рангов Спирмена

(О [11].

Организация исследования заключалась в проведении исследовании сайтов вузов и преподавателей вузов, опросов, бесед и занятий при реализации программы повышения квалификации преподавателей высшей школы в 20142017 гг., при обучении аспирантов в рамках курсов программы «Преподаватель-исследователь» в 2016-2017 гг., при обучении по программе дополнительного образования «Преподаватель высшей школы» в 2014-2017 гг.

Основная часть исследования

Профессиональное самовыражение преподавателя вуза определено как поиск и утверждение личностной позиции, целей самопознания и самоутверждения, продумывание ведущих способов организации личностной сферы жизнедеятельности, что позволяет сформировать систему представлений личности о самой себе и презентовать образ своего «Я», раскрыть себя в деятельности и общении с другими людьми [13].

Профессиональное самовыражение личности: выступает как интегрирующий и системообразующий компонент самосознания; влияет как на приобретение знаний и умений, так и на личностное развитие человека; определяет успешность деятельности и субъективную удовлетворённость ею. С другой стороны, профессиональное самовыражение личности зависит от того, как сформирован «образ Я», насколько адекватна самооценка, как соотнесены континиу-мы способов и результатов самореализации с собственными ожиданиями, уверенностью в себе и своей компетенции.

Оно связано с ценностными и смысло-жизненными ориентациями личности, выраженностью мотивации достижения успеха [12].

С позиции преподавателя профессиональное самовыражение связано в первую очередь со своим самоопределением, стремлением найти свой путь, своё место в жизни, найти себя среди других, что является основной потребностью человека и сутью человеческого способа существования в мире [15]. Эта позиция привлекательна для студентов и для общества в целом и может выступить «рекламным ходом» для вуза, так как увлечённый преподаватель влияет как на приобретение студентами знаний и умений, так и на их личностное развитие, определяя в будущем успешность деятельности и субъективную удовлетворённость ею.

Более того, на современном уровне развития общества с развитием Интернета и компьютерных технологий выбор вуза определяется будущими студентами и их родителями многоаспектно, зависит от рейтинга вуза, уровня и качества преподавания, от личности каждого преподавателя, его профессионально-педагогического опыта и знаний [1; 2; 4].

Поэтому на современном этапе развития вузовского образования важно использовать все возможные способы презентации преподавателей как скрытые формы рекламы вуза, которые невозможны без определённого уровня их профессионального самовыражения [14].

Любые способы презентации раскрывают преподавателя для общества; используя их, преподаватель активно работает с членами общества.

Существуют три способа презентации преподавателей: персонально-ориентированный, организационно-ориентированный и неориентированный.

Организационно-ориентированный способ презентации открывает преподавателя обществу как члена конкретной организации — вуза; тем самым образ преподавателя связывается с имиджем конкретного вуза.

Персонально-ориентированный способ презентации предполагает «работу» преподавателя только на себя, не связывая себя с вузом или другой организацией.

Эти два способа презентации преподавателей реализуются в следующих формах:

• онлайн-лекции и онлайн-обучение для обучающихся на сайтах вуза;

• онлайн-лекции и онлайн-консу-льтирование для населения на сайтах вуза;

• вебинары и веб-семинары по актуальным вопросам и интересным проблемам для всего населения;

• выступления на телевидении, радио и в других ресурсах (интернет-каналы).

Данные формы способов презентации свойственны в основном молодым и некоторым опытным преподавателям, которые уверены в себе и являются активными участниками телепередач в прямом эфире.

Согласно нашему исследованию, 67% преподавателей, работающих в вузе более 15 лет, отказываются от публичных форм презентации по разным причинам: несоответствующий, по их мнению, внешний вид, личностные особенности (например, излишняя требовательность к своему уровню коммуникативной компетентности, заниженная самооценка). Они предпочитают использовать формы неориентированного способа презентации преподавателя, которые могут быть безличными из-за нежелания преподавателя быть популярной персоной или из-за того, что он не владеет двумя другими способами презентации. Также преподаватель может быть не ориентирован вообще на какую-либо презентацию из-за признания неважности, считая данный вид деятельности не заслуживающим внимания и отдавая предпочтение другим приоритетам в своей жизнедеятельности — увлечению творчеством, зарабатыванию материальных средств и др.

Если преподаватель не хочет быть публичной личностью, но при этом

у него есть желание участвовать в каких-либо презентациях, ему можно порекомендовать выступления в форме письменных публикаций в газетах, журналах, на сайтах и в блогах, выпускать монографии и книги, участвовать в очных и заочных конференциях.

Результаты исследования и их обсуждение

Главным итогом исследования является выявление трёх уровней профессионального самовыражения преподавателей вуза (внешне-имиджевый, социально-профессиональный, творчес-ки-преобразующий), и соответствие им различных способов презентации: персонально-ориентированного, организационно-ориентированного и неориентированного.

Было установлено, что существуют сильные корреляционные связи между следующими уровнями профессионального самовыражения преподавателя вуза и способом презентации, соответственно: внешне-имиджевым уровнем и персонально-ориентированным способом презентации (rs = 0,856); социально-профессиональным уровнем и организационно-ориентированным способом презентации Г = 0,872), творчески-пре-образующим уровнем и неориентированным способом презентации (г„ = 0,863) (см. таблицу). По шкале Чеддока данные коэффициенты корреляции характеризуются как сильные (тесные) связи [11].

Умеренные связи установлены между следующими уровнями профессионального самовыражения и способом презентации, соответственно: социально-профессиональным уровнем и персонально-ориентированным способом (г„ = 0,369), внешне-имиджевым уровнем и организационно-ориентированным способом Г = 0,382), твор-чески-преобразующим уровнем и персонально-ориентированным способом Г = 0,373).

Отрицательные связи определены между следующими уровнями профессионального самовыражения и спо-

Значение коэффициентов корреляции уровней профессионального самовыражения и способов презентации преподавателя вуза (р < 0,05)

Уровень профессионального самовыражения преподавателя Способ презентации преподавателя

Персонально-ориентированный Организационно-ориентированный Неориентированный

Внешне-имиджевый 0,856 0,382 -0,714

Социально-профессиональный 0,369 0,872 -0,729

Творчески-преобразующий 0,373 -0,721 0,863

собом презентации, соответственно: внешне-имиджевым уровнем и неориентированным способом (г„ = -0,714) социально-профессиональным уровнем и неориентированным способом (^ = -0,729), творчески-преобразующим уровнем и организационно-ориентированным способом (^ = -0,721).

Таким образом, в современной информационной среде возможны различные формы публичной активности для преподавателя с разным уровнем профессионального самовыражения.

Выводы

Главный итог исследования — это рассмотрение различных уровней профессионального самовыражения преподавателя и разных способов его презентации, их реализация в различных формах публичной активности, выявление взаимозависимости способа презентации преподавателя и уровня его профессионального самовыражения.

Результаты исследования позволяют прийти к важному выводу: выявленные связи уровней профессионального самовыражения преподавателей вуза с их способами презентации, их формами публичной активности дают возможность улучшить имидж вуза не за счёт введения клиент-ориентированного подхода в образовании, а путём грамотного формирования способа презентации преподавателя, его форм публичной активности в зависимости от уровня профессионального самовыражения.

Заключение

Подводя итоги исследования взаимосвязи уровней профессионального самовыражения преподавателей и способов их презентации, а также форм публичной активности можно утверждать, что для улучшения имиджа вуза весьма важным является изучение вопроса выявления как уровней профессионального самовыражения преподавателей, так и их способов их презентации.

Это важно, во-первых, для повышения имиджа вуза и его конкурентоспособности. Во-вторых, это значимо для самих преподавателей в качестве формирования и коррекции способов презентации, их форм публичной активности. В-третьих, решение поставленной цели — рассмотрение в качестве источника формирования имиджа вуза профессионального самовыражения преподавателя вуза — позволит скорректировать уровень профессионального самовыражения преподавателей вуза и тем самым

повысить эффективность их профессиональной деятельности, а также личнос-тно-профессионального развития. Это позволит также улучшить подготовку студентов, магистрантов и аспирантов, поможет им стать более конкурентоспособными в современном обществе.

Практические рекомендации могут быть предложены каждой группе преподавателей, выделенных по уровню профессионального самовыражения и способу их презентации. Практические рекомендации могут быть даны и по формированию новых способов презентации преподавателей, их форм публичной активности.

В качестве перспектив исследования представляется важным изучить зависимость повышения имиджа вуза и от других показателей личностно-професси-онального развития преподавателей, а также предложить и разработать другие способы презентации преподавателя вуза, их формы публичной активности.

ССЫЛКИ

1. Антопольский А.А., Поляк Ю.В. Об исследовании публикационной активности учёных (На примере членов Российской академии образования) // Информационные ресурсы России. — 2011. — № 1. — С. 11-16.

2. Антопольский А.А., Поляк Ю.В., Усанов В.А. О российском индексе вебсайтов научно-образовательных учреждений // Информационные ресурсы России. — 2012. — № 4. — С. 2-7.

3. Афанасьев В.С. Эволюция концепции аномии в социологии девиантного поведения // Рубеж (альманах социальных исследований). — 1992. — № 2. — С. 69-81.

4. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. — 2012. — № 3(43). — С. 31-37.

5. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеология. — 2013. — № 3. — С. 54-59.

6. Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приёмов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Акмеология. — 2015. — № 2. — С. 248-256.

7. Москаленко О.В. Возможности психодидактических приёмов и методов в организации учебного процесса высшей школы // Образовательные технологии. — 2015. — № 4. — С. 72-89.

8. Москаленко О.В. К проблеме субъекта карьеры (кто эффективнее построит свою карьеру: Чацкий или Молчалин? // Мир психологии. — 2012. — № 3. — С. 260-266.

9. Москаленко О.В., Назаров Т.А. Пути коррекции «студенческого инфантилизма» // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 128-129.

10. Москаленко О.В. Психодидактика высшей школы: проблемы и поиск путей их решения. — М.: Нестор-История, 2016. — 173 с.

11. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. — СПб.: Речь, 2004. — 392 с.

12. Тарасова И.В. Критерии и показатели профессионального самовыражения преподавателя вуза // Акмеология. — 2017. — № 1 — С. 78-82.

13. Тарасова И.В. Содержание концепта «Профессиональное самовыражение преподавателя вуза» // Акмеология. — 2016. — № 4(60). — С. 72-78.

14. Тарасова И.В. Психологическая культура профессионального самовыражения преподавателей высшей школы // Акмеология. — 2016. — № 1(57). — С. 98.

15. Тарасова И.В Профессиональное самовыражение преподавателей и студентов как актуальная проблема высшей школы / Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации. Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Л.К. Раицкой, С.Н. Кур-баковой, Н.М. Мекеко. — М.: Изд-во МГИМО, 2015. — С. 296-306.

REFERENCES

1. Antopol'skij A.A., Polyak YU.V. Ob issledovanii publikacionnoj aktivnosti uchenyh (Na primere chlenov Rossijskoj akademii obrazovaniya).[About Research of Scientists' Publishing Activity] //Infor-macionnye resursy Rossii.[Informational sources of Russia] 2011. № 1. P. 11-16.

2. Antopol'skij A.A., Polyak YU.V., Usanov V.A. O rossijskom indekse veb-sa-jtov nauchno-obrazovatel'nyh uchrezhdenij [About Russian Index of Web-sites of Scientific and Educational Institutions] //Infor-macionnye resursy Rossii. [Informational Sources of Russia] 2012. № 4. P. 2-7.

3. Afanas'ev VS. Evolyuciya koncepcii anomii v sociologii deviantnogo pove-deniya [Evolution of Anomie Concept in Sociology of Deviant Behavior] //Rubezh (al'manah social'nyh issledovanij). 1992. № 2. S. 69-81.

4. Gagarin A.V. Dejatel'nost' lichnos-ti v informacionno-obrazovatel'noj srede: teoretiko-metodologicheskie aspekty. — [Activity of Personality in Informative and Educational Environment: Theoretical and Methodological Aspects.] // Akmeologija. [Acmeology.] № 3(43). 2012. PP. 31-37.

5. Gagarin A.V. Obrazovatel'naja reflek-sija v professional'noj podgotovke baka-lavrov psihologii. — [Educational Reflection in Professional Training of Bachelors in Psychology] // Akmeologija. №3. [Acmeology] 2013. PP. 54-59.

6. Moskalenko O.V. Potencial nekoto-ryh psihodidakticheskih priemov v pre-podavanii uchebnyh disciplin v vysshej shkole. [Potential of Some Psycho-didactic Ways to Teach Subjects in High School. //Akmeologiya [Acmeology], 2015, № 2. PP. 248-256.

7. Moskalenko O.V. Vozmozhnosti psihodidakticheskih priemov i metodov v organizacii uchebnogo processa vysshej shkoly. [Opportunities of Psycho-didactic Ways and Methods in Organization of High School Education Process.] // Obrazovatel'nye tekhnologii. [Educational technology] (Moscow), 2015, № 4. P.P. 72-89.

8. Moskalenko O.V. K probleme sub'ekta kar'ery (kto ehffektivnee postroit svoyu kar'eru: Chackij ili Molchalin? /About Career Subject Problem (who will Effectively Develop his Career? Will it be Chatsky or Molchalin?)] // Mir psihologii. / [Psychology world]. 2012. № 3, P. 260-266.

9. Moskalenko O.V., Nazarov T.A. Puti korrekcii «studencheskogo infantilizma». [Ways of Correction of Student Infantilism.] // Akmeologiya [Acmeology], 2015, № 3, PP. 128-129.

10. Moskalenko O.V. Psihodidaktika vysshej shkoly: problemy i poisk putej ih resh-eniya.[Psycho-didactics of High School: Problems and Searching for Ways of Solving Them] M.: Nestor-Istoriya. 2016. 173 p.

11. Nasledov A.D. Matematicheskie metody psihologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretaciya dannyh. [Mathematical Methods of Psychological Research. Analysis and Interpretation of Statistics]. SPb.: Rech', 2004. 392 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Tarasova I.V. Kriterii I pokazateli professional'nogo samovyrazhenija pre-podavatelja vuza. [Criteria and Indicators of Professional Self-actualization of University Teacher] // Akmeologija [Acmeology], 2017. P. 78-82.

13. Tarasova I.V. Soderzhanie koncepta «Professional'noe samovyrazhenie prepo-davatelja vuza» [Content of «Professional Self-expression of University Teacher» Concept]// Akmeologija [Acmeology]. 2016. № 4(60). P. 72-78.

14. Tarasova I.V. Psihologicheskaja kul'tura professional'nogo samovyrazhenija prepodavatelej vysshej shkoly. [Psychological Culture of University Teachers' Professional Self-expression] // Akmeologija [Acmeology]. 2016, № S 1 (57). P. 98.

15. Tarasova I.V. Professional'noe samovyrazhenie prepodavatelej I studentov kak aktual'naja problema vysshej shkoly. /Mirovoe kul'turno-jazykovoei politiches-koe prostranstvo: innovacii v kommu-nikacii. Sb. nauch. tr. /Pod obshh. red. L.K. Raickoj, S.N. Kurbakovoj, N.M. Me-keko. M.: MGIMO [Professional Self-expression of Teachers and Students as Actual Problem of University/ Worldwide Cultural Linguistic and Political Area: Innovations in Communication] Collection of research papers/ Under the general editorship of L.K. Raickoj, S.N. Kurbakovoj, N.M. Mekeko. M.:MGIMO, 2015. P. 296-306.

PROFESSIONAL SELF-EXPRESSION OF UNIVERSITY TEACHER AS A SOURCE OF CREATING IMAGE OF THE UNIVERSITY

Irina V. Tarasova — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Social Pedagogy and Psychology, Astrakhan State University, Tatischeva Street, 20, Astrakhan, 414056, Russia; e-mail: tarasova_1278@mail.ru

ABSTRACT

The article is devoted to the research results aimed at improving the image of a university by demonstrating various ways of teacher's presentation, their forms of publishing activity which depends on the level of the teachers' professional self-expression. The author considered external and image building, social and professional, creative and transformational levels of teachers' self-expression, as well as person-oriented, organization-oriented and non-oriented ways of presenting a teacher, implemented in different forms of public activity.

There were used such research methods as the comparative analysis of psychological and pedagogical sources, internet sources, universities' websites and universities' image indicators; involved observation over teachers' professional self-expression; content analysis of university teachers' academic and research papers; university teachers inquiry and questionnaire; the analysis of situation cases for assessing the level of university teachers' professional self-expression.

Questionnaires were aimed at revealing the levels of university teachers' self-expression. Questionnaire results were estimated by applying the Spearman rank correlations coefficient (rs).

Different types of teacher's presentation, their forms of public activity, as well as such levels of teachers' self-expression as person-oriented, organization-oriented and non-oriented, external and image building, social and professional, creative and transformational were theoretically substantiated and empirically substantiated.

The revealed interconnections between level of teachers' professional self-expression and types of their presentation, as well as forms of their public activity makes it possible to create the system of promoting the image of university as well as to study and to correct the professional self-expression of a university teacher.

The obtained research results are important both for increasing the efficiency of teachers' activity and improving the image of a university as a whole.

Keywords: university, the image of a university, anomie, a teacher, external — image building, social — professional, creative — transformative levels of professional self-expression, person-oriented, organization-oriented and non-oriented ways of presenting and public activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.